Пояснительная записка 54

Профессиональная деятельность педагога-психолога, связанная с изучением психической реальности, предъявляет повышенные требования не только к его профессиональным качествам, но и к уровням владения методологической культурой. Хорошего специалиста характеризует не просто умелое использование имеющегося в практике инструментария, а, в большей степени, владение способами выстраивания, разработки собственных инструментов исследования, измерения признака, умением организовывать процедуру его измерения адекватно предмету.

Настоящий курс носит общеобразовательный характер. Его задача — не только первоначальное введение студентов в широкую область организации и проектирования исследования, но и помощь в овладении культурой и способами методологически адекватной организации деятельности, необходимой в самых разных областях психологической практики.

Курс разделен на два блока: Методология исследования, основные подходы. Методы психолого-педагогического исследования. В первом блоке представлены лишь некоторые подходы изучения психических явлений и образований. Выбор рассмотренных подходов определен их значимостью в развитии отечественной психологии. Однако это не ограничивает студента в изучении и других подходов.

Во втором блоке рассмотрены основные методы, применяемые в психолого-педагогических исследованиях. Методы рассматриваются через взаимосвязь с методологическими принципами и в единстве с теоретической базой исследования.

При освоении курса необходимо учитывать его преемственные связи с общеобразовательными курсами «Общая психология», «Введение в возрастную психологию».

Итоговой формой контроля является экзамен.

Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины – становление научного мышления студентов, их методологической культуры, подготовка их к решению исследовательских проблем, проектированию и осуществлению научно-исследовательской деятельности, формирование понимания структуры и организации исследования.

Задачи дисциплины – овладение понятийным аппаратом методологического знания, расширение представлений об особенностях и видах психолого-педагогического исследования, приобретение опыта анализа исследовательской деятельности, инструментарием выбора и адекватного использования методов, усвоение основ организации и проектирования психолого-педагогического исследования.

6 стр., 2966 слов

Введение в психолого- педагогическую деятельность

УЧЕБНОЕПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ В.Б.Успенский, А.П. Чернявская ВВЕДЕНИЕ в ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДопущеноМинистерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия длястудентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031000«Педагогика и психология» ББК77.02-11я73 У77 Успенский В.Б., Чернявская А.П. У 77 Введение впсихолого-педагогическую деятельность: Учеб. ...

Требования к уровню освоения содержания:

Студент, изучивший данную дисциплину, должен

Знать:

Методологию психолого-педагогического исследования;

Основные принципы и положения организации психолого-педагогического исследования;

Логику проектирования и организации психолого-педагогического исследования;

Положения и принципы основных методологических подходов;

Методы получения психологической информации, способы ее обобщения и интерпретации;

Технологию проведения методов психолого-педагогического исследования.

Уметь:

Применять принципы построения и организации исследования при анализе психолого-педагогических исследований и разработки собственных;

Методологически грамотно выделять проблему, тему, цель, объект, предмет, задачи, гипотезу психолого-педагогического исследования;

Технологически корректно подбирать адекватный комплекс методов для осуществления прикладного психолого-педагогического исследования;

Владеть навыком использования психологических методов в проведении исследований;

Производить сбор, обработку и анализ психологической информации.

Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Методология исследования. Основные подходы.

Тема 1. Методология исследования. Уровни методологии.

Понятие методологии. Общие представления о методологии науки. Уровни методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический (Э.Г.Юдин, В.Н.Дружинин).

Методология как система принципов и способов организации исследования. Значение методологии в исследовании. Функции методологии: обобщение научных знаний и выявление общих принципов научного исследования, обеспечение правильной постановки содержательно и формально проблемы, определение средств, необходимых для решения поставленных задач и проблем, оптимизация организации исследования, раскрытие значения результатов исследования. Методология как учение о методе. Понятие метода как способа построения и обоснования познания (Б.Г.Ананьев, О.С.Анисимов, Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, В.М.Розин и др.).

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... знания о методологии научного, в том числе психолого-педагогического исследования; •сформировать понятийный аппарат в области методологии научного исследования; •раскрыть методологический аппарат научного исследования; •выделить ... научные концепции. 25 Функции методологии педагогики Следуют из основной функции метода (В.П. Кохановский): внутренняя организация и регулирование процесса познания или ...

Методология и психология (В.Дильтей, К.Левин, С.Л.Рубинштейн, Г.П.Щедровицкий, А.В.Юревич).

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001.
  2. Выготский Л.С. О психологических системах // Собрание сочинений. – М.: Педагогика, 1982. В 6 тт. – Т.1. – С.109-131.
  3. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологических исследований. — СПб., 1991.
  4. Дзуки Э. Введение в методологию социально-психологического исследования. — Милан – Новосибирск, 1997. – 57 с.
  5. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.:МГУ, 1983.
  6. Розин В.М. Психология: теория и практика. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
  7. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. – М., 1999. – 444 с.
  8. Щедровицкий Г.П. Методологическая организация сферы психологии // Вопросы методологии. – 1997. – № 1-2. – С.109-120.

Тема 2. Психолого-педагогическое исследование: определение, организация, этапы, виды.

Исследование как форма познания изучаемой реальности. Виды исследований. Научное и практическое исследование (Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, А.М.Эткиндт).

Теоретические и эмпирические. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в организации исследования, особенности проведения исследования (В.Дильтей, Э.Шпрангер).

Номотетический и идеографические подходы (Б.Ф.Бурлачук, Ю.М.Забродин, Дж.Келли, Я. Тер Лаак, В.Н.Мясищев).

Основные исследовательские стратегии: описание, объяснение, конструирование (В.Н.Дружинин, К.Левин, А.А.Кроник, В.М.Розин).

6 стр., 2772 слов

Современные проблемы психологии личности

Цикунов Сергей Георгиевич 2 семестра: зачет + экзамен (устно) Информация есть на сервере Проблемы, с которыми личность сталкивается в жизни. Они разделены на проблемы, порожденные внутренними причинами и внешними факторами (средой, социальной средой). Мотивации и эмоции посмотреть фрустрации Подкрепление Психологическое воздействие травмирующих обстоятельств Теория горя (с горем встретится каждый ...

Основные этапы организации и планирования исследования. Описательно-постановочный, методологический, организационно-проектировочный, эмпирический, интерпретационный этап (Б.Г.Ананьев, В.Г.Гречихин, Э.Дзуки).

Литература:

  1. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологических исследований. — СПб., 1991.
  2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1988.
  3. Дильтей В. Описательная психология. – СПб.: Алетейя, 1996. – 160 с.
  4. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 164 с.
  5. Иванова И.И., Асеев В.Г. Методология и методы психологического исследования // Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Е.В.Шорохова. – М., 1969.
  6. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – СПб.: Питер, 2004.
  7. Куликов Л.В. Психологическое исследование. – Спб.: Речь, 2001. – 184 с.
  8. Левин К. Закон и эксперимент в психологии // Психологический журнал. – 2001. — №2. – С. 101-108, №3. – С.118-125.
  9. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. – М.: Наука, 1999.
  10. Розин В.М. Психология: теория и практика. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001.
  12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Школа-пресс, 1996. – с.81-125.
  13. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. — М., 1994. – Диалог 5.
  14. Юдин Б.Г. Вступительная статья к кн. М.Голдстейн, И.Ф.Голдстейн Как мы познаем. – М., 1978. – С.5-30.
  15. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. — М., 2003.

Тема 3. Основные компоненты исследования

Проблема как основание исследования. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений как основания проведения исследования. Постановка научной проблемы как обнаружение существования дефицита, осознание потребности в устранении дефицита, описание проблемной ситуации на обиходном языке, формулирование проблемы в научных терминах (В.А.Ганзен, В.Д.Балин, В.Н.Дружинин, В.Н.Карпович).

12 стр., 5784 слов

Исследование проблем совершенствования социально-психологического климата в организации

Оглавление Введение . 3 Глава 1. Теоретические основы исследования социально-психологического климата в коллективе . 3 1.1 Анализ понятийного аппарата. 3 1.2 Структура социально-психологического климата (СПК) 3 1.3. Факторы, влияющие на создание социально-психологического климата 3 Глава 2. Исследование проблем социально – психологического климата в ООО «Курортный магазин» . 3 2.1. Общая ...

Актуальность как необходимость изучения поставленной проблемы, обоснование выбора данной области науки, объекта и предмета исследования. Объект исследования как природа реальности, которая изучается, и предмет – сторона, свойство, уровень организации объекта изучения. Взаимосвязь проблемы, объекта и предмета исследования. Цель и задачи исследования. Определение задач – выбор путей и средств достижения цели и проверки гипотезы. Гипотеза как предполагаемый способ решения проблемы. Гипотеза как обобщение или утверждения, которая позволяет по-новому рассуждать о предмете, и инструмент построения логических выводов относительно изучаемой предметной области. Виды гипотез: описательная, объяснительная, прогнозная, гипотеза-основание, гипотеза-следствие. Основания распространения результатов исследования на класс объектов изучения. Выборка исследования. Соответствие выборки проблеме исследования. Способы и требования к ее формированию.

Литература

  1. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологических исследований. — СПб., 1991.

  1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М.: МГУ, 1982.
  1. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1988.
  2. Дзуки Э. Введение в методологию социально-психологического исследования. — Милан – Новосибирск, 1997. – 57 с.
  3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002.
  4. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – СПб.: Питер, 2004. – 254 с.
  5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444с.

Тема 4. Системный, деятельностный, типологический подходы. Основные положения, принципы, закономерности.

Подход как основа изучения проблемы. Подход как средство определения того, что и как делать в исследовании предмета. Единство предмета и метода как основа научного подхода. Принципы как выражение, конкретизация подхода. Принцип – установки, организующие направление и характер исследования. Основные подходы психолого-педагогического исследования: системный, деятельностный, типологический. Принципы подходов. Закономерности подхода как устойчивые связи и отношения моделируемого предмета.

3 стр., 1010 слов

Предмет и задачи психологии.Проблема объективного метода в психологии

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………….2 Предмет и задачи психологии……………………………………………………………….3 Проблема объективного метода в психологии………………………………6 Естественно-научная и гуманитарная парадигма в психологии…………..10 Категориальная система психологии. Объяснительные принципы психологии……………………………………………………………………..13 Список литературы…………………………………………………………….17 Введение В последние годы в ...

Системный подход: основные положения, принципы, закономерности (П.К.Анохин, Б.Ф.Ломов, Э.Г.Юдин, Г.П.Щедровицкий).

Развитие принципа системности в психологии. Формы принципа системности: системно-структурная, структурно-уровневая, системно-функциональное, системно-генетическая и др. (В.А.Барабанщиков).

Системный подход как методологическое средство изучения психики как дифференцированного целого, выявление многообразия связей и интегральных зависимостей и взаимодействий, создание широкой многомерной картины психических явлений. Проблемы применения системного подхода.

Деятельность как объяснительный принцип развития явлений, источник происхождения многообразных продуктов психического, механизмов явления и их генезиса (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.И.Слободчиков и др.).

Аспекты рассмотрения понятия «деятельность» (Э.Г.Юдин).

Проблемы деятельностного подхода в психологии (В.П.Зинченко, В.И.Слободчиков и др.).

Типологический подход как изучение общих закономерностей функционирования психики в различных ситуациях жизнедеятельности личности. Понятие «тип». Основания выделения типов изучаемого предмета. Особенности построения типологии и классификаций: открытые и закрытые типологии, особенности организации исследования (К.А.Абульханова, И.П.Павлов, Г.Олпорт, К.Юнг и др.).

Функции типологии в проведении исследования. Способы типологизации. Типология как исследовательская стратегия (К.А.Абульханова, В.И.Ковалев, В.Ф.Серенкова и др.).

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Категория деятельности в советской психологии // Психологический журнал. – 1980. — №4. – С.11-28.
  2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. – 1983. – Т.4. — №1. – С.14-29.
  3. Анохин П.К. Функциональная система // Нейропсихология. Тексты. / Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: МГУ, 1984.
  4. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению и функционированию личности // Проблемы психологии личности. — М., 1982.
  5. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
  6. Барабанщиков В.А. Б.Ф.Ломов: системный подход к исследованию психики // Психологический журнал. – 2002. — №4. — С. 27-38.
  7. Бернштейн Н.А. Физиологии движений и активность. – М.: Наука, 1990. – 495 с.
  8. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973.
  9. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 392 с.
  10. Выготский Л.С. О психологических системах // Собрание сочинений. – М.: Педагогика, 1982. В 6 тт. – Т.1. – с.109-131.
  11. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Л.: Изд-во Ленингр ун-та, 1984. — Глава1.
  12. Геодакян В.А Организация систем — живых и неживых // Системные исследования. Ежегодник. – М.: Наука, 1970. – С.49-62.
  13. Горбатенко А.С. Предмет психологии: системная концепция. — Р/н/Д, 1996.
  14. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. – М.: МГУ, 1990.
  15. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. – М.: МГУ, 1990.
  16. Завершнева Е.Ю. Принцип неопределенности и дополнительности в квантовой механике и психологии: проблема методологии заимствования // Вестник МГУ Серия 14. – Психология. – 2001. — №4, 2002. — №1.
  17. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.:МГУ, 1983
  18. Кольцова В.А. Системный подход к разработке проблем истории отечественной психологии // Психологический журнал. – 2002. — №2. — С. 6-18.
  19. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Избранные психологические труды. М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 384 с.
  20. Раппопорт А. Системный подход в психологии // Психологический журнал. – 1994. — Т. 15. — №3. — С.3-17.
  21. Раппопорт А. Системный подход в психологии // Психологический журнал. – 1994. — Т. 15. — №3. — С.3-17.
  22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001.
  23. Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности) // Вопросы философии. – 2001. — №3. — С.48-57.
  24. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. – М.: Мысль, 1978.
  25. Шадриков В.Д. Психология и способности человека. — М.: Логос, 1996. – 320с.
  26. Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного подхода. – М.: Знание, 1963.
  27. Энгельгардт В.А. Интегратизм – путь от простого к сложному в познании явлений жизни // Вопросы философии. – 1970. — №11. – С.103-115.

Тема 5. Взаимосвязь подхода, метода, методики. Взаимосвязь предмета психологии и методов исследования. Единство теории и методов

Подход как особая форма изучения предмета, основание анализа, проектирования и программирования исследовательской деятельности. Метод как форма организации определенного способа познания, связь замысла с исполнением. Методика как особое использование метода, его частная процедура для решения определенных задач. Различение научного подхода, конкретно-исследовательского метода, частной методики. Выбор метода и методик в соответствии с подходом, как фиксация определенного понимания психического явления и конструирование его. Специфика построения и обоснования знания о психологическом предмете. Раскрытие закономерностей посредством метода. Основания для выбора методов и методик. Основные принципы определения набора методик. Организация исследования.

4 стр., 1692 слов

Социологические проблемы исследования производственных организаций

Социологические проблемы исследования производственных организаций Организационно-технологическая функция - это система средств, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем. Повышение производительности труда, ...

Литература

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002. —
  2. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.:МГУ, 1983.
  3. Куликов Л.В. Психологическое исследование. – Спб.: Речь, 2001. – 184 с.
  4. Левин К. Закон и эксперимент в психологии // Психологический журнал. – 2001. — №2. – С. 101-108, №3. – С.118-125.
  5. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. – М.: Наука, 1999.
  6. Платонов К.К. Теория и метод // Личность и труд. — М.: Мысль, 1965.
  7. Розин В.М. Психология: теория и практика. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001.
  9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Школа-пресс, 1996. – с.81-125.
  10. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. — М., 1994. – Диалог 5.

Раздел 2. Методы психолого-педагогического исследования.

Тема 1. Характеристика методов исследования. Классификации методов исследования.

Понятие метода. Основные характеристики. Понятие метода как нормы деятельности исследователя. Отличие от методик и подхода. Методы в психологии. Основания применения основных методов психолого-педагогического исследования в изучении психологических проблем. Виды методов. Теоретические и эмпирические методы исследования. Классификации методов, критерии разделения методов на группы. Проблема классификации методов. Основные классификации (Б.Г.Ананьев, В.Н.Дружинин, В.И.Слободчиков).

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Проблемы современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – С. 190-234.
  2. Большаков В.Ю. Психотренинг. – СПб., 1996. (введение)
  3. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1995. — Раздел 1, 5.
  4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб.: Питер, 2004. –С.35-40.
  5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – С.25-51.
  6. Основы общей психодиагностики / Под ред. А.Г.Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – С.105-197.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – с.38-54.
  8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Школа-пресс, 1996. – С.81-125.

Тема 2. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования

Роль наблюдения в развитии психологии. Специфика метода наблюдения. Основные положения, на основе которых возможно применение данного метода в психологии. Виды наблюдения. Формализованное и неформализованное наблюдение. Интроспекция как метод исследования внутреннего мира. Интроспекция и самонаблюдение (В.Вундт, С.Л.Рубинштейн, Ю.Б.Гиппенрейтер).

Схема проведения наблюдения. Требования к процедуре наблюдения. Карта наблюдения. Проблемы использования наблюдения и исследовательские возможности метода. Наблюдательность, индивидуальные особенности (Л.А.Регуш).

Пути повышения точности и надежности наблюдения.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 1996. – Лекция 3.
  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб.: Питер, 2004. – с.40-44. Раздел про наблюдение.
  3. Иванова И.И., Асеев В.Г. Методология и методы психологического исследования // Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Е.В.Шорохова. – М., 1969.
  4. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. –СПб.: Речь, 2002. – с.5-37.
  5. Петровская Л.А. Наблюдение как метод конкретного социального исследования. – М., 1972.
  6. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001
  7. Роговин М.С. Метод наблюдения и деятельность наблюдателя // Вопросы философии. – 1988. — №7.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. –С.38-50.
  9. Семенов В.Е., Никифоров А.Т. Метод наблюдения в прикладных социально-психологических исследованиях // Социальная психология и общественная практика. – М.: Наука. – С.178-189.
  10. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. — М., 1994. – Диалог 5.

Тема 3. Особенности эксперимента в психологии.

Значение эксперимента в истории психологии. Задачи эксперимента. Общая характеристика психологического эксперимента. Особенности эксперимента (С.Л.Рубинштейн).

Основные положения, на основе которых возможно применение данного метода в психологии. Виды эксперимента: лабораторный, естественный (А.Ф.Лазурский), формирующий (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин).

Эксперимент как совместная деятельность исследователя и испытуемого. Квазиэксперимент. Независимая и зависимая переменные. Артефакты. Способы контроля артефактов. Планирование эксперимента. Экспериментальные планы (Д.Кемпбелл).

Эксперимент и этика. Проблемы использования и исследовательские возможности метода.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Проблемы современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. — с.190-234.
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. – М., 2002
  3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М.: МГУ, 1982.
  4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб.: Питер, 2004.
  5. Кемпбелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М.: «Прогресс», 1980.
  6. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – СПб.: Питер, 2004.
  7. Левин К. Закон и эксперимент в психологии // Психологический журнал. – 2001. — №2. – с. 101-108, №3. – с.118-125
  8. Ломов Б.Ф, Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. с.37-51.
  9. Метод исследования в психологии: квазиэксперимент. – М.: Изд-во МГУ, 1999
  10. Милгрем Ст. Эксперимент в социальной психологии. – СПб.: Питер, 2001
  11. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. –СПб.: Речь, 2002. – с.37-100.
  12. Психология и этика: опыт построения дискуссии. – Самара: БАХРАХ, 1999. – 128 с.
  13. Психология и этика: опыт построения дискуссии. – Самара: Бахрах, 1999. – 42 с.
  14. Розин В.М. Психология: теория и практика. – М.: Изд-во МГУ, 1998
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – с.50-54.
  16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Школа-пресс, 1996. – с.95-102.

Тема 4. Экспертные оценки

Экспертиза как измерение. Общая характеристика экспертных оценок. Основные положения, на основе которых возможно применение данного метода в психологии. Экспертные оценки и шкалирование. Построение экспертных шкал. Основные требования к подбору экспертов. Оценка компетентности экспертов. Этапы проведения экспертизы. Требования к процедуре проведения экспертных оценок. Влияние числа экспертов и числа оцениваемых параметров на точность оценок. Проблема согласованности экспертных оценок. Экспертные оценки в наблюдении. Проблемы использования и исследовательские возможности метода.

Литература:

  1. Дистанционное наблюдение и экспертная оценка. — М., 1982. — 108 с.

  2. Евланов Л.Г., Куртузов В.А. Экспертные оценки в управлении. — М., 1978
  3. Котик М.А. Новый метод экспертной оценки отношения людей к волнующим их событиям // Вопросы психологии. – 1994. — №1.
  4. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М., 2002. Приложение (экспертные оценки)
  5. Основы общей психодиагностики / Под ред. А.Г.Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – с.119-131.
  6. Тарасова М.Е., Галицина Н.В. Метод экспертных оценок. – М., 1974.
  7. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. – М.: Педагогика, 1989.

Тема 5. Метод тестирования в психологии.

Общее представление о психологическом тестировании. Основные положения, на основе которых возможно применение данного метода в психологии. Функции тестовых методик. Тест как метод измерения, точная количественная и качественная оценка психологических особенностей человека. Статистическая природа теста. Тест и эксперимент. Тест и опросник. Тест и экспертные оценки. Виды тестовых процедур. Проблемы использования и исследовательские возможности метода. Технология создания и адаптации тестовых методик.

Литература:

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2003. – С.449-484.
  2. Бернштейн М.С. К методике составления и проверки тестов // Вопросы психологии. – 1968. — №1
  3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб.: Питер, 2004
  4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.: Речь, 2001. – с. 36-51
  5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Школа-пресс, 1996. – с.81-125.
  6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – с.25-51.
  7. Основы общей психодиагностики / Под ред. А.Г.Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – с.131-157.

Тема 6. Проективный метод.

Понятие проекции. Направления понимания проекции – психоанализ (защитный механизм) и непсихоаналитическое понимание (проявление личности вовне) – как основания построения и интерпретации результатов исследования. Основные характеристики проективного метода. Проективный метод и исследовательская стратегия. Основные положения, на основе которых возможно применение данного метода в психологии. Основные элементы проективного метода. Отличие проективных методик от тестов. Преимущества и недостатки метода. Проблемы использования и исследовательские возможности метода.

Литература:

  1. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И, Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — Глава 1.
  2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.: Речь, 2001. –с.51-70
  3. Соколова Е.В. Проективный метод исследования личности. – М., 1980

Тема 7. Вербально-коммуникативные методы

Вербально-коммуникативные методы как способы получения и применения психологической информации на основе речевого общения. Виды: беседа, опрос, интервью, анкетирование. Сходство и отличие. Основные характеристики. Положения, на основе которых возможно применение данной группы методов в психологии. Отличие данных методов как психологических от их применения в других науках. Требования к проведению. Этапы проведения. Проблемы применения и исследовательские возможности метода.

Литература:

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб.: Питер, 2004
  2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Школа-пресс, 1996. – С.103-105, 111-112.
  3. Метод беседы в психологии / Сост. А.М.Айламазян. – М., 1999.
  4. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. – СПб.: Речь, 2002.

Тема 8. Анализ продуктов деятельности. Контент-анализ.

Общая характеристика методов анализа продуктов деятельности. Основные положения, на основе которых возможно применение данной группы методов в психологии. Контент-анализ как метод исследования продуктов деятельности, анализ содержания. Анализируемый материал. Единицы анализа. Способы анализа. Проблемы использования и исследовательские возможности метода.

Литература:

  1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.: Речь, 2001. – С. 70-79
  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб.: Питер, 2004. – С.46-51.
  3. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Качественный анализ результатов тестирования // Детский практический психолог. – 1995. — №2.

Тема 9. Психосемантический метод.

Психосемантический метод как реконструкция и изучение генезиса, строения и функционирования индивидуальной системы значений, определяющей восприятие субъектом мира, других людей, самого себя. Теоретические основания метода: семантические пространства (Ч.Осгуд), теория личностных конструктов (Дж.Келли), психосемантика (В.Ф.Петренко, А.Г.Шмелев, Е.Ю.Артемьева и др.).

Основные положения, на основе которых возможно применение данной группы методов в психологии. Отличие данного метода от метода тестов и вербально-коммуникативных. Проблемы использования и исследовательские возможности метода.

Литература:

  1. Основы общей психодиагностики / Под ред. А.Г.Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – С.157-167.
  2. Петренко В.Ф. Психосемантический подход к исследованию сознания и личности // Психологическое обозрение. – 1996. — №2(3).

    – С.12-17.

  3. Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. – 1984. — №3. – С.150-157.
  4. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. – М.: Прогресс, 1987. (В том числе и предисловие Ю.М.Забродин «Теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик»)
  5. Леонтьев Д.А. Непонятый классик // Психологический журнал. – 2005. – Т.26. — №6. – С.111-117.

Учебники и учебные пособия

  • Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001.
  • Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002.
  • Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444с.
  • Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. – М., 1999. – 444 с.
  • Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. – М., 2002.

Дополнительная литература:

  1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. – М.: МПСИ – Воронеж: МОДЭК, 1999. – 224 с.
  2. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению и функционированию личности // Проблемы психологии личности. — М., 1982.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
  4. Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия. – М.: МПСИ – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 464 с.
  5. Бернштейн Н.А. Физиологии движений и активность. – М.: Наука, 1990. – 495 с.
  6. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 392 с.
  7. Геодакян В.А Организация систем — живых и неживых // Системные исследования. Ежегодник. – М.: Наука, 1970. – С.49-62.
  8. Горбатенко А.С. Предмет психологии: системная концепция. — Р/н/Д, 1996.
  9. Дильтей В. Описательная психология. – СПб.: Алетейя, 1996. – 160 с.
  10. Евланов Л.Г., Куртузов В.А. Экспертные оценки в управлении. — М., 1978.
  11. Завершнева Е.Ю. Принцип неопределенности и дополнительности в квантовой механике и психологии: проблема методологии заимствования // Вестник МГУ Серия 14. – Психология. – 2001. — №4, 2002. — №1.
  12. Котик М.А. Новый метод экспертной оценки отношения людей к волнующим их событиям // Вопросы психологии. – 1994. — №1.
  13. Куликов Л.В. Психологическое исследование. – Спб.: Речь, 2001. – 184 с.
  14. Основы общей психодиагностики / Под ред. А.Г.Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – С.105-197.
  15. Психология индивидуальных различий: Тексты. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: МГУ, 1982.
  16. Регирер Е.И. Развитие способностей исследователя. – М.: Наука, 1969. – 230с.
  17. Семенов В.Е., Никифоров А.Т. Метод наблюдения в прикладных социально-психологических исследованиях // Социальная психология и общественная практика. – М.: Наука. – С.178-189.
  18. Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности) // Вопросы философии. – 2001. — №3. — С.48-57.
  19. Тарасова М.Е., Галицина Н.В. Метод экспертных оценок. – М., 1974.
  20. Теплов Б.М. О методе психологического исследования // Избранные труды. — М.: Педагогика, 1985. — В 2 тт., Т.1.
  21. Шадриков В.Д. Психология и способности человека. — М.: Логос, 1996. – 320с.
  22. Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного подхода. – М.: Знание, 1963.
  23. Юдин Б.Г. Вступительная статья к кн. М.Голдстейн, И.Ф.Голдстейн Как мы познаем. – М., 1978. – С.5-30.

Контрольные задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Методологический анализ психолого-педагогического исследования.

Данный анализ проводится на примере исследований, описанных в научных психологических журналах, например, «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» и др. Исследования могут быть взяты не только из журналов, но и из других источников, в которых описано конкретное исследование. Выбор исследования студент производит самостоятельно, основное требование – описание экспериментального исследования.

На примере трех описанных исследований, выбираемых студентами самостоятельно, проанализировать технологию его организации. Выделить проблему, объект и предмет исследования, определить цель и задачи исследования. Определить основания поставленной гипотезы исследования, структуры построения. На каких подходах базируется исследование. Выделить основные принципы исследования. Описать организацию экспериментальной процедуры, определить используемые методы в исследовании. Ответить на вопрос: почему были применены данные методы исследования, можно ли для решения поставленной проблемы использовать другие методы. Оценить выдержано ли единство предмета и метода, взаимосвязь методологии и методов исследования.

Задание 2. Сравнение и анализ методов психолого-педагогического исследования.

Целью данного задания является понимание единства теории и практической организации исследования, метода как продолжения теории. Направлено на выделение основного способа деятельности исследователя, заложенного внутри метода.

Метод

История

применения данного

метода

в психологии

Основное

теоретическое

положение

метода

Способ

получения

информации

В каких исследовательских ситуациях можно

применять данный метод

Трудности применения данного

метода

Пояснение к критериям анализа, представленным в таблице.

В графе «История применения метода в психологии» необходимо отразить, когда и в каком направлении психологии начинает активно использоваться анализируемый метод, а также какие направления используют данный метод. Использование определенного метода исследования определяется природой понимания психического, определенной парадигмой понимания человека и психики. Выделение времени и направления, которое начинает применять данный метод позволит выявить основные методологические принципы направления, а также смену идеалов психологии как науки, парадигм (Т.Кун), исследовательской стратегии в изучении психики.

Второй критерий «Основное теоретическое положение метода» тесно связан с первым и направлен на выделение принципов организации сбора информации, методологических положений, позволяющих применять метод для анализа психологической реальности в рамках определенного направления.

Исследовательский метод представляет собой форму организации определенного способа познания и представляет собой систему операций с психологическими объектами, деятельность определенного типа. Необходимо отразить в графе «Способ получения информации» как организована деятельность исследователя при изучении предмета, характеризующая данный метод.

Графа «В каких исследовательских ситуациях можно применять данный метод» предполагает выделение типов исследовательских задач, изучение которых возможно с использованием данного метода, особенностей изучаемого предмета. Тем самым предполагается выделение предметного уровня метода (В.А.Мазилов), определение того, что именно будет изучаться данным методом.

В колонке «Трудности применения данного метода» необходимо отразить проблемы метода, исходя из способа получения информации и ситуаций, для которых он применяется, требования к применению данного метода, сложности его использования и с чем они связаны.

Данное задание может быть рекомендовано в качестве ориентира при освоении содержания второго раздела курса.

Перечень вопросов, выносимых на экзамен

  1. Методология как система способов и принципов организации исследования.
  2. Психолого-педагогическое исследование: понятие и типы решаемых задач.
  3. Характеристика исследования. Виды исследования.
  4. Эмпирическое и теоретическое исследование.
  5. Организация исследования. Основные компоненты исследования.
  6. Основные этапы исследования.
  7. Методологический подход, его значение в исследовании.
  8. Основные методологические подходы. Характеристики подходов.
  9. Подход и принципы.
  10. Взаимосвязь подходов в психолого-педагогическом исследовании.
  11. Взаимосвязь методологических подходов и теоретического обоснования психолого-педагогического исследования.
  12. Проблема единства теоретической основы и методов исследования.
  13. Взаимосвязь предмета и метода.
  14. Проблема как основание исследования, проблемная ситуация, постановка проблемы.
  15. Актуальность, проблема и цель психолого-педагогического исследования.
  16. Взаимосвязь проблемы, цели, объекта и предмета психолого-педагогического исследования.
  17. Задачи исследования, требования к их постановке.
  18. Соотношение методологии, методов и методик.
  19. Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования.
  20. Классификация методов психолого-педагогического исследования. Критерии классификации.
  21. Основания применения основных методов психолого-педагогического исследования в изучении психологических проблем.
  22. Наблюдение, его исследовательские возможности.
  23. Характеристика экспериментальной процедуры и требования к ней.
  24. Эксперимент и его виды. Его исследовательские возможности.
  25. Требования к процедуре тестирования.
  26. Опрос как метод получения психологической информации.
  27. Специфика вербально-коммуникативных методов.
  28. Проблемы использования и исследовательские возможности проективного метода.
  29. Значение методов математической обработки в психолого-педагогических исследованиях.
  30. Методы оценки результатов деятельности.
  31. Психосемантический метод в психолого-педагогическом исследовании.
  32. Экспертные оценки как метод получения информации.
  33. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.
  34. Апробация и способы внедрения результатов исследования в педагогическую практику.