1.Пояснительная записка

Предметом курса являются закономерности развития зарубежной литературы в критическую для европейского общества эпоху 17 века и в период открытой борьбы «третьего сословия» с феодально-абсолютистским строем, период просветительского 18 века. Цель курса – формирование у студентов системных знаний о двухвековом периоде развития западноевропейской литературы.

Главные задачи курса: конкретно-исторический анализ основных этапов развития главных национальных европейских литератур, раскрытие особенностей ведущих литературных направлений и художественных систем эпохи (барокко в Испании, Франции и Германии, классицизм во французской, английской и немецкой литературах, реализм 17 века и просветительский реализм 18 века, сентиментализм в Англии, Франции и Германии), выявление исторического значения творчества крупнейших писателей и художественной ценности их главных произведений.

Неравномерность в развитии отдельных стран в 17 столетии и, как следствие, противоречивость историко-литературного процесса эпохи затрудняют выявление в нем общих закономерностей. Важной задачей курса становится поэтому рассмотрение трех основных групп проблем, связанных с направлениями барокко и классицизма и с появлением иного типа реализма, отличного от уже известного студенту по литературе Возрождения.

При изучении явления барокко важно сформировать четкое представление о различном наполнении этого термина в применении к разным национальным литературам. Так, барокко в Испании – это доминирующая художественная система, внутри которой сосуществуют различные стилевые течения (культизм или «темный стиль» и консептизм или «трудный стиль»); во Франции барочная «прециозная» литература – это одно из противоборствующих, наряду с классицизмом и эмпирическим реализмом, литературных направлений в первой половине 17 века; в Германии внутри самой литературы барокко складываются различные направления – аристократическое и демократическое. Пессимистическое мировосприятие и иррационализм в искусстве барокко приводят к утверждению принципа творческого воображения, создающего в произведении искусства субъективный образ мира, сущность которого часто считается в принципе непознаваемой.

В отличие от литературы барокко философской основой эстетики классицизма был рационализм. Признание неизменного разума главным в художественном творчестве вело классицистов и к установлению вечного и неизменного идеала красоты, который, как они считали уже воплотился с наивозможной полнотой в античном искусстве. Поэтому ортодоксальные классицисты отстаивали принцип подражания античным образцам как главный инструмент творчества, стремились установить вечные законы искусства (строгое разделение трагического и комического, возвышенного и низкого, правило «трех единств» в драматургии и т.д.).

5 стр., 2152 слов

Новые творческие направления XI века Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха

Реферат на тему: Новые творческие направления XI века. Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха Новые творческие направления с XI века Народная музыка средневековья В истории средневековой культуры первые века нового тысячелетия более содержательны, более богаты событиями, чем весь предшествующий длительный период. Здесь как бы реализуются, наконец, результаты медленного, тугого ...

В ходе работы над курсом одна из важнейших задач – выработать четкие представления о национальной специфике Просвещения в Англии, Франции и Германии, о характерных особенностях художественных направлений в просветительской литературе: просветительском классицизме (А.Пооп, Д.Свифт, Вольтер, «веймарский классицизм» И.В.Гете и Ф.Шиллера), просветительском реализме (Д.Дефо, С.Ричардсон, Г.Филдинг, Д.Дидро, Г.Э.Лессинг), сентиментализме (О.Голдсмит, Л.Стерн, Ж.Ж.Руссо, движение «Бури и натиска») и художественном стиле рококо.

По основным принципам художественного мышления просветительский классицизм следует за рационалистическим классицизмом 17 века, отличаясь от своего предшественника антифеодальной социально-политической направленностью.

Термин «просветительский реализм» является дискуссионным в современном литературоведении, поскольку конкретно-историческое изображение жизни дополняется здесь условно-философскими обобщениями, что приводит к появлению двойных сюжетных линий, двойных мотивировок, когда одни герои в произведении живут согласно законам своей социальной среды, а другие, будучи рупорами авторских идей, руководствуются в своем поведении высокими просветительскими понятиями разума, нравственности, «велениями природы».

Сентименталисты в литературе 18 века противопоставили несправедливости цивилизованного общества «естественную» жизнь человека на лоне природы, принесли в литературу культ чувства, сосредоточившись на изображении конкретного и неповторимого в духовном мире личности. Отказав разуму в способности постижения действительности, сентименталисты в своих произведениях обратились и к чувству читателя, стремясь воздействовать на его воображение и интуицию, вызвать прежде всего сопереживание читателя своим героям.

На периферии литературного процесса в 18 веке находился стиль рококо как ироничное отрицание нормативности во всех сферах жизни и искусства. Приемы этого стиля использовали художники разных направлений в Просвещении: шутливое, игровое видение мира взаимодействовало с классицизмом у Вольтера в «Орлеанской девственнице» и философских повестях, с реализмом у Дидро, с сентиментализмом у К.М.Виланда и др.

3 стр., 1387 слов

Деловые стили

Под деловым стилем понимается доминирующая манера, в которой тот или иной человек ведет деловое общение, пытается строить свои деловые отношения. Выделяют 4 основных стиля делового общения. Энергичный стиль Человек, для которого характерен энергичный стиль делового общения, основное внимание уделяется действиям (ориентация на действия). Для людей этого стиля характерно стремление обсуждать с ...

2.Требования к уровню подготовки студента по курсу

Уметь рассматривать литературный процесс 17 – 18 веков в историко-культурном контексте.

Усвоить национальную специфику основных западноевропейских литератур рассматриваемой эпохи.

Уметь анализировать литературные произведения различных жанров в единстве их формы и содержания.

Знать в основных моментах биографии крупнейших писателей 17 – 18 веков (Тирсо де Молина, П.Кальдерон, Ф.де Кеведо, П.Корнель, Ж Расин, Мольер, Д.Донн, Д.Мильтон, Д.Дефо, Д.Свифт, Г.Фильдинг, Л.Стерн, Вольтер, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, Г.Э.Лессинг, И.В.Гете, Ф.Шиллер), иметь представление об их эстетических взглядах.

Уметь пользоваться учебной, справочной и критической литературой, приобрести навыки реферирования и конспектирования .

Уметь в письменной форме ответить на контрольные вопросы по курсу.

Уметь самостоятельно подготовить к экзамену ряд вопросов, не освещенных в лекционном курсе.

3.Термины и понятия, которыми должен владеть студент по изучении курса

Барокко, культизм (темный стиль), консептизм (трудный стиль), прециозная литература, религиозно-философская драма, драма чести, комедия интриги, теория остроумия, метафизическая поэзия, мадригал, псевдоисторический роман;

классицизм, просветительский классицизм, веймарский классицизм, высокие жанры, низкие жанры, трагедия (классицистская), комедия (классицистская), ирои-комическая поэма, афоризм, максима, басня (классицистская), философская повесть, психологизм, правило трех единств, «спор древних и новых», гротеск, памфлет;

эмпирический реализм, реально-бытовой роман, просветительский реализм, «мещанская драма», драма как жанр, искусства временные и пространственные;

Просвещение, «естественный человек», «естественное право», «общественный договор», «разделение властей», деизм, сенсуализм, энциклопедисты, историзм, роман воспитания, эпистолярный роман, сентиментализм, «Буря и натиск», штюрмеры, народность, рококо, предромантизм, «готический роман».

14 стр., 6957 слов

Оперное творчество А.С. Даргомыжского в контексте эволюции оперного жанра первой половины ХIХ века

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» Кафедра музыкального образования Музыкальный факультет Контрольная работа по предмету «История отечественной музыки» «Оперное творчество А.С. Даргомыжского в контексте эволюции оперного жанра первой половины ХIХ века» Выполнила: Гуляева Т. ...

5.Рабочая программа курса

1.Введение. 17 век – особая историческая эпоха. Новая концепция мира и человека.. Барокко, классицизм, эмпирический реализм как литературные направления эпохи. Антиномичность изображения и осмысления жизни в литературе барокко. Антитеза культуры и природы в барокко. Традиции Ренессанса и барокко. Эстетическая система барокко. Социальная и философская почва классицизма. Основные положения классицистской эстетики. Художественное освоение жизни в эмпирическом реализме.

2.Испанская литература 17 века. Кризис испанского абсолютизма в первой половине 17 века. Культизм и консептизм — стилевые течения испанского барокко. «Ясный» и «темный» стиль в поэзии Л.де Гонгоры. Социальная сатира и эстетическая утопия в поэзии Гонгоры. Мадридские и вальядолидские циклы стихов. Любовная тема в лирике Гонгоры. Поэма «Одиночества».

Ф.де Кеведо – сатирик. Бытовая и социальная сатира в памфлетах цикла «Сновидения». Сборник новелл «Час воздаяния, или Разумная Фортуна» — вершина творчества Кеведо. Преобразование жанра плутовского романа в «Истории жизни пройдохи». «Трудный стиль» в прозе Кеведо. «Хромой бес» Л.Велеса де Гевары и судьба жанра плутовского романа в Испании.

Драматургия Тирсо де Молины как переход от Ренессанса к барокко. Комедии интриги («Дон Хиль Зеленые штаны») и психологические комедии о любви («Благочестивая Марта»).

Исторические драмы Тирсо («Мудрая женщина») и традиция театра Лопе де Веги. Рождение «донжуанского типа» в драме «Севильский озорник». Философско-психологические и религиозно-философские драмы Тирсо де Молины.

Творчество П.Кальдерона. Традиции Лопе де Веги и жанровая специфика комедий Кальдерона («Дама-невидимка»).

Драмы чести в творчестве Кальдерона («Стойкий принц», «Саламейский алькальд»).

Морально-философские и религиозно-философские пьесы («Жизнь есть сон», «Маг-чудодей»).

Черты рационализма в мировоззрении и художественной практике Кальдерона.

3.Французская литература 17 века. Расцвет и кризис французского абсолютизма в 17 веке. Борьба литературных направлений во Франции 17 века. Французское барокко и литературные салоны начала века. Прециозность как стиль жизни и литературная эстетика. Прециозная поэзия (В.Вуатюр, Ж.де Сент-Аман).

10 стр., 4820 слов

Модификация жанра античной трагедии в драматургии И. Ф. Анненского

Модификация жанра античной трагедии в драматургии И. Ф. Анненского Е. А. Васильева Характерной особенностью литературной ситуации рубежа веков является процесс смешения и взаимопроникновения жанров, сопровождаемый стремлением к общекультурному синтезу художественных достижений прошлого и настоящего, литературных, мифологических и философских форм сознания, искусства и жизни. Частью общей ...

Жанровые разновидности прециозного романа (О.Д′ Юрфе, Г.де Ла Кальпренед, М.де Скюдери).

Французские либертены. Эмпирический («бытовой») реализм как антитеза прециозности. Достоверность в изображении нравов, сатирическая типизация характеров в романах Ш.Сореля («Франсион») и А.Фюретьера («Мещанский роман»).

П.Скаррон – драматург и романист.

Французский классицизм и политика абсолютизма в области искусства. Философия рационализма Р.Декарта и сенсуализма П.Гассенди и классицизм. Эстетика и поэтика классицизма. Поэтическая реформа Ф.Малерба. Гражданский пафос и лирический герой в одах Малерба. Жанр сатиры в поэзии М.Ренье. Сатиры и послания в поэтическом творчестве Н.Буало. «Поэтическое искусство» Буало как обобщение принципов классицизма. Социальное и философское содержание басен Ж.де Лафонтена. Жанр афоризма (максимы) в прозе французского классицизма. «Мысли» Б.Паскаля. Морально-философские идеи в «Максимах» Ф.де Ларошфуко. Сатира и гуманизм в книге Ж.де Лабрюйера «Характеры, или Нравы нынешнего века». Психологический роман М.де Лафайет «Принцесса Клевская».

Драматургия П.Корнеля. Новаторство Корнеля-комедиографа. Человек и государство в ранних трагедиях Корнеля. «Сид» Корнеля и классицистская доктрина. Двойственность разрешения конфликта в трагедии «Гораций». Трагедия «Цинна, или Милосердие Августа» как монархическая утопия. Корнель и барокко. «Родогуна» как типичная трагедия «второй манеры». Тема народа и проблема героя в трагедии «Никомед». Корнель – теоретик драмы.

Психологические трагедии Ж.Расина. Роль янсенизма в формировании взглядов Расина. Идейно-философская концепция трагедии «Андромаха». Образ тирана в политической трагедии «Британик». Идейно-художественные особенности трагедии «Митридат». Мастерство изображения внутреннего мира в трагедии «Береника». Трактовка античного сюжета в трагедии «Федра». Критика тирании и религиозных гонений в «Гофолии». Стилевые особенности трагедий Расина.

Творчество Мольера. Связь драматургии Мольера с традициями народного театра, итальянской комедии дель арте, испанской ренессансной комедии. Мольер и классицизм. Эстетические принципы Мольера в комедиях «Версальский экспромт», «Критика на «Школу жен». Творческая история комедии «Тартюф». Широта сатирического обобщения в образе Тартюфа. Философская проблематика и социальная сатира в «Дон Жуане». Трагическое и комическое в «Мизантропе». Тема буржуа в творчестве Мольера («Скупой»).

13 стр., 6323 слов

Романтизм XIX века

... Челаковский (1799 - 1852) открыли чешской литературе богатства народной поэзии; поэмы и стихотворения К. Г. ... борьбу омерт­вевшим рационалистическим канонам классицизма, его нормативному «прекрасному идеалу», ... были присущи по­становкам французской трагедий Л. Ж. Лемерсье ... колониза­торов, рисуя драматическую историю гибели родового строя индейцев ... . От­кровенная апология средних веков, католич. рели­гии и ...

Комедия-балет «Мещанин во дворянстве». Смех сатирический и смех карнавально-комедийный в драматургии Мольера.

Сказки Ш.Перро и литература 17 века. Роль Ш.Перро в «споре древних и новых».

4.Английская литература 17 века. Кризис абсолютизма, буржуазная революция середины века и эпоха Реставрации. Этапы развития английской литературы. Поэзия Д.Донна и барокко. Метафизическая школа в английской поэзии. Своеобразие классицизма в творчестве Б.Джонсона. Английская публицистика середины века (Д.Лильберн, Д.Уинстенли).

Литература эпохи Реставрации. «Героические» комедии Д.Драйдена. Аллегорический эпос Д.Бэньяна «Странствование паломника». Сатира С.Батлера («Гудибрас»).

Творчество Д.Мильтона. Ранние поэмы и пьесы-маски. Защита свободы слова, республиканского строя, свободы воли в публицистике эпохи революции. Поэма «Потерянный рай»: библейский сюжет, философская и нравственная проблематика, отражение современности. Многозначность образа Сатаны. Сочетание принципов классицизма и барокко в эпосе Мильтона.

5.Немецкая литература 17 века. Тридцатилетняя война и ее последствия для социального и культурного развития Германии. «Книга о немецкой поэзии» М.Опица и ранний немецкий классицизм. Патриотическая тема в поэзии М.Опица, П.Флеминга, А.Грифиуса. Философия стоицизма в немецкой поэзии. Классицистские и барочные тенденции в творчестве А.Грифиуса. Роман Г.Гриммельсгаузена «Симплициссимус». Изображение страданий народа и осуждение войны в романе. Элементы плутовского и воспитательного романа, черты барокко и реализма в «Симплициссимусе».

6.Литература Западной Европы в 18 веке. Идеология Просвещения: философские основы и социальный смысл. Философия Д.Локка и теория «естественного права» и «общественного договора». Концепция «естественного человека» у просветителей. Основные литературные направления в эпоху Просвещения. Антифеодальный пафос и эстетический традиционализм просветительского классицизма. Проблема положительного героя и особенности типизации в просветительском реализме. Сентиментализм как литературное направление в рамках Просвещения. Противопоставление природы и цивилизации, гуманистический идеал, культ чувства и антирационализм в сентиментализме. Усиление роли прозаических жанров в просветительской литературе. Рококо как литературный стиль.

8 стр., 3896 слов

Тема №1. Роман н.Г. Чернышевского «что делать?»

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РЛ XIX ВЕКА (70-90 гг) Задание Законспектировать статью Д.И. Писарева «Мыслящий пролетариат». Вопросы для подготовки. История создания и публикации романа. Система образов романа (составить таблицу по главным героям романа с цитатными характеристиками, проследить движение от «старого» к «новому» миру). «Новые люди» в романе Чернышевского. Сущность теории «разумного эгоизма» ...

7.Английская литература 18 века. Просветительский классицизм в поэзии А.Поопа. Влияние публицистики и документальных жанров на становление просветительской художественной прозы. Публицистика и романы Д.Дефо. Антидворянская критика, защита веротерпимости в памфлетах Дефо. «Робинзон Крузо» — первый английский просветительский роман. Философская и историческая сисмволика в романе. Образ Робинзона и понятие «робинзонады». Личность и общество в романах Дефо («Полковник Джек», «Роксана», «Молль Флендерс»).

Особое положение Д.Свифта в раннем английском Просвещении. Ранние аллегорические памфлеты и трактаты Свифта («Битва книг», «Сказка бочки»).

Политическая публицистика ирландского периода («Письма суконщика»).

«Путешествия Гулливера» как сатирическое обобщение европейской действительности. Антифеодальная и антибуржуазная сатира в книге. Проблема жанра «Путешествий Гулливера». Ипостаси образа Гулливера. Гротеск и фантастика в книге Свифта.

С.Ричардсон – создатель семейно-бытового психологического романа. Рационалистический психологизм и морализаторство в эпистолярных романах Ричардсона («Памела», «Кларисса Гарлоу»).

Г.Филдинг – драматург и романист. Политическая сатира в комедиях и книге «История Джонатана Уайльда». Влияние Сервантеса и полемика с Ричардсоном в социально-бытовом романе «История Джозефа Эндрюса». Комический эпос в прозе «История Тома Джонса, найденыша». Эстетика Филдинга-романиста. Построение сюжета и проблема типизации в романах Филдинга.

Поэзия и проза английского сентиментализма. Философия Д.Беркли и Д.Юма и сентиментализм. Тема природы и психологизм в лирике сентименталистов (Д.Томсон, Э.Юнг, Т.Грей).

Демократический критицизм в поэзии О.Голдсмита («Покинутая деревня»).

Социальные контрасты и патриархальные идеалы в романе Голдсмита «Векфильдский священник». Сентиментально-юмористические романы Л.Стерна. Проблема ассоциации идей в романе «Тристрам Шенди». Этический характер критики в «Сентиментальном путешествии». Проблема пародийности романов Стерна.

Поэзия Р.Бернса и сентиментализм.

8.Французская литература 18 века. Литература Предпросвещения. Авантюрно-бытовые романы А.Р.Лесажа. А.Прево – романист-новатор. Изображение нравов и психологизм в романе «Манон Леско». Ш.Л.Монтескье и начало Просвещения. «Персидские письма» Монтескье и жанр просветительского философского романа. Историко-политические и социально-философские трактаты Монтескье («О причинах величия и падения римлян», «Дух законов»).

Вольтер – глава первого этапа Просвещения. Философские и политические взгляды. Вольтер-историк. Идея религиозной терпимости и просвещенного абсолютизма в поэме «Генриада». Антиклерикальный и антифеодальный смысл ирои-комического эпоса «Орлеанская девственница». Просветительский классицизм в драматургии Вольтера. Осуждение религиозного фанатизма в трагедии «Магомет». Жанр философской повести в творчестве Вольтера. Социально-философский смысл и художественная форма повести «Кандид, или Оптимизм». Социальная критика и образ героя в повести «Простодушный».

Д.Дидро и «Энциклопедия». Философские и социально-политические позиции Дидро. Просветительский реализм в эстетике и художественной критике Дидро. Драматургическая теория Дидро и жанр драмы («Отец семейства», «Побочный сын»).

Художественная проза Дидро. «Монахиня» как проблемный просветительский роман. Критика дворянского общества и нарождающегося буржуазного строя в романах «Племянник Рамо» и «Жак-фаталист».

Ж.Ж.Руссо и сентиментализм. Социальные, философские и политические взгляды. Критика дворянской цивилизации и теория «естественного состояния» в «Рассуждениях» Руссо. Теория народовластия в «Общественном договоре». Педагогический роман-трактат «Эмиль, или О воспитании». Тема природы и сословного неравенства в романе «Юлия, или Новая Элоиза». Теория «естественного человека» и поэтизация чувствительности в сентименталистском романе Руссо. «Исповедь» как новый литературный жанр.

Творчество П.Бомарше. Просветительская критика и влияние стиля рококо в комедиях Бомарше («Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро»).

9.Немецкая литература 18 века. Культурный подъем середины века. И.К.Готшед и немецкий классицизм. Эстетическая теория И.И.Винкельмана. Критика французского и немецкого классицизма в трудах Г.Э.Лессинга. Эстетическая теория Лессинга («Лаокоон», «Гамбургская драматургия»).

Лессинг – драматург. Реальная картина немецкой жизни в комедии «Минна фон Барнхельм . Утверждение морального превосходства человека третьего сословия в драме «Мисс Сара Сампсон». Протест против абсолютистского произвола в трагедии «Эмилия Галотти». Проповедь веротерпимости и братства народов в «Натане Мудром». Сентименталистские и классицистские черты в драмах Лессинга.

Сентиментализм и рококо в немецкой литературе. Эпос и лирика Ф.Г.Клопштока. Романы К.М.Виланда. Литература «Бури и натиска». Историческая и гуманистическая концепция И.Г.Гердера. Драматургия и лирика штюрмеров (Ф.Клингер, Г.А.Бюргер).

Творчество Ф.Шиллера. Штюрмерские драмы («Разбойники», «Коварство и любовь»).

Проблема терпимости и свободы мысли в «Дон Карлосе». Эстетика Шиллера и философия И.Канта. Разнообразие жанров в поэзии Шиллера. Исторические драмы периода «веймарского классицизма». Трагический пафос и герой в драмах «Мария Стюарт», «Орлеанская дева». Образ народа в тираноборческой драме «Вильгельм Телль».

Творчество И.В.Гете. Лирика Гете периода «Бури и натиска». «Гец фон Берлихинген» — первая немецкая драма на материале национальной истории. Элементы социального и сентиментального романа в «Страданиях юного Вертера». Гете в Италии. Сборник «Римские элегии». Драматургия периода «веймарского классицизма». Социальные и эстетические проблемы в романе-дилогии «Вильгельм Мейстер». Трагедия «Фауст»: творческая история. Эволюция образа Фауста. Роль Мефистофеля. Трагедия Маргариты. Философская проблематика трагедии. «Фауст» Гете как синтез художественных исканий эпохи Просвещения.. Поздняя лирика Гете («Западно-восточный диван»).

7.Литература по курсу

1.Тексты:

Кеведо Ф.де. История жизни пройдохи по имени дон Паблос.

Тирсо де Молина. Севильский озорник, или Каменный гость.

Кальдерон П. Жизнь – это сон. Дама-невидимка.

Мильтон Д. Потерянный рай.

Сорель Ш. Правдивое комическое жизнеописание Франсиона*.

Корнель П. Сид. Гораций*. Родогуна.

Расин Ж. Андромаха*. Федра. Гофолия.

Мольер Ж.Б. Тартюф. Дон Жуан. Мизантроп*. Мещанин во дворянстве.

Ларошфуко Ф.де. Максимы и моральные размышления* (или: Лабрюйер Ж.де. Характеры, или Нравы нынешнего века*).

Гриммельсгаузен Г. Симплициссимус.

Дефо Д. Робинзон Крузо.

Свифт Д. Путешествия Гулливера.

Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша (или: Джозеф Эндрюс).

Стерн Л. Сентиментальное путешествие.

Монтескье Ш.Л. Персидские письма*.

Прево А. История кавалера де Грие и Манон Леско*.

Вольтер. Орлеанская девственница*. Магомет. Кандид, или Оптимизм.

Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо*.

Руссо Ж.Ж. Юлия, или Новая Элоиза.

Бомарше П. Севильский цирюльник*. Женитьба Фигаро.

Лессинг Г.Э. Эмилия Галотти. Натан Мудрый.

Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь. Мария Стюарт. Орлеанская дева.

Гете И.В. Страдания юного Вертера. Фауст.

Произведения, отмеченные знаком*, для студентов финно-угроведов являются факультативными. Знакомство с остальными программными произведениями поэзии, эстетики и критики возможно в объеме хрестоматий или антологий:

1)Европейская поэзия ХУ11 века. М., 1977;

2)Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980;

3)Зарубежная литература ХУ111 века: Хрестоматия (В 2 т.).

М., 1988 (и др.изд.).

2.Учебники и пособия:

История зарубежной литературы ХУ11 века / Под ред.М.В.Разумовской. М., 1999.

История зарубежной литературы ХУ111 века / Под ред.Л.В.Сидорченко. М., 1999.

История всемирной литературы: В 9 т. М, 1987. Т.4; М., 1988. Т.5.

История зарубежной литературы. Часть 3: Литература ХУ11 – ХУ111 веков. Методич. указ. для студентов-филологов / Сост. В.П.Ефименко. Сыктывкар, 2001.

3.Дополнительная литература:

Балашов Н.И. Испанская классическая драма в сравнительно-литературном и текстологическом аспектах. М., 1975.

Плавскин З.И. Испанская литература ХУ11 – середины Х1Х века. М., 1978.

Пинский Л.Е. Магистральный сюжет (Ф.Вийон, В.Шекспир, Б.Грасиан, В.Скотт).

М., 1989.

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.

Виппер Ю.Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала ХУ11 века. М., 1967.

Сигал Н.А. Пьер Корнель. М., 1957.

Кадышев В. Расин. М., 1990.

Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

Разумовская М.В. Ларошфуко, автор «Максим». Л., 1971.

Горбунов А.Н. Джон Донн и английская поэзия ХУ1 – ХУ11 веков. М., 1993.

Чамеев А.А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Л., 1986.

Морозов А.А. «Симплициссимус» и его автор. Л., 1984.

Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

Кагарлицкий Ю.И. Театр на века: Театр эпохи Просвещения. М., 1987.

Сидорченко Л.В. Александр Поуп: В поисках идеала. Л., 1987.

Урнов Д.М. Дефо. М.. 1977.

Муравьев В. Джонатан Свифт. М., 1968.

Соколянский М.Г. Творчество Генри Филдинга. Киев, 1975.

Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие». М., 1988.

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

Бахмутский В.Я. В поисках утраченного (от классицизма до Умберто Эко).

М., 1994.

Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.

Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1975.

Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976.

Грандель Ф. Бомарше. М., 1979.

Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы.

Л., 1972.

Стадников Г.В. Лессинг: Литературная критика и художественное творчество.

Л., 1987.

Гулыга А.В. Гердер. М., 1975.

Либинзон З.Е. Фридрих Шиллер. М., 1990.

Аникст А.А. Творческий путь Гете. М., 1986.

Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер. Л., 1978.

Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. Л., 1981.