Критерии и нормы психологического здоровья

Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье, как: состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.

ВОЗ сформулировала критерии психического здоровья:

— У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

— Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

— Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.

— Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

— Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.

— Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.

— Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.

Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:

Эталонное здоровье (идеальное) — полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.

Среднестатистический уровень — состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).

Конституциональный уровень — связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.

Уровень акцентуаций — заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.

Предболезнь — наличие отдельных симптомов психического расстройства.

С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.

9 стр., 4077 слов

Психологические условия поддержки психического здоровья старшеклассника в образовательном процессе

... психического здоровья. Психическое здоровье характеризует индивида, как субъекта жизнедеятельности, распорядителя душевных сил и способностей. Состояние психического здоровья ... психическое здоровье нередко рассматривается как отсутствие нарушений психики, психического нездоровья. Психологическое здоровье, ... психического здоровья старшеклассников. II. Эмпирические методы: 1) методика на выявление уровня ...

Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:

— высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;

— личностно-смысловой;

— психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).

Но, пожалуй, наиболее полный перечень критериев психического здоровья представлен в работе Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушакова. В первую очередь авторы относят к ним:

ü причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;

ü соответственную возврату человека зрелость чувства;

ü постоянство места обитания;

ü максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности;

ü гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ним;

ü соответствие реакций (как физических, так и психических), силе и частоте внешних раздражений;

ü критический подход к обстоятельствам жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;

ü адекватность реакции на общественные обстоятельства (социальную среду);

ü чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

ü постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах;

ü способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;

ü самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных членов;

ü способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

Среди критериев психического здоровья личности особое значение придается степени ее интегрированности, гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (доброта, справедливость, духовность и пр.), ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности.

 

 

Психологическая устойчивость — Целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций.

Поведение психологически устойчивой личности осуществляется в целом по следующей схеме: задача — актуализируемый ею мотив — осуществление действий, ведущих к его реализации,- осознание трудности — негативная эмоциональная реакция — поиск способа преодоления трудности — понижение силы отрицательных эмоций — улучшение функционирования (и сопутствующая ему оптимизация уровня возбуждения).

3 стр., 1297 слов

Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (психопатия)

Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (психопатии). Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте 1 Что такое психопатия? а) стойкие врожденные или приобретенные характерологические расстройства при общей сохранности интеллекта б) нестойкие врожденные или приобретенные характерологические расстройства при общей сохранности интеллекта в) стойкие врожденные или приобретенные ...

Схема поведения у психологически неустойчивой личности:

задача-мотив — осуществление действий, ведущих к его реализации,- осознание трудности — негативная эмоциональная реакция — хаотические поиски выхода — усугубление осознаваемых трудностей — возрастание негативных эмоций — ухудшение функционирования — понижение мотивации или оборонительная реакция.

Главные причины дезорганизации поведения неустойчивых детей состоят в отсутствии эффективных способов преодоления трудностей и в переживании угрозы для личности. У неустойчивых личностей иногда наблюдается явление самоиндукции отрицательного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что приводит в конечном счете к тому, что неустойчивая личность чувствует полную беспомощность — как по отношению к трудным заданиям, так и по отношению к своему поведению в трудной ситуации.

Трудные ситуации нельзя исключить ни из процессов социализации и воспитания, ни из жизни вообще. Целью воспитания должно быть формирование у школьников психологической устойчивости к трудностям, возникающим в различных видах деятельности. Однако при постановке перед ребенком задач следует обращать его внимание на то, чтобы они соответствовали его возможностям, находились в зоне его ближайшего развития.

Психологически устойчивая личность проявляет устойчивость к фрустрационным и стрессогенным воздействиям сложной ситуации. Психологически неустойчивая личность проявляет дезорганизационное поведение, загоняя себя в угол. Дезорганизационное поведение приводит к усилению стрессового состояния, а это в свою очередь приводит к еще более дезорганизационному поведению.

Мы не можем вычеркнуть сложные ситуации ни из процесса воспитания, ни социализации, ни из жизни в целом. А поэтому проблема устойчивости и неустойчивости личности и критической ситуации была и остается актуальной в наше время.

4 стр., 1681 слов

Психологическая структура личности, роль стресса в жизни человека

... теме: психологическая структура личности, роль стресса в жизни человека Психологическая структура личности Без сомнения, каждый ... стремления “заманить”). Воспринимает жизнь как серьезную трудную ситуацию; отсутствует чувство юмора. Соглашается с выполнением ... относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик ...

Юношеский возраст является одним из наиболее важных и ответственных периодов становления личности. В эти годы (15 — 22 года) происходит становление основных стабилизирующих внутриличностных структур, которые в дальнейшем будут опосредовать особенности жизненного пути человека, его жизненные планы, уровень профессиональных достижений, самосознание и само отношение, готовность к семейной жизни. Дело идет о мировоззрении, системе ценностных приоритетов, идентичности, профессиональном и нравственном самоопределении. Но развитие этих личностных структур происходит неравномерно и отличаются индивидуальностью и своеобразием. Поэтому личность в юности остается неустойчивой. Неустойчивость может проявляться поведенчески (смена видов деятельности, отказ от учебы и т.д.), мотивационно (потеря одних интересов и появление других и т.д.), эмоционально (эмоциональная неустойчивость), коммуникативно (разрыв с отношений друзьями, родными и т.д.).

Проявления неустойчивости в юношеском возрасте могут приводить к снижению эффективности учебной и трудовой деятельности, сопровождаться ухудшением отношений с другими людьми, потерей физического и душевного здоровья, частым возникновением критических ситуаций в общении.

Критические ситуации — это те ситуации, которые могут привести к кризису, как к более глубокой реакции на критическую ситуацию.

В качестве примера критических ситуаций могут выступать: смерть близкого человека, разрыв эмоциональных связей, внутренний конфликт, изменение социального статуса, ухудшение материального положения, тяжелое заболевание, отделение от родителей, друзей, брак, беременность и прочее.

Можно выделить два типа критических ситуаций:

1. Ситуация, что может привести к серьезным осложнениям в реализации жизненного замысла. Но она не является тупиковой, потому что есть возможность возврата к обычному течению жизни.

2. И ситуация, которая является собственно кризисом, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Все это приводит к построению новых ценностей, нового Я – концепции.

Возможна типология критических ситуаций:

1. Отдельное жизнедеятельное отношение характеризуется деятельным типом активности. Основой этого выступает внутренняя необходимость реализации мотива. При нормальных условиях личность будет испытывать трудности. Типом критической ситуации при этом будет фрустрация.

5 стр., 2285 слов

Тест: «Эмоциональная устойчивость».

Методические рекомендации Для классного руководителя По профилактике Адиктивного поведения. Тест: «А если это стресс?» Перед вами 7 утверждений. Постарайтесь предельно искренне ответить на все, вопросы насколько они совпадают с вашим образом жизни. Ответы оценивайте так: полное нахождение у себя перечисленных проявлений – 2 балла; частичное нахождение у себя перечисленных проявлений – 1 балл; ...

2. Внутренний мир характеризуется сознательным типом активности. Основой этого выступает внутренняя необходимость во внутренней согласованности. При нормальных условиях личность чувствует сложность, а типом критической ситуации в этом случае конфликт.

3. Жизнь как целое характеризуется волевым типом активности. Основой является внутренняя необходимость в реализации жизненного замысла. При нормальных условиях личность испытывает трудности и сложность, а типом критической ситуации будет кризис.

Кризис – это состояние человека, когда блокируется его целенаправленная жизнедеятельность, явления, которые угрожают удовлетворению потребностей, проблема, от которой невозможно убежать, а также решить быстро или обычным способом.

Надо отметить, что критические ситуации – это динамическое явление, а не застывшее (реакции, возникшие вследствие фрустрации, могут конфликтовать с моральными установками личности) [1].

Проводя анализ смежных понятий критической ситуации, нами было выделено понятие стресс, как наиболее подходящее для нашего исследования.

Эмоциональный стресс опосредован сложными психологическими процессами под влиянием психологических стрессоров или стрессогенной ситуацией в целом. Вышеуказанные процессы обеспечивают оценку и сравнение стимула с предыдущим опытом. Когда при такой переработки возникает ощущение угрозы, то стимул превращается в стрессор. Частой причиной этого является несоответствие между потребностями субъекта и требованиями окружающей среды, а также ресурсами субъекта (психическими и физическими), которые необходимы для удовлетворения потребностей. Стрессоры, значимые для возникновения эмоционального стресса бывают: физические, психические, а также ситуации, в которых ощущение угрозы, связанное с прогнозированием стрессогенных ситуаций. Индивидуальная подверженность стрессу уменьшается, когда дело идет об экстремальных, чрезвычайных ситуациях, каких-либо катастрофах, войнах, но даже в этих случаях посттравматический стресс возникает не у всех пострадавших. Но при этом какие-то повседневные события могут привести к расстройству здоровья и развития эмоционального стресса. В качестве примера можно привести следующие битовые ситуации: потеря близких, отношений, имеющих значение, болезни, конфликты, ситуации с большим напряжением. Как видим, это те же примеры ситуаций, ведущих в первом случае к кризису, а в другом к стрессу. Так что можно утверждать, что эти два понятия в данном случае являются синонимами. Также доказательством сделанного вывода служит определение стресса как неспецифической реакции организма на требования, выдвинутые к нему.

11 стр., 5495 слов

Темперамент и уровень реагирования на стрессовые ситуации личности, страдающей сахарным диабетом

Министерство образования Российской Федерации Казанский Государственный Технический Университет им. А.Н.Туполева Институт Бизнеса и Инновационных Технологий Кафедра инженерной психологии и педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА По клинической психологии На тему: Темперамент и уровень реагирования на стрессовые ситуации личности, страдающей сахарным диабетом Выполнила студентка Гр. 8301, Шишко А.А. Научный ...

Вероятность стресса увеличивается из-за индивидуально значимых жизненных событий. Одной из самых значимых причин возникновения стресса является фрустрация. При повышении фрустрационной напряженности вероятность появления психического стресса зависит от стрессоустойчивых качеств личности. Такие черты личности объединяются в такое понятие как «чувство когерентности», которое повышает возможность противостояния стрессогенным факторам. В данной ситуации важно интегрированное поведение. Чем выше интеграция поведения, тем легче происходит преодоление стрессогенных ситуаций [3].

При борьбе с кризисами и стрессами ведущее значение имеет такое свойство личности как стрессоустойчивость.

Она является необходимым свойством, позволяет сохранить физическое и психическое здоровье. Актуальным в изучении стрессоустойчивости является изучение индивидуально-психологических факторов, влияющих на успешность адаптации в обществе. В качестве синонима к стрессоустойчивости называется эмоциональная устойчивость [4].

Эмоциональная устойчивость отвечает за уменьшение отрицательного влияния сильных эмоциональных переживаний, предупреждения стресса, активацию готовности к действиям в критических ситуациях.

24 стр., 11861 слов

Связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» (ГОУ ВПО КубГУ) Кафедра психологии личности и общей психологии ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров Краснодар 2013 ВВЕДЕНИЕ эмоциональный выгорание самооценка профессиональный ...

Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости в отечественной психологии:

1. Возведение эмоциональной устойчивости к воли.

Эмоциональная устойчивость в этом подходе объясняется как способность управлять возникающими эмоциями во время деятельности.

2. Эмоциональная устойчивость как интегрирующее свойство личности.

Включает в себя взаимодействие эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных аспектов психической деятельности, что обеспечивает лучшее достижение цели в критической эмоциональной обстановке.

3. Эмоциональная устойчивость как свойство темперамента.

В этом подходе подчеркивается роль эмоционального возбуждения в критических условиях деятельности.

4. Характеристики эмоциональной устойчивости.

Для этого подхода важны в первую очередь качества и свойства эмоционального процесса в критической ситуации.

Согласно исследованию авторов статьи «О подходах изучения экстремальной устойчивости»

а) эмоциональными детерминантами, влияющими на эмоциональную устойчивость являются: эмоциональная оценка ситуации, эмоциональное предвосхищение деятельности и ее результатов, эмоции и чувства, которые ощущаются в данной ситуации, эмоциональный опыт человека;

б) эмоциональная устойчивость как свойство личности состоит из следующих компонентов:

· мотивационный,

· эмоциональный опыт личности,

· волевой,

· интеллектуальный [2].

Мы увидели, что стрессоустойчивость — это важная сторона личности, поскольку она дает возможность человеку относительно спокойно принимать все изменения, а также это умение эффективно действовать в нестабильных критических условиях. Так как не существует устойчивости одной для всех, по моему мнению, нужно еще выделять стрессоустойчивость к определенному типу критической ситуации.

Таким образом, в нашем исследовании мы исходили из положения о том, что устойчивость или неустойчивость личности может проявляться в различных сферах жизни поведенчески, мотивационно, эмоционально, коммуникативно.

Исходя из этого мы поставили цель диагностики устойчивости или неустойчивости личности в различных сферах. Нами были сформулированы 70 первичных утверждений, вероятно отражающих различные аспекты личности и ее жизни. Каждому утверждению соответствуют 6 вариантов ответа: «полностью не согласен», «не согласен», «скорее не согласен», «скорее согласен», «согласен», «полностью согласен».