ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Для студентов заочной формы обучения
Направление: 080100.62.00 Экономика
По дисциплине
«ПСИХОЛОГИЯ»
Преподаватель – к.ф.н. Сенченко И.Н.
Ростов-на-Дону
2012-13 уч. год
Рабочий план
№ п/п | Раздел Дисциплины | Неделя семестра | Формы текущего контроля |
I | ПРЕДМЕТНО-ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ | ||
Становление психологии как науки, основные направления и школы в психологии. | |||
Предмет и метод современной психологии | |||
Психика, поведение и деятельность. | |||
Основные психические процессы | |||
Психология мышления и решения задач | |||
Модульный контроль | Тест 1 – 31 октября | ||
II | Психология развивающейся личности | ||
Психологическая структура личности | |||
Личность профессионала: психологические основы профессионального развития и личностного роста | |||
Психологические ресурсы личности и творчество. | |||
Возрастные психологические особенности человека и проблема личностного развития | |||
Психологические механизмы саморегуляции и психокоррекция | |||
Модульный контроль | тезисы сообщения 1-15 ноября | ||
III | Психология межличностного взаимодействия и групповой динамики | ||
Общение как межличностное взаимодействие. | |||
Психология делового общения | |||
Этнопсихология и межкультурная коммуникация | |||
Психологические механизмы формирования коллектива (команды) | |||
Психология конфликта и сотрудничества | |||
Механизмы психологического влияния и психологическая защита | |||
Модульный контроль | Практическая работа 15 ноября- 20 декабря | ||
Итоговый контроль | зачет |
Студент изучает материал курса «Психология» согласно приведенному выше рабочему плану, используя литературу, согласно приведенному в конце пояснительной записки списку, и отчитывается в успехах в соответствии с графиком:
1 модуль | ПРЕДМЕТНО-ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ | до 31 октября. |
2 модуль | Психология развивающейся личности | до 15 ноября |
3 модуль | Психология межличностного взаимодействия и групповой динамики | до 20 декабря. |
Задания высылаются преподавателю в адрес электронной почты i-sen45@yandex.ru.
Название файла должно включать фамилию студента, группу и номер модуля.
После указанной контрольной даты задания не принимаются. Если в течение недели после отправки задания Вы не получили подтверждения о получении, продублируйте отправку корреспонденции.
Модуль1. ПРЕДМЕТНО-ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Изучив материалы первого модуля, следует ответить на вопросы теста. Занести номера ответов (1,2,3,4 или 5) в бланк ответов выслать на почту преподавателя (только бланк ответов, без вопросов).
Срок сдачи материала – с 1 до 31 октября.
Бланк ответов
№вопроса | № ответа | №вопроса | № ответа |
1 | 36 | ||
2 | 37 | ||
3 | 38 | ||
4 | 39 | ||
5 | 40 | ||
6 | 41 | ||
7 | 42 | ||
8 | 43 | ||
9 | 44 | ||
10 | 45 | ||
11 | 46 | ||
12 | 47 | ||
13 | 48 | ||
14 | 49 | ||
15 | 50 | ||
16 | 51 | ||
17 | 52 | ||
18 | 53 | ||
19 | 54 | ||
20 | 55 | ||
21 | 56 | ||
22 | 57 | ||
23 | 58 | ||
24 | 59 | ||
25 | 60 | ||
26 | 61 | ||
27 | 62 | ||
28 | 63 | ||
29 | 64 | ||
30 | 65 | ||
31 | 66 | ||
32 | 67 | ||
33 | 68 | ||
34 | 69 | ||
35 |
Оценка следующая:
Менее 50 правильных ответов – «неудовлетворительно». Модуль не зачтен,
От 51 до 64 правильных ответов – «хорошо». Модуль зачтен.
От 65 до 69 правильных ответов – отлично. Дополнительные баллы к зачету
Тестовый опросник
1. Бихевиоризм — это направление в психологии
1. Считающее движущими силами развития личности инстинктивные влечения (сексуальные и агрессивные)
2. Отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций
3. Изучающее проблемы личности, ее развития, активности, самоактуализации и самосовершенствования
4. Придающее решающую роль знаниям в протекании психических процессов и поведения человека, в котором исследуются вопросы организации знаний в памяти, соотношения вербальных и образных компонент в процессе запоминания и мышления
5. Объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации
2. Направление в западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур — это:
1. Бихевиоризм
2. фрейдизм
3. Гештальт-психология
4. Гуманистическая психология
5. Когнитивная психология
3. Гуманистическая психология — это направление в психологии,
1. Придающее решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания
2. Рассматривающее всю психическую деятельность с точки зрения ее непрерывной динамики, активности
3. Исходящее из того, что структура личности закладывается в детстве в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие
4. Исходящее из того, что основной мотив каждого человека — это стремление к самоактуализации
5. Считающее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними
4. Направление в психологии, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистичными сознанию психическими факторами — это:
1. Бихевиоризм
2. Ассоцианизм
3. Интеракционизм
4. Персонализм
5. Фрейдизм
5. Метод психологии, применяемый для изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения, которые, согласно гипотезе исследования, выявляют психические процессы — это:
1. Наблюдение
2. Лабораторный эксперимент
3. Естественный эксперимент
4. Тестирование
5. Самонаблюдение
6. Метод психологии, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию соответствующих изменений в поведении объекта — это:
1. Тестирование
2. Социометрия
3. Анализ результатов деятельности
4. Метод семантического дифференциала
5. Эксперимент
7. Общая психология — это раздел психологии, изучающий
1. Закономерности всестороннего развития личности человека, становление возрастных новообразований в ходе обучения и воспитания
2. Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включенности в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп
3. Процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики
4. Вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому
5. Закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в процессе труда
8. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости, — это:
1. Генетическая психология
2. Возрастная психология
3. Историографическая психология
4. Дифференциальная психология
5. Сравнительная психология
9. Педагогическая психология — это отрасль психологии, изучающая
1. Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включенности в социальные группы
2. Закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни
3. Психологические закономерности управленческой деятельности
4. Психологические особенности творческой деятельности людей
5. Психологические проблемы обучения и воспитания
10. Отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с дефектами формирования и функционирования нервной системы — это:
1. Нейропсихология
2. Психопатология
3. Специальная психология
4. Психогенетика
5. Психофизиология
11. Принцип отечественной психологии, согласно которому все в природе, в том числе и психические явления, объясняется действием материальных причин и законов — это принцип:
1. Единства сознания и деятельности
2. Детерминизма
3. Развития
4. Активности
5. Преформизма
12. В отечественной психологии личность — это:
1. Человек как единичное природное существо, представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного
2. Человек, характеризующийся своими отличиями от других людей, индивидуальной и личностной неповторимостью
3. Человек, развивающийся в обществе, в системе общественных отношений, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка
4. Биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих, для которого характерно прямохождение, высокоразвитый мозг и особое строение тела
5. Субъект деятельности, активный преобразователь окружающего мира
13. Человек как источник познания и преобразования действительности, носитель активности — это:
1. Индивид
2. Человек
3. Индивидуальность
4. Субъект
5. Личность
14. Установка — это
1. Неосознаваемое состояние готовности личности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим людям и объектам
2. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую он считает себя способным
3. Недостаточно четко осознаваемая потребность
4. Субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности
5. Сложившаяся система взглядов на окружающий мир и свое место в нем
15. Основной источник активности индивида, внутреннее состояние нужды, выражающее его зависимость от условий существования — это:
1. Притязание
2. Влечение
3. Интерес
4. Направленность
5. Потребность
16. Побудитель к деятельности, связанный с удовлетворением определенной потребности, это:
1. Задача
2. Цель
3. Мотив
4. Установка
5. Образ действия
17. Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным
1. Умение
2. Прием
3. Привычка
4. Навык
5. Операция
18. Переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами, — это:,
1. Перенос
2. Экстериоризация
3. Интериоризация
4. Объективация
5. Интерференция
19. Мыслительные действия — это действия,
1. Носящие сознательный целенаправленный характер, связанные с преодолением трудностей
2. Связанные с решением задач
3. Включающие обнаружение объекта и соотношение его с образом памяти
4. Совершаемые непроизвольно и недостаточно контролируемые
5. Формирующиеся в процессе неоднократного повторения
20. Действия, обеспечивающие сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации и построение образа, адекватного предметному миру, — это:
1. Мыслительные действия
2. Волевые действия
3. Перцептивные действия
4. Сенсорные действия
5. Ориентировочные действия
21. Обучение — это:
1. Приобретение новых форм поведения
2. Целенаправленное формирование установок, ценностей
3. Формирование новых реакций в результате подражания ребенка взрослым
4. Обретение нового опыта ребенка в ходе освоения предметного мира
5. Процесс целенаправленной передачи знаний
22. В отечественной психологии деятельность — это:
1. Динамическая система взаимодействия субъекта с объективным миром
2. Активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью
3. Процесс достижения цели
4. Специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями
5. Любая форма активности
23. Умственные действия формируются в процессе
1. Экстериоризации
2. Трансформации
3. Интериоризации
4. Идентификации
5. Амплификации
24. Совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения, — это определение
1. Характера
2. Темперамента
3. Способностей
4. Индивидуальности
5. Эмоциональной сферы личности
25. Кто ввел в психологию понятия «экстраверсия — интроверсия», которые были использованы для характеристики свойств темперамента?
1• Э. Кречмер
2. К. Юнг
3. Б. Н. Теплов
4. В. Д. Небылицин
5. В. С. Мерлин
26. Какому типу темперамента соответствует следующая характеристика: «Тип темперамента характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью»?
1. Холерик
2. Сангвиник
3. флегматик
4. Меланхолик
5. Смешанный тип
27. Свойства темперамента являются
1. Свойствами личности
2. Биологическими свойствами индивида
3. Свойствами, описывающими индивидуальность
4. Свойствами, определяющими включенность субъекта в систему социальных отношений
5. Свойствами, характеризующими направленность личности
28. Относительно характера можно сделать одно из следующих утверждений, какое именно?
1. Это характеристика индивида со стороны динамических особенностей психической деятельности
2. Он определяет стиль и темп деятельности
3. Он закрепляется в привычных способах поведения
4. Он практически не поддается изменению под воздействиям воспитания
5. Он выражает отношение человека к окружающему миру, другим и себе
29. Какие из черт характера проявляются преимущественно в деятельности?
1.Щедрость, милосердие, кротость.
2. Самокритичность, скромность, гордость.
3. Тактичность, вежливость, чуткость и др.
4. Инициативность, трудолюбие, работоспособность.
5. Тревожность, амбициозность, конформность.
30. Устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей, — это:
1. Эмоции
2. Чувства
3. Установка
4. Эмоциональный тон ощущений
31. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания, нарушением волевого контроля, — это:
1. Стресс
2. Страсть
3. Фрустрация
4. Аффект
5. Тревожность
32. Фрустрация — это эмоциональное состояние, характеризующееся
1. Как общее эмоциональное состояние, которое в течение длительного времени влияет на поведение
2. Как эмоциональное состояние опасения, связанного с угрозой нарушения деятельности
3. Как эмоциональное состояние, переживаемое в случае реального крушения планов или оцениваемое так субъектом ситуации
4. Как состояние, характеризующееся волевой направленностью
5. Как состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий
33. Какому волевому качеству личности соответствует следующее определение: «Способность человека самому принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности»?
1. Настойчивость
2. Принципиальность
3. Целеустремленность
4. Решительность
5. Самостоятельность
34. Воля определяется как:
1. Способность человека, проявляющаяся в самодетерминации
2. Способность человека, проявляющаяся в саморегуляции
3. Сочетание этих способностей
4. Сильное побуждение к действиям
5. Способность преодолевать препятствия и бороться с трудностями
35. Ощущение — это:
1. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей
2. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений
3. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира
4. Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов воспринятого прежде
5. Отражение, состоящее в создании новых образов на основе ранее сформированных представлений
36. Ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении, называются
1. Интероцептивные ощущения
2. Проприоцептивные ощущения
3. Экстероцептивные ощущения
4. Контактные ощущения
5. Дистантные ощущения
37. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, — это:
1. Чувствительность
2. Абсолютный нижний порог ощущений
3. Абсолютный верхний порог ощущений
4. Разностный порог ощущений
5. Оперативный порог ощущений
38. Чувствительность — это:
1. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения
2. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений
3. Способность живого организма воспринимать раздражения, отвечая на них
4. Наименьшая величина различий между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума
5. Максимально допустимая величина внешнего раздражителя, при которой возникает ощущение
39. Назовите закономерность ощущений, которая выражается в следующем: «повышение чувствительности органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств».
1. Адаптация
2. Сенсибилизация
3. Синестезия
4. Десенсибилизация
5. Последействие
40. Синестезия — это:
1. Явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, вызывает ощущение, специфичное для другого органа чувств
2. Качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств
3. Повышение чувствительности органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств
4. Изменение (повышение или понижение) чувствительности органов чувств при длительном воздействии на них специфических раздражителей
5. Кратковременное сохранение следа образа от ранее действующего раздражителя
41. Восприятие — это:
1. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений
2. Отражение прошлого опыта
3. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей
4. Отражение отдельных свойств предметов и явлений
5. Отражение, состоящее в создании новых образов на основе ранее сформированных представлений
42. Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта, от общей направленности и других личностных особенностей — это:
1. Наблюдательность
2. Константность
3. Иллюзии
4. Апперцепция
5. Осмысленность
43. Свойство восприятия, характеризуемое как способность выделять какие-либо объекты или их части как «фигуру», а остальные объекты, как «фон», — это:
1. Константность
2. Целостность
3. Предметность
4. Избирательность
5. Осмысленность
44. Предметность как свойство восприятия — это:
1. Относительное постоянство образов предметов (их формы, цвета, величины) при изменении условий восприятия
2. Отражение объектов в совокупности их свойств как единое целое
3. Выделение каких-либо объектов или их частей как «фигуру», остальные объекты — как «фон»
4. Отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к определенной категории объектов
5. Особенность восприятия, направленная на осознание объекта как целого
45. Целостность восприятия — это:
1. Отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам внешнего мира
2. Отражение объектов в совокупности их свойств
3. Его зависимость от прошлого опыта
4. Способность выделять структуру из потока ощущений
5. Способность группировать ощущения
46. О каком внимании идет речь: «Преднамеренность сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется»?
1. Произвольное внимание
2. Невольное внимание
3. Послепроизвольное внимание
4. Непроизвольное внимание
5. Целенаправленное внимание
47. Распределение внимания — это;
1. Состояние, когда человек ни на чем не может долго сосредоточиться
2. Длительное сосредоточение внимания на объекте
3. Непроизвольный переход от одной деятельности к другой
4. Произвольный переход от одной деятельности к другой
5. Выполнение одновременно двух видов деятельности, если одна хотя бы частично автоматизирована
48. В каких условиях возникают колебания внимания?
1. При восприятии сильных и внезапных раздражителей
2. При восприятии ритмичных раздражителей
3. При восприятии едва заметных раздражителей
4. При восприятии несложной информации
5. При восприятии сложной информации
49. Направление в психологии, которое в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование памяти:
1. Бихевиоризм
2. Ассоцианизм
3. Теория деятельности
4. фрейдизм
5. Гештальт-психология
50. Кратковременная память — это вид памяти,
1. Обеспечивающий удержание информации в памяти в течение очень короткого времени
2. Обеспечивающий оперативное удержание и преобразование информации в определенных целях деятельности
3. Обеспечивающий мгновенное запечатление
4. Обеспечивающий продолжительное хранение информации
5. На отдельные события
51. Вид памяти, обеспечивающий переработку и хранение информации со специальной целью запомнить, — это:
1. Смысловая память
2. Произвольная память
3. Долговременная память
4. Оперативная память
5 Паническая память
52. Основоположником «генетической эпистемологии» является
1. Д. Брунер
2. Ж. Пиаже
3. Д. Колберг
4. Л. С. Выготский
5. 0. Кольпе
53. Основными представителями гештальт-психологии являются:
1. К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни
2. Дж. Уотсон, К. Лешли, У. Хантер
3. Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс
4. М. Вертхеймер, В. Келер, К. Коффка
5. 0. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ах
54. Основоположником «рефлексологии» как естественнонаучного направления в отечественной психологии является
1. В. М. Бехтерев
2. И. П. Павлов
3. И. М. Сеченов
4. К. Н. Корнилов
5. Г. И. Челпанов
55. Автором общепризнанной в нашей стране концепции периодизации психического развития ребенка является
1. Л. С. Выготский
2. А. Н. Леонтьев
3. Д. Б . Эльконин
4. П. Я. Гальперин
5. П. П. Блонский
56. Коэффициент интеллекта был впервые введен в психологию
1. А. Бине
2. В. Штерном
3. Ф. Гальтоном
4. Ч. Спирменом
5. Л. Терстоуном
57. Мгновенное осознание решения некоторых проблем — это:
1. Выдвижение гипотезы
2. Эвристика
3. Запечатление
4. Инсайт
5. Интуиция
58. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным свойствам — это:
1. Синтез
2. Обобщение
3. Абстракция
4. Систематизация
5. Группировка
59. Абстракция — это:
1. Установление сходства и различия между предметами
2. Мысленное объединение частей или свойств в единое целое
3. Выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от несущественных
4. Расчленение объекта на составляющие его части или характеристики
5. Группировка предметов по сходству основных признаков
60. Гибкость мышления — это:
1. Умение под влиянием необходимости изменять намеченный ранее путь решения задач
2. Умение увидеть и поставить новую проблему и решить ее
3. Умение принимать определенные решения в очень короткий срок
4. Умение проникнуть в сущность явления
5. Объективная оценка деятельности других и себя
61. Особенность мышления, проявляющаяся в возможности привлечения для решения данной задачи знаний из различных областей, — это:
1. Быстрота мышления
2. Самостоятельность мышления
3. Глубина мышления
4. Критичность мышления
5. Широта мышления
62. Эгоцентрическая речь — это:
1. Вид беззвучной речевой деятельности, являющийся основным инструментом мышления
2. Вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники
3. Громкая речь ребенка, адресованная самому себе
4. Произвольная, развернутая и организованная речь
5. Активная произвольная, организованная речь, использующая неязыковые коммуникативные средства
63. Вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления:
1. Монологическая речь
2. Внутренняя речь
3. Эгоцентрическая речь
4. Письменная речь
5. Диалогическая речь
64. Свойство речи, характеризующееся объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивающееся подготовленностью говорящего, — это:
1. Выразительность
2. Понятность
3. Действенность
4. Содержательность;
5. Конкретность
65. Воображение, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности, — это:
1. Мечта
2. Греза
3. Творческое воображение
4. Воссоздающее воображение
5. Понятийное воображение
66. Процесс воображения, заключающийся в мысленном «склеивании» различных качеств, свойств, частей, в повседневной жизни не соединимых:
1. Агглютинация
2. Гиперболизация
3. Схематизация
4. Типизация
5. Акцентуация
67. Инстинкты у животных:
1. Вырабатываются в процессе индивидуальной жизни
2. Являются сложным видовым поведением, передающимся по наследству
3. Индивидуально-приспособительная форма поведения, включающая в себя мышление
4. Изменчивая форма поведения, формирующаяся на основе наследственно закрепленных форм поведения
5. Поведение, основанное на такой форме отражения, как раздражимость
68. Автором принятой в отечественной психологии теории эволюции психики в филогенезе является:
1. С. Л. Рубинштейн
2. М. Я. Басов
3. А. Н. Леонтьев
4. П. П. Блонский
5. Л. С. Выготский
69. Автором культурно-исторической теории развития психики является
1. С. Л. Рубинштейн
2. А. Н. Леонтьев
3. П. Я. Гальперин
4. Л. С. Выготский
5. Д. Б. Эльконин
Модуль 2. Психология развивающейся личности
Итогом изучения материала второго модуля является сообщение по теме «Психологические основы профессионального развития и личностного роста».
Название выступления формулируется самостоятельно, приблизительно так:
«Диагностика уровня развития ………… и программа его развития»
Вместо точек указать выбранное Вами качество, причем максимально точно. Это может быть определенный вид мышления, воображения, внимания, памяти, определенные свойства профессионального общения, характеристики деятельности.
Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 1.
План сообщения
1. Описание качества. Обосновать значимость для профессионалов экономического профиля.
2. Способы диагностики
3. программа развития
4. описание собственного опыта.
Объем – не более 5 страниц (12-14 кегль)
Оцениваются полнота информации, качество диагностики, эффективность программы, уникальность собственного опыта.
Обработка и интерпретация результатов
Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).
Отчет должен включать:
— постановку целей исследования,
— характеристику базовых параметров, подлежащих изучению (что такое психологическая атмосфера в коллективе, от чего она зависит, как она влияет на результаты работы коллектива, работоспособность отдельных работников, эффективность деятельности всего коллектива),
— описание процедуры исследования,
— результаты исследования,
— практические рекомендации по улучшению психологической атмосферы в коллективе.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) основная литература:
- Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2007.
- Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СП-б, 2003.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.
- Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности. М., 2007.
- Немов Р.С, Психология: Учебное пособие для вузов. В 2 кн. — М.: Просвещение, 1994.
- Психология и педагогика / Под ред. К.А. Абульхановой, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. — М.: Совершенство, 1999.
- Рабочая книга практического психолога: Уч. пособие / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. — М.: Педагогика, 1996.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. -Л., 1990.-321с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 2006.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. М., 2002.
б) дополнительная литература:
- Абульханова К.А., Бодалев ДА, Деркач ДА, Кузьмина Н.В., Лаптев Л.Г. Акмеология вчера, сегодня, завтра // Практическая психология и психоанализ. — 1997. — №1.-C.12-27.
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Адлер А. Понять природу человека. — СПб.: Академический проест, 1997. — 256 с.
- Азарнов Н.Н., Давыдов В.П., Пустовалов А.И. Методология, методика и технология педагогического исследования (Учебное пособие).
— М.: АФСБ, 1997. — 220 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — М., 1998. — 341 с.
- Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. — М.: Знание, 1980.- 212с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М.: Мысль, 1986. — 158 с.
- Аристотель. О душе // Соч. в 4-х т. — Т. 1 — М., 1975. — 427 с.
- Арнольд О.Р. Управляй своей судьбой. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 384 с.
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 416 с.
- Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М.: РАУ, 1993. — 11 с.
- Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? — М.: КВАНТ, 1997. — 102 с.
- Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996.-284 с.
14. Выготский Л. С. Лекции по психологии.-СПб.: Союз, 1997. — 144с.
15. Выготский Л. С. Развитие интересов в переходном возрасте // Собр.соч. — Т.4. — М., 1984. — С. 6-40.
16. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий. — М., 1979.-185 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М.: МГУ, 1998.
- Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 т. — М.: Мир, 1992.
- Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. — М.: Педагогика, 1972. — 311с.
- ГОС ВО. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. — М.: Моск. лицей, 1994. — № 2.
- Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. — М.: Политиздат, 1991. — 320 с.
- Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. — М.: Агенство «КвантТ», 1997. — 328 с.
- Гусева А.С., Лешин В.В. Развитие аутопсихологических способностей А. Акмеология: личностное и личности. Методы и технологии. — М.: РАГС,2000.-198с.
- Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. — М.: РАГС, 2000. — 398 с.
- Забродин Ю.М. «Модель личности» в психодиагностике. — М., 1994. — 214с.
- Занюк С. Психология мотивации. — К.: Эльга-Н, 2001. — 327 с.
- Илина И.В. Основы валеологии. Учебник для специалистов государственного и муниципального управления. — Орел, 2002.-329 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т:-М.: Педагогика, 1983.-304 с.
- Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. — Калуга, 1994.- 178 с.
- Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / Под ред. А.И.Каирова, В.М.Коротова, Б.Т. Лихачева. Т.1 -2 .- М: Педагогика, 1977.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996.- 308 с.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. — 221 с.
- Никандров Н.Д. Перспективы образования в России // Гуманизация. — 1998. — № 1.- С. 3-13.
- Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. — М; Школа-Пресс, 1994.-192 с.
- Оболенский А.В. Человек и государственное управление. — М., 1987. — 325 с.
- Основы социально-психологической теории /Под ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. — М., 1995. — 538 с.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. — М.: Наука, 1982. — 329 с.
- Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. — М: Наука, 1969. — 154 с.
- Православная психология и проблемы современного человека: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. Е.А. Ходыревой. — Ульяновск: УлГУ, 2001. — 250 с.
- Секач М.Ф. Саморегуляция психической устойчивости руководителя. — М.: КванТ, 1998. — 299 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 376 с.
- Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении: Монография / Под общ. ред. А.А. Бодалева. — М.: МГУ ПП, 2000. — 256 с.
- Спирин Л. ф. Теория и технология решения педагогических задач. — М., 1997. — 412 с.
- Степанова Е.И. Возрастная изменчивость мыслительных функций в период зрелости. Дисс…. докт. психол. наук.-Л.:ЛГУ, 1971.-439с.
- Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. — М.:РАГС,2001.-184с.
- Швальбе Б., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех. — М.,1993. — 327 с.
- Щедровицкий Г.П. Избранные труды. — М., 1995. — 458 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996. — 319 с.
- Ярвилехто Т. Мозг и психика. — М.: Прогресс, 1992. — 296 с.
50. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции. М.: Наука, 1989.
51. Хьел Л, Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.
52. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: ЛОГОС, 1994.
53. Юнг К. Психология бессознательного. Пер. с нем. М.: Канон, 1994.
54. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. М., 1997.
Приложение 1.