Пояснительная записка

1. Итоговая работа по валеологии является первым этапом итоговой аттестации студентов и оценивается по 10-ти балльной системе.

2. Цель работы — создать у студентов мотивацию к комплексной оценке функционального состояния собственного организма и на основе знаний, полученных на кафедре, наметить пути и выбрать методы повышения уровня здоровья.

3. Работа выполняется на основании результатов самотестирования, полученных на практических занятиях.

4. Желательно, чтобы в итоговой работе студенты указали проблемы, которые они не могут решить в настоящее время и причины (недостаток знаний, условий, материальных возможностей и т.п.)

5. При наличии незначительных отклонений в состоянии здоровья — нарушение осанки (кроме сколиозов), плоскостопие, близорукость слабой и средней степени и т.п. — консультации о допустимости применения оздоровительных методик можно получить у преподавателя группы.

6. Если у студента имеются хронические заболевания, по поводу которых он находится на диспансерном учете, должны быть учтены рекомендации лечащего врача.

7. Работа должна быть написана по схеме. Сданная работа остается на кафедре.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

2. Цель работы — создать у студентов мотивацию к комплексной оценке функционального состояния собственного организма и на основе знаний, полученных… 3. Работа выполняется на основании результатов самотестирования, полученных на… 4. Желательно, чтобы в итоговой работе студенты указали проблемы, которые они не могут решить в настоящее время и…

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»

 

Институт медицинского образования

 

Кафедра теории и практики сохранения здоровья

 

Итоговая работа по курсу «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Моя программа здорового образа жизни

 

 

Студент ____________________   Преподаватель ___________________
Факультет __________   Оценка ________________  
Курс _______ Группа ___________    

 

 

Великий Новгород

________ г.

 

Ф.И.О. Сафонов Антон Сергеевич Возраст – 20 лет Рост — 185см Вес — 80 кг

 

  Студент ____________________   Преподаватель ___________________ Факультет __________   …    

I. Результаты тестирования

Показатель, определение Фактическое значение Показатель нормы Вывод Примечание (отметить проблемные показатели)
Оценка образа жизни Образ жизни – это деятельность или активность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни. Он указывает на то, как люди относятся к условиям жизни, как связаны с ними и используют их. 42-60 очков У вас не только хорошее здоровье, но и часто хорошее настроение. Вы, вероятно общительны, часто встречаетесь с друзьями, не отказываетесь от удовольствий, которые делают вашу жизнь разнообразной. Но подумайте. Подумайте, достаточно ли вы двигаетесь. -двигательная активность — питание — режим дня -зарядка по утрам  
Оценка личностной зрелости (аутоаналитический опросник зрелой личности Маслоу) Умеренная «зрелость» — еще есть резервы к совершенствованию. -ответственность -бескорыстность -уравновешенность
Показатели некоторых аспектов психического здоровья
— уровень эмоционального благополучия   — уровень психоэмоционального напряжения   —   — Вы могли бы получать от жизни намного больше радости, чем теперь. Вы не находитесь в постоянном напряжении или уже умеете снимать его Нужно проще относиться к людям    
— склонность к стрессу   0 -18 б Вы находитесь под постоянной угрозой стресса. Важно, чтобы вы выяснили его причины (хотя бы с помощью врача).

А вообще вам нужна большая подвижность, вплоть до физических тренировок

Нужно вести более подвижный образ жизни
— показатель уровня стресса   1 тест — до 45 б;   Для вашей жизни характерны деятельность и напряжение. Вы подвержены стрессу как в положительном смысле слова, так и в отрицательном . Постараетесь выделить немного времени для себя. Обращать внимание не только на других, но и на себя
— умение справляться со стрессом   0 – 8 б Вам трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы не начнете использовать более эффективные методы борьбы со стрессом, у Вас могут быть серьезные проблемы со здоровьем Использовать более эффективные методы борьбы со стрессом

 

Показатель, определение Фактическое значение Показатель нормы Вывод Примечание (отметить проблемные показатели)
Типологические особенности личности
— тест КАВД   — стресс-коронарный профиль (тип А,Б)     — шкала злобы д-ра Навако   — биоритмологический профиль К -18 А — 13 В — 12 Д – 15 11; тип А         —     —     0 – 75 б   По типологической особенности личности я визуал, но во мне имеются качества аудиала.   Вам следует побеспокоиться о своем сердце, на которое взвален непосильный груз забот.     Вы гораздо миролюбивее большинства людей Слабо выраженный вечерний тип Ориентирована на собственный интерес.     — минимизировать потенциально пагубные элементы поведения — не ставить себя в центр внимания — не пытаться делать сразу 6 дел  
Диагностика физического здоровья
Показатели физического развития        
— индекс массы тела (ИМТ) — экскурсия грудной клетки — состояние осанки — мышечная сила кистей   — гибкость плечевого пояса — гибкость позвоночника 23,3 96% Правая рука: 45 Левая рука:40 5 баллов 23 см 20-25 8-10 см 100-110%   26 кг   М – 9 см Нормальное питание ЭГК в норме Нарушение осанки (сутулость)   Слабая мышечная сила Хорошая гибкость плечевого пояса Хорошая гибкость позвоночника     Нарушение осанки   Плохо развита мышечная сила  
Показатели функционального состояния        
Нервная система: — конституциональный тип нервной системы — состояние вегетативной нервной системы — время статической балансировки     Нисходящий график   21 балл   35 сек   —   0-15 б   30 сек и более   нервная система слабая   неуравновешенная вегетативная нервная система   хорошая статическая балансировка   нервная система слабого и средне-слабого типа признаки вегетативной дистонии
Показатель, определение Фактическое значение Показатель нормы Вывод Примечание (отметить проблемные показатели)
Сердечно-сосудистая система: — частота сердечных сокращений за 1 минуту   — уровень артериального давления         90/60     60-90     90-100/60-70   ЧСС ниже нормы     АД в пределах нормы ЧСС
Дыхательная система: — частота дыхательных движений за 1 минуту — время задержки дыхания   — ЖЕЛ         2400 мл   12-20   30 сек и более   Ж: 2,5-3,5 л М: 3,0- 4,5 л   Хорошая частота дыхательных движений   Хорошая устойчивость к гипоксии   ЖЕЛ ниже нормы   Заняться дыхательной гимнастикой для увеличения ЖЕЛ
Показатель общей выносливости: — проба с приседаниями   2 мин   1-3 мин. Удовлетворительное время восстановления пульса Необходимы динамические нагрузки на свежем воздухе, ходьба, бег трусцой, плаванье
Показатель адаптационного потенциала (АП):   1,335   2,1 и менее Удовлетворительная адаптация  
Оценка иммунного статуса организма         Хороший уровень иммунитета  
Уровень общей двигательной активности (ОДА)
ОДА – двигательная активность в течение дня с более низкой интенсивностью вместе с организованными занятиями физкультурой гипокинезия — снижение двигательной активности гиподинамия — ограничение ДА. 28 час/нед     16-18 час/нед. Не соответствует возрастной норме Пересмотреть сой двигательный режим

Показатель, определение Фактическое значение Показатель нормы Вывод Примечание (отметить проблемные показатели)
Оценка качества питания
— общая оценка качества питания   — степень загрязнения организма     — частота потребления жиров     — частота потребления зерновых продуктов, овощей и фруктов   — индекс риска развития атеросклероза   53 балла   34 балла     21балл         0,66 30-100 б   —     21 и менее     30 и более     более 1,5 Удовлетворительное питание   Умеренная степень загрязнения организма, но если ничего не делать, состояние может ухудшиться     если у вас имеются факторы развития атеросклероза, стремитесь достигнуть показателя потребления жиров меньше В вашей диете недостаточно важных компонентов питания   Атеросклероза нет     Необходимо ежедневно употреблять с пищей овощи, фрукты, зерновые; употреблять не менее 1-1,5 л воды.   Включить в рацион продукты, богатые клетчаткой.
Наличие болезненных зависимостей
Отношение к алкоголю   10 б Не грозит алкоголизм  
Употребление наркотиков, курение, азартные игры, компьютерные игры, др.     Наркотики никогда не станут для тебя серьезной проблемой, но не впадай в другую крайность и не выступай по отношению к другим в роли проповедника морали.  
Наличие хронических заболеваний (указать, какие)          

II. Общие итоги

Проблемы с психическим здоровьем: нужно получать от жизни больше радости, ведь все не так уж и плохо, радостей в жизни намного больше, чем я думаю. Нужно научиться бороться с жизненными невзгодами, находить выходы из стрессовых ситуаций, т.к. я постоянно нахожусь под угрозой стресса. Бороться со стрессом можно и нужно, главное — подобрать для себя подходящие методы снятия стресса.

Проблемы с физическим здоровьем: Основной проблемой я считаю нарушение осанки, которая служит показателем физической культуры и здоровья человека. Ведь положение тела при движении существенно влияет на эффективность действий. К примеру, трудно представить эффективное и красивое двигательное действие у сутулого человека. Его движения зачастую неуклюжи, и могут приводить к травмам. Соблюдение правильной осанки – это надежный и эффективный метод профилактики возникновения таких патологий современной цивилизации, как остеохондроз позвоночника и боль в спине.

Также немаловажной проблемой является недостаточная мышечная сила. Нужно уделять больше внимания физическим упражнениям, специальной гимнастике.

Проблемы с физическим здоровьем: Основной проблемой я считаю нарушение осанки, которая служит показателем физической культуры и здоровья человека.… Также немаловажной проблемой является недостаточная мышечная сила. Нужно…

III. Программа ЗОЖ

После прохождения теста я выделила для себя 2 основные проблемы со здоровьем, с которыми нужно бороться:

1. Нарушение осанки (сутулость)

2. Борьба со стрессом

 

НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ

Я понимаю, что осанка зависит от меня, от моего поведения и образа жизни. Я, как и любой парень, хочу хорошо выглядеть. И я понимаю, что сутулость меня не красит. Поэтому мне хочется исправить данную проблему.

Тело и мысли человека неразрывно связаны – изменения одного влекут за собой изменения другого, и наоборот. Мы способны регулировать мышечное напряжение, воздействуя на свои мысли, а изменения положения тела способны приводить к изменениям эмоционального состояния. Юноши и девушки зачастую деформируют свою осанку под влиянием различных психоэмоциональных факторов – выдвигают вперед оба плеча и горбятся. В результате со временем запускается перестройка мышечных групп, и начинает формироваться патологическая осанка. А она, в свою очередь, способствует фиксации данных психоэмоциональных нарушений, и развитию неврозов в дальнейшем.

Сохранение правильной, хорошо сбалансированной позы, достигается за счет ее постоянной коррекции с помощью точно дозированных напряжений многочисленных мышц. Поэтому успех в формировании правильной осанки достигается, прежде всего, при помощи укрепления мышечной системы и ее разносторонней физической тренировки.

В лечении нарушений осанки применяются 4 основных метода:

1. Специализированная гимнастика и комплексы физических упражнений.

2. Массажи и мануальная терапия.

3. Применение ортопедических корсетов.

4. Хирургические вмешательства.

Я считаю, что хирургическое вмешательство мне не требуется, т.к. искривление осанки у меня в пределах нормы – могу справиться с этим без вмешательства врача.

Для лечения нарушенной осанки мне хорошо подойдет сочетание специальных корригирующих упражнений с плаванием. Плавать лучше всего брассом на груди или на спине. При такой технике движения ног и рук выполняются симметрично и одновременно. Также рекомендуется бег по мягкому основанию — к примеру, по песку, катание на велосипеде, прогулки по лесу, хождение на лыжах без использования палок, или с одновременным отталкиванием ими.

Физкультурная гимнастика при сутулости:

· стать на четвереньки и по максимуму прогнуть спину, тянясь животом вниз. При этом хорошо двигаться вперед руками – так, как будто потягивается кошка;

· полезным будет пригибание, выполняемое стоя. Оно не разгружает проблемные участки, но эффективно для нижнегрудного и поясничного отдела;

· обыкновенная «лодочка» — покачивание лежа на животе с вытянутыми вперед руками и прямыми ногами обеспечит укрепление повздошно-поясничной мышцы, а также разгибателей поясничного отдела.

· сидя на стуле, соединить лопатки за спиной на десять секунд, после расслабиться, повторить несколько раз.

 

 

БОРЬБА СО СТРЕССОМ

Я знал свою склонность к стрессам и без тестирования. Однако я не думал о том, что это сильно вредит здоровью. После прохождения тестов я решил пересмотреть свое мнение относительно стресса. Т.к. по натуре я очень эмоциональный и впечатлительный человек, со стрессом мне будет бороться нелегко. Но, несмотря на всю сложность, я не хочу прибегать к лечению лекарствами.

В интернете я нашёл простые методы, которые помогут в борьбе со стрессом и которые мне подходят:

1. Активный отдых

2. Добавить в свой рацион продуты с витамином С (яблоки, помидоры, шиповник) и В (сухофрукты, капуста, свекла, миндаль, куриная печень, рыба).

3. Правильное питание. Буду употреблять в пищу продукты, способствующих улучшению настроения. Как известно, незаменимым помощником в борьбе со стрессом является гормон счастья — серотонин, а такие продукты, как бананы, миндаль, шоколад и многие другие способствуют его выработке.

4. Общение с близким человеком. Обсуждение проблем вслух способствует их скорейшему разрешению.

5. И снова спорт. Занятия спортом помогают бороться со стрессовыми ситуациями, а также они делают организм более устойчивым к эмоциональным воздействиям. При занятии спортом я смогу «убивать двух зайцев»: корректировать осанку и справляться со стрессами.

Также я понимаю, что нужно чаще улыбаться, побольше общаться с хорошими людьми. Я постараюсь ограничить себя от сильных эмоциональных воздействий или попытаюсь воспринимать это так, чтобы избежать стресса.

1. Нарушение осанки (сутулость) 2. Борьба со стрессом  

IV. Список использованной литературы

1. Лекции по валеологии

2. http://www.tiensmed.ru/news/postureviolation-s2x.html

3. http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/8467-narushenie-osanki-u-detey-uprazhneniya-lechenie.html

4.