Понятие психологии здоровья

Блок 15 вопрос

Психология здоровья,психология больного человека.Синдром эмоционального выгорания,хронической усталости.

Психология здоровья — это новое направление психологии, которе начало формироваться как самостоятельная наука в конце 50-х годов прошлого столетия в США. Уже в 1978 году в Американской Психологической Ассоциации было создано отделение «Психологии здоровья». Новое направление объединяет и совершенствует методы, которые помогают возвратить и укрепить физическое и психологическое здоровье человека в комплексе.

Сейчас в этом направлении работают многие именитые специалисты из медицинских школ Канады и США. Интерес их не случаен, рубеж веков ознаменован возрастанием актуальности проблемы здоровья человека. Резкий рост «болезней века», таких как остеохондроз, инфаркт или рак обусловлен высоким ритмом жизни, информационными и эмоциональными перегрузками, экологическим неблагополучием, стремительным темпом научно-технического прогресса и многими другими факторами.

Мысль, что развитая медицина мало помогает сохранять и приумножать общественное здоровье, конечно же, не нова.

Первым обратил внимание на психологию здоровья Бехтерев. Он говорил, что важное и самое главное условие развития личности — это природа организма, наследие и те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности.

Следующий фактор связан с условиями зачатия и развития человеческого организма. Неблагоприятный фактор, условие зачатия личности влекут за собой дегенеративные особенности потомства (плохая наследственность, болезнь матери во время беременности и во время зачатия).

Всё это влияет на то, что организм ребёнка является уязвимым и развивается очень слабо. Если не обеспечить достаточно правильного питания, то нарушается процесс полноценного развития.

На здоровье человека влияют следующие факторы:

Экономические условия оказывают влияние на личность;

Алкоголизм несёт реальную угрозу для нашей нации;

Трудолюбивая, умеренная жизнь.

Психология здоровья — это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению систем здравоохранения и формирование стратегии (политики) здоровья.

2 стр., 764 слов

34. генотип и среда в развитии темперамента и личности

... В ходе индивидуального развития ребенка совершенствуются механизмы произвольной регуляции поведения, под влиянием обучения и воспитания формируются особенности характера и личности человека. В итоге свойства ... они похожи друг на друга. Внутрипарное сходство уменьшается по многим особенностям личности, в результате снижаются и показатели наследуемости. Средний коэффициент корреляции между возрастом ...

Психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до его смерти.

Основные задачи, которые входят в сферу интересов психологии здоровья:

— Определение базисных понятий психологии здоровья;

— Исследование и систематизация критериев психологического и социального здоровья;

— Методы диагностики и самооценки психического и социального здоровья;

— Факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);

— Психологические методы мотивирования к здоровью;

— Психологические механизмы здорового поведения;

— Профилактика психических и психосоматических заболеваний и т.д.

Понятие психологии здоровья

Психология здоровья в своем становлении продолжает намеченный гуманистической психологией принципиально иной путь развития психологической науки — путь к созданию новой науки «психологии с человеческим и человечным лицом». Именно гуманистическая психология разрабатывает целостный подход к здоровью, в котором физическое и психическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека. Жизнеспособность психологии здоровья, возможно, определяется не столько анализом глубин человеческого поведения, сколько изучением высот, которых каждый индивидуум способен достичь.

Для построения индивидуальной стратегии достижения здоровья необходимо развивать психологическую компетентность в отношении здоровья и, возможно, радикально изменить качество собственной жизни — интегрального показателя психологического, физического и эмоционального благополучия в субъективном восприятии. Важным показателем качества жизни являются индивидуальные переживания человека относительно социальной обстановки вокруг него, поэтому качество жизни выступает некоей глобальной системой, включающей в себя качество культуры, качество экологии, качество образования, качество социальной, экономической и политической организации общества, качество человека. При исследовании качества жизни как интегративной характеристики объективных и субъективных показателей условий жизни человека выявляется особая значимость для здоровье сбережения именно субъективной оценки качества жизни.

Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.

Содержательный анализ проблемы выявил разрозненный характер концепций, поэтому дальнейшая проработка теоретических концепций, проведение эмпирических исследований будут способствовать построению комплексной психологической модели здоровье сбережения человека. В целом же психологическим индикатором здоровье сбережения и качества жизни человека выступают степень удовлетворенности разными сферами жизни и положительная согласованность с психической адекватностью личности.

5 стр., 2057 слов

Смех и его роль в жизни человека

... предстоит выяснить, какая же из них справедлива. 1. Положительная роль смеха в жизни человека Для начала рассмотрим роль смеха в современном обществе. Во-первых, смех способен ... не часто. Громкий здоровый смех - признак хорошего здоровья, силы, открытой натуры. Такие люди очень дружелюбны, не боятся трудностей в жизни. Беззвучный смех - признак хищности, расчетливости и скрытности, ...

Психология здоровья как понятие имеет двоякий смысл:

— Психология здоровья как проблема, аспект научной и практической деятельности клинических психологов, направленной на охрану и укреплениездоровья населения. Разнообразие задач: профилактических, лечебных, реабилитационных, консультативных.

— Психология здоровья как психологическая культура человека, психология здорового образа жизни. Роль общества и качества жизни. Индивидуальная ответственность человека за свое здоровье.

Психология здоровья — это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению систем здравоохранения и формирование стратегии (политики) здоровья.

Психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до его смерти.
Возрастные особенности здоровья.

ВОЗРАСТНАЯ ОСОБЕННОСТЬ в психологии здоровья — специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в ходе смены возрастных стадий развития (возраст).

Характеристика их основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных возрастных этапах онтогенеза. Особенности возрастные образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики индивида.

В отличие от широко варьирующихся индивидуальных особенностей, возрастные изменения отражают такие преобразования, что происходят в психике большинства представителей данной культуры или субкультуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях. Особенности возрастные не проявляются в чистом виде и не имеют абсолютного и неизменного характера; на них влияют культурно-исторические, этнические и социально-экономических факторы.

Примером влияния конкретной исторической ситуации на особенности возрастные служат различия психологических, личностных качеств у людей разных, даже близких поколений (анализ когортный).

Индивидуально-психологические свойства, включая темп развития личности, также могут накладывать существенный отпечаток на особенности возрастные.

Особое значение имеет учет особенностей возрастных при обучении и воспитании. Развивающий эффект обучения прямо зависит от степени его соответствия психологическим особенностям учащихся. С другой стороны, сами возрастные возможности усвоения знаний существенно расширяются при оптимизации содержания и методов учебно-воспитательного процесса.

Психология больного – это очень сложный вопрос, который следует хорошо изучить врачам и людям, связанным с медициной. Именно так они смогут лучше понять своих пациентов и повысить эффективность лечения.

Психология больного – это особое направление психологии, которое рассматривает пациентов медицинских учреждений как особую группу людей со своими особенностями. Изучение такой психологии позволяет медицинскому персоналу понимать больных людей, избегать конфликтов в процессе лечения.

4 стр., 1589 слов

Психология родительства (детско-родительские отношения)

... также репродуктивное поведение, взаимоотношение супругов, родительское отношение, стиль семейного воспитания. Родительское отношение. Эмоционально-ценностное отношение к ребёнку. Реализуется в эмоциональной ... (ценностные ориентации супругов) Родительские установки и ожидания Родительское отношение Родительские чувства Родительские позиции Родительская ответственность. Стиль семейного воспитания. ...

Психология больного

Сознание больного человека условно можно разделить на 2 вида:

· обычная форма сознания болезни;

· состояние сознания болезни.

Обычная форма сознания болезни является нормальной особенностью психологии пациента, а сам больной нуждается в разумном подходе со стороны лечащего врача. Состояние сознания болезни проявляется у человека в виде аномальных реакций, которые выходят за рамки нормальных и типичных для данного человека. Также у больных могут проявляться стойкие изменения психики, порождаемые внутренней болезнью, могут наблюдаться болезненные состояния, которые будут еще больше усложнять и дополнять клиническую картину заболевания.

Больной человек отличается от здорового еще и тем, что вместе с изменениями, происходящими во внутренних органах и самочувствии, наблюдаются изменения и в психологическом состоянии. Из-за заболевания изменяется восприятие окружающих событий и самого себя. Такие последствия приводят к изменению положения больного как среди близких, так и в обществе.

Изменения психики больного

Чаще всего у психосоматических больных наблюдается перестройка интересов к функциям своего тела, к собственным ощущениям. Вместе с этим в психологии больного отмечается изменение сторон личности. Нарушениям подвергаются моторика, речь, меняется аффективная настроенность. Очень сильно психология больного изменяется при возникновении угрозы жизни. В этом случае может изменяться восприятие времени, которое будет замедляться или ускоряться.

Очень сильное влияние на психологию больного оказывают воспоминания, которые приобретают форму наплывов и часто беспокоят пациентов. Причина их яркой выраженности и определенной насильственности может быть связана с вызванной болезнью интоксикацией.

Для больного очень большое значение имеет его собственное представление о болезни, которое основывается на сведениях, полученных из самых различных источников. При этом психология больного оказывается в довольно необычном состоянии, при котором нарушается устоявшийся ритм жизни, отдыха, труда, сна и бодрствования.

 

ТИПЫ ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ


Отношение пациента к своей болезни представляет собой важный уровень системы отношений пациента в социальной ситуации развития его заболевания и включает следующие аспекты: отношение человека к своим ощущениям, чувствам и эмоциям, к себе как личности в целом; отношение к информации о своем диагнозе; отношение к окружающим, включая мнение пациента о том, как к нему и его болезни относятся другие люди;

отношение к социальным ситуациям, в которые включен пациент (учебе, работе, лечебному процессу и др.);отношение к прошлому, настоящему и будущим перспективам его жизни.

Тип пациента определяет выбор той или иной модели общения с ним. Для малообразованных людей больше подходит интерпретационная модель, для образованных, вникающих в суть проблем — совещательная модель.

7 стр., 3434 слов

Лечение в психиатрии

... основных принципов проведения рациональной терапии психически больных пациентов. Прежде всего несколько слов о значении данного ... не всегда заметно, когда речь идет о лечении хронических заболеваний или когда трудно объективизировать динамику ... Фенелзин Транилципромин Изокарбоксазид Обратимые селективные ингибиторы моноаминоксидазы типа А: Механизм действия: повышают норадренергическую и ...

Гармоничный . Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без основания видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление активно содействовать врачу в процессе лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза (инвалидизация) — переключение интересов на области жизни, доступные больному. При благоприятном прогнозе — со средоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, на своей работе. Эргопатический . «Уход от болезни» в работу, несмотря на тяжесть заболевания. «Одержимость» работой выражена подчас больше, чем до болезни. Избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное стремлением, во что бы то ни стало сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности. Анозогнозический . Отрицание очевидности болезни. Отказ от обследования и лечения. Легкомысленное отношение к болезни и лечению — «все само собой обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь . Анозогносты, как правило, не отличаются высоким интеллектом, они малообразованны, часто подвержены алкоголизации и наркотизации. Истинную анозогнозию следует отличать от псевдоанозогнозии , когда психотравмирующий фактор (наличие болезни) вытесняется механизмом психологической защиты, блокирующим тревогу. Истинную анозогнозию нельзя путать с алекситимией — неспособностью выразить словами (вербализировать) свои ощущения. Многие пациенты не умеют вследствие изложить жалобы, анамнез, затрудняются рассказать о взаимоотношениях в семье, нередко не понимают сути вопросов врача.

Тревожный . Беспокойство, мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых методов лечения, новой информации, «авторитетов». Постоянное тревожное состояние. Такие пациенты предпочитают слушать мнения других, а не прерывно высказывать жалобы. Опасаются возможных осложнений болезни, неудач лечения, других неудач (в работе, в семье и т. д.).

Защита от тревоги — приметы и ритуалы. Ипохондрический . Сосредоточение на субъективных болезненных и других неприятных ощущениях, стремление постоянно рассказывать о них окружающим. Преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Сочетание желания лечиться и неверия в успех лечения, требования тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур. Неврастенический . Вспышки раздражения, особенно при болях, неприятных ощущениях. Раздражение изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием, часто слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость, несдержанность, неспособность ждать облегчения. Поведение по типу «раздражительной слабости». Меланхолический . Неверие в выздоровление, в улучшение состояния. Депрессия, пессимистический взгляд на все окружающее. Неверие в успех лечения даже при явном улучшении объективных показателей . Апатический . Безразличие к исходу болезни, результатам лечения. Утрата интересов к жизни. Пассивное исполнение назначений врача при настойчивом побуждении. Сенситивный. Озабоченность возможным неприятным впечатлением, которое может произвести известие о болезни на окружающих. Такой пациент опасается, что окружающие станут относиться к нему пренебрежительно, считать его неполноценным, боится стать обузой для близких. Эгоцентрический . Болезнь напоказ. Страдания и переживания пациента должны полностью завладеть вниманием окружающих. Другие люди, требующие внимания, воспринимаются как «конкуренты», отношение к ним неприязненное. Болезнь «условно приятна», пациенту «не выгодно» стать здоровым. Паранойяльный . Болезнь воспринимается как результат чьего-то злого умысла, «сглаза» и «порчи». Процедуры, лекарства вызывают подозрения. Врачи зачастую обвиняются в халатности и т. п. Дисфорический . Настроение мрачное, озлобленное. Вид угрюмый. Ненависть к здоровым. Вспышки злобы с обвинением в своей болезни других. Близкие должны во всем угождать больному (иногда «мнимому»).Наиболее просто строить отношения с пациентом, отношение которого к своей болезни гармоничное. У такого пациента, как правило, нет трудностей в общении с семьей и медицинскими работниками. Медицинская сестра рекомендует пациенту с Г-типом отношения к болезни полную программу лечения, назначенное врачом, и реабилитации, имея все основания надеяться, что рекомендации будут выполнены, а сотрудничество окажется плодотворным . Типы Эр и Ан объединяет «отрицание болезни» — через «уход в работу», стремление как можно быстрее вернуться к труду у эргопатов и «неузнавание» очевидной болезни у анозогностов . Медицинская сестра предоставляет информацию о болезни пациентам того и другого типов и членам их семей. Однако при Эр- и Ан-типах отношения к болезни пациенты сотрудничают с медсестрой неохотно, почувствовав улучшение, самостоятельно прекращают лечение до следующего обострения. Поэтому при работе с пациентами указанных типов и их семьями особое внимание следует уделять программам оказания экстренной и неотложной помощи, методам лечения при обострении . Тревожный пациент требует «материнского» подхода. Медсестра должна быть терпеливой, предоставить пациенту и его семье информацию о болезни, предложить полноценную программу лечения и реабилитации. Пациентам Т-типа целесообразно назначать комплексные программы лечения и реабилитации. Их надо периодически подбадривать, поощрять. Однако медсестра должна быть готова к тому, что тревога, являющаяся конституциональной оставит пациента, он найдет, из-за чего тревожиться.

10 стр., 4893 слов

Проблемы пациента с острым пиелонефритом

... позволит повысить качество сестринской помощи. Глава 1. Пиелонефрит 1.1 Пиелонефрит пиелонефрит лечение сестринский пациент Пиелонефрит - микробновоспалительное заболевание почек с поражением чашечно - лоханочной системы, ... в почку; общее состояние организма и его иммунобиологическая реактивность. Болезнь у детей может проявляться в следующих признаках: ·Повышенная температура (до 38-39 градусов), ...

И -тип отношения к болезни доставляет много неприятностей медицинским работникам. В гамме ощущений пациента следует отличать ощущения, связанные с поражением органов. Пациент и его семья должны получить рациональную информацию о заболевании и адекватные рекомендации. Медицинские работники знают, что ипохондрик надоедает семье своими непрерывными жалобами, и многие семьи стремятся «спихнуть» такого пациента медикам: «болеешь, так лечись…». Пациент И-типа и медицинская сестра «обречены» на многолетнее сотрудничество. «Хорошо» такому пациенту не бывает никогда, на благодарность медработникам рассчитывать не приходится. Желательно назначать пациентам с ипохондрическими чертами контрольные сроки явок («придите через месяц, сделайте контрольный анализ крови» и т. п.).

Если этого не делать, пациент может «прописаться» в поликлинике.

Пациент с неврастеническим типом отношения к болезни проявляет «раздражительную слабость». Его тяготит даже небольшая очередь к регистратору или к врачу. При Н-типе отношения к болезни, пациент склонен везде видеть недостатки, его все раздражает: и сам факт болезни, и необходимость обследования, лечения. Это раздражение часто выплескивается в адрес врача и медицинской сестры. Профессионал-медик не должен вступать с пациентом Н-типа в длительные «оправдательные дискуссии». Вину (явную, а чаще мнимую) следует взять на себя, согласиться, что «не все безупречно в нашем медицинском цехе». Это сразу же успокаивает пациента. Последующие отношения с ним должны строиться на уровне рациональной информации, по типу «взрослый — взрослый».

4 стр., 1558 слов

Опросник выявления эмоционального выгорания

... отношению к себе и результатам своего труда, вызывающие нарушение внутриличностного равновесия, чувство беспомощности и безнадежности, ощущение того, что нет возможности справиться со стрессом, "синдром эмоционального выгорания ... незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Рассматривая личностные факторы выгорания, идентифицируют типы личностей, наиболее склонных к СЭВу.  ...

Меланхолический (депрессивный) тип требует «материнской» методики общения. В ходе обследования и лечения пациента М-типа надо подбадривать, хвалить за отдельные достижения, успехи. Представители данного типа отзывчивы к комплексным программам лечения и профилактики . Пациент Ап-типа исповедует следующий принцип: мое дело болеть, ваше дело — лечить, если такое желание у вас есть. Работая с пациентами апатического типа, врач и медицинская сестра всю инициативу должны взять на себя . Желательна поддержка семьи. В ходе лечения и к реабилитации необходим постоянный контроль за выполнением рекомендаций врача . Пациент С-типа требует особого участия врача и медицинской сестры, «материнского» подхода. Его следует все время разубеждать в явных и мнимых опасениях, вселять уверенность в положительные результаты лечения. Пациенты Эг- типа в обычно имеют истерические черты характера, в болезни они обостряются. Главное в работе с такими пациентами — избежать «порабощения», не выполнять всех прихотей, не допускать командования собой. Следует четко определить, «кто кого лечит». Отношения надо строить официально, по типу «взрослый — взрослый». Семья должна быть осведомлена о личностных особенностях пациента, ее надо предохранить от чрезмерной требовательности больного.

П-тип отношения к болезни — не столь уж редкий феномен в современной России. Следует ли разубеждать пациента в ошибочности его трактовки генеза болезни? Этот вопрос решается индивидуально. Если пациент убежден в «сглазе», «порче», «наведенной болезни» и хочет прибегнуть к услугам экстрасенсов и колдунов, специализирующихся на «очищении жилища» и т. п., не всегда нужно отговаривать его. Напротив, после успешных ритуалов «снятия порчи» пациенты рассматриваемого типа успокаиваются, делаются более доступными для вмешательства официальной медицины . Д-тип отношения к болезни характерен для пациентов, имевших в черты психопата эпилептоидного круга или психопата возбудимого типа. Работать с такими больными трудно, к поддержке семьи многие из них относятся амбивалентно. Отношения должны быть официальными, строиться по принципу «взрослый — взрослый». Врач и медицинская сестра в данном случае должны выполнять свой профессиональный долг, не надеясь на благодарность пациента. Его следует принимать таким, какой он есть, не пытаясь изменить его патохарактерологические особенности. Таким образом, в ситуации болезни изменяется не только соматическое (физическое), но и психическое состояние человека. При этом своеобразие реагирования на свое состояние отражается в изменении поведения, которое, в свою очередь, способствует смене характера взаимоотношений с окружающим миром. Негармоничные типы отношения пациента к своему заболеванию создают массу проблем для медицинской сестры, вынужденного противостоять мощному напору некоторых больных.

4 стр., 1762 слов

ПСИХОДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТИПОВ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ

... Лурия, В.М. Родионов, И.В. Колмановский); эмоциональные отношения в семье (З.И. Файнбург), их влияние на стабилизацию внутрисемейных отношений, условия устойчивости семьи (Ю.Г. Юркевич), ... типы молодых семей. 3. Определить возможные пути диагностики семейных отношений молодых семей. 4. Составить программу психокоррекционной помощи молодым семьям Методологической и теоретической основой данной работы ...

 

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза и стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 3-4% валового национального дохода.

СЭВ — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин «синдром психического выгорания».

СЭВ — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» — отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Иногда СЭВ (в иностранной литературе — «burnout») обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.

Первые работы по этой проблеме появились в США. Американский психиатр H.Frendenberger в 1974 г. описал феномен и дал ему название «burnout», для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Социальный психолог К.Maslac (1976 г.) определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Первоначально под СЭВ подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СЭВ отнесен к рубрике Z73 — «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».

16 стр., 7605 слов

Профессиональное выгорание у педагогов с разным типом саморегуляции деятельности

... как минимум трех факторов: эмоционального истощения, деперсонализации, редукции персональных достижений. Предметом особого исследовательского интереса являются факторы, детерминирующие возникновение синдрома психического выгорания. Изучается взаимосвязь уровня эмоционального выгорания учителей с индивидуальными особенностями ...

Распространенность синдрома эмоционального выгорания

Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% — резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями.

Среди медицинских сестер психиатрических отделений признаки СЭВ обнаруживаются у 62,9% опрошенных. Фаза резистенции доминирует в картине синдрома у 55,9%; выраженная фаза «истощения» определяется у 8,8% респондентов в возрасте 51-60 лет и со стажем работы в психиатрии более 10 лет.

Те или иные симптомы выгорания имеют 85% социальных работников. Сложившийся синдром отмечается у 19% респондентов, в фазе формирования — у 66%.

По данным английских исследователей, среди врачей общей практики обнаруживается высокий уровень тревоги в 41% случаев, клинически выраженная депрессия — в 26% случаев. Треть врачей использует медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышает средний уровень. В исследовании, проведенном в нашей стране, у 26% терапевтов отмечен высокий уровень тревожности, а у 37% — субклиническая депрессия. Признаки СЭВ выявляются у 61,8% стоматологов, причем у 8,1% — синдром в фазе «истощения».

СЭВ обнаруживается у трети сотрудников уголовно-исполнительной системы, непосредственно общающихся с осужденными, и у трети сотрудников правоохранительных органов.

Этиология

Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.

Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию СЭВ, отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.

Стресс на рабочем месте — несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями — является ключевым компонентом СЭВ. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

К профессиональным факторам риска относят «помогающие», альтруистические профессии (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники, психологи, священнослужители).

Весьма предрасполагает к выгоранию работа с тяжелыми больными (геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями.).

В последнее время синдром выгорания выявляется и у специалистов, для которых контакт с людьми вообще не характерен (программисты).

Развитию СЭВ способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.

Личность человека — достаточно целостная и устойчивая структура, и ей свойственно искать пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина развития СЭВ — несоответствие между личностью и работой, между повышенными требованиями руководителя к работнику и реальными возможностями последнего. Зачастую СЭВ вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в работе, самим искать способы и методы достижения тех результатов, за которые они отвечают, и жесткой, нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контроля за ней. Результат такого контроля — возникновение чувств бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности.

Отсутствие должного вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что может также привести к эмоциональной апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливого к нему отношения и, соответственно, к выгоранию.

Диагностика

В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с СЭВ. Прежде всего, следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который, кстати, довольно часто сопутствует СЭВ. При синдроме хронической усталости типичны жалобы больных: прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; расстройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания. У лиц, страдающих синдромом хронической усталости, может регистрироваться длительный субфебрилитет, боли в горле. При постановке этого диагноза следует учитывать, что при этом должны отсутствовать другие причины или заболевания, способные вызвать появление подобных симптомов.

Выделяются три ключевых признака СЭВ. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак — истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.

Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту (клиенту), расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Взаимовлияние факторов определяет динамику развития процесса выгорания. В 1986 г. был разработан опросник «Maslach Burnout Inventory» (MBI), позволяющий стандартизировать исследования в этом направлении. Авторы динамической фазовой модели «burnout» выделяют 3 степени и 8 фаз выгорания, отличающиеся взаимоотношением показателей по трем факторам (под значениями показателей понимается оценка баллов, набранных по субшкалам опросника «MBI», относительно среднестатистических величин).

Модель позволяет выделить среднюю степень выгорания, при которой наблюдаются высокие показатели эмоционального истощения. Эмоционально-энергетический «запас» до этой стадии противодействует нарастающей деперсонализации и редукции достижений.

Существует двухфакторный подход, согласно которому в СЭВ входят:

 эмоциональное истощение — «аффективный» фактор (относится к сфере жалоб на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение);

 деперсонализация — «установочный» фактор (проявляется в изменении отношений к пациентам и к себе).

СЭВ является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактор — эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты «burnout» являются следствием поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации или собственно когнитивно-эмоциональному выгоранию, которое выражается в редуцировании персональных достижений.

В настоящее время нет единого взгляда на структуру СЭВ, но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе человек-человек. Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.

У людей, пораженных СЭВ, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти, внимания), нарушения сна, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

1. физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);

2. эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других — люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);

3. поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи — падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);

4. интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах — тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

5. социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.