7. Понятие коллектива. Признаки коллектива

  1. Понятие и виды воспитания. Содержание воспитания в законе об образовании РФ.

Деятельность по передаче новым поколения общественно-исторического опыта. Планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для развития и образования.

Задачи умственного воспитания:

  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежикачеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:

  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образованиеразвивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

12 стр., 5630 слов

Методика развития специальных физических качеств волейболистов 10-12 лет

... выборе средств физического воспитания, определении объема и интенсивности физических нагрузок. Возрастной период с 11 до 12 лет характеризуется бурным развитием физических качеств и является ... сопровождающиеся значительным повышением интенсивности энергетических и обменных процессов. Понятие «формирование» означает и качественные преобразования отдельных тканей, органов и систем, характеризующих ...

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;

  • формирование эстетических знаний и идеала;
  • воспитание эстетической культуры;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Согласно закону об образовании воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

  1. Педагогика поддержки.

Наиболее полно «педагогическая поддержка» представлена в работах О.С. Газмана. Именно Газман и его исследовательская группа обратили внимание на процесс образования с точки зрения двух его сторон: социализации и индивидуализации личности. Социализация предполагает обретение человеком способности к «адаптивной активности» и осуществляется как под воздействием целенаправленных процессов (обучения и воспитания) в педагогических системах, так и под влиянием стихийных факторов (семьи, улицы, средств массовой информации и т.д.).

В образовании эта задача приобщения растущего человека к должному — к познавательной или нравственной норме — выражается в » педагогике необходимости».

«Педагогика необходимости» как педагогика социализации личности не может оцениваться однозначно как антигуманная, то есть она не обязательно реализуется авторитарными средствами: в нее могут вписываться гуманные отношения между детьми и учителями, пропагандироваться гуманитарные ценности, внедряться элементы группового творчества для лучшего усвоения и др. Более того, культурно воплощаемая педагогика необходимости обязана вносить демократические нормы и ценности в образование, освоение демократических способов организации жизни (начиная с детского сообщества), усвоение и соблюдение прав и обязанностей по отношению к другим. Под термином «педагогическая поддержка» О.С. Газман понимал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни». Основной смысл этого понятия при этом вкладывался им в ключевые слова педагогической поддержки: — «проблема ребенка». Говоря о проявлении самости человека, он затрагивал процессы самосознания, саморазвития, самодеятельности, самоопределения, самореализации.

13 стр., 6327 слов

Коррекция агрессивного поведения футбольных фанатов методом кинотерапии

... «профессиональный» сленг, определённая мода в одежде, стереотипы поведения, иерархические общества, противопоставление себя «противникам» и т.д. Полагают, что феномен ... использование метода кинотерапии позволяет снизить уровень проявления агрессивного поведения футбольных фанатов. Методы: теоретический анализ литературы, психодиагностический метод, формирующий эксперимент, метод статистической ...

По его мнению, все они в равной степени затрагивают сферы его здоровья, учения, общения, творчества, досуга, нуждаются в педагогической поддержке и являются его проблемами.Исследователь также отмечает, что педагогическая поддержка в гуманистическом подходе к образованию включает три ведущих направления реальной педагогической деятельности: 1) обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития «самости», для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, самоанализа, целеполагания, физической и психической защиты, деятельностей самоосуществления); 2) создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и биологического существования и развития ребенка; 3) организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат и другие) как продукта активности детей и взрослых.

Педагогическая поддержка нужна для того, чтобы придать целостность процессу образования.

  1. Методы воспитания. Классификация методов воспитания. (здесь же 4,5,6)

Методы воспитания – способы профессионального взаимодействия взрослого и ребенка с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Классификация методов:

  1. Методы формирования сознания личности:

— рассказ – последовательное изложение материала (повествовательная, описательная форма).

Требования: логичность, последовательность, учет возраста.

— беседа – тщательно продуманная система вопросов.

— лекция – систематическое изложение сущности проблемы.

— дискуссия – анализ различных точек зрения, подходов по той или иной проблеме.

— диспут – формирует суждения и т.д.

— пример – в основе лежит подражание.

2) Методы организации д-ти и формир-я опыта общественного поведения личности.

— воспитывающие ситуации (метод кейсов).

— педагогическое требование (конкретная реальная задача, которую нужно выполнить. При этом исп-ся различные ср-ва воспитания (способы организационного и неорг-го воздействия, при помощи которых воспитатели воздействуют на воспитанников с целью выработки у них орп-х качеств и форм поведения) По характеру воздействия выделяют: прямые (непосредственное личное возд-е) и косвенные ( реализация при помощи к.-л. Средств (опосредованно: прочитать книгу, послание и т.д.))

— общественное мнение (отражение коллективного мнения, требования)

3) Методы стимулирования и мотивации д-ти и поведения личности:

— соревнования (достижение наилучших результатов в…)

11 стр., 5116 слов

Семейный конфликт как фактор отклоняющегося формирования личности ...

... получают. Данная работа посвящена изучению влияния семейных конфликтов на формирование личности и отклоняющегося поведения конфликтантов. Типы и причины семейных конфликтов В зависимости от субъектов ... супругов. • У них становится меньше возможностей для свободной реализации в личнопривлекательной деятельности (увлечения, хобби). • Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести ...

— поощрения ( способ выражения общественно положительной оценки поведения и д-ти)

-наказания (осуждение д-й и поступков, противоречащих нормам общ-го поведения)

4) Методы контроля и самоконтроля:

— педагогическое наблюдение – непосредственное восприятие д-ти, общения, поведения личности в целом;

— беседа (позволяет выявить степень информированности в области нравтственных проблем, правил поведения и др.)

— сознательное включение учеников в различные виды деятельности и общение.

Коллектив (по Макаренко) – социальный, живой организм, который имеет полномочия, ответственность, взаимозависимость; — научно-организационная система воспитывающей детской жизни; — основная база накопления детьми позитивного соц-го опыта: группа детей, которую объединяют общие, имеющие общий смысл цели, совместная деятельность.

Признаки коллектива:

  1. Общественно значимая цель.
  2. Общественно-значимая д-ть (через д-ть орг-ся, формируются, общественные отношения).
  3. Отношения ответственной зависимости.
  4. Свобода личности, защищенность каждого члена коллектива.
  5. Система требований.
  6. Традиции.
  7. Связь с др.коллективами.
  8. История становления коллектива

Воспитательные функции коллектива:

  1. Организационная
  2. Воспитательная
  3. Ф-я стимулирования и регулирования
  4. Социализирующая
  5. Культурологическая и др.

Пр-ки социально-психологической зрелости коллектива (Уманский Л.И.)

  1. Общ-й блок качеств коллектива
  2. Личностный блок
  3. Общие характеристики

Уровни развития коллектива:

— первичны коллектив;

— группа ассоциация (первые ростки коллективообр-я)

— группа кооперация. Отличается устойчивой, организационной структурой.

— группа автономия хар-ся высоким внутренним единством. Может перейти в группу-корпорацию (лжеколлектив) или в группу-коллектив (межгрупповое взаимодействие).

Роль детского коллектива в развитии личности. Условия развития детского коллектива.

Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.

6 стр., 2837 слов

Формирование временного детского коллектива

... группа. В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, ... часто расходится с влиянием коллектива. В таких случаях процесс социального развития личности затрудняется. Таким образом, внимание к коллективу должно быть усилено, потому, ...

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

В детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Коллективизм — это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций . Таким образом, учебно-воспитательный коллектив — это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Отсюда два существенных вывода: • в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников; • деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Оно помогает быстро навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т.е. как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять взаимоотношения и придает им общественную направленность. Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением учащихся. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива, опираясь на них. Очень важно, чтобы требования педагога поддерживались если не всеми, то большинством. Достичь такого состояния может актив, поэтому так важно его воспитание.

Общественное мнение в коллективе — это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость можно выявить только наблюдая воспитанников в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора. Принято выделять два основных пути формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности; проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п. Если организуется содержательная деятельность школьников с активным участием всех, они не только переживают радость успеха, но и приучаются критически относиться к недочетам и стремятся к их преодолению. При наличии принципиальных, здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на его членов и, наоборот, воздействие на одного ученика воспринимается другими и как обращение к ним.

Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый А.С.Макаренко закон движения коллектива. Необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.

Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Оно не может создаваться «сверху», т.е., начиная с создания органов, оно естественно должно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности.

9. Методики изучения сформированности коллектива. Методика «какой у нас коллектив»

(разработана профессором А. Н. Лутошкиным)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.

Ход проведения. Школьникам предлагаются характе­ристики различных уровней развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел».

12 стр., 5734 слов

Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

... определяют особенности психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Являясь одним из важных факторов ... реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т. д. Личный ... педагогической культурой и т. д. Семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом своего существования, а ...

Песчаная россыпь Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твер­дого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассып­чатости группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

Мягкая глина. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совме­стной работы. Скрепляющим звеном здесь могут стать нормальная дис­циплина и требование старших. Отношения разные — доб­рожелательные, конфликтные. Ребята по своей инициа­тиве редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало об­щаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного ма­стера — хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому под­держать.

Мерцающий маяк. Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каж­дый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг дру­гу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.

Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, про­явить настойчивость в преодолении трудностей, не все­гда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улуч­шению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит.

Алый парус. Здесь действуют по принципу: «Один за всех, и все за од­ного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требо­вательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним об­ращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказы­вают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чув­ство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например в сосед­них. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но посте­пенно положение может быть исправлено.

Горящий факел. Учащиеся оценивают уровень развития своего коллекти­ва. На основании ответов педагог может определить по пя­тибалльной шкале степень их удовлетворенности своим клас­сом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.

16 стр., 7821 слов

Изучение факторов, влияющих на успешную социализацию личности

... успешной социализации личности. Объектом исследования - личность индивида на всем протяжении ее становления и развития. Предметом нашего исследования - развитие личности как фактор успешной социализации. ... и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению ...

Возможен и другой вариант использования этой методи­ки. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следу­ющие вопросы: на каком этапе развития коллектива нахо­дится наше классное сообщество и почему; что мешает под­няться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворен­ности детей своим коллективом, видении школьниками пер­спектив его развития.

11. Соц-е воспитание. Сущность и принципы

Социальное воспитание – планомерное создание условий для целенаправленного развития человека в процессе его социализации. Процесс социализации: включение человека в систему воспит-х орг-й; накопление и приобретение знаний, опыта; их интериоризация( из внешнего во внутреннее).

Соц.воспитание создает условия для овладения человеком необходимыми ценностями, кач-ми, компетенциями. Принципы соц.воспитания: природосообразность (природа, возраст ребенка); культуросообразность (условия места и времени в кот-м человек родился); принцип центрации соц.воспитания на развитие личности и индивидуальности, всестороннее и гармоничное развитие чел-ка (Маслоу,Олпорт,Роджерс); принцип дополнительности

Возможности соц-го воспитания в развитии человека.

Особые условия и возможности для социального воспитания заложены в микросреде, окружающей детей вне официальных, государственно учрежденных институтов воспитания (открытая, неинституционализированная среда) и особенно в наиболее стабильном ее звене – семейно-бытовой микросреде с ее ближайшим окружением (социокультурной среде по месту жительства).

Она характеризуется отсутствием жестких (формализованных) структур, преобладанием неформальной, нерегламентированной структуры, свободой входа и выхода из нее на добровольных началах, выбора видов и характера деятельности; широким диапазоном и многообразием форм общения, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений с родителями, с другими взрослыми, с детьми разного возраста. Пространство в социокультурной среде по месту жительства включает детей раннего возраста в определенные социальные отношения, в том числе семейно-соседскую общность; способствует реализации на различных возрастных этапах потребностей в общении, познании окружающей действительности, в самоутверждении, самоопределении, развитии творческих начал. В то же время это пространство постоянно открыто для негативных влияний на процесс социального формирования личности; ему свойственны определенная стихийность, противоречивость, обилие неожиданных, непредсказуемых ситуаций.

13. Социализация. Социализация и воспитание.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя: с одной стороны – усвоение индивидов социального опыта путем вхождения в социальную среду; с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидов система социальных связи за счет его активной деятельности.

Критерий успешной социализации личности:

1. социальная адаптивность

2. самоорганизация

3. активность и инициативность

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

... Основное определение понятия воспитания: 1. процесс контролируемой социализации 2. передача опыта деятельности Целенаправленное управление процессом развития личности 4. социально-ролевое взаимодействие личности 5. процесс овладения системой знаний 414. Метод ...

4. ответственность, самостоятельнсоть

5. жизненная позиция

6. знание себя

7. успешность

8. целеустремленность

9. адекватные профессиональные установки и др.

Социализация молодежи – процесс “вхождения” молодого поколения в “мир взрослого”.

Особенности социализация молодежи:

 увелечение многообразия институтов воспитания

 возрастания роли религии как фактор социализации

 возрастание роли общества сверстников

 усиление роли СМИ и др.

Проблемы и риски социализации:

1. наркомания и алкоголизм в молодежной среде

2. увеличение распространение табакокурения

3. рост преступности

4. не развитая система ресоциализации освободившихся осужденных молодого возраста и др.

Процессы и  результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям  в  развитии  общества,  жизненным обстоятельствам,  тормозящим развитие его индивидуальности.  Так, нередко встречаются люди настолько социализированные,  фактически растворенные в социуме,  что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных  принципов.  В значительной степени это зависит от типа воспитания.   Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой,  рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно  контролируемой социализации 0 (семейное, религиозное, школьное воспитание).

И та,  и другая социализация имеют ряд различий в разные  периоды развития личности.  Одно из самых существенных различий,  имеющих место во всех периодах возрастного развития личности,  — это  то, что  воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.  В соответствии  с этими  функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации,  придать ей гуманистическую ориентацию,  востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Типы (модели)  воспитания  обусловлены  уровнем развития обществ,  их  социальной  стратификацией  (соотношением  социальных групп  и  слоев) и социально-политическими ориентациями.  Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и  демократическом  обществах.  В каждом из них воспроизводится свой тип личности, своя система зависимостей и взаимодействий, степень свободы и ответственности личности. Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало наряду с активным ребенком.  В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог. А. В. Мудрик условно выделил три  группы  задач,  решаемых  на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социальнокультурные и социально-психологические. Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального  развития,  которое  характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных  условиях  (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).   Социально-культурные задачи — это познавательные, морально-нравственные,  ценностно-смысловые задачи,  которые специфичны для  каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом,  региональным и ближайшим окружением человека. Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения. Решение названных задач в процессе воспитания вызвано  необходимостью  развития  личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными  на  том  или  ином этапе  социализации,  то  это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

14. Метод проектов. Организация проектной деятельности учащихся

Метод работы над проектом представляет собой 8 стадий:

  1. Подготовка учащихся к работе над проектом. Стоит выяснить желание ребят участвовать в проекте. Кем они себя видят(аналитики, социологи, редакторы, оформители) Эта стадия предполагает в живой, дискуссионной форме проверку знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности. 2. Выбор проблемы. 3. Сбор информации. 4. Разработка собственного варианта решения проблемы. Приемлема следующая методика обсуждения: стратегическая (выбор наиболее приемлемой стратегии; анализ проекта с позиции: эффективность, посильность, законность, общ. Приемлемость); тактическая (мозговой штурм, составление плана действий на основе планируемого круга мероприятий) 5. Реализация плана действий команды учащихся. 6.Подготовка к защите проекта. 7. Презентация проекта. Критерии оценки проектов: актуальность, соц.значимость, самостоятельность разработки проекта, реалистичность, экономичность, перспективность, результаты.

15. Самоуправление. Развитие молодежного самоуправления.

Самоуправление — состояние, при котором субъект и объект управления совпадают. САМОУПРАВЛЕНИЕ — самостоятельность к.-л. организованной социальной общности в управлении собственными делами.

Цели и задачи деятельности органов молодежного самоуправления

1. Основными целями деятельности органов молодежного самоуправления являются:

1)       содействие в привлечении молодых граждан к непосредственному участию и осуществлению молодежной политики, формирование у молодежи правовой и политической культуры, повышение гражданской активности и социальной ответственности;

2)       привлечение научного и творческого потенциала молодежи к решению задач, стоящих перед органами местного самоуправления, учебными заведениями, предприятиями, учреждениями, молодежными и детскими общественными объединениями.

2. Основными задачами деятельности органов молодежного самоуправления являются:

1)       реализация молодежной политики в муниципальных образованиях Ростовской области;

2)       участие в подготовке и реализации программ по вопросам молодежной политики на территории муниципального образования;

3)       координация деятельности и обеспечение взаимодействия молодежных и детских общественных объединений, органов молодежного самоуправления, органов учебных заведений, предприятий и учреждений с органами местного самоуправления;

4)       формирование ценностей гражданского общества и демократического государства в молодежной среде;

5)       развитие института молодежного самоуправления в Ростовской области;

6)       укрепление межрайонных, межрегиональных связей;

7)       проведение семинаров, конференций, содействие в обучении и формировании резерва молодых перспективных кадров;

8)       разработка методических, информационных и иных материалов, содействующих активизации общественной деятельности молодежи.

 Статья 4. Основные функции органов молодежного самоуправления

1. Для реализации задач органы молодежного самоуправления выполняют следующие функции:

1)       разрабатывают и реализуют, в пределах своих полномочий, проекты и программы;

2)       представляют интересы молодежи в органах муниципальных образований;

3)       проводят форумы, встречи, слушания, акции, конференции, дискуссии и иные открытые мероприятия для информированности молодежи о реализации целевых программ на территории Ростовской области;

4)       занимаются сбором, анализом, обобщением информации и разработкой предложений по вопросам поддержки и развития молодежных и детских общественных объединений в муниципальных образованиях;

5)       осуществляют иную деятельность в формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

16. Социально-педагогическое сопровождение лидерства в молодежной среде. Педагогическое сопровождение молодежного лидерства

Педагогическое сопровождение молодежного лидерства – это процесс взаимодействия субъектов педагогической деятельности в группе молодежи с целью оказания помощи в реализации лидерского потенциала.

Лидерский потенциал – савокупность задатков и способности личности коммуникативных, организаторских, креативных, интеллектуальных, проявляющихся в ситуациях взаимодействия группы и позволяющий индивиду самореализация лидеру. В эффективном средством развития лидерского потенциала является деловая игра.

Цель деловой игры: ознакомить понятия лидера, выявить его, развить лидерский потенциал.