Влияние семейного воспитания на социализацию современного подростка

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________________3

Глава I. Проблема семейного воспитания в психолого-педагогической литературе____________________________________________________6

1.1. Обзор отечественной и зарубежной психолого-

педагогической литературы по проблеме___________________________6

1.2. Воспитательная функция родителей в процессе

социализации подростка ________________________________________9

1.3. Факторы семейного неблагополучия и их влияние на

социализацию подростка _______________________________________13

Выводы по главе I_________________________________________________23

ГЛАВА 2. Изучение влияния семейного воспитания на

социализацию современного подростка_______________________________24

2.1. Организация и проведение исследования______________________24

2.2.Программа коррекции негативного семейного воспитания

в процессе социализации подростков_____________________________30

2.3. Динамика результатов эксперимента__________________________35

Выводы по главе II________________________________________________44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________46

ЛИТЕРАТУРА ___________________________________________________50

ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________________54

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы «Влияние семейного воспитания на социализацию современного подростка» представляет актуальность в связи с необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к вопросам семейного воспитания, коррекции и профилактики противоправных проявлений среди несовершеннолетних в связи с тревожным положением в мире детства

Нестабильность социально-экономической в политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство.

12 стр., 5788 слов

Влияние семейного воспитания на успешную социализацию младших школьников

... в процессе семейного воспитания. Объектом данного исследования является процесс социализации младшего школьника. Предмет исследования: влияние стилей семейного воспитания на успешную социализацию младшего школьника. Цель исследования: выявить, какие стили семейного воспитание влияют на успешную социализацию младшего ...

Среди них:

— кризисные явления в семье — нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей, жестокое обращение с детьми;

— резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;

— дистанцирование школы от детей с трудными судьбами;

— резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов;

— влияние асоциальных криминалистических групп в микросреде.

Все это ведет к значительному росту в последнее время социальной дезадаптации детей, которая проявляется в утрате социальных связей с семьей, школой, отчуждении от труда, резком ухудшении нервно-психического здоровья детей, увеличении процента ранней подростковой алкоголизации, возрастании количества малолетних правонарушителей.

Не уменьшается число родителей, лишенных родительских прав. Как следствие, дети из этих, ставших асоциальными, семей вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, без родительской опеки и заботы, быть предоставленными самим себе. Не случайно число несовершеннолетних, не имеющих родителей и совершивших правонарушения, увеличилось в 2004 г. на 24 % по сравнению с 2003 годом (с 25 тыс. до 31 тыс. человек), из них больше половины(18,7 тыс.) в настоящий период проживают в детских домах и школах-интернатах.

Кроме того, в настоящее время среди несовершеннолетних увеличилось число правонарушений. В основном это те подростки, родители которых не занимались воспитанием детей, вели паразитический образ жизни, жестоко относились к свои детям.

Министерство образования РФ, социальной защиты совместно с МВД инициировало принятие Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ [2]. И этот документ – руководство к действию не только работников милиции, но работников социальной службы, образования.

Цель данной работы – раскрыть и проанализировать влияние семейного воспитания подростков на их социализацию.

Объект исследования — подростки с девиантным поведением из группы “риска” из среднего общеобразовательного заведения МОУ СОШ № 12 г.Арзамаса.

Предмет исследования: семейное неблагополучие в контексте подростковой отклоняющегося поведения.

Гипотеза: отклоняющееся поведение подростков является результатом неблагополучного семейного воспитания, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить соответствующую литературу, раскрывающую сущность проблемы влияния семейного воспитания на социализацию современого подростка.

2. Раскрыть и проанализировать факторы семейного воспитания, оказывающие влияние на формирование личности подростка, его поведенческие тенденции.

3. Провести исследование влияния семейного воспитания на социализацию современного подростка с описанием применяемых методик.

11 стр., 5003 слов

Изучение влияния стилей семейного воспитания на психическое развитие подростков

... неблагоприятные стили семейного воспитания с нарушениями взаимоотношений подростка с родителями: – потворствующая гиперпротекция – доминирующая гиперпротекция – гипопротекция – эмоциональное отвержение – повышенная моральная ответственность – жестокое обращение с ребенком Авторитарный стиль воспитания Авторитарный стиль ...

4. Разработать программу коррекции негативного семейного воспитания в процессе социализации подростков.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; анализ и обобщение передового педагогического опыта; наблюдение; индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, тестирование, изучение психологической, педагогической документации; методы математической статистики.

Теоретическая значимость обобщены подходы к проблеме влияния семейного воспитания на социализацию современого подростка в трудах отечественных и зарубежных авторов, раскрыты факторы семейного воспитания, оказывающие влияние на формирование личности подростка, его поведенческие тенденции и определенна воспитательная функция родителей в процессе социализации подростка.

Практическая значимость работы состоит в теоретическом обосновании и практической разработке программы деятельности социального педагога по реабилитации и профилактики девиатного поведения подростков.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

При написании работы использовано 55 источников……

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /Под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995

2. Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения воспитательных функций // Семья как объект социальной политики. -М.: ПСИ АН СССР, 1986.

3. Архангельский В. Н. и Волжина О. И. Положение семей в Российской Федерации. Из материалов научного доклада Научно – исследовательского института семьи//Вопросы статистики. № 2 2003.

4. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. — М.: « Просвещение», 1991.

5. Бюллетень Министерства социальной защиты населения Российской Федерации. Департамент проблем семьи, женщин и детей. — М., 2000 -№ 1. С. 80

6. Васильева М. Беда, которая вернулась. Снова на улице беспризорные дети// Изд. «Первое сентября» — М., 2002. С. 80

7. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. Гамезо и др. — М.: 1984

8. Введение в психологию /Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997. – С.424-426.

9. Выготский Л.С. Собр. соч., — М., 1992. т. 25.

10. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. – М.: Знание, 1998. – С.5.

11. Государственная служба социальной помощи семье: Сборник материалов из практики работы. — М.: Комитет по делам семьи и демографической политике при Совете Министров РФ, 2000.

12. Детский психолог. Брошюра. N 13. Южное отделение Российской Академии образования. Ростов — на — Дону, 1996.

13. Ди Снайдер. Для подростков, или Как найти свое место в жизни. Аст — Пресс. М., 1997.

14. Дружинина А. Д. Лучшие психологические тесты. Харьков, 1994.

15. Добсон Дж. Исчерпывающие ответы: родителям о детях (пер. в с английского Чигиревой М. Б., Чупровой А. Н.) 587 с., СПб, Мирт, 2000

16. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. Международная педагогическая академия. М., 1995.

17. Ильина С.В. К проблеме экспериментального исследования паттернов детско – родительских отношений взрослого пациента (тезисы доклада).// Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 1997.

5 стр., 2499 слов

Принципы и механизмы работы с детьми, страдающими социальной дезадаптацией

... не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков. В силу того, что сложившаяся ... и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение; * формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; * выполнение ...

18. Казакова В. Психология. Высшая школа. М., 1989.

19. Коменский Я. О. Материнская школа//Вопросы педагогики. № 4. 1994. С. 34.

20. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.

21. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. – 1997. – № 3. – С. 69 — 78.

22. Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания трудных подростков. Сборник научных трудов. – М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1999.

23. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 512 с.

24. Кузин В. С.. Психология. Высшая школа. — М., 2000. с. 81

25. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. — Киев, 1981 год.

26. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л.: Просвещение, 1983.

27. Макаренко А.С. Книга для родителей. Л.: « Лениздат», 1981.

28. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей, — М., Просвещение, 1967. с. 88

29. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. — М., 1999. С. 34

30. Материалы Третьей Всероссийской конференции по планированию семьи « Репродуктивное здоровье и сексуальное воспитание молодежи» (Материалы конференции. 13-14 ноября 2001).

– М., 2003.

31. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблема образа Я в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. – 1995. – №5. – С.61-68.

32. Немов Р. С. Психология. Просвещение. М., 1990.

33. Поливанова Л.Б. Психологическое содержание подросткового возраста// Вопросы психологии N5 1992.

34. Психология современного подростка/Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Педагогика, 2000.

35. Петровский А.В., Ярошевский М., Психологический словарь, М.: Изд. политической литературы, 1990.

36. Платонов К.К. Психологический практикум. М., 1980.

37. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. (Серия « Практикум по психологии» )– СПб: Издательство « Питер»,2000.

38. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.

39. Практическая психодиагностика. Методики и тексты: Уч. пособие/ Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 1998. – 672 с.

40. Раттер М. Помощь трудным детям. Прогресс. – М., 1987. С. 134

41. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности //Вестник СПбГУ, сер.6, вып.3. –1995. – №20. – С.74-79.

42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2. – С.119-210.

43. Руководство по предотвращению насилия над детьми /Под ред. Н.К.Асановой.-М.: Владос, 1997.

44. Синельникова А.Б и Борисова В.А. Семья: проблемы, перспективы/Статистический вестник. № 12, 2002. С. 44

45. Толстой Л. II. Поли. coop соч. -М.. 1936. — Т. 2. С. 190-195

46. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви).

— М.: « Педагогика», 1986.

47. Урунбасарова Э. А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки, — М., 1999. с. 76

6 стр., 2735 слов

Психологический практикум с детьми дошкольного возраста

... характер. В этих вопросах еще не отражается познавательная активность ребенка, поэтому нередко, не дослушав ответ, ребенок отвлекается. Потребность задавать вопросы возникает у детей при разных обстоятельствах: ... я родился? И т.д. Дети какого возраста обычно задают такие вопросы? При каких обстоятельствах у дошкольников появляется потребность задавать вопросы? Ответ Вопросы типа «Кто.?», «Что.?», ...

48. Урунтаева О. В. Диагностика психического развития детей подросткового возраста. – М., 1998. . 546

49. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. — М.-Л., 1950. Т. 8

50. Фромм А.. Азбука для родителей. Л.: 1991.

51. Формирование личности старшеклассника /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1989. – 169 с.

52. Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1994. — 256 с.

53. Шинина Т.В. Особенности семейного общения как условие успешной социализации детей // Мат-лы Междун. конф. «Психология общения: социокультурный анализ» (Ростов-на-Дону, 30 октября -1 ноября 2003 г.).

– Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского госуниверситета, 2003. – С.333.

54. Шинина Т.В. Психолого-педагогическая культура родителей как фактор психического развития и социализации детей // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. – М.: Прометей, 2003. – С.758-759.

55. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. – 1998. — №6. – С.54-58.