Подростковый возраст 2

ЛЕКЦИЯ для самостоятельного изучения

  1. Общая характеристика подросткового возраста
  2. Некоторые анатомо-физиологические особенности.
  3. Познавательная сфера и умственные способности.
  4. Эмоциональная сфера.
  5. Личность подростка.

Подростковый возраст (отрочество) [10-11 – 15-16] является переходным прежде всего в биологическом смысле, т.к. это возраст полового созревания, параллельно с которым достигают зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации.

Для подросткового возраста характерно:

  • Социальный статус мало отличается от детского (практически все подростки находятся на иждивении родителей или государства)
  • Психологический статус крайне противоречив: для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития
  • «чувство взрослости» — основное новообразование данного периода развития — определяет новый уровень притязаний, отсюда — типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Подростковый возраст – период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности. Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер.

Характерно:

  • стремление приобщиться к миру взрослых,
  • ориентация поведения на нормы и ценности «взрослого мира»

Новообразования:

  • «чувство взрослости»,
  • рефлексия (развитие самосознания, самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям)

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение).

10 стр., 4514 слов

Кризис переходного возраста от младенчества к раннему детству

... переходного периода от младенческого к раннему возрасту является возникновение у ребенка образов и представлений, способных мотивировать его поведение и деятельность. До этого периода, в младенчестве поведение ... вопреки конкретной ситуации. Кризис первого года - переходный период от младенчества к раннему детству. Этот возрастной кризис называют также кризисом становления ходьбы, речи и воли. Протест ...

Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение).

То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека).

Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Эту стадию можно сравнить, только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи.

Мышление в подростковом возрасте — не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции:

восприятие, память, внимание, практическое мышление (или

действенный интеллект).

Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития;

Негативизм. Иногда переходный этап от подросткового к юношескому возрасту называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже — в 14-16 лет. Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

1) Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

2) Подросток — потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки).

3 стр., 1461 слов

Патохарактерологические особенности личностиу детей и подростков ...

... (инфекции, интоксикации, травмы мозга). При этом задержанное развитие эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантах инфантилизма (конституциональном, соматогенном, ... патохарактерологических особенностей развития личности детей и подростков с отклонениями в развитии 1.1. Патологическое (патохарактерологическое) развитие личности Понятие «патологическое развитие личности» было ...

Таких детей большинство, примерно 60 %.

3) Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста.

В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен.

Половое созревание.

Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет).

Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.

С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, «россказням» и т.д.).

При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.

Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л.Толстому назвать период «пустыней отрочества».

Позже, в начале новой фазы, у ребенка появляется множество новых интересов. Из них путем дифференциации выбирается ядро интересов. Причем вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец — реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность — интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

Основные новообразования

Формирование «Мы»-концепции

Иногда оно принимает очень жесткий характер: «мы — свои, они — чужие». Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.

8 стр., 3994 слов

Развитие общения детей второй младшей группы со сверстниками ...

... ёнка второй младшей группы со сверстниками. Уровень развития общения детей второй младшей группы со сверстниками повысится, если: - подобрать ряд игр и упражнений, соответствующие возрасту; - продумать последовательность ... детей второй младшей группы со сверстниками после проведённой работы.Глава I. Теоретические основы развития общения ребёнка со сверстниками дошкольного возраста. I. 1. Понятие ...

Формирование референтных групп.

В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.

И ценности, и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.

Типичная черта подростковой группы — чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное «я» нуждается в сильном «мы», инакомыслие исключено.

Чувство взрослости

Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

а) Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей.

Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок — максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов.

b) Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

c) Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).

d) Внешний облик и манера одеваться.

Базальная потребность возраста — понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

Перестройка организма подростка

– кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости:

  • Изменения в эндокринной системе приводит к многочисленным изменениям в организме подростка. Некоторые очевидные из них: скачок в росте (рост тела в длину, увеличение веса, окружности грудной клетки), половое созревание, изменяется внешний облик подростка – внешний вид приближается к взрослому, меняется лицо.
  • Пространство между позвонками еще заполнено хрящем  податливость позвоночника к искривлению
  • Увеличивается масса мышц тела. Но мышцы утомляются скорее у подростков, чем у взрослых и еще не способны к длительному напряжению.
  • Перестройка моторного аппарата часто сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная координация, общая неловкость, угловатость), что может приводить к неприятным переживаниям, неуверенности в себе.
  • Утрачивается существовавший в детстве баланс в деятельности эндокринной и нервной систем, а новый еще устанавливается. Это сказывается на внутренних состояниях, реакциях, настроении подростка и часто является основой его общей неуравновешенности, раздражительности, временной вялости, апатии, двигательной активности и т.п.

Когнитивная сфера.

23 стр., 11255 слов

Влияние самооценки на статусное положение детей в группе

... психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека. Мы выбрали для изучения ... "я" - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических ... Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, ...

В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими.

Это переносится и на другие психические функции:

  • Контролируемой и управляемой становится речь (в некоторых личностно значимых ситуациях стараются говорить красиво, правильно)
  • Умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале (слушают доказательство теорем)
  • Интеллектуализация процессов восприятия (недостаточно просто «видеть» чертеж, нужно уметь его «читать»).

    Значимая информация может быть извлечена только при умственной работе с материалом, когда выделяются определенные связи и зависимости.

  • Нужно создавать у подростка установку на размышления при выполнении учебно-практических заданий.
  • Память в подростковом периоде развивается в направлении интеллектуализации (в отличие от младшего школьного возраста – установка на запоминание)
  • Центральное место начинает занимать анализ содержания материала, его своеобразия и внутренней логики.

Установка на заучивании материала — тормоз в развитии речи

Воображение и творчество подростка

Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями — с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. «Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный». Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Ребенок не скрывает своей игры подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.

12 стр., 5772 слов

Теории юности. Новообразования юношеского возраста. Социальная ситуация развития

... детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ... свойств соответствующей фазы развития. Юность шизоидной личности протекает ... ослабленной форме, свойства возраста уравновешиваются ее типологическими ... развития. Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой "конституциональной психологии". Так, Э. Кречмер и Э. Иенш, разрабатывая главным образом проблемы ...

Есть еще второе русло — объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции).

Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.

Индивидуальный стиль познания формируется интенсивно в данном возрасте

  • Конвергентный – ориентация на однозначное решение проблемы, простое повторение усвоенных знаний и навыков, приверженность к авторитетным мнениям.
  • Дивергентное мышление – предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов, способность подходить к решению каждой проблемы с разных сторон. С одной стороны – нужно освободиться от власти обыденных представлений и запретов (часто неосознаваемых), искать новые ассоциации, а с другой стороны – развитый самоконтроль, организованность, самодисциплинированность.

Подростковый возраст характеризуется очередным подъемом креативности (хотя для креативности нужен хороший многообразный опыт, знаний явно недостаточно в этом возрасте).

  • Склонность к неординарности.

Эмоциональное развитие подростка

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.

Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.

Регуляторно-эмоциональная сфера.

Внимание. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другие с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становиться более избирательным, зависящим от направленности интересов. Подростки жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. Следовательно: плохая успеваемость и некоторые эмоциональные проблемы (включая пьянство, наркоманию и другие «удовольствия») .

Эмоции. О переходном возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.п.

Некоторые особенности эмоциональных реакций обусловлены гормональными и физиологическими процессами (физиологи объясняют резким возрастанием общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения).

9 стр., 4109 слов

Консультация взрослых по проблемам детско-родительских отношений

... тем более общих проблем семьи. Система признания возможности и целесообразности независимого существования взрослых от детей, называется ... в подростничестве и ранней юности. Психологи-консультанты обычно выделяют следующие проблемы, с которыми обращаются родители: ... уровня развития — коллективом [6]. 2. Особенности консультирования по вопросам детско-родительских отношений Содержание проблем детско- ...

Психологические факторы: рефлексия, самооценка  озабоченность своим телом, внешностью  тревожность, подвижность, активность.

С уровнем организации и саморегулирования организма повышается эмоциональная чувствительность, но одновременно возрастают и возможности психологической защиты. Круг факторов, способных вызывать у человека эмоциональное возбуждение с возрастом расширяется. Взрослого человека спасает развитие эффективных механизмов внутреннего торможения и самоконтроля, а также избирательность реагирования на внешние воздействия.

Особенности развития личнсости.

Самооценка. Становление «Я». Усиливается склонность к самонаблюдению, появляется застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образования «Я», несколько снижается общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств.

Подросткам чаще, чем младшим школьникам кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и они чаще испытывают депрессию

  • Осознание своей индивидуальности

  • Становление психосексуальной идентификации

Самооценка сильно зависит от стереотипов (каким должен быть м. и ж.)

Взаимоотношения со взрослыми.

  • Потребность в освобождении от контроля и опеки родителей и учителей, от установленных ими правилами
  • Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростка, которое не зависел бы от их семейных условий.
  • Материальное благосостояние семьи
  • Уровень образования родителей
  • Благоприятные (или неблагополучные) семейные условия
  • Состав семьи

Очень важны типы воспитания.

Описаны несколько типов отношений родителей и подростков:

1) Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.

2) Эмоциональное потворство. Ребенок — центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи». Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от «обидчиков». Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

3) Авторитарный контроль. Воспитание — главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.

8 стр., 3666 слов

Формирование и развитие морали

... раннего юношеского возраста, благодаря опережающему развитию их интеллекта, становятся открытыми для обсуждения и понимания многие проблемы и вопросы, обычно волнующие взрослых. Старшеклассники задумываются ... в прошлом, настоящем и будущем. Аномальная эмоционально-психологическая симптоматика ранней юности. Акцентуации характера у старшеклассников. Относительная стабилизация внутренней и внешней ...

4) Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.

Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.

Аномалии личностного развития подростков

Подростковый возраста — манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.

Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.

Юношеский возраст

  1. Юность. Общая характеристика.
  2. Познавательные процессы.
  3. Личностная идентификация
  4. Эмоциональная сфера и общение

Юность (15-18 лет).

Биологически – это период завершения физического созревания. Дальнейшее физическое развитие может рассматривать уже как принадлежащие к циклу взрослости.

Социальный статус юношества – неоднороден. Юность – завершающий этап первичной социализации, большинство ещё учащиеся.

Главная задача – выбор профессии и типа учебного заведения.

Промежуточность общественного положения и статуса определяет и некоторые особенности психологически. Все еще волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста – собственно возрастная специфика, право на автономию от взрослых и т.п.

Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентацию и определение своего места в мире взрослых. А это требует развитых умственных способностей, дифференциации интересов, развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции. Ведущая деятельность – учебная (с профессиональной ориентацией).

(Словарь): Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (ранняя юность – 14-15-17; поздняя юность – 18-23).

Завершается физическое созревание организма

  • Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопрделения

Формируются:

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных учреждениях. Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого-педагогических исследованиях ...

  • Познавательные и профессиональные интересы
  • Потребность в труде
  • Способность строить жизненные планы
  • Преодоление зависимости от взрослых и утверждение самостоятельности личности
  • В общении: ориентация на индивидуальные контакты наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения
  • Формирование нравственного сознания, ценностных орентаций и идеалов, мировоззрения.

2.Познавательная сфера

Интеллект. Общие способности сформированы Творческие и специальные способности развиваются.

Умственное развитие заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Индивидуальный стиль умственной деятельности – устойчивая совокупность индивидуальных вариаций, способов восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

Стиль мышления старшеклассника зависит от типа его нервной системы (Малков Н.Е.): старшеклассники с инертной нервной системой в условиях перегруженности учебными заданиями учатся хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, т.к. не успевают за быстрым темпом преподавания. Но эти недостатка могут компенсироваться другими свойствами (более тщательный контроль, планирование т.п.)

Т.о., необходим индивидуальный подход в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащегося.

Самостоятельность в процессе обучения улучшает его непосредственные результаты и оказывает благотворное влияние на умственные способности, черты личности (американские психологи провели лонгитюдное исследование влияния труда на личность: боле сложная и более самостоятельная, свободная от мелочной опеки учебная работа способствует формированию более гибкого творческого стиля мышления и развитию общей потребности самостоятельности, уменьшает вероятность эмоциональных расстройств).

Обратная связь: учащиеся с более развитой ориентацией на самостоятельность предъявляют повышенные требования к самоуправлению в обучении.

Учащиеся в школах перегружены учебной работой, но в тоже время интеллектуально не нагружены.

лекция V

Юношеский возраст (Ранняя юность)

План:

  1. Ранняя юность. Общая характеристика.
  2. Познавательные процессы.
  3. Личностная идентификация.
  4. Эмоциональная сфера и общение.

Ранняя юность (15-18 лет).

Биологически- это период завершения физического созревания. Дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.

Социальный статус юношества неоднороден. Юность – завершающий этап первичной социализации. Большинство еще учащиеся.

Главная задача – выбор профессии и типа учебного заведения.

Промежуточность общественного положения и статуса определяет и некоторые особенности психики. Все еще волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста – собственная возрастная специфика, право на автономию от взрослых и т.п.

Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентацию и определение свободного места в мире взрослых. А это требует развитых умственных, дифференциации интересов, развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.

Ведущая деятельность – учебная (с профессиональной ориентацией).

Словарь: Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (ранняя юность – 14-15-18; поздняя юность – 18-23)

  • Завершается физическое созревание организма
  • Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознанием, решением задач профессионального самоопределения формируется:
  • Познавательные и профессиональные интересы
  • Потребность в труде
  • Способность строить жизненные планы
  • Преодоление зависимости от взрослых и утверждение самостоятельности личности
  • В общении: ориентация на индивидуальные контакты наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения
  • Формирования нравственного самосознания, ценностных ориентаций и идеалов, мировоззрения

Существуют данные, что у учащихся средних и старших классов отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы.

Из-за неудачного развития смысловой и образной памяти старшеклассники часто прибегают к механическому запоминанию. Многие не владеют самыми необходимыми навыками запоминания. 60 % учащихся 8-11 классов в качестве основного приема работы с текстом применяют чтение и пересказ. Плохо умеют конкретизировать теоретические положения, обобщать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Это затрудняет обучение и делает его неинтересным.

Общие умственные способности человека к 15-16 годам, как правило, уже сформированы, и такого быстрого роста их, как в детстве, не наблюдается.

Однако они продолжают совершенствоваться.

Специальные способности в этом возрасте развиваются очень быстро. На их развитие оказывает влияние дифференциация интересов и направленность и характер обучения.

Личностная идентификация.

Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира.

Эксперимент: предлагали детям разных возрастов описать картинку, дополнить рассказ и проч.

Результат: дети и младшие подростки описывают действие, поступки, события; старшие подростки и юноши – преимущественно мысли и чувства действующих лиц. Психологическое содержание рассказа волнуют их больше, чем внешний (событийный) контекст.

Открытие своего внутреннего мира вызывает и много тревожных переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля.

  • Осознание своей уникальности,неповторимости
  • Чувства одиночества
  • Юношеское «Я» неопределенно,расплывчато, нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты,которую необходимо эмоционально заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно появляется его избирательность, потребность в уединении.

Представление юноши о себе всегда соотносится (как и подростка) с групповым образом «Мы»,т.е.образом типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «Мы» полностью («Я» оказывается тоньше , енжнее, чем «Мы»)

Личная идентичность (-ция)

  1. «Неопределенная, размытая идентификация» – индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
  2. «Досрочная, преждевременная идентификация».- индивид включается в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса, а на основе чужих мнений, следуя чужому мнению или авторитету.
  3. «Мораторий»- индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный , который может считать своим.
  4. «Зрелая идентичность»- кризис завершен, индивид перешел от поиска к практической самореализации.

-С одной стороны статусы идентичности- этапы развития личности, с другой – типологические понятия.

-Уровень идентичности тесно связан с индивидуальными личностными свойствами.

Пример: «Мораторий »- высокий уровень тревожности.

« Досрочность»- низкий уровень тревожности.

  • Более высокие уровни идентичности коррелируют с более высоким самоуважением.
  • Есть связь с когнитивным стилем.(1 и 2 ст. – меньшая интеллектуальная самостоятельность,…

2 ст. – высокая авторитарность, низкая самост.)

  • Стили общения ( 3 стиля межличностных отношений юношей и девушек:
  • интим.- 3 и 4 ст.
  • стереотипные – 1 и 2 ст.
  • состояния изоляции – 1 ст.

Существует половая идентификация. Девочки: ориентация СО : семья, женственность, межличностные отношения, Юноши:профессиональное самоопределение.

  • Эмоциональный контакт. Сознание групповой принадлежности, солидарности облегчает подростку автономизацию от взрослых и дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

7