Тема 1. Обучение студентов в высших учебных заведениях (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
- Общая характеристика вуза и факультета в системе высшего образования.
- Особенности учебной деятельности студентов высшей школы.
Тема 2. Учебно-познавательная деятельность студентов (самостоятельное изучение)
Вопросы:
- Система и структура высшего образования Республики Беларусь. Формы получения высшего образования (источник 2, 3).
- Общая характеристика вуза и факультета в системе высшего образования:
- Задачи, функции и типы вузов.
- Основные структурные подразделения вуза.
3. Особенности учебной деятельности студентов высшей школы.
- Основные формы учебных занятий.
- Формы контроля в вузе.
4. Права, обязанности и ответственность студентов вуза (источник 2, 3).
Список литературы:
- Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». – М., 2004. – с. 391 – 410.
- Закон РБ О высшем образовании от 11 июля 2007 г. № 252-З //Национальный реестр правовых актов 19 июля 2007 г. № 171 (№2/1349)
- Зубра А.С. Культура умственного труда студента: пос. для высших учебных заведений. – М.: Дикта, 2006. – 227 с.
- Кодекс РБ Об образовании. 13 января 2011 г. № 243-З.
- Легко ли быть студентом? Памятка первокурснику / ВГУ им. П.М. Машерова; Сост. Косаревская Т.Е., Кутькина Р.Р. — Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2000. — 24 с.
Тема 3. Виды самостоятельной работы студентов (самостоятельное изучение)
Составить конспект по вопросам:
- Требования к написанию аннотации, отзыва, рецензии, эссе.
- Особенности реферата как студенческой письменной работы.
- Методические рекомендации по написанию реферата.
- Место курсовой работы в профессиональной подготовке студентов.
- Методические рекомендации по подготовке, оформлению и предоставлению к защите курсовых работ
Список литературы:
- Ганапольская, Е.В. Русский язык и культура речи / Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
- Зубра А.С. Культура умственного труда студента: пос. для высших учебных заведений. – М.: Дикта, 2006. – 227 с.
- Легко ли быть студентом? Памятка первокурснику / ВГУ им. П.М. Машерова; Сост. Косаревская Т.Е., Кутькина Р.Р. — Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2000. — 24 с.
- Станиславчик Л.И. Организация работы куратора с первокурсниками // Народная асвета. — 2004. — N 4. — С. 69-76.
- Трушкевич А.И. Организация выше таланта, или как лучше учиться и работать / Трушкевич А.И. — Мн.: Технопринт, 2002. — 192с.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 240 с.
Тема 4. Особенности профессиональной подготовки психологов за рубежом (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
Проектная деятельность как форма обучения студентов в высших учебных учреждениях
... деятельность, по эффективному использованию научно- исследовательской работы студентов. Усовершенствование учебного процесса в вузах Объектом исследования курсовой работы выступает система проектной деятельности в вузах. Предмет исследования: процесс организации дополнительного образования в ...
- Общие положение профессиональной подготовки психологов за рубежом.
- Структура подготовки психологов за рубежом.
- Содержание подготовки психологов в США и Европе.
- Последипломное образование психологов за рубежом.
Практическое задание: составить схему, отражающую систему подготовки психологов за рубежом.
Литература: Профессиональное мастерство психолога: учебно-методический комплекс / сост.: Ю.Л. Довгая, В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – раздел 1, тема 3.1.
Тема 5. Подготовка профессиональных психологов в Республике Беларусь (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
- Из истории высшего психологического образования в Беларуси.
- Содержание и формы профессиональной подготовки психолога в Беларуси.
- Структура образовательной программы.
- Последипломное психологическое образование.
Практические задания:
- составить схему, отражающую систему подготовки психологов
- провести сравнительный анализ систем профессиональной подготовки психологов за рубежом и в Беларуси (отразить сходства, различия, достоинства и недостатки представленных систем)
Литература: Профессиональное мастерство психолога: учебно-методический комплекс / сост.: Ю.Л. Довгая, В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – раздел 1, тема 3.2.
Итоговое занятие по модулю 1.
Написание самостоятельной работы по пройденным темам.
Планы семинарских занятий по модулю 2 Зимняя сессия (январь 2013 г.)
Тема 7. Специфика и структура профессиональной деятельности психолога (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
- Общее представление о профессии. Психология как особая профессиональная деятельность.
- Структура профессиональной деятельности психолога.
- Профессиональная специализация в психологической профессии.
- Житейская и научная психология. Отличия профессионального психолога и психолога-любителя.
- Психолог, психотерапевт, психиатр.
Практические задания:
- определить какие высказывания принадлежат квалифицированным, а какие — непрофессиональным психологам, ответ обоснуйте
- прокомментировать распространенные мнения о психологах, определить отличия психолога от позиции врача, педагога, юриста, социального работника, священника; показать специфику собственно психологических функций
- определить психологи какой сферы практики решают определенные задачи
Литература: Профессиональное мастерство психолога: учебно-методический комплекс / сост.: Ю.Л. Довгая, В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – раздел 1, тема 1, 2.
25. Основные тенденции развития в подростковом возрасте. Подростковый ...
... - социальное сознание, перенесенное внутрь. 1.1 Сущность и структура учебной деятельности Учебная деятельность (далее УД) - достаточно неоднозначное понятие. В широком смысле слова ... специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в ...
Тема 8. Профессия «психолог» в современном мире (самостоятельное изучение)
Составить конспект тезисов по вопросам:
- Современные тенденции развития психологии
- Психологическая работа в медицинской сфере.
- Психологическая работа в образовании.
- Социально-психологическая работа на предприятии и фирме
- Психологическая работа в политике
- Психология в управлении
- Психология в рекламе
- Криминальная психология
- Судебно-психологическая экспертиза
- Пенитенциарная психология
- Психология в спорте.
- Консультативная психология
Литература: Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию. – М.: Смысл, 2003. – 382 с.
Тема 9. Типы профессиональной деятельности психологов (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Профессиональный психолог как ученый-исследователь
- Общее представление о науке. Классификация наук.
- Психология как наука. Предмет и отрасли психологии.
- Исследовательская деятельность психолога (характеристики и задачи исследовательской деятельности, этапы психологического исследования).
2. Практическая психологическая работа как тип деятельности психологов
- Предмет и задачи практической психологии.
- Ключевые фигуры практической психологической работы (заказчик, клиент, психолог).
Позиции психолога-практика.
- Основные направления деятельности практического психолога (психопрофилактика, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия).
3. Обучение психологическим знаниям как вид деятельности психологов
- Преподавание психологии студентам, обучающимся по специальности «психология»
- Преподавание психологии студентам, обучающимся по специальностям, работа которых непосредственно связана с людьми
- Преподавание психологии как общеобразовательного учебного предмета
- Обучение психологическим знаниями и умениям вне рамок учебных программ
Литература: Профессиональное мастерство психолога: учебно-методический комплекс / сост.: Ю.Л. Довгая, В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – раздел 1, тема 4.
Тема 10. Изучение профессионального развития в отечественной и зарубежной психологии (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
- Профессионализация как психологическое явление. Периодизации профессионального развития.
- Изучение профессионализации в зарубежной психологии.
- Изучение профессионализации в отечественной психологии.
Практические задания:
1. Клиническая психология как область психологических знаний
... Деятельность клинического психолога лечебного учреждения. Система оценки результативности психологической помощи. 29. Этические и правовые основы оказания психологической помощи лицам с психическими расстройствами. 30. Психология ... Псевдогаллюцинации. 46. Нарушения памяти. Психологическая структура процессов памяти и памяти как мнестической деятельности. Феноменология нарушений памяти. 47. ...
- На основе анализа зарубежных теорий профессионализации выделить факторы, влияющие на профессиональный выбор. Результаты оформить в виде таблицы
- Проанализировать периодизацию профессионального развития Д. Сьюпера и ответить на вопрос: «Соответствуют ли возрастные границы этапов, предложенные Д. Сьюпером, современной реальности?». Ответ обосновать.
- На основе анализа теории Дж. Холланда составить таблицу «Соотношение типов личности и типов профессиональной среды», в которой необходимо отразить следующие характеристики: основные психологические черты, ценности, предпочтения в деятельности, области избегания, профессиональный выбор.
Литература: Профессиональное мастерство психолога: учебно-методический комплекс / сост.: Ю.Л. Довгая, В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – раздел 2, тема 1 (с.55 – 62).
Тема 11. Профессиональное самоопределение (самостоятельное изучение)
Вопросы:
- Типы и уровни профессионального самоопределения.
- Профессинальное самоопределение на разных стадиях становления личности.
- Выбор профессии: мотивация и факторы, влияющие на выбор.
Практические задания (выполнить письменно):
- По мнению психолога Е.А. Климова, выбор профессии осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь». Согласны ли вы с этой формулой?
- Проведите небольшой ретроспективный (обращенный к событиям прошлого) анализ выбора профессии на материале разнотипных профессионалов. Воспользовавшись методом беседы, постарайтесь выявить и описать основные события и процессы, которые в их представлении связаны с выбором ими их профессии. Постарайтесь выделить общие (сходные у разных профессионалов) и индивидуально-своеобразные особенности в решении ими задачи о выборе профессии.
Литература: Профессиональное мастерство психолога: учебно-методический комплекс / сост.: Ю.Л. Довгая, В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – раздел 2, тема 2.
Тема 12. Профессиональная пригодность и профессиональные способности (самостоятельное изучение)
Вопросы:
- Структура профессиональной пригодности.
- Степени профессиональной пригодности.
- Профессиональные способности.
Практические задания (выполнить письменно):
Задание 1. Важной, а иногда и определяющей составляющей успешного поиска и выбора профессии, овладения ею, эффективной реализации себя в трудовой деятельности, достижения успеха и счастья в профессиональном труде являются особенности мотивационной сферы человека. Эту составляющую с полным основанием можно назвать одной из важнейших основ профессиональной успешности.
Практически любые действия и поступки человека, та или иная его деятельность становятся более понятными, если найдены ответы на три следующих основных вопроса:
- что я хочу, к чему я стремлюсь, что для меня является важным, значимым, привлекательным, каковы мои потребности?
- почему, зачем и ради чего я хочу получить психологическое образование, почему я к этому стремлюсь, почему это является для меня значимым и привлекательным? Зная ответы на эти вопросы, можно многое сказать о мотивах поступков и действий человека, о мотивации его деятельности и поведения в целом.
- что и как я хочу получить в результате своего обучения (своих действий или поступков)? Здесь раскрываются цели и задачи, на достижение и решение которых направлены усилия человека.
Ответьте на эти вопросы (письменно).
Готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности
... проблемы, что и определило выбор темы нашего исследования – «Личностная готовность студентов – психологов к профессиональной деятельности» . Цель исследования ... И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. «Введение в профессию «психолог»»: Учебное пособие, под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.: ... в реальную деятельность практикующих структур, решить вопрос о согласовании, совмещении форм практической деятельности ...
Задание 2. В форме эссе напишите короткий автобиографический очерк, изложите Ваши мотивы, коротко напишите о том, как Вы пришли к решению получить данное образование, расскажите о причинах Вашего интереса к психологии, а также поделитесь личными планами и ожиданиями относительно будущего. Структура эссе:
- Короткий автобиографический очерк. Порассуждайте о Вашей жизни до текущего дня: Вашей семье, друзьях, доме, образовании, работе, а также о жизненных событиях, которые повлияли на ваше развитие.
- Каковы мотивы Вашего желания стать психологом? Особенно интересно узнать о том опыте, который в наибольшей степени связан с Вашим интересом к практической психологии, и о том, как этот опыт помог Вам сформулировать те профессиональные цели, которые привели Вас в университет. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- Почему Вы выбрали профессию психолога?
- Какими потребностями обусловлен Ваш выбор?
- Какое влияние может оказать обучение на Вашу жизнь?
- Каковы Ваши жизненные ценности?
- Какие надежды и ожидания Вы связываете с обучением в университете? Как вы представляете себе свое будущее после обучения?
Литература: Профессиональное мастерство психолога: учебно-методический комплекс / сост.: Ю.Л. Довгая, В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – раздел 2, тема 2.
Итоговое занятие по модулю 2
Написание самостоятельной работы по пройденным темам.