Планы семинарских занятий по модулю 1 Установочная сессия

Тема 1. Обучение студентов в высших учебных заведениях (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика вуза и факультета в системе высшего образования.
  2. Особенности учебной деятельности студентов высшей школы.

Тема 2. Учебно-познавательная деятельность студентов (самостоятельное изучение)

Вопросы:

  1. Система и структура высшего образования Республики Беларусь. Формы получения высшего образования (источник 2, 3).
  2. Общая характеристика вуза и факультета в системе высшего образования:
  • Задачи, функции и типы вузов.
  • Основные структурные подразделения вуза.

3. Особенности учебной деятельности студентов высшей школы.

  • Основные формы учебных занятий.
  • Формы контроля в вузе.

4. Права, обязанности и ответственность студентов вуза (источник 2, 3).

Список литературы:

  1. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». – М., 2004. – с. 391 – 410.
  2. Закон РБ О высшем образовании от 11 июля 2007 г. № 252-З //Национальный реестр правовых актов 19 июля 2007 г. № 171 (№2/1349)
  3. Зубра А.С. Культура умственного труда студента: пос. для высших учебных заведений. – М.: Дикта, 2006. – 227 с.
  4. Кодекс РБ Об образовании. 13 января 2011 г. № 243-З.
  5. Легко ли быть студентом? Памятка первокурснику / ВГУ им. П.М. Машерова; Сост. Косаревская Т.Е., Кутькина Р.Р. — Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2000. — 24 с.

Тема 3. Виды самостоятельной работы студентов (самостоятельное изучение)

Составить конспект по вопросам:

  1. Требования к написанию аннотации, отзыва, рецензии, эссе.
  2. Особенности реферата как студенческой письменной работы.
  3. Методические рекомендации по написанию реферата.
  4. Место курсовой работы в профессиональной подготовке студентов.
  5. Методические рекомендации по подготовке, оформлению и предоставлению к защите курсовых работ

Список литературы:

  1. Ганапольская, Е.В. Русский язык и культура речи / Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
  2. Зубра А.С. Культура умственного труда студента: пос. для высших учебных заведений. – М.: Дикта, 2006. – 227 с.
  3. Легко ли быть студентом? Памятка первокурснику / ВГУ им. П.М. Машерова; Сост. Косаревская Т.Е., Кутькина Р.Р. — Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2000. — 24 с.
  4. Станиславчик Л.И. Организация работы куратора с первокурсниками // Народная асвета. — 2004. — N 4. — С. 69-76.
  5. Трушкевич А.И. Организация выше таланта, или как лучше учиться и работать / Трушкевич А.И. — Мн.: Технопринт, 2002. — 192с.
  6. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 240 с.

Тема 4. Особенности профессиональной подготовки психологов за рубежом (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

11 стр., 5073 слов

Проектная деятельность как форма обучения студентов в высших учебных учреждениях

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» Факультет технологии, изобразительного искусства и профессионального образования Кафедра педагогики Курсовая работа на тему: «Проектная деятельность как форма обучения студентов в высших учебных учреждениях» Выполнил: студент 2 курса, 112 группы, факультета ФТИИиПО Калашников Максим Геннадьевич Научный ...

  1. Общие положение профессиональной подготовки психологов за рубежом.
  2. Структура подготовки психологов за рубежом.
  3. Содержание подготовки психологов в США и Европе.
  4. Последипломное образование психологов за рубежом.

Практическое задание: составить схему, отражающую систему подготовки психологов за рубежом.

Литература: Профессиональное мастерство психолога: учебно-методический комплекс / сост.: Ю.Л. Довгая, В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – раздел 1, тема 3.1.

Тема 5. Подготовка профессиональных психологов в Республике Беларусь (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Из истории высшего психологического образования в Беларуси.
  2. Содержание и формы профессиональной подготовки психолога в Беларуси.
  3. Структура образовательной программы.
  4. Последипломное психологическое образование.

Практические задания:

  • составить схему, отражающую систему подготовки психологов
  • провести сравнительный анализ систем профессиональной подготовки психологов за рубежом и в Беларуси (отразить сходства, различия, достоинства и недостатки представленных систем)

Литература: Профессиональное мастерство психолога: учебно-методический комплекс / сост.: Ю.Л. Довгая, В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – раздел 1, тема 3.2.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

Психология-наука о душе. Психология- наука изучающая закономерности возникновения, формирования, развитие психики людей, психологии групп людей в различных условиях жизни. Объект-человек, группа людей. Предмет-психика человека, психология группы В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. ...

Итоговое занятие по модулю 1.

Написание самостоятельной работы по пройденным темам.

Планы семинарских занятий по модулю 2 Зимняя сессия (январь 2013 г.)

Тема 7. Специфика и структура профессиональной деятельности психолога (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Общее представление о профессии. Психология как особая профессиональная деятельность.
  2. Структура профессиональной деятельности психолога.
  3. Профессиональная специализация в психологической профессии.
  4. Житейская и научная психология. Отличия профессионального психолога и психолога-любителя.
  5. Психолог, психотерапевт, психиатр.

Практические задания:

  • определить какие высказывания принадлежат квалифицированным, а какие — непрофессиональным психологам, ответ обоснуйте
  • прокомментировать распространенные мнения о психологах, определить отличия психолога от позиции врача, педагога, юриста, социального работника, священника; показать специфику собственно психологических функций
  • определить психологи какой сферы практики решают определенные задачи

Литература: Профессиональное мастерство психолога: учебно-методический комплекс / сост.: Ю.Л. Довгая, В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – раздел 1, тема 1, 2.

Тема 8. Профессия «психолог» в современном мире (самостоятельное изучение)

Составить конспект тезисов по вопросам:

  1. Современные тенденции развития психологии
  • Психологическая работа в медицинской сфере.
  • Психологическая работа в образовании.
  • Социально-психологическая работа на предприятии и фирме
  • Психологическая работа в политике
  • Психология в управлении
  • Психология в рекламе
  • Криминальная психология
  • Судебно-психологическая экспертиза
  • Пенитенциарная психология
  • Психология в спорте.
  • Консультативная психология

Литература: Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию. – М.: Смысл, 2003. – 382 с.

5 стр., 2472 слов

Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения задачи, виды деятельности

21. Педагог профессионального обучения: преподаватель и мастер производственного обучения. Преподаватель профессионального обучения и мастер производственного обучения: задачи, реализуемые функции, профессионально-значимые качества, тарифно-квалификационная характеристика. Права и обязанности преподавателя и мастера производственного обучения. Требования к профессиональной компетентности и ...

Тема 9. Типы профессиональной деятельности психологов (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Профессиональный психолог как ученый-исследователь

  • Общее представление о науке. Классификация наук.
  • Психология как наука. Предмет и отрасли психологии.
  • Исследовательская деятельность психолога (характеристики и задачи исследовательской деятельности, этапы психологического исследования).

2. Практическая психологическая работа как тип деятельности психологов

  • Предмет и задачи практической психологии.
  • Ключевые фигуры практической психологической работы (заказчик, клиент, психолог).

    Позиции психолога-практика.

  • Основные направления деятельности практического психолога (психопрофилактика, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия).

3. Обучение психологическим знаниям как вид деятельности психологов

  • Преподавание психологии студентам, обучающимся по специальности «психология»
  • Преподавание психологии студентам, обучающимся по специальностям, работа которых непосредственно связана с людьми
  • Преподавание психологии как общеобразовательного учебного предмета
  • Обучение психологическим знаниями и умениям вне рамок учебных программ

Литература: Профессиональное мастерство психолога: учебно-методический комплекс / сост.: Ю.Л. Довгая, В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – раздел 1, тема 4.

Тема 10. Изучение профессионального развития в отечественной и зарубежной психологии (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Профессионализация как психологическое явление. Периодизации профессионального развития.
  2. Изучение профессионализации в зарубежной психологии.
  3. Изучение профессионализации в отечественной психологии.

Практические задания:

4 стр., 1844 слов

Психология политической деятельности

Психология политической деятельности Человек является политическим в такой же мере, как биологическим, физиологическим, социальным и т.д. Вне политики человек рассматривается как оператор, член малой группы, коллектива, учащийся, пациент, клиент, испытуемый в процессе изучения и т.д. Политическим человек становится, когда он вступает в отношения с властью по поводу контроля своих доходов и ...

  • На основе анализа зарубежных теорий профессионализации выделить факторы, влияющие на профессиональный выбор. Результаты оформить в виде таблицы
  • Проанализировать периодизацию профессионального развития Д. Сьюпера и ответить на вопрос: «Соответствуют ли возрастные границы этапов, предложенные Д. Сьюпером, современной реальности?». Ответ обосновать.
  • На основе анализа теории Дж. Холланда составить таблицу «Соотношение типов личности и типов профессиональной среды», в которой необходимо отразить следующие характеристики: основные психологические черты, ценности, предпочтения в деятельности, области избегания, профессиональный выбор.

Литература: Профессиональное мастерство психолога: учебно-методический комплекс / сост.: Ю.Л. Довгая, В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – раздел 2, тема 1 (с.55 – 62).

Тема 11. Профессиональное самоопределение (самостоятельное изучение)

Вопросы:

  1. Типы и уровни профессионального самоопределения.
  2. Профессинальное самоопределение на разных стадиях становления личности.
  3. Выбор профессии: мотивация и факторы, влияющие на выбор.

Практические задания (выполнить письменно):

  • По мнению психолога Е.А. Климова, выбор профессии осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь». Согласны ли вы с этой формулой?
  • Проведите небольшой ретроспективный (обращенный к событиям прошлого) анализ выбора профессии на материале разнотипных профессионалов. Воспользовавшись методом беседы, постарайтесь выявить и описать основные события и процессы, которые в их представлении связаны с выбором ими их профессии. Постарайтесь выделить общие (сходные у разных профессионалов) и индивидуально-своеобразные особенности в решении ими задачи о выборе профессии.

Литература: Профессиональное мастерство психолога: учебно-методический комплекс / сост.: Ю.Л. Довгая, В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – раздел 2, тема 2.

12 стр., 5729 слов

Готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности

... профессиональной деятельности Профессия «психолог» относится к так называемой «социономической» группе профессий (ориентированной на общественные проблемы, проблемы социализации личности) и предполагает общение с самыми разными людьми. ... практикующих структур, решить вопрос о согласовании, совмещении ... к выбору профессии 2) Стадию профессиональной подготовки 3) Стадию профессиональной деятельности ...

Тема 12. Профессиональная пригодность и профессиональные способности (самостоятельное изучение)

Вопросы:

  1. Структура профессиональной пригодности.
  2. Степени профессиональной пригодности.
  3. Профессиональные способности.

Практические задания (выполнить письменно):

Задание 1. Важной, а иногда и определяющей составляющей успешного поиска и выбора профессии, овладения ею, эффективной реализации себя в трудовой деятельности, достижения успеха и счастья в профессиональном труде являются особенности мотивационной сферы человека. Эту составляющую с полным основанием можно назвать одной из важнейших основ профессиональной успешности.

Практически любые действия и поступки человека, та или иная его деятельность становятся более понятными, если найдены ответы на три следующих основных вопроса:

  1. что я хочу, к чему я стремлюсь, что для меня является важным, значимым, привлекательным, каковы мои потребности?
  2. почему, зачем и ради чего я хочу получить психологическое образование, почему я к этому стремлюсь, почему это является для меня значимым и привлекательным? Зная ответы на эти вопросы, можно многое сказать о мотивах поступков и действий человека, о мотивации его деятельности и поведения в целом.
  3. что и как я хочу получить в результате своего обучения (своих действий или поступков)? Здесь раскрываются цели и задачи, на достижение и решение которых направлены усилия человека.

Ответьте на эти вопросы (письменно).

Задание 2. В форме эссе напишите короткий автобиографический очерк, изложите Ваши мотивы, коротко напишите о том, как Вы пришли к решению получить данное образование, расскажите о причинах Вашего интереса к психологии, а также поделитесь личными планами и ожиданиями относительно будущего. Структура эссе:

  1. Короткий автобиографический очерк. Порассуждайте о Вашей жизни до текущего дня: Вашей семье, друзьях, доме, образовании, работе, а также о жизненных событиях, которые повлияли на ваше развитие.
  2. Каковы мотивы Вашего желания стать психологом? Особенно интересно узнать о том опыте, который в наибольшей степени связан с Вашим интересом к практической психологии, и о том, как этот опыт помог Вам сформулировать те профессиональные цели, которые привели Вас в университет. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
  • Почему Вы выбрали профессию психолога?
  • Какими потребностями обусловлен Ваш выбор?
  • Какое влияние может оказать обучение на Вашу жизнь?
  • Каковы Ваши жизненные ценности?
  • Какие надежды и ожидания Вы связываете с обучением в университете? Как вы представляете себе свое будущее после обучения?

Литература: Профессиональное мастерство психолога: учебно-методический комплекс / сост.: Ю.Л. Довгая, В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – раздел 2, тема 2.

7 стр., 3189 слов

1.Вопрос: Профессиональная этика (определение), ее функции. Какие вопросы изучает профессиональная этика?

Вопросы и задачи к ГАЭ по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» (д/о, 2012г.) Вопросы: 1.Профессиональная этика (определение), ее функции. Какие вопросы изучает профессиональная этика? 2.Общие нормы профессиональной этики 3.Структура и свойства профессиональной морали 4..Основные функции профессиональной морали 5. Профессионально-служебная этика сервисной деятельности. Основные ...

Итоговое занятие по модулю 2

Написание самостоятельной работы по пройденным темам.