Педагогика_ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Уважаемые студенты!

Изучение курса «Педагогика» предполагает выполнение практических заданий.

Вам предложены варианты заданий (в соответствии с программой дисциплины).

Наличие и качество выполненных заданий является допуском к сдаче экзамена

А. Составить сводную таблицу возрастных периодов детства (По Белкину А.С,)

Возрастной период (наименование, годы, месяцы)

Основные физиологические характеристики

Основные психологические характеристики

Характеристика ведущего вида деятельности

Рекомендации педагогу в работе с данным периодом детства

В. Выполнить 2 (из предложенных) практических занятия (по выбору студента).

Работа выполняется письменно, в рабочей тетради по дисциплине «Педагогика»

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Общий перечень:

  1. Современные модели организации обучения
  2. Компетентностный подход в педагогическом процессе
  3. Возрастосообразность педагогического процесса
  4. Проектирование содержания образования на разных ступенях обучения
  5. Формы взаимодействия субъектов в педагогическом процессе
  6. Современные методы и средства оптимизации обучения
  7. Инновации в современном образовательном процессе
  8. Сотрудничество во взаимодействии субъектов образования
  9. Коллектив как объект и субъект воспитания
  10. Решение сложных педагогических ситуаций
  11. Роль диагностики в решении педагогических задач
  12. Технология педагогической поддержки
  13. Методы и приемы развития детской креативности

Практическое занятие1 «Современные модели организации обучения»

1. Составляющие модели обучения: чему учить? Чему учить? Кого учить? Как учить? Кто должен учить? И т.д.

2. Характеристика традиционной (классно-урочной) модели обучения

3. Примеры альтернативных моделей обучения (дистанционное, обучение, бригадно-лабораторный метод обучения, «погружение», адаптивное обучение и др.)

Литература

В качестве основных источников рекомендуются опубликованные в 2004-2012 гг. учебные пособия «Педагогика».

Словари:

  • Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.
  • Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М., 2002.

Практическое занятие 2 «Компетентностный подход в педагогическом процессе»

1. Многозначность понятия «компетенция»

2. Компетентность педагога и ее составляющие

3. О развитии компетенций у учащихся в учебном процессе

4. Комптентностный подход в подготовке будущего педагога

Литература

В качестве основных источников рекомендуются опубликованные в 2004-2012 гг. учебные пособия «Педагогика».

Словари:

  • Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.

Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М., 2002

Практическое занятие 3 «Возрастосообразность педагогического процесса»

  1. Характеристика понятия возрастосообразность
  2. Психологические основания для выделения возрастных границ развития ребенка
  3. Анализ концепций детства.
  4. Основные характеристики периодов детства.

Литература

В качестве основных источников рекомендуются опубликованные в 2004-2012 гг. учебные пособия «Педагогика».

Нормативные и законодательные документы Правительства Российской Федерации и органов управления образованием (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Программа модернизации образования РФ, Конвенция о правах ребенка и др.).

Словари:

  • Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.
  • Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М., 2002.

Практическое занятие 4 «Проектирование содержания образования на разных ступенях обучения»

  1. Вариативность систем обучения
  2. Характеристика образовательных программ на различных ступенях образовательной системы
  3. Понятие индивидуальной образовательной траектории
  4. Проектирование своего образовательного маршрута

Литература

В качестве основных источников рекомендуются опубликованные в 2004-2012 гг. учебные пособия «Педагогика».

Нормативные и законодательные документы Правительства Российской Федерации и органов управления образованием (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Программа модернизации образования РФ, Конвенция о правах ребенка и др.).

Словари:

  • Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.
  • Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М., 2002.

Практическое занятие 5 «Формы взаимодействия субъектов в педагогическом процессе»

  1. Понятие субъекта в философии, психологии, педагогике
  2. Субъекты и объекты педагогического процесса
  3. Классификация форм взаимодействий в образовательном процессе
  4. Основы субъект-субъектного обучения

Литература

В качестве основных источников рекомендуются опубликованные в 2004-2012 гг. учебные пособия «Педагогика».

Нормативные и законодательные документы Правительства Российской Федерации и органов управления образованием (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Программа модернизации образования РФ, Конвенция о правах ребенка и др.).

Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: теория и практика. Екатеринбург: ООО «СВ-96», 2011.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.

Практическое занятие 6 «Современные методы и средства оптимизации обучения»

  1. Вариативность систем обучения
  2. Понятие о методах обучения и их классификациях
  3. Понятие о средствах обучения и их классификации
  4. Сочетаемость методов и средств как основа оптимизации современного обучения

Литература

В качестве основных источников рекомендуются опубликованные в 2004-2012 гг. учебные пособия «Педагогика».

Нормативные и законодательные документы Правительства Российской Федерации и органов управления образованием (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Программа модернизации образования РФ, Конвенция о правах ребенка и др.).

Словари:

  • Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.

Практическое занятие 7 «Инновации в современном образовательном процессе»

  1. Основные черты современного образования.
  2. Система образования в России.
  3. Инновации в отечественной системе образования
  4. Актуальные проблемы современного образования в мире и инновации

Литература

В качестве основных источников рекомендуются опубликованные в 2004-2012 гг. учебные пособия «Педагогика».

Нормативные и законодательные документы Правительства Российской Федерации и органов управления образованием (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Программа модернизации образования РФ, Конвенция о правах ребенка и др.).

Словари:

  • Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.

Практическое занятие 8 «Сотрудничество во взаимодействии субъектов образования»

  1. Сотрудничество как совместная деятельность людей
  2. Основные характеристики сотрудничества субъектов образовательного процесса
  3. Коллективная и групповая формы учебной кооперации
  4. Приемы и методы организации сотрудничества в обучении

Литература

  1. Волков Н. И. Организация учебной деятельности в малых группах. / Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.: В. Н. Карандышев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. – СПБ.: Питер, 2006.
  2. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. – СПб.: Экономическая школа, 2001.
  3. Рубцов В. В. Совместная учебная деятельность: социальные взаимодействия в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучение // Вопросы психологии. – 1998. – № 5.
  4. Рудестам К. Р. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер Ком, 1998.
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  6. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-составитель В. А. Мижериков; Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  7. Уваров А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. – М.: МИРОС, 2001.
  8. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. – М.: Просвещение, 1980.

Практическое занятие 9 «Коллектив как объект и субъект воспитания»

  1. Система целей и задач воспитания. Общая и индивидуальная цели воспитания.
  2. Взаимообусловленность О-О и S-S отношений участников образовательного (воспитательного) процесса.
  3. Стратегия и тактика развития коллектива
  4. Взаимоотношения коллектива и личности

Литература

  1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
  2. Иванов И. П. Воспитывать коллективистов // Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1987.
  3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.
  4. Коротаева Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности. Екатеринбург. Изд-во УрГПУ, 2009.
  5. Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. – М.: ПЭРСЭ, 2005.
  6. Уваров А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. – М.: МИРОС, 2001.
  7. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. – М.: Просвещение, 1980.

Практическое занятие 10 «Роль общения в организации учебных взаимодействий»

1. Базовое и факультативные определения «общения»

2. Основные стороны общения и специфика их реализации в образовательном процессе

3. Диалектика общения и взаимодействия

4. Субъекты педагогического общения

Литература

  1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / под ред. А. И. Пискунова. – М. : Сфера, 2004.
  2. Коротаева Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности. Екатеринбург. Изд-во УрГПУ, 2009.
  3. Котова, И. Б. История развития авторитарной и гуманистической концепции в педагогике / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Т. И. Бабаева [и др.] ; под ред. С. А. Смирнова. — М., 1999.
  4. Латышина, Д. И. История педагогики (история образования и педагогической мысли) / Д. И. Латышина. – М. : Гардарики, 2005.
  5. Роджерс, К. Свобода учиться [Текст] / К. Роджерс, Д. Фрайберг. — М. : Смыл, 2002.
  6. Торосян, В. Г. История развития и образования и педагогической мысли – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Практическое занятие 11 «Роль диагностики в решении педагогических задач»

  1. Педагогическая диагностика как составляющая педагогического мастерства учителя
  2. Количественное и качественное понимание «нормы» в диагностике
  3. Структура диагностической деятельности педагога
  4. Основные направления диагностических исследований учебно-воспитательного процесса

Литература

  1. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. — Ростов н/д.: Феникс, 2000.
  2. Бордовская, Н. В., Реан, А. А. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб, 2000.
  3. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М., 2006.
  4. Коротаева Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности. Екатеринбург. Изд-во УрГПУ, 2009.
  5. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе М., 2003.
  6. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2001.

Практическое занятие 12 «Технология педагогической поддержки»

  1. Гуманизация как ведущая идея современной образовательной парадигмы
  2. Педагогическая поддержка: сущность, формы, виды
  3. Приемы и методы психолого-педагогической поддержки в образовании
  4. Технология создания ситуации успеха в образовательном процессе

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
  2. Белкин А.С. Педагогика Детства (Основы возрастной педагогики) / Екатеринбург: Сократ, 1995.
  3. Газман. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М., 1995.
  4. Куликова Л.Н.Гуманизация образования и саморазвитие личности. Хабаровск. 2001.
  5. Коротаева Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности. Екатеринбург. Изд-во УрГПУ, 2009.
  6. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М., 2006

Практическое занятие 13 «Методы и приемы развития детской креативности

1. Понятие о творчестве, его функции

2. Особенности развития творчества в детском возрасте

3. Диагностики изучения креативности в период детства

4. Методы и приемы развития творчества у детей

Литература

  1. В семье растет одаренный ребенок [электронный ресурс]. Режим доступа:
  2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999.
  3. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника / О. М. Дьяченко. — М. : Знание, 1991.
  4. Психология : словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М. : Политиздат, 1990.
  5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Изд. центр «Академия», 1996.
  6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1989. — Т. 2.
  7. Хьелл, Л. Теории личности (основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер.СПб. : Питер-Пресс, 1997.
  8. Шубинский, В. С. Педагогика творчества учащихся / В. С. Шубинский. — М. : Знание, 1988.