Уважаемые студенты!
Изучение курса «Педагогика» предполагает выполнение практических заданий.
Вам предложены варианты заданий (в соответствии с программой дисциплины).
Наличие и качество выполненных заданий является допуском к сдаче экзамена
А. Составить сводную таблицу возрастных периодов детства (По Белкину А.С,)
Возрастной период (наименование, годы, месяцы) |
Основные физиологические характеристики |
Основные психологические характеристики |
Характеристика ведущего вида деятельности |
Рекомендации педагогу в работе с данным периодом детства |
… |
… |
… |
… |
… |
В. Выполнить 2 (из предложенных) практических занятия (по выбору студента).
Работа выполняется письменно, в рабочей тетради по дисциплине «Педагогика»
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Общий перечень:
- Современные модели организации обучения
- Компетентностный подход в педагогическом процессе
- Возрастосообразность педагогического процесса
- Проектирование содержания образования на разных ступенях обучения
- Формы взаимодействия субъектов в педагогическом процессе
- Современные методы и средства оптимизации обучения
- Инновации в современном образовательном процессе
- Сотрудничество во взаимодействии субъектов образования
- Коллектив как объект и субъект воспитания
- Решение сложных педагогических ситуаций
- Роль диагностики в решении педагогических задач
- Технология педагогической поддержки
- Методы и приемы развития детской креативности
Практическое занятие1 «Современные модели организации обучения»
1. Составляющие модели обучения: чему учить? Чему учить? Кого учить? Как учить? Кто должен учить? И т.д.
2. Характеристика традиционной (классно-урочной) модели обучения
3. Примеры альтернативных моделей обучения (дистанционное, обучение, бригадно-лабораторный метод обучения, «погружение», адаптивное обучение и др.)
Литература
В качестве основных источников рекомендуются опубликованные в 2004-2012 гг. учебные пособия «Педагогика».
Словари:
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М., 2002.
Практическое занятие 2 «Компетентностный подход в педагогическом процессе»
1. Многозначность понятия «компетенция»
2. Компетентность педагога и ее составляющие
3. О развитии компетенций у учащихся в учебном процессе
4. Комптентностный подход в подготовке будущего педагога
Литература
В качестве основных источников рекомендуются опубликованные в 2004-2012 гг. учебные пособия «Педагогика».
Словари:
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М., 2002
Практическое занятие 3 «Возрастосообразность педагогического процесса»
- Характеристика понятия возрастосообразность
- Психологические основания для выделения возрастных границ развития ребенка
- Анализ концепций детства.
- Основные характеристики периодов детства.
Литература
В качестве основных источников рекомендуются опубликованные в 2004-2012 гг. учебные пособия «Педагогика».
Нормативные и законодательные документы Правительства Российской Федерации и органов управления образованием (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Программа модернизации образования РФ, Конвенция о правах ребенка и др.).
Словари:
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М., 2002.
Практическое занятие 4 «Проектирование содержания образования на разных ступенях обучения»
- Вариативность систем обучения
- Характеристика образовательных программ на различных ступенях образовательной системы
- Понятие индивидуальной образовательной траектории
- Проектирование своего образовательного маршрута
Литература
В качестве основных источников рекомендуются опубликованные в 2004-2012 гг. учебные пособия «Педагогика».
Нормативные и законодательные документы Правительства Российской Федерации и органов управления образованием (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Программа модернизации образования РФ, Конвенция о правах ребенка и др.).
Словари:
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М., 2002.
Практическое занятие 5 «Формы взаимодействия субъектов в педагогическом процессе»
- Понятие субъекта в философии, психологии, педагогике
- Субъекты и объекты педагогического процесса
- Классификация форм взаимодействий в образовательном процессе
- Основы субъект-субъектного обучения
Литература
В качестве основных источников рекомендуются опубликованные в 2004-2012 гг. учебные пособия «Педагогика».
Нормативные и законодательные документы Правительства Российской Федерации и органов управления образованием (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Программа модернизации образования РФ, Конвенция о правах ребенка и др.).
Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: теория и практика. Екатеринбург: ООО «СВ-96», 2011.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.
Практическое занятие 6 «Современные методы и средства оптимизации обучения»
- Вариативность систем обучения
- Понятие о методах обучения и их классификациях
- Понятие о средствах обучения и их классификации
- Сочетаемость методов и средств как основа оптимизации современного обучения
Литература
В качестве основных источников рекомендуются опубликованные в 2004-2012 гг. учебные пособия «Педагогика».
Нормативные и законодательные документы Правительства Российской Федерации и органов управления образованием (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Программа модернизации образования РФ, Конвенция о правах ребенка и др.).
Словари:
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.
Практическое занятие 7 «Инновации в современном образовательном процессе»
- Основные черты современного образования.
- Система образования в России.
- Инновации в отечественной системе образования
- Актуальные проблемы современного образования в мире и инновации
Литература
В качестве основных источников рекомендуются опубликованные в 2004-2012 гг. учебные пособия «Педагогика».
Нормативные и законодательные документы Правительства Российской Федерации и органов управления образованием (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Программа модернизации образования РФ, Конвенция о правах ребенка и др.).
Словари:
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.
Практическое занятие 8 «Сотрудничество во взаимодействии субъектов образования»
- Сотрудничество как совместная деятельность людей
- Основные характеристики сотрудничества субъектов образовательного процесса
- Коллективная и групповая формы учебной кооперации
- Приемы и методы организации сотрудничества в обучении
Литература
- Волков Н. И. Организация учебной деятельности в малых группах. / Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.: В. Н. Карандышев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. – СПБ.: Питер, 2006.
- Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. – СПб.: Экономическая школа, 2001.
- Рубцов В. В. Совместная учебная деятельность: социальные взаимодействия в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучение // Вопросы психологии. – 1998. – № 5.
- Рудестам К. Р. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер Ком, 1998.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
- Словарь-справочник по педагогике / Авт.-составитель В. А. Мижериков; Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Уваров А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. – М.: МИРОС, 2001.
- Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. – М.: Просвещение, 1980.
Практическое занятие 9 «Коллектив как объект и субъект воспитания»
- Система целей и задач воспитания. Общая и индивидуальная цели воспитания.
- Взаимообусловленность О-О и S-S отношений участников образовательного (воспитательного) процесса.
- Стратегия и тактика развития коллектива
- Взаимоотношения коллектива и личности
Литература
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
- Иванов И. П. Воспитывать коллективистов // Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1987.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.
- Коротаева Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности. Екатеринбург. Изд-во УрГПУ, 2009.
- Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. – М.: ПЭРСЭ, 2005.
- Уваров А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. – М.: МИРОС, 2001.
- Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. – М.: Просвещение, 1980.
Практическое занятие 10 «Роль общения в организации учебных взаимодействий»
1. Базовое и факультативные определения «общения»
2. Основные стороны общения и специфика их реализации в образовательном процессе
3. Диалектика общения и взаимодействия
4. Субъекты педагогического общения
Литература
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / под ред. А. И. Пискунова. – М. : Сфера, 2004.
- Коротаева Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности. Екатеринбург. Изд-во УрГПУ, 2009.
- Котова, И. Б. История развития авторитарной и гуманистической концепции в педагогике / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Т. И. Бабаева [и др.] ; под ред. С. А. Смирнова. — М., 1999.
- Латышина, Д. И. История педагогики (история образования и педагогической мысли) / Д. И. Латышина. – М. : Гардарики, 2005.
- Роджерс, К. Свобода учиться [Текст] / К. Роджерс, Д. Фрайберг. — М. : Смыл, 2002.
- Торосян, В. Г. История развития и образования и педагогической мысли – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Практическое занятие 11 «Роль диагностики в решении педагогических задач»
- Педагогическая диагностика как составляющая педагогического мастерства учителя
- Количественное и качественное понимание «нормы» в диагностике
- Структура диагностической деятельности педагога
- Основные направления диагностических исследований учебно-воспитательного процесса
Литература
- Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. — Ростов н/д.: Феникс, 2000.
- Бордовская, Н. В., Реан, А. А. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб, 2000.
- Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М., 2006.
- Коротаева Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности. Екатеринбург. Изд-во УрГПУ, 2009.
- Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе М., 2003.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2001.
Практическое занятие 12 «Технология педагогической поддержки»
- Гуманизация как ведущая идея современной образовательной парадигмы
- Педагогическая поддержка: сущность, формы, виды
- Приемы и методы психолого-педагогической поддержки в образовании
- Технология создания ситуации успеха в образовательном процессе
Литература
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
- Белкин А.С. Педагогика Детства (Основы возрастной педагогики) / Екатеринбург: Сократ, 1995.
- Газман. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М., 1995.
- Куликова Л.Н.Гуманизация образования и саморазвитие личности. Хабаровск. 2001.
- Коротаева Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности. Екатеринбург. Изд-во УрГПУ, 2009.
- Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М., 2006
Практическое занятие 13 «Методы и приемы развития детской креативности
1. Понятие о творчестве, его функции
2. Особенности развития творчества в детском возрасте
3. Диагностики изучения креативности в период детства
4. Методы и приемы развития творчества у детей
Литература
- В семье растет одаренный ребенок [электронный ресурс]. Режим доступа:
- Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999.
- Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника / О. М. Дьяченко. — М. : Знание, 1991.
- Психология : словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М. : Политиздат, 1990.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Изд. центр «Академия», 1996.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1989. — Т. 2.
- Хьелл, Л. Теории личности (основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб. : Питер-Пресс, 1997.
- Шубинский, В. С. Педагогика творчества учащихся / В. С. Шубинский. — М. : Знание, 1988.