14. Педагогические аспекты социальной работы

социальная работа и социальная педагогика: общее и особенное.

социальная работа и социальная педагогика: общее и особен6ное. педагогига в социальной работе выступает в роли стержня деятельностного компонента социальной работы, потому что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, воспитания защищённости, развитие готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами.

«социальная педагогика — это науку о воспитательных вличниях социальной среды.» (в. д.симёнов).

« социальная педагогика — это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах»

социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организацичх, специально для этого созданных, так и в тех, для которых воспитание не является омновной функцией(предприятия, воинские части и др.)

за рубежом теоретическая разработка проблем социальной педагогики активизировалась в 50-60-е гг. в германии . однако фактически и в европе, и в сша с начала 20века. широкое распростронение получила практическая деятельность, обозначавшаяся термином «социальная работа», организуемая государственными институтами и общественными организациями. содержанием её была помощь семье, различным группам населения, интеграция воспитательных усилий школы и дркугих социальных институтов.

как уже отмечалось, к началу 20 — х гг 20века. за рубежом складывается государствекнная система социальной работы, которая первоначально имела следующие сферы применения: семейное, детское благополучие, психиатрическая, медицинская, школьная социальная работа, а позднее добавились сферы профессиональной, промышленной, геронтологической, сельской, полицейской, судебной социальной работы. так , школьная социальная работа предпологает помощь учащимся во включение в школьную жизнь, координацию усилий школы и семьи, помощь учащимся, учителям и родителям в решении проблем социальной изолированности детей, агрессивного поведения, недисциплинированнности и др. социальная работа в сфере семейного благополучия предпологает консультации по брачным отношениям, подготовку родителей к воспитанию детей, помощь в решении финансовых вопросов, проблесм здоровья, образования, трудоустройства.

таким образом, социальная работа и социальная педагогика тесно связаны между собой.

6 стр., 2666 слов

Социальная педагогика как особая область знания и практического опыта

... работы – рассмотреть сущность и отличия социальной педагогики от социальной работы и педагогики, рассмотреть структуру, цели, функции, задачи и место социальной педагогики среди других наук, определить ее практическое значение. 1. Понятие «социальная педагогика» 1.1 Структура социальной педагогики педагогика социальный ...

В принципе всех педагогов можно считать социальными работниками. в то же время далеко не все социальные работники являются педагогами. Например, патронажные сёстры, ухаживающие за престарелами, вряд ли моут быть отнесены к педагогам. но все категории социальных работников в идеале должны иметь определённый уровень социально — педагогической подготовки. Разработка проблем социальной работы, её превращению в высокопрофессиональную социально — педагогическую деятельность, способную внести некоторый вклад в интеграцию воспитательных сил общества в целях повышения культурного уровня народа.

сущность социальной педагогики как науки о социальном воспитании, как науки о помощи детям. Вцелом социальная педагогика изучает весь процесс социального воспитания человека, который осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. социальное воспитание понимается как планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития и духовно — нравственной ориентации человека в процессе его социализации.

Функции и прикладные задачи педагогической деятельности в социальной работе.

диагностическая функция.с диагностической функцией связаны проблемы оценки многих основных свойств социальной работы: включённость индивидуумов и групп в социальную работу, цчёт индивидуальных особенностей социиализации, готовность к социальному обучению, уровень развития социальной деятельности, возможность организации педагогической деятельности в социальной работе.

прогностическая функция .с этой этой функцией связана личностная перспектива развития индивидуума и групп. правильно поставленная педагогическая деятельность способна прогнозировать актуальное социальное развитие, опираясь на самодеятельность личности и коллективов, включив их в поиск ближней, средней, дальней перспективы.

организующая функция выражается в установлении внутригрупповых и межколлективных связей, обеспечивающих успешное решение задач жизнидеятельности людей.

формирующая функция содержит: выделение актуальных компонентов социальной работы; координирование их отношений в целостной реабилитационной деятельности; включение контингента в педагогический прорцесс по усвоению знаний, умений, навыков, входящих в эти компоненты.

научающая функция характеризуется тем, что воспитательные, развивающие результаты достигаются попутно с решением задач социальной работы, часто без специальной постановки педагогических целей.

воспитывающая функция выполняет роль субординаци, что выражается в том, что социальная работа как научная дисциплина и практика сиавит задачу воспитания всех её участников.

развивающая функция состоит втом, что педагогическими средствами достигается личностное, социальное, зкономическое, политическое, валеологическое, зкологическое развитие индивидумов и групп .

корректирующая функциявыступает в качестве необходимого элемента самой социальной работы, поскольку всегда существуют отклонения олт стандарта социальной защиты, помощи, консультации.

социализация как социально — педагогическое явление. социализация -это процесс формирования личности человека в определённых социальных условиях, в ходе которого человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данном обществе и социальной группе. социализация — развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

22 стр., 10933 слов

Биологическое и социальное в человеке, уровни проявления

... её части: Природа биологическая, Природа социальная и Природа духовная. Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до ... духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард ...

факторы социализации .

  1. суровые природно — климатические условия страны, региона, местности, геопатогенные зоны, экологические загрязнения — повышенный уровень радиации, загозаванности, загрязнённости воды, воздуха и т .д.
  2. фактор катострофы, в результате происходит виктимизация больших групп населения: стихийные бедствия, войны, землетрясения, наводнения, депортация народов или социальных групп.
  3. во многих страннах имеются группы и\мигрантов из других стран, а также из деревни в город, из региона в регион, но то, какая часть из низ станет жертвами и какого типа( безработными, алкуоголиками, преступниками) зависит от уровня социально — культурного развития общества и государственной политикию

факторы виктимизации :

  1. объективным фактором виктимизации человекаможет стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском возрастах, если она имеет антисоциальный характер.
  2. фактором виктимизации может быть семья, когла например, склонность к ассоциальному образу жизни, противоправному поведению может передаваться по наследству.

возросло число типов жертв неблагоприятных условий социализации (правонарушители., накроманы, проститутки, безработные, бомжи и нищенские слои населения._

28. Социальная работа со старшим поколением

Пожилые люди-люди старше 60 лет, которые испытывают определенные психофизические ограничения и нуждаются во всесторонней помощи и поддержке, особенно больные и одинокие.

В поздней зрелости наблюдается резкое расхождение разных линий онтогенеза, различия его содержания в зависимости от индивидуально-личностных особенностей человека. Поэтому принципы этого возраста колеблются. Таким образом, условные границы 60-74г.-пожилой возраст, т.е. возраст ухода на пенсию, 75-89л.-старческий возраст, старше 90л-долгожители.

Старость – закономерно наступающий заключительный период возрастного и иного развития.

Старость –заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой.

Старение – разрушительный процесс, который протекает в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия внешних и внутренних факторов и ведет к недостаточным физическим функциям организма.

Древние люди совсем не знали старости. В обществе не оставалось места для тех, кто из-за физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. По мнению историков и этнографов, первые старики появились с началом использования огня, когда они получили функции его хранителей. Но, тем не менее, продолжительность жизни оставалась еще довольно низкой. Поэтому возникновение старости как количественно значимой группы населения обычно относят всего лишь к последним столетиям.

В обществе существует стереотипное восприятие старости, с одной стороны, как периода отдыха, с другой — угасания и, может быть, даже полусуществования. Отношение человека к старости во многом является критерием его нравственности. Так, еще Конфуций полагал, что отношение людей к старости составляет основу человеколюбия, без которого немыслимо идеальное общество. Развитие в старости осуществляется в направлении возрастания духовной зрелости человека.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... представляет собой сложноорганизованное общество, в котором люди объединены друг с ... личности. От усвоенных социальных установок, ценностных ориентации. 21 Группы и их классификаций. Формирование и развитие личности отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она ...

Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, обычно считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности, что составляет центральный момент ситуации развития в этот период.

В поздней зрелости можно выделить 3 основных варианта развития: доживание; смена ведущей деятельности; сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости, т.е. практическое продолжение периода зрелости.

Предназначение старости выводиться из теории Э. Эриксона. По его мнению, конечной стадией жизненного цикла является психосоциальный конфликт «целостность против отчаяния». Происходит психологическое старение, проявление чувства старости. При прогрессивной линии развития на предыдущих стадиях человек может положительно оценить всю свою предшествующую жизнь, с удовлетворением подвести ее итоги как в профессиональной деятельности, общественных отношениях, так и по линии брака и семьи. Видя свое продолжение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвратимости смерти. Помимо своего прошлого, подчеркивал Э. Эриксон, необходима способствующая достижению эгоинтеграции «жизненная вовлеченность». Он указывает на важность участия в воспитании участия в воспитании внуков, в политических событиях, оздоровительных физкультурных программах.

В этом возрасте у людей наблюдается быстрая утомляемость, медлительность, снижение работоспособности, неспособность к интеграции отдельных способ поведения и поэтому, проявление «… отдельных странностей, скупость, недоверие, болтливость, тоска, ригидность.

Анализ положения пожилых и старых людей свидетельствует о том, что они являются наиболее социально незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании со стороны государства. Проблемы социальной защищенности старых людей стали особенно актуальными в результате всех социальных реформ, проводимых в нашей стране.

Особенности эмоциональной сферы.

Необходимо особо остановиться на факторе, который может существенно осложнить процесс выбора стратегии старения – это негативный общественный стереотип восприятия старости. Негативный стереотип старого человека характеризует его как склонного к болезням, консервативного, ворчливого и недовольного жизнью, т.е. в целом абсолютно несчастного.

Одним из наиболее распространенных переживаний является старческая озабоченность (беспокойство).

Хроническая озабоченность играет роль своеобразной готовности к фрустрации, поэтому помогает избежать сильных эмоциональных всплесков в действительно критических ситуациях. Кроме того, переживание озабоченности придает остроту субъективной картине настоящего (помогает избежать скуки), является одним из способов структурирования времени. В связи с этим легко объяснить такое явление, как слишком сильные, казалось бы, неадекватные переживания пожилых людей.

В периоде увядания и обратного развития (инволюция), преобладают регрессивные явления, ухудшающие приспособительные возможности человека. Хотя процесс старения и сопровождается ослаблением гомеостатических процессов, но одновременно происходит и приспособление всех систем организма к новому уровню жизнедеятельности.

11 стр., 5076 слов

+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант

... их изоляции, социальную активность пожилых и старых людей, расширение их социальных контактов. С этой целью используют как формальные источники помощи (государственные системы социальной помощи), так и ... направлена на: информирование пожилых людей о развивающихся внутренних процессах при старении, об источниках социальной поддержки и др.; жизненный стиль пожилых людей - пропаганда физической ...

В рамках биологических подходов к старению основной проблемой геронтологии является изучение старения организма с целью профилактики его преждевременного старческого увядания. Не все клетки, ткани, органы и системы организма старятся одновременно и в одинаковой степени, но при этом процесс физиологического старения закономерно гармоничный. Хотя между календарным (возрастным) и фактическим (телесным и психическим) старением не всегда отмечается совпадение (может быть как запоздалое, так и преждевременное старение), все же, в основном, поздний возраст определяет старческие изменения в строении и функционировании всех систем организма, в том числе сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной. Падает «запас прочности», снижаются реактивные способности человека. Эти возрастные изменения затрудняют существование старого человека, он страдает от своих «старческих недугов», чувствует себя дискомфортно. Среди признаков старения психики является снижение всех психических процессов. Кроме этого, в процессах замедления определенную роль играют и психологические факторы — настроение, установка личности на выполнение задания, неожиданность или ожидаемость решаемой задачи, ее сложность.

Относительно старения эмоциональной сферы существует мнение, выявляемые биохимические сдвиги у пожилых людей предрасполагают по мере старения к более частому проявлению депрессивного и тревожного настроения. На состояние эмоциональной сферы большое значение оказывает социальная сторона жизни пожилого человека. В этом отношении ущербными для личности являются переживание утраты прежних социальных ролей, уменьшение доходов, ограничение социальных контактов. Все это способствует развитию мнительности, неуверенности, сосредоточению интересов на здоровье и сугубо личных жизненных проблем. Отсюда повышенное внимание к своему здоровью, стремление к самоанализу и лечению, опасения бедности повышенное чувство бережливости старых людей. Неуверенность в совокупности со снижением физического потенциала и психосоциальными факторами старения способствует развитию мнительности, тревожности и склонности к грустному настроению. Однако темп психической активности, умственная работоспособность с возрастом снижаются.

Мотивация познавательной активности претерпевает также изменения в сторону занижения интереса к новому и оживления, преувеличенного интереса к прошлому. В силу соматических недугов и болезней, присущих старению, а также условий, способствующих «уходу в себя», старые люди больше сосредоточены на состоянии здоровья, становятся ипохондричными, много времени уделяют медицинским обследованиям, визитам к врачам, в их интересах все это приобретает доминирующее значение.

В старости наблюдаются и положительные изменения. Можно наблюдать умиротворенность, отход от мелочных интересов жизни к осмыслению главных ценностей, адекватную переоценку своих желаний и возможностей, сглаживание противоречивых черт характера.

Цель развития в старости — достижение ощущения, что прожита значительная и полная удовлетворения жизнь, а также то, что в настоящий момент она максимально активна.

Социологические подходы к изучению старости и старения концентрируют внимание на положении стареющего человека в обществе, месте его в социуме. Физическое, психическое, социальное и экономическое благополучие и здоровье у пожилых людей взаимосвязаны теснее, чем в более молодых возрастных группах, что обуславливает необходимость в их комбинированной оценке. Особое значение при этом придается взаимоотношениям старого человека с его ближайшим окружением. При существующей замедленности и психосоциальной интровертированности, трудностях адаптации к переменам у пожилых создаются условия для развития ригидности и консерватизма суждений, недооценки опыта новых поколений и идеализации собственного опыта. Это приводит к непониманию и конфликтам с молодыми, нарушению взаимоотношений в семье. Непонимание психологических особенностей старых людей более молодыми членами семьи усугубляет разрыв и нередко приводит к социальной изоляции стариков в семье, что представляет опасность их психической декомпенсации. Напротив, доброжелательная макросоциальная атмосфера способствует сохранению психического здоровья, самооценки, достоинства и положительных социальных установок и взглядов старых людей.

Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках биологических подходов к старению основной проблемой является изучение старения организма с целью профилактики его преждевременного старческого увядания. Поэтому биохимические сдвиги у пожилых людей выявляются частым проявлением депрессивного и преждевременного настроения, а также на состояние эмоциональной сферы большое значение оказывает социальная сторона жизни – это и уменьшение доходов, и ограничение социальных контактов

Принципы и механизмы социальной защиты населения пожилого и старческого возраста.

Социальная защита – это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста, базирующихся на принципах человеколюбия и милосердия по отношению к нуждающимся членам общества со стороны государства. Социальная защита пожилых и старых людей включает в себя все юридические и практические действия в их интересах. Важнейшая задача системы социальной защиты в РФ в настоящее время – поддержание уровня жизни пожилых и старых людей в экстремальных условиях, содействие их адаптации к последствиям развития рыночной экономики.

Социальная защитанаселения пожилого и старческого возраста состоит из профилактики, поддержки и представительства.

Профилактика имеет своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив или устранив факторы риска, и тем самым предотвратить его помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.

Поддержка представляет собой помощь, необходимую старым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности.

Представительство– защита интересов старых людей, призванных недееспособными для оказания необходимой помощи.

Старые люди России нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей: в надежном жилье, полноценном питании, создание благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и внимании, охране, медико-социальном уходе, а также достойном погребении после смерти.

Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. В последние годы появились различные негосударственные общественные структуры; осуществляет координацию и согласованность действий государственных и общественных организации Координационный комитет, созданный на основе Указа Президента РФ от 5 августа 1991г., затем был организован департамент по делам пожилых в Министерстве социальной защиты (25 июня 1993г.).

Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг в соответствии с денежными и социальными нормативами.

Социальная защита на ближайший кризисный период представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального и местных бюджетов, а также специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх средств, выделяемых этими фондами, и помимо социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

Основная цель социальной защиты пожилых и старых людей – избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям.

Социальная помощь пожилым и старым людям – это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учетом по социальному обеспечению. Социальная помощь имеет характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям старых людей, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

Основными принципами социальной помощи являются:

  1. Принцип адресности, предусматривающий предоставление социальной помощи конкретно нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных способностей
  2. Принцип гарантированности, предлагающий обязательное оказание помощи старым людям, обратившимся в местные органы
  3. Принцип дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания и специфики условий
  4. Принцип комплексности, предлагающий возможность предоставления одновременно несколько видов помощи (денежной, натуральной, в виде услуг, льгот и т.п.)
  5. Принцип самостоятельности местных органов власти и социальной защиты в деле организации и проведения мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями
  6. Принцип социального реагирования, предусматривающий пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышением минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.

Срочная социальная помощь представляет собой оказание помощи разового характера остро нуждающимся старым людям. Она включает разовое обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи (по телефону доверия)

В ряде территорий в ведении органов социальной защиты населения имеются социальные аптеки, социальные больницы, столовые, специализированные магазины, дома быта и прочие объекты, жизненно важные для пенсионеров по старости. Действуют парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, предоставляющие услуги и помощь по доступным ценам для малообеспеченных граждан, основную часть которых составляют старые люди.

Адресная социальная помощьв осуществляющей кризисной ситуации оказывается наиболее нуждающимся, одиноким старым людям, а также престарелым, старше 80 лет. Социальная поддержка проводится с учетом специфики региона.

Психологическая реабилитация.

Психологический аспект реабилитации пожилого возраста является одной из важнейших составляющих комплексной реабилитационной программы, реализуемой в геронтологическом центре.

Человеку в поздние годы приходится не только адаптироваться к быстро изменяющимся социокультурным условиям, но и адаптировать эти условия к себе, участвовать в создании благоприятных для своего развития ситуаций. Пожилой человек как субъект жизнедеятельности — это субъект изменений и развития основных условий своего бытия.

Психологическое поле его действий должно быть наполнено новыми смыслами и переструктуированно. При этом, пожилые пациенты обнаруживают у себя признаки социального старения-некоторые новые области общественной реальности оказываются неосвоенными ими. Многие оказываются менее выносливыми, снижается их работоспособность. Обнаруживаются потери в когнитивной сфере: слабеет память, замедляются интеллектуальные процессы и т.д. Эти изменения требуют приспособления личности к себе, поиска своих новых возможностей; овладения способами совладения с трудностями. Решение новых жизненных задач предъявляет высокие требования к интеллекту человека и не всем удается справиться с такими проблемами. Тем не менее, многие из пожилых людей сами изобретают приемы возмещения когнитивных утрат.

Построение человеком любой стратегии требует значительных интеллектуальных затрат. В психологии же до недавнего времени господствовало мнение о необратимом значительном снижении интеллекта у пожилых людей. Современные исследования показывают, что этот интеллект продолжает развиваться в течение своей жизни индивида. Анализ работ в области геронтологии приводит к важному выводу, который в настоящее время разделяют многие психологи: «Процессы научения практически не затрагиваются возрастными изменениями».

Продолжающийся процесс научения и развития приводит к появлению у определенной части пожилых людей вершинных новообразований феномена мудрости, мышление становится диалектичным.

Социальная реабилитация.

Социальная реабилитация сопровождает проведение всего комплекса реабилитационных мероприятий и проводится специалистом по социальной работе. Данный аспект реабилитации осуществляется как путем индивидуального консультирования, так и коллективными формами работы. Одной их форм работы является организация «Клуба для пожилых», где поводятся тематические вечера, праздники, «круглые столы». Кроме клубной работы, специалистом по социальной работе пациентам центра рекомендуется правильная организация своего времени, использование его на чтение, любительские занятия, культурные мероприятия, занятия физкультурой.

В рамках практической деятельности специалистами геронтологического центра проводятся беседы и занятия с пациентами, направленные на формирование навыков здорового образа жизни. При этом делается акцент на отказ от вредных привычек, необходимость соблюдения режима труда и отдыха, сбалансированное, рациональное питание, занятие лечебной гимнастикой. Специалистом по социальной работе в процессе общения с пожилыми пациентами учитываются возрастные психологические особенности (раздражительность, обидчивость, подозрительность, нетерпимость), т.к. социальная реабилитация данной категории лиц требует, прежде всего, установления контакта и общения с ними.

Среди пациентов центра проводится работа по самоорганизованности, развитию взаимопонимания, здоровому психологическому климату в межпоколенных семьях, сохранению здорового микроклимата в семье, преодолению страха одиночества.

Особое значение придается мероприятиям по предотвращению стрессовых реакций, возникающих в связи с окончанием трудовой деятельности. Преодоление дисстрессовых состояний происходит посредством формирования активной жизненной позиции, обеспечения экзистенциальной устойчивости, что позволяет заполнить социально-психологический вакуум, образующийся вследствие сужения ролевых функций на завершающем этапе жизни.

Бригадная форма помощи тяжелобольным – это комплексное обслуживание с предоставлением социальных и медицинских услуг. Социальные работники оказывают больным услуги бытового характера, а медицинские сестры осуществляют врачебные назначения, сестринский уход.

Социальное обслуживание пожилых и старых людей.

Социальное обслуживание – это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных учреждениях. Оно включает в себя социально-бытовую помощь и морально-психологическую поддержку.

Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания старых людей:

  1. соблюдение прав человека и гражданина
  2. предоставление государственных гарантий
  3. обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для старых людей
  4. преемственность всех видов социального обслуживания
  5. ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности
  6. приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста.

К середине 1993г. в РФ сложились несколько моделей социального обслуживания, которые были оформлены Законом РФ от 2 августа 1995г. «О социальном обслуживании граждан, пожилого населения и инвалидов». Согласно этому закону, система социального обслуживания основана на использовании и развитии всех форм собственности и включает государственный, муниципальный и негосударственный секторы социального обслуживания.

Во исполнение Указа Президента РФ в России разработана и утверждена постановлением Правительства федеральная целевая программа «Старшее поколение», в которой представлен комплекс мероприятий по улучшению социального обслуживания пожилых людей.

Социальное обслуживание пенсионеров России осуществляется на основании Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 4 августа 1995г., Федерального Закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995г., Федерального Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г., Постановления Правительства РФ «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995 г., Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по реализации Федерального закона «О ветеранах» от 30 апреля 1996 г.

Схема 1 Основные формы профилактического, лечебного и медико-социального обслуживания пожилых людей.

Организации профилактического направления

Организации лечебного профиля

Организации медико-социального обслуживания

Геронтологические центры (геропрофилактика, биоактивация, Научные исследования, физическая, Культура, спорт и косметология)

Гериатрические центры (лечение «болезней пожилых» реабилитация, уход, профессиональное совершенствование)

Центры социальной защиты (социальная защита пенсии и льготы, правовая консультация,- уход, психологическая помощь)

Собственно геронтологические центры с мощной диагностической, лечебной, реабилитационно-оздоротельной и косметологической базой.

госпитали ветеранов, гериатрические клиники и отделения в клиниках с мощной коечной и лечебно -диагностической базой.

Дома интернаты для пожилых -проживание, уход, профилактика и мед. наблюдение, культурная работа с пожилыми.

Санатории и профилактории с диагностикой биовозраста и комплексными методами профилактики старения и биоактивации всех

Специелизированные сана тории, профилактории по реабилитации «болезней пожилых»,кардиологические, реабилитационные.

Полустационарная помощь: отделения дневного и ночного пребывания: питания, досуг, медико- социальные консультации.

Консультативно-диагностические центры и кабинеты геропрофилактики, биостимуляции и продления жизни.

Гериатрические кабинеты в поликлиниках -учет, диспансерное наблюдение, консультации.

Срочная социальная помощь социально-консультативная помощь пожилым.

Основные формы работы:

Профилактика, диагностико-консультативная, оздоровительная работа.

Стационарные и поликлинические формы — углубленная специализированная диагностика, лечение, профилактика.

Пенсии, срочные выплаты.

31. Социальная работа с малообеспеченными градами

ПОКАЗАТЕЛИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛЮДЕЙ

Обеспеченность человека, групп и слоев населения неразрывно связана с их потребностями. Потребности— это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальных и других групп, общества и целом; это внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов.

Потребности классифицируются:

по сферам деятельности потребности в труде, познании, общении, отдыхе;

по объекту материальные и духовные, этические, эстетические и др.;

по функциональной роли — доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные;

по субъекту — индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.

Факторы, которые обусловливают удовлетворение потребностей людей (в том числе материальных), разнообразны, например:

• объем и структура производства, численность и половозраст­ной состав населения страны, общественно-политический и эко­номический строй общества, его социальная структура;

• климатические, географические, национально-исторические условия жизни населения, изменение физических особенностей человека;

• величина и распределение национального дохода, денежные доходы населения, распределение их между различными группами и слоями населения, имеющиеся товарные фонды, цены на товары, и услуги и др.

Все эти группы факторов (условно назовем их соответственно общественно-цивилизационными, природно-географическими и собственно социальными или социально-экономическими) тесно взаимодействуют между собой. Однако их влияние неодинаково на разных этапах развития человеческого общества. В современных условиях России на первый план выдвигаются факторы первой группы (в первую очередь переходный этап развития российского общества) и третьей группы (содержание социальной политики, системный кризис российского общества).В итоге резко снизился уровень жизни российского населения. Помимо указанных выше причин (спад производства— главная из них) на уровне жизни негативно сказалась «шоковая терапия» как метод проведения реформ. Сюда следует отнести полное обес­ценение банковских вкладов большей части населения страны; ваучерную приватизацию. На уровне жизни населения сказывается массовая безработица, усу­губленная наплывом 6 млн беженцев из бывших союзных респуб­лик. Война в Чечне отняла многие триллионы рублей, которые можно было бы использовать для повышения жизненного уровня хотя бы некоторых категорий населения.

Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах).Он включает такие показатели, как:уровень национального до­хода, размер оплаты труда, реальные доходы, объем потребляемых благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродо­вольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохране­ния, культуры и т. д.

Такое широкое толкование уровня жизни характеризует эконо­мическое положение населения. В более узком смысле он означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уро­вень доходов.Поэтому чаще всего в качестве обобщающегопоказателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей рассматриваютреальные доходы населе­ния. Они характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных платежей.

Важный показатель уровня жизни — минимальный потребитель­ский бюджет семьи. Он складывается из минимально необходимого уровня потребления материальных благ и услуг с учетом наличного уровня развития производительных сил и выражает (в денежной и натуральной форме) минимальные потребности человека (семьи) в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах.Минимальный потребительский бюджет является составной частью минимального прожиточного минимума, включающего в себя питание, непродовольственные товары, услуги, налоги и дру­гие платежи. Соотношение между указанными элементами про­житочного минимума на первую половину 90-х годов, в России было таким: 68,3; 19,1; 7,4 и 5,2%. То есть основная статья расходов — питание, что свидетельствует о неблагополучии общества. Ясно, что питание является основной статьей расходов в малообеспечен­ных и бедных семьях. Зажиточные и богатые слои имеют другую структуру расходов.

Вставить прожиточный минимум по России и по Краю.

Следует отметить также, что в статью расходов на непродовольст­венные товары ныне включены только предметы первой необхо­димости, санитарии и гигиены, лекарства, а услуги предполагают лишь затраты на жилье и транспорт. Покупку предметов длительного пользования (одежда, обувь, мебель и т.д.) нынешний прожиточный минимум не предусматривает. На наш взгляд, это отражает состояние не только экономики, но и социальной политики современного российского государства.

Минимальный потребительский бюджет является своеобразной точкой отсчета бедности. Бедные, или малоимущие— это люди, чей месячный доход на одного члена семьи меньше минимальной потребительской корзины (минимального потребительского бюд­жета) или равен минимальной заработной плате.

К сожалению, в настоящее время в России системный кризис предопределяет необходимость пользоваться в решении задач со­циальной защиты населения показателем минимальной заработ­ной платы, а не показателем прожиточного минимума.

Уровень бедности в обществе, о котором шла речь выше, ис­пользуется для установления размера минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, сметы расходов на содержа­ние граждан в домах для престарелых, инвалидов, детей в детских домах и Домах ребенка, больных в больницах, осужденных в ис­правительных трудовых учреждениях. Поскольку прожиточный минимум в нашей стране ныне один из самых низких в мире, то и указанные расходы на нужды малообеспеченных групп и слоев населения крайне низки по сравнению с аналогичными расходами в развитых странах.

Среди малоимущих, прежде всего частично или полностью не­трудоспособные, многие из которых не имеют близких родствен­ников; пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополуч­ные семьи, одинокие пожилые люди.

Такое положение, естественно, вызывает беспокойство милли­онов людей, что каким-то образом пытается учитывать политичес­кая власть.

Регулирование уровня жизни населения является одним из ос­новных направлений деятельности любого политического режима. Правда, надо сразу подчеркнуть, что это регулирование осуществляется разными путями, с различной отдачей и неодинаковыми последствиями. Как правило, главную роль здесь играют отмечен­ные выше два фактора: состояние экономики страны и содержание социальной политики. Если раньше регулирование уровня жизни населения осущест­влялось централизованно, то сейчас данную проблему решают но­выми методами. Главными из них являются индексация и компен­сация.

Индексация как механизм автоматической корректировки до­ходов призвана частично или полностью возместить возросшую стоимость жизни.

Зарубежная и отечественная практика показывает, что индек­сация осуществляется двумя способами: 1) путем увеличения доходов на определенный процент через определенное время (раз в год, раз в квартал); 2) путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. Как правило, индексируются все виды денежных доходов граждан (заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных).

Индексации не подлежат доходы от собственности (акций, паев, недвижимости).

Выплаты по индексации осуществляются за счет государственного и местного бюджетов, за счет средств общественных организаций и средств предприятий и учреждений, работающих на коммерческой основе, что должно быть предусмотрено при подписании коллективных договоров.

Другим методом регулирования уровня жизни людей является компенсация. Она означает возмещение расходов тех или иных слоев и групп населения органами власти вследствие наступающего или ожидаемого повышения цен, межнациональных конфликтов, катастроф (землетрясения, наводнения и т.д.).

В отличие от индексации компенсация не предусматривает постоянной, систематической поддержки людей. Исполнительные органы оказывают такого рода социальную помощь исходя из наличия финансовых средств.

Каждый из этих способов регулирования доходов населения имеет свои плюсы и минусы. Предпочтение одному из них отдает­ся в зависимости от сложившейся ситуации в стране, экономиче­ских (финансовых) возможностей, целей и задач проводимой го­сударственной социальной политики. Оказывая материальную (финансовую) помощь, надо учитывать также имущественное положение семьи (наличие жилья, автомо­биля, гаража, холодильника и других предметов жизнеобеспече­ния).

В каждом случае требуется конкретный, или адресный, как сейчас говорят, подход к решению вопросов оказания социальной помощи.

В числе мер, осуществляемых государством по социальной защите малообеспеченных граждан, важнейшими являются следующие:

• льготное налогообложение;

• предоставление бесплатных или льготных услуг* (в здравоохра­нении, на транспорте, в коммунальном обслуживании и т.д.);

• пособия на детей и по безработице, пенсии и др.

Особое значение в решении проблемы материального обеспе­чения социально уязвимых групп населения в кризисную эпоху, что имеет место ныне в России, приобретают специфические меры. К ним, в частности, можно отнести вовлечение средств населения в финансирование социальных программ (в здравоохранении, об­разовании, жилищном строительстве), в том числе за счет благо­творительных акций; введение платных услуг наряду с бесплатны­ми; развитие добровольного страхования (наряду с государствен­ным); продажа в кредит предметов длительного пользования для малообеспеченных слоев населения; бесплатное (или льготное) наделение их земельными участками; адресная помощь малоиму­щим группам и семьям; сочетание финансовой и натуральной по­мощи и т.д.

Несмотря на это государство не в состоянии организовать всемерную поддержку всем нуждающимся группам населения, развитие отечественной благотворительности (имеющей глубокие исторические корни) в социальной поддержке малоимущих приобретает важнейшее значение. Различные благо­творительные организации, фонды, промыш­ленные предприятия, коммерческие и некоммерческие структуры выделяют немалые средства на организацию бесплатного питания малоимущих, для обеспечения их одеждой, обувью, средствами пе­редвижения, постельными принадлежностями, продуктами пита­ния, на посещение ими театров и концертных залов, организацию медицинских услуг, содержание домов для ветеранов труда, оказа­ние надомной помощи пенсионерам, больным, инвалидам и т.д.

БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ ГРАЖДАН КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Нормативно-правовая база бытового обслуживания малообес­печенных граждан. Как уже упоминалось, к категории малообеспе­ченных граждан относятся пожилые люди пенсионного возраста, инвалиды, многодетные и неполные семьи, семьи с инвалидами на попечении, а также граждане, чей прожиточный минимум ниже установленных для данного конкретного региона норм. Бытовое обслуживание малообеспеченных граждан является одной из со­ставных частей социального обслуживания населения и выполня­ет функцию социальной защиты.

Преимущественное право на бытовое обслуживание имеют по­жилые граждане и инвалиды. Принципы обслуживания определе­ны Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятым Государственной Ду­мой 17 мая 1995 г.: «Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществен­ного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объедине­ниям и других обстоятельств».

Главной целью бытового обслуживания являетсямаксимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и ин­валидов в привычной социальной среде в целях поддержания их соци­ального статуса, а также защита их прав и законных интересов, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддер­жание активного образа жизни.

Основы бытового обслуживания многодетных, неполных семей и семей с детьми-инвалидами определяются «Примерным поло­жением о территориальном центре социальной помощи семье и детям», утвержденным в 1994 г. В нем дано определение центра как учреждения государственной системы социальной защиты населе­ния, предназначенного для комплексного обслуживания на терри­тории города, района или микрорайона семей и детей, нуждаю­щихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов. Бы­товое обслуживание многодетных семей и семей с детьми-инвали­дами включается в направления деятельности центров, востребо­ванность этого направления социальной помощи очень велика.

Бытовое обслуживание может быть обеспечено в условиях ста­ционарных и полустационарных социальных учреждений, на дому, а также предоставлено гражданам обычными предприятиями бы­тового обслуживания на льготных условиях, в частности по дого­вору с муниципальными органами власти или муниципальными социальными учреждениями.

Социальное обслуживание на дому осуществляется соответству­ющими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

В стационарных учреждениях бытовое обслуживание обеспечи­вается наряду с другими видами обслуживания персоналом учреж­дения во всех необходимых видах.

Полустационарное бытовое социальное обслуживание осуще­ствляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создава­емыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граж­дане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию и активному пере­движению, не имеющие медицинских противопоказаний.

В соответствии с указанным Законом на надомное обслуживание принимаются лица пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельного удовлетворения жизненных потреб­ностей.

Зачисление на надомное обслуживание производится на осно­вании письменного заявления в орган социального обслуживания; обследования материально-бытовых условий проживания заяви­теля, по результатам которого составляется акт его материально-бытовых условий; заключения о состоянии здоровья; а также дан­ных РУСЗН о размере получаемой пенсии и о составе семьи. Ре­шение о зачислении заявителя на постоянное или временное социальное обслуживание на дому, видах и периодичности требу­емых ему услуг принимается в недельный срок.

Социальные услуги, входящие в федеральный перечень гаран­тированных государством социальных услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты (в зависимости от материального положения нуждающих­ся в бытовом обслуживании граждан).

Нормативно-правовая база лежит в основе практического опы­та оказания бытовых услуг населению. Возможность социально-бытового обслуживания малообеспе­ченных граждан реализуется через Центр социального обслуживания (ЦСО) населения. Эта система развивается довольно интенсивно.В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает в горо­де 120 человек, в сельской местности — 60 человек) осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе).

Количество пожилых людей, обслуженных в 2003 г. на дому, составило 13,2 млн человек (около 45% пожилых граждан страны).

Надомная формасоциального обслуживания пожилых людей и инвалидов, которой они часто отдают предпочтение, наиболее эф­фективна по соотношению «ресурсы — результат». Она предпола­гает, что клиенты, оказавшиеся охваченными таким видом соци­ального обслуживания, имеют право получать услуги, в основном из перечня, установленного официальными документами. Он включает:

• доставку на дом продовольствия и промтоваров, медикамен­тов, воды;

• сдачу и доставку вещей в стирку, химчистку, ремонт;

• оплату коммунальных услуг;

• уборку жилых помещений; смену нательного и постельного белья;

• кормление ослабленных граждан;

• оказание санитарно-гигиенической помощи (причесывание, обтирание, стрижка ногтей, помощь в купании, мытье голо­вы);

• содействие в приготовлении пищи;

• протопка печей, доставка топлива и дров;

• содействие в организации предоставления услуг предприятия­ми торговли, здравоохранения, нотариальных и др.;

• содействие в предоставлении обслуживаемым льгот и преиму­ществ, установленных действующим законодательством;

• содействие в оформлении документов на опеку (попечитель­ство);

• содействие в оформлении документов для помещения в дом-интернат, Центр социального обслуживания. Социальный работник может оказать содействие в поддержании связи с трудовыми коллективами и родственниками; в написании писем; в обработке приусадебных участков; в обмене жилья или в организации ремонта жилья.

Одной из проблем совершенствования системы оказания помо­щи в бытовых условиях является изучение потребностей и проблем клиентов, а также степени востребованности тех или иных услуг. Вторая проблема —- качество оказываемых услуг (степень профес­сиональной компетентности работников, опыт, профессиональные навыки, наличие профессионального образования, материальное обеспечение выполняемых работ).

Третья проблема — финанси­рование (одна из самых острых, так как клиенты надомного обслу­живания — люди в основном малообеспеченные, социальные ра­ботники часто сами относятся к категории «работающие бедные», особенно сложно им работать в сельской местности, требуется транспорт, мобильная связь и т.д.).

Совершенствованию социаль­ного обслуживания могут помочь мониторинговые социологичес­кие исследования, в том числе по изучению эффективности рабо­ты социальных служб, востребованности услуг, а также по совер­шенствованию организации работы.

Служба срочной социальной помощи Центра социального обслу­живания, так же как и некоторые другие структурные части ЦСО, развивается с недавнего времени и предусматривает широкий пе­речень услуг:

• разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горя­чим питанием или продуктовыми наборами;

• обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходи­мости;

• разовое оказание материальной помощи;

• содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»:

• оказание юридической помощи в пределах своей компетен­ции;

• оказание других видов и форм помощи, обусловленных регио­нальными и иными особенностями.

В последние годы в ряде регионов расширяются целевые про­граммы бытового обслуживания малообеспеченных. (Вставить какая программа действует у нас и есть ли вообще такая).

Важное место начинает занимать программа изучения спроса малообеспеченных граждан на бытовые услуги. Социологические опросы показали, что граждане пожилого возраста очень часто нуж­даются в услугах, не входящих в перечень гарантированных госу­дарством, таких, как механизированная обработка приусадебного участка, ручная обработка, посадка и уборка картофеля, пошив и ремонт одежды и обуви, услуги химчистки, прачечной и др.

Известно, что в последние годы произошло «вымывание» некоторых малорентабельных видов бытового обслуживания, например пунктов проката (спортивного инвентаря — коньков, санок, лыж, палаток; мебели, преметов бытовой техники и др.).

Эти предприятия, конечно, не давали дохода, но были и остались значимыми для малообеспеченного населения, особенно многодетных, мало­обеспеченных и неполных семей с детьми. Сегодня эта форма бытового обслуживания в Москве возрождается: на прокат можно взять даже свадебное платье, которое купить малообеспеченная семья не может, а ведь свадьба — это такой праздник, который дол­жен остаться надолго в памяти.

Все эти программы показывают, что бытовое обслуживание в современных условиях играет в повышении жизненного уровня малообеспеченных заметную и растущую роль.

Эти предложения уже реализованы в странах Европы, в США и других странах. Остается надеяться, что они будут осуществлены и в России.