Особенности работы психолога в школе

Введение

Практика — одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Он открыл свои двери в 1901 г. на улице Думной (ныне Февральская, д. 65).

Лицей №5 — одно из старейших учреждений г. Подольска. 19 октября является днем рождения женской прогимназии, правопреемниками которой являются: женская прогимназия, 1-я Советская школа, 2-я мужская, средняя школа №5, а теперь муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №5».

Менялись названия, проходили годы, но неизменным осталось его кредо — выпускать в свет достойных членов нашего общества, многие из которых в разные годы вписали не одну страницу в историю нашего города. Ведь практически в каждой подольской семье кто-то учился в школе № 5, и, наверное, в каждой отрасли народного хозяйства, науки и культуры оставили они свой след.

С 1953-54 учебного года и по сегодняшний день школа выпустила 3954 ученика, из них 92 золотых медалиста, 152 серебряных. Этот лицей одно из старейших учреждений г. Подольска. Он открыл свои двери в 1901 году.

Школьный психолог — Мусатова Наталья Юрьевна, психолог высшей категории. Стаж работы 36 лет, стаж работы психологом — 17 лет.

Цель данной практики — определить школьную мотивацию учеников начальных классов, овладеть навыками работы психолога — диагноста и подтвердить профессиональную пригодность к выполнению обязанностей по данной специальности.

педагог психолог подросток семья

1. Особенности работы психолога в школе

Видами профессиональной деятельности школьного психолога являются:

коррекционно-развивающая,

преподавательская,

научно-методическая,

социально-педагогическая,

воспитательная,

культурно-просветительская,

управленческая

Основные задачи.

Выполнение Федерального закона « Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних».

Диагностика и оказание психокоррекционной и консультативной помощи детям и их родителям.

Оказание помощи воспитанникам, родителям или лицам их заменяющим, педагогам в решении конкретных проблем.

5 стр., 2247 слов

Годовой план работы психолога детского сада

... с тревожными  детьми». Гр. гиперакт.: Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми». Гр. агресс.: С.И. Семенака «Уроки добра». Психолог, воспитатели. Ноябрь-апрель. Помочь детям старшего возраста ... уровня готовности  обучения ребенка в школе в процентном соотношении и дать рекомендации по психолог. подготовке детей к школе. 4. Психолого-педагогическое и индивидуально ...

Помощь учащимся в выборе специальности или работы, наиболее соответствующей их интересам и способностям,

Психологическая поддержка учащихся, у которых возникают трудности, связанные с процессом адаптации.

Разработка наиболее эффективных методов обучения.

Помощью преподавателям в освоении психологических и социальных навыков, позволяющих создать в школе приятную и продуктивную атмосферу.

2. Права педагога-психолога

Педагогу-психологу для решения стоящих перед ним задач и выполнения, возложенных на него функций предоставлено право:

Знакомиться с документами по вопросам охраны труда,вопросам жизнедеятельности школы, нормативными документами/письмами департамента образования Краснодарского края.

Иметь доступ к документам, касающимся несовершеннолетних.

Ответственность.

Педагог-психолог несет ответственность:

за конфиденциальность информации, полученной о несовершеннолетнем ученике школы;

за объективность информации, качество и своевременность выполнения возложенных на него обязанностей.

Кроме уроков психологии, в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (всё зависит от возраста ребёнка).

Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога, составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет не последнюю роль. И не стоит от этого метода отказываться. Потому что каждый родитель имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.

Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого — всё это получает ребёнок в школе. Вот именно здесь надо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.

Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение).

21 стр., 10392 слов

Особенности коммуникативной готовности ребенка к школе

... ребёнка к школе в концепциях зарубежных и отечественных психологов. 2) провести эмпирическое исследование по изучению особенностей коммуникативной готовности ребёнка к школе. ... методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе»); обрабатывающие: количественный и качественный анализ результатов исследования. База исследования: МДОУ №176, Дзержинского района г. Волгограда. Структура работы: курсовая работа ...

Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.

От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может разобраться в причинах неуспеваемости, агрессивности детей. Вот тут возникает тесная связь с родителями, которым необходимо идти на контакт с психологом. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители?

Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может помочь родителям в выборе и направить к другому специалисту.

. Организация работы школьного психолога

Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости.

Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия специфических условий.

Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на 12-15 мест, оборудованный телефоном, компьютером, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного школьного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, автоматизированное рабочее место психолога с постоянно пополняющимся фондом психодиагностических методик, архив, возможность просмотра картотеки данных, составления справок и заключения психологической экспертизы. Рабочая часть кабинета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой шторой. Общие размеры кабинета 5х6х3 м.

В плане-сетке на неделю, который составляется на основе перспективного плана, заявок педколлектива, администрации, отражается все содержание деятельности психолога. На каждый день определяется конкретный объем работы. Один день в неделю отводится для самообразования и обработки материалов психодиагностики.

Дневник практики

ДатаСодержание практикиВопросы, возникшие в ходе практикиПримечания16.02.2011Составление индивидуального плана работы на время практики. Соотнесение плана работы с требованиями к отчетной документации.17.02.2011Изучение материала по особенностям работы психолога в школе17.02.2011Подбор методик для исследования школьной мотивации18.02.2011Подбор методик для исследования познавательной активности школьников21.02.2011Подбор методик для исследования оценки успешности учеников 5 класса22.02.2011Подбор методик для исследования мотивации учащихся23.02.2011Подбор методик для исследования удовлетворенностью общением в семье24.02.2011Проведение тестирования для исследования познавательной активности школьников25.02.2011Проведение тестирования по выбранной методике «шкала успешности»25.02.2011Проведение диагностики по подобранным методикам для исследования познавательной активности и самооценки успешности02.03. 2011Проведение тестирования по методике определения школьной мотивации04.03. 2011Проведение диагностики с целью определения школьной мотивации09.03.2011Проведена методика для определения удовлетворенностью взаимоотношениями в семье11.03.2011Анализ проведенного тестирования по исследованию удовлетворенностью взаимоотношениями в семье14.03.2011Написание отчета15.03.2011Оформление отчетной документации.

11 стр., 5301 слов

Исследование взаимосвязи мотивов учения и достижения наивысших ...

... деятельности десятиклассника 1.2 1 Мотивы учения 1.2.2 Значение внешней и внутренней мотивации 1.2.3 Влияние мотивационной сферы личности старшеклассников на получение оценки 2. Организация исследования 2.1 Этапы исследования, ... мотивация - это частный вид мотивации. Рассмотрим мотивационную сферу учения старшеклассников, т.е. того, что определяет и побуждает их учебную активность. Мотивация ... работы. ...

4. Психодиагностическое исследование

Цель исследования: изучение реальной мотивации учения, уровня интеллектуальных особенностей младших подростков и определение путей развития мотивов учебной деятельности.

Для решения проблемы использованы следующие методики:

1.Методика «Отношение к предметам». Под редакцией И.В. Дубровиной

2.Методика «Шкала успешности»

.Методика определения школьной мотивации. А.Г. Лускановой

.Методика Удовлетворенность взаимоотношениями в семье Х.Г. Галямовой

Объект исследования: учащиеся 5 класса лицея №5

Исследование проводилось в феврале — марте 2011 г.

Проблема учения, учебных достижений, успеваемости чрезвычайно важна в младшем подростковом возрасте. Учебная деятельность протекает успешно, если она побуждается мотивами, идущими от самой учебной деятельности и мотивами, вызываемыми позицией школьника.

Снижение успеваемости, повышенная тревожность, часто наблюдаемые у младших подростков, может быть порождены самыми разными причинами.

Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в средних классах школы является отсутствие адекватной мотивации учения.

Несформированность положительно устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой успеваемости детей и несформированности их познавательной сферы, т.е. снижение интеллектуальных способностей. Трудности в учении деморализуют ученика и пагубно отражаются на его личности. Создание ситуации успеха может способствовать преодолению неуверенности в себе, снятию тревожности и повышению учебной активности подростка.

12 стр., 5957 слов

Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно воспитательном процессе

... Российской Федерации». Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их ... выявленных противоречий была определена тема. Тема самообразования : «Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно – воспитательном процессе». Цель : Выявление особенностей здоровьесберегающего обучения младших ...

При изучении и формировании мотивации ученика важно видеть не его застывшие психологические особенности, т.е. то, что уже достигнуто учеником, а самое главное — процесс становления мотивации, зону ее ближайшего развития.

Формирование мотивов учения — это создание в школе условий для развития мотивов, целей, интересов в учении, осознание их учеником и дальнейшее развитие им своей мотивационной сферы. Учителю необходимо подходить к формированию мотивации учения, снятию тревожности с оптимистической гипотезой, т.е. определить оптимальную зону, где ученик, несмотря на внешне небольшие успехи, добивается несколько лучших результатов.

Успешному развитию мотивов учения у конкретного ученика будет способствовать определение у него зоны ближайшего развития.

Напряженная умственная деятельность, положительная эмоциональная атмосфера учения, включение ребенка в различные виды деятельности и общения способствуют развитию мотивации учения. Чтобы мотивация была устойчивой, важно подчеркивать все положительные сдвиги, передвижение в освоении учеником учебного материала, выявлять пути устранения недостатков. Для определения школьной тревожности необходимо обратить внимание на формирование адекватной самооценки младших подростков, на развитие реального отношения к результатам своей деятельности, ориентации не на ошибку, а на получение новых знаний.

Пути становления и особенности мотивации каждого ученика индивидуальны и неповторимы. Задача учителя состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление индивидуальной мотивации и познавательных процессов и помочь подростку в этом становлении.

5. Методики

Психодиагностическое исследование проведено в 5 классе, состоящем из шестнадцати человек.

. Методика Отношение к предметам

Под редакцией И.В. Дубровиной

Цель: Изучение уровня удовлетворенности изучаемыми предметами и познавательной активности.

Инструкция:

Испытуемым предлагается список из школьных предметов, которые в данный момент они проходят по школьной программе (десять предметов).

Рядом с каждым предметом предлагается проставить букву:

Черный — не нравится (ч)

11 стр., 5242 слов

Экспериментальное исследование влияния уровня интеллекта на школьную ...

... вышеизложенного мы можем выделить независимую переменную - уровень интеллекта, а также зависимую переменную - уровень школьной успеваемости.      Практическая значимость нашего исследования ... nbsp; РАЗДЕЛ І  ОБЗОРНО – АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТА И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ШКОЛЬНУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ 1.1.Психологическая характеристика понятия интеллекта.     ...

Зеленый — иногда нравится, иногда не нравится (з)

В течении двадцати секунд предлагается проставить буквы напротив школьных предметов.

Обработка результатов:

Проводится подсчет букв К (красный) и Ч (черный) и определяется уровень удовлетворенности школьными предметами. Например, такой результат: красный — 9, черный — 1, (9-1).

Считается только количество красных. Общая сумма предметов делится на три и получаются следующие результаты:

Высокий уровень: 8-10 баллов

Средний уровень: 4-7 баллов

Низкий уровень: от 3 и ниже

Результаты по данной методике:

Процентное соотношение показателей учащихся 5 класса по познавательной активности.


Для детей 5 класса характерен средний уровень сформированности познавательной активности учебной деятельности.

Этим ученикам нравятся от 4 до 7 учебных предметов.

У трех ребят низкий уровень познавательной активности. Этим детям не нравятся многие учебные предметы.

У 19% учеников данного класса познавательная активность (желание получать знания, выполнять предлагаемые задания) сформирована на высоком уровне.

. Методика Шкала успешности

Цель: Определить уровень самооценки учащихся в учебной деятельности

Инструкция:

Методика проводится на том же самом листе со списком изучаемых испытуемыми школьных предметов. Преподаватель предлагает определить насколько вы успешны при изучении разных предметов. Рядом с каждым предметом поставьте одну из этих цифр, насколько вы сами чувствуете себя успешными. Ниже приводится шкала ответов:

. — очень успешен

. — достаточно успешен

. — не успешен совсем

После предлагается еще варианты 2 и 4, промежуточные варианты, если ребенок не может сказать точно.

Обработка результатов:

Подсчитывается только ответы 1 и 2 или 5. Числа 1 и 2 записываются первыми, например (9 — 1), а сумма пятерок вторыми (9-1).

Сравнивается первое число из методики Отношение к предметам и из методики Шкала успешности. Если оба числа равны или близки друг к другу (разница в 1-2 единицы), то самооценка успешности адекватная.

14 стр., 6894 слов

Особенности мотивации к учебной деятельности у старшеклассников

... стабильной профессии, начало самостоятельной трудовой деятельности, материальную независимость от родителей, политическое и гражданское совершеннолетие, служба ... личности старшеклассников. Цель исследования: изучить особенности мотивации к учебной деятельности у юношей и девушек старшего ... интеллектуальные способности и силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности, тяга к показной, ...

Если показатель из методики Отношение к предметам меньше показателя методики Шкала успешности на 3 и более единиц, то самооценка испытуемого завышенная.

Если же показатель методики Отношение к предметам больше чем показатель методики Шкала успешности, то самооценка испытуемого заниженная.

Может быть вариант, что оба показателя низкие, это значит, что самооценка испытуемого устойчиво низкая.

Результат по данной методике:

Самооценка успешности учебной деятельности

Адекватная самооценка учебной деятельности сформирована у 81% учащихся класса. Это говорит о том, что дети правильно оценивают свои успехи, возможности и неудачи. Они адекватно относятся к требованиям, замечаниям учителей, делают правильные выводы с целью изменения ситуации.

Для 19 % детей характерна заниженная самооценка. Эти дети, как правило, неуверенны в собственных силах, иногда успехи расценивают как случайность, делают акцент на неудачи в учебной деятельности, переживают по поводу получения неудовлетворительных оценок.

. Методика определения школьной мотивации. А.Г. Лускановой

Цель: Данная методика позволяет определить у испытуемого уровень мотивации на школьную деятельность, узнать, нравится ли ему учится.

Инструкция:

Испытуемому предлагается 10 вопросов с вариантами ответов, которые приведены ниже:

. Тебе нравится в школе?

а) да

б) иногда

в) нет

. Утром всегда ли ты с радостью идешь в школу, или тебе чаще хочется остаться дома?

а) иду с радостью

б) бывает по-разному

в) чаще хочется остаться дома

8 стр., 3731 слов

Психофизиология мотивации

... нейронов, переводя нерегулярную активность нейронов различных уровней мозга — в регулярную.           Доминирующая мотивация отражается в характерном распределении межстимульных интервалов ... объектами внешнего мира. Так, например, формируется мотивация голода. При снижении в крови уровня питательных веществ, возбуждаются глюкорецепторы, информация ...

. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

а) пошел бы в школу

б) не знаю

в) остался бы дома

. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится

б) бывает по-разному

в) нравится

. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

а) не хотел бы

б) не знаю

в) хотел бы

. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) нет

б) не знаю

в) хотел бы

. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

а) часто

б) редко

в) не рассказываю

. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

а) мне нравится наш учитель

б) точно не знаю

в) хотел бы

а) да

б) мало

в) нет друзей

. Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся

б) не очень

в) не нравятся

Обработка результатов:

За проставленные буквы начисляются следующие баллы:

а — 3 балла

б — 2 балла

в — 0 баллов

Ниже приведена шкала определения мотивации на учебу:

— 30 баллов высокий уровень школьной мотивации

— 20 баллов средний уровень школьной мотивации

и ниже баллов низкий уровень школьной мотивации

3 стр., 1226 слов

Соотношение факторов мотивации достижения успехов в младшем школьном возрасте

... и мотивами, вызываемыми позицией школьника. Цель: исследование структуры мотивации достижения. Исследование: рассмотрение особенностей взаимосвязи успешности школьного обучения и уровня развития мотивации достижения у младших школьников (после цели сразу ...

Результаты по данной методике:


Высокий уровень сформированности школьной мотивации выявлен у 19% учеников. Дети с высоким уровнем школьной мотивации ходят с довольствием в школу, не испытывают затруднений приходить утром в школу. Они с желанием выполнят домашние задания и понимают их необходимость. У учеников с высокой школьной мотивацией много друзей среди одноклассников, они удовлетворены складывающимися отношениями с ними.

У 75% учеников средний уровень школьной мотивации. Это свидетельствует о том, что учеников школа привлекает в большинстве своем внеучебными мероприятиями: праздниками, переменами, общением с одноклассниками, тренировками и соревнованиями.

Для мальчика № 14 характерно проявление низкого уровня мотивации.

8. Методика Удовлетворенность взаимоотношениями в семье Х.Г. Галямовой

Цель: Определить уровень удовлетворенности испытуемого в его семье, семейных отношениях.

Инструкция:

Испытуемому предлагается ответить на четырнадцать вопросов, с вариантами ответов:

а) да

б) иногда

в) нет

Ниже приведены вопросы по данной методике:

. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание между вами и родителями?

. Говорите ли вы с родителями по душам, советуетесь ли по личным вопросам?

. Интересуетесь ли вы работой ваших родителей?

. Знают ли родители ваших друзей?

. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных делах?

. Проверяют ли ваши родители то, как вы учите уроки?

. Есть ли у вас с родителями общие занятия и увлечения?

. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?

. Детские праздники — предпочитаете ли вы, чтобы родители были вместе с вами?

. Обсуждаете ли вы вместе прочитанные книги?

. Обсуждаете ли вы с родителями просмотренные телевизионные передачи и фильмы?

. Бываете ли вместе с родителями в театрах, музеях, на выставках и концертах?

. Участвуете ли вы вместе с родителями в прогулках и туристических походах?

. Предпочитают ли ваши родители проводить свой отпуск вместе с вами?

Обработка результатов:

Подсчитываются баллы за буквы:

а) — 2 балла

б) — 1 балл

в) — 0 баллов

Ниже приведена шкала подсчета по данной методике:

— 28 баллов высокий уровень удовлетворенности в семье, испытуемый доволен своей семьей

— 19 баллов средний уровень удовлетворенности

и ниже баллов низкий уровень удовлетворенности в семье, ребенка не устраивает его семья и семейные отношения

Результаты по данной методике:


В полной мере удовлетворены общением с родителями в различных жизненных ситуациях 19% учеников. 62% детей со средним уровнем удовлетворенности отмечают, что не часто обращаются к родителям по интересующим их вопросам, редко ходят вместе с родителями в театры, музеи. Некоторые мальчики отметили, что не хотели бы, чтобы их родители присутствовали на праздниках, проводимых в классе, т. к. их мамы не помогают организовывать праздники.

Заключение

Учитывая психолого-педагогическое исследование, учащиеся младшего подросткового возраста характеризуются, с одной стороны, некоторым снижением интереса к учению, с другой — повышением внимания к своей личности, активным процессом самосознания.

Это определяет особую важность формирования у детей личностно значимого учебно-познавательного интереса.

Возникновение устойчивого уровня мотивации способствует возможности включения ребенка в такие виды учебной деятельности, где он может достичь успеха и вместе с тем, где возникает ощущение преодоления трудностей и препятствий. Учителю необходимо на уроке постоянно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо укреплять уверенность ученика в своих силах, снижать отрицательное влияние стресса во время контрольных работ и зачетов, всевозможных помех и усталости; создавать ситуацию успеха, что возможно при отношениях сотрудничества учителя и ученика и взаимоуважении.

Проблемное, развивающее обучение на достаточном уровне трудности способствует творческой активности школьников, предоставляет ученику возможность развивать свой потенциал.

Интерес ребенка к общению со сверстниками может быть использован для развития мотивов совместной учебной деятельности. Через интерес к конкретному предмету, который сам является мотивом учения, можно развивать широкие познавательные мотивы и снимать тревожность. Изучение преподавателями реального уровня развития мотивов учения, интеллектуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей необходимы для разработки программы развития познавательного интереса в учебе, учет склонностей и способностей учеников способствует формированию положительного отношения к учению.

Учителям необходимо развивать у подростков ответственность за себя и свои поступки, чаще показывать значимость и смысл учебной деятельности, потому что основной причиной потери интереса к учебе является отсутствие цели в учении.

В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении учебно-ознакомительной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно ознакамливаться с работой психолога образования.

Данная учебно-ознакомительная практика поможет мне в дальнейшей работе психологом, после прохождения практики мне стало легче находить общий язык с детьми младшего школьного возраста, благодаря школьному психологу Мусатовой Наталье Юрьевне, которая показала правильный алгоритм работы с детьми.

Я на практике увидела, как должен выглядеть кабинет психолога, какие зоны должны в нем присутствовать и как правильно разделить территорию кабинета.

Я ознакомилась с очень важными и интересными документами, циклограммой работы психолога образования, его этическими принципами.

Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Психодиагностические методы изучения личности — Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф.

. Венгер А.Л., Г.А. Цукерман. Психологическое обследование младших школьников. — М.: «Владос — пресс», 2003.- 160с

. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. -Ростов на Дону: Феникс, 2005. — 415с.

. Флэйк — Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: АСТ-Пресс, 1998. — 314с.

Сводная таблица психодиагностических исследований 5 класса

ИмяПознавательная активностьСамооценка успешностиМотивацияУдовлетворенность общением в семьебаллыуровеньбаллыуровеньбаллыуровеньбаллыуровень1. Алиса С.4-4с3-1ад19с18с2. Эдуард П.5-1с5-2ад19с17с3. Марина Л.6-1с6-2ад21в18с4. Наталья С.5-1с6-0ад20с21в5. Сергей А.4-5с3-3ад18с19с6. Марина Н.6-2н2-1зан21в24в7. Алла К.5-4с4-2ад15с16с8. Наталья Р.3-1н4-0ад17с16с9. Анна Б.8-1в9-0ад17с16с10. Дмитрий С.3-2н4-1ад15с10н11. Петр Г.5-1с1-0зан20с11н12. Оля Т.8-0в7-2ад17с20в13. Саша М.9-1в3-2зан23в13н14. Ваня К.6-3с6-0ад13н15с15. Дмитрий Д.7-0с5-4ад20с14с16. Татьяна К.4-2с6-2ад18с14с