Вопрос. Психологическое консультирование лиц, попавших под воздействие деструктивных тоталитарных культов.

Вопрос.

Игротерапевтические методы коррекции аддикций детей и подростков

План ответа:

Методы коррекционной работы с детьми и подростками.

Игротерапия.

Показания к применению.

Методы игротерапии

  Сегодня существует множество различных психокоррекционных упражнений, используемых в групповой работе с детьми и подростками, однако все они являются конкретным воплощением какого-либо метода из следующих направлений: игротерапии, арттерапии (изобразительная, сказко-, музыко-и т. д.), поведенческой терапии (различного вида тренинги, психогимнастика), социальной терапии. Рассмотрим Игротерапевтические методы.

Игротерапия — наиболее популярный метод, ис­пользуемый в работе с детьми, так как ближе все­го отвечает задачам развития.Известный отечественный психолог О. А. Карабанова в качестве основных психологических механиз­мов коррекционного воздействия игры выделяет:

· моделирование системы социальных отноше­ний в наглядно-действенной форме в особых иг­ровых условиях, исследование их ребенком и его ориентировка в этих отношениях;

· изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцен­тризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного Я в игре и возрастает мера социальной компетентности и спо­собности к разрешению проблемных ситуаций;

· формирование наряду с игровыми отношени­ями реальных отношений, т. е. равноправных парт­нерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития;

· организацию поэтапной отработки в игре но­вых, более адекватных способов ориентировки ре­бенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение;

· организацию ориентировки ребенка на вы­деление переживаемых им эмоциональных состо­яний, обеспечение осознания их благодаря вер­бализации и» соответственно, осознания смысла проблемной ситуации в целом и формирования ее новых значений;

· формирование способности ребенка к про­извольной регуляции деятельности на основе под­чинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведе­ние в игровой комнате. [1]

Показания к применению Игротерапии, и психогимнастики [2]

· трудности коммуникации: низкий уровень коммуникативной компетентности, несформированность коммуникативных действий и операций, не­умение согласовывать свои действия с партнерами, отсутствие адекватных способов разрешения кон­фликтных ситуаций, необщительность, замкнутость (при условии сформированности потребности в об­щении), социальная изолированность, низкий социо­метрический статус;

8 стр., 3908 слов

Социализация детей как социальная проблема

... В данной работе рассмотрены некоторые ключевые моменты, касающиеся этой проблемы. 1. Социализация детей как социальная проблема .1 Теория социализации в отечественном и зарубежном обществоведении Общество, как ... выполнение нескольких ролей. Это говорит о том, что появляется понимание ими социальных ролей (например, ребенок представляет себя учителем, который учит куклу, или представляет себя врачом, ...

· социальный инфантилизм — низкий уровень сформированности широких социальных мотивов, не­удовлетворительная или неадекватная ориентировка в системе социальных норм и правил, неотчетливые и размытые представления о социальных ролях и системе социально одобряемых отношений;

· трудности произвольной регуляции ребенком поведения и деятельности: трудности принятия и сохранения цели, отсутствие или низкий уровень развития способности планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, неумение конт­ролировать свои действия и предвидеть их послед­ствия, неспособность правильно оценить результаты действия и внести необходимые коррективы в де­ятельность, неспособность действовать в соответствии с заданным образцом и правилом; импульсивность и ненаправленность, «полевой» тип поведения и деятельности, чрезмерная зависимость от взрослого, проявляющаяся в сверхпослушании, конформности и безоговорочном признании авторитета взрослого во всех сферах жизнедеятельности;

[1]- Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники. /О. Н. Истратова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007./ стр.7-8

[2]- Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники. /О. Н. Истратова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007./ стр.16-17

· нарушения поведения — умеренная агрессив­ность, вредные привычки (сосание пальца, грызение ногтей и пр.), отказ от пищи, трудности кормле­ния, воровство (в тех случаях, когда совершается только дома);

· трудности эмоционального развития — не­адекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах как само­го себя, так и другого человека; трудности обозна­чения чувств и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний; неспособность к эмпатии при наличии потребности в общении с другим человеком, несформированность социаль­ных эмоций;

· трудности личностного развития — трудно­сти формирования Я-концепции, неадекватные пред­ставления о своих качествах, способностях и воз­можностях, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, неадекватная полоролевая идентификация (как правило, у мальчиков);

· фобические реакции — страх определенных объектов, действий и событий, реакция их избега­ния, высокая ситуативная и личностная тревож­ность. Отметим, что при наличии фобий и страхов индивидуальная игротерапия часто оказывается не­эффективной. Это связано с тем, что индивидуаль­ная игротерапия предоставляет ребенку возможность избегания «опасных» объектов и событий благода­ря свободе выбора сюжета игры и его развития, неограниченному выбору игрушек, игровых пред­метов и игровых действий. По сравнению с груп­повой формой индивидуальная игротерапия лишает ребенка возможности наблюдать модель «бесстрашного» поведения сверстников в отношении объектов и событий, вызывающих страх и тревогу»

 

4 стр., 1806 слов

Тема «Ребёнок с нарушением коммуникативного поведения в семье»

... серьезный стресс испытывают и родители, воспитывающие детей с менее выраженными трудностями поведения, которые надеются на то, что эти трудности преходящи. Относительно справляясь с домашними ... семья. Основные направления помощи таким семьям: - психотерапия членов семьи; - ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка; - составление индивидуальной программы воспитания и обучения ...

Методы игротерапии. [3]

Из психоанализа пришли такие важные методики исследования психической сферы ребенка, как тесты «Дом — дерево — человек», «Кинетический рису­ нок семьи» и т. д. Это стало первым направлением игровой психотерапии.

Второе крупное направление в развитии игровой психо­терапии возникло в 1930-х гг. с появлением работы Дэвида Леви, в которой развивались идеи «терапии отреагирования» (abreaction therapy) — структурированной игровой терапии для работы с детьми, пережившими какое-либо психотравмируюшее событие. Леви основывал свой подход на убеждении, что игра предоставляет детям возможности отреаги­рования психических травм.

Курс игровой психотерапии строится, по Д. Леви, в три этапа:

1-й этап — установление контакта: свободная игра ребенка, его знакомство с игровой комнатой и психотерапевтом;

2-й этап — введение в игру ребенка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие (с помощью специально подобранных игрушек).

В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли по­ страдавшего в активную, деятельную роль;

3-й этап — продолжение свободной игры ребенка. Д. Леви рекомендует директивный принцип, в соответствии с которым инициатива в игровых ситуациях принадлежит врачу психотерапевту. Важна тщательная техническая и методическая подготовка сеансов игровой психотерапии.

Заранее составляется план ролевой игры с учетом возраста и особенностей психоэмоционального состояния ее участников, а также конечной цели психотерапии; перед игрой распреде­ляются роли среди детей и т. д.

Третье значительное направление в игровой психотерапии возникло с появлением исследований Джесси Тафт и Фредерика Аллена в 1930-х гг.

Это — игровая терапия отношений, основное внимание в которой уделяется лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и пациентом. Аллен и Тафт подчерки­ вали необходимость отношения к ребенку как к личности.

Развивая эти принципы, Вирджиния Экслайн (1947) раз­ работала систему недирективной игровой психотерапии у детей. В. Экслайн рассматривала игру как средство макси­ального самовыражения ребенка, позволяющее ему полностью раскрыть свои эмоции при невмешательстве взрослых в процесс его игровой активности. Изучая эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в различных игровых ситуациях, психотерапевт старается понять его личностные особенности. Вместе с тем психотерапевт вводит определен­ные ограничения, если игровая активность ребенка выходит за рамки допустимого.

 

 

[3]- Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. С.А. Игумнов — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000 / стр. 14-16

 

В процессе недирективной игровой психотерапии психотерапевт:

1)наблюдает за процессом игры ребенка (как тот играет, как подходит к игровому материалу, что выбирает, чего из­ бегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организовано его поведение? Каков основной сюжет игры?);

2)рассматривает содержание игры (проигрываются ли темы одиночества, агрессии, воспоминания? Много ли «не­счастных случаев» происходит в ходе игры?);

10 стр., 4757 слов

Игровая психотерапия с детьми

... когда английский детский психотерапевт впервые применила песок в игровой психотерапии с детьми. В последствии песочная терапия была разработана австрийским психоаналитиком, учеником З. Фрейда К.Г. ... (детские психоаналитики) начали активно применять игровую терапию в работе с детьми. Игра ребенка выступает в трех основных функциях в психоаналитической игровой терапии. В первую очередь она позволяет ...

3)оценивает навыки общения ребенка (чувствуется ли контакт с ребенком, пока он занят игрой? Оказывается ли ребенок вовлеченным в игру, или он не в состоянии во что-нибудь вовлечься?).

В. Оклендер (1997) советует «возвращать ситуации к ребенку и событиям его жизни»: «А ты когда-нибудь дрался, как эти два солдатика?»

Психотерапевту не следует прерывать течения игры; ему лучше дождаться естественной паузы, чтобы задать свои вопросы или вмешаться с комментариями.

В настоящее время многие зарубежные психотерапевты используют комбинированный подход, сочетая в процессе игровой психотерапии принципы психодинамической, не­ директивной (клиент-центрированной психотерапии, в понимании К. Роджерса и В. Экслайн) и «терапии отреагирования», нередко в сочетании с медикаментозным лечением.

По словам Н. Б. Уэбб (1991), «комбинацию нескольких видов лечения следует в большинстве случаев рассматривать как лучшую программу, соответствующую сегодняшнему дню».

вопрос. Психологическое консультирование лиц, попавших под воздействие деструктивных тоталитарных культов.

План ответа.