1. Занятие № 28
Тема: «Философия сознания»
2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: традиционное занятие.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения.
3. Значение темы (актуальность изучаемой проблемы).
тема «Философия сознания» одна из самых важных и сложных тем в курсе философии. В рамках этой темы раскрывается сущность человека.
Цели обучения:
– общая: обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями: ОК-1, ОК-2, ОК-8;
– учебная: знать методы и приемы философского анализа проблем;
социальные проблемы и процессы, основные мировоззренческие, социальные и философские проблемы, принятые в обществе моральные нормы; ключевые понятия: отражение, психика, сознание, восприятие, идеалы, мотивы, эмоции, воля, мышление, язык, знание и самосознание, бессознательное, герменевтика, феноменология, интенциональность, рефлексия; уметь анализировать социально-значимые проблемы, использовать на практике методы гуманитарных и клинических наук, анализировать мировоззренческие, социальные и философские проблемы, возникающие в современном мире; быть способным к постоянному самосовершенствованию; владеть методами гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов.
4. Место проведения семинарского занятия: учебная комната.
5. Оснащение занятия: учебная и справочная литература методического кабинета кафедры, философские тексты.
6. Структура содержания темы.
Хронокарта семинарского занятия
№ п/п |
Этапы семинарского занятия |
Продолжи тельность (мин) |
Содержание этапа и оснащенность |
1. |
Организация занятия. |
2 |
Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся. |
2. |
Формулировка темы и целей. |
3 |
Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия. |
3. |
Предварительный контроль знаний: 1. Понятие «психика» 2. Структура человеческой психики. 3. Понятие «бессознательное» 4. Язык и мышление |
22 |
Индивидуальный устный или письменный опрос. |
4. |
Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия: 1. Эволюция развития психики 2. Структура сознания, его функции и свойства. 3. Бессознательное, его роль в поведении человека и возможности его изучения 4. Философские и медицинские аспекты психофизической проблемы |
30 |
Изложение основных положений темы. |
5. |
Защита рефератов, выступления с докладами, аннотациями из научных журналов. |
35 |
Рефераты, доклады. |
6. |
Итоговый контроль знаний. |
5 |
Устный опрос. |
7. |
Задание на дом (на следующее занятие). |
5 |
Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме. План следующего с/з, индивидуальные задания. |
Всего: |
2,12 час |
7. Аннотация:
Сознание – одна из ключевых и загадочных философских проблем. Сознание – субъективный образ объективного мира, сила, управляющая поведением человека, способность человека осознавать бытие в мире и свое в нем предназначение. Сознание, его конкретное состояние играет важную роль в процессах сано- и патогенеза.
8. Вопросы по теме занятия.
- Каковы основные закономерности эволюции психики?
- Охарактеризуйте структуру сознания, его функции и свойства.
- В чем отличия современных взглядов науки на бессознательное от фрейдовского учения?
- В чем суть психофизической проблемы и каково значение ее исследования для развития медицины?
- Каково соотношение понятий: психика, сознание, интеллект, мышление?
- Методы изучения сознания, вклад медико-биологических наук в исследование сознания.
- Каков современный уровень знаний психологии человека и проблемы, требующие дальнейшего исследования?
- Каковы взаимоотношения между сознательным и бессознательным в структуре психики?
- В какой мере понятие «инстинкт» применимо к психике человека?
- В чем заключается тождество и различие психического и физиологического уровней?
- Что такое самосознание и какова его роль в поведении?
9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1. Человеческое сознание – это:
1) свойство человеческого мозга
2) субъективная реальность
3) часть психики человека
4) все сказанное верно
Ответ: 4
2. Идеальное – это:
1) субъективная реальность
2) продукт абстрактного мышления
3) внепсихическая реальность – объективный дух
4) все сказанное верно
Ответ: 2
3. Предметом рефлексии является:
1) окружающий мир
2) самосознание
3) другие люди
4) все сказанное верно
Ответ: 2
4. Чем отличается психика человека от психики животного?
Указать не менее двух ответов
1) наличием памяти
2) способностью мыслить абстрактно
3) наличием членораздельной речи
4) способностью к эмоциональному переживанию
5) все сказанное верно
Ответ: 2, 3
5. Физиологическое и психическое связаны как:
1) причина и следствие
2) структура и функция
3) элемент и система
4) вид и род
5) все сказанное верно
Ответ: 2
6. Сознанию присущи свойства:
1) предметность
2) активность
3) социальность
4) все перечисленные свойства
Ответ: 4
7. Бессознательное – это:
указать не менее 2- ответов
1) основная сила, движущая поведением человека
2) автоматизмы
3) психическая деятельность, в которой человек не отдает словесный отчет
4) подпороговая чувствительность
5) все сказанное верно
Ответ: 2, 3, 4
8. Эмоции выполняют функцию:
1) сигнальную
2) ориентировочную
3) сплочение группы
4) мобилизующую
5) все сказанное верно
Ответ: 5
9. Свойства человеческого восприятия:
1) зависимость от прошлого опыта
2) целостность
3) структурность
4) избирательность
5) все сказанное верно
Ответ: 5
10. Мышление – это:
1) способность к логическим операциям
2) способность к обобщениям
3) способность к вербализации субъективного опыта
4) все сказанное верно
Ответ: 4
11. Выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего и действующего существа есть:
- мироотношение
- суждение
- самосознание
- миропонимание
Ответ: 3
12. Отображение отдельного свойства материального объекта, непосредственно взаимодействующего с органами чувств, называется …
- ощущением
- эмоциями
- восприятием
- представлением
Ответ: 1
13. Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика, интересов, ценностей, мотивов поведения – называется:
- самоидентификацией
- рефлексией
- самосознанием
- самооценкой
Ответ: 4
14. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с
материальным носителем нередко происходит подмена философского и взгляда на сознание:
- эстетического
- мифологического
- естественнонаучного
- обыденного
Ответ: 3
15. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием:
- ощущение
- интроспекция
- сознание
- психика
Ответ: 3
16. Вопрос об отношении сознания к бытию традиционно именуют основным вопросом.
- мировоззрения
- философии
- культуры
- этики
Ответ:2
17. Общественное сознание – это:
- отражение общественной жизни
- идеология класса, общественной группы
- общественная психология
- все вместе взятое
Ответ: 4
18. Рефлексия – способ познания, при котором:
- предметом познания являются реальные объекты
- предметом познания являются воображаемые объекты
- предметом познания выступает самосознание
- предметом познания становится идеализированный объект
Ответ: 3
19. Сознание человека отличается от психики животных.
- памятью
- активностью
- интуицией
- абстрактным мышлением
- долгом
ответ:4
20. Суждения, правильные с точки зрения материализма.
- мои мысли и ощущения существуют реально
- мои мысли и ощущения существуют объективно
- мои мысли и ощущения не существуют реально
- мои мысли и ощущения не существуют объективно
Ответ: 4
21. Из приведенных суждений могут принадлежать только материалисту:
(укажите несколько вариантов ответа)
- законы природы создаются мышлением человека
- Бог не существует
- мир существует вне сознания людей
- сознание есть свойство, продукт материи
- бытие определяет сознание
Ответ: 2,3,4.5
22. Выделите в предложенных суждениях диалектический материализм:
- сознание есть свойство высокоорганизованной материи
- сознание — свойство всей материи
- сознание материально
- сознание человека — это проявление мирового духа
Ответ:1
23. Выделите в предложенных суждениях идеализм:
- сознание неразрывно связано с материей
- сознание есть продукт материи
- сознание может существовать до и независимо от материи
- сознание не всегда адекватно отражает материю
Ответ:3
24. Выделите в предложенных суждениях вульгарный материализм:
- сознание есть свойство материи
- сознание – это субъективная реальность
- сознание идеально
- сознание – это вид материи
- сознание – это отражение материи
Ответ: 4
25. Выделите положение, которое правильно выражает понятие отражения:
- отражение – это любое изменение одного объекта в результате воздействия на него другого объекта
- отражение – это всякое взаимодействие объекта
- отражение – это воспроизведение структуры, свойств отражаемого объекта в отражающем объекте
Ответ: 1
26. Суждение, в котором правильно выражена общественно-историческая сущность сознания:
- сознание не может не отражать общественную жизнь
- общественная жизнь не оказывает влияния на сознание
- сознание является продуктом социальной среды и не возникает вне общения
- сознание человека определяет общественную жизнь
Ответ: 3
27. Труд, сознание и язык в своей совокупности явились предпосылками:
- богатства
- сознания
- морали
- мировоззрения
Ответ: 1
28. Процесс размышления над собой, над тем, что в нас происходит, – это:
- реформация
- рефлексия
- сенсуализм
- дифференциация
Ответ: 2
29. Значение разума как принципа общественной жизни обосновывалось в философии:
- Просвещения
- Возрождения
- марксизма
- позитивизма
Ответ: 3
30. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть…
- предсознание
- абстрактное мышление
- ценностно-волевой уровень сознания
- чувственно-аффективный уровень сознания
Ответ: 2
31. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в философском направлении.
- объективный идеализм
- субъективный идеализм
- диалектический материализм
- экзистенциализм
Ответ: 3
32. Решающую роль в становлении сознания человека сыграли.
(укажите не менее двух вариантов ответа):
- хозяйственный уклад
- орудийная деятельность
- язык
- географическая среда
- субъективные устремления людей
Ответ: 2, 3
33. Правильными утверждениями о соотношении сознания и психики являются:
(укажите несколько вариантов ответа)
- сознание – одна из относительно самостоятельных сторон психической реальности человека
- сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека
- сознание — это часть психики
- сознание и психика тождественны
- психика — одна из форм сознания
Ответ: 1, 2, 3
34. Основными характеристиками сознания являются. (укажите несколько вариантов ответа)
- предметность
- субъективность
- идеальность
- активность
- противоречивость
Ответ: 1,3,4
35. Сознание и бессознательное.
(укажите не менее двух вариантов ответа) :
- изолированы друг от друга
- взаимодействуют между собой и способны достигать единства
- являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека
- взаимосвязаны
- абсолютно противоположны
Ответ: 3,4
36 .К сфере бессознательного относятся.
(укажите несколько вариантов ответа)
- ценности
- сновидения
- гипнотические состояния
- мысли
- инстинкты
Ответ: 2,3,5
37. Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой.
- М. Хайдеггера
- З. Фрейда
- Ж.-П. Сартра
- Э. Гуссерля
Ответ: 4
38. Содержанием психофизиологической проблемы являются отношения, возникающие между.
- телом и душой
- материей и сознанием
- бытием и небытием
- правым и левым полушарием головного мозга человека
Ответ: 1
39. Способность сознания проявлять активную, избирательную устремленность к объектам называется.
- интенциональность
- субъектность
- рефлективность
- идеальность
Ответ: 2
40. С позиции сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность.
- реализма
- материализма
- идеализма
- дуализма
Ответ: 3
41. Согласно диалектическому материализму, ощущения человека по отношению к познаваемым предметам и явлениям объективной реальности выступают как:
- иероглиф
- копия, «слепок» вещей
- субъективный образ объективного мира
- иллюзия
Ответ: 3
42. Психическая деятельность животных отличается от психической деятельности человека тем, что она (укажите не менее двух вариантов ответа)
- служит регулятором адаптивного поведения
- направлена на преобразование мира
- обусловлена биологическими закономерностями
- носит социальный характер
Ответ: 1, 3
43. Креативность сознания выражается в
- отсутствии смысла в действиях
- придании смысла предмету сознания
- способности создавать нечто новое
- отсутствии способности создавать нечто новое
Ответ: 3
44. Представители вульгарного материализма считают, что сознание
- идеально
- существует независимо от материального мира
- является сверхъестественным даром
- имеет вещественную природу
Ответ: 4
10. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов
Данный вид работ учебным планом не предусмотрен.
11. Перечень и стандарты практических умений:
– написать и защитить реферат;
– выступить с докладом;
– написать аннотацию на научную статью из журналов «Вопросы философии», «Философские науки» др.;
– написать конспект на текст из первоисточника.
12. Примерная тематика НИРС по теме.
Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.
12.1. Темы рефератов:
- Происхождение сознания с точки зрения религии и науки
- Психосоматическая медицина
- Онтогенез сознания
- Соотношение чувств и разума в психике человека
- Современные представления о бессознательном
- Идеалы и цели жизни, их значение для здоровья человека
- Мозг и эмоции
- Структура интеллекта
12.2. Темы докладов:
- О психоанализе З. Фрейда.
- А.И. Герцен о природе сознания.
- Душа в представлениях античных мыслителей.
- И.М. Сеченов о человеческой психике.
12.3. Философские тексты:
- З. Фрейд. О психоанализе.
- З. Фрейд. Я и ОНО. 1. Сознание и бессознательное.
- З. Фрейд. Я и ОНО. III. Я и Сверх – Я (Я – идеал).
- Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. О сознании самого себя.
- Дарвин И. Происхождение человека и половой подбор. Сравнение между умственными способностями человека и низших животных.
- Чаадаев П. Я. Философические письма.
11