Тестовые задания по теме с эталонами ответов. Тема: «Философия сознания»

1. Занятие № 28

Тема: «Философия сознания»

2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: традиционное занятие.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения.

3. Значение темы (актуальность изучаемой проблемы).

тема «Философия сознания» одна из самых важных и сложных тем в курсе философии. В рамках этой темы раскрывается сущность человека.

Цели обучения:

– общая: обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями: ОК-1, ОК-2, ОК-8;

– учебная: знать методы и приемы философского анализа проблем;

социальные проблемы и процессы, основные мировоззренческие, социальные и философские проблемы, принятые в обществе моральные нормы; ключевые понятия: отражение, психика, сознание, восприятие, идеалы, мотивы, эмоции, воля, мышление, язык, знание и самосознание, бессознательное, герменевтика, феноменология, интенциональность, рефлексия; уметь анализировать социально-значимые проблемы, использовать на практике методы гуманитарных и клинических наук, анализировать мировоззренческие, социальные и философские проблемы, возникающие в современном мире; быть способным к постоянному самосовершенствованию; владеть методами гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов.

4. Место проведения семинарского занятия: учебная комната.

5. Оснащение занятия: учебная и справочная литература методического кабинета кафедры, философские тексты.

6. Структура содержания темы.

Хронокарта семинарского занятия

№ п/п

Этапы

семинарского занятия

Продолжи

тельность (мин)

Содержание этапа и оснащенность

1.

Организация занятия.

2

Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся.

2.

Формулировка темы и целей.

3

Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия.

3.

Предварительный контроль знаний:

1. Понятие «психика»

2. Структура человеческой психики.

3. Понятие «бессознательное»

4. Язык и мышление

22

Индивидуальный устный или письменный опрос.

4.

Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия:

1. Эволюция развития психики

2. Структура сознания, его функции и свойства.

3. Бессознательное, его роль в поведении человека и возможности его изучения

4. Философские и медицинские аспекты психофизической проблемы

30

Изложение основных положений темы.

5.

Защита рефератов, выступления с докладами, аннотациями из научных журналов.

35

Рефераты, доклады.

6.

Итоговый контроль знаний.

5

Устный опрос.

7.

Задание на дом (на следующее занятие).

5

Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме.

План следующего с/з, индивидуальные задания.

Всего:

2,12 час

7. Аннотация:

Сознание – одна из ключевых и загадочных философских проблем. Сознание – субъективный образ объективного мира, сила, управляющая поведением человека, способность человека осознавать бытие в мире и свое в нем предназначение. Сознание, его конкретное состояние играет важную роль в процессах сано- и патогенеза.

8. Вопросы по теме занятия.

  1. Каковы основные закономерности эволюции психики?
  2. Охарактеризуйте структуру сознания, его функции и свойства.
  3. В чем отличия современных взглядов науки на бессознательное от фрейдовского учения?
  4. В чем суть психофизической проблемы и каково значение ее исследования для развития медицины?
  5. Каково соотношение понятий: психика, сознание, интеллект, мышление?
  6. Методы изучения сознания, вклад медико-биологических наук в исследование сознания.
  7. Каков современный уровень знаний психологии человека и проблемы, требующие дальнейшего исследования?
  8. Каковы взаимоотношения между сознательным и бессознательным в структуре психики?
  9. В какой мере понятие «инстинкт» применимо к психике человека?
  10. В чем заключается тождество и различие психического и физиологического уровней?
  11. Что такое самосознание и какова его роль в поведении?

9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1. Человеческое сознание – это:

1) свойство человеческого мозга

2) субъективная реальность

3) часть психики человека

4) все сказанное верно

Ответ: 4

2. Идеальное – это:

1) субъективная реальность

2) продукт абстрактного мышления

3) внепсихическая реальность – объективный дух

4) все сказанное верно

Ответ: 2

3. Предметом рефлексии является:

1) окружающий мир

2) самосознание

3) другие люди

4) все сказанное верно

Ответ: 2

4. Чем отличается психика человека от психики животного?

Указать не менее двух ответов

1) наличием памяти

2) способностью мыслить абстрактно

3) наличием членораздельной речи

4) способностью к эмоциональному переживанию

5) все сказанное верно

Ответ: 2, 3

5. Физиологическое и психическое связаны как:

1) причина и следствие

2) структура и функция

3) элемент и система

4) вид и род

5) все сказанное верно

Ответ: 2

6. Сознанию присущи свойства:

1) предметность

2) активность

3) социальность

4) все перечисленные свойства

Ответ: 4

7. Бессознательное – это:

указать не менее 2- ответов

1) основная сила, движущая поведением человека

2) автоматизмы

3) психическая деятельность, в которой человек не отдает словесный отчет

4) подпороговая чувствительность

5) все сказанное верно

Ответ: 2, 3, 4

8. Эмоции выполняют функцию:

1) сигнальную

2) ориентировочную

3) сплочение группы

4) мобилизующую

5) все сказанное верно

Ответ: 5

9. Свойства человеческого восприятия:

1) зависимость от прошлого опыта

2) целостность

3) структурность

4) избирательность

5) все сказанное верно

Ответ: 5

10. Мышление – это:

1) способность к логическим операциям

2) способность к обобщениям

3) способность к вербализации субъективного опыта

4) все сказанное верно

Ответ: 4

11. Выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего и действующего существа есть:

  1. мироотношение
  2. суждение
  3. самосознание
  4. миропонимание

Ответ: 3

12. Отображение отдельного свойства материального объекта, непосредственно взаимодействующего с органами чувств, называется …

  1. ощущением
  2. эмоциями
  3. восприятием
  4. представлением

Ответ: 1

13. Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика, интересов, ценностей, мотивов поведения – называется:

  1. самоидентификацией
  2. рефлексией
  3. самосознанием
  4. самооценкой

Ответ: 4

14. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с

материальным носителем нередко происходит подмена философского и взгляда на сознание:

  1. эстетического
  2. мифологического
  3. естественнонаучного
  4. обыденного

Ответ: 3

15. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием:

  1. ощущение
  2. интроспекция
  3. сознание
  4. психика

Ответ: 3

16. Вопрос об отношении сознания к бытию традиционно именуют основным вопросом.

  1. мировоззрения
  2. философии
  3. культуры
  4. этики

Ответ:2

17. Общественное сознание – это:

  1. отражение общественной жизни
  2. идеология класса, общественной группы
  3. общественная психология
  4. все вместе взятое

Ответ: 4

18. Рефлексия – способ познания, при котором:

  1. предметом познания являются реальные объекты
  2. предметом познания являются воображаемые объекты
  3. предметом познания выступает самосознание
  4. предметом познания становится идеализированный объект

Ответ: 3

19. Сознание человека отличается от психики животных.

  1. памятью
  2. активностью
  3. интуицией
  4. абстрактным мышлением
  5. долгом

ответ:4

20. Суждения, правильные с точки зрения материализма.

  1. мои мысли и ощущения существуют реально
  2. мои мысли и ощущения существуют объективно
  3. мои мысли и ощущения не существуют реально
  4. мои мысли и ощущения не существуют объективно

Ответ: 4

21. Из приведенных суждений могут принадлежать только материалисту:

(укажите несколько вариантов ответа)

  1. законы природы создаются мышлением человека
  2. Бог не существует
  3. мир существует вне сознания людей
  4. сознание есть свойство, продукт материи
  5. бытие определяет сознание

Ответ: 2,3,4.5

22. Выделите в предложенных суждениях диалектический материализм:

  1. сознание есть свойство высокоорганизованной материи
  2. сознание — свойство всей материи
  3. сознание материально
  4. сознание человека — это проявление мирового духа

Ответ:1

23. Выделите в предложенных суждениях идеализм:

  1. сознание неразрывно связано с материей
  2. сознание есть продукт материи
  3. сознание может существовать до и независимо от материи
  4. сознание не всегда адекватно отражает материю

Ответ:3

24. Выделите в предложенных суждениях вульгарный ма­териализм:

  1. сознание есть свойство материи
  2. сознание – это субъективная реальность
  3. сознание идеально
  4. сознание – это вид материи
  5. сознание – это отражение материи

Ответ: 4

25. Выделите положение, которое правильно выражает понятие отражения:

  1. отражение – это любое изменение одного объекта в результате воздействия на него другого объекта
  2. отражение – это всякое взаимодействие объекта
  3. отражение – это воспроизведение структуры, свойств отражаемо­го объекта в отражающем объекте

Ответ: 1

26. Суждение, в котором правильно выражена общественно-историческая сущность сознания:

  1. сознание не может не отражать общественную жизнь
  2. общественная жизнь не оказывает влияния на сознание
  3. сознание является продуктом социальной среды и не возникает вне общения
  4. сознание человека определяет общественную жизнь

Ответ: 3

27. Труд, сознание и язык в своей совокупности явились предпосылками:

  1. богатства
  2. сознания
  3. морали
  4. мировоззрения

Ответ: 1

28. Процесс размышления над собой, над тем, что в нас происходит, – это:

  1. реформация
  2. рефлексия
  3. сенсуализм
  4. дифференциация

Ответ: 2

29. Значение разума как принципа общественной жизни обосновывалось в философии:

  1. Просвещения
  2. Возрождения
  3. марксизма
  4. позитивизма

Ответ: 3

30. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть…

  1. предсознание
  2. абстрактное мышление
  3. ценностно-волевой уровень сознания
  4. чувственно-аффективный уровень сознания

Ответ: 2

31. Сознание рассматривается как свойство высокоорга­низованной материи в философском направлении.

  1. объективный идеализм
  2. субъективный идеализм
  3. диалектический материализм
  4. экзистенциализм

Ответ: 3

32. Решающую роль в становлении сознания человека сыграли.

(укажите не менее двух вариантов ответа):

  1. хозяйственный уклад
  2. орудийная деятельность
  3. язык
  4. географическая среда
  5. субъективные устремления людей

Ответ: 2, 3

33. Правильными утверждениями о соотношении сознания и психики являются:

(укажите несколько вариантов ответа)

  1. сознание – одна из относительно самостоятельных сторон психи­ческой реальности человека
  2. сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни че­ловека
  3. сознание — это часть психики
  4. сознание и психика тождественны
  5. психика — одна из форм сознания

Ответ: 1, 2, 3

34. Основными характеристиками сознания являются. (укажите несколько вариантов ответа)

  1. предметность
  2. субъективность
  3. идеальность
  4. активность
  5. противоречивость

Ответ: 1,3,4

35. Сознание и бессознательное.

(укажите не менее двух вариантов ответа) :

  1. изолированы друг от друга
  2. взаимодействуют между собой и способны достигать единства
  3. являются двумя относительно самостоятельными сторонами еди­ной психической реальности человека
  4. взаимосвязаны
  5. абсолютно противоположны

Ответ: 3,4

36 .К сфере бессознательного относятся.

(укажите несколько вариантов ответа)

  1. ценности
  2. сновидения
  3. гипнотические состояния
  4. мысли
  5. инстинкты

Ответ: 2,3,5

37. Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой.

  1. М. Хайдеггера
  2. З. Фрейда
  3. Ж.-П. Сартра
  4. Э. Гуссерля

Ответ: 4

38. Содержанием психофизиологической проблемы являются отношения, возникающие между.

  1. телом и душой
  2. материей и сознанием
  3. бытием и небытием
  4. правым и левым полушарием головного мозга человека

Ответ: 1

39. Способность сознания проявлять активную, избирательную устремленность к объектам называется.

  1. интенциональность
  2. субъектность
  3. рефлективность
  4. идеальность

Ответ: 2

40. С позиции сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность.

  1. реализма
  2. материализма
  3. идеализма
  4. дуализма

Ответ: 3

41. Согласно диалектическому материализму, ощущения человека по отношению к познаваемым предметам и явлениям объективной реальности выступают как:

  1. иероглиф
  2. копия, «слепок» вещей
  3. субъективный образ объективного мира
  4. иллюзия

Ответ: 3

42. Психическая деятельность животных отличается от психической деятельности человека тем, что она (укажите не менее двух вариантов ответа)

  1. служит регулятором адаптивного поведения
  2. направлена на преобразование мира
  3. обусловлена биологическими закономерностями
  4. носит социальный характер

Ответ: 1, 3

43. Креативность сознания выражается в

  1. отсутствии смысла в действиях
  2. придании смысла предмету сознания
  3. способности создавать нечто новое
  4. отсутствии способности создавать нечто новое

Ответ: 3

44. Представители вульгарного материализма считают, что сознание

  1. идеально
  2. существует независимо от материального мира
  3. является сверхъестественным даром
  4. имеет вещественную природу

Ответ: 4

10. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов

Данный вид работ учебным планом не предусмотрен.

11. Перечень и стандарты практических умений:

– написать и защитить реферат;

– выступить с докладом;

– написать аннотацию на научную статью из журналов «Вопросы философии», «Философские науки» др.;

– написать конспект на текст из первоисточника.

12. Примерная тематика НИРС по теме.

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.

12.1. Темы рефератов:

  1. Происхождение сознания с точки зрения религии и науки
  2. Психосоматическая медицина
  3. Онтогенез сознания
  4. Соотношение чувств и разума в психике человека
  5. Современные представления о бессознательном
  6. Идеалы и цели жизни, их значение для здоровья человека
  7. Мозг и эмоции
  8. Структура интеллекта

12.2. Темы докладов:

  1. О психоанализе З. Фрейда.
  2. А.И. Герцен о природе сознания.
  3. Душа в представлениях античных мыслителей.
  4. И.М. Сеченов о человеческой психике.

12.3. Философские тексты:

  1. З. Фрейд. О психоанализе.
  2. З. Фрейд. Я и ОНО. 1. Сознание и бессознательное.
  3. З. Фрейд. Я и ОНО. III. Я и Сверх – Я (Я – идеал).
  4. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. О сознании самого себя.
  5. Дарвин И. Происхождение человека и половой подбор. Сравнение между умственными способностями человека и низших животных.
  6. Чаадаев П. Я. Философические письма.

11