23 Теоретико-методологич проблемы

Теоретико-методологические проблемы изучения строения и развития личности1.

План ответа

  1. Проблемы.
    1. Свобода-детерминизм.
    2. Рациональность-иррациональность.
    3. Холизм-элементализм.
    4. Конституционализм-инвайронментализм.
    5. Изменяемость-неизменность.
    6. Субъективность-объективность.
    7. Проактивность-реактивность.
    8. Гомеостаз-гетеростаз.
    9. Познаваемость-непознаваемость.
  2. Примеры решения проблем в психологии сознания и бихевиоризме.
    1. У. Джеймс.
    2. Бихевиоризм.

Ответ:

  1. Проблемы.
    1. Свобода-детерминизм.

Вопрос степени внутренней свободы, которой люди обладают в выборе направления своих мыслей и поступков, а также в осуществлении контроля над своим поведением.

  1. Рациональность-иррациональность.

Вопрос о том, в какой степени сила нашего разума способна оказывать влияние на наше каждодневное поведение. Являются ли люди по своей сути рациональными существами, чье поведение направляется рассуждениями, или ими управляют иррациональные силы.

  1. Холизм-элементализм.

Сторонники холистического положения утверждают: человеческая природа такова, что поведение можно объяснить только путем изучения индивида как единого целого, элементалисты предполагают, что человек может быть объяснет только путем исследования каждого фундаментального аспекта отдельно.

  1. Конституционализм-инвайронментализм.

Конституционализм — наследование черт, инвайронменализм- окружающая среда формирует личность.

9 стр., 4084 слов

Тема 2 Проблема поведения в психоанализе

Тема 2 Проблема поведения в психоанализе 2.1 Понятия «поведение» и «влечение» в психоанализе 2.2 Модель редукции влечений 2.3 Характеристики влечений: источник, цель, объект, стимул 2.4 Закономерности проявления влечений 2.5 Ошибочные действия 2.1 Понятия «поведение» и «влечение» в психоанализе. Психоаналитическая теория выросла из интенсивной работы с отдельными людьми и в свою очередь повлияла ...

  1. Изменяемость-неизменность.

Суть вопроса такова: до каких пределов индивидуум способен фундаментально меняться на протяжении жизни.

  1. Субъективность-объективность.

Субъективный мир опыта, объективные факторы.

  1. Проактивность-реактивность.

Где следует искать истинные причины поведения человека. Внутренние факторы или серия ответов на внешние стимулы.

  1. Гомеостаз-гетеростаз.

Гомеостаз — уменьшение напряжения и сохранение состояния внутреннего равновесия. Гетеростаз — мотивация направлена на развитие, поиск новых стимулов и самореализацию.

  1. Познаваемость-непознаваемость.

Познаваем ли человек до конца наукой.

  1. Примеры решения проблем в психологии сознания и бихевиоризме.
    1. У. Джеймс.

Классическая психология сознания (У.Джеймс).

Первоначально психологические взгляды Джеймса развивались в русле «психологии сознания» В. Вундта. Однако уже в своей первой крупной работе («Принципы психологии», 1890) он выступил против атомизма классической ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о «потоке» непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из которого человек вычленяет отдельные «группы чувственных элементов», составляющих затем его «реальный мир». Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его «функциональной» ценности для жизни человека, как одно из орудий биологического приспособления индивида. В связи с этим он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, индивидуальным физиологическим особенностям человека.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

Предмет и объект психологии как науки. Место психологии в системе наук. Психофизиологическая проблема.   Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и ...

Развитая в одной из глав «Психологии», теория личности оказала решающее влияние на формирование американской персонологии. Многие темы, намеченные здесь Джеймсом, были подхвачены научной психологией личности и в настоящее время интенсивно разрабатываются в рамках исследований «образа самого себя», «самооценки», «самосознания». Другие же стали исходными точками в разработке таких аспектов личности, которые раскрываются со стороны ее собственного сознания. Эмоциональная жизнь личности, ее смысловые образования, ее жизненные проблемы, перспективы и прочее стали важными проблемами психологических исследований личности.

Джеймс включает в личность, наряду с «чистым Я», также «эмпирическое Я», которое составляет не только то, что человек считает самим собой, но также и все то, что он может считать своим: свой дом, близких, свои дела репутацию и т. п. По отношению ко всему этому человек испытывает те же чувства, что и по отношению к самому себе. потеря доброго имени переживается как утрата части собственного Я. Самая логика обсуждаемых Джеймсом вопросов заставляла его выходить за пределы индивидуального сознания человека. Понятно, однако, что в рамках традиционной психологии сознания поднимавшиеся Джеймсом проблемы не могли получить адекватного решения. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций. Ряд интересных работ Джеймса посвящен научно-психологическому анализу религии.

  1. Бихевиоризм.

Все, что происходит внутри человека познать невозможно — это «черный ящик». Следовательно, можно изучать его внешние реакции. Отсюда становится ясной задача психологии: определить по реакции соответствующий стимул, а по стимулу предсказать реакцию. Значит, личность есть результат реагирования на стимулы.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

Психические свойства человека Индивидуальные особенности психической деятельности человека, особенности его психического состояния, межличностных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психологического развития. К числу наиболее общих видов психодинамических свойств относится: 1. психические и мотивированные черты (индивидуальные) 2. ...

Позднее Торндайк уточняет, что между стимулом и реакцией должно быть подкрепление — положительное или отрицательное, т.к. поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание избежать отрицательное подкрепление.

Толмен подверг критике формулу «стимул-реакция» как упрощенную и ввел понятие «промежуточная переменная» — психические процессы индивида, которые зависят от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула.

Скиннер, развивая концепцию бихевиоризма, сформулировал принцип «оперантного обусловливания» (любое поведение обусловливается своими последствиями).

Итак, в бихевиоризме человек — это реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на реакцию, поведение. Следовательно, изменяя стимул и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение (бихевиоральная терапия).

Н.: молодой человек обращается с проблемой: «Как познакомиться с девушкой?» — причина в поведении → помочь выработать новые формы поведения.

1 Примеры таких решения таких проблем смотрите в этом билете и в билетах на тему психоаналитических и гуманистических теорий личности, также уточните позицию гештальтпсихологии на эти проблемы. Без этого (примеров) Ваш ответ будет оцениваться не очень высоко!