Теоретико-методологические проблемы изучения строения и развития личности1.
План ответа
- Проблемы.
- Свобода-детерминизм.
- Рациональность-иррациональность.
- Холизм-элементализм.
- Конституционализм-инвайронментализм.
- Изменяемость-неизменность.
- Субъективность-объективность.
- Проактивность-реактивность.
- Гомеостаз-гетеростаз.
- Познаваемость-непознаваемость.
- Примеры решения проблем в психологии сознания и бихевиоризме.
- У. Джеймс.
- Бихевиоризм.
Ответ:
- Проблемы.
- Свобода-детерминизм.
Вопрос степени внутренней свободы, которой люди обладают в выборе направления своих мыслей и поступков, а также в осуществлении контроля над своим поведением.
- Рациональность-иррациональность.
Вопрос о том, в какой степени сила нашего разума способна оказывать влияние на наше каждодневное поведение. Являются ли люди по своей сути рациональными существами, чье поведение направляется рассуждениями, или ими управляют иррациональные силы.
- Холизм-элементализм.
Сторонники холистического положения утверждают: человеческая природа такова, что поведение можно объяснить только путем изучения индивида как единого целого, элементалисты предполагают, что человек может быть объяснет только путем исследования каждого фундаментального аспекта отдельно.
- Конституционализм-инвайронментализм.
Конституционализм – наследование черт, инвайронменализм- окружающая среда формирует личность.
Тема 2 Проблема поведения в психоанализе
... пункт психодинамической теории личности. И последнее, поведение имеет разные уровни осознанности: люди могут в большей или в меньшей степени осознавать те силы, которые стоят за ... и психическое напряжение. Искажение и блокада влечений. Стереотипное и нестереотипное поведение. Завершенный цикл поведения. Модели поведения, снижающие напряжение. Сексуальное и деструктивное влечение. 2.2 Модель редукции ...
- Изменяемость-неизменность.
Суть вопроса такова: до каких пределов индивидуум способен фундаментально меняться на протяжении жизни.
- Субъективность-объективность.
Субъективный мир опыта, объективные факторы.
- Проактивность-реактивность.
Где следует искать истинные причины поведения человека. Внутренние факторы или серия ответов на внешние стимулы.
- Гомеостаз-гетеростаз.
Гомеостаз – уменьшение напряжения и сохранение состояния внутреннего равновесия. Гетеростаз – мотивация направлена на развитие, поиск новых стимулов и самореализацию.
- Познаваемость-непознаваемость.
Познаваем ли человек до конца наукой.
- Примеры решения проблем в психологии сознания и бихевиоризме.
- У. Джеймс.
Классическая психология сознания (У.Джеймс).
Первоначально психологические взгляды Джеймса развивались в русле «психологии сознания» В. Вундта. Однако уже в своей первой крупной работе («Принципы психологии», 1890) он выступил против атомизма классической ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о «потоке» непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из которого человек вычленяет отдельные «группы чувственных элементов», составляющих затем его «реальный мир». Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его «функциональной» ценности для жизни человека, как одно из орудий биологического приспособления индивида. В связи с этим он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, индивидуальным физиологическим особенностям человека.
Развитая в одной из глав «Психологии», теория личности оказала решающее влияние на формирование американской персонологии. Многие темы, намеченные здесь Джеймсом, были подхвачены научной психологией личности и в настоящее время интенсивно разрабатываются в рамках исследований «образа самого себя», «самооценки», «самосознания». Другие же стали исходными точками в разработке таких аспектов личности, которые раскрываются со стороны ее собственного сознания. Эмоциональная жизнь личности, ее смысловые образования, ее жизненные проблемы, перспективы и прочее стали важными проблемами психологических исследований личности.
Джеймс включает в личность, наряду с «чистым Я», также «эмпирическое Я», которое составляет не только то, что человек считает самим собой, но также и все то, что он может считать своим: свой дом, близких, свои дела репутацию и т. п. По отношению ко всему этому человек испытывает те же чувства, что и по отношению к самому себе. потеря доброго имени переживается как утрата части собственного Я. Самая логика обсуждаемых Джеймсом вопросов заставляла его выходить за пределы индивидуального сознания человека. Понятно, однако, что в рамках традиционной психологии сознания поднимавшиеся Джеймсом проблемы не могли получить адекватного решения. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций. Ряд интересных работ Джеймса посвящен научно-психологическому анализу религии.
Психология успешной личности
... «преступления», узнаете многое о наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как побороть внутренние ...
- Бихевиоризм.
Все, что происходит внутри человека познать невозможно – это «черный ящик». Следовательно, можно изучать его внешние реакции. Отсюда становится ясной задача психологии: определить по реакции соответствующий стимул, а по стимулу предсказать реакцию. Значит, личность есть результат реагирования на стимулы.
Позднее Торндайк уточняет, что между стимулом и реакцией должно быть подкрепление – положительное или отрицательное, т.к. поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание избежать отрицательное подкрепление.
Толмен подверг критике формулу «стимул-реакция» как упрощенную и ввел понятие «промежуточная переменная» — психические процессы индивида, которые зависят от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула.
Скиннер, развивая концепцию бихевиоризма, сформулировал принцип «оперантного обусловливания» (любое поведение обусловливается своими последствиями).
Итак, в бихевиоризме человек – это реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на реакцию, поведение. Следовательно, изменяя стимул и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение (бихевиоральная терапия).
Н.: молодой человек обращается с проблемой: «Как познакомиться с девушкой?» — причина в поведении → помочь выработать новые формы поведения.
1 Примеры таких решения таких проблем смотрите в этом билете и в билетах на тему психоаналитических и гуманистических теорий личности, также уточните позицию гештальтпсихологии на эти проблемы. Без этого (примеров) Ваш ответ будет оцениваться не очень высоко!