Теоретико-методологические проблемы изучения строения и развития личности1.
План ответа
- Проблемы.
- Свобода-детерминизм.
- Рациональность-иррациональность.
- Холизм-элементализм.
- Конституционализм-инвайронментализм.
- Изменяемость-неизменность.
- Субъективность-объективность.
- Проактивность-реактивность.
- Гомеостаз-гетеростаз.
- Познаваемость-непознаваемость.
- Примеры решения проблем в психологии сознания и бихевиоризме.
- У. Джеймс.
- Бихевиоризм.
Ответ:
- Проблемы.
- Свобода-детерминизм.
Вопрос степени внутренней свободы, которой люди обладают в выборе направления своих мыслей и поступков, а также в осуществлении контроля над своим поведением.
- Рациональность-иррациональность.
Вопрос о том, в какой степени сила нашего разума способна оказывать влияние на наше каждодневное поведение. Являются ли люди по своей сути рациональными существами, чье поведение направляется рассуждениями, или ими управляют иррациональные силы.
- Холизм-элементализм.
Сторонники холистического положения утверждают: человеческая природа такова, что поведение можно объяснить только путем изучения индивида как единого целого, элементалисты предполагают, что человек может быть объяснет только путем исследования каждого фундаментального аспекта отдельно.
- Конституционализм-инвайронментализм.
Конституционализм – наследование черт, инвайронменализм- окружающая среда формирует личность.
Тема 2 Проблема поведения в психоанализе
Тема 2 Проблема поведения в психоанализе 2.1 Понятия «поведение» и «влечение» в психоанализе 2.2 Модель редукции влечений 2.3 Характеристики влечений: источник, цель, объект, стимул 2.4 Закономерности проявления влечений 2.5 Ошибочные действия 2.1 Понятия «поведение» и «влечение» в психоанализе. Психоаналитическая теория выросла из интенсивной работы с отдельными людьми и в свою очередь повлияла ...
- Изменяемость-неизменность.
Суть вопроса такова: до каких пределов индивидуум способен фундаментально меняться на протяжении жизни.
- Субъективность-объективность.
Субъективный мир опыта, объективные факторы.
- Проактивность-реактивность.
Где следует искать истинные причины поведения человека. Внутренние факторы или серия ответов на внешние стимулы.
- Гомеостаз-гетеростаз.
Гомеостаз – уменьшение напряжения и сохранение состояния внутреннего равновесия. Гетеростаз – мотивация направлена на развитие, поиск новых стимулов и самореализацию.
- Познаваемость-непознаваемость.
Познаваем ли человек до конца наукой.
- Примеры решения проблем в психологии сознания и бихевиоризме.
- У. Джеймс.
Классическая психология сознания (У.Джеймс).
Первоначально психологические взгляды Джеймса развивались в русле «психологии сознания» В. Вундта. Однако уже в своей первой крупной работе («Принципы психологии», 1890) он выступил против атомизма классической ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о «потоке» непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из которого человек вычленяет отдельные «группы чувственных элементов», составляющих затем его «реальный мир». Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его «функциональной» ценности для жизни человека, как одно из орудий биологического приспособления индивида. В связи с этим он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, индивидуальным физиологическим особенностям человека.
Семинар 4-5. Психология человека и труд
... А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. Ø Психология / Под ред Сосновского Б.А. М.: Юрайт, 2005. Ø Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие ... в 60-е годах ХIХ в. Экспериментальная психология (В Вунд). Функциональный подход (У. Джеймс). 7. Отечественная научная психология (И.М. Сеченов, Г.И. Челпанов, В.М. Бехтерев, ...
Развитая в одной из глав «Психологии», теория личности оказала решающее влияние на формирование американской персонологии. Многие темы, намеченные здесь Джеймсом, были подхвачены научной психологией личности и в настоящее время интенсивно разрабатываются в рамках исследований «образа самого себя», «самооценки», «самосознания». Другие же стали исходными точками в разработке таких аспектов личности, которые раскрываются со стороны ее собственного сознания. Эмоциональная жизнь личности, ее смысловые образования, ее жизненные проблемы, перспективы и прочее стали важными проблемами психологических исследований личности.
Джеймс включает в личность, наряду с «чистым Я», также «эмпирическое Я», которое составляет не только то, что человек считает самим собой, но также и все то, что он может считать своим: свой дом, близких, свои дела репутацию и т. п. По отношению ко всему этому человек испытывает те же чувства, что и по отношению к самому себе. потеря доброго имени переживается как утрата части собственного Я. Самая логика обсуждаемых Джеймсом вопросов заставляла его выходить за пределы индивидуального сознания человека. Понятно, однако, что в рамках традиционной психологии сознания поднимавшиеся Джеймсом проблемы не могли получить адекватного решения. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций. Ряд интересных работ Джеймса посвящен научно-психологическому анализу религии.
- Бихевиоризм.
Все, что происходит внутри человека познать невозможно – это «черный ящик». Следовательно, можно изучать его внешние реакции. Отсюда становится ясной задача психологии: определить по реакции соответствующий стимул, а по стимулу предсказать реакцию. Значит, личность есть результат реагирования на стимулы.
Позднее Торндайк уточняет, что между стимулом и реакцией должно быть подкрепление – положительное или отрицательное, т.к. поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание избежать отрицательное подкрепление.
Понятие о личности человека в психологии
Психические свойства человека Индивидуальные особенности психической деятельности человека, особенности его психического состояния, межличностных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психологического развития. К числу наиболее общих видов психодинамических свойств относится: 1. психические и мотивированные черты (индивидуальные) 2. ...
Толмен подверг критике формулу «стимул-реакция» как упрощенную и ввел понятие «промежуточная переменная» — психические процессы индивида, которые зависят от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула.
Скиннер, развивая концепцию бихевиоризма, сформулировал принцип «оперантного обусловливания» (любое поведение обусловливается своими последствиями).
Итак, в бихевиоризме человек – это реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на реакцию, поведение. Следовательно, изменяя стимул и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение (бихевиоральная терапия).
Н.: молодой человек обращается с проблемой: «Как познакомиться с девушкой?» — причина в поведении → помочь выработать новые формы поведения.
1 Примеры таких решения таких проблем смотрите в этом билете и в билетах на тему психоаналитических и гуманистических теорий личности, также уточните позицию гештальтпсихологии на эти проблемы. Без этого (примеров) Ваш ответ будет оцениваться не очень высоко!