План ответа
- Направления изучения способов оптимизации межгруппового взаимодействия
- Гипотеза контакта (ГК)
- Определение ГК
- Условия выполнения ГК
- Ограничения ГК
- Условия изменения стереотипов
- Особенности новой информации
- Характеристики носителей стереотипов
- Особенности стереотипов
- Модели оптимизации МГ взаимодействия
- Модель декатегоризации
- Модель рекатегоризации и феномен кросс-категоризации
- Модель категоризации
- Ограничения моделей
- Направления изучения способов оптимизации МежГруппового взаимодействия.
Проблема разрешения межгрупповых конфликтов – это одна из первых проблем социальной психологии. В настоящее время изучение способов оптимизации МГ взаимодействия проводится по трем основным направлениям. Первое основано на гипотезе контакта, предложенной Г.Олпортом. Она гласит, что непосредственное общение между членами разных социальных групп способствует снижению враждебности в их отношениях. Современные исследования показывают, что позитивное влияние может оказывать не только прямой, но и опосредованных контакт с членами аутгруппы. В частности некоторое позитивное влияние оказывает дружба человека с людьми, у которых, в свою очередь, есть друзья среди представителей аутгруппы.
Второе направление изучения способов оптимизации МГ взаимодействия берет свое начало в исследовании стереотипов. С гипотезой контакта это направление роднит признание его сторонниками важной роли когнитивных представлений о членах аутгруппы (гетеростереотипы) в возникновении и ликвидации межгруппового конфликта. В рамках этого направления изучаются условия изменения стереотипов.
В основе третьего направления исследований лежат теории социальной идентичности и самокатегоризации. Сторонники этих теорий, не оспаривая в целом роль когнитивных представлений о членах аутгруппы и идею полезности непосредственного контакта между группами, задались вопросом о том, как именно должен быть организован этот контакт. Такая постановка вопроса привела к созданию трех моделей – декатегоризации, рекатегоризации и категоризации.
2. Гипотеза контакта
2.1. Определение гк
Получено 3 типа данных: 1. одноразовые социологические опросы. Респондентов просили припомнить в какой школе они учились (гомогенной или гетерогенной), спрашивали о наличии и количестве знакомых и друзей среди представителей аутгруппы. Результаты позволили выявить несколько закономерностей, . (Н/р: дети, обучавшиеся в школах, смешанных по расовому признаку, более позитивно оценивают членов расовой аутгруппы, чем дети из гомогенных школ. Наличие знакомых среди представителей аутгруппы и общение с ними приводит к более позитивному отношению к аутгруппе).
Пути и средства оптимизации взаимодействия в системе ‘Школа и семья’
... взаимодействия. -описать принципы и правила взаимодействия школы с родителями. -определить методы и формы оптимизации взаимодействия. педагогический взаимодействие школа семья диагностика Глава 1. Взаимодействие ... том числе), люди становятся субъектами взаимоотношений. Педагогическое взаимодействие-это личностный контакт воспитателя и воспитанника(или воспитанников), случайный или преднамеренный, ...
2. лонгитюдные исследования, включающие два и более социмометрических замеров структуры нескольких школьных классов на протяжении года. Результаты показали, что к концу года в качестве кандидатов для совместного времяпрепровождения дети чаще называли представителей другой расы, чем в начале обучения. 3. исследования, авторы которых пытались изменить отношение респондентов к представителям аутгруппы путем моделирования межгруппового контакта.
2.2. Условия выполнения гипотезы контакта
а) контакт должен быть постоянным и близким.
б) межгрупповой контакт имеет позитивные последствия, если его участники близко расположены в пространстве
в) партнер должен восприниматься как типичный представитель аутгруппы
г) Межгрупповой контакт приводит к улучшению межгрупповых отношений, если его участники находятся в хорошем настроении и верят в позитивность его последствий.
д) необходима взаимозависимость членов разных групп при выполнении ими общей деятельности.
е) участники контакта должны иметь равные статусы
ж) улучшению межгрупповых отношений способствует, в основном, взаимодействие, исход которого позитивен для всех участников. В частности, контакт, имевший для групп-участниц негативные последствия, приводит к возникновению страха и ненависти по отношению к членам аутгруппы и закреплению негативных гетеростереотипов.
з) характер предыдущего взаимодействия между граппуми также влияет на изменение отношения между их ленами в ходе общения.
и) Контракт должен проходит в благоприятной нормативной среде, то есть социальные нормы, существующие в самой группе и вокруг нее, должны благоприятствовать этому контакту.
Выполнение этих условий приводит к:
— получению новых сведений о членах аутгруппы. Согласно гипотезе контакта, недостаток общения с членами аутгруппы приводит к формированию неточных и негативных представлений о ее членах, которые и вызывают межгрупповую дифференциацию
— обучению новым способам поведения с представителями аутгруппы и оправданию их использования.
— снижение тревоги в общении. Недостаток взаимодействия с членами аутгруппы порождает тревогу, которая, в свою очередь приводит к ряду когнитивных и поведенческих последствий.
— переосмыслению участниками межгруппового контакта собственной социальной идентичности, формированию у них общей идентичности.
Стереотипы и эффекты межгруппового восприятия и поведения
... (ин- или аутгруппа и размер группы) -особенности носителя стереотипов (ценности, количество информации, степень идентификации с ингруппой) ... фаворитизма и в изменении уровня социального сравнения. Демонстрация носителем стереотипа своей принадлежности к ... стереотипа. Пример исследования (Снайдер и Сван): Одного из участников предупреждали о том, что в ходе эксперимента он вступит во взаимодействие ...
Результатом перечисленных процессов является не только формирование новых гетеростереотипов и позитивного отношения к аутгрупповым участникам взаимодействия, но и их распространение на всех членов аутгруппы.
2.3. Ограничения гк
а) ограничение касательно способа моделирования межгрупповой ситуации в эксперименте. Не учитывается роль групп, непосредственно не участвующих в конфликтах, но знакомых с конфликтующими сторонами и имеющих собственное мнение о причинах и необходимости конфликтного взаимодействия между ними, фактические провоцирующая сторона.
б) ограничение связано со способами измерения отношения респондентов или участников программ к членам аутгруппы. В опросах исследовател часто измеряли позитивность межрасовых оценок, самооценку участников , а не изменение стиля поведения по отношению друг к другу.
в) ограничение касающееся возможности переноса позитивного отношения к членам аутгруппы из одной ситуации в другую, например, позитивного отношения, сформированного в ходе взаимодействия «лицом-к-лицу», проходящего, как правило, в рамках малых групп, на ситуации непродолжительного взаимодействия.
г) ограничение связано с умеренно эффективностью обучающих программ, построенных с ее учетом.
д) ограничение связано с возможностью использования программ обучения и пропаганды, построенных на ее основе. Невозможность их применения на уровне больших групп.
3. Условия изменения стереотипов
К настоящему времени сформулированы три модели изменения стереотипов:
а. изменение стереотипов – это постепенны процесс, в ходе которого каждая новая порция контрстереотипной информации приводит к небольшому изменению его содержания. В результате субъект восприятия начинает сомневаться в правильности своих представлений. Результатом этого процесса является сильное изменение стереотипа
б.стереотипы изменяются по принципу «все или ничего». Изменение под влиянием одновременного получения их носителем большого количества контрстереотипной информации
в. изменение стереотипов идет по пути не полного, а частичного отвержения существующих представлений, формирования разных представлений о членах разных подгрупп стереотипизированной группы.:
Факторы, определяющие степень изменения стереотипов под действием контрстереотипной информации: особенности новой информации; характеристики носителей стереотипов; особенности стереотипов.
Ведут к изменениям стереотипов:
3.1. Особенности новой информации:
3.1.1. если контрстереотипная информация (КИ) соотносится с типичным членом аутгруппы;
3.1.2.если КИ касается не одного, а многих членов группы
3.1.3. если К поведение члена аутгруппы приписывается не ситуации, а его личностным особенностям
3.1.4.если событие, противоречащее стереотипам, носит экстремальных характер
3.2. Характеристики носителя стереотипов
3.2.1.если человек не уверен в правильности своих стереотипов
Демонстрация стереотипов и предрассудков расизм, сексизм, эйджизм
... группы (или «социальные категории») недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками. 2)Такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение очень длительного периода времени. 3)Социальные стереотипы ... информация, а об аутгруппе – наиболее неблагоприятная). Стереотипы вызывают ожидания определенного ... по отношению к группе и/или ее отдельным членам. То есть предрассудок ...
3.2.2.если носитель стереотипа когнитивно лабилен
3.2.3.если изменение стереотипа созвучно целям его носителя
3.2.4.если мнение носителя стереотипа противоречит мнению других людей
3.2.5.если носитель стереотипа идентифицирует себя с ингруппой и готов принять те стереотипы, которые поддерживают его члены
3.3. Особенности стереотипов
3.3.1. если стереотипные черты соответствуют определенному поведению
3.3.2. если количество поступков, требующихся для изменения стереотипа, относительно невелико
3.3.3.если ситуация, в которой объект стереотипа может совершать К поведение, встречаются часто
4. Модели оптимизации межгруппового взаимодействия
Три модели: декатегоризация, рекатегоризация, категоризация. Проверка этих моделей проводится, в основном, с помощью лабораторного эксперимента: 1. с участием групп, сформированных на время экспериментальной сессии из ранее незнакомых людей, которые взаимодействуют между собой; 2. с использованием методики, задействованной в экспериментах Г. Тешфела и Дж. Тернера, в которой респонденты распределяют вознаграждение между членами разных экспериментальных групп при условии, что они лично не знакомы ни с теми, ни с другими, и не взаимодействуют с ними.
4.1. Модель декатегоризации.
В основу модели положено представление о существовании у человека двух типов идентичности – личной и социальной, при условии, что актуализация одной из них ведет к подавлению другой. В ней имплицитно подразумевается, что для того, чтобы межгрупповой контакт приводил к позитивным последствиям, его участники должны принять личную идентичность, т.е. воспринимать себя, прежде всего, как индивидуальность, а не как члена определенной группы (а. сделать границы между группами более подвижными, например, разделить гомогенные группы на смешанные по составу участников подгруппы; б. познакомить участников контакта с индивидуальными особенностями друг друга).
4.2.Модель рекатегоризации и феномен кросс-категоризации
Согласно модели рекатегоризации, основой позитивного межгруппового контакта является не полное отрицание его участниками своего группового членства, а принятие членами ингруппы общей социальной идентичности с членами аутгруппы. Принятие общей социальной идентичности приводит к уменьшению выраженности ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации.
Под кросс-категоризацией понимается одновременная самокатегоризация и категоризация человеком окружающих по нескольким основаниям. Субъект кросс-категоризации делит себя и окружающих его людей еа две разные социальные группы (ин- и аутгруппу).
Введя второй параметр субъект восприятия получает возможность объединить ингруппу и аутгруппу в одно целое. Логика кросс-категоризации следующая:
Тема: психология групп
... структуру группы. Цели группы Степень автономности группы Социально-демографические, социальные и психологические особенности членов группы Величина Виды и структура малой группы Виды и структура малой группы Малая группа— ... основными из которых являются контактность и целостность.Контактность— это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, ...
а) введение позитивного основания, объединяющего представителей двух групп (спорт клуб), различающихся по другому основанию (пол, возраст), приводит к уменьшению межгрупповой дифференциации;
б) введение общего негативного основания кросс-категоризации, например, низкого интеллектуального уровня или агрессии, провоцирует межгрупповую дифференциацию, особенно со стороны членов высокостатусной группы;
в) межгрупповую дифференциацию уменьшает неясность и сложность интегрирующего основания кросс-категоризации. В ряде случаев введение позитивного интегрирующего основания кросс-категоризации не приводит к уменьшению МГ дифференциации. Это происходит, поскольку люди воспринимают членов ингруппы как более ярких представителей общей группы, чем членов аутгруппы (мы-немцы больше европейцы, чем поляки)
г) результат кросс-категоризации определяется относительной важностью дифференцирующего и интегрирующего основания для членов групп-участниц. Если они придают разное значение разным основаниям категоризации, наиболее значимое влияние на межгрупповую дифференциацию оказывает более важное основание.
д) важность основания категоризации в ряде случаев определяется настроением субъекта восприятия. Эмоциональное состояние приводит к актуализации информации, валентной состоянию (негатив-негатив)
4.3.Модель категоризации
В основу этой модели положено представление о социальной идентичности, как об одном из способов самоидентификации человека. Ее основные положения:
а) лишить человека права принадлежать к особенной, отлично от других социальной группе, отказаться признать часть его «Я», лишить его веры в защиту и поддержку других членов ингруппы;
б) способы лишения:
- Подчеркивание подобия между двумя группами, невозможности провести четкое различие между ее членами
- Введение интегрирующего параметра категоризации, проведение рекатегоризации
в) пытаясь избежать потери группового членства, человек:
- Демонстрирует ингрупповой фаворитизм и аутгрупповую дискриминацию более интенсивно;
- Обесценивает параметр рекатегоризации, негативно оценивает группу, объединяющую ингруппу и аутруппу
г) факторами, провоцирующими рост межгрупповой дифференциации в условиях подобия групп/ их рекатегоризации являются:
- Сильная ингрупповая идентификация;
- Восприятие аутгруппы как источника угрозы
д) уменьшению МГ дифференциации способствует наличие у человека возможности подчеркнуть уникальность и позитивность ингруппы и ее отличие от аутгруппы. За счет:
- Выделения групповой принадлежности участников взаимодействия.
- Понимания человеком параметров МГ сравнения
- Уверенность человека в том, что ингруппа позитивно оценивается окружающими, наличия у него возможности провести межгрупповое сравнение в пользу ингруппы по каким-либо дополнительным параметрам
4.4. Ограничения моделей
а. ограничение, связанное с положением о том, что интенсивность межгруппового конфликта напрямую связана с восприятием членами конфликтующих групп различия между своими группами – МГ дифференциацией. Это положение может быть принято лишь если рассматривать конфликт как сугубо когнитивный феномен, а не как способ взаимодействия между членами разных групп.
Психология межгрупповых отношений: границы группы, чувство "мы", ...
... разных групп, позволяющего им воспринимать себя как членов одной группы. Теория социальной (групповой) идентичности позволяет более конструктивно подойти к проблеме межгрупповой дифференциации и ... понятиями социальной категоризации, идентификации и сравнения. Совокупность указанных когнитивных процессов, связанных с осознанием человеком своей принадлежности к одной из групп, отличной от ...
б. наличие как прямых, так и косвенных эмпирических подтверждений и опровержений каждой из моделей.
в. остается открытым вопрос об условиях эффективности моделей. Например влияние на них личных и профессиональных отношений. В области профессиональных уменьшение конфликта между группами достигается с помощью модели категоризации. В области межличностных – модели декатегоризации.
г. Ограниченная внешняя валидность связанная с наличием двух экспериментальных групп. Введение третьего приводит к уменьшению МГ дифференциации. В реальности их может быть намного больше.
+ Подробней нет, к сожалению. Из слайдов Гулевитч:
Модель Петтигрю:
Межгрупповой контакт
Дружба между членами разных групп
1. Стадия декатегоризации
2. Стадия категоризации
3. Стадия рекатегоризации
1. Получение новых знаний об аутгруппе
2. Изменение оценки членов ингруппы
3. Изменение поведения по отношению к
членам аутгруппы
4. Формирование позитивных эмоциональных
связей с членами аутгруппы
Модель самокатегоризации:
Активация стереотипов Реакция, не соответствующая ценностям Осознание несоответствия
1. Негативные эмоции
в отношении себя
2. Концентрация на себе
3. Внимание на стимулы,
порождающие несоответствие
4. Поиск показателей реакции,
не соответствующей ценностям