Понятийно-категориальный аппарат исследования Актуальность педагогического исследования

В сущности, каждая из выделенных методологических характеристик ставит соискателя перед необходимостью ответить на конкретно поставленные вопросы исследования:

Проблема

Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?

Тема

Как назвать?

Актуальность проблемы

Почему и зачем изучать?

Объект исследования

Что рассматривается?

Предмет исследования

Как рассматривается объект?

Какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?

О чем исследователь намеревается получить новое знание?

Цель исследования

Какой результат предполагается?

Задачи исследования

Что нужно для этого сделать?

Гипотеза исследования

Что видим такого, что не замечено другими?

Защищаемые положения

Что необходимо защищать?

Новизна

Какие результаты получены впервые?

Значение для науки

Какие изменения внесены в науку?

Значение для практики

Что можно изменить в практике благодаря результатам исследования?

Литература:

1. З.И. Исламова. Методология педагогических исследований. Научно – методическое пособие. Изд-во БГПУ, Уфа. – 2004. – с. 26-27.

Научное определение проблемы и последующее формулирование темы научной работы закономерно влекут за собою необходимость обоснования актуальности исследования. Именно эта методологическая характеристика отражает важность и злободневный характер исследования, его соответствие насущным задачам науки и практики, решаемым в настоящее время.

Семантическая форма выражения актуальности темы выражена вопросом: «Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?». Ее соответствие социальному заказу, степень разработанности в теории и практике

Обоснование актуальности исследования предполагает ряд этапов научно-исследовательской деятельности:

  1. обоснование актуальности научного направления;
  2. обоснование практической актуальности темы исследования;
  3. обоснование научной актуальности темы исследования.

При обосновании актуальности направления рекомендуется:

  1. показать значимость выделенной проблемы в науке;
  2. указать на недостаточную изученность теоретических аспектов данной проблемы;
  3. доказать недостаточную разработанность проблемы в методическом и технологическом аспектах.

Типичные ошибки обоснования актуальности исследования:

односторонность обоснования актуальности (например, описание лишь актуальности научного направления в ущерб обоснованию конкретной темы);

размытость обоснования актуальности исследования, в котором слабо выражены как наука, так и практика;

обоснование актуальности лишь недостатками практики;

научная неактуальность темы и ее бесперспективность, т.к. данная проблема уже решена в науке;

отсутствие практической актуальности.

Характерные признаки обоснованной актуальности исследования:

-теоретическая значимость для педагогической науки;

-востребованность для педагогической практики;

-актуальность, как конкретной темы, так и всего научного направления и рассматриваемой области;

-последовательность обоснования актуальности темы.

Научно обоснованная актуальность исследования является показателем сформированности умения анализировать уровень разработанности современных научно-педагогических направлений и обо- сновать актуальность конктретной темы исследования, показать научную и практическую неразработанность изучаемой проблемы, доказать актуальность конкретного исследования.

Проблема исследования

Проблема с греч. – трудность, преграда, задача, задание – форма научного знания, в которой определены границы достоверного и прогнозируются пути развития нового знания или по-другому это — то, что необходимо изучить из того, что раньше не было изучено.

Рассуждая об этом компоненте процесса педагогического исследования, необходимо разграничить понятия практической и научной проблем. Под практической проблемой принято понимать противоречие, лежащее в плоскости практической деятельности; а под научной проблемой — осознанное противоречие между запросами практики к теории и ограниченными возможностями теории в ответе на эти запросы. Следовательно, в решении проблемы, прежде всего, предполагается устранение научного пробела, и лишь на основе нового знания, полученного в процессе поиска, преодолеваются затруднения в осуществлении практической деятельности

Таким образом, в проблеме соединены, во-первых, знание о незнании и во-вторых предположение о возможном открытии неизвестного закона, закономерности, принципа или способа действия

Постановка научной проблемы предполагает ряд этапов исследовательской деятельности:

  • осмысление границ известного (знакомство с историей вопроса

и современным состоянием);

  • критическое осмысление собранного практического материала;
  • характеристика состояния теории исследуемого объекта;
  • характеристика выявленной проблемы;
  • Конструирование структуры проблемы (выявление «иодпроблем»);
  • проверка истинности всех предпосылок;
  • уточнение формулировки, определение терминов.

Как было ранее отмечено, начинающий ученый, определяющий проблему своего исследования, должен ясно осознавать различие между теоретическими и практическими задачами педагогической действительности. Например, формулирование проблем, начинающееся словами «совершенствование», «повышение», «оптимизация» и т.п., отвечает скорее запросам практики, нежели соответствует логике научной мысли. Педагогическая практика, как известно, может служить лишь толчком, двигателем научного поиска, но ее успешная реализация возможна лишь благодаря выявленным научным знаниям в исследуемой области. В этом контексте при формулировании проблемы более уместны такие слова, как «выявление», «определение», «разработка», «изучение» и т.п.

Чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме, необходимо совершить, по крайней мере, две процедуры:

а) определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу;

б) установить, имеются ли эти знания в науке. Если знания есть и необходимо их только отобрать, систематизировать, использовать, то собственно научной проблематики не возникает. Если необходимых знаний не хватает, если они неполные или неточные, то возникает проблема. Для ее выделения и последующего решения нужно возможно полнее изучить то, что известно по теме, по смежным вопросам

При определении проблемы не менее важным является выявление и четкое формулирование ряда противоречий, которые складываются между запросами практической деятельности и необходимостью их теоретического осмысления. Типичными противоречиями для педагогического исследования являются противоречия

  1. между актуальным и потенциальным, необходимым и реально существующим уровнем знания;
  2. между достигнутым уровнем знания и новыми задачами в науке;
  3. между процессами функционирования и развития систем;
  4. между старыми и новыми знаниями.

Характерные признаки научно выпаленной проблемы:

  • осмысление границы имеющихся знаний;
  • обозримые рамки исследования (границы неизведанного, неизвестного);
  • вероятность разрешения вопросов;
  • достижимость результата;
  • конкретность вопросов исследования;
  • четкость формулирования;
  • заинтересованность;
  • потребность в практическом решении.

Стремление найти разрешение внутренних противоречий, в конечном итоге, определяет проблему исследования.(2) Правильная постановка проблемы – залог успеха научного поиска.

Тема педагогического исследования

Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или кос­венно найти отражение в теме, формулировка которой одновре­менно фиксирует и определенный этап уточнения и локализации (ограничения рамок) проблемы.

При выборе темы важно учитывать следующие основные требования, предъявляемые к научным исследованиям:

  • актуальность — это требование, заключающееся в важности исследуемой темы (или проблемы) для современной науки, существенное ее значение для настоящего момента;
  • научная новизна и теоретическая значимость, заключающаяся в новом решении актуальной научной задачи;
  • практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования для решения конкретных прикладных задач, в т.ч. прикладных задач образовательной практики.

Тема ВКР должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней максимально конкретно отражалась основная идея работы и центральная проблема. Название работы не должно совпадать с научным направлением или целым разделом учебника.

После того как вы оценили тему на возможность ее качественного выполнения, следует поразмыслить над ее формулировкой: соответствует ли она некоторым общим требованиям, которым равно должны отвечать темы и дипломных работ:

  • предельная краткость;
  • проблемность;
  • ясность смыслов, т.е.понятность;
  • благозвучность.

Краткость темы – важнейшее ее качество. Из формулировки, т.е. из заглавия, темы следует убрать лишние слова, чтобы их общее количество довести по возможности до 6-7. Если тему невозможно сформулировать кратко, часть ее лучше представить в подзаголовке и дать ее в круглых скобках. В заглавие не должно быть придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов. Каждое слово должно быть понятно исполнителю. В целом тема должна читаться, как говорят, на одном дыхании, легко и свободно, что означает лексическую грамотность ее формулировки.

Проблемность темыозначает ее направленность на совершение каких-либо действий, т.е. на изменение, или установление зависимостей. Например, тема «Нравственное воспитание подростков» не является проблемной, поскольку она лишь констатирует присутствие такого воспитания, и только. Темы же «Формирование нравственных представлений у младших подростков» или « Влияние труда на нравственное становление подростков» — проблемные. В первом случае заложена идея некоего педагогического действия, во втором – обозначены связи и зависимости компонентов темы.

Тема и (как ее эквивалент) заглавие работы– это своего рода рамочное соглашение, определяющие границы предполагаемого исследования. Ключевое слово в заголовке представляют собой те понятия, которым посвящается вся работа. В теме указываются и ограничительные условия, определяющие поле исследования. От них зависит, насколько широко или узко она может формулироваться.

P.S.Тема конструируется в соответствии с требованием ясности, точности, краткости, выразительности и адекватности. По своему характеру заглавие должно раскрывать основной результат, полученный исследователем. Слова в заглавии должны быть ясными, нужно здесь избегать новых словосочетаний и терминов, а также понятий узкопрофессионального и местного значения.

Признаки правильно сформулированной темы:

  • отражение проблемы и предмета в формулировке темы;
  • наличие проблемности, спорности, вариативности решения;
  • эвристический характер формулировки темы;
  • отражение научной направленности;
  • соответствие научной специальности, по которой защищается ВКР;
  • наличие новизны, нестандартности, оригинальности решения проблемы (нового направления, новой функции, нового качества, нового способа, ноной комбинации способов и средств).

Объект, предмет исследования

Объект исследования в педагогическом исследовании принято понимать круг явлений или процессов, куда направлено внимание исследователя, это сфера, поле деятельности исследователя, данная еще до начала исследования Семантическая форма постановки вопроса к категории «объект» звучит следующим образом: «Что должно исследоваться для получения нового знания, и, следовательно, достижения необходимого результата?». Объект позволяет очертить лишь объективное поле исследования, но должен быть найден ракурс, с позиции которого может быть выявлено новое научное знание. Определяя объект, исследователь очерчивает круг явлений (процессов, систем), удостоившийся внимания ученого, однако важнее выявить грань, в плоскости которой может находиться ключ к решению научной проблемы. В методологии под «гранью (аспектом), который находится в границах объекта в определенном ракурсе рассмотрения», принято понимать предмет исследования.

Предмет исследованияконкретизирует, раскрывает, в каких ограничительных рамках рассматривается объект исследования, какие отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает исследование. Он задает определенный «угол зрения» объекту исследования, например в объекте «процесс развития музыкального мышления школьников», предметом могут быть те или иные методы организации этого процесса или «сузиться» до уровня конкретных условий организации процесса музыкальных занятий или даже конкретной темы урока. Семантически предмет это: «Как рассматривается объект? Какие присущи ему отношения, аспекты и функции выделяет для его изучения? О чем исследователь намеревается получить новое знание?»

Типичные ошибки при определении объекта исследования:

  1. чрезмерная обширность границ объективною поля исследования;
  2. некорректность определения объекта, где не выделен аспект, средство или способ рассмотрения существующей педагогической действительности («отбор и обучение одаренных детей в современной школе», «инновационные процессы в сфере воспитания»;
  3. масштабность объекта в пределах всей педагогики: «педагогический процесс в колледжах», «сфера воспитания школьников в педагогических учреждениях», «методы педагогического познания» и т.д.;
  4. смещение объекта в сторону другой научной дисциплины (объект исследования структура музыкальною кругозора подростков -лежит в плоскости психологии, а предмет исследования — процесс формирования музыкального кругозора на уроках музыки и во внеурочное время — находится в аспекте педагогики);
  5. наличие двух и более объектов в одном исследовании. Например, в исследовательской работе на тему «Гуманистическая педагогика М.Монтессори и ее реализация в современном образовании» вместо выделенных автором двух объектов («процесс разработки» и «пути творческою применения»), представлены четыре (процесс разработки, пути творческого применения, педагогика Монтессори и ее реализация).

Характерные признаки объекта кик научной категории исследования:

  1. объективней характер пространства исследования,
  2. целостный характер исследования,
  3. возможный приоритет эмпирической области исследования;
  4. открытость сферы исследования;
  5. незавершенный характер результатов исследования;
  6. возможность частичной реализации как теоретического, так и практического аспектов исследования;
  7. соответствие сферы исследования отрасли изучаемой науки.

Типичные ошибки при определении предмета исследования:

  1. взаимозамена предмета и объекта;
  2. обширность предмета, выходящая за рамки объекта;
  3. аморфность, размытость предмета (например, обозначенный предмет педагогические условия развития Я-концепции будущего учителя — отражает все условия и факторы, относящиеся к любой профессии);
  4. разрыв между объектом и предметом, которые выделяются в разных научных отраслях, что в конечном итоге приводит к нарушению целостности исследования, аморфности изложения отсутствию системности;
  5. расщепление объекта и предмета в плоскостях педагогики и психологии (например, Объект профессиональная готовность учителя к обучающей деятельности, а предмет — процесс подготовки студентов музыкального факультета педколледжей к использованию проблемного обучения в школе. В другой исследовательской работе объект исследования теория и практика, обеспечивающая развитие творческою потенциала педагога в системе дополнительного образования детей, -находится в рамках педагогического исследования, а предмет — развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей относится к рангу психологических исследований);
  6. тавтология (предмет исследования идентичен названию дипломной «Теоретические основы музыкально-эстетического образования школьников»).

Характерные признаки предмета исследования:

  1. приоритет теоретического аспекта над эмпирической областью исследования;
  2. закономерная и взаимозависимая связь предмета с объектом исследования;
  3. системно-структурный характер исследования;
  4. субъективный характер аспекта исследования;
  5. регламентированным характер аспекта исследования;
  6. управляемый характер аспекта исследования;
  7. закрытый характер аспекта исследования:
  8. завершенный характер результатов исследования.

Тема, объект и предметисследования должны находиться во взаимосвязи и единстве. Примеры:

1. темаисследования: «Развитие эмоционально-ценностного отношения у младших школьников к музыке на основе комплексного привлечения различных видов искусства»;

  • объектисследования: «Музыкально-воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке»;
  • предметисследования: «Развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке у младших школьников с применением комплексного взаимодействия видов искусства»

2. тема «Воспитание лидера в подростковом ученическом коллективе»

  • объектом обозначен «целенаправленный процесс воспитания лидера»
  • предметом исследования правомерно выделено «воспитание ученика лидера как компонент педагогической деятельности».

3.тема: «Формирование гуманистической позиции школьника в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы»

  • объект: «гуманистически ориентированный процесс обучения»
  • предмет: «формирование гуманистической позиции школьников, как аспект процесса обучения в школе».

Цель педагогического исследования

Цель исследования – это то, чего необходимо достигнуть в самом общем виде как результат проведенной работы, это результат предвидения, это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска, отсюда начинается уже осознанное движение исследования. Цель определяет иерархиюзадач, выполнение которых ведет к осуществлению предполагаемого научного результата.Задача представляет собой звено, шаг, ступенька, этап достижению, промежуточные результаты определенной общей цели. Здесь мы выделили, среди значительного количества задач, основные задачи, их должно быть не более 5-6, однако обязательно д.б. выделены3 группы задач.

1 группа–историко- диагностическая– связана с изучением истории современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;

2 группа – теоретико-моделирующая– с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования;

3 группа–практически-познавательная — с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций

Следует стремиться к тому, чтобы формулировка задач исследования последовательно раскрывала поставленную цель

При формулировании цели исследования можно использовать следующие парные словосочетания: «выявить и разработать», «создать и обеспечить», «изучить и предложить», «раскрыть и определить пути (условия)», «разработать представление и создать условия», где слова «выявить», «создать», «изучить» отражают научно-теоретическую функцию исследования, а глаголы «разработать», «создать», «определить способы», «обеспечить условия» выражают конструктивно-техническую функцию исследования.

Примерные формулировки цели педагогического исследования

Разработка педагогического исследования (научно-методических, организационно-педагогических, и.т.п.) основ формулирования(воспитания, развития) у кого-либо, чего-либо;

Выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (методических, дидактических, методологических предпосылок и условий формирования ( воспитания, развития …)

Обоснования содержания, форм, методов, средств…

Разработка методики (методической системы формирования чего-либо)

Определение и разработка педагогических (дидактических) средств (пособий, ТСО, и.т.п.), разработка требований , критериев, теоретической модели чего-либо;

Охарактеризовать педагогическую концепцию…(кого-либо), показать ее историческую ценность, значимость и роль в развитии современной педагогики (системы образования);

Проанализировать и обобщить (передовой ) теоретический и практический опыт педагогов такого-то периода по такому-то направлению, определить его значение для развития образования (педагогики) на современном этапе.

Типичные опашки определения цепи научного исследования:

  1. отсутствие научно-познавательного характера цели (например, «разработать систему подготовки учащихся общеобразовательных школ к самообразованию с се ведущими компонентами, взаимосвязями и дидактическим комплексом, который обеспечит функционирование данной системы»);
  2. надуманный характер цели или «псевдоцели»;
  3. переалистичность и недостижимость цели;
  4. отсутствие необходимости научного исследования («выявление выявленного», «изучение изученного», «разработка разработанного», «открытие открытого»);
  5. односторонний характер формулировки цели, выраженный в приоритете эмпирического или теоретического аспектов исследования;
  6. подмена исследовательской цели обязательными для любого исследования задачами: «исследовать состояние», «изучить состояние практики», «проанализировать исторический омыт проблемы», «провести системно-структурный анализ», «провести функциональный анализ» и т.п.;
  7. самоочевидность предполагаемого результата, не требующая научного доказательства или проверки достоверности.

Исходя из положительного опыта постановки цели исследовательской деятельности можно определить следующие признаки ее научности.

Характерные признаки научного целеполагания:

  • интегративность;
  • конкретность;
  • выполнимость;
  • достижимость;
  • реалистичность;
  • однозначность направленности.

Словарь основных понятий по теме «Понятийный аппарат исследования»

Актуальность темы исследования– это свойство информации, которую студент собирается изложить в своем исследовании, быть значимой и востребованной другими людьми в каких — либо сферах деятельности в настоящее время. Определить актуальность темы исследования – значит показать соответствие темы общественным потребностям. С раскрытия актуальности темы начинается «Введение» к реферату, курсовой и дипломной работам.

База исследования– это образовательные учреждение, класс, группа людей, которые включены в данное исследование и составляют источник исследовательского материала. Базой исследования чаще всего называют базу проведения эксперимента.

Выбор темы исследования– совершается на основе и с учетом личных познавательных и исследовательских возможностей исполнителя, с учётом её актуальности, т.е. восстребованности в науке, практике и личных интересов исполнителя, а также с учетом времени, отводимого на подготовку работы.

Гипотеза– греч. – основание, предположение, объяснение причин каких-либо явлений, достоверность которого ещё не доказана; прием познавательной деятельности человека. Она включает в себя суждения, понятия, умозаключения, представляя собой целостную структуру. Она систематизирует знания, объединяет информацию в систему знаний и образует теорию в том случае, если будет подтверждена практикой.

Гипотеза исследования– предположительной ответ на возникающей вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы.

Задачи исследования- это составные части цели исследования, сформулированные в определенных условиях, под цели. Каждая задача не может повторять цель и быть шире ее. В идеале сумма задач, их решение приводят исследователя к достижению намеченной цели, они формулируются после разработки гипотезы, поскольку только гипотеза определяет, по какому пути идет исследователь. Например: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить, в опытной работе (апробировать)

Научная новизна исследования– определения вклада исследовательской деятельности студента (аспиранта) в науку.

Научный аппарат исследования– это перечень последовательных действий определяющих границы, направления и характер исследования. К числу таковых принадлежат определения актуальности темы, выявления противоречия, определения проблемы, формулировка цели, определения объекта и предмета исследования и т.д.

Объект исследования– сфера (область) поиска. Совокупность связей и отношений, свойств, которая существует в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации

Практическая значимость исследования– определение востребованности результатов исследования, конкретного потребителя и его рабочего места, где будет полезно применение данной работы – реферата, курсовой или дипломной.

Предмет исследования– ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта. Связи и отношения, подлежащие непосредственному изучению в работе, устанавливающие границы научного поиска.

Проблема исследования– составная часть научного аппарата исследования, разрабатываемая на основе актуальности темы и выявленного противоречия. Проблема – это вопрос о том как надо изменить «слабое» звено в противоречии и снять его. Она всегда ставится в виде проблемного вопроса. Не следует путать проблему исследования с теми недостатками, которые существуют в теории и практике. Тот вопрос, который возникает, на который надо ответить.

Проблемность темы исследования– это такая ее формулировка, которая содержит четко обозначенный не решенный вопрос. Делается благодаря глаголу, обозначающему действие («Формирование навыка…»), союзной связке компонентов исследования («Игра как метод…»), а также за счет принципиальной новизны темы и т.д.

Проектирование исследования– это предварительная разработка его научного аппарата, плана проведения и описания в реферате, курсовой или дипломной работе.

Противоречие исследования– несоответствие развития составных частей какой-либо системы, процесса или ситуации, ведущее к нарушению их целостного и успешного развития.

Тема исследования– лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области.

Цель исследования– замысел исследования, точно сформулированный предполагаемый результат исследования.

Этапы исследования– это последовательность действий с теоретическим и эмпирическим материалом, а так же описание его в форме реферата, курсовой и дипломной работой. Типичны следующие этапы: изучение теории вопроса, формирование программы исследования и программы эксперимента как его части, проведение эксперимента и получение выводов, написание работы и разработка заключения.

Памятка к исследовательской работе педагога

  1. Как правильно сформулировать тему:
  1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние

и т.п.

Познавательные способности

Познавательная активность

Умения что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность

Наблюдательность

и т.п.

На музыкальных занятиях

На экскурсиях в природу

В процессе изучения чего-либо

В процессе знакомства с чем – либо

В игровой деятельности

и т.п.

Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу».

  1. Формулировка темы по схемам:
  • Что – то как условие развития чего – либо

  • Что – то как средство формирования чего – либо

  • Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.)ЧЕГО –ТО

Например:

«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»

«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста».

  1. Определение актуальности и новизны исследования

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?

Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности. Формулирование цели исследования

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.

Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

  1. Формулирование задач исследования

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.

примеры:

Тема дипломной работы: «Дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов».

Цели исследования: 1) выявить дидактические условия, при которых оптимально формируется культура учебной деятельности студентов; 2) определить пути их формирования.

Задачи исследования: 1) изучить дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов как педагогическую проблему1; 2) в процессе опытно-экспери­ментальной работы проверить дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов (на примере педагогического факультета Калининградского государственного университета); 3) разработать технологию и рекомендации по управлению формированием культуры учебной деятельности студентов.

Пример 1. Тема: «Роль педагогического мастерства учителя в формировании знаний школьников». Гипотеза: «Чем выше педагогическое мастерство учителя, тем более глубокие знания у школьников он формирует». Гипотеза неудачна, так как носит самоочевидный характер и не нуждается в проверке и доказательстве.

Пример 2. Тема: «Роль продуктивных методов обучения в развитии младших школьников». Гипотеза: «Продуктивные методы обучения служат средством развития младших школьников в том случае, если их применение сочетается с положительной мотивацией интеллектуальной деятельности». Гипотеза не вполне удачна, так как в теме заявлена роль (функции) продуктивных методов обучения в развитии младших школьников, а в гипотезе сформулировано предположение об условиях (точнее, об одном условии) выполнения продуктивными методами их развивающих функций (это условие – сочетание продуктивных методов с мотивацией деятельности).

Пример 3. Тема: «Формирование мотивации конфликта у старших школьников»2. Гипотеза: «Педагогическая мотивация формирования конструктивной мотивации конфликта будет научно обоснована, если:

– рассматривать формирование мотивации конфликта в качестве педагогической цели;

– вычленить существенные признаки и функции названной мотивации;

– определить уровни ее развития;

– разработать и экспериментально проверить систему средств формирования названной мотивации».

1Предполагается изучить специальную литературу и опыт вузов и осветить сущность, характеристики, структуру и т.п. следующих психолого-педагогических явлений: деятельность, учебная деятельность, культура учебной деятельности, условия формирования культуры учебной деятельности студентов.

2См.:Самсонова Н.В. Формирование мотивации конфликта у учащихся старших классов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Калининград, 1995.