Наблюдение (лек)

Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Задача наблюдателя, как правило, не связана с вмешательством в «жизнь» путем создания специальных условий для проявления наблюдаемого процесса или явления.

От пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается тем, что оно:

 а) подчинено определенной цели;

б) проводится по определенному плану;

в) оснащено предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов.

Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах или проверять исходные предположения, связанные с ними. Наблюдение исторически является первым научным методом психологических исследований.

Методика наблюдения содержит самое полное описание процедуры наблюдения и включает: а) выбор ситуации и объекта для наблюдения; б) программу (схему) наблюдения в виде перечня признаков (аспектов) наблюдаемого поведения и единиц наблюдения с подробным их описанием; в) способ и форму фиксации результатов наблюдения; г) описание требований к работе наблюдателя; д) описание способа обработки и представления полученных данных.

Объект и предмет наблюдения. Объектом внешнего наблюдения может быть отдельный человек, группа людей или общность. Объект наблюдения характеризуется уникальностью, неповторяемостью, очень малой или очень большой длительностью психических явлений.

Главная проблема, возникающая при проведении наблюдения, – воздействие присутствия наблюдателя на поведение наблюдаемого. Чтобы минимизировать это воздействие, наблюдатель должен «примелькаться», т. е. чаще присутствовать в окружающей среде, заниматься каким-либо делом, не акцентировать внимание на наблюдаемом. Кроме того, можно объяснить присутствие наблюдателя какой-либо приемлемой для наблюдаемого целью, либо заменить человека-наблюдателя регистрирующей аппаратурой (видеокамерой, диктофоном и т. п.), либо вести наблюдение из смежного помещения через стекло с односторонней проводимостью света (зеркало Гезелла).

5 стр., 2363 слов

Метод наблюдения

... условиях. подготовить инструментарий наблюдения: дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых; карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном ...

Скромность, такт, воспитанность наблюдателя ослабляют неизбежное влияние его присутствия.

Существует также вид наблюдения «включенное наблюдение», когда наблюдатель является реальным членом группы. Однако этот прием влечет за собой этическую проблему – двойственность позиции и невозможность проводить наблюдение за собой как членом группы.

Позиция наблюдателя по отношению к объекту наблюдения может быть открытой или скрытой. Включенное наблюдение также можно отнести к разряду открытого или скрытого в зависимости от того, сообщает наблюдатель о факте наблюдения или нет.

В зависимости от ситуации выделяют полевое наблюдение, лабораторное наблюдение и спровоцированное наблюдение в естественных условиях. Полевое наблюдение проводится в естественных условиях жизни наблюдаемого, искажения поведения в этом случае минимальны. Данный вид наблюдения очень трудоемок, так как ситуация, интересующая исследователя, мало поддается контролю и поэтому наблюдение чаще всего носит выжидательный характер. Лабораторное наблюдение проводится в более удобной для исследователя ситуации, однако искусственные условия могут сильно исказить поведение человека. Спровоцированное наблюдение осуществляется в естественных условиях, однако ситуация задается исследователем.

По способу организации выделяют несистематическое и систематическое наблюдение. В несистематическом наблюдении важно создание некоторой обобщенной картины изучаемого явления, поведения индивида или группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по плану. Исследователь выделяет некоторые особенности поведения и фиксирует их проявление в различных условиях или ситуациях.

Выделяют также сплошное и выборочное наблюдение. При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все особенности поведения, а при выборочном обращает внимание только на определенные поведенческие акты, фиксирует их частоту, продолжительность и т. п.

Различные способы организации наблюдения имеют свои преимущества и недостатки. Так, при несистематическом наблюдении могут быть описаны случайные явления, поэтому предпочтительнее организация систематического наблюдения в изменяющихся условиях. При сплошном наблюдении невозможна полная запись всего наблюдаемого, поэтому в данном случае желательно использовать аппаратуру или привлечь нескольких наблюдателей. При выборочном наблюдении не исключается влияние на его результат установки наблюдателя (видит только то, что хочет увидеть).

Для преодоления такого влияния возможно привлечение нескольких наблюдателей, а также поочередная проверка как основных, так и конкурирующих гипотез.

В зависимости от цели исследования можно выделить поисковые исследования и исследования, направленные на проверку гипотез. Поисковое исследование проводится в начале разработки какой-либо научной области, ведется экстенсивно, имеет целью получить наиболее полное описание всех присущих данной области явлений, охватить ее целиком. Если в таком исследовании используется наблюдение, то оно, как правило, сплошное. Отечественный психолог М.Я. Басов, автор классического труда по методике наблюдения, обозначает цель такого наблюдения как «вообще наблюдать», наблюдать все, чем проявляет себя объект, без отбора каких-либо определенных проявлений. В некоторых источниках такое наблюдение называют выжидательным.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности могут быть выражены наблюдателем. В класс средств, выявляющих ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

Если цель исследования конкретна и строго определена, наблюдение строится иначе. В данном случае оно называется исследующим, или выборочным. При этом производится отбор содержания наблюдения, расчленение наблюдаемого на единицы.

По использованию средств наблюдения различают непосредственное и опосредованное (с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов) наблюдение. К средствам наблюдения относятся аудио-, фото– и видеоаппаратура, карты наблюдения. Однако технические средства не всегда доступны, а применение скрытой камеры либо диктофона представляет этическую проблему, поскольку исследователь в данном случае посягает на внутренний мир человека без его согласия. Некоторые исследователи считают их использование недопустимым.

По способу хронологической организации различают лонгитюдное, периодическое и единичное наблюдение. Лонгитюдное наблюдение проводится в течение ряда лет и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения. Результаты таких наблюдений обычно фиксируются в виде дневников и широко охватывают поведение, образ жизни, привычки наблюдаемого человека. Периодическое наблюдение проводится в течение определенных, точно заданных промежутков времени. Это наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения. Единичные, или однократные, наблюдения, как правило, представлены в виде описания отдельного случая. Они могут быть как уникальными, так и типичными проявлениями изучаемого феномена.

Фиксация результатов наблюдения может проводиться в процессе наблюдения или по прошествии некоторого времени. В последнем случае, как правило, страдают полнота, точность и надежность в регистрации поведения испытуемых.

Общие требования к записи наблюдений 1. Основное требование — запись наблюдения должна быть фактологична, то есть читающий ее человек может «увидеть» картину наблюдаемого явления собственными глазами. «Всякий факт, всякое наблюдение должно быть зафиксировано в том виде, в каком этот факт или явление существовали как нечто реальное» (М.Я. Басов, с. 125).

2. Запись должна включать описание всей ситуации (предметной и социальной), в которой происходит наблюдаемое событие (запись «фона» в терминологии М.Я. Басова).

3. Запись должна быть полной в том смысле, что она должна по возможности полно в соответствии с целью отражать изучаемую реальность. ЗАПИСЬ НАБЛЮДЕНИЙ В ПОИСКОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ Особенность: предварительные знания изучаемой действительности минимальны. Задача наблюдателя состоит в фиксации проявлений активности объекта наблюдения во всем их разнообразии. Требования к записи: 1. Запись должна быть достаточно полной и производится в виде свободного описания в понятиях естественно сложившегося языка. 2. Записывать нужно события как таковые — что происходило и каким именно образом, а не свои впечатления о происходившем. Точка зрения № 1. М.Я. Басов считает, что по полноте, точности и отсутствию оценок и интерпретационных моментов запись наблюдений должна приближаться к (фотографии и называет ее «фотографической» в отличие от истолковательной и обобщенно-описательной. Однако, это требование «фотографичности» записи не должно пониматься буквально. Как правило, наблюдателю очень трудно обойтись в описании совсем без включения психологического истолкования некоторых моментов, которые не могут быть сами по себе предметом наблюдения извне и выводятся наблюдателем из поведенческих фактов как их внутренняя основа.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на ... некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы ...

Точка зрения № 2. По замечанию А.П. Болтунова одно — два метких слова, дающих психологическую характеристику переживаний наблюдаемого человека, усматриваемых из его поведения, лучше потока длинных описаний, в которых из-за деревьев не видно леса, поскольку при этом объективность описания не понижается, а понимание внутренней стороны становится более доступным и обоснованным благодаря наличности непосредственного субъективного впечатления. Пример хорошей записи в дневнике наблюдения поведения девочки в детском доме Выделенные в тексте слова дают психологическое истолкование наблюдаемому. «Тогда она встает (с кровати), берет доски и с этими досками бросается на старших девочек, которые пришли за мной. Замахивается на лежавших в постели; те с испугом вскакивают; начинается крик, рев. Она очень довольна, что все это произвела, она: «Эх, как они меня боятся!» — говорит она со смехом» (Болтунов А.П. Педагогическая характеристика ребенка. М.;Л., 1926, с. 12).

Пример плохой записи обобщенно-оценочного типа «Дети с интересом прослушали сказку Оскара Уайльда «Звездное небо» и сами сделали вывод о красоте добра и уродстве зла». (Там же, с. 18).

В записи не отмечено, в какой форме дети сделали этот вывод и потому ничего нельзя заключить о степени понимания сказки и уровне раз вития у детей нравственных суждений — того, что наиболее интересно психологу и педагогу. Формы записи в поисковых исследованиях — в виде сплошного протокола; -в виде дневника. Что указывается — указывается в записи дата, время, место и ситуация наблюдения; — социальное и предметное окружение; — если нужно, контекст предшествующих событий (например, наблюдение за поведением человека вечером, после напряженного трудового дня, дома на общей кухне коммунальной квартиры, во время конфликта с соседом).

Порядок ведения сплошного протокола Протокол представляет собой обычную без какой-либо заранее внесенной на лист, где ведется запись, рубрикации. Требования: — чтобы запись была полной, он пишется во время наблюдения; — полное сосредоточение наблюдателя на наблюдении и фиксации; — весьма желательно для ускорения записи использовать условные обозначения или стенографию. Сплошной протокол используется также для так называемых предварительных наблюдений в начальной фазе исследования, которое направлено на решение какой-либо частной задачи. Цель предварительного наблюдения — уточнение объекта и ситуации наблюдения и определение репертуара поведения (составление перечня единиц наблюдения).

С особенностями сплошного протоколирования во время предварительных наблюдений студенты смогут познакомиться при отработке двух заданий, одно из которых посвящено анализу трудовой деятельности прессовщиц на швейной фабрике, другое — поведению ребенка в незнакомой ситуации. Порядок ведения дневниковой формы записи наблюдений Используется при многодневных наблюдениях, иногда длящихся месяцы и годы, как например в лонгитюдных исследованиях психического развития ребенка. Требования: — дневник ведется в тетради с пронумерованными листами и большими полями для последующей обработки записей; — соблюдение точности наблюдений и точности терминологии (однозначное ее использование на протяжении всего времени исследования); — запись должна по возможности полно отражать наблюдавшееся; — точная передача смысла наблюдавшихся явлений; — вести запись желательно во время наблюдения, если это невозможно, то записывать по памяти; — не рекомендуется при этом откладывать запись в долгий ящик. Исследование Штерна (А.П. Болтунов) показало, что искажения в описания картин, рассматривавшихся взрослыми интеллигентными людьми, нарастают примерно на 0,3% за день по сравнению с непосредственным воспроизведением и состоят в превращении предметов (например, мяч превратился в солнце), приписывании предметам возможных, но отсутствующих на картине действий, искажении пространственных соотношений и смысла и т.п. На практике оправдала себя комбинированная запись, когда собственные моменты фиксируются в ходе наблюдения, а подробности — сразу же после наблюдений и лучше в той ситуации, где велись наблюдения, так как сама обстановка способствует более полному воспроизведению всего происходившего.

Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы: а) карточка наблюдения — предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, закодированном виде. В ходе наблюдения наблюдатель может использовать несколько карточек (по одной на каждую единицу наблюдения); б) протокол наблюдения — предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Он отражает в себе алгоритм  взаимодействия различных карточек наблюдения; в) дневник наблюдения — предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

Типичные ошибки наблюдения:

  • Гало-эффект обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
  • Эффект снисхождения— тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
  • Ошибка центральной тенденции наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
  • Ошибка корреляции— оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
  • Ошибка контраста— склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
  • Ошибка первого впечатления первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Наблюдение незаменимо в случаях, когда:

  • необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,
  • нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Наблюдение требует выяснения следующих моментов.

1. На какой вопрос должно дать ответ наблюдение?

2. В каких условиях должно проводиться наблюдение?

3. Описано ли подлежащее наблюдению поведение таким образом, чтобы с помощью этих категорий можно было дать ответ на поставленный вопрос?

4. Соответствует ли описание фактическому поведению?

5. Существует ли единство между различными наблюдающими при записи одного и того же поведения в соответствии с данными категориями?

6. Пользуются ли при повторном наблюдении теми же категориями?

7. Возможно ли повторное наблюдение поведения в сопоставимых ситуациях?

Примерный перечень вопросов, фиксируемых в регистрационных документах: • Наблюдаемые. Кто они, сколько их? Род занятий, характер взаимоотношений? Структура коллектива? • Обстановка. Где? В каких условиях проходят действия наблюдаемых? Чем может отличаться их поведение в ситуациях? Чем могут заниматься? Какие действия можно ожидать в этой обстановке? Какие действия будут неожиданными? • Цели действий наблюдаемых. В чем состоят основные функции участников действий? Какие цели преследуют (официальные, неофициальные)? Какие цели участников совпадают с задачами  коллектива, с целями других участников, какие не совпадают? • Поведение. Что и как конкретно делают? Каково содержание выполняемых действий? Каковы стимулы и мотивы, вызывающие участие в действии, ту или иную форму поведения? Как внешне выражается эмоциональное отношение к действию?  Каковы:  напряженность, постоянство, продолжительность отдельных форм поведения? Каков эффект отдельных форм поведения? Что следует за ним и как он воспринимается самим наблюдаемым и другими участниками действия? Как меняется действие после достижения определенного результата? • Частота и продолжительность наблюдаемых ситуаций. Когда возникла ситуация и как долго она длилась? Уникальная или повторяемая? Часто возникает? В каких показателях может быть зафиксирована? Что вызывает ее и что сдерживает ее возникновение? Насколько типична? • Данные о процедурах наблюдения и оценка их эффективности. Краткие сведения о наблюдателе, в том числе сколько раз проводил наблюдение ранее? • Время заполнения методических документов наблюдения, регистрация данных (до, после наблюдения, когда именно).

• Выполнение требований программы. Отклонения условий наблюдаемой ситуации от заданных в программе.  Какие требования не удалось выполнить? • Оценка инструментария. Случаи трудностей фиксации признаков, их отнесения к выделенным категориям наблюдения. • Оценка включенности наблюдаемой ситуации. Насколько замечен участниками факт наблюдения и какова реакция на факт наблюдения? Какова степень общения с наблюдаемыми военнослужащими? Какого рода контакты возникали с ними в ходе наблюдения? • Оценка эффективности. Необходимость повторного наблюдения или проверки данных другими методами. Использование приемов, повышающих эффективность наблюдения. Рекомендации по дальнейшему применению метода  наблюдения для  решения данной исследовательской задачи.

ПРИМЕР 1

Диагностическая методика «Стандартизированное наблюдение» ( авторская разработка педагога- психолога Побединской Ирины Викторовны)

  1. Актуальность предложенной формы инструментария: Наблюдение, как основной метод в работе педагога-психолога имеет один недостаток — трудоёмкость  протоколирования. Особенно много усилий приходится приложить, чтобы отразить результаты наблюдения, проведённого на групповом занятии. Однако, данная форма работы совершенно необходима. Выход – в использовании протокола стандартизированного наблюдения. Предлагаемый мною протокол может быть изменён под цели и задачи Вашего курса. Оценка параметров поведения проводится по системе от 0 до 10. Протокол желательно заполнять на каждом занятии по каждому ребёнку, тогда в конце кураса будет возможен анализ индивидуальной результативности и написание аналитической справки ( с построением графиков, таблиц, диаграмм).

    Также возможно использование полученных данных при анализе групповых тенденций, оценки сравнительной оценки эффективности занятий. При сравнении эффективности занятий можно сделать вывод о наиболее эффективных методах и формах групповой работы, динамике группового и личностного роста. Протоколирование возможно как по группам личностного роста, психотерапевтическим группам, таки по уменческим группам. Возможно также использование формализированного наблюдения  в ходе индивидуальных занятий и консультирования.

  1. Цель использования:  дать количественную оценку поведенческим проявлениям ребёнка.
  2. Параметры, выбранные мною для наблюдения :

Закрытость — открытость

Способность ребёнка откровенно говорить о себе, проявлять свои чувства, проявлять естественность и непосредственность поведения

пассивность  — активность

Степень активности ребёнка- количество высказываний, внесение предложений по ходу занятий, экспрессивность проявлений.

агрессивность – доброжелательность

Наблюдаемые проявления вербальной и невербальной агрессии, склонность к поддержке, помощи другим участникам группы

критичность – терпимость

Выраженность склонности к оцениванию действий , поведения, результатов деятельности других членов группы ( и себя) в соответствии со своими представлениями и установками «правильности- неправильности». Гибкость в поведении и установках. Терпимость к «инакомыслию».

пессимизм – оптимизм

Проявляющиеся в поведении и высказывании ребёнка установки на успешность процесса, достижении желаемого результата, оценке своих способностей.

расторможенность – нормативность

Способность действовать в соответствии с правилами и нормами группы ( специально оговариваются и принимаются общим решением в начале занятий).

уровень креативности

Способность проявлять в результатах труда нешаблонное мышление, воплощать свой замысел в действия, давать интерпретации происходящему ( интеллектуальное и прикладное творчество)

Уровень включённости

Интерес к занятиям, выражение позитивной установки на посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительной причины.

Прим.: Высокий уровень включённости может сочетаться со средним уровнем вербальной и поведенческой активности на занятиях.

Я планировала проводить оценку поведенческих параметров каждое занятие. С моей точки зрения, это могло бы позволить оценить влияние содержания конкретных занятий на результативность проявления тех или иных качеств ( например, выяснить, какое именно качество личности более всего развивается на том или ином занятии цикла).

Но из-за дефицита времени и отсутствия опыта ведения такого рода системных наблюдений , данная диагностика использовалась мною трижды — в начале, в середине и конце цикла. Это позволило выявить групповые  тенденции в развитии отдельных качеств и получить общую картину по группе.

  1. Форма протокола:

Протокол оценки наблюдения за поведением ребёнка в ходе проведения групповых занятий.

ФИО ребёнка_____________________________________ Дата________________________

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Закрытость

Открытость

Пассивность

Активность

Агрессивность

Доброжелательность

Критичность

Терпимость

Пессимизм

Оптимизм

Расторможенность

Нормативность

Трудности в творческом самовыражении

Креативность

Низкий уровень включённости

Высокий уровень включённости

ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ _______________________ ( подпись)

  1. Обработка результатов:

Производится прямой перевод оценок в баллы.

Пример.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Закрытость

*

Открытость

Пассивность

*

Активность

Агрессивность

*

Доброжелательность

Критичность

*

Терпимость

Пессимизм

*

Оптимизм

Расторможенность

*

Нормативность

Трудности в творческом самовыражении

*

Креативность

Низкий уровень включённости

*

Высокий уровень включённости

Наблюдение (лек) — Стр 2

Присвоение баллов:

Закрытость- открытость- 3 балла

Пассивность- Активность- 5 баллов

Агрессивность- доброжелательность – 5 баллов

Критичность- терпимость- 0 баллов и т.д.

ПРИМЕР 2

Примерная программа наблюдений на уроке при подготовке его анализа

Организация урока:

  • проследить занятость учащихся на каждом из этапов урока, оценить соответствие этой занятости дидактической цели и задачам этапов;
  • оценить участие каждого учащегося в коллективной работе;
  • оценить самостоятельную работу каждого учащегося;
  • оценить распределение времени на отдельные части урока;
  • определить наличие пауз, не заполненных работой.

Формирование общеучебных и общеинтеллектуальных умений и навыков:

  • умение принять задачу, проанализировать значимые признаки, умение строить гипотезу и прогнозировать результат, выбирать способ действия, планировать деятельность, осуществить самоконтроль (найти и исправить ошибки), давать самооценку;
  • умение сравнивать, обобщать, выделять главное;
  • умение пользоваться вспомогательными материалами (таблицами, схемами и т. д.).

Формирование учебной мотивации:

  • оценить использование приемов формирования познавательного интереса;
  • оценить приемы воспитания ответственного отношения к учебе (проверка домашнего задания у всех учащихся, контроль за ходом и результатом усвоения знаний и умений, качественная оценка работы учащихся и т. д.)

Психологический климат на уроке:

  • способы взаимодействия учителя и учащегося;
  • способы взаимодействия учащихся между собой.

Учитывая многообразие запросов, формулируемых учителем и, соответственно, решаемых психологом при помощи наблюдения на .уроке, можно предложить обращать внимание и на следующие параметры урока:

1. Личностный:

  • побуждение учащихся к самоанализу;
  • применение заданий, обращенных к личному жизненному опыту учащихся;
  • применение заданий, основанных на необходимости делать самостоятельный выбор;
  • использование ошибок как обучающих моментов.

2. Мотивационный:

  • использование проблемных заданий;
  • использование творческих заданий.

3. Психосберегающий:

  • создание эмоционально-положительного фона урока;
  • использование всех каналов восприятия и воспроизведения (аудиальный, визуальный,, кинестетический).

4. Технологический (формирующий регуляторную составляющую учебной деятельности):

  • навык ориентации в учебной задаче (понимание, умение пересказать, в том числе своими словами, условия задачи);
  • способность выделять и анализировать значимые признаки, на основе этого выстраивать гипотезу и прогнозировать результат;
  • способность выбирать адекватный способ действия;
  • умение планировать деятельность и контролировать соответствие своих действий принятому плану;
  • умение корректировать (своевременно находить и исправлять свои ошибки);
  • умение давать самооценку.