ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
(20 баллов)
/структура проведения/
Тема: ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
Методика 1 « Рельеф психического состояния»
Цель: изучение основных сторон актуального психического состояния: психические процессы, физиологические реакции, переживание и поведение; развитие навыков самоанализа.
Бланк ответов
Вам предлагается дать оценку показателям переживаемого Вами состояния в данный момент (см. приложение, Опросник).
Для этого выберите цифру в опроснике, которая, на Ваш взгляд, отражает уровень проявления данной характеристики состояния: 5 – максимальная выраженность данного состояния, 4 – уровень выше среднего, 3 – средний, 2 – ниже среднего, 1 – низкий уровень, 0 – обычная, неизменная характеристика данного показателя. Слева в строке опросника один полюс, а справа – противоположный данного показателя. Помните, в ряду может быть только одна оценка, а также что нет ни хороших, ни плохих ответов.
На бланке отразите варианты Ваших ответов на предложенные высказывания.
Обработка результатов
После заполнения бланка опросника производится подсчет набранных баллов. При этом первичные результаты переводятся в единую 11- бальную шкалу: так оценки -5, -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5 будут выглядеть таким образом: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 соответственно. Баллы 1-7показываютнегативный уровень в проявлении того или иного состояния (красный цвет на диаграмме),7,1-7,9 баллов – пограничный уровень(жёлтый цвет на диаграмме),, 8-9,9 баллов – оптимальный уровень(зелёный цвет на диаграмме), 10 – 11 баллов – высокий уровеньвыраженности того или иного состояния (голубой цвет на диаграмме).
Перевод баллов в единую 11- бальную шкалу отразите в таблице.
№ вопроса | баллы по первичной шкале | баллы по единой 11 – бальной шкале |
. | ||
. | ||
. | ||
. | ||
Затем на основании полученных результатов строится рельеф проявления разных сторон состояния в виде круговой диаграммы (см. приложение, рис. 2), можно и в виде гистограмм. Изучите рельефы состояний, приведенные в качестве иллюстрации (см. приложение, рис. 1).
Далее – подсчитайте средний показательосновных сторон актуального психического состояния: психические процессы, физиологические реакции, переживание и поведение (средняя по 10 показателям каждого блока, см. прил. рис.2).
Вывод:
-анализ степени выраженности тех или иных показателей психического состояния.
Методика 2 «САН»
Цель: изучение актуального психического состояния по трём категориям: самочувствие, активность, настроение; развитие навыков самоанализа.
Бланк ответов
Вам предлагается описать свое состояние, которое Вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.
На бланке отразите варианты Ваших ответов на предложенные высказывания.
1. Самочувствие хорошее | 3 2 1 0 1 2 3 | Самочувствие плохое |
2. Чувствую себя сильным | 3 2 1 0 1 2 3 | Чувствую себя слабым |
3. Пассивный | 3 2 1 0 1 2 3 | Активный |
4. Малоподвижный | 3 2 1 0 1 2 3 | Подвижный |
5. Весёлый | 3 2 1 0 1 2 3 | Грустный |
6. Хорошее настроение | 3 2 1 0 1 2 3 | Плохое настроение |
7. Работоспособный | 3 2 1 0 1 2 3 | Разбитый |
8. Полный сил | 3 2 1 0 1 2 3 | Обессиленный |
9. Медлительный | 3 2 1 0 1 2 3 | Быстрый |
10. Бездеятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | Деятельный |
11. Счастливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Несчастный |
12. Жизнерадостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Мрачный |
13. Напряжённый | 3 2 1 0 1 2 3 | Расслабленный |
14. Здоровый | 3 2 1 0 1 2 3 | Больной |
15. Безучастный | 3 2 1 0 1 2 3 | Увлечённый |
16.
Равнодушный |
3 2 1 0 1 2 3 | Взволнованный |
17. Восторженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Унылый |
18. Радостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Печальный |
19. Отдохнувший | 3 2 1 0 1 2 3 | Усталый |
20. Свежий | 3 2 1 0 1 2 3 | Изнурённый |
21. Сонливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Возбуждённый |
22. Желание отдохнуть | 3 2 1 0 1 2 3 | Желание работать |
23. Спокойный | 3 2 1 0 1 2 3 | Озабоченный |
24. Оптимистичный | 3 2 1 0 1 2 3 | Пессимистичный |
25. Выносливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Утомляемый |
26. Бодрый | 3 2 1 0 1 2 3 | Вялый |
27. Соображать трудно | 3 2 1 0 1 2 3 | Соображать легко |
28. Рассеянный | 3 2 1 0 1 2 3 | Внимательный |
29. Полный надежд | 3 2 1 0 1 2 3 | Разочарованный |
30. Довольный | 3 2 1 0 1 2 3 | Недовольный |
Обработка результатов
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары признаков оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27,28.
Настроение(сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 — 5,2 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.
Результаты заносятся в таблицу:
Категория психического состояния | Сумма баллов по шкалам | Баллы по единой 7 – бальной шкале |
Самочувствие | ||
Активность | ||
Настроение |
Вывод:
-анализ показателей психического состояния: самочувствие, активность, настроение.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика «Рельеф психического состояния»
Рисунок 1
Рисунок 2
Матрица рельефа психического состояния
Условные обозначения:
Красный цвет – негативный уровень проявления того или иного состояния.
Жёлтый цвет – пограничный уровень.
Зелёный цвет – оптимальный уровень.
Голубой цвет – высокий уровень выраженности того или состояния.
Средний показатель основных сторон психического состояния (психические процессы, физиологические реакции, переживание и поведение):
ПСср= ППср( ) ФРср( ) ПЖср( ) ПВср( )
Опросник рельефа психического состояния
Опросник представляет собой перечень признаков структуры психического состояния и содержит 40 основных характеристик психического состояния, разделенных на четыре блока (структуры): психические процессы — 10 показателей, физиологические реакции — 10 показателей, переживания — 10 показателей, поведение — 10 показателей. Каждый показатель имеет 11 уровней выраженности.
Психические процессы
1. Ощущение. Чувствительность к внешним воздействиям
Ухудшение восприимчивости Обострение чувствительности
к внешним воздействиям, к внешним воздействиям
невосприимчивость
-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5
2. Четкость, осознанность восприятия
Ухудшение, размытость, нечеткость, Хорошая осознанность восприя-
плохая осознанность тия, ясность
-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5
3. Особенности представлений
Трудность возникновения образов Четкость, ясность представлений
легкость возникновения образов
-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5
4. Память
Ухудшение памяти, трудность Улучшение памяти, легкость за-
запоминания и воспроизведения поминания, легко вспоминается
то, что необходимо вспомнить в данный момент
-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5
5. Мышление
Трудность в понимании, ухудшение Повышение сообразительности,
сообразительности, отсутствие высокая находчивость, логич-
логики мысли ность
-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5
6. Воображение
Трудность что-либо придумать, Легкость образования новых ас-
косность, «зажатость» социаций, фантазирование, при-
придумывание, раскованность
-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5
7. Речь
Ухудшение речи (появление дли- Повышение речевой активности,
тельных пауз, запинок, увеличение увеличение громкости голоса, ус-
количества лишних слов, слишком корение речи без улучшения ка-
тихая речь, заикание и пр.) чества грамотности, логичности
-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5
8. Эмоциональные процессы
Чувство страха, паники, отчаяния, Чувство радости, восторга, весе-
безысходности лость. Появление азарта
-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5
9. Волевые процессы
Трудно заставить себя, слабость, Повышение уверенности в себе,
чувство неуверенности, лень легкость в управлении собой. Ве-
ра в успех
-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5
10. Внимание
Ухудшение внимания, низкая спо- Улучшение способности к сосре-
собность сосредоточиться на выпол- доточению. Посторонние раздра-
нении работы, отвлекаемость жители не отвлекают. Высокая
увлеченность работой
-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5
Физиологические реакции
11.Температурные ощущения
Ощущение похолодания конечностей, Ощущение тепла,
чувство озноба конечностей тела
-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5
12. Состояние мышечного тонуса
Значительное мышечное напряжение, Умеренное повышение мышеч-
дрожание рук, подергивание (тик ного тонуса. Чувство умеренно-
мышц лица, губ, век) го мышечного напряжения
-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5
13. Координация движений
Снижение четкости движений, на- Улучшение координации движе-
рушение координации, ухудшение ний, увеличение скорости, точ-
почерка, затруднение в выполне- ности, координированное дви-
нии мелких движений, требующих ений во время работы, письма
высокой точности
-5-4-3-2-1012345
14. Двигательная активность
Снижение двигательной активности, Повышение двигательной актив-
отсутствие желания двигаться, апа- ности, увеличение скорости, энер-
тия, обездвиженность гичности движений вплоть до не
возможности усидеть на одном
месте, суетливость, постоянное
стремление двигаться, ходить, из- ,
менять положение тела
-5-4-3-2-1012345
15. Сердечно-сосудистая система
Наличие неприятных ощущений Ощущение усиления сердечной
со стороны сердца, сердцебиения, деятельности, не привлекающее
боли, чувство сжатия в области сердца особого внимания, не мешающее
работе
-5-4-3-2-1012345
16. Проявления со стороны органов дыхания
Значительные изменения дыхания Увеличение глубины дыхания,
одышка, чувство недостаточности учащение дыхания, не причиня-
вдоха, «комок в горле» ющее беспокойства и не мешаю-
щее работе
-5-4-3-2-1012345
17.Состояние потоотделения
Появление обильного и холодного Незначительное потоотделение,
пота, обильное потение рук, ладо- кожа относительно суха
ней, подмышек, спины и пр.
-5 — 4- 3- 2- 1 0 1 2 3 4 5
18.Ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта
Выраженные ощущения в животе, Чувство легкого голода, перио-
боли, снижение аппетита, подташ- дическое умеренное урчание
нивание, жажда в животе
-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5
19. Состояние слизистой оболочки полости рта
Ощущение сухости во рту Умеренное увеличение слюноот-
деления
-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5
20. Окраска кожных покровов
Побледнение кожи лица, рук, шеи . Покраснение кожи рук, лица, шеи
Появление на коже мраморного, или незначительное измене-
пятнистого оттенка нение окраски кожи
-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5
Шкала переживаний
Радость — печаль
21. Тоскливость Веселость
-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5
22. Грустность Оптимистичность
-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5
23. Печаль Задорность (страстность, запальчивость)
-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5