2. Интеракционистская концепция

34. Теоретические подходы к изучению малых групп.

Р. Л. КРИЧЕВСКИИ, Е. М. ДУБОВСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ

Г.М. АНДРЕЕВА СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

План ответа

  1. Десять теоретических подходов к изучению малых групп в зарубежной социальной психологии
  1. теория поля
  2. интеракционистская концепция
  3. теория систем
  4. социометрическое направление
  5. психоаналитическая ориентация
  6. общепсихологический подход
  7. эмпирико-статистическое направление
  8. формально-модельный подход
  9. теория подкрепления
  10. социально-когнитивный подход
  1. Пять теоретических подходов к изучению малых групп в отечественной социальной психологии
    1. деятельностный подход
    2. социометрическое направление
    3. параметрическая концепция
    4. тренингово — терапевтическое направление
  2. Три основных направления исследованиях малых групп
  1. социометрическое
  2. социологическое
  3. школа «групповой динамики»

К нач. 70-х гг зарубежные авторы выделили 9 крупных подходов к изучению малых групп:

1. Теория поля (берет начало от работ К.Левиина)

Поведение личности – это результат ее взаимодействия с полем.

Структурные свойства поля представлены понятиями, заимствованными из топологии (от греч. – «место» – часть геометрии, изучающая в самом общем виде свойства геометрических объектов) и теории множеств (в рамках которой любой объект должен оказываться элементом множества).

Динамические свойства представлены понятиями психологических и социальных сил:

движущей силой человеческой деятельности является потребность, которая социально обусловлена и связана с предметами (они обладают определенной валентностью).

13 стр., 6173 слов

Лидерство и управление в малых группах

... воздействие на формирование и развитие личности. Ученые нашей страны при изучении малых групп используют деятельностный подход, из которого выходит, что особенности групповой деятельности в конкретных ... 3. Социологическая. Главное здесь - познание малых групп как таковых, на основе чего возможна разработка эмпирически обоснованных теорий изменения этих систем. 4. Наиболее претенциозная ...

Динамический аспект потребности – ее сильная или слабая напряженность и связь с другими потребностями. Удовлетворение потребности заключается в разрядке ее динамического напряжения

Целостной теории группы в рамках данного подхода создано не было.

Подход лег в основу ряда мини-теорий, объясняющим следующие феномены групповой динамики:

— сплоченности

— социальной власти

— соперничеству – сотрудничеству

— образованию группы

— внутригрупповому давлению

— групповым притязаниям.

Группа – это система взаимодействующих индивидов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями:

— индивидуальной активностью

— взаимодействием

— отношением.

Все аспекты группового поведения могут быть описаны исходя из анализа взаимосвязей между этими тремя элементами.

Работы в основном посвящены изучению структурных аспектов группы.

Модели групповой структуры Р.Бейлза и Дж. Хоманса.

Хоманс: существуют основные элементы группового поведения:

— индивидуальные действия членов группы;

— их эмоциональные отношения друг к другу (или чувства);

— их взаимодействия в виде взаимосвязанного поведения.

+ групповые нормы – определенные стандарты поведения, вырабатываемые группой.

Между элементами группового поведения имеется тесная позитивная связь, так что изменения в одном из них приводят к аналогичным изменениям в других.

Группа имеет границу, внешней к которой является окружающая среда: физическая, техническая, социальная.

Групповое поведение, первоначально вызываемое необходимостью решения проблем внешней среды, порождает затем новый тип поведения, который непосредственно внешней средой не побуждается и ориентирован на собственные проблемы группы. Лежащие в его основе элементы (индивидуальные действия, взаимодействия, чувства) составляют внутреннюю систему.

Р. Бейлс: группа имеет деловой (относящегося к решению задачи) и межличностный (эмоционального) аспекты. В процессе решения стоящей перед группой задачи возрастает функциональная специализация ее участников –> дифференциация их позиций, перераспределению в доступе к имеющимся ресурсам и различиям в степени влияния на партнеров => трудности во внутригрупповых отношениях, которые порождают давления, направленные в сторону интеграции. И стремление членов группы к единению «работает» как бы в противовес дифференциации, столь необходимой для решения инструментальной задачи. Таким образом, в определенный момент жизни группа попадает в состояние временного равновесия, являющегося некоей равнодействующей двух противоположных сил.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

3. Теория систем

Развивается представление о группе как системе (поэтому идейно подход близок к интеракционистской концепции).

В обоих теоретических направлениях содержится попытка понять сложные процессы исходя из анализа их основных элементов.

Главное различие между интеракционистской теорией и теорией систем заключено в используемых элементах анализа.

Группа описывается как система взаимозависимых позиций и ролей, акцент делается на групповых «входах» и «выходах» и группа рассматривается как открытая система (те. подверженная влиянию со стороны внешних сил).

4. Социометрическое направление

Это направление стимулировало множество эмпирических исследований внутригрупповых отношений.

По мнению зарубежных специалистов, влияние социометрических работ на развитие теории малых групп минимально.

Подход представлен работами Морено

см. вопрос № 9 Методы опроса и социометрия

5. Психоаналитическая ориентация (базируется на идеях 3. Фрейда)

Изучение преимущественно мотивационных и защитных механизмов личности.

3. Фрейд первым включил идеи психоанализа в групповой контекст («Психология масс и анализ человеческого «Я»»).

Начиная с 50-х годов в связи с возросшим интересом к групповой психотерапии некоторые положения психоаналитического подхода получили теоретическое и экспериментальное развитие в рамках групповой психологии и легли в основу ряда теорий групповой динамики.

см. вопрос № 6 Психоаналитический подход в социальной психологии

6. Общепсихологический подход

Применение к анализу группового поведения общепсихологических конструктов. Это касается главным образом таких индивидуальных процессов, как

— научение

— явления когнитивной сферы

— мотивация.

Примером обсуждаемого подхода являются теории когнитивного соответствия (см Г. М. Андреева психология соц. познания стр. 57-69). С позиций этих теорий предпринята попытка целостного рассмотрения малой группы (Тейлор).

7. Эмпирико-статистическое направление

Основные понятия групповой теории должны выводиться из результатов статистических процедур, например факторного анализа, а не формулироваться априорно.

Подобное понимание привело к широкому применению процедур, разработанных в области тестирования личности и представленных

Р. Кэттелл предложил одну из теорий группового поведения.

Теория групповой синтальности (поведение группы, действующей как целое)

3 стр., 1202 слов

Группа как основа социальной организации.Эффективность работы рабочих групп

... межличностные отношения проявляются только в условиях непосредственного группового общения. * Корпорация - это группа, которая характеризуется замкнутостью, авторитарностью управления, противопоставляет себя другим социальным общностям на основе своих узко-личностных ...

Ключевое понятие – синергия. Каждый индивид, вступая в группу, привносит в нее определенное количество индивидуальной энергии, предназначенной для развертывания групповой активности. Общее количество этой индивидуальной энергии, имеющейся у группы – синергия. Часть ее (так называемая «синергия сохранения группы»), как считает Р. Кэттелл, расходуется на сохранение существования группы в качестве некоей целостности, а оставшееся количество (так называемая «эффективная синергия») направляется на достижение целей, ради которых группа создана.

8. Формально-модельный подход

Конструирование формальных моделей группового поведения, используя математический аппарат теории графов и теории множеств.

По мнению специалистов представители этого подхода часто больше интересуются внутренней консистентностью своих моделей, нежели степенью их соответствия естественным ситуациям.

Данное направление не смогло пока оказать сколько-нибудь существенного влияния на понимание группового процесса.

9. Теория подкрепления (базируется на идеях концепции оперантного обусловливания Б. Скиннера).

Поведение индивидов в группе есть функция двух переменных: вознаграждений (положительные подкрепления) и расходов или наказаний (отрицательные подкрепления).

Идеи теории подкрепления легли в основу таких крупных социально-психологических теорий малых групп, авторы которых (Дж. Хоманс, Д. Тибо и Г. Келли) избрали объектом концептуализации внутридиадные отношения, экстраполируя, однако, результаты анализа на большие по объему группы.

Сегодня к основным подходам можно добавить еще и сформировавшееся в последние десятилетия социально-когнитивное направление.

10. Социально-когнитивное направление

Дальнейшее развитие общепсихологического подхода. Результат приложения идей, берущих начало в исследованиях когнитивных, а позднее – социально-когнитивных процессов к сферам межгруппового и внутригруппового взаимодействия. Синтез теорий социальной идентичности и социальной категоризации.

Д. Абрамс, С. Тиндейл, М. Хогг и др., пытаются анализировать различные аспекты группового функционирования (например, лидерство, сплоченность, конформность), вводя ряд новых понятий (в частности, понятие самокатегоризации).

Начиная с 70-х, наблюдается заметное размывание их границ подходов.

Некоторые крупнейшие специалисты по малым группам могут квалифицироваться одновременно как представители нескольких направлений:

теории поля, теории подкрепления и когнитивного (или общепсихологического) подхода (Г. Келли),

теории подкрепления и интеракционистского подхода (Д. Хоманс),

теории поля и общепсихологического подхода (Л. Фестингер),

теории поля и теории подкрепления (Д. Тибо).

4 стр., 1798 слов

Понятие арт-терапии.Функции групповой арт-терапии.Сущность консультативного ...

... использования арт-терапевтического подхода, уделить внимание описанию разнообразных функций групповой арт-терапии, определить роль ... применение арт-терапии в работе с группами детей, что позволяет достигнуть не ... социально - приемлемой форме, являясь безопасным методом разрядки напряжения, выступает в виде седативного средства при психомоторном возбуждении и агрессивных проявлениях. Также групповая ...

Подходы к разработке групповой проблематики в отечественной психологии:

1. Деятельностный подход

Основывается на одном из фундаментальнейших принципов отечественной психологии – принципе деятельности.

Идеи деятельностного подхода реализованы в изучении отдельных феноменов социальной группы:

— интеграции и эффективности группы

— руководства и лидерства

— межгрупповых отношений

— социально-перцептивных процессов в группе

Использование принципа деятельности в исследовании социальной группы сказалось на построении ряда теорий группового поведения: например, стратометрической концепции групповой активности А. В. Петровского и программно-ролевого подхода к изучению научного коллектива М. Г. Ярошевского.

2. Социометрическое направление

Как и в зарубежной групповой психологии, немалое число отечественных исследований малых групп может быть отнесено к так называемому социометрическому направлению.

В отечественной социальной психологии большой вклад в развитие этого направления внес Я. Л. Коломинский.

Занимался изучением групповой структуры (в основном, социометрической диагностикой школьных классов).

3. Параметрическая концепция (концепция групповой активности Л. И. Уманского)

Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой (контактной) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров.

Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы.

Следующие подходы в большей мере ориентированы на решение прикладных проблем, однако часто включаются в перечисленные выше теоретические подходы.

4. Организационно-управленческий подход

В основе лежат разрабатываемые в социологической и социально-психологической науке представления о социальной организации и управленческой деятельности.

Исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.

5. Тренингово-терапевтическое направление

Сложилось в основном как прикладная область групповой психологии, ставившая своей целью развитие психологической компетентности личности и осуществление комплекса психотерапевтических воздействий на нее в условиях пребывания в малой группе.

Время от времени предпринимаются попытки научного осмысления возникающих в этой области проблем.

Г.М. Андреева: целесообразно выделить 3 основных направления, сложившихся в руслах различных исследовательских подходов.

4 стр., 1744 слов

Психология группы

... уместными и реализуются в данном социальном контексте. Как зарубежными, так и отечественными авторами рассматривается репертуар групповых ролей в группе. Л.Г. Почебут и В.А. Чикер ... появление неудовлетворенности характером и особенностями межличностного взаимодействия в группе; групповой конфликт и столкновения между участниками; Групповую напряженность, тем не менее, не следует понимать как ...

1. Социометрическое

Дж. Морено. Наиболее продуктивно используется в прикладных целях. Чисто научная перспектива изучения малых групп оказалась в довольно ограниченных рамках. Концепция чрезвычайно уязвима по своим теоретическим предпосылкам.

2. Социологическое.

Э.Мэйо (Хоторнский эксперимент).

Теоретическое значение – получение факта существования в малой группе двух типов структур (чувство социабельности –потребность ощущать принадлежность группе; существование в рабочих бригадах особых неформальных отношений).

3. Школа «групповой динамики».

К.Левин. Постановка проблематики природы малых групп, условиям их формирования, взаимосвязи с индивидами и другими группами, условия успешного функционирования, нормообразования, сплоченности, соотношения индивидуальных и групповых мотивов (целей), лидерства, внутригрупповых конфликтов, кооперации-конкуренции, групповых решений и проч.

Несмотря на то, что зачастую исследователи не принимали теоретических положений, выдвинутых в школе Левина, выделенная им проблематика широко разрабатывалась в дальнейшем.