Экзаменационный билет № 32 2

Экзаменационный билет № 32

  1. Структура и виды волевых процессов.
  2. Руководство и групповая эффективность. Вероятностная модель эффективного руководства (Ф. Фидлер).
  3. Основные положения транзактного анализа Э.Берна. Использование концепции РВД в консультативно-тренинговой деятельности.

  1. Структура и виды волевых процессов (Гамезо, Домашенко)

Воля (Гамезо, Домашенко) – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях

1 уровень — осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности

2 уровень – активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа её преобразования

Сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели. Силу воли характеризуют: решительность, настойчивость.

В отечественной психологии существует несколько теорий, раскрывающих природу воли человека. Согласно одной из них (В.А. Иванников), поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы, и задача сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, отыскать их связь с реакциями.

Воля является важным компонентом психики, обеспечивая выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной.

— Побудительная обеспечивается активностью человека (когда человек сознательно выполняет действие с поставленной целью)

— Тормозная проявляется в сдерживании нежелательных форм активности. Регулирование поведения без торможения было бы незначительно без торможения.

Волевое действие может быть реализовано в более простых и более сложных формах.

В простом волевом акте побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически.

Для сложного волевого акта существенно то, что действию предшествует учёт его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновения намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

В сложном волевом действии можно выделить несколько основных стадий или этапов:

1. Цель и стремление достичь её.

2. Осознание ряда возможностей достичь цели

3. Появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности

16 стр., 7549 слов

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. ...

... способности оставались бы пустым звуком. 2 Теории воли Традиционно воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние ... детерминизма в объяснение воли. Тем самым они противопоставляют свою точку зрения на возникновение волевых процессов точке зрения спиритуалистических теорий, полагающих, что воля есть некая ...

4. Борьба мотивов и выбор

5. Принятие одной из возможности в качестве версии

6. Осуществление принятого решения

При оценке волевых качеств личности можно исходить из следующих определений:

-целеустремлённость

— настойчивость

— выдержка

— решительность

— инициативность

— самостоятельность

— организованность

— дисциплинированность

— смелость

— исполнительность

  1. Руководство и групповая эффективность. Вероятностная модель эффективного руководства (Ф.Фидлера)

Важным является вопрос о соотнесении лидерства и руководства в группе, от этого и от много другого зависит эффективное управление группой.

Лидерство – это психологический феномен

Руководство — социальный феномен, звено в системе в системе общественных официальных отношений.

Что общего:

— управленческие феномены

— посредством лидерства и руководства группа организуется для достижения поставленных целей

— высокостатусные

Различия:

1. Руководство реализует официальные отношения, лидерство- средство организации межличностных отношений

2. Руководство всегда возникает организованно, лидерство – стихийно.

3. Руководство имеет менее выраженную динамику, более стабильно.

4. У руководителя есть санкции, у лидера их нет.

5. Руководство действует в большей общности, и руководитель исходит не только из групповых интересов, но и большей общности. Сфера деятельности лидера – только малая группа

Б. Басс представил классификацию факторов эффективного руководства группой: (Кричевский, Дубовская)

компетенция — относится к способности индивида решать проблемы, принимать решения и, как правило, упорнее работать; в этот блок входят также специфические характеристики, такие как общий интеллект, гибкость ума, легкость речи, оригинальность мышления, рассудительность;

достижение успехи индивида в учебной деятельности, наличие значительных знаний и достижения в спорте;

ответственность включает такие характеристики индивида, как надежность, инициативность, настойчивость, агрессивность, уверенность в себе и желание отличиться;

участие и включенность — социабельность, способность адаптироваться к различным ситуациям, стремление к кооперации с другими людьми;

статус социально-экономический и психологический статус индивида;

ситуационные факторы — к ним относятся цели, которые должны быть достигнуты под руководством конкретного индивида, а также ряд характеристик его подчиненных (в частности интеллект, навыки, потребности и статус), способных влиять на эффективность руководства.

Согласно данным, представленным Б. Бассом, эффективные руководители превосходят неэффективных (или менее эффективных) по степени выраженности личностных характеристик, входящих в пять первых факторов.

Группы, находящиеся на различных стадиях развития, обладают различной эффективностью, при решении различных по значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ранних этапах развития, наиболее эффективна при решении задач, требующих минимального участи группы как целого (сплоченности).

7 стр., 3328 слов

3741-7 эффективность методического руководства на занятиях изобразительной ...

... проверить эффективность методического руководства на занятиях изобразительной деятельностью со старшими дошкольниками. Объект исследования: методическое руководство изобразительной деятельностью со старшими дошкольниками. ... исследования: ? исследования по методике обучения изобразительному искусству и руководству изобразительной деятельностью дошкольников (Л.И. Божович, В.С. Мухина, Б.М. Теплов, Д.И. ...

На следующем этапе группа будет эффективна, если задача личностно значима для каждого участника. И лишь на высшей стадии развития группы, когда все ее члены разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность будет даже в том случае, если групповая задача не приносит личной пользы членам группы.

Пожалуй, одной из наиболее значительных попыток системного представления руководства является теоретическая конструкция, предложенная Ф. Фидлером. В литературе она чаще всего именуется как «вероятностная модель эффективности руководства» [Fiedler, 1978; Chemers & Ayman, 1993], а иногда и как «вероятностная теория руководства» [House & Singh, 1987], т.е. уже в самом названии заключает системное начало.

Модель включает ряд переменных, носящих как психологический, так и непсихологический характер.

Психологические составляющие модели:

личностная (или шире — личностно-стилевая) характеристика руководителя

особенности ситуации, в которой он функционирует.

Непсихологическая часть модели представлена:

— показателями эффективности (продуктивности) деятельности руководителя.

Личностно-стилевая переменная модели операционально выражена оценкой, даваемой руководителем наименее предпочитаемому сотруднику (сокращенно оценка НПС).

Эта оценка фиксируется специальной измерительной шкалой.

Оценка НПС чаще всего трактуется, как:

характеристика стиля руководства (в континууме «авторитарный — демократический» или «инструментально ориентированный — личностно ориентированный», где левому полюсу присуща низкая оценка НПС, а правому — высокая);

показатель когнитивной сложности субъекта (например, в диссертационном исследовании В. П. Соловьева были получены факты, свидетельствующие, что для так называемых когнитивно простых субъектов более типична низкая оценка НПС, а для когнитивно сложных — высокая);

отражение мотивационной структуры личности руководителя (исходя из доминирующих в этой структуре целей: либо инструментального типа, с низкой оценкой НПС, либо эмоционального, с высокой оценкой НПС); причем мотивационная трактовка НПС является в последние годы, пожалуй, наиболее употребительной.

Другая психологическая составляющая фидлеровской модели — ситуация, в которой действует руководитель. Она анализируется по трем параметрам:

степени благоприятности отношений руководителя с подчиненными;

величине позиции власти (влияния) руководителя в группе (имеются в виду, в частности, его возможности контролировать действия подчиненных и использовать различные средства стимулирования их активности);

2 стр., 634 слов

Критерии оценки личностного роста педагога

... уникальную личность способную творить, самоорганизовываться.   Критерии оценки личностного роста педагога 1. Открытость и искренность педагога. ... много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности ... Описание способов общения.   Принципы личностно-ориентированной модели: 1. Природосообразности. 2. ЗП (принять, понять, ...

структуре групповой задачи

Совокупная количественная оценка (по специально разработанным шкалам) всех перечисленных выше параметров дает представление о величине осуществляемого руководителем ситуационного контроля (СК), т.е. степени владения им ситуацией функционирования группы.

Эффективность деятельности руководителя (непсихологическая компонента модели) представлена, как говорилось выше, показателями продуктивности группы, т.е. успешности выполнения данной конкретной группой именно тех задач, для решения которых она непосредственно создана.

Согласно «вероятностной модели», руководители с низкой оценкой НПС более эффективны в сильно и слабо контролируемых ими ситуациях (т.е. при соответственно высоком и низком СК), & руководители с высокой оценкой НПС наиболее эффективны в умеренно контролируемых ими ситуациях (т.е. при умеренном СК).

Иными словами, связь между личностной (или личностно-стилевой) ориентацией руководителя (репрезентированной оценкой НПС) и его эффективностью носит вероятностный характер в зависимости от того, в какой степени он контролирует ситуацию.

Рис. 2. Графическое отображение «вероятностной модели» эффективности руководства.

Эти постулаты модели графически отображены на рис. 2.

Из вышесказанного совершенно очевидно, что степень СК руководителя может варьировать от ситуации к ситуации. Действительно, модель предполагает восемь разновидностей ситуации, различающихся между собой по характеристикам ситуационных переменных и, следовательно, степени СК руководителя. Причем для каждого из них Ф. Фидлером и его сотрудниками на основе материалов большого числа работ определены средние величины (своего рода нормативы) корреляций оценки руководителем НПС с показателями групповой эффективности.

  1. Основные положения транзактного анализа Э.Берна. Использование концепции РВД в консультативно-тренинговой деятельности.

Он разработан как специальный метод групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний «Я». А единица взаимодействия была названа трансакцией.

Согласно концепции Берна, каждый человек представляет собой хранилище стереотипов, обусловленных спецификой воспитания в самом широком смысле этого слова. И одновременно есть в каждом человеке нечто такое, что толкает его на спонтанные поступки и действия, обусловленные детским «хочу» или «не хочу» (эмоции, импульсы и т.д.).

В реальной жизни люди пытаются соотносить «хочу» и «должно», причем те, кому это удается сделать в наилучшей степени, более гармонично вписываются в окружающий мир. Они предстают перед окружающими чаще всего разумными и преуспевающими людьми, могут занимать в жизни хорошее социальное положение. Совокупность устоявшихся стереотипов Э. Берн называет состоянием «Родитель», а трезвого «весовщика», соизмеряющего «хочу — нужно», — словом «Взрослый». А наши эмоции и импульсы — «Ребенком». Структура личности у Э. Берна трехкомпонентна. В каждом человеке самым сложным образом переплетены эти три состояния: «Взрослого», «Родителя», «Ребенка» [1, c. 367], (см. приложение 1).

8 стр., 3994 слов

Развитие общения детей второй младшей группы со сверстниками ...

... изучить развитие общения детей второй младшей группы со сверстниками посредством игр и упражнений. Для проверки выдвинутой гипотезы ... совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнёра. Межличностное общение ... и Н.М. Аксарина называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М.С. Каган считает правомерным ...

Общение с людьми (начальником на работе, продавцом в магазине, другом, сослуживцем и т.д.) может строиться по-разному, в зависимости от психологического состояния человека, от темы общения и — что очень важно — от того, является ли взаимодействие бескорыстным или человек хочет чего-то добиться от своего собеседника. Надо учитывать, что при этом включаются различные психологические механизмы, которые вызывают у человека доминирование того или иного состояния, каждое из которых пользуется своим особенным «языком» слов, жестов и поступков.

При обмене трансакциями я сигнализирую о том, что признаю вас, а вы возвращаете это признание. В языке трансактного анализа любой акт признания называется поглаживанием. Люди нуждаются в поглаживаниях для поддержания своего физического и психического здоровья.

Коммуникация может быть эффективной в том случае, если она ведется на одном и том же «языке», то есть (по терминологии Э. Берна), когда «Ребенок» разговаривает с «Ребенком», «Родитель» с «Родителем», а «Взрослый» со «Взрослым». Ажурная конструкция общения приобретает хаотические черты Вавилонской башни, если один из собеседников говорит на языке «Родителя», а другой — на языке «ребенка» и т.д. [1, c. 265], (см. приложение 2).

Э. Берн полагал, что люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества. Самой страшной игрой на Земле, по выражению самого Берна, является война. В связи с этим очень важно отметить, что групповая психотерапия (по Э. Берну) должна складываться на уровне «Взрослый — Взрослый». Цель состоит в том, чтобы научиться выделять состояния «Взрослого» как в своем собственном сознании и поведении, так и в сознании и поведении других людей, добиваясь общения на уровне «Взрослый — Взрослый».

Такие трансакции, как ритуалы, совместные занятия и развлечения, направлены на достижение определенных целей — структурирование времени и получение воздействий от окружающих. Это «честные» трансакции, которые не предусматривают манипуляцию другими. Игры же «нечестны» в самой своей основе. Игры — это серии скрытых трансакций, ведущих к определенному, часто негативному результату, в котором заинтересован тот или иной игрок. Игра — это повторяющаяся последовательность трансакций, в результате которой обе стороны испытывают рэкетные чувства (ложные чувства) [29, c. 5].

В основе трансакций лежит так называемый сценарий — генеральный план, модель которого намечается в ранние детские годы. Сценарий — это персональный план жизни, выработанный в качестве стратегии выживания.

13 стр., 6388 слов

Ролевая игра «Отпуск для Снегурочки» Время проведения: 20 минут

... ответы: По имеющейся достоверной информации, число работающих на заводе составляет всего 15% взрослого трудоспособного населения города. Генеральный директор не может ни подтвердить, ни опровергнуть информацию ... ситуации; обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно в условиях соревнования. Ход игры Эта игра по форме – групповой вариант крестиков-ноликов, по сути же – повод для ...

По Берну, наиболее важные решения, определяющие отношение к жизни, принимаются в первые два-три года, а большая часть сценариев усваивается до шести лет. Основными детерминантами сценариев являются Детские состояния «Эго» его родителей, которые внедряются в сознание ребенка посредством запретов. В то время как некоторые запреты выражаются достаточно четко, например, «Нельзя плакать на глазах у всех» или «Нельзя бить тех, кто меньше тебя», другие могут лишь подразумеваться. Например, ребенку, которого распекают за откровенные проявления чувств, вполне может быть внушено «не чувствуй». Такие часто встречающиеся внушения, как «ты никогда ничего не добьешься», «никому нельзя верить» или «от тебя только вред» трансформируются обычно в следующие жизненные сценарии: «я никогда никому не буду верить», «я должен стать сильным» и так далее.

Классическая школаназывается так потому, что ближе всего придерживается подхода, который был разработан в первые годы существования ТА Э. Берном и его коллегами. Терапевты этого направления используют широкий диапазон аналитических моделей с целью усилить понимание Взрослого и в то же время возбудить интерес Ребенка. Об этих техниках вы узнали в предыдущих главах нашей книги: Драматический треугольник, эгограммы, профиль поглаживания, выбор и так далее.

Таким образом, в классическом подходе первый шаг клиента состоит в том, чтобы развить свою способность понимать, как он создает себе проблемы. Затем он заключает контракт на изменение своего поведения для избавления от старых сценарных паттернов и достижения автономии. Считается, что при изменении клиентом своего поведения он также начинает и чувствовать по-другому, хотя изменение его чувств не является главной задачей классической школы.

Особое внимание в классической школе уделяется групповому лечению, а групповой процесс рассматривается как главный метод. При этом предполагается, что при взаимодействии клиента с членами группы проигрывается та проблема, с которой клиент пришел в терапию, связанная, в свою очередь, с проигрыванием неразрешенных в детстве ситуаций. Роль терапевта заключается в том, что он способствует развитию группового процесса, а затем знакомит членов группы с приемами, которые помогают им осознать свои игры, рэкет и сценарные паттерны, проявляемые ими во время взаимодействия с другими членами группы и терапевтом.

С точки зрения классической школы, одна из важных задач для терапевта — дать клиенту новые Родительские послания. Пэт Кроссман предложила, «три пи»: разрешение, защиту и силу (власть), выполнение которых должен обеспечить терапевт для достижения эффективного результата.

9 стр., 4148 слов

Карл Роджерс и терапия, центрированная на клиенте.

... могут относиться ко всем с одинаковым уважением и состраданием. Терапевт, центрированный на клиенте, должен уметь поддержать в клиенте уверенность в его внутренних силах, утвердить в нем веру ... к исцелению, - писал Рождерс, - находятся у клиента, но терапевт должен обладать определенными личными качествами, способными помочь клиенту научиться использовать эти ключи". Ученый вводит еще одно ...

Давая разрешение, терапевт тем самым дает клиенту послания, которые активно противоречат приказаниям или негативным контр-приказаниям сценария. Эти послания могут передаваться вербально, например: «Не работай так много!». Терапевт может также формулиро­вать и другие послания. Если клиент принимает разрешение терапевта, то в Ребенке он должен воспринимать терапевта как Родителя и как более могущественного и обладающего большей силой (властью), чем реальный родитель, от которого изначально и исходят негативные послания. Клиент также должен видеть, что терапевт способен обеспечить защиту от любых разрушительных последствий, которые, как он опасается, могут произойти из-за неподчинения негативным приказаниям родителя.