1. Перечислите основные сходства и отличия между этнической и кросс-культурной психологией. Сходства Общий понятийный аппарат понятие культуры как этнической культуры является в ней операциональным и важным понятием, т.к. человек в процессе социализации усваивает именно культуру и она, таким образом, Дисциплины с единым предметом и сходными задачами.Этническая и кросс-культурная психологии обращают особое внимание на способы, которыми ценности культуры преломляются в сознании и поведении ее представителей.
Эта проблема рассматривается в данном пособии в качестве одной из основных. Отличия В отличие от кросс-культурной психологии, сравнение психологических особенностей представителей разных этнических групп или разных культур не является самоцелью. Этническая психология может изучать психологические особенности представителей одного этноса или культуры в целях понимания обусловленности данных особенностей этнической или культурной принадлежностью.При этом сравнительно-культурный или сравнительно-этнический анализ также может являться вспомогательным научно-методическим приемом для более глубокого постижения сути изучаемых явлений. 2. Цели и задачи этнической психологии Этнопсихология — наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью, и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях.
Цели 1 выявление психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности. 2 изучение психологических механизмов формирования этнической толерантности на групповом и личностном уровне.
Задачи 1 исследование социально-психологических проблем межэтнического взаимодействия особенностей межэтнического восприятия психологических механизмов межэтнической напряженности явлений этноцентризма и этнической интолерантности в межгрупповом взаимодействии трансформации этнической идентичности социально-психологических особенностей этнических миграций и аккультурации и других аспектов межгрупповых отношений 2 изучение особенностей формирования и актуализации этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне проблем личностной саморегуляции в межэтническом взаимодействии особенностей трансформации этнической идентичности личности этнопсихотерапии и других аспектов этничности как индивидуально-личностной характеристики человека 3 создание и апробирование программ и методов социально- психологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности 4 развитие теории этнической психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принадлежности на жизнь человека. 3. Цели кросс-культурной психологии Кросс-культурная психология — это изучение сходств и различий в психологии индивидов, принадлежащих к разным культурным и этническим группам связей психологических различий с социокультурными, экологическими и биологическими особенностями, а также — изучение современных изменений этих различий Подходы в кросс-культурной психологии, наряду с фокусом на культурных различиях, нацелены на поиск универсалий Также изучают Биологические различия в питании, генетических особенностях, гормональных процессах , которые могут варьировать в группах людей внутри разных культур экологические различия рассматривают человеческие популяции в процессе адаптации к их природной среде и базируются на видах экономической деятельности охоте, собирательстве, земледелии и т.д. кросс-национальные — т.е. изучение различных культурных групп внутри одного государства.
1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...
... профессии «Психолог» Отнесенность понятия "профессия" к психологии не очевидна. Во всяком случае, в наиболее распространенных у нас психологических словарях оно как таковое не раскрывается. Правда, ... фундаментальной основе "профессия" – это также и психологическое понятие, если его рассматривать как частное выражение деятельности. Не чуждыми психологии являются и другие варианты понимания этого слова ...
Последний подход в кросс-культурной психологии понимается как собственно этническая психология, изучающая группы как носители оригинальных культур, значительно отличающихся от доминирующей культуры и сохраняющихся в течение многих поколений после миграции.
Цели 1 в переносе и проверке , когда психологические теории и факты, полученные в одной культуре, проверяются на прочность в других культурах таким образом, происходит поиск и универсалий, и культурно-специфических психологических явлений 2 в изучении других культур, для нахождения психологических особенностей, отсутствующих в культуре исследователя. 3 в попытке объединить и интегрировать данные исследований, полученные в разных культурах, и создать более универсальную психологию, теория и законы которой валидны для возможно большего числа культур. 5. Этническое самосознание и этническая идентичность. Примордиализм и конструктивизм.
Этническое самосознание осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности явление, содержащее в себе всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, включая социально-психологические установки и стереотипы часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как представителях определенной, своей этнической общности.
Этническое самосознание нередко этническая идентичность западной научной традиции . Однако это не совсем тождественные понятия.
Некоторые исследователи считают, что этническая идентичность, с одной стороны, уже, так как представляет собой когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания, а с другой стороны — шире, поскольку содержит в себе слой бессознательног.
Этническая идентичность понимается как часть социальной идентичности, а именно — представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству. положительный когнитивный уклон в пользу своей группы — ингрупповой фаворитизм — обеспечивает на индивидуальном уровне необходимое личности самоуважение, а на групповом уровне — сохранение этнической культуры и передачу ее последующим поколениям.
Сравнение определения полученного в процессе работы группы с ...
... среда – социальная среда и т.д. Сравнение определения полученного в процессе работы группы с определениями, имеющимися в литературных источниках. Определение Л.Пожар: «В нашем определении аномальные дети – это дети и подростки ...
Аутгрупповая враждебность или негативная оценка других этнических групп — последствие ингруппового фаворитизма.
Может возникнуть без выраженного межэтнического противостояния в процессе социальной категоризации Хорошей иллюстрацией бытования в этническом сознании ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности являются этнические стереотипы- упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы, легко распространяемые на всех ее представителей.
Выделяют этнические автостереотипы — представления и характеристики членов своей этнической группы и этнические гетеростереотипы — образы представителей других этнических групп. Выделяют три основных функции этнического стереотипа познавательную, коммуникативную и функцию защиты позитивной этнической.
Последняя функция, а именно — защита позитивной этнической идентичности — нередко осуществляется с помощью известного феномена, называемого этноцентризмом. 7. Что такое этноцентризм и каковы его естественные основания? Способы уменьшения этноцентризма? Этноцентризм восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры тенденция использовать стандарты своей группы для оценки других групп, располагая свою группу на вершине иерархии и рассматривая другие группы как нижестоящие собственная культура задает нам когнитивную матрицу для понимания мира, так называемую картину мира . Если мы все время живем в одной культуре, то естественным для нас будет считать свою культуру неким безусловным стандартом. чем больше культурные или поведенческие различия, тем больше потенциальный негативизм их оценки иногда само понятие человек определется через название своей культурной группы племени , таким образом, люди из других культур не воспринимаются как действительно люди Исследования по этноцентризму, проведенные Д.Кемпбеллом и его коллегами, показали, что всем людям свойственно 1 считать то, что происходит в их культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах — неестественным и неправильным 2 рассматривать обычаи своей группы как универсальные что хорошо для нас, то — хорошо и для других 3 считать нормы, роли и ценности своей группы безусловно верными 4 считать помощь и кооперацию с членами своей группы естественной 5 действовать так, чтобы члены своей группы были в выигрыше 6 гордиться своей группой 7 чувствовать неприязнь по отношению к внешним группам.
Снижение сопротивляться и осознание собственного этноцентризма — первый шаг к свободе от него путем осознания ограниченности наших современных знаний и попытки проверить данные исследований и теорий в других культурах. научиться ценить лучшее из того, что производится людьми, вне зависимости от того, где это делается анализировать механизмы социального поведения в других культурах и овладеть навыками, которые способствуют успешности взаимодействия представителей разных культур. 8. Что такое культура? Как для этнической психологии основополагающим понятием является этнос, так для кросс-культурной психологии понятие культура является базовым теоретическим конструктом. 6 основных классов определений культуры 1.Описательные определения, которые содержат попытки перечислить аспекты человеческой жизни и деятельности, созидающие культуру. 2.Исторические определения — например, аккумуляция традиций в процессе существования культуры культурное наследие . 3.Нормативные определения — описание разделяемых норм и правил, управляющих человеческим поведением. 4.Психологические определения — опирающиеся на психологические феномены — например, приспособление, культурную адаптацию, решение проблем, обучение, навыки.
1.Теоретические основы изучения девиантного поведения в психолого-педагогической ...
... действий, поступков, видов деятельности, распространенным в обществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям. Нормы являются тем механизмом, который ... общепринятым или официально установленным социальным нормам. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловлена возникновением в рамках психологии особого направления (специальной психологической ...
5.Структурные определения — относятся к моделям организации культуры культура — не комплекс обычаев, а способ формирования единой модели внутрисвязанных феноменов. 6.Генетические определения, основанные на происхождении или генезисе культур культура как результат адаптации группы к среде обитания, рождается в социальном взаимодействии и творческом развитии. Культура сложное понятие, относящееся как к материальным пища, одежда , социальным организация и структура общества явлениям, так и к индивидуальному поведению, репродукции, организованной деятельности религия и наука . абстрактное понятие, теоретическая сущность, которая помогает нам понять, почему мы делаем то, что делаем и объяснить различия в поведении представителей разных культур. не статичное явление, она всегда находится в изменении изменения в поведении обязательно означают изменения в культуре ъ комплекс созданных людьми объективных и субъективных элементов, которые в прошлом обеспечили выживание жителей определенной экологической ниши, став общими для тех, кто говорил на одном языке и жил вместе в одно и то же время Triandis H 1994 . В кросс-культурной психологии это все, что создано человечеством Herskovits M 1955г. это то, что наделено общим смыслом Geertz C 1973 не что иное как общение Hall E 1959 компьютерная программа, регулирующая поведение Hofstede G 1980 . совокупность неосознаваемых положений, стандартных процедур и способов поведения, которые были усвоены в такой степени, что люди не рассуждают о них. 10. Факторы формирования культуры Самый простой путь изучения связи между культурой и человеческим поведением Экология культура социализация личность поведение.
Экология физическая среда, климат, фауна, флора предоставляет человеку некоторые ресурсы для жизни плодородную землю, зверей для охоты, нефть, металл и т.д. Эти ресурсы делают возможными определенные виды деятельности земледелие, охота, рыболовство и т.д Данные виды деятельности могут особенно удачно вознаграждаться например, рыболовство , благодаря этому закрепляться и распространяться среди членов данной культуры, становясь автоматическими и переходя в ранг обычаев.
Субъективная культура включает в себя то, что подлежит категоризации и должно иметь название — развивается язык, возникают ассоциации между категориями — рождаются нормы, ценности, роли и особенности самоконцепций представлений о себе . Когда представления и нормы разделяются большинством людей в группе, они становятся элементами данной культуры и начинают определять индивидуальное и групповое поведение.
Роль семьи в жизни ребенка
... между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ... В деятельности проявляются склонности и интересы, импульсивные побуждения и желания. На поведении, помимо мотивов, откладывает свой отпечаток темперамент, наследственные генетические особенности. Происходит формирование ...
Особенности среды создают условия для развития особенностей культуры, поведения и навыков социализации определенные экологические условия наличие мухи цеце вызывают развитие определенных элементов культуры длительное табу на секс после рождения ребенка, многоженство, тесная эмоциональная связь ребенка с матерью в результате сна в одной постели, церемония инициации и установление более далеких отношений в последующей жизни . Можно сказать, что экология и история — главные факторы, формирующие культуру, влияющие на поведение членов культуры и тем самым создающие способы социализации детей в данной культуре.
Социализация ребенка зависит от многих факторов от того, какие ресурсы доступны родителям, какую эмоциональную и материальную поддержку они могут получить от других и какова структура семьи.
Способ социализации связан с особенностями личности и поведения.
Рассмотрим, как тип личности влияет на поведение.
Поскольку по мнению ряда ученых, ситуация лучше предсказывает поведение, чем личность, у людей с определенным типом личности существует тенденция выбирать ситуации, наиболее им подходящие. Ситуация — наиболее сильный предсказатель поведения.
Однако, культуры формируют свои ситуации по-разному, в зависимости от социальной структуры общества, состава семьи, ведущих типов отношений между людьми. 11. Роль экологии в формировании культуры.
Каким образом экология может влиять на типы культурной социализации и типы личности? Особенности среды создают условия для развития особенностей культуры, поведения и навыков социализации.
Экологии, где выживание зависит от охоты и ловли рыбы, отличаются от экологий, где выживание зависит от успешного земледелия — поощрение физической мобильности сила, выносливость, смелость и уверенность в себе и независимости.
В земледельческих культурах — кооперация, взаимозависимость, ответственность и стремление к согласованности.
Некоторые исследователи Berry J 1975 считают, что экологические различия могут приводить даже к изменениям в генофонде той или иной культуры.
Так, например, сверхнезависимые и безответственные люди в земледельческих культурах могут изгоняться из общества или даже уничтожаться физически.
В охотничьих обществах, наоборот зависимые и несамостоятельные особи также могут изгоняться и отвергаться обществом.Таким образом, генофонд группы может становиться более согласованным с требованиями экологии, что усиливает шансы этой группы успешно адаптироваться к данной среде и выжить в ней. Особенности среды создают условия для развития особенностей культуры, поведения и навыков социализации определенные экологические условия наличие мухи цеце вызывают развитие определенных элементов культуры длительное табу на секс после рождения ребенка, многоженство, тесная эмоциональная связь ребенка с матерью в результате сна в одной постели, церемония инициации и установление более далеких отношений в последующей жизни . 13. Культурная эволюция Культурная эволюция Измерение культурных различий, лежащее в основе деления на примитивные и цивилизованные культуры — это понятие культурной эволюции . Культурные группы образовались из небольших охотничьих и собирательских обществ, потом — сообществ, основанных на выращивании растений или разведении скота, затем — индустриальных и постиндустриальных обществ.
Интеллект: новый взгляд
... изображает наиболее фундаментальный аспект интеллекта, именуемый нами биологическим интеллектом. Он служит физиологической, нейрологической, биохимической и гормональной основой познавательного поведения, т.е. в основном связан ... тестирования в основном определяется биологическим интеллектом, но не им одним. Культурные 113 факторы, воспитание в семье, образование и социоэкономический статус вносят ...
Случайные вариации имеют место как в генах, так и в культуре в генах работает естественный отбор, а в культуре происходит избирательное закрепление наиболее эффективных способов поведения. прогресс , социальный дарвинизм . Критика Не происходит некоторое абсолютное улучшение в качестве культуры, так как не существует научных подтверждений данного мнения, и оно основано на личных предпочтениях, что считать хорошим или плохим в человеческом существовании.
Не существует объективных доказательств, что одно изменение в результате адаптации прогрессивнее другого.
Адаптивное улучшение относительно, оно должно быть обосновано и объяснено. В своем специфическом контексте каждая адаптирующаяся популяция адекватна среде, истинно превосходящая в своем особом, не подлежащем сравнению пути цит. по Triandis H 1994 . 14. Эмик и этик -аспекты культуры.
Одно из наиболее сильных культурных различий — язык. Фонетика — звуки, которые имеются во всех языках, фонемика — звуки, характерные для одного определенного языка.
Лингвист К.Пайк в 1967 г. взял окончания этих терминов и обозначил словом этик — универсальные элементы культуры, а словом эмик — культурно-специфические элементы. Эмик и этик можно представить в виде полюсов континуума, на одном из которых представлено универсальное культурное явление, а на другом — специфическое.Но такой подход — уже культурно-специфичен, можно рассуждать не только или-или , но и и-и , что означает, что поведение может быть и культурно-универсальным и культурно- специфичным например, смотреть или не смотреть в глаза при разговоре . социальная дистанция с членами аут-группы внешней группы — это универсальный или этик-элемент культуры. физические игры и состязания, суды, танцы, обмен подарками, приветствия, гостеприимство, юмор и шутки, хождение в гости и родственные связи в номенклатуре социальная дистанция в ингруппе касты в Индии — пример культурно-специфических эмик вариаций универсального этик культурного элемента формы проявления Таким образом, есть много примеров универсальности, даже если не проводилось специальных исследований в других культурах.
Существует мнение, что феномены, тесно связанные с биологией, экологией или социальной структурой, являются наиболее универсальными.
Культура главный источник и носитель смыслов, мы не можем быть уверены в универсальности смыслов и значений.Поэтому необходимо проверить каждый научный факт, чтобы судить о его универсальности. действует как некий фильтр не только при восприятии вещей, но и при их интерпретации и осмыслении.
Мы не можем отделить себя от своей культуры и невольно трактуем поведение других с позиций своей культуры. 15. На какие стороны жизни общества влияет культура? Приведите примеры влияния культуры на политику. Культура и политика. Культура в сильной степени пронизывает все сферы человеческой жизни, включая и такую важную для современного мира сферу межгосударственных или политических отношений.Тем, кто занимается этнической психологией, следует иметь представление о том, что подавляющее большинство социально-психологических исследований 90 проведено в регионах Европы и Северной Америки, которая представляет менее 7 человечества.
Взаимосвязь социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности
... интеллектуальных способностей, которые являются составляющими компонентами психологической культуры личности. Целью исследования является изучение характера взаимосвязи социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности. Объектом исследования является коммуникативная и интеллектуальная деятельность ...
Если бы на Земле было 100 человек, то 55 были бы азиатами, 21- европейцами, 9 — африканцами, 8 — южноамериканцами и 7 — североамериканцами.Антропологи выделяют 6 культурных регионов на основе сходства социальных структур, языков, религий как наиболее отличных друг от друга 1. Европа и регионы, подверженные европейскому влиянию — Северная Америка, Северная Африка и Израиль 2. Африка к югу от Сахары 3. Восточная Азия Япония, Китай и Южная Азия Индия 4. Острова Тихого океана включая австралийских аборигенов 5. Североамериканские индейцы 6. Южноамериканские индейцы.
При измерении культурной дистанции исследователи должны иметь в виду пять основных факторов язык, структуру семьи, религию, уровень жизни и ценности. 1. Языки группируются в семьи.Сравнительные лингвисты открыли эти семьи, анализируя сходства в словах и конструкциях языка. Например, индоевропейские языки простираются от Индии до Исландии с немногими вкраплениями языков не индоевропейской группы финны, венгры, баски . Эти семьи языков отличаются , например, от японского или зулу. 2. Структура семьи изменяется от полигамии муж имеет много жен и полиандрии жена имеет много мужей к моногамии один супруг и от экстенсивной когда все ресурсы разделены между родственниками к нуклеарной родители и дети . 3. Религии имеют множество вариаций внутри христианства, иудаизма, мусульманства, буддизма, хинди, синто и анимистических культов. 4. Для исчисления уровня благосостояния чаще используют размер доли валового национального продукта на душу населения.
Эта цифра колеблется от150 в Бангладеше до 23000 в Швеции. 5. Ценности очень различны в разных культурах от почитания родителей и старших до собственного удовольствия . Минимальная культурная дистанция означает, что все пять факторов близки, максимальная — все пять различны. 16. Культура и здоровье.
Культура и здоровье.
Существуют очевидные подтверждения связи между культурой и здоровьем. В большинстве традиционных культур продолжительность жизни колеблется между 40 и 50 годами, в развитых странах — между 70-86 годами.Это зависит от экологии, диеты, физической активности и точности статистики. Диета зависит от экологии что доступно в этой среде и культуры традиции питания . Культуры, подвергающиеся резким и быстрым изменениям и культуры, в которых индивид чувствует себя одиноким, без социальной поддержки родственников и друзей, характеризуются более высоким уровнем стресса.
Психическое здоровье также тесно связано с культурой.В США, например, ежегодно подвергаются госпитализации около 10 тыс. людей с психическими нарушениями, в Панаме — 121 человек, в Финляндии — 99, в Бирме и Танзании — 1 человек в год. Здесь могут играть роль следующие культурные факторы определение типов поведения, которые требуют госпитализации, степень стрессогенности среды, вероятность получения социальной поддержки, доступность альтернативных способов лечения шаманы, хилеры и т.д. и другие факторы.
Важным культурным фактором является степень, в которой человек чувствует себя способным контролировать свою среду. Некоторые психические нарушения, например, депрессия, вызваны именно утратой контроля над своей средой и острым чувством беспомощности вследствие этого.Культуры различаются тем, противостоят ли люди свои проблемам в одиночку индивидуалистические культуры или они справляются с ними с помощью других людей коллективистские культуры . В таких культурах люди часто советуются друг с другом, решения принимаются путем согласования, и ответственность делится на всех поровну.
Культура как естественная система психологической поддержки
... (верных для некоторых людей, представляющих некоторые культуры). В США психология сегментирована на специфические тематические области - например, клиническую, социальную, онтогенетическую (развития), личностную и ... понятию «адаптационно-деятельностной модели», которое и заменит расплывчатое понятие «модели культуры». Культура имеет в себе несколько уровней адаптации. Представим их иерархию в ...
В индивидуалистических культурах неудача, неуспех — источник большего стресса, чем в коллективистских, где неудачу можно разделить с другими вспомните русскую поговорку на миру и 17. Влияние культуры на полоролевую социализацию и мораль.
Согласно теории Хофстеда, различия в половых ролях зависят от степени полоролевой дифференциации или степени маскулинности или феминности В ряде кросс-культурных исследований установлено, что феминные культуры с низкой дистанцией власти Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция имеют личностно-ориентированные семьи, в то время как культуры с высокой дистанцией власти и с ярко выраженной маскулинностью Греция, Япония, Малайзия, Мексика имеют семьи, ориентированные на жесткие полоролевые позиции.
В личностно-ориентированных семьях власть распределяется более или менее равномерно, поощряется уникальность и развитие каждого члена семьи, а также — активное участие всех в принятии внутрисемейных решений.В позиционно-ориентированных семьях власть обычно распределяется неравномерно, родители чаще отец — авторитарные фигуры, которые держат под контролем процесс принятия решений в семейной жизни, семья построена иерархично и младшие члены семьи не имеют права голоса . Личностно-ориентированные семьи, в конечном результате, способствуют усвоению равенства в половых ролях, а позиционно-ориентированные — полоролевой дифференциации.
Общим для всех культур является то, что мужчины имеют более высокий статус и власть, чем женщины.В чем мужчины и женщины наиболее неравны? Первый показатель — процент неграмотности в целом он выше среди женщин.Другие показатели — женщины на управляющих должностях, и их индивидуальный доход эти показатели намного ниже у женщин, чем у мужчин . Главным фактором, лежащим в основе неравенства является, возможно, то, что существуют традиционные виды занятий для мужчин и женщин. 2 В коллективистских культурах морально то, что хорошо для коллектива, а в индивидуалистических главное — права отдельного человека.
В коллективистских культурах конфликт между индивидом и группой разрешается моральным подчинением индивида ожиданиям коллектива.Такой конфликт в индивидуалистических обществах разрешается с абстрактных позиций типа наибольшая польза для большинства . В таких культурах люди могут преследовать индивидуальные цели, не боясь быть отвергнутыми обществом, тогда как в коллективистских культурах люди за это нередко подвергаются остракизму.
В одном из исследований в Индии людей спрашивали, может ли вдова есть рыбу и они ответили, что нет и что это очень опасно.Испытуемые в США отвечали, что она, конечно же, имеет право есть рыбу — почему бы нет? Под этими ответами скрываются культурные различия индусы верят, что вдова связана с мужем в вечности.
Если она ест рыбу, это может вызвать сексуальное возбуждение, она может вступить в связь с другим мужчиной и это разорвет ее вечную связь с мужем после смерти.Аналогичный пример — индийцы осуждают отказ в помощи любому человеку в любой ситуации, а американцы — только в случае опасности для жизни этого человека. 34. Какие различия существуют в понимании интеллекта в разных культурах и с чем это связано? Интеллект в разных культурах мышление — это распространение данного в стимульном материале или в памяти с целью создать нечто новое Это применение информации о чем-то наличном для получения чего-то нового цит. по Коул М. и Скрибнер С 1977 . Другим общим выражением подобного взгляда на мышление служат известные слова Д.Брунера Выход за пределы непосредственно данной информации Брунер Дж. и др 1971 результатом мышления должно быть некоторое переструктурирование данных новым для мыслящего человека способом.
Личность как предмет психологического исследования Леонтьева А. Н
... новые теоретические рубежи. - 4 - Объект исследования: научная деятельность Алексея Николаевича Леонтьева. Предмет исследования: Личность как предмет психологического исследования Алексея Николаевича Леонтьева. Цель курсовой работы: рассмотреть ... Н.И. Бухарин. Довелось Леонтьеву послушать и лекции И.В. Сталина по национальному вопросу, о которых, впрочем, через полвека он отзывался более чем ...
Другие люди могли раньше найти это решение, но его нахождение этим конкретным человеком представляет подлинный акт мышления.
Особенностью современного представления о мышлении является то, что его не отождествляют с логикой. Связь между процессами рассуждения и процессами, формализованными в логических моделях, рассматривается как проблема, требующая специального изучения, а не как аксиома.Теория Ж.Пиаже рассматривает интеллект как результат когнитивного развития, имеющего несколько стадий, последняя из которых — способность к абстрактному логическому мышлению.
С.Спирмен и Л.Терстоун развивали так называемые факторные теории интеллекта. Согласно этим теориям, интеллект представляет собой совокупность факторов вербальное и пространственное понимание, скорость восприятия, богатство словаря и т.д. Д.Гилфорд продолжил это направление и описывал интеллект с помощью трех независимых измерений — оперативность, содержание и продуктивность.Используя различные сочетания этих трех измерений, Гилфорд предполагал, что интеллект в реальности имеет около 150 независимых факторов.
Гарднер и Т.Хатч предположили существование семи различных типов интеллекта логико-математический, лингвистический, музыкальный, пространственный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный. Р.Стернберг предложил теорию интеллекта, которая основана на существовании трех независимых подтеорий интеллекта контекстуальной, экспериментальной и компонентной.Контекстуальный интеллект — это способность индивида адаптироваться к среде, решать проблемы в специфических ситуациях.
Экспериментальный-способность формулировать новые идеи и комбинировать разнообразные факты. Компонентный интеллект — способность абстрактно мыслить, оперировать информацией и находить причины. Теория Стернберга направлена больше на процессы, лежащие в основе мышления, чем на его продукты, и поэтому она имеет больший потенциал для использования в кросс-культурных исследованиях.Поскольку, как мы видим, существуют очень разные понятия об интеллекте в разных культурах, очень трудно найти единое основание для сравнения интеллекта в разных обществах, так как в различных культурах ценятся разные личностные черты, способствующие успешному поведению, тем более, что и понятия успешного поведения тоже очень разные.
Так, например, в американской культуре люди обычно вознаграждаются за демонстрацию своих знаний и умений.В других культурах, ценящих скромность и межличностную кооперацию, такое поведение может восприниматься как неподобающее, нескромное или даже грубое.
Эти различия очень важны для кросс-культурных исследований интеллекта, т.к. успешное выполнение тестов на интеллект может требовать демонстрации поведения, которое считается нескромным и неподобающим в культуре А, но желательным и одобряемым в культуре Б. Это может привести к некорректным сравнениям результатов, полученных в данных типах культур.Кроме того, тесты, разработанные в одной культуре, могут абсолютно не подходить к исследованию интеллекта в другой культуре, даже если они правильно переведены на другой язык. Например, в одном из американских тестов на интеллект есть такой вопрос Что общего между скрипкой и фортепьяно ? Понятно, что такой вопрос предполагает наличие понятия о скрипке и фортепьяно и рассчитан на представителей среднего класса западного общества, но никак не на представителей других культур, которые могут ничего не знать о данных музыкальных инструментах или использовать абсолютно другие музыкальные инструменты.
Большинство кросс-культурных исследований интеллекта посвящено результатам исследований, проведенных в мультикультурных обществах, где представители культурных меньшинств обследовались по тестам, созданным для представителей доминирующей культуры. 36.Культура и категоризация.
Когда ученые говорят о межкультурных различиях в мышлении, они считают основным источником этих различий способы классификации или категоризации мира, свойственные той или иной культуре.
При изучении классификации в детской и кросс-культурной психологии внимание исследователей было направлено на такие аспекты поведения испытуемого 1.Какое именно свойство объекта служит критерием сходства кладется в основу классификации ? 2.Меняется ли этот критерий в процессе группировки или сохраняется до конца ? Результаты, полученные в ходе изучения этих вопросов, явились эмпирической основой теорий развития познавательных процессов от конкретного привязанного к ситуации мышления к абстрактному понятийному мышлению. многие авторы характеризуют мышление людей из бесписьменных культур как конкретное или недостаточно абстрактное.
Дж. Брунер разработал теорию познавательного развития, согласно которой в процессе развития и усвоения понятий ребенок переходит от одних свойств предмета, служащих основой классификации, к другим, с каждым разом все более абстрактным и общим.Школьное образование оказывало сильное влияние на способ классификации и на те основания, которые испытуемые давали созданным ими группам предметов.
Ученые считают, что влияние школы этим не ограничивается — школьное обучение учит человека при решении задач на классификацию искать правило решения задачи, отбирая его среди нескольких возможных.Кроме того, только школьное образование оказывает влияние на способ описания и объяснения людьми их собственных умственных действий. 37. Культура и решение задач. Решение задач или проблем — это поиск новых способов достижения цели. Психологи пытались исследовать процесс решения проблем, давая индивидам из разных культур задания решить неизвестную проблему в искусственно созданной ситуации.
Эксперимент с комбинированным нажатием кнопок — ящик с ключами для либирийцев o Исследователи сделали вывод, что способность либерийцев мыслить логически при решении задачи, обусловлена контекстом.Когда задача содержит материал и задания, уже знакомые либерийским испытуемым, они успешно решают ее, когда же вводятся незнакомые прежде элементы контекста, у них возникают трудности в начале решения задачи.
В некоторых случаях неграмотные либерийцы испытывали магический страх перед незнакомым аппаратом и отказывались прикасаться к нему. Другой тип задач, исследовавшийся кросс-культурно — это решение вербально-логических задач с использованием силлогизмов. В этой области хорошо известны эксперименты А.Р.Лурия в Средней Азии. Когда неграмотных испытуемых просили объяснить нелогичные ответы на силлогизмы, они постоянно либо приводили факты, известные им, или говорили, что они ничего не знают о данном предмете, игнорируя логические посылки, даваемые в задаче.
Например, на вопрос Все дети любят конфеты. Мэри — ребенок. Любит ли Мери конфеты испытуемые пожимали плечами и говорили Откуда мне знать, любит ли Мери конфеты? Я ее не знаю. или Может она и не любит конфеты — я знаю детей, которые их не любят . o Важно понимание гипотетичности проблемы.Итак, мы рассмотрели, как культура влияет на основные познавательные процессы восприятие, мышление и память.
Эти различия в познавательных процессах, несомненно, влияют на поведение людей в целом и на межкультурное взаимодействие. Если люди из разных культур по-разному воспринимают даже зрительные иллюзии, неудивительным является и то, что они вообще могут по-разному воспринимать окружающий мир. Аналогичные кросс-культурные различия в понимании интеллекта и подходах к его измерению также влияют на поведение и мышление представителей разных культур, а также — оценку интеллектуальных способностей, существующую во многих системах образования.
Разумеется, установки людей в отношении системы образования, принятой в данной стране, обусловлены историческими, социально-политическими и этнопсихологическими факторами. 39. Каковы основные различия понятий базовой и модальной личности? По мнению Линтона, концепт базовой личности означает особый тип интеграции индивида в культурную среду на основе опыта социализации членов данной этнической общности и их индивидуально-личностных характеристик.
Согласно данному подходу у каждого народа существует своя базовая структура личности, которая передается из поколения в поколение посредством социализации и в какой-то мере определяет судьбу данного народа непосредственное влияние культуры связано с процессом закрепления первичного опыта социализации в самой структуре личности.Этот закрепленный опыт оказывает влияние на формирование базовой личности, которая в свою очередь создает и сохраняет отдельные аспекты культуры.
По мнению А.Кардинера, в культуре выделяются две стороны. Первая состоит из институтов первичной социализации, которые выступают в качестве определителя базовой личности семья, друзья, соплеменники а вторая включает в себя институты вторичной социализации, порождаемые самой базовой личностью религиозные верования, мифологические представления, фольклор и т.д Для обьяснения законов функционирования всех сторон личностной социализации были использованы понятия проекция и адаптация , заимствованные из психоаналитической литературы. все институты первичной социализации являются результатом исторического процесса адаптации индивида как социального существа к своему непосредственному окружению индивид с момента своего рождения уже находится под влиянием институтов первичной социализации, которые типичны для данной культуры Особый интерес представителей данного направления психологической антропологии вызывали внутриличностные конфликты, возникающие в подсознании и порождаемые трудностями начальной стадии социализации.
Это, в свою очередь, вызывало трудности прохождения вторичного этапа социализации и формировало механизмы психологической защиты, в основном, механизмы проекции.
Позже понятие базовой структуры личности было дополнено эмпирическим понятием модальной личности.Этот подход был основан на систематическом сборе индивидуальных данных и предположении, что самый достойный обьект исследования — это наиболее часто встречающийся в данной культуре тип личности, чем базовая структура , разделяемая всеми членами общества.
Этот подход с точки зрения модальной личности был предложен в работах А.Валласа, использовавшего индуктивные статистические процедуры определения модального класса и комбинацию данных различных тестов с результатами наблюдений. Модальная личность — не значит усредненная личность . Это — наиболее часто встречающийся или наиболее массовый тип личности в данной культуре.Для К.Дюбуа, например, модальная личность — это прежде всего описательная концепция, как, например, расовый тип. По мнению Ф.Боаса, модальная личность имеет два больших преимущества перед базовой структурой личности для понимания отношений между культурой и личностью 1. Все или даже большинство членов общества не могут иметь одну и ту же структуру личности. 2. В исследованиях модальной личности данные наблюдения, биографические данные и результаты тестов собираются независимо и обычно публикуются, что значительно повышает достоверность выводов и статистического анализа.
Обобщив данные обследованных им 70 взрослых индейцев, А.Валлас выявил некий модальный класс индивидов, чьи данные стандартно отклонялись от средних показателей. 26 из 70 индивидов составляли сердце этого модального класса, 16 — располагались около и составляли субмодальный класс . По 26 индивидам он высчитал средний профиль модального класса и интерпретировал его как профиль одного индивида.
Что же это получилась за личность? Было выделено 4 характерные особенности 1. Испытывает сильную тенденцию к пассивности и зависимости на бессознательном уровне. 2. Испытывает страх быть отверженным средой и самим собой. 3. Испытывает компенсаторное желание быть гипернезависимым, агрессивным, самодостаточным. 4. Неспособен чувствовать и оценивать среду реалистически и находится во власти общих категорий, стереотипов и дедуктивной логики.
Данная структура модальной личности сопровождалась описанием культуры индейцев тускарора в прошлом и настоящем, а также описанием половых различий в характеристиках личности Kaplan B 1961 . Несомненной заслугой исследований школы Культура и личность был поворот от субъективных этнографических описаний к поддающимся верификации психологическим исследованиям.
Основная идея этой парадигмы — что каждое общество может быть охарактеризовано через типичную личность , и эти характеристики могут быть сравнимы.Однако, данные психологических тестов, отличающиеся у представителей разных культур, не всегда поддаются объяснению через призму культуры, да и сами тесты никогда не были свободны от влияния культуры.
Логическим продолжением исследований по данному типу явилось изучение национального характера . 40. Существует ли связь между культурой и типом национального характера? Приведите аргументы за и против . Считается, что традиции житейского и литературного описания национальных характеров восходят к античности Теофрасту, Тациту и более современным авторам Л. Барцини, писавшему об итальянцах, или философу-интуитивисту Н.Лосскому с его исследованием Характер русского народа . В этническом сознании каждого народа в стереотипной форме присутствуют представления о типичных представителях той или иной нации англичане — консервативны, французы — возбудимы и легкомысленны, немцы — аккуратны и трудолюбивы, испанцы — горды и т.д. Таким образом, существует широко распространенное положение, что представители различных наций имеют общие, но отличные от других характерные черты.
Стереотипы в групповом сознании всегда выполняют важные социальные функции.
Иногда подобные стереотипные представления призваны оправдать основанные на них модели поведения, такие, например, как дискриминационная или эксплуататорская. Изучение национального характера в США началось в связи со второй мировой войной.Считалось, что понимание психологии врагов и их лидеров будет полезно как в планировании операций в ходе войны, так и в проведении послевоенной государственной политики.
После вступления США в войну столь известные антропологи как Р.Бенедикт, К.Клакхорн и другие переехали в Вашингтон, чтобы принять участие в исследовании национального характера.Согласно свидетельству М.Мид, с 1943 г. в различных правительственных службах в Вашингтоне было много психологов и антропологов, занимающихся проблемами национального характера и развитием техник для изучения культур и дистанции между ними. 41. Какие исследования национального характера вы знаете? Хорошей иллюстрацией этого направления могут служить примеры исследования национального характера, в частности, японцев, немцев и русских, проводимых в те годы. Желтая опасность . По мнению самих американцев, наиболее экзотичным врагом в этой войне была Япония.
Поведение японского правительства, да и просто японских солдат часто ставило американцев в тупик.Например, их поражал фанатизм японских солдат в их преданности императору и готовности покончить с собой в случае неудачи.
Но что еще более поражало американцев, так это парадоксальное поведение пленных японцев они, казалось, были готовы к немедленной измене и с энтузиазмом работали на своих захватчиков. Этим фактам попытался дать объяснение К.Клакхорн. По его мнению, японские военнопленные воспринимали себя как социально мертвых их отношения с семьей, друзьями, страной они считали закончившимися.Но так как физически они были живы, то надеялись быть принятыми новым обществом были готовы вступить в американскую армию, снабжали ее детальной информацией и т.д. На основании этого американские антропологи заключили, что мораль японского общества ситуативна.
Р.Бенедикт, изучавшая японскую культуру и после окончания войны, написала книгу Хризантема и меч . В ней она интерпретировала такие, казалось бы, несовместимые качества, как утонченный эстетизм японцев и известный всему миру милитаризм. Итак, главной целью таких исследований было стремление к познанию стержня национального характера.
Что касается Японии, то стержнем характера взрослого японца американские антропологи сочли долг или обязанность.Этот вывод был сделан на основании того, что японцы среднего возраста имеют гораздо меньше личной свободы, чем дети или старики, что является полной противоположностью американского общества, где дети и старики, напротив, имеют меньше личной свободы, чем люди в расцвете лет . Такова суть японского национального характера, увиденная глазами американских культурных антропологов в середине ХХ века. Бегство от свободы . Немецкий национальный характер изучал талантливый ученик З.Фрейда Э.Фромм. Он хотел понять почему немецкий народ поддался диктаторскому режиму Гитлера? Появление нацистского движения в Германии он попытался объяснить тем, что в Германии преобладает так называемый авторитарный тип личности. Личность такого типа обязательна и услужлива по отношению к вышестоящим, но ведет себя в повелительной и презрительной манере по отношению к подчиненным.
Фромм считал, что личности с таким характером тревожно реагируют на демократические институты и демонстрируют сильную тенденцию бегства от свободы в авторитарные системы, в которых ощущают себя более комфортно.
Идеи авторитаризма на много десятилетий привлекли к себе внимание социальных психологов. В центре некоторых исследований непосредственно стояла личность Гитлера. В частности, в работе У.Лангера упор делался на личную жизнь фюрера, на его неврозы и стиль лидерства.Например, хотя большинство немцев называли свою землю отчей , Гитлер всегда называл ее материнской землей . Отсюда У.Лангер сделал вывод, что Гитлер перенес свой эдипов комплекс на германскую нацию и проецировал свою ненависть к отцу на старую и разрушенную Австрийскую империю.
Личность Гитлера также изучал известный психолог Э. Эриксон. Он выявил так называемую новую идентичность , которую фанатичный германский национализм и расизм предложил немецким подросткам.Эта идентичность была изначально ущербной, так как строилась в противовес негативной идентичности евреев, для которой были использованы антисемитские стереотипы, так что сильной, чистой и хорошей немецкая высшая раса была не сама по себе, а по контрасту с другими, низшими и не имеющими права на существование.
К несчастью для остальной Европы, личная патология Гитлера переросла в бессознательный конфликт целого поколения, дав ему дьявольскую власть над большей частью Европы.По высказыванию Э.Эриксона, миллионы немцев с готовностью откликались на призыв Гитлера, продиктованный его болезненными видениями Сегодня наша — Германия, завтра — целый мир! И виной этому единодушию была сформированная фашистской идеологией новая немецкая идентичность . Здесь американскими антропологами и психологами были подняты очень важные социально-психологические проблемы отношения между временем, господствующей социальной или национальной идентичностью и психологическими особенностями лидера этого периода, что не раз приводило в истории к трагическим последствиям многие народы.
Славянская душа . Русский национальный характер занял свое место в фокусе исследований зарубежных антропологов сразу после войны.
Британский антрополог Д.Горер выдвинул свою пеленочную гипотезу, М.Мид ее развила и популяризировала, а Э.Эриксон адаптировал ее в своей статье Легенда о юности М.Горького . Что же это за гипотеза? Д.Горер считал, что русским свойственна традиция туго пеленать младенцев с ранних месяцев их жизни.Это, по его мнению, приводит к тому, что они растут сильными и сдержанными, в противном случае они легко могли бы себя поранить.
На короткое время их освобождают от пеленок, моют и активно с ними играют. Д.Горер образно связал эту альтернативу между длительным периодом неподвижности и коротким периодом мускульной активности и интенсивного социального взаимодействия с определенными аспектами русского национального характера и внешней политики России.Многие русские, по его мнению, испытывают сильные душевные порывы и короткие всплески социальной активности в промежутках долгих периодов депрессии и самокопания . Эта же тенденция, по его мнению, характеризует и политическую жизнь общества длительные периоды покорности сильным внешним авторитетам перемежаются яркими периодами интенсивной революционной деятельности.
В то же время Д.Горер не утверждал, что именно практика тугого пеленания привела русских к автократическим политическим институтам царизму, сталинизму и легла в основу маниакально-депрессивной базовой личностной структуры взрослых русских.
Скорее, он хотел отметить формальное сходство культурных моделей поведения в разных сферах жизни так, тугое пеленание — один из способов общения родителей с детьми, в котором осуществляется передача смысла — необходимость сильного внешнего авторитета Kaplan B 1961 . Конечно, было много исследований русского национального характера, выходящих за рамки так называемого пеленочного комплекса.Результаты клинических интервью и психологического тестирования привели к созданию модальной личности великоросса.
По мнению американских антропологов, это теплая, человечная, очень зависимая, стремящаяся к социальному присоединению, лабильная эмоционально нестабильная , сильная, но недисциплинированная личность, нуждающаяся в подчинении властному авторитету Kaplan В 1961 . Поскольку правящая в ту пору Коммунистическая партия насаждала абсолютно другой идеальный тип личности, то, по мнению К.Клакхорна, этот внутренний конфликт привел к драме русского национального характера, в которой малочисленная национальная элита пыталась заставить большинство народа усвоить образ, совершенно противоположный традиционному русскому характеру.
Вот как выглядит это противопоставление в Русской драме национального характера К.Клакхорна Тип традиционной русской личности Идеальный тип советской личности Теплый, экспансивный Формальный, контролируемый Правдивый, отзывчивый Лживый, упорядоченный Идентификация с первичной группой личная лояльность Лояльность к вышестоящим безличностная Основан на зависимой пассивности Основан на практической активности 41. Какие особенности личности влияют на межличностное восприятие в межкультурном общении? Черты личности, влияющие на межличностное поведение и исследованные кросс-культурно — это самоконтроль Снайдер М 1974 , самосознание Фенигстейн А 1975 , понимание в общении Мак-Кроски Д 1978 , стиль общения Нортон Р 1983 и локус контроля Роттер Д 1966 . Самоконтроль.
Снайдер характеризует самоконтроль как самонаблюдение и самоотслеживание, проводимое в ситуации общения для достижения социальной адекватности . Контролирующий себя человек — это тот, кто заботится о социальном соответствии своих поступков, особенно восприимчив к самопредъявлению других в ситуации общения и использует это для контроля собственной самопрезентации.
Например, в коллективистских и индивидуалистических культурах разное отношение ко времени, и опоздание или наоборот, затягивание процесса общения членами коллективистских культур может вызвать недоумение и раздражение у представителей индивидуалистических культур. Таким образом, можно сделать вывод, что самоконтроль в коллективистских культурах зависит от знания ситуации общения, а в индивидуалистических — от знания самого себя. Самосознание личности.
Самосознание, согласно определению А.Фенигстейна это устойчивая тенденция личности направлять внимание на свои внутренние или внешние проявления . Самосознание имеет три измерения а личное самосознание — по сути близко к концепции Юнга об интроверсии и означает внимание к своим мыслям и чувствам Я много думаю о себе б публичноесамосознание — включает общую осведомленность о себе как о социальном субъекте и объекте восприятия другими Я очень забочусь о том, что я собой представляю в социальная тревожность — определяется как дискомфорт в присутствии других Я чувствую тревогу, когда говорю с другими . В публичном и личном самосознании фокус внимания нацелен на себя, а социальная тревожность включает также реакцию на процесс общения.
В исследованиях выявлено, что все три указанных измерения влияют на общение.
В частности, установлено, что люди с высоким уровнем личного самосознания склонны реагировать более эмоционально и лучше осведомлены о своих отношениях с другими людьми.Культурная вариативность влияет на эти три измерения самосознания. Так, У.Гудикунст установил, что тенденция к избеганию неопределенности тесно связана с социальной тревожностью.
Понимание в общении. Д.Мак-Кроски дал такое определение коммуникативному пониманию — относительно постоянная, типичная для данной личности ориентация на определенный способ общения в разнообразных ситуациях.Согласно данным исследований, коммуникативное понимание имеет позитивные корреляции с одиночеством, публичным самосознанием, социальной изоляцией, догматизмом, утратой самоконтроля, нетерпимостью к неопределенности, и негативные — с самоуважением, индивидуальностью, самораскрытием, самоконтролем, ответственностью и восприимчивостью.
Это объясняет такой, казалось бы, парадоксальный факт, что люди, склонные к самоизоляции, замкнутые и консервативные, могут понять чувства собеседника вернее и тоньше, чем люди социально успешные, уверенные в себе, с ярко выраженной индивидуальностью, т.к. именно опыт неудач в общении развивает повышенную чувствительность к внутренним состояниям другого, обеспечивая более глубокое и верное понимание другого человека Gudykunst et al 1988 . В одном из кросс-культурных исследований коммуникативного понимания было выявлено, что японцам свойственен более высокий уровень понимания в общении, чем членам индивидуалистических культур США и Австралии.
В коллективистских культурах Японии и Кореи ценится поведение, характеризующееся высоким уровнем понимания в общении.Эти данные указывают на то, что высокая способность к пониманию в общении более характерна для представителей коллективистских культур, чем для индивидуалистических.
Стиль общения. В процессе коммуникации люди воспринимают не только содержание вербальной и невербальной информации, но и способ, которым она передается. Это в очень большой степени помогает интерпретации содержания сообщений. Стиль общения согласно определению Р.Нортона, являет собой способ выражения сообщения, указывающий на то, как смысл послания должен быть подан, интерпретирован и понят.Было выделено 10 основных коммуникативных стилей, которые представляют собой способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения 1.доминантный стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации , 2. драматический преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения , 3. спорный агрессивный или доказывающий , 4. успокаивающий стратегия, направленная на снижение тревожности, расслабляющая , 5. впечатляющий стратегия, нацеленная на то, чтобы произвести впечатление на собеседника , 6. точный нацеленный на точность и аккуратность сообщения , 7. внимательный высказывание интереса к тому, что говорят другие , 8. воодушевленный частое использование невербального поведения контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т.д 9. дружеский тенденция поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение , 10. открытый тенденция выражать свое мнение, чувства, эмоции, личностные аспекты своего Я . На формирование коммуникативного стиля оказывают влияние два рода ожиданий культурные и индивидуально-характерологические.
Культурные ожидания формируют стиль в зависимости от культурных норм или общих тенденций, присущих времени, а индивидуально-характерологические основаны на личном опыте общения и придают неповторимый индивидуально — личностный оттенок предпочитаемым стилям общения. Эти данные не противоречат измерениям культурной вариативности по Д.Хофстеду.
Вполне ожидаемо и предсказуемо то, что члены культур с высоким уровнем избегания неопределенности Япония будут более открыты и драматичны в общении, чем члены культур с низким уровнем избегания неопределенности США . Также можно предсказать, что члены индивидуалистических культур будут внимательны в общении, будут стремиться доказать свою правоту спорный стиль и оставить впечатление о себе в ходе вербальной коммуникации, т.к. члены данных культур в большей степени ориентированы на Я-идентичность и самораскрытие.
Локус контроля.
Основное положение создателя данной теории Д.Роттера можно сформулировать таким образом если человек воспринимает себя ответственным за все с ним происходящее, то позитивные последствия его поведения усиливают, а негативные — ослабляют возможность подобного поведения в сходных ситуациях в будущем. Если же он воспринимает последствия поведения как независящие от его контроля, а зависящие от судьбы, случая или других людей, тогда предшествующий способ поведения не получает ни позитивного, ни негативного подкрепления.
Когда поведение рассматривается индивидом как зависящее от него самого — это свидетельствует обинтернальном внутреннем локусе контроля, когда поведение рассматривается как независящее от воли индивида — это свидетельство экстернального внешнего локуса контроля. Когда встречается такое противоречие, необходимо ввести еще одну переменную, в данном случае — уровень избегания неопределенности.
Тогда несоответствие можно объяснить так в коллективистских культурах с низким уровнем избегания неопределенности экстернальный локус контроля не работает т.е. не обеспечивает лучшей адаптированности и безопасности , в этом случае более эффективным и более распространенным является интернальный локус контроля. 43. Какие культурные измерения влияют на поддержание своего и чужого лица в процессе переговоров? При объяснении случаев экстернальности в индивидуалистических культурах можно ввести другую переменную — маскулинность.
Если индивидуалистическая культура является феминной, ее членам будет свойственно считаться с другими, и это может способствовать формированию экстернального локуса контроля. 47. Каковы основные отличия культурных правил от норм? Правила-предписания, говор. как должно вести себя в дан. ситуации. Правила регулир. уровни ожидания у взаимодейств. лиц в отнош. того, какое поведение соответствует дан. ситуации, а какое — нет. В отлич. от норм, кот. сильн. пропит. культ. принципов, кот. усваив. в проц. социализ культ. правила общения более индивидуализированы и зависят от ситуации и личн. особенностей включ. в общение людей.
М.Ольсен наруш. норм предполаг. примен. мер moral и этич. воздействия на личность, а наруш. правил — нет. Правила рожд. и развив. на основе целесообразн. и служат людям для согласов. их деятельности и упорядоч. соц. жизни.
Они наполняют знач. взаимн. ожид делая поведение каждой личности предсказ. и понятным другим.М.Мак-Лафлин выделил четыре основные хар-ки правил 1.правилам нужно следовать, но их можно и нарушить 2. правила не имеют ценности истины 3. правила условны, но более универс чем те условия, для кот. они предназначены 4. правила нельзя опред но о них можно договор.
Правила могут быть измер. по 4 парамет понятность, точность ясность , ранг, согласованность. Чем больше потребн. общ-ва в координ. деят-ти людей, тем выше требования к точности и понятности правил поведения. В коллект. культ. выше потребность в координ. деят-ти, чем в индивидуал соотв-но и правила в так. культ. д. б. более четкими и ясными. Правила также различаются степенью согласованности.Коллект. культ. более гомогенны, их членам св-но демонстр. более согл. повед чем предст. индив. культ. 48. Культура и ролевые отношения.
Роль — с-ма ожиданий опред. повед. от субъекта, связ. с его позицией в группе пр. позиций профессор, студент, мать, учитель, юрист, пассажир и т.д От кажд. субъекта, заним. ту или иную позицию, ожид. повед. в соотв. с его ролью. 4 типа измер. рол. отнош р.о кот. подверж. влиян. культ 1 степень личн. знач-ти отнош, 2 степень ожид. форм-ти повед, 3 степень иерарх-ти отнош, 4 степень разреш. отклон. от идеал. роли. Рол. отнош. в разн. культ. отлич. степ. формализма, присутств. в них. Степ. формализма в разн. культ. связ. с особ-ми коммуникации в коллект. культ. общение более формально и подчинено ритуалам, в индивид менее формально, более свободно и личностно-окрашено.
Феминные культ.с низкой дистанцией власти Дания, Финл, Норв и Швец им. личностно-ориентир. семьи, культ. с выс. дист. власти и с ярко выраженной маскулинд Греция, Япония, Малайзия, Мексика имд семьи, ориентированные на жесткие полоролевые позиции. В личностно-ориентир. семьях власть распред-ся более или менее равномерно, поощряется уникальность и развитие каждого члена семьи и активное участие всех в принятии внутрисемейных решений.
Личностно-ориентированные семьи, спос-ют усвоению равенства в половых ролях, а позиционно-ориентированные — полоролевой дифференциации. 51 Искусный вычурный , точный и сжатый стили В каждом случае стиль вербального взаимодействия отражает глубокие морально-философские основы культуры, ее специфическую картину мира и служит ее усвоению детьми в процессе первичной социализации.
Искусный вычурный — это использование богатого, экспрессивного языка в общении. в арабск.культ. исп-ся фантастические метафоры, эпитеты, сравнения, модифик.слов.Считают свой язык святым и цельным Различия арабского и американского вербальных стилей утверждения, которые арабам кажутся только констатацией факта, американцам могут показаться экстремальными и даже силовыми заявлениями заявления же, которые сами арабы рассматривают как демонстрацию силы или твердости, могут показаться американцам нарушающими всякую меру . Сжатый стиль — употребление лаконичных, сдержанных высказываний, пауз и молчания в повседневной коммуникации. американские японцы часто используют уклончивость и молчание в своем повседневном общении- С.Джонсон и Ф.Джонсон ма , или молчание несет смысловую нагрузкумежличн.синхронность, преобладает у японцев по Холлу Америк.исслед для белых американцев разговор — способ социального контроля, в то время как для китайцев способ такого контроля — молчание.
Также выявлено, что китайцы более толерантны к молчанию в разговоре, чем американцы.
По К.Бассо, понятие молчания играет центральную роль в культуре индейцев-апачей в США. Молчание хорошо соответствует контексту неопределенности и непредсказуемости социальных отношений. Использование вычурного — многие ближневосточные культуры точный стиля — культуры Северной Европы и США, краткий же стиль вербальной коммуникации свойственен многим азиатским культурам и некоторым культурам американских индейцев.
Египет, Иран, Ливия и Саудовская Аравия — средние показатели по уровню избегания неопределенности по шкале Хофстеда и представляют коллективистские культуры. Дания, Швеция, Германия и США-низкий уровень избегания неопределенности, в них распространены индивидуалистические культуры.Корея, Япония, Тайвань и Таиланд характеризуются относительно высоким уровнем избегания неопределенности и являются коллективистскими культурами. 1 коллективистским культурам со средним уровнем избегания неопределенности будет свойственен вычурный стиль вербальной коммуникации. люди не сверхадаптивны, не сильно враждебны 2 индивидуалистические культуры с низким уровнем избегания неопределенности будут использовать преимущественно точный стиль в вербальном общении. высок. уровень адаптивности 3 культуры коллективистского типа с высоким уровнем избегания неопределенности предпочтут сжатый стиль вербального взаимодействия низк.ур.адаптивности 52 Личностный ситуацонный стили.
Стиль общения отражает доминирующие ценности культуры.
В каждом случае стиль вербального взаимодействия отражает глубокие морально-философские основы культуры, ее специфическую картину мира и служит ее усвоению детьми в процессе первичной социализации. В Личностном — в центре общения- индивид, а в ситуационном — его роль. При этом личностный стиль прибегает к использованию лингвистических средств для усиления Я-идентичности , а ситуационный — к подчеркиванию ролевой идентичности. по Окабе английский язык личност.стиль — личностно-ориентированный властно-симметричн. отношения , а японский ситуацион.стиль — статусно-ориентированный официльн иерархич. отношения . Американцы третируют других людей с присущей им прямотой.
Они избегают формальностей, кодов поведения, титулов, почтительности и ритуальных манер. прямо обращ-ся к собеседнику по имени и стараются не делать половых различий в стиле вербального взаимодействия Японцы — за формальность в человеческих отношениях.
Она позволяет общению быть гладким и предсказуемым. соответствующие ролевые позиции. Д.Юм Корейский язык — ситуационно — обусловленный язык, т.к. этика корейского общества основана на ключевом понятии уйери . Его определяют три кластера значений 1. справедливость, право, долг, мораль, цельность 2. обязательство, лояльность, верность 3. важность соответствующих отношений между людьми служебных или дружеских . Формальный языковой стиль используется при наличии разницы в статусах и значительная дистанция в отношениях.
Неформальный — когда дифференциация статусов минимальна, а дистанция — близкая. Культуры Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии Малайзия, Индия, Индонезия и многие африканские Гана, Нигерия, Сьерра-Леоне имеют высокие показатели по шкале дистанции власти и являются коллективистскими культурами. ситуационный Культуры Австралии, Северной Европы Дания, Финляндия, Швеция и США имеют низкие показатели по шкале дистанции власти и являются индивидуалистическими культурами. личностный 53 Инструментальный Аффективн.стили В каждом случае стиль вербального взаимодействия отражает глубокие морально-философские основы культуры, ее специфическую картину мира и служит ее усвоению детьми в процессе первичной социализации.
Инструментальный стиль ориентирован на говорящего и целькоммуникации индивидуалисты Дания, Нидерл Швеция,США , а аффективный — на слушающего и на процесс коммуникации колективисты Япония,народоы Крайнего Севера и Сибири, арабы по С.Рамси, японский стиль взаимодействия — аффективный. быстрое улавливание мыслей другого до их вербального выражения , понимание собеседниками др.друга харагей сердцем к сердцу Р.Окабе охарактеризовал инструментальный стиль общения в США как избирательный взгляд на мир, а аффективно — интуитивный стиль японского общения он определил как приспосабливающийся . Это разделение своими корнями уходит в философию взаимодействия человека с миром, присутствующую в ценностях каждой культуры.
Избирательный взгляд на мир означает, что люди могут изменять свою окружающую среду и управлять ею в своих целях, и говорящий, таким образом, строит свое сообщение с целью убедить собеседника или изменить сами отношения.
Приспосабливающийся взгляд на мир означает, что люди должны приспособить себя к своей среде, поэтому говорящий стремится приспособить себя к чувствам своих слушателей, а те, в свою очередь более точно понять чувства говорящего, чтобы как можно меньше искажать данную им реальность, внося в нее свои поправки и тем самым изменяя ее. В инструментальном общении, люди предъявляют себя собеседнику в речи, стремясь, чтобы их поняли посредством вербального общения.
В аффективном- стремятся защитить себя от пристального внимания собеседника посредством неясных, неопределенных выражений или молчания.Р.Кохен аффективный вербальный стиль является у арабов логическим следствием их потребности в большей близости с другими, что находит яркое подтверждение в их способе невербального взаимодействия личном контакте с собеседником.
В США — ценность автономиинет тактильной близости. 56. Межгрупповое общение и культура В истории психологии были разные подходы к данной проблеме, В.С.Агеев объединил их в четыре основных типа 1 Мотивационные З.Фрейда, Т.Адорно Суть этих подходов сводится к признанию универсальности аутгрупповой враждебности враждебности по отношению к внешней групппе в любом межгрупповом взаимодействии и главная цель этой враждебности — поддержание сплоченности ингруппы т.е. группы, к которой индивид себя причисляет . 2 Ситуативные М.Шериф . Сущность этих подходов заключалась в том, что источник межгрупповой враждебности или сотрудничества был найден в характеристиках самого межгруппового взаимодействия. 3 Когнитивные подходы Г.Тэджфела и Дж.Тернера . Для возникновения аутгрупповой дискриминации достаточны социальная категоризация деление людей на социальные группы и неразрывно связанное с ней социальное сравнение для достижения позитивного отличия ингруппы сами по себе достаточны 4 Деятельностный Л.С.Выготского, Агеева В.С . Когнитивные процессы здесь рассматриваются в качестве среднего звена между объективными условиями, в которых находятся социальные группы, и межгрупповым взаимодействием, влияющим на эти объективные условия.
По мнению В.С.Агеева, межгрупповое общение как предмет социальной психологии делится на 2 класса 1. различные явления, стороны, аспекты связанные с собственно социально-психологическим взаимодействием 2. класс явлений, связанных с субъективным отражением последнего взаимодействующими субьектами.
В результате разделения предмета социальной психологии на два класса встает проблема адекватности межгруппового восприятия.
В последние годы стало характерным обращение исследователей к внутренней детерминации происхождения неадекватности социального восприятия.Здесь необходимо обратиться к понятию социального стереотипа, разновидностью которого является этнический стереотип.Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей. 58 Основные психологические проблемы этнических миграций.
Под этническими миграциями понимаются случаи массовых перемещений, когда представители того или иного этноса этнокультурной группы добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса или его длительного проживания и переселяются в иное географическое или культурное пространство.
Неизбежным результатом массовых этнических миграций становятся межэтнические межкультурные контакты на групповом уровне, когда мигранты вступают в более или менее длительное межкультурное взаимодействие с представителями доминирующей культуры.В современной науке описаны варианты этнических процессов, сопровождающих миграцию ассимиляция, сегрегация, маргинализация, интеграция и т.д. Частным вариантом миграции можно считать эмиграцию.
Эмиграция представляет собой такую разновидность миграции, которая предполагает длительность пребывания вне пределов родины, в большинстве случаев носит окончательный и необратимый характер или воспринимается таковой . Эмиграции из стран с тоталитарным режимом имеют минорную или даже трагическую окраску, особенно когда это касается политических беженцев или изгнанников. этнические миграции, появившись в человеческой истории, создали новую ситуацию, которая в психологическом плане требует от человека и человечества в целом трудной работы понимания и принятия как иного взгляда на мир, запечатленного в других этнических культурах, так и понимания этнических основ собственного существования.
Психологические проблемы этнических миграций наиболее ярко раскрываются в следующих этапах или ступенях миграционного процесса а причины и мотивы миграции и эмиграции б адаптация мигрантов к иной этнокультурной среде в адаптация мигрантов к иной природной географической среде г трансформация этнической идентичности у различных поколений мигрантов. 59,60 В чем состоит гипотеза культурного шока ? Социально-перцептивный образ аутгруппы формируется в групповом сознании ингруппы на основе информации, поступающей через индивидуальные контакты ее членов с представителями аутгруппы и в результате контактов внутри самой ингруппы.
В парадигме культурного шока психологическая реакция на незнакомую культуру высказываются сомнения в универсальности аутгрупповой дискриминации.
У работающих в парадигме культурного шока есть свое понимание причин неадекватности межгруппового восприятия. Социальная психология межкультурных контактов классифицирует контакты по таким основаниям 1 на чьей территории происходит контакт, 2 время взаимодействия, 3 его цель, 4 тип включения, 5 частота контакта, 6 степень близости, 7 относительный статус и влияние, 8 численное количество, 9 различающиеся характеристики участников раса, религия, язык и т.д Многие исследователи культурного шока рассматривают явление аутгрупповой дискриминации в межкультурных контактах, основываясь на концепциях деиндивидуализации и территориальности.
Некоторые исследователи, сталкиваясь с явлениями неадекватности социально-перцептивных образов межгрупповых отношений, выявили условия, способствующие как увеличению, так и уменьшению подобного несоответствия.Общим положением является мнение, высказываемое большинством ученых, о стрессогенном воздействии новой культуры, с которой сталкиваются мигранты в результате географического передвижения, о том, что контакт с иной культурой вызывает нарушение психического здоровья, более или менее выраженное психическое потрясение, для обозначения которого в кросс-культурной психологии введен термин культурный шок . Культурный шок — это шок от нового.
Гипотеза культурного шока основана на том, что опыт новой культуры является неприятным или шоковым частью потому, что он неожидан, а частью потому, что он может привести к негативной оценке собственной культуры Антрополог К.Оберг, первым использовал этот термин, выделив 6 аспектов культурного шока 1 напряжение, к которому приводят усилия, требуемые для достижения необходимой психологической адаптации 2 чувство потери или лишения друзей, статуса, профессии и собственности 3 чувство отверженности, представителями новой культуры или отвержения их 4 сбой в ролях, ролевых ожиданиях, ценностях, чувствах и самоидентификации 5 неожиданная тревога, даже отвращение и негодование в результате осознания культурных различий 6 чувство неполноценности от неспособности совладать с новой средой.
Проблема культурного шока — это проблема личностного роста, ломки жизненных стереотипов, требующая громадной затраты личностных ресурсов.
Но то, что приобретается в результате этой работы — бесценно рождается новая, осмысленная и выстраданная личностная картина мира, в которой есть место для культурного многообразия, для его принятия и понимания, в которой меняется масштаб взгляда на мир и общения с ним, в которой снимается фатальность дихотомии мы и они , появляется устойчивость перед новыми испытаниями, рождается сила для любви и терпимости. 61, 62 Основные отличия модели стресса аккультурации от гипотезы культурного шока . Основные стратегии аккультурации Д.Берри. Аккультурация означает феномен, появляющийся тогда, когда группы индивидов из разных культур вступают в непосредственный и продолжительный контакт, последствиями которого являются изменения элементов оригинальной культуры одной или обеих групп . С начала 90-х годов более предпочитаемой и адекватной моделью изучения психологической адаптации мигрантов по сравнению с господствовавшей в 70-80-х годах нашего века моделью культурного шока , считается так называемый стресс аккультурации . Данная модель описывает ситуацию, когда люди, адаптируясь в иной культуре, не могут с легкостью изменить свой поведенческий репертуар, и у них появляется серьезный конфликт в процессе аккультурации.
Преимущества этой модели — связь с психологическими моделями стресса — термин шок подразумевает негативный опыт, а в стрессе доступны и другие психологические процессы оценка проблемы и стратегии преодоления стресса — источники возникших проблем лежат не в культуре, а в межкультурном взаимодействии в процессе аккультурации . Согласно теории аккультурации, разработанной Дж. Берри, этот процесс связан с двумя основными проблемами поддержание культуры в какой степени признается важность сохранения культурной идентичности и участие в межкультурных контактах в какой степени следует включаться в иную культуру или оставаться среди своих . В зависимости от комбинации ответов на эти два важнейших вопроса выделяют четыре основных стратегии аккультурации ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция Berry J 1990 . Ассимиляция — вариант аккультурации, при котором эмигрант полностью идентифицируется с новой культурой и отрицает культуру этнического меньшинства, к которому принадлежит.
Сепарация означает, что представители этнического меньшинства отрицают культуру большинства и сохраняют свои этнические особенности.
Если мигрант не идентифицирует себя ни с культурой этнического большинства, ни с культурой этнического меньшинства, то результатом является этнокультурная маргинализация.
Это может быть следствием отсутствия возможности или интереса поддержания культурной идентичности часто из-за вынужденных или навязанных культурных потерь и отсутствия желания установления отношений с окружающим обществом из-за отвержения доминирующей культурой или дискриминации . Интеграция характеризуется идентификацией как со старой, так и с новой культурами.
В более ранних исследованиях считалось, что лучший вариант культурной адаптации — ассимиляция с доминирующей культурой.
Современный взгляд на данную проблему — что более реальным и более успешным для этнических меньшинств является бикультурализм, достигаемый в процессе интеграции.
Только интеграция может быть добровольно выбранной и успешной стратегией аккультурации у групп этнических меньшинств, когда основные установки доминирующей группы по отношению к культурным различиям — открытость и принятие.Для достижения интеграции требуется взаимное приспособление, включающее в себя принятие обеими группами права всех этнических групп жить как культурно различные народы. Эта стратегия требует от недоминантной группы адаптации к основным ценностям доминирующего общества, а доминирующее большинство должно быть готово адаптировать свои социальные институты к потребностям всех этнических групп мультикультурного общества. 63 Психологическая адаптация к мной географической среде.
В современной литературе по аккультурации проводится разделение между социокультурной и психологической адаптацией как конечными результатами долговременной аккультурации.Психологическая адаптация относится к совокупности внутренних психологических последствий ясное чувство личной или культурной идентичности, хорошее психологическое здоровье и достижение психологической удовлетворенности в новом культурном контексте . Социокультурная адаптация относится к совокупности внешних поведенческих следствий связи индивидов с их новой средой, включая их способность решать ежедневные социально-культурные проблемы в семье, в быту, на работе и в школе . Причины концептуального разделения двух на практике связанных между собой типов адаптации таковы — факторы, влияющие на эти два типа адаптации, часто различны психологическая адаптация может быть лучше проанализирована в контексте стресса и психопатологии, а социокультурная — в русле концепции социальных навыков . Хорошая психологическая адаптация зависит от личностных переменных, событий жизни и социальной поддержки, а хорошая социокультурная адаптация зависит от знания культуры, степени включенности в контакты и межгрупповых установок.
Согласно теории Д.Рассела и У.Ланиуса, предшествующие образы, к которым мы были адаптированы, влияют аффективно положительно или отрицательно на наши оценки последующих образов, эти изменения оценок могут быть описаны многовариантной моделью, базирующейся на независимых осях возбуждения и удовольствия.
Эта теория описывает аффективный компонент психологической реакции на среду. С.Каплан предложил теоретическое обоснование ведущей роли когнитивного компонента в оценке среды.
Он считает, что когнитивная оценка предшествует аффективной, хотя и может происходить на бессознательном уровне.
Он предложил модель личностно-средовой совместимости, сочетающей аспект использования с информационным анализом степень личностного взаимодействия со средой — это функция попыток индивида достигнуть необходимой цели и информационного импульса образа среды.Поддерживающей, помогающей средой считается такая, где информация, необходимая для реализации планов и достижения целей, легко доступна и понятна. 64 Какие последствия межкультурных контактов вы знаете, и чем они отличаются друг от друга? Последствия межэтнических контактов на групповом уровне могут быть представлены в виде четырех максимально общих и взаимоисключающихкатегорий, данных в исторической перспективе геноцид, ассимиляция, сегрегация и интеграция.
Геноцид — это ситуация, когда одна этническая или культурная группа, обычно численно доминирующая или обладающая превосходящими технологическими ресурсами, уничтожает членов другой этнической или культурной группы, с которыми она вступает в контакт.
В оправдание обычно выдвигается тезис о расовой, этнической или психической неполноценности группы, подвергающейся уничтожению. В настоящее время геноцид может возникать как результат или следствие мировых и локальных войн, конфликтов.В психологическом плане геноцид — это выражение предельной интолерантности нетерпимости к иному образу жизни, другой картине мира этнической или культурной вплоть до физического уничтожения ее носителей.
Ассимиляция — термин, используемый для описания поглощения одной культуры другой. Это происходит, когда этнокультурная группа добровольно или вынужденно адаптируется к обычаям, ценностям, жизненным стилям доминирующей культуры.После нескольких поколений такой ассимиляции члены группы меньшинства имеют тенденцию становиться культурно и даже физически неотличимыми от коренных жителей, что приводит к фактическому исчезновению этнической культуры меньшинства.
Принуждение к ассимиляции может привести к чувствам неполноценности, самоуничижения и даже самоненависти у представителей этнического меньшинства. В психологическом плане ассимиляция — это проявление более мягкого варианта интолерантности к иной культуре, когда ее представители принуждаются жить по меркам доминирующей этнической культуры. Сегрегация- пример изолированного, независимого существования этнических культур.Внутри одного общества сегрегация может происходить или по воле доминирующего большинства, добивающегося отстранения определенных групп меньшинств от ключевых позиций или исходить от самих групп меньшинств, активно добивающихся отдельного положения, культурной независимости, национальных школ, земельных владений или других форм собственности на основе этнической принадлежности, санкций против межнациональных браков и т.д. самосегрегация . На межгосударственном уровне это означает стремление групп к изоляции друг от друга.
С психологической точки зрения сегрегация являет собой больший прогресс в плане межкультурного взаимодействия.
Этнокультурные группы психологически допускают существование других культурных и этнических групп, с иным, свойственным им видением мира, но как бы на расстоянии . Это психологическое расстояние необходимо им для сохранения позитивного образа мы, сомнения в котором не возникают благодаря искусственному удаленниюдругих картин мира . Интеграция — такой принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им исходно культурные индивидуальности, хотя в то же время объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них основании.
В психологическом плане это — наиболее позитивный вид межкультурного взаимодействия, в котором члены этнических культурных групп полностью справляются с трудностями принятия другого образа жизни, другой картины мира и даже находят положительные моменты в такой разности и подобном взаимном существовании. 65 На чем основана идеология мультикультурализма и в чем ее преимущества? Как показывает мировой опыт, не может быть иной успешной стратегии аккультурации иноэтничного населения, чем интеграция, т.е. тенденция сохранения собственной культурной принадлежности наряду с тенденцией овладения культурой титульного этноса.
В этом случае единственная идеология и политика доминирующего общества — мультикультурализм, т.е. позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп и добровольная адаптация социальных институтов общества к потребностям разных культурных групп.
Международный опыт существования полиэтнических обществ предлагает такое развитие национальной политики, которое не требует от нетитульного населения вынужденных культурных потерь ассимиляция , не способствует образованию гетто сегрегация . Наиболее важный акцент необходимо делать на том, что аккультурация означает взаимное приспособление т.е. интеграцию . Здесь очевидны уступки с обеих сторон для доминирующего общества — в изменении школьного образования и государственных служб, а для аккультурирующихся групп — в утрате элементов собственной культуры, которые ценны, но не адаптивны.