Механизмы социализации

Социализация личности: понятия, механизмы, этапы, институты, агенты социализаци. Влияне социальной среды и собственная активность личности.

Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

В процессе социализации индивид включается в активную деятельность по усвоению социального опыта и превращению его в собственное достояние, а также — в воспроизводство, предполагающее развитие социального опыта предшествующих поколений и продвижение его на новую ступень.

Различают направленную и ненаправленную формы социализации.

Направленная форма социализации— это специально разработанная система средств воздействия на человека для формирования определенного типа личности в соответствии с целями и интересами общества. Она обусловлена общественным сознанием, совокупностью отношений и интересов, всей окружающей средой. Ее методы используются социальными институтами, в деятельности которых учитываются социальная структура общества, специфические жизненные условия людей, их социальный опыт, уровень образования и культуры, особенности психики, закономерности восприятия и др.

Ненаправленные, или стихийные, формы, социализации — это как бы автоматическое восприятие определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении. Способом стихийной социализации является непосредственное общение людей, в процессе которого происходит обмен деятельностью, умениями, навыками, а также результатами деятельности, материализованными в культуре. Эта форма социали­зации обусловлена сферой непосредственного общения индивидов. Она развивается без включения механизмов направленной социализации и может стать опасной для человеческой личности и общества в целом, так как микросреда часто несет в себе устаревшие, отжившие формы, правила, а также отклонения от морально-этических норм в сторону патологии. Именно микросреда порождает различные виды девиантного поведения.

Социализация осуществляется под воздействием множества факторов, среди которых решающую роль играет социальная среда, т. е. социально-экономические, политические, экологические, морально-нравственные и другие условия, в которых оказывается индивид. На него с рождения и на протяжении всей жизни воздействуют семья, детские, школьные и внешкольные учреждения, трудовой коллектив, референтная группа, так или иначе приобщая к системе ценностей и норм. В условиях общества могут быть и факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на индивида.

24 стр., 11807 слов

Особенности и проблемы взаимодействия личности и общества, личности ...

... проявления общественных отношений. Проблемы личности, личности и общества, личности и отдельной группы, личности и коллектива всегда затрагивали ... социально-психологического подхода к пониманию личности: объясняет механизмы социализации личности; раскрывает ее социально-психологическую структуру; ... учитывать. Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с первичных форм общения матери ...

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов».

По Г. Тарду(1843-1904) существуют следующие механизмы социализации:

Закон подражания(повторения): дети подражают взрослым, подчиненные – руководителям. Моды, традиции и ритуалы зиждятся на подражании.

Закон противопоставления.Это противостояние происходит в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения.

Закон приспособления. В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса.

Э. Дюркгейм, критикуя концепцию подражания, считает важным механизмом социализации принуждение индивида обществом, социальный контроль.

По П. А. Сорокину механизмами социализации являются: 1) имитация; 2) идентификация (осознание принадлежности к той или иной общности); 3) стыд (индивидуальный контроль); 4) вина (социальный контроль).

Также выделяют следующие группы механизмов социализации:

1).

Социально-психологические механизмы — Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. — Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. — Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. — Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

2).

Социально-педагогические механизмы

— Традиционный механизм социализации — усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. — Институциональный механизм социализации — функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. — Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры — комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него. — Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм» т. е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, авторитетами идеологии. Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности. Мера развития конформности может быть разной. Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии. При внутренней индивид действительно преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих. Негативизм – это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения.

Выделяют также механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С. Парсонс).

Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия страдания – чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. Это эффекты действия механизма социальной оценки: социальная фасилитация (или фацилитация) и социальной ингибиция.

Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других. Социальная ингибиция проявляется в тормозящем влиянии одного человека на другого.

Определены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации: внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др.

Стадии социализации

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979).

Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Ниже описаны этапы развития личности по Э. Эриксону.

Этапы развития личности по Эриксону

Этап развития

Психологический кризис

Доминирующая социальная среда

Благоприятный результат

1

2

3

4

Младенчество

Основы доверия в противовес недоверию

Семья

У ребенка вырабатываются доверительные чувства к себе, своим родителям и к миру

Раннее детство

Самостоятельность в противовес стыду, сомнениям

Семья

Ребенок вырабатывает у себя чувство самоконтроля без ущерба самоуважению

Возраст 4-5 лет

Инициатива в противовес чувству вины

Семья

Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям

Возраст с 6 лет до начала периода полового созревания

Трудолюбие, усердие в противовес ощущению подчиненности, зависимости

Соседи; школа

Ребенок приобретает чувство уверенности в своих знаниях и умениях

Подростковый период

Осознание собственной личности в противовес путанице с социальными ролями

Группа сверстников и внешние группы

Индивид развивает самоидентификацию – ясное ощущение собственного Я

Юность

Любовь в противовес одиночеству

Друзья и партнеры

Индивид вырабатывает способность стремиться к достижению конкретной карьеры и завязывать продолжительные близкие – дружеские и любовные отношения

Взрослый

Творческий потенциал в противовес застою

Новая семья, работа

Индивида начинают волновать проблемы за пределами собственной семьи: другие люди, будущие поколения и общество в целом

Пожилой возраст

Целостность в противовес отчаянию

Выход на пенсию и близящаяся

смерть

Индивид обретает чувство удовлетворения прожитой жизнью

Концепция Эриксона во многом совпадает с концепцией Кона, но есть существенное различие в том, что Кон отрицает развитие личности после трудового периода развития, считая, что на данном этапе, личность уже является полностью сформированной, тогда как Эриксон считает, что личность продолжает развиваться, также и в послетрудовом (пожилом) возрасте.

Институты социализации

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе — половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой.

Семьи различаются по составу, по типу наследования, месту проживания и по принципу распределения власти. Социальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или родственных связей.

В последние годы многие социологи пришли к выводу, что индустриализация и расширенная семья не являются не совместимыми. Изучая семейную жизнь текстильных рабочих в Нью-гемпшире в 21веке, обнаружили, что индустриализация способствовала усилению родственных связей.

По всему миру на семью возлагается ответственность по защите, содержанию и прочему поддержанию детей, слабых, престарелых и других иждивенцев. Семья является важным механизмом, помогающим индивиду научиться завязывать близкие и постоянные контакты с другими людьми. Здоровые отношения в семье способствуют развитию таких чувств, как дружба, любовь, защищенность, самоценность, а также общего ощущения благополучия.

Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. «Оправданием» этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа. Правомерность такого решения является предметом дискуссий, но надо отметить, что предложения либо о включении в социальную психологию раздела возрастной социальной психологии, либо о создании такой самостоятельной области исследований можно встретить все чаще. Так или иначе, но до сих пор детские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологические аспекты при этом не получают полного освещения. Практическая же необходимость в социально-психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюдных исследований, которые показали бы зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но, так или иначе, школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа (Бронфенбреннер, 1976).

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно. Конечно, можно интерпретировать любое исследование трудового коллектива в этом плане: в определенном смысле, действительно, всякий анализ, например стиля лидерства или группового принятия решений, характеризует какие-то стороны трудового коллектива как института социализации.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

Агенты социализации

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии которых протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен.

Кроме начальной и продолжительной социализация бывает первичной и вторичной, агенты и институты социализации тоже делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партии, суда и т.д. Термин вторичное определяет то, что оказывает менее значительное воздействие на человека.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половине жизни человека, хотя сохраняется (по убывающей) во второй половине. Напротив вторичная социализация охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – это одновременно опекун, воспитатель, администратор, учитель, друг), а агенты вторичной всего одну или две. Роль агентов первичной социализации и их статус неодинаковы: по отношению к ребенку роль родителей является превосходящей, а его ровесники находятся в равной с ним позиции и прощают ему много из того, что не прощают родители, нарушение нравственных принципов и социальных норм и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых.

Иначе говоря, ребенок учится у взрослых, как быть взрослым, а у ровесников как быть ребенком: уметь драться, хитрить, дружить, быть справедливым и т.д. Поэтому родители воспринимают ровесников своего ребенка как конкурентов в борьбе за влияние на него. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли смогут научить ребенка, как быть лидером или добиться господства над другими. Социализирующие функции агентов первичной социализации взаимосвязаны: ровесники ребенка часто заменяют его родителей, выполняя их функции социализации и наоборот; взаимозаменяемы функции родителей и ровесников, вторые могут заменить родителей. Ног того же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя.

Кроме того, в отличие от агентов первичной социализации, агенты вторичной социализации получают деньги за выполнение своей роли.

Влияние

Процесс социализации, имеющий направленную и ненаправленную формы, в конечном итоге

оказывается не жестко запрограммированным, а приобретает вероятностный характер. В связи с этим важно выяснить факторы и механизмы изменения личности, понять ее в динамике. А это предполагает раскрытие логики и направленности ее развития в течение всего жизненного пути, выявление процесса становления и реализации ее способностей, дарований в различных формах деятельности, определение степени и особенностей влияния каждого конкретно-исторического этапа. Социальные свойства личности, потребности и интересы, цели, жизненные планы и ориентации, процесс и результаты деятельности подготавливаются на том или ином этапе ее жизни и определяют будущее. Этот процесс обусловлен социокультурной средой и культурной активностью личности, что можно рассматривать как три уровня социализации.

Первый уровень составляет общество в целом, степень и характер его развития, исторические

события и тенденции, трудности и противоречия. Социокультурная среда на этом уровне включает в себя общественно значимые знания, ценности, накопленные человечеством, культурно-исторический опыт, шедевры мировой культуры, воплощенные в материальных предметах и определяющие духовный мир человека. Это нормы и образцы, выступающие в качестве регуляторов поведения и деятельности личности в рамках требований данного общества, а также идеалы, культивируемые обществом в качестве модели развития. Все это и многое другое оказывает влияние на духовный мир человека, делая его выразителем идеи своего времени. В процессе социализации личность усваивает социокультурную информацию макроуровня как конкретно-исторические ценности общества и человечества.

Второй уровень отражает жизненные условия, связанные с непосредственным окружением

человека, его ближайшей социокультурной средой, с национально-этническими и региональными особенностями, семейными традициями, оказывающими воздействие в процессе социализации на ценностные ориентации, нормы, привычки, стиль поведения и образ жизни. Это микросреда человека со своими сложившимися социокультурными ценностями, нормами, образцами, идеалами, представлениями, порой отличающимися от общепринятых в обществе и даже противоречащими им и образующими контркультуру. Эта среда непосредственно воздействует на личность и формирует ее. Но она испытывает влияние общества в целом и не может быть изолированной и абсолютно автономной.

Макро- и микросоциокультурная среда взаимодействуют друг с другом как общее и особенное и в

совокупности определяют социализацию личности, которая активно усваивает все из окружающей действительности, приспосабливаясь к ней или приспосабливая ее к себе. Социокультурная микросреда различна у каждой личности в зависимости от ее местонахождения в центре культурных событий или на отда­ленной периферии. Она может превращать ценности в стандарты, способствовать разрыву слова и дела, провозглашаемых норм и реального поведения, поддерживать инерцию и косность или же все самое передовое и прогрессивное. Воздействие социокультурной информации в процессе социализации очень сильно, и его нельзя недооценивать. Особое влияние оказывают при этом родственники, сверстники, друзья, сотрудники, компании досуга.

Третий уровень — это собственный жизненный опыт, основанный на реальном включении индивида

в различные сферы деятельности, а также уже сформированные предыдущим этапом жизненного пути знания, ценностные ориентации, потребности, интересы, усвоенные нормы и образцы поведения и деятельности, идеалы и представления. Они составляют личностную основу последующего этапа социализации. От них зависит активность человека в усвоении новой социокультурной информации, восприятие им новизны всей окружающей действительности и степень включенности в ее воспроизводство. На этом уровне особое значение приобретают насыщенность и самостоятельность жизненного опыта, его объем, масштаб и диапазон. Он может быть узкоограниченным, эгоистичным и утилитарным или связанным с благородными интересами. Под влиянием жизненного опыта и социокультурных ориентаций происходит социальное и культурное самоопределение личности, самореализация, саморазвитие, выбор жизненных перспектив, вырабатывается оценка своего жизненного пути, его достижений и просчетов. Этот уровень позволяет понять процесс развития индивидуальности, неповторимости и уникальности личности. Он связан с предыдущими уровнями и взаимодействует с ними как частное, определяя прямо и непосредственно культурную активность личности.

Выделение уровней социализации носит довольно условный характер. В реальной жизни все они

взаимодополняют друг друга. Каждый из них определяет развитие человека как объекта и субъекта общественных отношений и собственной жизнедеятельности. Социализация личности обусловлена объективными и субъективными факторами, связанными с состоянием внутреннего мира, духовным обликом, системой мотивов и ценностей, реализующихся в поведении и деятельности, определяющих ее культурную активность. Усвоение личностью социокультурной среды как объективного фактора обусловлено культурной активностью, во мно­гом зависящей от окружающей действительности.

Выводы

Проблема включения личности в изменяющуюся социальную среду привлекает внимание многих

ученых. Это определяет существование различных понятий социализации. Наиболее целесообразным представляется ее рассмотрение на основе деятельностного подхода, что дает возможность вычленить активность индивида в усвоении социального опыта и его воспроизводстве. Эти две стороны социализации формируют тот или иной социальный тип личности, соответствующий требованиям конкретного общества. Формирование личности осуществляется в процессе направленной или ненаправленной социализации.

Основным средством социализации является культура, призванная реализовать адаптационную и

человекотворческую функции. Она, с одной стороны, включает человека в систему ценностей и норм, регулирующих его жизнедеятельность, поведение и действия; с другой — формирует личность, способную к воспроизводству. Социализация средствами культуры осуществляется в соответствии с индивидуально- личностными потребностями, обусловленными социально-историческим процессом. Общество на разных этапах своего развития имеет неодинаковые потребности и выдвигает разные требования по отношению к ценностям и нормам, участвующим в социализации. В современных условиях в процессе социализации культура должна формировать человека, способного к активным новаторским действиям.

Содержание и характер социализации обусловлены социокультурной средой и активностью самой

личности. Это взаимодействие проявляется на трех уровнях — общества, микросреды и собственного жизненного опыта. В процессе культурной активности человек усваивает социокультурную информацию общественно значимого характера, на уровне микросреды — ценности и нормы непосредственного ближай­шего окружения, на третьем уровне происходит включение этих ценностей в общую систему собственного жизненного опыта, перевод их во внутренний план личности. Эти три уровня дают возможность понять механизм социализации и особенности формирования личности.