- ОпределенияМетоды воспитания – общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанников, способствующие организации жизни, деятельности воспитанников, их отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.
Методы воспитания можно разделить на составляющие элементы, их называют приемами. Один и тот же метод может сочетать разные приемы.
2. Классификация М. Г. Яновская, Т. Е. Конникова. Основание этой классификации – разнообразные способы деятельности.
— Методы словесно-деятельностные. Воздействуем словом, но побеждаем к деятельности.
— Деятельностно-практические. Ориентированы на организацию практической деятельности.
— Оценочно-вспомогательные.
Оценочно-вспомогательный, или метод соревнований. Направление естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнование может быть организованным и стихийным.
С помощью соревнования школьники осваивают опыт общественного поведения. Формируется способность к самоактивизации. Соревнование развивает физические, нравственные, эстетические и другие качества, дает возможность сравнить себя с другими.
Требования:
По организации: Необходимо определить цели и задачи соревнования, составить программу, разработать критерии оценок. Создать условия для проведения соревнований. Обеспечить подведение итогов и награждение победителей.
По содержанию: эффективность соревнований значительно повышается, если цели, условия проведения, подведения итогов и выбор победителя определяют сами школьники. Переживание побед и поражений должно стать элементом социального закаливания, развить способность к самоанализу и рефлексии.
15. Сознание — высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Характеристики :
— сознание . совокупность знаний об окружающем нас мире. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников
... учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения ... с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в ...
— закрепленное различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и его ” не — я ”. Отделение “ я ” от ” не — я ” — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
— обеспечение целеполагающей деятельности человека
— включение в его состав определенного отношенияВ сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек.
Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета
Методы словесно-деятельностные.
Функции:
- Получение знаний о правилах, нормах поведения.
- Формирование взглядов и убеждений.
- Формирование положительных нравственных чувств.
- Создание образа поведения.
Содержание метода воспитания:
Рассказ – последовательное изложение, преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Основная функция рассказа – получение новых знаний.
Требования:
Логичность, доказательность, четкость, эмоциональность и образность, учет возрастных особенностей.
Лекция – развернутая и организованная в доступную форму систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, эстетического, нравственного содержания. Тоже монологический метод.
Содержание:
В основе лекции лежат обобщающие факты, выполняют роль иллюстрации.
Требования:
Те же что и у рассказа + побуждение воспитанника к осмыслению проблемы. Также одно из требований к лекции – обоснованность структуры лекции, ее композиция.
Беседа – вопросно-ответный метод активного взаимодействия воспитателя и воспитанников, построен на системе вопросов, которые приводят к получению новых знаний. Диалогический метод. Беседы бывают разных типов. Индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и эвристические, по содержанию, этические, эстетические, правовые, экологические, краеведческие. Главное назначение беседы – привлечь к оценке поступков и сформировать отношение к действительности.
Требования:
Вопрос должен быть значимым, содержание должно опираться на личный опыт, форма подачи содержания должна наводить на размышления. Беседа предполагает продуманную структуру, то есть вступление, основной этап, заключение.
Диспут или дискуссия – метод формирования суждений, оценок, убеждений, в ходе столкновения мнений и различных точек зрения. Главная функция диспута – приучение к доказательству аргументации, способности защищать свои убеждения.
Требования:
Вопросы должны содержать жизненно важную проблему. Необходима тщательная подготовка, обязательное привлечение самих ребят к подготовке. В диспуте не требуется обязательное принятие каких-либо окончательных решений, важен не результат, а процесс. В ходе диспута учитель не должен навязывать свое мнение. Использовать как можно больше способов, высказать каждому свою точку зрения.
Проблема оценки и самооценки в учебной деятельности. Требования ...
... суждений).«Генеральной линией» психического развития младших школьников в условиях учебной деятельности является становление рефлексии- способности человека обращаться к основаниям своих и чужих действий. «Генеральной ... процессе обучения на примере младшего школьного возраста, а также сформулируем, какие требования предъявляются к педагогическому оцениванию.1. Оценка и самооценка в обучении Оценка ...
Пример – подражание какому-либо реальному или вымышленному образу с целью формирования социально-нравственного поведения ребенка.
Требования:
Учитывать возрастные особенности, нельзя используя пример противопоставлять одного ребенка коллективу. Пример предполагает грамотную организацию среды, в которой живет ребенок. Важно, чтобы дети видели положительные и отрицательные стороны примера, анализировать его. Систематическое воздействие собственным примером.
Вывод: при использовании словесно-деятельностных методов необходимо воздействие не только на сознание личности, но и на ее эмоциональную сферу, то есть на чувства. Чтобы снять налет назидательности, используют эмоциональные стимулы, которые позволяют удовлетворить потребности ребенка. Самый первый стимул – игровой. Второй стимул – эмоционально-образный. Третий – проблемно-поисковый стимул.
16. Любая деятельность человека представляет собой сложную структуру психофизиологических процессов. Простейшими составными элементами ее являются движения, которые мы постоянно совершаем, находясь в состоянии бодрствования. Отдельные движения, совершаемые человеком, объединяются в сложные комплексы, составляющие действия. Так, чтобы сделать стол или нарисовать картину, человек совершает большое число весьма разнообразных мышечных движений. Но разрозненные движения и даже действия — это еще не деятельность. Только совокупность действий, объединенных единой целью, можно назвать деятельностью. Она характеризуется определенной длительностью. Когда речь идет о педагогической деятельности, под него разумеется не однократное действие учителя, а его повседневный, систематический труд в школе, который составляется из ряда поступков и действий педагога, совершаемых им в течение продолжительного времени. Всякая деятельность включает ряд компонентов (составных частей).
Например, процесс такого вида учебной деятельности школьника, как написание сочинения, включает постановку задачи. Она выражается в теме, на которую должно быть написано сочинение. Далее необходимо наметить план работы, продумать каждую часть, подобрать материал (из книг, из личного опыта и т. п.), изложить свои мысли в письменном виде. Затем ученик перечитывает написанное, исправляет стилистические и орфографические ошибки, особое внимание обращает на логическое построение работы, правильность и точность выводов. Подобную структуру: постановку цели (задачи), планирование работы, выбор наиболее целесообразных ее приемов, выполнение деятельности, проверка результатов, исправление ошибок, подведение итогов — имеют и многие другие виды человеческой деятельности. По мере развития деятельности (в связи с овладением ею или решением поставленных задач) ее структура меняется. Несложная деятельность может входить позднее как составная часть в более сложную. Так, если у первоклассника процесс письма — самостоятельная деятельность, то у человека, овладевшего им, письмо становится компонентом более сложной деятельности (учения, творческого труда и т. д.).
Цель: ознакомить учащихся с функциями и основными направлениями ...
... работниками, содействие развитию общего благоприятного психологического климата в коллективе. В процессе своей деятельности классный руководитель: получает регулярную информацию о физическом и ... коллектива закрепленного класса, отдельных обучающихся; по согласованию с администрацией образовательного учреждения приглашает родителей (законных представителей) для оказания помощи, координации действий ...
Напротив, сложная структура деятельности может упрощаться в связи с овладением умениями и навыками ее выполнения. Деятельностно-практические методы.
Деятельность – специфическая форма активного отношения к окружающему миру.
Опыт – результат действий человека, который формирует его поведение.
Функции:
Формирование опыта общественного поведения и общественных отношений. Формирование положительных качеств личности. Обеспечение научного освоения действий. Использование этих методов предполагает соблюдение следующих закономерностей:
— Потребность школьников в разных видах деятельности.
— Обеспечение личностного смысла в деятельности.
— Целенаправленность деятельности.
— Деятельность должна сочетать различные приемы и методы побуждения.
Упражнение – планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью формирования умений и навыков.
3 типа упражнений:
1. Упражнения в полезной деятельности.
2. Режимные упражнения.
3. Специальные упражнения.
Требования:
Систематичность, системность, доступность и посильность, частота повторений, контроль и коррекция, сочетание индивидуальных, групповых, фронтальных упражнений, мотивация и стимулирование упражнений.
Приучение – организация планомерного выполнения определенных действий с целью превращения их в привычку.
17. Коллектив, как объект и субъект воспитания.
- Определение.Коллектив – устойчивое объединение людей, которое отличается определенными признаками, едиными целями, единой системой деятельности и организации.
- Признаки коллектива:
- Наличие у группы общественных целей.
- Совместная деятельность по достижению целей.
- Система взаимоотношений (дружба, сотрудничество, симпатии)
- Органы самоуправления. Внутренняя структура, в которой каждый имеет свою ценность.
- Традиции – повторяющиеся эмоционально окрашенные формы коллективной деятельности.
- Общественное мнение, мнение, которое выражено в форме обобщенных оценок, суждений и отношений к деятельности, определенные правила совместных действий и общения.
Каждый человек в своей жизни входит в несколько коллективов.
Функции воспитателя в коллективе:
- Организационная. Коллектив помогает ребенку учувствовать в организованных видах деятельности и организует его.
- Воспитательная. Коллектив является носителем определенных нравственных ценностей, норм, традиций.
- Стимулирующая. Коллектив побуждает к формированию определенных качеств через общественно полезную деятельность.
Структура коллектива:
- Формальная (лидер, органы самоуправления, организатор)
- Неформальная (друзья, неформальный лидер, изгои, предпочитаемые)
Большое значение имеет то, что знает воспитатель о структуре коллектива. Важно, чтобы формальные и неформальные структуры коллектива максимально совпадали или хотя бы не противоречили друг другу.
В коллективе всегда есть: действующий актив, резерв актива, здоровый пассив, гниющий актив, шпана, болото.
Классный руководитель и педагогический коллектив.
... административного стиля руководства, сказалось на деятельности классного руководителя. Основной задачей являлось и сплочение коллектива и идейно-политическое воспитание учащихся, ... осуществляемой деятельности. Прогностическая функция: Классный руководитель: - прогнозирует логику становления и развития коллектива уч-ся; - определяет перспективы жизни и деятельности учащихся, коллектива; - ...
Развитие коллектива определяется следующими принципами:
- Закон движения коллектива или закон перспективных линий. Ближние, средние и дальние.
- Принцип параллельного действия.
- Создание и укрепление традиций.
- Организация КТД.
- Создание определенного стиля и тона взаимоотношений.
Модели взаимодействия личности и коллектива:
- Конформизм. Личность подчиняется коллективу добровольно или формально.
- Гармония. Оптимальные отношения.
- Нонконформизм. Личность подчиняет себе коллектив. Процесс имеет двойственный характер.
18. Специфика работы классного руководителя
- Типы классного руководства.
- Функции классного руководителя.
- Основные направления деятельности классного руководителя в современной школе.
В любой школе основным организационным элементом является класс. Организационной деятельностью занимается классный руководитель. Отличительной особенностью деятельности классного руководителя в современной школе является вариативность типов классного руководства.
Существует несколько вариантов:
- Традиционный. Педагог имеет полную учебную нагрузку + классное руководство в одном из классов, организует совместную деятельность с родителями и учениками в этом классе.
- Освобожденный классный руководитель – воспитатель. Обычно не ведет уроков или ведет 1 урок в своем классе, может быть классным руководителем и в параллели. Этот воспитатель организует воспитательные дела, работу с родителями на основе изучения школьников классного коллектива, организуя индивидуальную работу с детьми. Так же занимается исследовательской деятельностью.
- Вальдорфский вариант. Классный руководитель ведет все предметы, он организует полностью и воспитательный процесс в этом классе.
- Клубный вариант. Классный руководитель является организатором клуба по какому-либо воспитательному направлению. Как и все осуществляет защиту детей, заботу об их здоровье, организует работу по самоуправлению в классе.
Вариативность типов классного руководства определяется запросами, интересами учеников и родителей, условиями класса, школы, социума, а так же возможностями самого педагога.
Тип классного руководства может меняться в зависимости от возраста детей и опыта самоуправления. Может определяться видом совместной деятельности. Однако, основными задачами классного руководителя в любом случае являются:
- Защита ребенка и его прав.
- Изучение личности каждого ребенка для выявления воспитательных приемов, правильной оценки воспитательных ситуаций и своих собственных действий.
- Организация и коррекция межличностных взаимоотношений. Помощь детям в вопросе взаимоотношений.
- Формирование коллектива класса, помощь в организации и самоорганизации различной творческой деятельности.
- Помощь каждому школьнику в его самоопределении, саморазвитии, саморегуляции.
- Координация усилий семьи, педагогов, руководителей школы, педагогов дополнительного образования, с которыми взаимодействует данный классный коллектив для организации развивающей деятельности и деятельности по формированию культуры личности.
Основные функции классного руководителя.
Мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы
... и характеристики видов деятельности классного руководителя. Гипотеза исследования такова: если выбрать оптимальный стиль поведения классного руководителя, то он будет способствовать положительной динамики развития личности обучающихся в классном коллективе. Глава I Теоретические ...
- Диагностическая функция. Владеть способами, методами диагностики личности и коллектива, для коррекции и помощи детям. Так же классный руководитель анализирует собственную деятельность и деятельность класса для совершенствования и коррекции.
- Организаторская функция. Классный руководитель организует коллективную творческую деятельность в классе, выбирает оптимальные формы и методы работы с детьми и родителями, владеет разнообразными способами организации деятельности детей.
- Коммуникативная функция. Классный руководитель умеет устанавливать контакты, налаживать взаимопонимание со школьниками, учителями и родителями, корректируя разнообразные отношения: ученик-учитель, ученик-родитель, ученик-ученик и т.д.
- Методическая функция. Классный руководитель разрабатывает методики для проведения разнообразных дел со школьниками, родителями, находит оптимальный вариант.
Таким образом, в центре внимания классного руководителя находится ребенок. Сейчас в школе распространен подход через организацию деятельности классного руководителя по основным программам: «здоровье», «учение», «досуг», «образ жизни», «общение и нравственность», «труд», «семья».
21. Изучение воспитанности школьников Изучение воспитанности школьников
Воспитанность – свойство личности. Которое характеризуется совокупностью сформированных социально значимых качеств, отражающих систему взаимоотношений человека к обществу, к людям, к себе, к деятельности, к природе и искусству, то есть всем сферам человеческой жизни.
Определить уровень воспитанности довольно сложно.
Диагностика воспитанности – педагогическая деятельность, направленная на изучение состояния субъектов воспитания в целях сотрудничества с ними и эффективного управления.
Критерии воспитанности:
- Суждения, оценки, которые показывают мотивы поступков.
- Знание нравственных норм.
- Поступки, действия, поведение человека.
- Стремление к самоанализу и самооценке, самоорганизация.
- Проявление активной позиции.
Можно выделить четыре уровня воспитанности личности:
- Невоспитанность. Незнание нравственных норм, отрицательный опыт поведения.
- Слабое проявление положительного поведения, только под действием старших.
- Устойчивое положительное поведение, умение самоорганизации, но общественная активность не проявляется.
- Все критерии положительные и есть активная жизненная позиция
22. Ктд
Одна из воспитательных технологий, которая разработана наиболее детально.
- Особенности коллективной творческой деятельности
- Этапы
- Технология
Коллективная творческая деятельность (КТД) была разработана известным ленинградским педагогом, работавшим в лагерях актива Игорем Петровичем Ивановым.
Воспитание и самовоспитание личности вопросы
... -культурных комплексов; • принцип вариативности деятельности, предполагающий соответствие содержания этой деятельности изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности; • принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности. Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет собой ...
Ключевое отличие в том, что в ее процессе осуществляется постоянное взаимодействие всех со всеми. В процессе КТД формируется личность, которая умеет жить в гармонии с другими, умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально.
Эта технология широко распространена среди практиков. Для того, чтобы показать отличия коллективной творческой деятельности от других форм и методов воспитания, охарактеризуем их.
Мероприятия отличаются тем, что проводятся по какой-то серьезной теме, его проводят обычно старшие, более подготовленные люди. Дети обычно выступают в роли слушателей, наблюдателей.
Игра – дело, которое требует свободной обстановки, без подготовки.
Дело – носит самостоятельный характер, дети не только участвуют, но и организуют, но чаще под руководством, по сценарию.
Коллективное творческое дело обладает следующими особенностями:
- Каждый из участников коллектива участвует на всех этапах при подготовке дела, при его планировании, проведении и обсуждении.
- Идея общей заботы.
- Идея коллективного поиска.
- Работа по микроколлективам от 3 до 6. В микроколлективе легче найти заботу каждому, распределить обязанности, установить дружеские связи.
- Вариативность. В процессе КТД возникает большое количество вариантов, предложений, планов, обеспечивается возможность выбора, успешность каждого и возможности находить компромисс.
- Установление искренних взаимоотношений, отношений заботы, доброты, терпимости, причем педагог все время заботится об этом.
- Распределение функций и обязанностей на добровольных началах.
- Сотрудничество (искренний интерес, доверие, уважение, право на самостоятельность, право на ошибку, право получить помощь, умение выслушать других и считаться с их мнением)
- Эмоциональная окрашенность.
- Коллективный анализ.
Стадии КТД:
- Предварительная работа воспитателя. Ставятся воспитательные задачи исходя из ситуации, выдвигаются возможные варианты дела, проводится предварительная беседа. Цели педагога и детей бывают разные. Разведка дел. Детям предлагается, которые были бы интересны всему коллективу и полезны.
- Коллективное планирование. В процессе коллективного планирования коллектив делится на микрогруппы, каждой группе дается задание разработать свой вариант какого-либо дела или предложить несколько дел для проведения в коллективе. Каждая микрогруппа выступает, предлагая свой вариант, необходимо организовать обсуждение, задать уточняющие вопросы. После проводится голосование и выбирается один из вариантов или наиболее интересный или наиболее оптимальный. В конце коллективного планирования выбирается совет, который разрабатывает окончательный вариант действия, формулирует и раздает задание микрогруппам.
- Коллективная подготовка. На этом этапе микрогруппы выполняют задания, совет дела помогает, следит за правильностью выполнения и готовит сюрприз.
- Проведение КТД. На этом этапе важно иметь варианты, быстро вносить коррективы, чтобы поддержать хорошее настроение, уверенность в своих силах, использовать сюрпризы. В процессе проведения дела необходимо иметь четкий план проведения.
- Коллективный анализ. Следует использовать варианты анализа дела. Важно выделить положительные стороны.
- Последействие. Перерыв, отдых. Собираются материалы для будущей деятельности, вносятся изменения в поручения, можно поменять составы микрогрупп.
26. Макаренко
Разработал систему воспитания, отвечающую задачам строительства нового общества. Ядро учения Макаренко — теория коллективного воспитания. Он разработал вопросы организации коллектива, методов воспитания в нем, методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций.
Индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания ...
... роль индивидуального подхода к личности в процессе обучения и воспитания в коллективах народно-художественного творчества.Задачи курсовой работы:- Представить ... процессов коммуникации и кооперации, связанные с необходимостью понимания оснований совместимых действий и их координации (при коллективном решении проблемы). - при изучении самосознания, связанного с проблемой формирования, воспитания ...
Им выделены три стадии развития коллектива:
создание,
становление и
сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Его педагогические находки (разновозрастные отряды, совет командиров, общее собрание и др.) наполнили теорию коллектива новыми элементами. Открытия Макаренко оказали существенное влияние как на педагогику, так и на развитие смежных с педагогикой дисциплин — социальной педагогики, педагогической психологии и др.
Особое внимание в своей педагогической практике А.С. Макаренко уделял роли воспитателя в педагогическом процессе, считая, что, лишенный своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, воспитатель ничего, кроме вреда, не принесет воспитаннику. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках тех установок, о которых говорилось выше, что и было решающим.
Уставом школы 20-х гг. устанавливался запрет на любые формы и виды наказаний детей. Считалось, что дисциплинарные проступки детей провоцируются исключительно плохой деятельностью педагогов, и стоит только ликвидировать вызывающие негативное поведение факторы — ребенок начинает вести себя нормально.
Исходя из того что цели коллектива в широком его понимании должны становиться целями отдельной личности и реализовываться в условиях разнообразной общественно полезной деятельности, А. С. Макаренко видел задачу школы в том, чтобы из своих стен она выпускала энергичных и целеустремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества.
Однако более полную и объективную оценку роли АС. Макаренко как практика, а тем более теоретика педагогики смогут дать только исследователи XXI в. Мы же все находимся еще в том же ментальном пространстве, что и педагоги 50—80-х гг. нашего столетия.