14 . Оценочно-вспомогательные методы

  1. ОпределенияМетоды воспитания – общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанников, способствующие организации жизни, деятельности воспитанников, их отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.

Методы воспитания можно разделить на составляющие элементы, их называют приемами. Один и тот же метод может сочетать разные приемы.

2. Классификация М. Г. Яновская, Т. Е. Конникова. Основание этой классификации – разнообразные способы деятельности.

— Методы словесно-деятельностные. Воздействуем словом, но побеждаем к деятельности.

— Деятельностно-практические. Ориентированы на организацию практической деятельности.

— Оценочно-вспомогательные.

Оценочно-вспомогательный, или метод соревнований. Направление естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнование может быть организованным и стихийным.

С помощью соревнования школьники осваивают опыт общественного поведения. Формируется способность к самоактивизации. Соревнование развивает физические, нравственные, эстетические и другие качества, дает возможность сравнить себя с другими.

Требования:

По организации: Необходимо определить цели и задачи соревнования, составить программу, разработать критерии оценок. Создать условия для проведения соревнований. Обеспечить подведение итогов и награждение победителей.

По содержанию: эффективность соревнований значительно повышается, если цели, условия проведения, подведения итогов и выбор победителя определяют сами школьники. Переживание побед и поражений должно стать элементом социального закаливания, развить способность к самоанализу и рефлексии.

15. Сознание — высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. 

Характеристики : 

сознание . совокупность знаний об окружающем нас мире. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

12 стр., 5832 слов

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников

... учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения ... с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в ...

— закрепленное различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и его ” не — я ”. Отделение “ я ” от ” не — я ” — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

— обеспечение целеполагающей деятельности человека 

— включение в его состав определенного отношенияВ сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек.

Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета

Методы словесно-деятельностные.

Функции:

  1. Получение знаний о правилах, нормах поведения.
  2. Формирование взглядов и убеждений.
  3. Формирование положительных нравственных чувств.
  4. Создание образа поведения.

Содержание метода воспитания:

Рассказ – последовательное изложение, преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Основная функция рассказа – получение новых знаний.

Требования:

Логичность, доказательность, четкость, эмоциональность и образность, учет возрастных особенностей.

Лекция – развернутая и организованная в доступную форму систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, эстетического, нравственного содержания. Тоже монологический метод.

Содержание:

В основе лекции лежат обобщающие факты, выполняют роль иллюстрации.

Требования:

Те же что и у рассказа + побуждение воспитанника к осмыслению проблемы. Также одно из требований к лекции – обоснованность структуры лекции, ее композиция.

Беседа – вопросно-ответный метод активного взаимодействия воспитателя и воспитанников, построен на системе вопросов, которые приводят к получению новых знаний. Диалогический метод. Беседы бывают разных типов. Индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и эвристические, по содержанию, этические, эстетические, правовые, экологические, краеведческие. Главное назначение беседы – привлечь к оценке поступков и сформировать отношение к действительности.

Требования:

Вопрос должен быть значимым, содержание должно опираться на личный опыт, форма подачи содержания должна наводить на размышления. Беседа предполагает продуманную структуру, то есть вступление, основной этап, заключение.

Диспут или дискуссия – метод формирования суждений, оценок, убеждений, в ходе столкновения мнений и различных точек зрения. Главная функция диспута – приучение к доказательству аргументации, способности защищать свои убеждения.

Требования:

Вопросы должны содержать жизненно важную проблему. Необходима тщательная подготовка, обязательное привлечение самих ребят к подготовке. В диспуте не требуется обязательное принятие каких-либо окончательных решений, важен не результат, а процесс. В ходе диспута учитель не должен навязывать свое мнение. Использовать как можно больше способов, высказать каждому свою точку зрения.

7 стр., 3057 слов

Проблема оценки и самооценки в учебной деятельности. Требования ...

... суждений).«Генеральной линией» психического развития младших школьников в условиях учебной деятельности является становление рефлексии- способности человека обращаться к основаниям своих и чужих действий. «Генеральной ... процессе обучения на примере младшего школьного возраста, а также сформулируем, какие требования предъявляются к педагогическому оцениванию.1. Оценка и самооценка в обучении Оценка ...

Пример – подражание какому-либо реальному или вымышленному образу с целью формирования социально-нравственного поведения ребенка.

Требования:

Учитывать возрастные особенности, нельзя используя пример противопоставлять одного ребенка коллективу. Пример предполагает грамотную организацию среды, в которой живет ребенок. Важно, чтобы дети видели положительные и отрицательные стороны примера, анализировать его. Систематическое воздействие собственным примером.

Вывод: при использовании словесно-деятельностных методов необходимо воздействие не только на сознание личности, но и на ее эмоциональную сферу, то есть на чувства. Чтобы снять налет назидательности, используют эмоциональные стимулы, которые позволяют удовлетворить потребности ребенка. Самый первый стимул – игровой. Второй стимул – эмоционально-образный. Третий – проблемно-поисковый стимул.

16. Любая деятельность человека представляет собой сложную структуру психофизиологических процессов. Простейшими составными элементами ее являются движения, которые мы постоянно совершаем, находясь в состоянии бодрствования. Отдельные движения, совершаемые человеком, объединяются в сложные комплексы, составляющие действия. Так, чтобы сделать стол или нарисовать картину, человек совершает большое число весьма разнообразных мышечных движений. Но разрозненные движения и даже действия — это еще не деятельность. Только совокупность действий, объединенных единой целью, можно назвать деятельностью. Она характеризуется определенной длительностью. Когда речь идет о педагогической деятельности, под него разумеется не однократное действие учителя, а его повседневный, систематический труд в школе, который составляется из ряда поступков и действий педагога, совершаемых им в течение продолжительного времени. Всякая деятельность включает ряд компонентов (составных частей).

Например, процесс такого вида учебной деятельности школьника, как написание сочинения, включает постановку задачи. Она выражается в теме, на которую должно быть написано сочинение. Далее необходимо наметить план работы, продумать каждую часть, подобрать материал (из книг, из личного опыта и т. п.), изложить свои мысли в письменном виде. Затем ученик перечитывает написанное, исправляет стилистические и орфографические ошибки, особое внимание обращает на логическое построение работы, правильность и точность выводов. Подобную структуру: постановку цели (задачи), планирование работы, выбор наиболее целесообразных ее приемов, выполнение деятельности, проверка результатов, исправление ошибок, подведение итогов — имеют и многие другие виды человеческой деятельности. По мере развития деятельности (в связи с овладением ею или решением поставленных задач) ее структура меняется. Несложная деятельность может входить позднее как составная часть в более сложную. Так, если у первоклассника процесс письма — самостоятельная деятельность, то у человека, овладевшего им, письмо становится компонентом более сложной деятельности (учения, творческого труда и т. д.).

5 стр., 2061 слов

Цель: ознакомить учащихся с функциями и основными направлениями ...

... работниками, содействие развитию общего благоприятного психологического климата в коллективе. В процессе своей деятельности классный руководитель: получает регулярную информацию о физическом и ... коллектива закрепленного класса, отдельных обучающихся; по согласованию с администрацией образовательного учреждения приглашает родителей (законных представителей) для оказания помощи, координации действий ...

Напротив, сложная структура деятельности может упрощаться в связи с овладением умениями и навыками ее выполнения.  Деятельностно-практические методы.

Деятельность – специфическая форма активного отношения к окружающему миру.

Опыт – результат действий человека, который формирует его поведение.

Функции:

Формирование опыта общественного поведения и общественных отношений. Формирование положительных качеств личности. Обеспечение научного освоения действий. Использование этих методов предполагает соблюдение следующих закономерностей:

— Потребность школьников в разных видах деятельности.

— Обеспечение личностного смысла в деятельности.

— Целенаправленность деятельности.

— Деятельность должна сочетать различные приемы и методы побуждения.

Упражнение – планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью формирования умений и навыков.

3 типа упражнений:

1. Упражнения в полезной деятельности.

2. Режимные упражнения.

3. Специальные упражнения.

Требования:

Систематичность, системность, доступность и посильность, частота повторений, контроль и коррекция, сочетание индивидуальных, групповых, фронтальных упражнений, мотивация и стимулирование упражнений.

Приучение – организация планомерного выполнения определенных действий с целью превращения их в привычку.

17. Коллектив, как объект и субъект воспитания.

  1. Определение.Коллектив – устойчивое объединение людей, которое отличается определенными признаками, едиными целями, единой системой деятельности и организации.
  1. Признаки коллектива:
  • Наличие у группы общественных целей.
  • Совместная деятельность по достижению целей.
  • Система взаимоотношений (дружба, сотрудничество, симпатии)
  • Органы самоуправления. Внутренняя структура, в которой каждый имеет свою ценность.
  • Традиции – повторяющиеся эмоционально окрашенные формы коллективной деятельности.
  • Общественное мнение, мнение, которое выражено в форме обобщенных оценок, суждений и отношений к деятельности, определенные правила совместных действий и общения.

Каждый человек в своей жизни входит в несколько коллективов.

Функции воспитателя в коллективе:

  • Организационная. Коллектив помогает ребенку учувствовать в организованных видах деятельности и организует его.
  • Воспитательная. Коллектив является носителем определенных нравственных ценностей, норм, традиций.
  • Стимулирующая. Коллектив побуждает к формированию определенных качеств через общественно полезную деятельность.

Структура коллектива:

  • Формальная (лидер, органы самоуправления, организатор)
  • Неформальная (друзья, неформальный лидер, изгои, предпочитаемые)

Большое значение имеет то, что знает воспитатель о структуре коллектива. Важно, чтобы формальные и неформальные структуры коллектива максимально совпадали или хотя бы не противоречили друг другу.

В коллективе всегда есть: действующий актив, резерв актива, здоровый пассив, гниющий актив, шпана, болото.

4 стр., 1618 слов

Классный руководитель и педагогический коллектив.

... административного стиля руководства, сказалось на деятельности классного руководителя. Основной задачей являлось и сплочение коллектива и идейно-политическое воспитание учащихся, ... осуществляемой деятельности. Прогностическая функция: Классный руководитель: - прогнозирует логику становления и развития коллектива уч-ся; - определяет перспективы жизни и деятельности учащихся, коллектива; - ...

Развитие коллектива определяется следующими принципами:

  • Закон движения коллектива или закон перспективных линий. Ближние, средние и дальние.
  • Принцип параллельного действия.
  • Создание и укрепление традиций.
  • Организация КТД.
  • Создание определенного стиля и тона взаимоотношений.

Модели взаимодействия личности и коллектива:

  1. Конформизм. Личность подчиняется коллективу добровольно или формально.
  2. Гармония. Оптимальные отношения.
  3. Нонконформизм. Личность подчиняет себе коллектив. Процесс имеет двойственный характер.

18. Специфика работы классного руководителя

  1. Типы классного руководства.
  2. Функции классного руководителя.
  3. Основные направления деятельности классного руководителя в современной школе.

В любой школе основным организационным элементом является класс. Организационной деятельностью занимается классный руководитель. Отличительной особенностью деятельности классного руководителя в современной школе является вариативность типов классного руководства.

Существует несколько вариантов:

  1. Традиционный. Педагог имеет полную учебную нагрузку + классное руководство в одном из классов, организует совместную деятельность с родителями и учениками в этом классе.
  2. Освобожденный классный руководитель – воспитатель. Обычно не ведет уроков или ведет 1 урок в своем классе, может быть классным руководителем и в параллели. Этот воспитатель организует воспитательные дела, работу с родителями на основе изучения школьников классного коллектива, организуя индивидуальную работу с детьми. Так же занимается исследовательской деятельностью.
  3. Вальдорфский вариант. Классный руководитель ведет все предметы, он организует полностью и воспитательный процесс в этом классе.
  4. Клубный вариант. Классный руководитель является организатором клуба по какому-либо воспитательному направлению. Как и все осуществляет защиту детей, заботу об их здоровье, организует работу по самоуправлению в классе.

Вариативность типов классного руководства определяется запросами, интересами учеников и родителей, условиями класса, школы, социума, а так же возможностями самого педагога.

Тип классного руководства может меняться в зависимости от возраста детей и опыта самоуправления. Может определяться видом совместной деятельности. Однако, основными задачами классного руководителя в любом случае являются:

  • Защита ребенка и его прав.
  • Изучение личности каждого ребенка для выявления воспитательных приемов, правильной оценки воспитательных ситуаций и своих собственных действий.
  • Организация и коррекция межличностных взаимоотношений. Помощь детям в вопросе взаимоотношений.
  • Формирование коллектива класса, помощь в организации и самоорганизации различной творческой деятельности.
  • Помощь каждому школьнику в его самоопределении, саморазвитии, саморегуляции.
  • Координация усилий семьи, педагогов, руководителей школы, педагогов дополнительного образования, с которыми взаимодействует данный классный коллектив для организации развивающей деятельности и деятельности по формированию культуры личности.

Основные функции классного руководителя.

13 стр., 6025 слов

Мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы

... и характеристики видов деятельности классного руководителя. Гипотеза исследования такова: если выбрать оптимальный стиль поведения классного руководителя, то он будет способствовать положительной динамики развития личности обучающихся в классном коллективе. Глава I Теоретические ...

  • Диагностическая функция. Владеть способами, методами диагностики личности и коллектива, для коррекции и помощи детям. Так же классный руководитель анализирует собственную деятельность и деятельность класса для совершенствования и коррекции.
  • Организаторская функция. Классный руководитель организует коллективную творческую деятельность в классе, выбирает оптимальные формы и методы работы с детьми и родителями, владеет разнообразными способами организации деятельности детей.
  • Коммуникативная функция. Классный руководитель умеет устанавливать контакты, налаживать взаимопонимание со школьниками, учителями и родителями, корректируя разнообразные отношения: ученик-учитель, ученик-родитель, ученик-ученик и т.д.
  • Методическая функция. Классный руководитель разрабатывает методики для проведения разнообразных дел со школьниками, родителями, находит оптимальный вариант.

Таким образом, в центре внимания классного руководителя находится ребенок. Сейчас в школе распространен подход через организацию деятельности классного руководителя по основным программам: «здоровье», «учение», «досуг», «образ жизни», «общение и нравственность», «труд», «семья».

21. Изучение воспитанности школьников Изучение воспитанности школьников

Воспитанность – свойство личности. Которое характеризуется совокупностью сформированных социально значимых качеств, отражающих систему взаимоотношений человека к обществу, к людям, к себе, к деятельности, к природе и искусству, то есть всем сферам человеческой жизни.

Определить уровень воспитанности довольно сложно.

Диагностика воспитанности – педагогическая деятельность, направленная на изучение состояния субъектов воспитания в целях сотрудничества с ними и эффективного управления.

Критерии воспитанности:

  • Суждения, оценки, которые показывают мотивы поступков.
  • Знание нравственных норм.
  • Поступки, действия, поведение человека.
  • Стремление к самоанализу и самооценке, самоорганизация.
  • Проявление активной позиции.

Можно выделить четыре уровня воспитанности личности:

  1. Невоспитанность. Незнание нравственных норм, отрицательный опыт поведения.
  2. Слабое проявление положительного поведения, только под действием старших.
  3. Устойчивое положительное поведение, умение самоорганизации, но общественная активность не проявляется.
  4. Все критерии положительные и есть активная жизненная позиция

22. Ктд

Одна из воспитательных технологий, которая разработана наиболее детально.

  • Особенности коллективной творческой деятельности
  • Этапы
  • Технология

Коллективная творческая деятельность (КТД) была разработана известным ленинградским педагогом, работавшим в лагерях актива Игорем Петровичем Ивановым.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... -культурных комплексов; • принцип вариативности деятельности, предполагающий соответствие содержания этой деятельности изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности; • принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности. Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет собой ...

Ключевое отличие в том, что в ее процессе осуществляется постоянное взаимодействие всех со всеми. В процессе КТД формируется личность, которая умеет жить в гармонии с другими, умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально.

Эта технология широко распространена среди практиков. Для того, чтобы показать отличия коллективной творческой деятельности от других форм и методов воспитания, охарактеризуем их.

Мероприятия отличаются тем, что проводятся по какой-то серьезной теме, его проводят обычно старшие, более подготовленные люди. Дети обычно выступают в роли слушателей, наблюдателей.

Игра – дело, которое требует свободной обстановки, без подготовки.

Дело – носит самостоятельный характер, дети не только участвуют, но и организуют, но чаще под руководством, по сценарию.

Коллективное творческое дело обладает следующими особенностями:

  • Каждый из участников коллектива участвует на всех этапах при подготовке дела, при его планировании, проведении и обсуждении.
  • Идея общей заботы.
  • Идея коллективного поиска.
  • Работа по микроколлективам от 3 до 6. В микроколлективе легче найти заботу каждому, распределить обязанности, установить дружеские связи.
  • Вариативность. В процессе КТД возникает большое количество вариантов, предложений, планов, обеспечивается возможность выбора, успешность каждого и возможности находить компромисс.
  • Установление искренних взаимоотношений, отношений заботы, доброты, терпимости, причем педагог все время заботится об этом.
  • Распределение функций и обязанностей на добровольных началах.
  • Сотрудничество (искренний интерес, доверие, уважение, право на самостоятельность, право на ошибку, право получить помощь, умение выслушать других и считаться с их мнением)
  • Эмоциональная окрашенность.
  • Коллективный анализ.

Стадии КТД:

  1. Предварительная работа воспитателя. Ставятся воспитательные задачи исходя из ситуации, выдвигаются возможные варианты дела, проводится предварительная беседа. Цели педагога и детей бывают разные. Разведка дел. Детям предлагается, которые были бы интересны всему коллективу и полезны.
  2. Коллективное планирование. В процессе коллективного планирования коллектив делится на микрогруппы, каждой группе дается задание разработать свой вариант какого-либо дела или предложить несколько дел для проведения в коллективе. Каждая микрогруппа выступает, предлагая свой вариант, необходимо организовать обсуждение, задать уточняющие вопросы. После проводится голосование и выбирается один из вариантов или наиболее интересный или наиболее оптимальный. В конце коллективного планирования выбирается совет, который разрабатывает окончательный вариант действия, формулирует и раздает задание микрогруппам.
  3. Коллективная подготовка. На этом этапе микрогруппы выполняют задания, совет дела помогает, следит за правильностью выполнения и готовит сюрприз.
  4. Проведение КТД. На этом этапе важно иметь варианты, быстро вносить коррективы, чтобы поддержать хорошее настроение, уверенность в своих силах, использовать сюрпризы. В процессе проведения дела необходимо иметь четкий план проведения.
  5. Коллективный анализ. Следует использовать варианты анализа дела. Важно выделить положительные стороны.
  6. Последействие. Перерыв, отдых. Собираются материалы для будущей деятельности, вносятся изменения в поручения, можно поменять составы микрогрупп.

26. Макаренко

Разработал систему воспитания, отвечающую задачам строительства нового общества. Ядро учения Макарен­ко — теория коллективного воспитания. Он разработал вопросы организации коллектива, методов воспитания в нем, методику организации трудового и эстетического воспитания, формиро­вания сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций.

18 стр., 8559 слов

Индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания ...

... роль индивидуального подхода к личности в процессе обучения и воспитания в коллективах народно-художественного творчества.Задачи курсовой работы:- Представить ... процессов коммуникации и кооперации, связанные с необходимостью понимания оснований совместимых действий и их координации (при коллективном решении проблемы). - при изучении самосознания, связанного с проблемой формирования, воспитания ...

Им выделены три стадии развития коллектива:

создание,

становление и

сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Его педагогиче­ские находки (разновозрастные отряды, совет командиров, об­щее собрание и др.) наполнили теорию коллектива новыми эле­ментами. Открытия Макаренко оказали существенное влияние как на педагогику, так и на развитие смежных с педагогикой дисциплин — социальной педагогики, педагогической психоло­гии и др.

Особое внимание в своей педа­гогической практике А.С. Макаренко уделял роли вос­питателя в педагогическом процессе, считая, что, лишенный своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, воспитатель ничего, кроме вреда, не при­несет воспитаннику. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках тех ус­тановок, о которых говорилось выше, что и было решающим.

Уставом школы 20-х гг. устанавливался запрет на любые формы и виды наказаний детей. Считалось, что дисциплинарные про­ступки детей провоцируются исключительно плохой деятель­ностью педагогов, и стоит только ликвидировать вызывающие негативное поведение факторы — ребенок начинает вести себя нормально.

Исходя из того что цели коллек­тива в широком его понимании должны становиться целями отдельной личности и реализовываться в условиях разнообразной обще­ственно полезной деятельности, А. С. Макаренко видел задачу шко­лы в том, чтобы из своих стен она выпускала энергичных и целеуст­ремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества.

Однако более полную и объективную оценку роли АС. Ма­каренко как практика, а тем более теоретика педагогики смогут дать только исследователи XXI в. Мы же все находим­ся еще в том же ментальном пространстве, что и педагоги 50—80-х гг. нашего столетия.