Классный руководитель и педагогический коллектив.

Классный руководитель и его деятельность.

Назначение кл. руководителя; задачи, стоящие перед кл. руководителем; функции кл. руководителя; направления работы кл. руководителя; права кл. руков.; обязанности кл. руков.; планирование работы кл. руководителя.

Курс МВР готовит к внеурочной и внеучебной воспитательной деятельности, т.е. к специфике работы классного руководителя.

Институт классного руководства сложился давно, практически вместе с возникновением учебных заведений в 1871 г. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения – основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Классный наставник, воспитательобязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нём, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всём, даже его внешний вид был образцом для подражания.

Должность классного руководителя в школе была введена в 1934 г.

Кл. руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспит. процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности, отвечает за организацию воспит.работы в своём классе.

Классный руководитель назначается директором школы из лучших, наиболее опытных и авторитетных учителей.

Классный руководитель непосредственно подчиняется зам. директора по воспитательной работе.

Варианты классных воспитателей.

В 1947 г. утверждено новое Положение о классном руководителе, в котором определили его цели и функции, содержание, планирование и отчётность. Но 40- 50 гг. негативное влияние на школу авторитарно-административного стиля руководства, сказалось на деятельности классного руководителя. Основной задачей являлось и сплочение коллектива и идейно-политическое воспитание учащихся, работа с пионерской и комсомольской организациями, изучение «Правил поведения», контроль за успеваемостью и надзор за дисциплиной и поведением и др. Не указывалось на методики изучения учащихся, изучение не в интересах личности ребёнка, а для создания работоспособного коллектива.

4 стр., 1857 слов

Создание системы воспитательной работы с учащейся молодежью

... к нарушителям; поиск и организация эффективных форм самостоятельной работы учащихся; организация свободного времени студентов и учащихся, содействие разностороннему развитию личности каждого члена коллектива; ... все эти важные факторы в жизни коллектива учитываются в работе воспитателей общежития, специалистов СППС, руководителей структурных подразделений. Лидеры важны как в профессиональной среде, ...

В ходе эксперимента были выявлены несколько вариантов деятельности классного воспитателя.

1. Классный воспитатель с одним классом в начальном и среднем звене школы.Используется в классах с большим количеством «проблемных» детей, в криминогенных районах, школах – гигантах. Успешен данный вариант в работе с одарёнными детьми в лицеях и гимназиях, где каждому ученику требуется особый подход, оказание помощи в выстраивании индивидуальной траектории развития, в снижении учебных и психологических перегрузок. Деятельность классных воспитателей, по их заявлениям, имела положительные результаты только благодаря всестороннему изучению личности ребёнка.

2. Классный воспитатель с двумя классами в параллели.Менее распространенный вариант. Он эффективен, если классы благополучные и если классный воспитатель ведёт совместную работу с ними с первого класса. В иных случаях встречается много трудностей, в том числе возникают серьёзные проблемы в работе классного педагога из-за соперничества между классами, из-за большой разницы в развитии детей и коллективов.

3. Классный руководитель с двумя классами по вертикали(например, 5 и 7 классы).

Хорошо проявил себя в сельских и поселковых школах, малокомплектных, с количеством детей до 300 человек, там, где традиции шефской помощи старших младшим, в благополучных классах.

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность массовой средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства.Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

· Учитель – предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

· Классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобождённый классный руководитель, его ещё называют классный воспитатель);

· В некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника(вариант должности классного руководителя);

· А также классного куратора(лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой- то работой);

· Тьютора(лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога. Они могут иметь минимальную учебную нагрузку.

Основные направления воспитательной деятельности классного руководителя: (задачи классного руководителя):

— психолого-педагогическая поддержка личности обучающихся, защита их прав и интересов;

— создание условий для физического, духовного, интеллектуального развития учащихся;

— организация воспитывающей и развивающей деятельности;

— организация и развитие ученического коллектива как среды, обеспечивающей развитие каждого ребёнка.

 

Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе.

Значение личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребёнку и его семье.

Воспитательная работа классных руководителей в сельской школедолжна быть направлена на:

3 стр., 1253 слов

На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации ...

... никаких практических действий. На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, а другие – отвергаемыми. К старшему дошкольному возрасту происходит ... самовыражению и др. Следует отметить, что структура детского коллектива, т. е. количество предпочитаемых и отвергаемых детей и их личност­ные характеристики, во многом зависит ...

— повышение культурного уровня детей;

— подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений;

— на преодоление дефицита общения сельских школьников;

— воспитание хозяина своей земли.

 

В малочисленной сельской школеорганизации воспитательной работы по классам,в которых обучаются несколько человек, становится неэффективной.В таких школах целесообразно создание разновозрастных объединений (8 – 15 человек) и заменав них классных руководителей воспитателями.

 

Функции классного руководителя.

Аналитическая функция:

Классный руководитель изучает и анализирует:

— индивидуальные особенности учащихся;

— состояние и условия семейного воспитания уч-ся класса;

— уровень воспитанности личности уч-ся и коллектива;

— особенности становления и формирования коллектива уч-ся;

— ценностно-смысловую направленность осуществляемой деятельности.

Прогностическая функция:

Классный руководитель:

— прогнозирует логику становления и развития коллектива уч-ся;

— определяет перспективы жизни и деятельности учащихся, коллектива;

— проектирует модель воспитательной системы класса.

Организационно-координирующая функция:

Классный руководитель:

— изучает особенности развития уч-ся класса, их эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого-педагогической карте;

— защищает права и свободы уч-ся класса, несёт ответственность за их жизнь и здоровье, безопасность во время учебных занятий и внеклассных мероприят.;

— способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого уч-ся класса;

— в соответствии с возрастными особенностями уч-ся организует жизнедеятельность коллектива;

— развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать ответственные решения;

— совместно с психологами, работающими в классе, учителями организует индивид. профилактич. работу по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации;

— контролирует посещаемость, дисциплину, успеваемость уч-ся;

-организует самообслуживание уч-ся (дежурство по классу, школе, питание, пользование школьным гардеробом);

— осуществляет помощь уч-ся в учебной деятельности, координируя и взаимодействуя с учителями-предметниками, работающими в классе;

— организует взаимодействие с семьями уч-ся, способствует созданию единого коллектива детей и родителей класса;

13 стр., 6427 слов

Курсовая работа. Дети из неблагополучных семей

... могут откровенно говорить о своей семье ни с друзья-ми, ни с учителями. Привычка к сокрытию обуслав-ливает необходимость игнорировать реальность. Секретность, увертки, обман становится ...

— организует работу малого педсовета по проблемам уч-ся класса;

-взаимодействует с внешкольными воспитат. учрежд. в целях получения уч-ся класса дополнительного образования;

— содействует профессиональному самоопределению учащихся.

Коммуникативная функция:

Классный руководитель:

— содействует созданию благоприятных взаимоотношений: учитель – ученик; учитель – родители; родители – ученик;

— помогает уч-ся установить отношения с окружающими людьми, социуме.

Полномочия классного руководителя:

Классный руководитель имеет право:

— контролировать посещаемость учебных занятий;

— регулярно получать информацию о физическом и психическом состоянии детей;

— координировать работу учителей-предметников;

— разрабатывать совместно с психологом, медиками программы индивид. работы с уч-ся и их родителями;

— приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;

— участвовать в работе школьных структур самоуправления;

— получать квалифицированную помощь от администрации в проведении воспитательной работы;

— отказываться от поручений, не входящих в круг его обязанностей;

— вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;

— создавать собственные воспитательные программы, системы, творчески применять новые формы, методы и приёмы воспитания, руководствуясь принципом «не навреди»;

— выбирать форму повышения педагогического мастерства в системе переподготовки педагогических кадров.

Классный руководитель не имеет права:

— унижать достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом;

— использовать оценку для наказания или расправы над учеником;

— злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;

— использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.

Документация и отчётность:

Классный руководитель ведёт следующую документацию:

— план воспитательной работы;

— классный журнал;

— личные дела учащихся.

Классный руководитель и педагогический коллектив.

Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса.

Взаимодействуя с учителями – предметниками,классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.

Он знакомит учителей с:

— результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребёнку и его семье.

— организует совместно с учителями – предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребёнка ребёнка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

— систематически информирует учителей о динамике развития ребёнка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье.

— в случае затруднений, возникающих у ребёнка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, предварительно познакомив их с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей.

13 стр., 6302 слов

Формы работы школы с родителями. Методика организации родительского собрания

... единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка. 3. Привлечение родителей к организации работы с классом. Работа всех классных руководителей нашей школы по данным направлениях имеет цель: ... создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителями и родителями в образовательной и воспитательной среде; 2. изучить семьи учащихся и условия воспитания ребёнка в семье; 3. установить ...

— регулирует отношения учителей и родителей. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями – предметниками с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания ребёнка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.

— привлекает учителей – предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учёту профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей – предметников, обеспечивающих единство действий и способствующихвыработке единых подходов к воспитанию ребёнка, являетсяпедагогический консилиум.

Здесь даётся целостная характеристика ребёнка. Все, кто работают с ребёнком, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребёнка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребёнком.

Классному руководителю целесообразно:

— выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами учащихся;

— проводить специальные семинары для педагогов;

— организовывать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителя по отношению к конкретному ребёнку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.

Основной формой работы классного руководителя с учителями – предметникамиявляются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости и планируются так, чтобы предупредить возможные трудности и конфликты.

Классный руководитель изучает:

— стиль, основные методы и приёмы работы своих коллег с учащимися;

— выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями;

— организует обмен опытом педагогической работы;

— поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребёнку, установить сотруднические отношения с родителями.

В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, есть тот человек, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.