Оценка физического развития ребёнка

Физическое развитиеребёнка — это совокупность морфологических и функциональ­ных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, харак­теризующих процесс созревания в данный момент времени.

В клинической педиатрии термин «физическое развитие» трактуется как динамический процесс роста (увеличение длины, массы и развитие отдель­ных частей тела) и биологического созревания ребенка в различные пе­риоды детства.

Алгоритм оценки физического развития

Определение паспортного возраста

Измерение массы тела

Измерение роста

Измерение окружности головы

Измерение окружности груди

Оценка результатов измерения

Оценка гармоничности физического развития

Заключение по физическому развитию

  1. Определение паспортного возраста ребёнка:

Дата измерения — Дата рождения = Паспортный возраст ребенка

  1. Измерение массы тела:

Вес детей до 18 мес должен измерять на весах с возможностью «обнуления шкалы», калибровки и возможностью оценить прибавку веса до 10 г.

Детей следует взвешивать либо голыми, либо в чистом подгузнике.

Взвешивание лучше проводить в утренние часы.

Для этого следует положить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.

Вес детей старше 18 месяцев следует взвешивать на весах со шкалой деления 100 г.

Взвешивание лучше проводить в утренние часы, с минимальным количеством одежды.

Для взвешивания следует поставить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.

  1. Измерение длины тела и роста:

Ребёнка до 2 лет следует измерять в лежачем положении (дина тела), ноги должны упираться в фиксированную перегородку измерительного стола.

Ребёнка следует положить так, чтобы:

-голова упиралась в стационарную перегородку

-ноги были выпрямлены

— пятки «смотрели» на ножную перегородку, пальцы ног – вверх.

При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.

Рост ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с использованием стадиометров (ростомеров), когда он стоит спиной к шкале, сверху подвижный ограничитель. Измерения лучше проводить в утренние часы, на выдохе, положение головы – верхний край уха и глаз располагаются на одной горизонтальной прямой

Ребёнка поставить без обуви и головного убора прямо, спиной к шкале, стопы полностью на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы, лопатки прижаты к шкале.

При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.

  1. Измерение окружности головы:

Этот параметр необходимо определять только у детей до 36 мес.

Измерение окружности головы производят по «окципитально-фронтальной» окружности — наибольшей окружности головы с точностью до 1 см.

Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.

Накладывают ленту по линии над бровями, затем — над ушами, сзади- по самой широкой части головы.

При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.

  1. Измерение окружности груди:

Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.

Измерения следует проводить у раздетого ребёнка, на выдохе, с опущенными руками.

В положении стоя или сидя расположить ленту спереди на уровне сосковой линии, сзади — подлопаточной.

При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.

  1. Оценка результатов измерения.

По лученные показатели могут быть переведены в процентили или Z-показатели.

Найти положение полученных измерений в центильных интервалах по

таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста и пола ребенка.

Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста в интервале от 25 до 75 центиля

Каждый измеряемый признак (рост, масса тела, окружность груди)

может соответственно быть помещен в свою область, или свой

≪коридор≫, центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких

расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где

расположен этот ≪коридор≫, можно формулировать оценочное

суждение и принимать врачебное решение.

В одномоментной оценке принято относить к вариантам нормы

измерения, отнесенные к 3-5 интервалам, т.е. в зону от 10 до 90 центиля.

Следует считать, что положение показателей в зонах 2 и 6 интервалов

(кроме длины тела) является основанием для включения ребенка в

группу ≪наблюдения≫ участкового педиатра и отнесения ко 2-й группе здоровья.

Положение показателей в зонах 1 и 7 интервалов свидетельствует о

необходимости углубленного исследования для дифференцировки

возможных заболеваний.

Найти положение полученных измерений в центильных интервалах по

таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста

и пола ребенка.

Z-показатель или стандартное отклонение является более точным прогностическим фактором, особенно у детей, которые оказываются ниже 5-го или выше 95-го центиля.

Современные графики Z-показателя (номограммы) массы тела, роста имеют ось Х (для возраста) и ось У (для веса, длины/роста, окружности головы).

Полученные значения массы тела, длины/роста, окружности головы нужно нанести на графики Z-показателя. По горизонтали (ось Х) найти возраст ребёнка, используя линейку начертить вертикальную линию из данной точки. По вертикали (ось У) найти измеренное значение веса, длины/роста, окружности головы. Используя линейку начертить горизонтальную линию до её пересечения с осью Х. Место пересечения обозначить точкой.

При интерпретации результатов Z-критерия за средние значения принимается интервал -1+1. По рекомендациям ВОЗ значения Z= -2и -3 для роста являются показателями задержки роста, для веса -недостаточного веса и исхудания. Значения Z=+2 и +3 для массы могут расцениваться как проблемы с ростом, по графикам соотношения веса к росту — как избыток массы тела и ожирение.

  1. Оценка гармоничности физического развития:

Находят разность между максимальным и минимальным номерами

коридоров центильной шкалы, полученных для массы, роста и

окружности груди относительно возраста. Если разность равна 0 либо 1

– физическое развитие гармоничное, если разность равна 2 – физическое

развитие дисгармоничное, если разность равна 3 и более –физическое

развитие считают резко дисгармоничным.

  1. Заключение по физическому развитию.

Даётся заключение о соответствии фактических антропометрических данных долженствующим по сравнению с таблицами перцентелей или графиков Z- показателей.

Формулируется общая оценка антропометрических данных и степень гармоничности физического развития.

Пример оценки физического развития

Ребенок Н., девочка, паспортный возраст на момент обследования 11 месяцев. Длина тела – 72 см, окружность груди – 47 см, масса тела – 9,5 кг.

Рост по таблице перцентелей попадает в ≪коридор≫ № 4, оценивается как ≪средний≫. Окружность грудной клетки по таблице – ≪коридор≫ № 4, оценка ≪средняя≫, масса тела по таблице – ≪коридор≫ № 4, оценка ≪средняя≫. Таким образом, у девочки Н. среднее, соответствует возрасту, развитие гармоничное, так как все ее параметры находятся в 4 коридоре и разность между ними равна 0.

Заключение: физическое развитие среднее, гармоничное,

Оценка психомоторного развития ребёнка

Формирование различных двигательных рефлексов и возможностей в раннем возрасте осуществляется в строгой связи с созреванием определенных неврологических структур. Поэтому спектр движений ребенка очень наглядно говорит о степени его неврологического развития. Задержка моторного развития свидетельствует о наличии у ребенка тяжелых нарушений питания, обмена веществ или хронических заболеваний.

Алгоритм оценки психОмоторного развития

Определение состояния мышечного тонуса

Оценка нервно-психического развития

Исследование мышечной силы

Оценка моторных навыков

Заключение по моторному развитию Заключение по нервно- психиче

скому развитию

Заключение по психомоторному развитию

  1. Оценка состояния мышечного тонуса:

Состояние мышечного тонуса определяют при оценке позы ребёнка и пассивных движениях конечностей в различных суставах и пальпации мышечных групп при пассивном сгибании.

Провести визуальную оценку позы.

У здорового новорожденного руки согнуты в локтях, колени и бедра притянуты к животу.

Наличие повышенного мышечного тонуса (гипертонус) можно предположить если наблюдается:

— сжатие пальчиков в кулак;

— плавниковое положение рук – напряженно расставленные пальцы при

слегка согнутой кисти;

— ≪когтистая лапа≫ – разгибание пальцев в плюснефаланговых или

пястнофалагновых суставах при их сгибании в межфаланговых;

— атетозное положение рук – пальцы выпрямлены, напряжены и находятся

в разных плоскостях;

— положение опистотонуса – вытянутые и напряженные конечности, голо-

ва резко запрокинута.

Низкий мышечный тонус (гипотонус) можно предположить если наблюдается:

— расслабленная поза, руки и ноги раскинуты в стороны.

Провести сгибание и разгибание суставов ребёнка (последовательно локтевых справа, слева, коленных справа, слева).

Высокий мышечный тонус приводит к невозможности или затруднению провести сгибание и разгибание в суставах.

У новорожденных и детей первых 4 месяцев жизни отмечается некоторое ограничение движений в суставах, связанное с физиологической гипертонией мышц.

При пассивном сгибании и разгибании в суставах провести пальпацию отдельных мышечных групп.

При высоком тонусе плотность мышц более выражена.

При низком тонусе — «тестоватая» консистенция мышц.

  1. Исследование мышечной силы.

У ребёнка раннего возраста можно использовать сопротивление осмотру — силу, с которой ребенок отдергивает конечности.

У ребёнка старше 3-х лет:

— попросить ребёнка согнуть конечность и удерживать её с максимальным усилием (мышечная сила оценивается по возможности разогнуть согнутую конечность);

— попросить разогнуть конечность и удерживать её с максимальным усилием (мышечная сила оценивается по возможности согнуть конечность в суставе).

  1. Оценка моторных навыков:проводится с учетом способности в определённом возрасте удерживать головку, поворачиваться, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать.

1 мес-Лежа на животе,пытается поднимать и удерживать голову.

2 мес-Лежа на животе,поднимает и некоторое время удерживает голову.

3 мес- Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

5 мес — Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных ручек. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устой-

чиво стоит при поддержке подмышки.

6 мес — Переворачивается с живота на спинку. Передвигается, переставляя ручки или немного подползая.

7 мес — Хорошо ползает

8 мес — Сам садится, сидит и ложится. Держась за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер.

9 мес — Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь

за них ручками.

10 мес – Идёт вперёд с поддержкой взрослого.

11 мес — Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги.

12 мес — Ходит самостоятельно (без опоры).

Старше 12 мес — Быстро ходит и бегает.

  1. Заключение по моторному развитию: оценка даётся по наличию моторных навыков, соответствующих возрасту ребёнка.

За нормальное моторное развитие на 1-м году жизни принято принимать формирование умений в пределах + 15 дней от возраста, принятого за норму.

В заключении следует отметь особенности мышечного тонуса и силы (если выявлены) и указать отставание моторных навыков, если у ребёнка они не сформированы в соответствующем возрасте.

5. Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста

Особенностью детей раннего возраста является очень быстрый темп нервно –психического развития. В каждом возрастном периоде выделяют определённые линии развития.

1. Сенсорное развитие:

● зрительные ориентировочные реакции (З.Р. или Аз)

● слуховые ориентировочные реакции (С.Р. или Ас)

2. Моторика:

● движения общие (Дво)

● движения руки и действия с предметами (Двр)

3. Речь:

● подготовительный этап развития активной речи (Ра)

● подготовительный этап развития понимания речи (Рп)

4. Социализация:

● эмоции (Э)

● навыки (Н)

● общение (Общ.)

● игра и действия с предметами (И)

При оценке нервно-психического развития ребёнка следует выявлять у него линии развития, которые должны быть сформированы к опредёлённому возрасту.

6. Заключение по психомоторному развитию.

Общее заключение делается на основании данных по моторному и нервно -психическому развитию.

Овладение умениями с задержкой указывает на замедленный темп развития, с опережением – на опережающее развитие.

Овладения умениями и моторное развитие в долженствующие сроки указывает на психомоторное развитие в соответствии с возрастом.

Пример оценки психомоторного развития

  1. Оцените нервно-психическое развитие ребенка.

Мальчик С., 9 месяцев, рост 71 см, масса 9150,0. Родился с массой 3100,0, длиной тела 50 см, от 3-й беременности. быстрых родов, на 7 баллов по шкале Апгар.

В настоящее время произносит отдельные слоги, повторяет их с различны-

ми интонациями, знает своих близких, выполняет несложные задания по просьбе взрослого: ≪ладушки≫, ≪дай ручку≫, ≪до свидания≫. Не ползает. Пытается встать в кроватке.

Ответ: На фоне соответствующего возрасту пропорционального физического развития (долженствующий рост 71-71,5 см, долженствующая масса 8950.0) отмечается отставание в развитии статики и моторики. Нервно-психическое развитие замедленное.

  1. Оцените нервно-психическое развитие ребенка 7 месяцев, имеющего следующие показатели:

— сидит самостоятельно, поворачивается с живота на спину, не ползает, бе-

рет игрушки из различных положений, перекладывает игрушки из одной руки в другую, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи: узнает голос матери, произносит отдельные слоги многократно, на вопрос ≪где?≫ не может найти предмет, лежащий в определенном месте;

— пьет из чашки, которую держит взрослый, берет пищу губами с ложки

при кормлении.

Ответ: Ребёнок имеет отставание нервно-психического развития (нет понимания речи).

Отмечается задержка в развитии моторики (не умеет ползать).

10