Социально–реабилитационный центр ‘Лесосибирский’

Введение

Социально — реабилитационный центр «Лесосибирский» осуществляет деятельность с 2006 г. За эти годы Центр стал неотъемлемым звеном в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Лесосибирске.

За весь период существования учреждения получили услуги более 12800 человек из них в условиях стационара 879 несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, около 1500 семей, находящихся в социально — опасном положении и трудной жизненной ситуации. Основополагающим моментом реабилитационной работы в центре является создание комфортной среды для несовершеннолетних и созданию условий, направленных на повышение качества жизни семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Целью моей психолого-педагогической практики является совершенствование и усложнение навыков практической профессиональной деятельности, освоение и применение методов и форм психолого-педагогической деятельности в социальной работе по месту прохождения практики.

Следовательно, для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

)апробация, закрепление и углубление знаний, полученных в ходе изучения теоретических курсов;

)приобретение опыта самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с работниками учреждений и организаций системы социальной работы;

)приобретение опыта относительно самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с клиентами — потребителями услуг системы социальной работы, оказания им услуг;

)приобретение и использование психологических навыков и системно организованного понимания в непосредственной практической работе;

)формирование и развитие навыков активного слушания: подбор информации для составления социальной истории клиента; наблюдение и интерпретация вербального и невербального поведения клиента и социального работника;

)изучение различных психолого-педагогических методов и технологий, используемых в практической деятельности данного учреждения по оказанию помощи населению.

11 стр., 5107 слов

Основные направления социальной работы с несовершеннолетними наркоманами

КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: "Основные направления социальной работы с несовершеннолетними наркоманами" Введение В настоящее время наркомания является одной из важнейших проблем современной России, требующей кардинально новых способов решения. По некоторым данным в России сейчас не менее 6 миллионов больных наркоманией, в мире - более 200 миллионов. За последние 10 лет число смертей от наркотиков в ...

1. Общие сведения о предприятии

.1 Цель и направления деятельности СРЦН

Основная цель деятельности СРЦН — реализация государственной семейной политики, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Направления работы центра:

)«Я сам» (реабилитационная работа с несовершеннолетним)

Работа в данном направлении проводится в три этапа: подготовительный (диагностический, адаптационный); основной (коррекционно — реабилитационный); завершающий (контрольный, итоговый).

)«Моя семья»

Проводится в три аналогичных этапа. Включает в себя работу по следующим направлениям: кровная семья; приемная семья; детский дом.

Работа в направлении «Кровная семья» ориентирована на сохранение биологической семьи для ребенка. В основе работы с семьей — партнерство, уважение, поиск сильных сторон семьи для вывода ее из кризиса и сохранения семейных связей. В направлении «Приемная семья» ведется работа по подготовке кандидатов в приемные родители.

В процессе реализации направления «Моя семья» используются различные формы работы:

«социально-правовое сопровождение процесса реабилитации воспитанников приюта»;

«школа успешных родителей;

20 стр., 9617 слов

Исследование отношений в семье

... психологии, для всесторонней диагностики и коррекции семейных отношений при оказании психологической помощи семье резко возрастает. Цель данной работы - проанализировать применение методов социальной ... - это основные характеристики профессиональных качеств субъектов совместной деятельности: умений, навыков, знаний. Для совместимости ведущими являются личностные свойства партнеров: потребности, ...

Работа с ребенком и семьей специалистами проводится параллельно. Представленные формы работы регулируются соответствующими программами и положениями.

Направления деятельности специалистов:

)Социально — правовое:

Консультирование по социально-правовым вопросам (самообеспечение семьи, получение льгот)

Разъяснение прав и обязанностей семьи в соответствии с законом

Содействие семье в разработке и реализации плана по разрешению проблемы

Оформление документов для защиты прав и интересов семьи

Восстановление детско-родительских взаимоотношений

Формирование навыков социальной адаптации детей, правовой грамотности и т.д.

2)Психологическое:

Диагностика психологических особенностей;

Коррекция личностных особенностей ребенка (снижение уровня агрессии и конфликтности, уровня гиперактивности, формирование адекватной самооценки и т.д.);

Коррекция и развитие ВПФ;

Коррекция и развитие ЭВС (устранение страхов и т.п.);

Коррекция детско — родительских отношений;

Консультирование по проблемам взаимоотношений, воспитания, психоэмоциональным проблемам.

17 стр., 8133 слов

Образ семьи у детей младшего школьного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Кафедра психологии КУРСОВАЯ РАБОТА Образ семьи у детей младшего школьного возраста Прокопьева Марина Сергеевна г. Владивосток г. Содержание Введение Глава 1. Теоретические ...

3)Оказание психологической помощи:

Индивидуальные коррекционно — развивающие занятия.

Групповые коррекционно — развивающие занятия с воспитанниками.

4)Педагогическое:

Содействие в устранении учебных трудностей;

Выработка позиции положительной мотивации к труду и учебе;

Содействие в приобретении культурно — гигиенических навыков, навыков культуры;

Формирование коммуникативных навыков;

Развитие игровой и творческой активности детей;

Привитие здорового образа жизни и т.д.

1.2 Структура Центра

СРЦН имеет следующую структуру:

)административно-управленческое подразделение;

)приёмное отделение на 7 мест для приёма несовершеннолетних, первичной обработки, медицинского обследования и проживания в период адаптации;

)хозяйственная часть для материально — технического содержания воспитанников и обслуживания здания.

)отделение реализации программ реабилитации, состоящее из группы воспитанников дошкольного возраста на 7 мест и группы воспитанников школьного возраста отдельно для девочек — 7 мест и для мальчиков — 7 мест.

13 стр., 6351 слов

Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей

... делам несовершеннолетних, которые должны взять на себя социальный патронаж и социально-правовую защиту детей из ... в работе группы по проведению мониторинга состояния и развития ребенка и процесса реабилитации семьи (не реже 1 ... детям; 2. содействие культурно-досуговой деятельности детей; 3. обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности. Социально-медицинские услуги: 1. содействие ...

Направления работы отделения:

Социально-медицинская реабилитация.

Направлена на укрепление и охрану здоровья воспитанников через организацию и проведение профилактических медицинских осмотров, оздоровление и лечение детей, организацию оздоровительного отдыха, направление несовершеннолетних при наличии показаний на лечение в стационарное медицинские учреждения.

Социально-психологическая реабилитация.

Направлена на помощь в процессе адаптации к условиям центра, помощь в преодолении последствий жестокого обращения, профилактику вредных привычек, помощь при разного рода личностных и поведенческих трудностях, на формирование психологической готовности к школьному обучению, на налаживание детско-родительских отношений, повышение родительской компетентности, на психологическое сопровождение педагогической деятельности.

Социально-педагогическая реабилитация.

Направлена на организацию поэтапного выполнения индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающих восстановление утраченных контактов с семьей, оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения, компенсацию социально-педагогической запущенности, развитие творческих способностей, содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования, включение несовершеннолетних в разнообразные виды деятельности, проводимых в центре и за его пределами, на повышение педагогической компетентности родителей.

25 стр., 12263 слов

Социально-психологическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из неблагополучных семей

... социально-психологической реабилитации несовершеннолетних 1. Социально-психологическая реабилитация несовершеннолетних в стационарных условиях Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - это специализированное учреждение социального обслуживания, предназначенное для социальной или психологической реабилитации детей ...

Методическая деятельность.

Направлена на разработку методических рекомендаций, пособий, тематических программ реабилитации, обеспечивающих комплексное социально-медико-психолого-педагогическое сопровождение.

1.3 Перечень услуг оказываемых СРЦН

Специалистами учреждения оказывается комплекс социальных услуг в соответствии с национальными стандартами РФ.

Право на получение гарантированных социальных услуг в условиях учреждения имеют следующие категории семей и детей: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе: безнадзорные, беспризорные, дети, находящиеся в социально опасном положении и на патронатном воспитании; семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе: малообеспеченные, многодетные, семьи в социально опасном положении, ведущие асоциальный образ жизни, патронатные семьи (воспитатели), семьи несовершеннолетних родителей, др.

Социальное обслуживание семей и детей осуществляется на разовой, временной и постоянной основе.

Социальные услуги предоставляются несовершеннолетним, зачисленным на обслуживание в учреждении, а также членам их семей в рамках индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, реализуемых в условиях стационарного (или полустационарного) пребывания несовершеннолетнего в учреждении.

Запись об оказанной услуге несовершеннолетнему или членам его семьи заносится в личное дело несовершеннолетнего и/или в индивидуальную программу социальной реабилитации ребенка, в учётную документацию специалиста, предоставившего услугу.

Перечень социально-медицинских услуг, предоставляемых учреждением: для категории детей, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, полное медицинское обследование врачами всех специальностей; для всех воспитанников — медицинское обследование, оздоровительно — профилактические мероприятия: гимнастику, занятия ЛФК; ежедневный осмотр медицинской сестрой Центра; витаминизацию пищи, витамино и фитотерапию; закаливающие процедуры; организацию летнего оздоровительного отдыха; обеспечение полноценным питанием; санитарную обработку вновь поступивших и регулярно проживающих воспитанников.

11 стр., 5415 слов

Безнадзорность детей как социальная проблема

... социальные услуги 3,6 млн. несовершеннолетних. В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляли более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям ... содействие неблагополучной семье соседей. Необходимо принимать определенные меры профилактики безнадзорности несовершеннолетних, чтобы избежать неприятных последствий, деградации детей. ...

Перечень гарантированных социально-бытовых услуг, предоставляемых учреждением: обеспечение обслуживания несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации (в т.ч. организация питьевого режима на отделении, содействие педагогов в соблюдении санитарно-гигиенических норм по содержанию помещений, организация перевода детей в учебные заведения): содействие в организации или организация оздоровления и отдыха несовершеннолетних, находящихся на социальной патронаже; содержание несовершеннолетних, находящихся на полном государственном обеспечении, в условиях круглосуточного пребывания; предоставление помещений, в том числе жилых, для временного проживания или отдыха, организации реабилитационных мероприятий, учебной и трудовой деятельности, культурного и бытового обслуживания и т.д.

Перечень социально-педагогических услуг, предоставляемых учреждением: проведение социально-педагогической диагностики и коррекции; проведение социально-педагогического консультирования воспитанников и их родителей; обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтроля, общения и др.; содействие в социально-трудовой реабилитации; проведение индивидуальной профилактической работы в отношении безнадзорных и беспризорных детей; содействие в получении образования; создание условий для самоподготовки; содействие в профессиональной ориентации воспитанников и детей, находящихся на социальном патронаже, и получении ими специальности (в т.ч. проведение диагностики по профориентации; проведение занятий по профориентации); содействие в организации профессионального обучения, трудоустройства подростков; содействие в оформлении несовершеннолетних в учреждения дополнительного образования и т.д.

Социально- педагогическое обслуживание семей и несовершеннолетних работниками учреждения может происходить вне учреждения.

Перечень социально-психологических услуг, предоставляемых учреждением: социально — психологический патронаж семей; проведение социально-психологического консультирования и коррекции; консультирование родителей по вопросам развития личности детей и подростков; проведение психологических тренингов (занятий с элементами тренинга); проведение профориентационной работы с подростками, находящимися на социальном патронаже.

Допускается анонимное обращение граждан.

Социально-психологическое обслуживание семей и несовершеннолетних работниками учреждения может происходить вне учреждения.

Перечень социально-экономических услуг, предоставляемых учреждением: содействие в решении вопросов занятости; содействие в консультировании по вопросам самообеспечения семей; содействие в оказании материальной помощи.

Социально-экономические услуги предоставляются во взаимодействии с органами и учреждениями системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, занятости населения.

Таким образом СРЦН является необходимым учреждением, которое занимается реализацией государственной семейной политики, укреплением системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, созданием условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, а также находящихся в трудной жизненной ситуации. Также данное учреждение осуществляет следующие услуги для детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: социально-экономические, социально-психологические, социально-педагогические, социально-бытовые, социально-медицинские и социально-правовые.

портрет личность социальный работник

2. Индивидуальные задания

.1 Психологический портрет личности

Психологический портрет личности был составлен с помощью 5 методик: опросник Басса-Дарки, опросник Холланда, опросник Т. В. Маталиной, тест «Рисунок несуществующего животного» и «Рисунок человек». Респондентом выступала девочка 16 лет, которая обучается в 9 классе.

Первый опросник Басса-Дарки показал следующие результаты: физическая агрессия-4, вербальная агрессия-8, косвенная агрессия-4, негативизм-4, раздражение-7, подозрительность-6, обида-3, чувство вины-1[Приложение 1]. Самые высокие показатели относятся к вербальной агрессии и раздражению. Это показывает, что респондент способен выражать негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Так же она готова к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

С помощью второго опросника Дж. Холлонда я определила тип личности данного респондента [Приложение 2]. Данный опросник показал, что у девочки преобладает предприимчивый тип личности (Избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям. Он предпочитает руководящие роли, в которых он удовлетворяет свои потребности быть признанным. Это: заведующий, директор, товаровед, журналист, репортер, артист, дипломат. Ему не нравятся занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством и властью, т. е. любит давать генеральную линию, агрессивен, предприимчив).

Третий опросник Т.В. Моталиной определил характерологические особенности личности опрашиваемой [Приложение 3]. Она, согласно опроснику, гордая, стремится к первенству, злопамятна, стремится к лидерству во всем, энергична и упорна, спокойная и расчетливая, любит риск, непреклонна в достижениях и не лишена артистизма. Экспресс-диагностика Т.В. Моталиной предлагает следующий путь коррекции. Это не допускать зазнайства, поддерживать в позитивных усилиях, помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений, нейтрализовать озлобленность и развивать социальный интеллект.

Результат четвёртого теста охарактеризовал респондента как эгоцентричную, имеет тенденцию к самоукрашению и самооправданию, контролирует рассуждения, выводы и решения, а также преобладает конформность суждений и установок принятых решений, их стандартность, банальность [Приложение 4].

Последний тест «Рисунок человека» дал следующую характеристику респондента [Приложение 5]: рисунок говорит о внимании к себе, здоровом самоуважении, любознательности, о внутреннем напряжении, выражает физическую силу и превосходства, устойчивости, уверенности в себе.

Таким образом, можно дать характеристику психологического портрета личности, опрашиваемая способна выражать негативные чувства как через крик, визг, так и через содержание словесных ответов. Избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ей проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям. Гордая, стремится к первенству, злопамятна, стремится к лидерству во всем, энергична и упорна, имеет тенденцию к самоукрашению и самооправданию.

2.2 Групповая динамика

В моей группе, которая состояла из пяти девочек в возрасте от 12 до 15 лет, я провела исследование особенностей функционирования группы с целью выявления внутригрупповых ролей и взаимодействия. Исследование проводилось методом наблюдения, где мне предстояло вести наблюдение за данной группой в течение недели. Понаблюдав за девочками в различных жизненных ситуациях, я смогла определить, кто из них является лидером в группе, кто с кем дружит, кто беспрекословно выполняет любую работу, а кто просто наблюдает и ничего не делает.

Для определения внутригрупповых связей был проведён ряд ролевых игр, которые бы показали скооперированность и слаженность действий внутри данной группы.

Одной из них являлась игра «Мозговой штурм». Перед участниками ставилась какая-либо проблема, разрешение которой и требовалось от подростков. Условием являлась возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем. Все участники обсуждают проблему и выносят свои предложения. Для данного упражнения важно очень чёткое соблюдение принципов демократии

Ещё одной игрой для улучшения взаимодействия между участниками стала игра «Интервью». Каждый на листке пишет вопрос, который задаст любому из участников, листки перемешиваются и всем по очереди задаются вопросы, которые вытягивают из общего числа вопросов. Потом каждый может спросить конкретного человека о том, что интересно. Данное задание позволяет участникам лучше узнать друг друга и повысить сплочённость.

После проведения занятия участникам было предложено пройти небольшой тест на определение уровня групповой сплочённости. Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое. Результат данного тестирования показал уровень сплочённости группы выше среднего.

2.3 Психологическое просвещение

Мною была проведена групповая консультацая для детей на тему «Что делать если…?».

Данное мероприятие проводилось для аудитории от 4 до 16 лет. Оно проходило в виде презентации. Ребятам задавали вопросы, на которые они дружно или по одиночке отвечали. После ответов детей мы дополняли или повторяли полученные ответы.

Мероприятие состояло и содержало из следующих тем:

1.Что делать если ты один дома?.Никому не открывай дверь!

b.Если кто-то стучится и просит помощи, предложи позвонить в квартиры соседей, но разговаривай, не открывая двери..Не играй со спичками зажигалками и петардами..Если ты вышел из квартиры на 2-5 минут, закрой её на ключ, даже если ты будешь видеть дверь.

2.Что делать если ты потерялся в городе?.Если ты потерялся на улице, лучше всего обратиться к полицейскому (можно подойти к дворнику или к женщинам, которые гуляют с детьми).

b.Потерявшись в магазине, подойди к продавцу или кассиру..Желательно не уходить с того места, где тебя оставили взрослые..Всегда говори родителям, куда собираешься идти.

3.Что делать если к тебе пристаёт незнакомец?.Никогда, никуда и ни за что не ходи с чужим человеком.

b.Не называй ему свой адрес..Не садись в машину с незнакомцем..Не заходи в лифт или подъезд..На любые предложения куда-то пойти с чужим человеком нужно твёрдо отвечать «НЕТ!»

Мы с ребятами выучили 4 правила безопасности, которые необходимо знать всем:

·Быть готовым! В большую часть опасных ситуаций можно просто никогда не попадать, если знать некоторые вещи. Часто можно спастись, если заранее знать, как правильно себя вести.

·Обращаться за помощью к взрослым. Есть ситуации, с которым должны справляться взрослые, а не дети. Поэтому первое, что нужно сделать в опасной ситуации — сообщить взрослым, а потом помогать им и делать то, что они говорят.

·Не терять головы. Если ты попал в опасную ситуацию, нужно собраться, успокоиться и вспомнить всё, что ты знаешь и умеешь.

·Жизнь — прежде всего! Твоя задача в опасной ситуации — спастись. Важно сохранить жизнь и здоровье. Как бы ни был трудно, нужно бороться до конца и помнить: помощь обязательно придёт!

Таким образом, ребятишки узнали основные правила безопасности и что необходимо делать, если попал в ту или иную ситуацию. Дети сообща составили формулу безопасности, которой они будут придерживаться почти всю жизнь. Формула безопасности выглядит следующим образом: «Безопасности формула есть: надо видеть, предвидеть, учесть, по возможности — всё избежать, а где надо — на помощь позвать!»

Заключение

В подготовке будущего специалиста к профессиональной деятельности практика занимает важное место, поскольку она позволяет применить систему знаний о месте и роли деятельности социального работника в жизнедеятельности общества, группы и человека.

Учебная психолого-педагогическая практика помогает установить связи между сущностью, содержанием, формами и направлениями социальной работы и способствует формированию профессионального мировоззрения будущего специалиста. В рамках данного вида деятельности студенты преобразуют приобретенные теоретические знания в систему умений и навыков специалиста по социальной работе, у них формируется представление о формах и методах работы специалиста с отдельными категориями граждан. Этим определяется место и роль учебной психолого-педагогической практики в профессиональной подготовке будущего специалиста.

Практика мне понравилась. За период прохождения практики я изучила различные психолого-педагогические методы и технологии, используемые в практической деятельности данного учреждения, а так же сформировала и развила навыки активного слушания: наблюдение и интерпретация вербального и невербального поведения клиента и социального работника. Я считаю, что поставленная цель практики выполнена.

В процессе прохождения практики мною получен опыт самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с работниками учреждений и организаций системы социальной работы, а также опыт относительного самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с клиентами — потребителями услуг системы социальной работы, оказания им услуг.

Библиографический список

Основная литература

1)Белинская, Е. П. <#»justify»>Дополнительная литература

11)Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. вузов / Б. Б. Айсмонтас. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 208 с. — Режим доступа: www. biblioclub.ru.

12)Артюхова, Т. Ю. <#»justify»>Приложение 1

Ответы респондента на опросник Басса-Дарки

.Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

ДаНет

.Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

ДаНет

.Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

ДаНет

.Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

ДаНет

.Не всегда получаю то, что мне положено.

ДаНет

.Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

ДаНет

.Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

ДаНет

.Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

ДаНет

.Мне кажется, что я не способен ударить человека.

.Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

ДаНет

.Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

ДаНет

.Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

ДаНет

.Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

ДаНет

.Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

ДаНет

.Часто бываю не согласен с людьми.

ДаНет

.Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

ДаНет

.Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

ДаНет

.В раздражении хлопаю дверьми.

ДаНет

.Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

ДаНет

.Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

ДаНет

.Меня немного огорчает моя судьба.

ДаНет

.Думаю, что многие люди не любят меня.

ДаНет

.Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

ДаНет

.Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

ДаНет

.Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

ДаНет

.Я не способен на грубые шутки.

ДаНет

.Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

ДаНет

.Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.

ДаНет

.Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

ДаНет

.Довольно многие завидуют мне.

ДаНет

.Требую, чтобы люди уважали мои права.

ДаНет

.Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

ДаНет

.Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

ДаНет

.От злости иногда бываю мрачным.

ДаНет

.Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

ДаНет

.Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

ДаНет

.Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

ДаНет

.Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

ДаНет

.Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

ДаНет

.Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

ДаНет

.Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

ДаНет

.Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

ДаНет

.Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

ДаНет

.Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

ДаНет

ДаНет

.Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

ДаНет

.Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

ДаНет

.Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

ДаНет

.С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

ДаНет

.Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

ДаНет

.Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

ДаНет

.Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

ДаНет

.Когда кричат на меня, кричу в ответ.

ДаНет

.Неудачи огорчают меня.

ДаНет

.Дерусь не реже и не чаще других.

ДаНет

.Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

ДаНет

.Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

ДаНет

.Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

ДаНет

.Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

ДаНет

.Ругаюсь только от злости.

ДаНет

.Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

ДаНет

.Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.

ДаНет

.Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

ДаНет

.Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

ДаНет

.У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

ДаНет

.Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

ДаНет

.Часто думаю, что живу неправильно.

ДаНет

.Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

ДаНет

.Не огорчаюсь из-за мелочей.

ДаНет

.Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

ДаНет

.Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

ДаНет

.В последнее время я стал занудой.

ДаНет

.В споре часто повышаю голос.

ДаНет

.Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

ДаНет

.Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

ДаНет

Приложение 2

Ответы респондента на опросник Холланда

) а:Инженер-технологб:Инженер-конструктор

) а:Вязальщикб:Санитарный врач

) а:Поварб:Наборщик

) а:Фотографб:Заведующий магазином

) а:Чертежникб:Дизайнер

) а:Философб:Психиатр

) а:Ученый-химикб:Бухгалтер

) а:Лингвистб:Переводчик художественной литературы

) а:Врач-психиатрб:Статистик

) а:Завучб:Председатель профкома

) а:Спортивный врачб:Фельетонист

) а:Нотариусб:Снабженец

) а:Перфораторб:Карикатурист

) а:Политический деятельб:Писатель

) а:Садовникб:Метеоролог

) а:Водитель троллейбусаб:Медсестра

) а:Инженер-электронщикб:Секретарь-машинистка

) а:Малярб:Художник по металлу

) а:Биологб:Глазной врач

) а:Телеоператорб:Режиссер

) а:Гидрологб:Ревизор

) а:Зоологб:Главный зоотехник

) а:Математикб:Архитектор

) а:Работник детской комнаты милицииб:Счетовод

) а:Учительб:Командир части

) а:Воспитательб:Художник по керамике

) а:Экономистб:Заведующий отделом

) а:Корректорб:Критик

) а:Завхозб:Дирижер

) а:Радиооператорб:Специалист по ядерной физике

) а:Наладчикб:Монтажник

) а:Агроном-семеноводб:Председатель колхоза

) а:Закройщик-модельерб:Декоратор

) а:Археологб:Эксперт

) а:Работник музеяб:Консультант

) а:Ученыйб:Актер

) а:Логопедб:Стенографист

) а:Врачб:Дипломат

) а:Главный бухгалтерб:Директор

) а:Поэтб:Психолог

) а:Архивариусб:Скульптор

Приложение 3

Ответы респондента на опросник Т. В. Маталиной

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

ДаНет

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

ДаНет

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?

ДаНет

4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?

ДаНет

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

ДаНет

6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?

ДаНет

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

ДаНет

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

ДаНет

9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

ДаНет

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

ДаНет

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?

ДаНет

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

ДаНет

13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?

ДаНет

14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же наоборот, склонен к неторопливости, ответь нет),

ДаНет

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

ДаНет

16. Тебе можно доверить любую тайну?

ДаНет

17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?

ДаНет

ДаНет

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

ДаНет

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

ДаНет

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

ДаНет

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

ДаНет

23. Ты часто чувствуешь себя усталым?

ДаНет

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

ДаНет

25. Ты обычно весел и всем доволен?

ДаНет

26. Обидчив ли ты?

ДаНет

27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

ДаНет

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

ДаНет

29. У тебя бывают головокружения?

ДаНет

30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

ДаНет

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

ДаНет

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

ДаНет

33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

ДаНет

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

ДаНет

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

ДаНет

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

ДаНет

37. Тебе часто снятся страшные сны?

ДаНет

38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?

ДаНет

39. Тебя легко огорчить?

ДаНет

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

ДаНет

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?

ДаНет

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

ДаНет

43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

ДаНет

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

ДаНет

45. Тебе трудно ответить нет, когда тебя о чем-нибудь просят?

ДаНет

46. Ты любишь часто ходить в гости?

ДаНет

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

ДаНет

48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

ДаНет

49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

ДаНет

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

ДаНет

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?

ДаНет

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

ДаНет

53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

ДаНет

55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?

ДаНет

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?

ДаНет

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

ДаНет

58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

ДаНет

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?

ДаНет

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

ДаНет

Приложение 4

Результат теста «Рисунок несуществующего животного»

Приложение 5

Результат теста «Рисунок человека»