СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР» ПОСЕЛЕНИЯ

 

Оздоровление социально-политического климата на основе преобразования и демократизации общественных процессов, экономических реформ и росте научно-технического прогресса, создают благоприятную атмосферу для активизации коммуникативной деятельности и качественно новых форм культурного делового общения.

В настоящее время наблюдаются естественные преобразования форм досуговой деятельности и изменения устоявшихся традиционных форм клуба. Появляются новые концепции и функциональные идеи, как в пространственной организации поселения, так и в создании многослойных и более сложных систем клубной деятельности.

Здание социально-культурного центра поселения относится к небольшим объектам общественного назначения, но играющее важную роль в социальной жизни и организации пространственной среды поселения.

Социально-культурный центр – это развивающийся тип клуба, отражающий коммуникативную деловую активность общества и реагирующий на социальные перемены общественно-деловой деятельности, его актуальные позиции и новые функциональные идеи. Это объект мобильного поискового функционирования с отсутствием устойчивого архитектурного воплощения. Это объект, который находится в стадии функционального формирования и в области творческого поискового решения в поселковой среде. Вопрос архитектурно-пространственного решения подобных центров -клубов не может базироваться на опыте типовой традиции, новое проектирование решается исходя из конкретных пространственных условий поселка, в рамках специального предпроектного исследования, согласно реального задания и индивидуального поискового проектирования.

Социально-культурный центр, как здание общественного назначения, — это самоорганизующая и саморазвивающая система социальных связей, основанных на общности интересов, целей и задач коллективного сообщества, архитектура которого должна сочетать композиционное завершение архитектурного объекта и динамику развивающейся организационно-пространственной ифраструктуры поселка.

Накопленный опыт, нормативные документы и рекомендации, проверенные практикой прошлых лет, не отвечают требованиям современной клубной типологии и не могут служить образцом в актуальном проектировании нового «социального типа» — социально-культурного центра.

Новое проектирование и актуальные позиции находятся в области творческого и научного поиска, экспериментирования, разработки новых концепций и программ. Отсутствие творческих разработок и проектных рекомендаций, при возрастающем социальном спросе на данный объект, придают творческую поисковость данной работе.

4 стр., 1664 слов

4.Методы, направления, школы изучения культурных форм и процессов

... (Ж. Делез, Ф. Гваттари), культурная (Ж. Бодрийяр) властно-политическая (М.Фуко) формы. В литературоведении постструктурализм проявился в форме движения «деконструкции» – специального ... КУЛЬТУРОЛОГИЯ – совокупность сложившихся в психоанализе учений, раскрывающих психол. обусловленность культурного творчества. ориентация на усвоение и переосмысление психоаналитич. парадигмы Фрейда – ...

 

Социально-культурный центр — как архитектурный тип, определяется двуединой спецификой его социальных функций: досуговойивоспитательно-деловой. Досуговая – как неформальное свободное общение по профессиональным и любительским интересам и культурным предпочтениям. Деловая – как разносторонняя форма общественно-деловых коммуникаций. В архитектурно-типологическом аспекте социально-культурный центр следует рассматривать как соединение в органичном взаимодействии архитектурно-типологических признаков досугового и делового здания.

По первой —досуговой специфике, Социально-культурный центр по природе относится к системе досуга и сохраняет многофункциональность традиционного клубного здания, то есть такие функции как:

— культурно-просветительскую;

— досуговую;

— зрелищную;

— творческую.

Одновременно с этим, социально-культурный центр представляет собой новую клубно-досуговую форму координации и развития деловых отношений и воспитаниянаселения, таких как:

-общественно-деловую деятельность: собрания, переговоры, обсуждения;;

— информационно-коммуникативнаую деятельность:семинары, курсы, презентации и т.д.;

Современный социально-культурный центр – это многофункциональное, многоцелевое и универсальное архитектурно-пространственное здание, самодостаточное и жизнеспособное по внутренней функциональной организации, и как общественное здание — социально и пространственно значимое в градостроительном развитии среды.

 

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ ПОСЕЛЕНИЯ.

 

Анализ зарубежной и отечественной практики архитектурно-пространственной организации выявляет общие характерные особенности по их функциональной организации, такие как:

— досугово-деловая функция;

— расположение в планировочной структуре поселка характеризуется рассредоточенностью, вне зависимости от системы обслуживания населения, при наличии удобных транспортных связей;

— расположение в благоприятном природном окружении (парковой зоны, ландшафтных территорий) и историко-культурной среды;

— характерно использование и приспособление существующих общественных зданий или объектов историко-культурного наследия;

— функционирование отдельно или в составе многофункциональных комплексов, для которых деятельность социально-культурный центр — клубов – как одна из функций;

— характерны малоэтажные объемно-планировочные решения с оптимальными коммуникационными связями, выполняющими идейно-смысловую и функциональную нагрузку;

— по внутренней функции характерны комбинированные схемы группировки помещений и пространств, а также функционально-планировочная организация по принципу визуальной изоляции в общем открытом коммуникативном пространстве;

9 стр., 4258 слов

Основы социально-культурной деятельности

... центра, музея, архитектурного памятника, театра), привлекающего внимание жителей данного региона, способствует росту доходов хозяйствующих субъектов расположенных по соседству (кафе, магазинов, банков). Кроме того, деятельность предприятий социально-культурной ... услуги по своим функциональным особенностям можно разделить на две группы: выполняющие непосредственную культурную функцию (услуги акт ...

— идейно-художественной осмыссленностью функционально-конструктивных элементов здания;

— композиционно-художественным решением и стилевой лаконичностью при постановке в окружающую среду и прочтении внешнего градостроительногопространства.

 

По архитектурно-типологическому формообразованию социально-культурный центры можно рассматривать в 2-х аспектах:

1 – как отдельную «функционально-структурную единицу» (группу необходимых помещений и пространств в составе многофукциональных зданий);

2 – как отдельный архитектурный объект («базовый клубный объект» в единстве функционально-планировочных и композиционных особенностей).

Досуговый функциональный блок:

Нерегламентированная деятельность – неформальные встречи и свободное общение, дружеские контакты и отдых. Культурно-развлекательная деятельность – организованные досуговые мероприятия (музыкальные, танцевальные, игровые и т.д.).

Любительская и специализированная деятельность по интересам и увлечениям (творческие, художественные, спортивные и т.д.).

Рекреационно-коммуникативный функциональный блок:

Распределительно-коммуникативная функция (вестибюль, фойе, коридоры).

Рекреационно-коммуникативная функция – для кратковременных локальных контактов

(галереи, холлы, кулуары, рекреации).

Релаксационно-коммуникативная функция – для отдыха и бесед, дружеских встреч и переговоров (гостиные, каминные, зимний сад, атриум, форум, салон).

Блок питания:

Для общественных процессов – залы кафе и ресторана. Для секционных процессов – залы торжеств и презентаций.

Блок сервисного обслуживания:

Бытовые, торговые, банковские услуги, интернет-связь, тренинг, уроки мастер-класса, нотариальные и юридические услуги и т.п

В объемно-планировочной организации социально-культурных центров принято подразделять на 3 комбинированные схемы-модели, в основе которых лежат:

— компактная объемно-планировочная схема – на основе выделения в качестве композиционного центра единого основного функционального блока. Модель представляет собой центростремительную форму функционально-пространственной организации;

линейная объемно-планировочная схема – основана на формировании отдельных малых и средних помещений и пространств специализированного и универсального назначения. Модель представляет собой последовательно раскрывающую форму функционально-пространственной организации;

расчлененная объемно-планировочная схема — на основе объединения помещений и пространств разного функционального назначения в группы и секции вокруг объединяющего их локального коммуникативного пространства. Модель представляет собой полицентрическую форму функционально группу полицентрических форм функционально-пространственной организации.

Спецефической особенностью социально-культурного центра является выделение в объемно-планировочной структуре рекреационно-коммуникативного блока помещений и пространств в отдельный самостоятельный блок, который выполняет идейно-смысловую функциональную нагрузку и является функциональным пространством многоцелевого назначения, что отличает социально-культурный центр и отражает именно «клубность» Центра.

Цель проекта: Разработать архитектурно-ландшафтный комплекс для создания среды и приобщения населения к культурно – массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности через организацию клубов по интересам, участия в художественной самодеятельности и создание системы мероприятий направленных на формирование здорового образа жизни жителей поселения.

Проектом разработать современные архитектурно-планировочные решения развития данной территории, имеющей важное градостроительное и социальное значение для поселения и выявить лучшие качества проекта в документации.

Основные задачи проекта:

— выявить и оценить лучшие архитектурно-планировочные и объемно- пространственные решения, сочетающие высокую функциональность и экономическую эффективность;

— создать гармоничную среду в зоне формирования общественно-делового центра в поселении;
— создать комфортную среду проживания и общения в поселении;
— выявить наиболее оригинальное положения центра, отражающее основную идею архитектурно-градостроительной концепции с учетом месторасположения и значимости объекта.

 

СОСТАВ ПРОЕКТА

Социально-культурного центра на 400 посетителей

Эскиз: Проект:

Генеральный план участка застройки и М 1 : 1000 М 1 : 500

прилегающей территории

Схема транспортно-пешеходных связей

Схема благоустройства территории

Решение – не менее трех основных площадок:

спортивных, культурных и т.д. М 1 : 100

Планы этажей здания М 1 : 200, 400 М 1 : 100, 200

Фасады М1 : 100, 200 М 1 : 50, 100

Разрез(ы) по зальным помещениям М 1 : 200 М 1 : 100

Объемное изображение(3-D, перспектива, аксонометрия или рисунки) —

МАКЕТ

Пояснительная записка (не более 3 — 4 тыс. знаков)

СХЕМЫ ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ

 

    ТИП КЛУБОВ   ВЫДЕЛЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ КОМПОЗИЦИОННОГО ЦЕНТРА ОСНОВНОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БЛОКА   ФОРМИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПОМЕЩЕНИЙ КОМПЛЕКСНОГО ПРОСТРАНСТВА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО И УНИВЕРСАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ   ОБЪЕДИНЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ И ПРОСТРАНСТВ РАЗНОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ГРУППЫ И СЕКЦИИ ВОКРУГ ИХ ОБЩЕГО КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА  
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ ЖЕСТКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПОМЕЩЕНИЙ И ПРОСТРАНСТВ. ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ИХ МНОГОЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ.     «ФОРУМ»     «ЭСПЛАНАДА»     «АГОРА»
  ФОРМЫ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ   ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНАЯ ЗАМКНУТАЯ, ЕДИНАЯ, СТАТИЧНАЯ ЦЕНТРОБЕЖНАЯ СВОБОДНАЯ, ОТКРЫТАЯ, РАСЧЛЕНЕННАЯ ПОЛИЦЕНТРИЧЕСКАЯ С ОБЪЕДИНЕНИЕМ ВСЕХ КАЧЕСТВ
  ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ БЛОКИ   ЗАЛЬНЫЙ БЛОК СЕРВИСНЫЙ БЛОК ПИТАНИЯ БЛОК ДОСУГОВЫЙ РЕКРЕАЦИОННЫЙ БЛОК БЛОК

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Гельфонд А.Л., Даняева Л.Н. Современный этап развития деловых клубов// Вестник Волжского регионального отделения РААСН Н.Новгород: ННГАСУ. – 2005. –С. 32-37.

2. Гельфонд А. Л., Даняева Л.Н., Формирование базовой типологической модели делового клуба// Вестник Волжского регионального отделения РААСН, Н.Новгород: ННГАСУ. -2006. –С. 46-49.

3. Даняева Л.Н. Деловой клуб как архитектурный тип в системе досуга// «Архитектон: известия ВУЗов» науч.-технический сб. Урал.гос.архитектур.-худож.акад. –Екатеринбург, 2006.

4. Чепкунова И. Клубы построенные по программе профсоюзов 1927-1930 гг., 2006. Научно-исследовательский Музей архитектуры.

5. 10 рабочих клубов Москвы. М.: «Изогиз», 1932.

6. Хазанова В.Э. Клубная жизнь и архитектура клуба. 1917-1941. М.: Жираф, 2000.

7. Хан-Магомедов С.О. Константин Мельников. М.: Стройиздат, 1990.

 

 

Составила: доцент каф. Архитектурного

проектирования Дагданова И.Б.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Направления деятельности Муниципального бюджетного учреждения поселка

Задачи:

  • Привлечение населения к участию в работе клубных формирований и участию в художественной самодеятельности
  • Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
  • Развитие творческих способностей жителей поселения.
  • Организация досуга жителей поселения.
  • Участие в организации спортивно-оздоровительной работы поселения.

Творческая и проектная деятельность

1. Гражданственность и патриотизм
Организация и проведение праздничных событий:

  • Дни воинской славы (День Защитника Отечества и др.)
  • День Победы;
  • День России;
  • День Памяти и скорби;
  • День старшего поколения;
  • День Матери России

2. Краеведение (проектная деятельность)