Отчет о прохождении преддипломной практики.

ОТЧЁТ-ДНЕВНИК

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

(преддипломной)

Сроки практики: с 05 декабря по 17 декабря 2016г.

 

 

Выполнил (а):

Кухаренко Евгения Геннадьевна (ФИО)

студент (ка) ___ курса, __ группы

направление:

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

направленность (профиль)

Психология образования

заочной формы обучения

______________________________

(Подпись)

Научный руководитель:

Мезенцева Ирина Александровна (ФИО)

к. пед. н., доцент

(ученая степень, звание, должность)

______________________________

(Подпись)

 

 

Брянск, 2016

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАНИЦА

Факультетский руководитель: Лысенко Елена Николаевна
Групповой руководитель и методист:
Декан (директор школы )  
Психолог  

Цель практики: овладение студентами основными видами профессиональной деятельности психолога (с учетом специализации), развитие творческих способностей и индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Задачи практики:

1. Знакомство с работой образовательного учреждения, должностными обязанностями и направлениями работы психолога в нем.

2. Установление доброжелательных отношений с членами педагогического коллектива и учащимися, включение в деятельность образовательного учреждения в соответствии с профилем специальности, и освоенной специализацией.

3. Определение конкретных задач в каждом виде профессиональной деятельности, решение которых может быть получено за время практики.

4. Реализация поставленных задач и анализ результатов проведенной работы в плане той пользы, которую принесла деятельность студента-практиканта учебному заведению и ему самому на пути профессионального становления.

Предполагаемые результаты практики(для студентов):

1. Освоение профессиональной позиции и функциональных обязанностей педагога-психолога.

2. Формирование и закрепление профессиональных умений по планированию и реализации профессиональной деятельности в реальном образовательном учреждении.

3. Определение готовности выпускника к эффективному выполнению профессиональных обязанностей, путей дальнейшего профессионального саморазвития и самовоспитания.

4. Проведение эмпирического исследования по выпускной квалификационной работе.

 

План работы студента практиканта в период практики

Дата Содержание Отметка о выполнении
5.12.2016 Знакомство с планами работы школьного психолога на период, совпадающий с периодом практики. выполнено
6.12.2016 Определение группы испытуемых. Подбор психодиагностического инструментария для обследования испытуемых. выполнено
12.12.2016 Проведение обследования испытуемых. выполнено
16.12.2016 Проведение математической обработки результатов диагностики и их графический анализ. выполнено
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Краткое описание использованных методик:

 

1) Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири

Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.

Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценок и мнения, значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.

Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы (дискограммы).

В основе горизонтальной и вертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование — подчинение, дружелюбие — агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Опросник составлен соответственно выделенным типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 суждений, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающих различные психологические профили

2) Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В.Бойко)

Методика В.В. Бойко направлена на выявление эмпатических особенностей личности. Испытуемым предлагается 36 вопросов, ответы на которые позволяют оценить различные уровни эмпатии. Результаты ответов заносятся в специальные бланки и распределяются по шести графам. Каждая шкала включает в себя ответы на шесть вопросов, объединенных общей темой. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя — уровня эмпатии. В.В.Бойко выделяет шесть уровней эмпатии

3) Методика диагностики межличностных отношений («Социометрия») Дж. Морено

Социометрия — метод, который уже традиционно используется в отечественной психологии при изучении межличностных отношений в малой группе. Данный метод был впервые предложен американским психологом и психиатром Дж. Морено для определения характерных особенностей и оптимизации межличностных отношений в группе, включая в себя не только определение положения личности в системе отношений, но и психодраму.

Основными принципами социометрии является доверительность испытуемых к исследователю и конфиденциальность результатов, которые получаются в результате этого метода. Если испытуемые доверяют исследователю и уверены в том, что результаты, полученные с помощью этого метода, не будут использоваться в практике межличностного взаимодействия, то достоверность этого метода значимо увеличивается.

Целью социометрии является изучить социометрический статус каждого ученика в классе, особенности взаимоотношений, состав группировок

4) Для определения успеваемости учащихся мы использовали анализ оценок за первое полугодие текущего учебного года.

Таким образом, сформированная нами батарея методик соответствовала поставленной цели и выдвинутой гипотезе нашего исследования. Методики были подобранны в соответствии с возрастными особенностями испытуемых.

 

 

Результаты эмпирического исследования:

Для подтверждения гипотезы о наличии влияния успеваемости младшего школьника на его положение в системе межличностных отношений класса нами было проведено эмпирическое исследование. На первом этапе исследования,для описания межличностных отношений применялась методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Выраженность шкал по методике межличностных отношений Т. Лири

Шкалы Экстремальный Высокий Умеренный Низкий
Авторитарный 52% (26 чел.) 22% (11 чел.) 18% (9 чел.) 28% (14 чел.)
Эгоистичный 56% (28 чел.) 20% (10 чел.) 20% (10 чел.) 4% (2 чел.)
Агрессивный 60% (30 чел.) 20% (10 чел.) 12% (6 чел.) 8% (4 чел.)
Подозрительный 24% (12 чел.) 38% (19 чел.) 26% (13 чел.) 12% (6 чел.)
Подчиняемый 16% (8 чел.) 24% (12 чел.) 40% (20 чел.) 20% (10 чел.)
Зависимый 22% (11 чел.) 20% (10 чел.) 48% (24 чел.) 10% (5 чел.)
Сотрудничающий 28% (14 чел.) 40% (20 чел.) 20% (10 чел.) 12% (6 чел.)
Альтруистический 24% (12 чел.) 40% (20 чел.) 28% (14 чел.) 8% (4 чел.)

 

Анализ полученных данных позволяет отметить, что у учащихся младших классов ярко выражены следующие шкалы: авторитарный, эгоистичный, агрессивный. Это говорит о том, что школьники предпочитают доминировать в отношениях с другими людьми, стремятся быть независимыми и проявляют упорство в достижении целей. Выраженность показателя авторитарного типа межличностных отношений характеризует младших школьников как людей обладающих оптимистичностью, быстрой реакцией, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, легкостью и быстротой в принятии решений, экстравертированностью. Поступки и высказывания могут опережать их продуманность.

Выраженность показателя агрессивного типа межличностных отношений говорит о том, что младшие школьники обладают такими характеристиками, как ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорство в достижении целей, практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт, повышенное чувство справедливости.

Также у данной выборки выражен эгоистичный тип межличностных отношений. Его выраженность среди школьников свидетельствует о выраженности следующих черт личности: самодовольство (или самовлюбленность), дистантность, эгоцентричность, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять особую позицию в группе.

На следующем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие». Средние значения показателей представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели факторов доминирования и дружелюбия.

  Фактор доминирования Фактор дружелюбия
Средние значения 4,5954 -1,384

 

Для младших школьников нашей выборки характерен положительный показатель по фактору доминирования и отрицательный по фактору дружелюбия. Выраженность фактора доминирования свидетельствует о стремлении учащихся к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательный показатель фактора дружелюбия указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности.

Далеедля определения эмоциональных барьеров в межличностном общении, нами была проведена методика диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В.Бойко).

Анализ выраженности элементов методики В.В.Бойко представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели уровней эмоциональных барьеров в общении

  Уровни эмоциональных барьеров
Низкий (0-5 баллов) Ниже среднего (6-8 баллов) Средний (9-12 баллов) Высокий (13 баллов и выше)
Процент 10% 36% 30% 24%
Кол- во испыт. 5 чел. 18 чел. 15 чел. 12 чел.

 

По результатам исследования низкий уровень эмоциональных барьеров имеет 10% испытуемых, это означает, что обычно эмоции не мешают нашим испытуемым общаться с другими людьми.

Уровень эмоциональных барьеров ниже среднего у 36% испытуемых, то есть у 18 человек из 50, — это означает, что у данных испытуемых существуют некоторые эмоциональные проблемы, «помехи» в повседневном общении с другими людьми.

Средний уровень эмоциональных барьеров имеют 30% испытуемых, то есть у 15 человек из 50, – это свидетельствует о том, что эмоции данных испытуемых «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами;

24% испытуемых, то есть у 12 человек из 50, присутствует высокий уровень эмоциональных барьеров – это означает, что эмоции явно мешают данным учащимся младших классов устанавливать контакты с людьми, возможно испытуемые подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям.

Следующим этапом нашего исследования было проведение социометрии по методу Дж. Морено. Результаты представлены на рисунке 2.

Рис 2. Социометрический статус младших школьников

Исследование показало, что в группе испытуемых 20 % испытуемых, можно отнести к статусной группе «звёзды». 20% младших школьников можно отнести к статусной группе «предпочитаемые». Наибольшее число испытуемых 54% обладают социометрическим статусом «принятые». 6% учащихся являются изолированными.

Уровень благополучия взаимоотношений в группе — 31%. Нами был выявлен низкий уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе большее количество испытуемых имеет неблагоприятный статус.

Индекс изолированности (ИИ) в группе испытуемых — 6%, т.е. данную группу можно считать благополучной, статусную категорию «не принятые» имеет только три ученика.

Коэффициент взаимности (КВ) равняется 28%, из чего следует, что данные испытуемые относится к среднему уровню взаимности.

Индивидуальный коэффициент — коэффициент удовлетворенности положением в классе. Удовлетворены своим положением в классе — 2 человека (4 % детей); скорее удовлетворены, чем неудовлетворенны — 6детей (12 % детей); скорее неудовлетворенны своим положением в классе — 26человек (52 % детей); неудовлетворенны своим положением в классе — 16 человек (32 % детей).

Это можно увидеть на графике:

Рис. 2 Коэффициент удовлетворенности положением в классе

 

В каждом из классов, в которых проводилось исследование, действует одна общая группировка, в которую входят все дети. Она открытая, при этом мальчики общаются с девочками и выбирают их, и наоборот. Очень мало взаимных выборов.

Таким образом, в обоих классах присутствуют дети с разным социальным статусом, что важно для продолжения нашего исследования. При планировании работы с детским коллективом, следует учитывать выборы детей, чтобы избежать конфликтов и достичь более высокого результата.

Для определения уровня успеваемости мы использовали анализ учебной документации. Определяя детей в различные группы по уровню успеваемости, мы анализировали итоговые отметки учащихся за первый семестр.

В группу детей с высокими результатами в обучении мы определяли учащихся с доминированием среди итоговых отметок «5» и «4», дети, занесенные в группу «удовлетворительно», и «неуспевающие» дети – это слабоуспевающие учащиеся. Количественные результаты изучения успеваемости учащихся 4 классов представлены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели распределения группы по успеваемости

Шкала «отлично» «хорошо» «удовлетвори-тельно» «неудовлетво-рительно»
Успеваемость 28% 32% 28% 12%
Кол-во испытуемых 14 чел. 16 чел. 14 чел. 6 чел.

 

Распределение по группам произошло следующим образом:

— слабоуспевающих учеников — 20 человек (40%);

— ученики с высокими результатами в обучении — 30 человек (60%).

 

Отчет о прохождении преддипломной практики.

 

Я, Кухаренко Евгения Геннадьевна, проходила преддипломную практику на базе МБОУ СОШ №51 г. Брянска.

Для изучения влияния успеваемости младшего школьника на его положение в системе межличностных отношений класса нами было проведено эмпирическое исследование на базе МБОУ СОШ № 51г. Брянска. В исследовании приняло участие 50 учеников младших классов, учащихся 4-х классов.

Нами были использованы следующие методики:

1. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири;

2. Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В.Бойко);

3. Методика диагностики межличностных отношений («Социометрия») Дж. Морено;

4. Для определения успеваемости учащихся мы использовали анализ оценок за первое полугодие текущего учебного года.

В период педагогической практики я достигла следующих поставленных целей и задач:

1. Проанализировала литературу по проблеме влияния успеваемости младшего школьника на его положение в системе межличностных отношений класса;

2. Разработала программу эмпирического исследования влияния успеваемости младшего школьника на его положение в системе межличностных отношений класса;

3. Эмпирически проверила наличие взаимосвязи успеваемости младшего школьника с межличностными отношениями;

4. Разработала рекомендации и предоставила выводы о результатах исследования.

 

В процессе практики закрепила и развивала следующие профессиональные умения:

Ø планировать работу на период практики;

Ø самостоятельно готовить и проводить мероприятия;

Ø проводить разнообразную воспитательную работу с позиций комплексного подхода к воспитанию;

Ø устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения со учениками и преподавателями;

Ø владеть формами и методами организации воспитательной работы с младшими школьниками;

Ø умение использовать лучший опыт преподавателей в период практики.

Для этого в период преддипломной практики выполняла следующие виды деятельности:

Ø организовывала разнообразную работу с младшими школьниками;

Ø провела психодиагностическихе методики;

Ø беседовала с руководителем о работе со школьниками и работе с педагогической документацией.

За время прохождения практики достигла следующих результатов:

1. Освоила новую профессиональную позицию — позицию психолога.

2. Сформировала умения конструирования, организации и проведения урока и внеаудиторного мероприятия по психологии.

3. Сформировала умения самоанализа проведенной учебной и внеклассной (внеаудиторной) работы.

4. Приобрела опыт организации учебного процесса.

5. Приобрела опыт управления совместной деятельностью группы во время внеаудиторной работы.

На протяжении практики я получила некоторый профессиональный опыт, который в дальнейшем буду использовать для проведения психолого-педагогической работы по созданию условий для гармоничного развития личности в младшем школьном возрасте и коррекции особенностей межличностных отношений. Считаю, что цели и задачи, поставленные были достигнуты.

Студент — практикант: /__________________/ /

Руководитель практики: /__________________/ /