Содержание
Введение 3
1 Методика проведения исследования 4
2 Анализ результатов исследования 10
Заключение 14
Приложение А 16
Приложение Б 17
Приложение В 20
Приложение Г 21
Приложение Д 27
Введение
Научно –исследовательская практика проходила на базе МДОУ – Детский сад №8 комбинированного вида г.Котово Волгоградской области.
Цель научно – исследовательской практики- сбор экспериментальных данных для последующего написания выпускной квалификационной работы по теме « коррекция эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста через рисование».
Объект исследование — эмоциональные комплексы дошкольников ли младших школьников. Предмет — коррекция эмоциональных комплексов у детей.
Задачи:
-провести констатирующий эксперимент в детском саду для выявления детей с эмоциональными комплексами ( тревога и страх)
-провести формирующий эксперимент с целью коррекции данных комплексов
-провести контрольный эксперимент с целью выявления динамики в эмоциональной сфере детей.
-провести статистическую обработку экспериментальных данных, сделать выводы.
В исследовании приняли участие 40 детей 2 подготовительных групп.
1 Методика проведения исследования
Исследование проводилось при участии 40 дошкольников . При проведении психодиагностического исследования особенностей эмоционального состояния детей были использованы методики на определение уровня школьной тревожности, методика цветовых выборов, тест Рене Жиля “Эмоциональная близость к воспитателю” и рисуночные тесты (“Нарисуй человека”, ”Несуществующее животное”).
Одновременно применялись рисуночный тест “Нарисуй человека” и тест школьной тревожности, так как эти методики являются взаимодополняющими: Тест тревожности позволяет получить информацию о наличии негативного опыта ребенка в определенных ситуациях, тогда как рисуночные тесты не дают такой информации. Однако рисуночные тесты дают информацию о наличии или отсутствии дезорганизации деятельности при высоких показателях тревоги, что не представляется возможным выявить по детскому тесту тревожности. Поэтому целесообразно эти две методики одновременно включать в комплекс методик для исследования эмоционального состояния детей 6-8 лет.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.
Исследование влияния самооценки на тревожность старших до-школьников
... научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа и тестирование с помо-щью проективных методик: «Детский тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки и ...
П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.
Критерии определения тревожности у ребенка.
1. Постоянное беспокойство.2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).4. Раздражительность. 5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
С целью выявления тревожного ребенка используется также опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).(См. Приложение А)
Для изучения эмоционального состояния детей часто используется рисуночный тест Дж.Бака «Дом. Дерево. Человек». Американский психолог Дж.Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Слова дом, дерево, человек – знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека- это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.
Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами пишется «ДОМ», на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа – соответственно «ДЕРЕВО» и «ЧЕЛОВЕК», на четвертой – имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.
Инструкция для ребенка: «Нарисуй пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Во время теста проводится наблюдение за тем, как ребенок рисует.
Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.
Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость, двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов).
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных деталей человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.
Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.
Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.
Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) незащищенность, 2) тревожность, 3) недоверие к себе, 4) чувство неполноценности, 5) враждебность, 6) конфликт (фрустрация), 7) трудности в общении, 8) депрессивность. Каждый симптомокомпле…
**************************************************************