Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Институт непрерывного педагогического образования .
по направлению подготовки:
050400.68 – Психолого-педагогическое образование
квалификации (степени) выпускника – магистр
МП «Школьная психология»
|
|
Студент гр. 7362 Пеньевская Лилия Викторовна |
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверил: Зав. кафедрой педагогики: __________ С.Н. Горычева Зав. кафедрой психологии __________ М.Б. Калашникова «___»_____________2011 г. |
1 Цели и задачи производственной практики:
Цель практики – освоение социально-педагогических технологий в практике разрешения детско-юношеских проблем, а так же овладение в целом деятельностью социального педагога-психолога.
Задачи «Производственной практики»:
- изучение системы образования в Новгородской области;
- изучение организации работы центров психолого-медико-социальной помощи, а так же центров психолого-медико-социального сопровождения;
- изучение нормативно-правовой базы деятельности отделов комитетов образования города и области по руководству социально-педагогической деятельностью в подчиненных учреждениях;
- изучение социально-педагогических процессов, протекающих в образовательном учреждении;
- закрепление навыков установления делового сотрудничества социального педагога-психолога со специалистами других служб образовательного учреждения по вопросам разрешения детско-юношеских проблем; основные приёмы, формы и методы работы социального педагога в процессе выполнения должностных обязанностей.
2 Место практики в структуре основной образовательной программы:
Программа базируется на освоении студентами содержания следующих дисциплин: «Проектирование и экспертиза образовательных систем», «Информационные технологии в социально-педагогической деятельности», «Формирование психологической комфортной и безопасной образовательной среды» и др.
Прежде чем приступить к самостоятельной профессиональной деятельности, студент должен накопить опыт анализа и развить психологическую интуицию и мастерство. Умения и навыки, приобретённые во время прохождения практики, потребуются в ходе профессиональной деятельности.
3 Требования к результатам прохождения практики:
Благодаря прохождению практики и освоению смежных дисциплин у студентов формируются компоненты:
Таблица 1
Компетенция |
Код по ФГОС ВПО |
Владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний. |
ОК-3 |
Владеть способностью разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учётом этнокультурной специфики. |
ОК-6 |
Владеть способностью использовать инновационные технологии в практической деятельности. |
ОК-8 |
Владеть способностью проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска. |
ОК-9 |
Владеть способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами. |
ОК-10 |
Владеть способностью выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных. |
ОК-11 |
Использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации. |
ОПК-2 |
Обладать способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению. |
ОПК-7 |
Обладать готовностью применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности. |
ОПК-9 |
В результате прохождения практики студенты должны:
а) знать:
- систему образования в Новгородской области;
- нормативно-правовую базу деятельности комитетов образования города и области;
- социально-педагогические процессы, протекающие в образовательном учреждении.
б) уметь:
- уметь использовать передовой отечественный и зарубежный опыт социально-педагогической деятельности;
- анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению.
в) демонстрировать способность и готовность:
- установления делового сотрудничества социального педагога-психолога со специалистами других служб образовательного учреждения;
- участия в работе социально-педагогических служб образовательных учреждений.
4 Объём «Производственной практики»
Таблица 2
Производственная практика |
1 курс |
Всего часов/зач. единиц |
|
1 с. |
2 с. |
|
|
|
150 |
150 |
300/8,3 |
|
120 |
120 |
240/6,7 |
ИТОГО |
270 |
270 |
540/15 |
5 Содержание «Производственной практики»
5.1 Содержание разделов «Производственной практики»
Таблица 3
№ п/п
|
Наименование раздела «Производственной практики» |
Содержание раздела |
1. |
Практика в Администрации В. Новгорода и ИОМ и КР.
Самостоятельная работа
|
Изучение системы образования в городе. Участие в организации социально-педагогической деятельности в учреждениях образования. Изучение организации работы центров психолого-медико-социальной помощи, а так же центров психолого-медико-социального сопровождения. Участие в социально-педагогической деятельности ИОМ и КР. Изучение социально-педагогических проблем работы образовательного учреждения. Проводится на базе отделов комитета образования, на подразделений образования г. В. Новгорода различного уровня и профиля: ДОУ, ЦО, средних общеобразовательных школ, школ-гимназий, школ-интернатов.
Изучение нормативно-правовой базы деятельности отделов комитетов образования по руководству социально-педагогической деятельностью в подчинённых учреждениях. Подготовка реферата по анализу социально-педагогических проблем в учреждениях образования города. |
2. |
Практика в различных типах образовательных учреждений (1 курс 2 семестр) 5 недель.
Самостоятельная работа |
Изучение социально педагогических процессов, протекающих в образовательном учреждении. Проведение диагностических процедур по изучению социально-педагогических процессов в педагогических коллективах. Освоение социально-педагогических функций руководящих работников образовательных учреждений. Проводится на базе различных типов образовательных учреждений: ДОУ, МОУ СОШ, НИРО, ИОМ и КР, научно-исследовательских подразделений образовательных учреждений.
Подготовка анализа закономерностей протекания социально-педагогических процессов. Подготовка диагностических инструментариев по изучению социально-педагогических процессов в педагогических коллективах. Изучение социально-педагогических функций руководящих работников образовательных учреждений. |
5.2 Разделы дисциплин и виды занятий
Таблица 4
Наименование раздела «Производственной практики» |
Всего |
|
1 с. |
2 с. |
|
|
270
|
270 |
|
270 |
270 |
ИТОГО |
540 |
540 |
6 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
- Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов. – М., 2003. – 430 с.
- Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабудская О.А. Социальный педагог: введение в должность. – М., 2002
- Социальная педагогика [Текст]: монография / А.И. Арнольдов, В.Г. Бочарова, А.С. Вишняков и др.; Под ред. В.Г. Бочаровой; Российская академия образования, Ин-т педагогики соц. работы. – М.: Владос, 2004. – 366 с.
Дополнительная литература
- Антипьева Н.В. Социальная зашита инвалидов в РФ. – М., 2002. – 213 с.
- Башарина Л.А., Гришина И.В. Организационные технологии управления школой. – М., 2003. – 239 с.
- Вульфсон Б.А. Сравнительная педагогика. История и современные проблемы. – М., 2003. – 229 с.
- Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 160 с.
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 575 с.
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2007. – 520 с.
7 Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- раздаточный материал;
- мультимедийное оборудование методического кабинета.
8 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
В рамках «Производственной практики» выделяются следующие модули:
Модуль 1. «Практика в управлении образования Администрации В. Новгорода и ИОМ и КР»;
Модуль 2. «Практика в различных типах образовательных учреждений».
Текущим контролем успеваемости является отчёт студента о прохождении практики на итоговой конференции, подготовка к которой предполагает выполнение студентами различных заданий, представленных в дневнике.
Формой итогового контроля является: зачёт.
11