1 Особенности социально-психологического исследования

Предполагалось, что необходимо тщательное объективное наблюдение, количественное измерение переменных, нахождение логических связей между причиной и следствием, воспроизводимость результатов. В конечном итоге это выражается в требовании использовать в социальной психологии в основном так называемые количественные методы, в частности, эксперимент.

Представители новых парадигм указывают, что во-первых, при использовании количественных методов человек исследуется вне социального контекста, без присущих ему связей с другими людьми. Во-вторых, исследуемое поведение отличается от естественного, так как действия испытуемого строго ограничены и даже заранее обусловлены, он не может реализовывать и планировать свое поведение, как в обычных условиях. В-третьих, отношения исследователя и испытуемого строятся по схеме «руководитель-подчиненный», и это накладывает свой отпечаток на исследуемую область.

В психологии измерение явлений есть процесс определения, в какой степени человек или группа людей обладает той или иной характеристикой. Критерием точности и надежности методов являются следующие положения: Достоверность Объективность Валидность.

Методики различаются по источнику информации и информированности участников. Возможны следующие три типа источников:

1. Сам испытуемый. Выводы основываются на ответах самого испытуемого (например, интервью, анкеты, тесты

2. Исследователь. Наблюдения являются открытыми, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, и скрытыми, если не знает об этом.

3. Архивные записи. В этом случае испытуемым может быть или известно, или неизвестно, что они подвергаются исследованию.

В общем плане валидность представляет собой соответствие результатов исследования тому, что изучалось в нем. нескольких типах валидности: Внутренняя валидность; Внешняя валидность; Популяционная валидность; Экологическая валидность; Валидность статистических выводов; Валидность процедур позволяет варьировать и измерять переменные

Проведение социально-психологического исследования

Проведение социально-психологического исследования предполагает подчинение ряду выработанных научным сообществом стандартов, позволяющих придерживаться согласованных правил. В международной практике принимаются правила, разработанные Американской психологической ассоциацией, которые включают ряд этапов исследования.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... и т. п. Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого ... Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного ...

Первый этап предусматривает изучение существующей литературы и библиографический поиск публикаций по интересующей теме,

Второй этап касается формулировки проблемы исследования.

Третий этап предусматривает выбор испытуемых.

Четвертый этап. Проведение пилотажного исследования, в котором на малой выборке проводится проверка инструмента исследования

Пятый этап – проведение исследования и анализ результатов.

Шестой этап – публикация результатов.

2 Качественные методы исследования в социальной психологии

Для качественных методов характерно представление информации в виде описаний, значений и т.д. (сюда можно отнести опросники, нестандартизированное интервью, включенное и несистематическое наблюдение, метод репертуарных решеток, дискурсный анализ).

Наблюдение — метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений.

Объектом наблюдения в социальной психологии являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности и социальные процессы, происходящие в них, например, паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации.

Анализ документов – метод, позволяющий на основе документов проводить сравнительный анализ документальных источников, выявлять центральную идею документа и многое другое. Частным методом аналитической работы с документами является контент-анализ (дословно термин означает анализ содержания).

Контент-анализ — это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Полученные с помощью контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном содержании текста. В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов. Он находит широкое применение в социальной психологии, прежде всего – в работе с объемными, неструктурированными текстами, видео- и киноматериалами. Многие социально-психологические явления диагностируются при помощи метода опроса. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа: а) опрос «липом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос — анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании — стандартизированное и нестандартизированное интервью.

3 Количественные методы исследования в социальной психологии

К количественным относятся методы, для которых основными являются процедуры измерения, категоризации и кодирования.

3 стр., 1321 слов

Вопрос №17 Семейная воспитательная группа как форма социального ...

... 4. Расширение социального окружения, развитие творческих способностей и личностного роста ребенка. Этапы технологии: 1.Подготовительный этап (подбор кандидатов в воспитатели СВГ, подбор воспитанников в СВГ.) 2.Диагностический этап (установление социально – психологического ...

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. В качестве специфических признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.

Выбор данного метода сбора информации обусловлен следующими достоинствами лабораторного эксперимента:

— при изучении психических процессов необходимо точное измерение, которое можно осуществить только в лаборатории с использованием технических средств;

— эксперименты, проведенные в лаборатории, гораздо легче воспроизвести, а это важное условие для построения научных теорий в социальной психологии;

— лабораторный эксперимент позволяет осуществлять строгий контроль всех случайных воздействий и в большей мере приблизиться к идеальному эксперименту.

Критикуют эксперимент прежде всего за невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации в естественные условия. В эксперименте участвует ограниченное число испытуемых, но полученные выводы обычно распространяются на более широкую популяцию. Широкое используется в социальной психологии метод Тестирования, предполагающий стандартизированное испытание, выполнение определенных заданий, по результатам которых судят об особенностях изучаемых процессов и объектов. Применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности. Классификация тестов может быть по нескольким основаниям: по основному объекту исследования (межгрупповые, межличностные, личностные), по предмету исследования (тесты совместимости, групповой сплоченности и т. д.), по структурным особенностям методик (опросники, аппаратурные, проективные тесты), по исходной точке отсчета оценки (методики экспертной оценки, предпочтений, субъективного отражения межличностных отношений).

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Из наиболее известных тестов социально-психологической диагностики называют социометрический тест Дж. Морено, шкалу совместимости В. Шутца и др.

Среди тестов, используемых в социальной психологии, особое место занимают методики (шкалы) измерения социальных установок, являющиеся важным инструментом изучения и прогнозирования социального поведения личности.

4 Проблема соотношения количественных и качественных методов

Ряд исследователей рассматривает количество и качество как фундаментальную дихотомию в исследовании социальной жизни личности и ее окружения, по отношению к которой существует три возможных решения: 1) признание количественных измерений единственно научными, так как только при их наличии возможно оперировать «объективными» данными по аналогии с естественными науками (позитивизм); 2) количественные измерения не применимы к психологической феноменологии в принципе, так как измеряемы лишь косвенные проявления психики в виде поведенческих реакций (социальный конструктивизм); 3) возможен компромисс, позволяющий использовать продуктивные возможности как количественных, так и качественных данных (методологическая триангуляция).

17 стр., 8370 слов

ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

...   СОДЕРЖАНИЕ 1. ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 2. ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 2.1. Выбор темы исследования. 2.2. Структура курсовой ... работы. Вся предшествующая самостоятельная работа формирует определенный угол зрения, научный подход к интересующей области социально-психологического знания, создает необходимые предпосылки к ...

Ряд авторов придерживается мнения, что конфронтация количественного и качественного подходов является искусственной, так как на деле они представляют два подхода к изучению одних и тех же феноменов, две стадии одного и того же процесса исследования, в котором качественный подход поставляет идеи, изучаемые в последующем посредством количественного подхода

В более широком плане они обсуждаются в аспекте различных оснований и исследовательских парадигм. Исключая качественные методы, исследователи могут упустить многие феномены социальной сущности человека, которые могут быть поняты только в контексте обстоятельств. В то же время, исключая причинные взаимосвязи между переменными, устанавливаемые посредством количественных методов мы можем столкнуться с отсутствием какого-либо осязаемого результата вообще. Количественное исследование стремится к идентификации и обособлению определенных переменных (поиск корреляций, взаимоотношений, причинности), в то время как качественные фокусируются на холистическом подходе к исследованию (анализ документов, история случая, наблюдение, интервью).

5.Развитие социальной психологии в бихевиористской традиции

Бихевиоризм является одним из самых дискуссионных направлений в социально-психологическом знании, что во многом объясняется противоречивостью его методологических установок, теоретических воззрений, этических предпочтений, своеобразием истории его формирования и развития.

Рассмотрим идеи, лежащие в основании социального поведения человека.

1. Человеческий организм динамичен в социальном взаимодействии, т.е. человек воспринимается как динамично активный в отношении к стимулам и к изменениям в окружающем мире.

2. Операнты продуцируют стимульные события, создавая возможность их будущего повторения. Социальные действия, совершаемые людьми, рассматриваются как способные влиять на окружение, вызывать позитивные, негативные или нейтральные последствия.

3. Поддержание активного поведенческого репертуара является функцией подкрепления, обретенное поведение будет актуализироваться только при соответствующих стимульных условиях.

3 стр., 1431 слов

Смысложизненные ориентации и эмоциональный интеллект в структуре ...

... «профиль» эмоционального интеллекта социальных работников. Такой тип эмоционального интеллекта обеспечивает наиболее гибкое социальное поведение личности и достижение ею высокой социальной адаптивности [там же]. ... Самомотивация» (произвольное управление своими эмоциями); «Эмпатия»; «Распознавание эмоций других людей». Кроме того, методика позволяет установить общий уровень ЭИ, определяемый как ...

4. Повторяемость активности в сходных обстоятельствах.

5. Депривация (лишение).

Если человек какое-то время лишен желаемого объекта, этот объект начинает со временем проявлять тенденцию к обладанию.

6. Моделирование и научение. процесс научения, в котором индивид актуализирует реакции, полученные посредством наблюдения за действиями и их последствиями со стороны других людей. Особый вклад в разработку научения внес А. Бандура.

Отличительной особенностью анализа поведения является подчеркивание влияния окружения, среды на человеческий организм, генетических данных организма, чувствительности к подкреплению в соответствии с его ролью для выживания.

Поведение разграничивается на две категории – респондентное и оперантное. Человек рассматривается не только как источник респондентных и оперантных реакций, но и как источник стимулов, как своего рода окружение внутри собственной самости. Большинство же стимулов, влияющих на поведение человека обладают внешними источниками, и каждый должен быть измерен с помощью инструментов или посредством изменений в поведении индивида.

В качестве решающих аспектов анализа поведения выступает продолжительность взаимодействия между индивидом и окружением.

К числу заслуг бихевиористского направления в социальной психологии следует отнести привнесение аспектов научности, строгости теоретических построений, их обязательного подтверждения в эксперименте, детальной проработки вопросов формирования, проявления и изменения поведения.

6.Формирование когнитивной традиции в социальной психологи

Отличительной особенностью когнитивного подхода к проблематике социальной психологии является использование информационно-процессуальной модели в интерпретации изучаемых феноменов. В основном для когнитивной традиции следующие пять моделей рассмотрения человека, а именно как: рационалиста; наивного ученого; обрабатывающего данные лаборанта; когнитивного скупца; мотивированного тактика или социального . Существенное влияние на развитие когнитивной традиции оказала модель человека как наивного ученого, предложенная Ф. Хейдером.

9. Психоаналитическая традиция в социальной психологии

В целом психодинамический подход занимается выяснением того, как, когда и с каким результатом мы конструируем нашу внутреннюю символическую репрезентацию внешнего мира. Основополагающей для них является идея о том, что структура и содержание нашей самости или осознания самих себя задается в первые годы жизни в процессе взаимодействия со значимым окружением. Этот микросоциальный контекст рассматривается как связь между индивидом и обществом. В соответствии с психодинамическим подходом, каждый из нас существует в собственной психической реальности.

10Экзистенциально-феноменологическая традиция в социальной психологии

16.Экзистенциально-феноменологическое рассмотрение проблематики личности (м. Доналдсон, в. Франкл)

Каждый человек видит мир по-своему, отражая в нем свою собственную субъективность, свое уникальность и мировосприятие, природу субъективных переживаний, процессов и механизмов, лежащих в основе его жизнедеятельности.

6 стр., 2573 слов

Теории поведения личности в конфликте

... превратить конструктивный конфликт в деструктивный. Таблица 1 Основные модели поведения личности в конфликте № п/п Модель поведения Поведенческие характеристики личности Конструктивная Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого ... конфликт 10. Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта Интерпретация: 8—10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенден­ция к ...

Келли, например, подчеркивал, что для понимания личности куда важнее изучения фактов и событий их интерпретация. Человек живет, создает свои, опосредованные контекстом культуры и особенностями индивидуального-психофизического своеобразия, версии различных аспектов бытия, выступающие в форме личностных конструктов или схем, которые определяют его отношение к происходящему и понимание его. Эти конструкты или схемы суть своеобразное содержание когнитивных репрезентаций мира, без знания которых понимание личности будет неадекватным.

Фундаментом экзистенциально-феноменологического подхода в социальной психологии являются онтологический плюрализм, экзистенциализм и феноменология, создающие предпосылки для критики естественнонаучного подхода, доминирующего во многих направлениях психологических исследований.

Феноменология изучает явления, связанные с переживанием человеком реальной действительности и с тем, как он представлен в его сознании. Экзистенциальный аспект феноменологии основывается на идее о том, что содержанием человеческого бытия является его существование, которое обнаруживается в процессе движения от бытия к небытию.

13. Социально-когнитивно-наученческая традиция в рассмотрении проблематики личности (Дж. Роттер; а. Бандура; у. Мишел)

Роттер считает, что люди формируют генерализованные ожидания реальности в плане контроля над соотношением их поведения и подкрепления (в качестве мотиватора поведения); обладают огромными способностями в многозначности и гибкости интерпретации ситуаций, в которых они действуют. Значит, для стимулирования соответствующего поведения необходимо учитывать субъективную значимость и самих ситуаций, и связанных с ними возможностей подкрепления. Сходной логики рассмотрения первоначально придерживался и Бандура, выдвинувший в качестве ведущей детерминанты ожидаемую эффективность как определяющую характер и направленность активности человека в отношении той или иной задачи. Если ожидаемая эффективность высока, уровень активности по достижению поставленных целей тоже высок. Если низка – все наоборот. Именно работа с ожидаемой эффективностью определяет степень успешности в разрешении проблемного поля людей. Ситуативные факторы не менее значимы, чем личностные. Установке “или – или” должна прийти на смену установка “и – и”, что реализовано и в концепции Мишеля, считавшего, что вместо выяснения того, какие черты личности в ее динамике, или какие аспекты окружения контролируют поведение ее в данном конкретном случае, следует пытаться определить, как сама личность осмысливает ситуацию, как она когнитивно конструирует внутреннее и внешнее окружение. Мишель не просто сместил акценты на внутреннюю активность личности в организации социального взаимодействия, но и предложил ряд концептов: когнитивные переменные личности; когнитивное и поведенческое конструирование компетентности; стратегии кодирования и личностные конструкты; субъективная ценность стимулов.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... индивидом в качестве продукта антропогенеза, личностью, перенявшей исторический опыт общества, и индивидуальностью, преобразовывающей мир, можно передать формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".   Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. ...

14. Личность в интеракционистской традиции

В рамках данного подхода предпринимается попытка объединения ситуативного и личностного аспектов социального поведения. Определяя в качестве базовой категории «взаимодействие», интеракционисты наиболее полно определяют само содержание понятия «социальная сущность личности». Г. Мид, как подчеркивалось ранее, обосновывает тезис, что человек становится существом социальным лишь тогда, когда включает в свой внутренний мир других людей, когда соотносит свои собственные действия с возможными реакциями или оценками их.

В интеракционизме проблема соотношения личностной и социально психологической проблематики рассматривается в контексте универсальной формулы поведения Левина как функции личностных и ситуативных факторов, рассматриваемых в процессе постоянного взаимодействия друг с другом. По мнению Магнуссона и Ендлера можно обозначить четыре основополагающих постулата:

1. Актуальное поведение является функцией процесса многостороннего взаимодействия или обратной связи между индивидом и ситуациями, с которыми он сталкивается.

2. Индивид является активным агентом в этом процессе взаимодействия.

3. По отношению к личностной стороне взаимодействия наиболее существенными являются когнитивные и мотивационные факторы.

4. По отношению к ситуативной стороне важнейшим детерминирующим фактором является психологическое значение ситуаций для индивида

15. Гуманистический подход к личности (а. Маслоу, к. Роджерс).

Одним из интересных, но еще недостаточно изученных подходов к пониманию личности и поведения человека, дающим большие возможности, является гуманистический подход, основанный в 1962 г. К. Роджерсом и А.Маслоу. Они, опираясь на опыт предшественников и свои исследования, провозгласили следующие ведущие принципы:

1. Основное внимание следует уделять личному опыту человека. Основной вопрос для каждого: «Кто Я?»

2. Личностный выбор, творчество и самоактуализация являются основными темами исследования.

3. Ценности должны занимать первое место при выборе объекта исследования.

4. Основная ценность – достоинство человека. В своей основе человек хорош. Главное — понять человека, а не контролировать его или предсказывать его поведение.

Теория и практика гуманистического подхода ориентирована на актуализацию внутренних ресурсов человека, на его самореализацию. Человек не всегда представляет, какие действия ведут к росту, но он всегда предпочитает прогресс, а не регресс. На поведение людей оказывают влияние как биологические, так и средовые факторы, но намного важнее собственная роль и собственный выбор человека.

21. Возрастная динамика я-концепции

Общепризнанной считается точка зрения о том, что образ собственного Я первоначально неотделим от образа первичного воспитателя. В возрасте 9 месяцев образ Я у ребенка выступает в виде небольших отдельных эпизодов жизненных переживаний. Повторяясь, эти эпизоды организуются и предстают как генерализованные репрезентации взаимодействий. Посредством различного рода комбинаций вербальных и невербальных реакций первичный воспитатель формирует реакции младенца фиксируя их. Эти фикции С обретением языка начинается процесс дифференциации самости. Появление языка создает предпосылки для обретения нового качества самости – личных жизненных переживаний, недоступных другим . Таким образом, субъективная самость отделяется от самости объективной, создавая основания для становления самости уникальной, осознания того, что наблюдаемое другими может отличаться от того, что есть на самом деле. С этого момента у ребенка начинает формироваться ряд схем самости. К 7-8 годам можно говорить о наличии у него стабильной, хорошо дифференцированной Я-концепции.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

В процессе взросления образы Я становятся:

1. более дифференцированными и многокомпонентными;

2. более обобщенными, переходя от фиксации случайных, внешних признаков к более широким поведенческим характеристикам и к глубоким внутренним диспозициям;

3. более индивидуальными и психологическими, подчеркивая скрытые детерминанты, мотивы поведения, свои отличия от других людей;

4. собственное Я кажется более устойчивым;

5. возникает постепенно усиливая разграничения и противопоставление наличного и идеального (желаемого, должного) Я;

6. меняется удельный вес и значимость осознаваемых компонентов и свойств самости

22. Структура самости

В числе наиболее известных концепции возможных самостей Х. Маркус, само-идентификаций Членкера, саморуководств Хиггинса, самоописаний Макадамса. Причем здесь можно выделить два направления: рассмотрение самости как 1) дискретной и 2) как целостного гештальта. В рассуждениях Маркуса самость представлена как совокупность воображаемых и вызывающих опасения самостей, представленных в саморефлексии и выступающих в качестве регуляторов поведения.

Концепция самоидентификаций Членкера фокусируется на проблематике социальной идентичности, определяя ее как «теорию самости формируемой и сохраняемой посредством актуального или воображаемого согласия в отношении того, какой должна быть самость. В рамках идентичности у человека формируется ряд самоидентификаций, позволяющих ему приспосабливаться к различным обстоятельствам и их динамике. Рассматривая самость как дискретную, он утверждает наличие в ее структуре многочисленных, часто противоречащих друг другу самоидентификаций, связанных с оптимальным приспособлением к различного рода ситуативным контекстам.

В социальной психологии накоплено большое число минитеорий, основанных на объяснении определенной эмпирической фактуры. К числу таких минитеорий Кантор и Зиркель концепции обусловленных паттернов Торна, ядерных сцен Карлсона , частных аудиторий Болдуина и Холмса личностных стремлений Эммонса и других авторов.

12 стр., 5560 слов

Влияние дефектов социализации на конфликтное поведение подростка

... поведение подростка. 1. Теоретико-методологический анализ процесса социализации 1.1 Теоретические подходы к исследованию социализации Человек формируется, как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Социализация ... оптимальное чувство идентичности воспринимается, как ... личности. По мнению Зигмунда Фрейда, основными в социализации личности являются стадии психосексуального развития, ...

Характеризуя различные теоретические подходы к самости и ее аспектам нельзя оставить в стороне одну из наиболее разработанных теоретических конструкций самости предложенную С. Эпстейном. Она утверждает, что люди развивают имплицитную личностную теорию реальности, включающую в качестве компонентов теорию самости, теорию мира и предположения об их взаимосвязи. Личностная теория реальности является собой ряд схем и их сетей, большинство из которых представленно в виде постулатов, фундаментальные из них следующие: о доброжелательности – недоброжелательности мира; о степени означенности (включая представления о контролируемости, предсказуемости и др.); о степени благожелательности отношений со стороны других; о степени, в которой самость рассматривается как достойная.

23. Модели организации я-концепции

Общую схему возможного описания и построения системы представлений человека о самом себе и окружающем его мире предоставляет теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, она была опубликована в 1957 году. Основу ее составили принципы теории поля К. Левина, подчеркивавшие общую тенденцию когнитивных процессов к установлению и поддержанию равновесия в системе. Исследования последних лет, проводимые в плоскости изучения своеобразия структуры и проявлений системы человеческих представлений, показывают иерархическую организацию. Одной из первых и наиболее удачных в анализируемой области является работа М. Рокича.

Выстраивая иерархию представлений, он выделяет пять типов: A, B, C, D, и E соответственно а) первичные представления о природе окружающей реальности б) представления основывающиеся на углублении в личную практику с) представления полученные от авторитетных источников д)переферические представления полученные от авторитетных людей е) беспоследственные представления

24. Когнитивно-жизненно-переживаемая теория самости с. Эпстейна

Характеризуя различные теоретические подходы к самости и ее аспектам нельзя оставить в стороне одну из наиболее разработанных теоретических конструкций самости предложенную С. Эпстейном. Она утверждает, что люди развивают имплицитную личностную теорию реальности, включающую в качестве компонентов теорию самости, теорию мира и предположения об их взаимосвязи. Личностная теория реальности является собой ряд схем и их сетей, большинство из которых представленно в виде постулатов фундаментальные из них следующие: о доброжелательности – недоброжелательности мира; о степени о значенности (включая представления о контролируемости, предсказуемости и др.); о степени благожелательности отношений со стороны других; о степени, в которой самость рассматривается как достойная.

Эти постулаты определяют своеобразие само– и мироощущения субъекта; изменение каждого из них приводит к существенному дестабилизирующему эффекту в отношении всей действующей структуры. По мере снижения уровня схемы в иерархии они становятся все менее глобальными все более конкретизированными, связанными непосредственно с жизненным опытом. Epstein различает два типа схем: описательные и мотивационные. Первые представляют содержательную характеристику самости и мира, вторые – цели и желания. Мотивационные схемы основываются на эмоционально значимом опыте. Они, как и описательные, относятся к различным уровням обобщения и сложности и выступают в форме ценностей, целей и жизненных планов. Поведение представляет компромисс четырех базовых мотивов: самоудовлетворенности; поддержания стабильности концептуальной системы; поддержания взаимоотношений с другими; укрепления самооценки. Нарушение баланса приводит к колебанию системы в целом, что чревато кризисными последствиям для личности. Наряду с базовыми выделяются основополагающие представления, отражающие интуитивные оценки собственной теории реальности. Эти оценки показывают, насколько окружающий мир: 1) доброжелателен; 2) означен (предсказуем, контролируем, справедлив); 3) достоин взаимоотношения с другими людьми; и 4) насколько достойна собственная самость.

27. Тенденции самоудовлетворенности д. Майерса

Дэвид Майерс (1997) предлагает в качестве дополнения к механизмам психологической устойчивости ряд тенденций самоудовлетворенности, проявляющихся в избирательном отношении к социально-психологическому воздействию. Эта возможность переинтерпретации в целях сохранения позитивного самоотношения, а в конечном итоге устойчивости Я-концепции часто ассоциируется с так называемыми самоудовлетворяющими предубеждениями или тенденциями:

• объяснение причинности, направленное на поддержание самоудовлетворенности (человек отбирает причины, устраивающие его, и игнорирует – неустраивающие);

• сравнения в собственную пользу (избирается устраивающая система координат или эталонов и провозглашается единственно верной);

• переоценка желательности именно совершенных действий в данной ситуации (я не мог поступить иначе);

• переоценка точности сформировавшихся представлений и принятых решений (у меня верная информация и принятое решение является наиболее оптимальным в данной ситуации)

• забывание прошлого в выгодном для себя свете;

• стремление к нахождению дополнительных возможностей самооправдания при невозможности избавиться от воспоминаний о совершенных негативных действиях;

• склонность выдвигать в качестве критериев оценки других людей собственных сильных сторон;

• склонность к самообольщению;

преувеличение объективности результатов проверки собственных действий в случае их позитивности;

• склонность к эгоцентризму, проявляющаяся в преувеличении собственной ответственности за действия других людей при объективно весьма незначительной роли для них (стремление дать совет при отсутствии просьбы о нем);

• склонность к рассмотрению собственных поведенческих мотивов как более позитивных, а мотивов других людей – как менее позитивных (я помог по причине собственной альтруистичности, он – из-за корысти);

• курьезная тенденция улучшать собственный имидж путем недооценки согласованности действий других людей.

29 Социально-психологические механизмы формирования идентичности личности

Развитие идентичности Э. Эриксон трактовал как взаимодействие биологических, социальных и эго-процессов, причем эго ответственно за интеграцию первых и вторых. Результатом интегративной работы эго является некоторая конфигурация элементов идентичности, которая строится в течение детства и обеспечивает переживание чувства идентичности. В подростковом возрасте происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию посредством отказа от некоторых из них и принятия других. Для каждого человека они образуют уникальный гештальт. Всякий раз, когда возникают какие-либо изменения – биологические или социальные, необходимы интегрирующая работа эго и переструктурирование элементов идентичности, так как разрушение структуры ведет к потере идентичности и связанным с этим негативным состояниям, вплоть до депрессии и самоубийства.

Процесс формирования идентичности не заканчивается в юношеском возрасте, это лишь фаза в развитии идентичности, период наиболее яркого ее кризиса. Э. Эриксон выделяет восемь стадий развития идентичности, каждая из которых имеет свою проблему, требующую разрешения; Развитие идентичности нелинейно, оно проходит через так называемые кризисы – периоды, когда возникает конфликт между сложившейся к данному моменту конфигурацией элементов идентичности с соответствующим ей способом «вписывания» себя в окружающий мир и изменившейся биологической или социальной нишей существования индивида. Для выхода из кризиса индивид должен приложить определенные усилия, чтобы найти и принять новые ценности, новые виды деятельности

Дж. Марсиа отмечает два пути достижения идентичности: 1) постепенное осознание некоторых данных о себе (имя, гражданство, наличие способностей и т.п.), приводящее к формированию присвоенной, или преждевременной, идентичности; 2) самостоятельное принятие человеком решений относительно того, каким ему быть, – приводящее к формированию конструируемой, или достигнутой, идентичности.

Кризис идентичности, как правило, не охватывает всей жизни человека, а фокусируется на ограниченном числе проблем его жизненных сфер. Д. Маттесон ввел понятие «многофазового кризиса», обнаружив, что в разных сферах жизни идентичность развивается по-разному. А. Ватерман смотрел на формирование идентичности как не на единичный акт, а на серию взаимосвязанных выборов, посредством которых человек принимает личные цели, ценности, убеждения.

32. Чувство идентичности в психодинамическом подходе

Эриксон понимал идентичность в целом как процесс «организации жизненного опыта в индивидуальное Я», что естественно предполагало его динамику на протяжении всей жизни человека. Эриксон задает идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным.

Так, на первом, идентичность определяется им как результат осознания человеком собственной временной протяженности. Со второй, точки зрения идентичность определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некоторую тождественность самому себе. В-третьих, идентичность определяется Эриксоном как тот личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации: это те наши характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя.

В работах Дж. Марсиа (1980), идентичность определяется как «структура эго — внутренняя самосоздающаяся, динамическая организация потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории». В качестве основания для выделения различных видов идентичности берется общий уровень ее сформированности и выделяется четыре вида идентичности:

Дж. Марсиа выделяет в подростковом возрасте, во-первых, «диффузию», характеризующуюся практическим отсутствием у подростка предпочтения каких-либо половых, идеологических и профессиональных моделей поведения. Во-вторых, Марсиа выделяет «предрешение». В этом случае подросток хотя и ориентирован на выбор в указанных трех сферах социального самоопределения, однако руководствуется в нем исключительно родительскими установками, становясь тем, кем хотят видеть его окружающие.

В качестве третьего вида был выделен «мораторий» как наиболее критический период в формировании подростковой идентичности. Основным его содержанием является активная конфронтация взрослеющего человека с предлагаемым ему обществом спектром возможностей. Такой человек постоянно в поисках информации, полезной для разрешения кризиса, на ранних стадиях человек переживает чувства радостного ожидания, любопытства.

Наконец, в-четвертых, Марсиа описывает «реализованную идентичность» (достигнутая идентичность), характеризующуюся тем, что подросток перешел критический период, отошел от родительских установок и оценивает свои будущие выборы и решения, исходя из собственных представлений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Ему свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизма в отношении будущего.

33. Когнитивный подход к проблеме идентичности

Идентичность, или «Я-концепция», представляется здесь как когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях.

Личностная идентичность (осознаваемые индивидуальные особенности) относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт.

социальная идентичность — складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д.

Таким образом, Я-концепция — осознание того, что мы из себя представляем, — включает осознание не только своих личных качеств и установок, но и социальной идентичности. Важнейшие положения теории социальной идентичности формулируются в виде следующих постулатов.

1. Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп

2. Индивиды стремятся к сохранению или повышению своей самооценки

3. Социальные группы связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе

4. Оценка собственной группы индивидом происходит через сравнение с другими группами

По мнению X. Тэджфела, эти идентичности представляют собой два полюса одного континуума. Более типичным является поведение, находящееся между этими двумя полюсами. Т.е. в целях приспособления к различным ситуациям Я-концепция регулирует поведение человека, делая более выраженным осознание либо социальной, либо личностной идентичности. По мнению Тэрнера (1985), социальное самовосприятие имеет тенденцию варьировать в континууме от восприятия себя как уникальной личности до восприятия себя как ингрупповой категории.

Г. Брейкуэлл выделяет следующие структурные компоненты идентичности:

1. Биологический организм. Идентичность является продуктом взаимодействия биологического организма с социальным контекстом. Биологический организм — «сердцевина» идентичности, однако со временем он становится все менее значимой ее частью.

2. Содержательное измерение. Включает все характеристики, которыми индивид пользуется, чтобы описать себя, и которые описывают его как уникальную личность.

Содержательные характеристики, образующие это измерение, относятся как к социальной (роли, групповое членство), так и к личностной (ценности, мотивы, эмоции, установки, каузальные схемы, персональные конструкты) идентичности.

3. Ценностное измерение. Каждый элемент содержательного измерения имеет свою оценку, позитивную или негативную, которая приписывается ему индивидом исходя из социальных норм и ценностей. Оценки также не статичны, они могут меняться в соответствии с изменениями в социальной ситуации.

4. Время. Развитие идентичности протекает в плане субъективного времени.

34 Понятие социализации

Под социализацией понимается «процесс, посредством которого индивид приобретает знания, ценности, усваивает язык, социальные умения и социальную чувствительность, позволяющие ему интегрироваться в общество и адаптивно вести себя в нем» .

Н.И. Шевандрин (1995) определяет социализацию как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «развитие личности», «воспитание» и «обучение»,

В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, которые отличаются от психических процессов животных. Л.С. Выготский выделяет «низшие психические функции» (наглядно действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоциональная память и др.), которые присущи и человеку и животным, и «высшие психические функции» — речь, словесно логическое мышление, произвольное внимание и т.д. Для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития, необходимо специальное обучение, которое знакомит ребенка с системой знаков. Этот уровень развития психики (ВПФ) и есть результат социализации. Развитие личности осуществляется посредством двух процессов: социализация и саморазвитие личности.

Факторами социализации являются — целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в процессе деятельности и общения.

Воспитание и обучение – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.

Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимодействуют два или более индивидов. *Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.

В процессе социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентиры социальной среды, в которой он функционирует. Рассматривая феноменологию процесса социализации Н.И. Шевандрин выделяет в качестве ведущих феноменов усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентиров и т.п. (1995: 198).

Г.М.Андреева также определяет социализацию как процесс трансляции норм и ценностей, позволяющих формировать и расширять социальные связи личности с миром в трех основных сферах – предметной деятельности, общении и самосознании.

Основная форма трансляции опыта – знаковые системы (вербальные и невребальные).

Важнейшие трансляторы норм и ценностей – большие и малые группы.

35 Теоретические подходы к проблеме социализации

Психодинамические теории. Одной из первых развернутых концепций развития личности стала концепция стадий психосексуального развития Freud. Психоаналитическая теория развития основывается на 2-х предпосылках.

Первая, или генетическая, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Вторая — человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий.

Фрейд выделяет два важных фактора развития – фрустрация и сверхзаболивость.

Фрейд выделил четыре стадии развития личности: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Erikson в своих теоретических построениях уделял больше внимания социальным, культурным историческим факторам и определил стадии развития как психосоциальные.8 стадий личностного развития.

1. Доверие – недоверие (грудной возраст).

2. Автономия – стыд и сомнения. (1-2года).

3. Инициатива – чувство вины (3-5 лет).

4. Трудолюбие – неполноценность (младший школьный возраст, 5-11 лет).

5. Становление индивидуальности – ролевая диффузия (юность) (11-20 лет).

6. Интимность – одиночество (начало взрослого периода, 20-40-45 лет).

7. Творческая активность – застой ( средний возраст – 40-45- 60 лет).

8. Умиротворение – отчаяние (старость – свыше 60 лет).

На каждой из 8 стадий человек испытывает специфический кризис, суть которого составляется конфликт между противоположными состояниями сознания и психики.

Успешное разрешение конфликтов приводит к относительно беспроблемному существованию, заканчивающемуся формированием определенных личностных качеств, в совокупности составляющих определенный тип личности.

Бихевиористский подход. Основным в развитии личности они считают расширение репертуара поведения, которое достигается путем научения. Концентрируясь на проблематике научения они выделяют три его типа: классическое обусловливание; оперантное обусловливание; научение через моделирование.

Основными механизмами усвоения нового опыта в классическом бихевиоризме выступают поощрение и наказание, а так же научение через моделирование, умелая комбинация которых при условии контроля окружения и позволяет формировать заданное поведение. Тесно связанным с позитивным подкреплением механизмом является механизм наказания. В случае научения через моделирование усвоение социального опыта осуществляется либо через непосредственное наблюдение либо через моделирование.

Когнитивные теории. В когнитивной традиции акценты делаются на развитие познавательной сферы личности. Пиаже выделяет четыре стадии развития:

1. Сенсомоторная способности сохранять образы предметов окружающего мира.

2. Предоперациональная появлением способности различения символов и значений.

3. Стадия конкретных операций научением мысленному совершению действий.

4. Формальных операций овладением навыками решения абстрактных мат. задач.

Пиаже выделял три стадии морального развития: аморальную, гетерономную и автономную.

В отличие от Пиаже Выготский считал, что взаимодействие со взрослыми приводит к осознанию культурной ценности предметов.

Деятельностный подход. Согласно этому подходу развитие личности происходит в процессе включения в различные виды деятельности. В каждый возрастной период выделяется ведущая деятельность, в рамках которой происходит развитие.

1. у младенцев–непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми.

2. На границе раннего детства происходит переход ребенка к собственно предметным действиям.

3. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в которой он моделирует отношения между людьми.

4. В младшем школьном возрасте – учебная деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний и умений.

5. В подростковом возрасте – интимно-личностное общение со сверстниками, которая состоит в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм. Внутри этой деятельности оформляются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, т.е. формируются личностные смыслы, самосознание.

В рамках деятельностного подхода была разработана теория развития личности как процесс вхождения ее в различные социальные группы (А.В.Петровский).

Этот процесс включает три стадии: 1) адаптацию; 2) индивидуализацию и 3) интеграцию.

36 Механизмы социализации

1. Подражание — воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей.

2. Внушение — неосознаваемое, усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых авторитетными другими.

3. Убеждение — осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, поведенческих алгоритмов и т.д.

4. Идентификация — отождествление себя с определенными людьми, осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, и алгоритмов поведения.

5. Эмпатия — эмоциональное сопереживание через идентификацию себя с другим.

В психоаналитической традиции (Н.Смелзер) называются:

1. Имитация — стремление ребенка копировать определенные модели поведения;

2. Идентификация — усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей

3. Стыд — переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей

4. Чувство вины — переживание разоблачения, связанное с наказанием самого себя

Основные направления социализации, по мнению Шевандрина, соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной (1995: 199).

Таким образом, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, как эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий социальный и физический мир; как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в выстраивании формальных и неформальных взаимоотношений.

В качестве ведущих факторов социализации можно выделить взаимоотношения в семье, роль которых многими исследователями разных психологических традиций рассматривается едва ли не как решающая, взаимоотношений с непосредственным окружением ( сверстники, родственники, знакомые и т.д.), массовую коммуникацию (печатные издания, аудио и видео и т.п.).

37. Институты социализации и механизмы их влияния.

В качестве основных институтов социализации определяются семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, учебные и производственные коллективы, этнос, к которому принадлежит человек и т.п. М.Р.Битянова выделяет несколько типов проектов социализации:

– Устойчивое наследование прародительской модели.

– Усеченное воспроизводство прародительской модели.

– Анти-модель.

– Современная социальная модель, в которую закладываются ценности и социальные представления поколения непосредственно самих родителей. Взрослые ответственны за взрослое бытие их детей. Именно они задают отношение к миру, вооружают способами обращения с ним, а несовершенство последних задает будущее проблемное поле их детей.

Эмоционально депривированный ребенок, во-первых, не может дать адекватную эмоциональную оценку происходящего, во-вторых, воспринимает мир как враждебный.

В зарубежных исследованиях широко изучались три типа дисциплинарных воздействий на детей: использование власти (принуждение); объяснение; лишение родительской любви.

Исследования поведения детей в зависимости от доминирующего типа воздействия показывают, что дети, родители которых относились к ним нежно, с теплотой и пониманием, контролировали, требовали осознанного поведения, вырастали с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, умения разбираться в окружающей обстановке.

Дети, которые были не уверены в себе, не проявляли любознательности и не умели сдерживать себя, имели родителей, больше полагавшихся на наказание, относившихся к детям с меньшей теплотой, с меньшим сочувствием и пониманием. У таких детей родители были нетребовательны, неорганизованы, имели плохо налаженный быт.

Не менее важным институтом социализации является неформальная группа. Источником воздействия на социальное развитие ребенка в детском обществе выступает детская субкультура, Детская субкультура – это целый мир отношений, который дети создали и продолжают создавать для себя. Его составляют народные игры, детский фольклор и юмор, детский правовой кодекс и словотворчество, детское философствование , этические каноны и наделение прозвищами. Детская группа диктует достаточно жесткое подчинение ребенка нормам и правилам взаимодействия, используя для этого игровые ситуации, правовой кодекс, фольклор, присвоение прозвищ и .п.

Формальная группа – еще один институт социализации, как в детском, так и взрослом состоянии человека.