Презентация на тему: ТЕМА: ПЕРИОД «ОТКРЫТОГО КРИЗИСА» В ПСИХОЛОГИИ НАЧАЛА ХХ в

ТЕМА: ПЕРИОД «ОТКРЫТОГО КРИЗИСА» В ПСИХОЛОГИИ НАЧАЛА ХХ в.

По оценке Л.С. Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он являлся «выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII — начале XIX века».

Факторы и условия, в контексте которых возник и развивался кризис в психологии:

-общественнои культурно исторические;

-положение в науке и философии;

-ситуация в самой психологической науке.

Периодизация кризиса в психологии

Первый период кризиса — период возникновения кризисной ситуац: третья четверть70-хгг. XIX в. — первое десятилетие XX в.-кризисцентрировался вокруг проблемы сознания и явился

итогом развития психологии как науки о сознании.

В начале 10-хгг. XX в. психология вступила вовторой период кризиса — собственно период «открытого кризиса», который продолжался до середины30-хгг.

— связан с возникновением новых теоретических направлений психологии, пришедших на смену ассоцианистической вундтовской психологии и заявивших о себе как о новых общепсихологических теориях.

ЛАНГЕ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1858−1921),русский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России дал содержательную характеристику этого периода в развитии зарубежной психологии:

5 стр., 2101 слов

Рекомендации родителям, на период когда ребенок начал впервые посещать детский сад

... новым жизненным обстоятельствам.   Рекомендации родителям, на период когда ребенок начал впервые посещать детский сад   Привести домашний режим ... , что он здоров; Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет; Как можно раньше познакомить малыша с детьми ... возраст. Все наслышаны о знаменитом кризисе. Садик может ускорить взросление ребенка, и этот самый кризис свалится вам на голову без ...

«В этом огромном и новом движении, при явном разрушении прежних схем и еще недостаточной определенности новых категорий, при, так сказать, бродячем и хаотическом накоплении новых терминов и понятий, в которых даже специалисту не всегда легко разобраться, мы получаем такое впечатление, будто самый объект науки — психическая жизнь — изменился и открывает перед нами такие новые стороны, которых раньше мы совсем не замечали, так что для описания их прежняя психологическая терминология оказывается совершенно недостаточной».

Фрейд разрушил представление, в соответствии с которым психика отождествлялась с сознанием, а психология объявлялась наукой о содержаниях или функциях сознания. Тем самым Фрейд поставил под сомнение и возможности самонаблюдения.

Бихевиоризм сформировался на основе острой критики субъективности предмета классической психологии и метода интроспекции и выступил с обоснованием объективного подхода, но уже не к явлениям сознания, непосредственно не доступным объективному наблюдению, а к поведению.

Французская социологическая школа явилась протестом против индивидуализма ассоцианистической психологии и отстаивала идею о социальной природе человеческой психики и ее качественном изменении в процессе исторического развития общества.

В.Дильтей и Э. Шпрангер рассматривали сознание человека в отрыве от его реальной практической деятельности. Изучение сознания невозможно с помощью объясняющих методов, сложившихся в естествознании. Для психологии как одной из наук о духе был предложен особый научный метод, «понимание» целостного по своей природе сознания путем его отнесения к объективным общественным явлениям и видам человеческой деятельности: искусству, науке, экономике и т. д.

2 стр., 864 слов

Повышение уровня продаж при помощи психологии поведения покупателя

Повышение уровня продаж при помощи психологии поведения покупателя 1. Образ жизни покупателя Во все времена, ... в несколько раз.  4. Стандартные стереотипы и психология покупателей Некоторые покупатели обладают разного рода стереотипами по поводу ... качеству и значительно дешевле. На этом моменте построена элементарная психология человека. На таких покупателях можно повышать уровень продаж или ...

Против сенсуализма и атомизма ассоцианистической психологии выступила целостная психология — обширное научное течение, имеющее ряд вариантов.

«…в начале каждого направления стоит какое-нибудьфактическое открытие… Мы имеем дело с новым фактическим материалом, который приносится в психологию каждым новым направление. Затем на базе этих фактов, каждая группа которых дает материал лишь для отдельной главы психологии, каждое направление строило общепсихологическую теорию и в ряде случаев (гештальтпсихология, психоанализ) даже претендовало на создание универсальной концепции и мировоззрения»

Гештальт-психологияэкспериментально доказала, вопервых, целостность и предметность образа,во-вторых,зависимость от него поведения организма.

Рефлексология и бихевиоризм внесли непреходящий вклад в разработку категории действия.

Психоанализ поставил в центр своих построений категорию мотива, по отношению к которому вторичны и образ, и действие, а затем, опираясь на нее, предложил динамическую модель организации личности.

Французские психологи сосредоточились на сотрудничестве между людьми, на процессах общения, выявив тем самым включенность в систему категорий психосоциального отношения как инварианта аппарата психологического познания.

Третий период кризиса характеризуется упадком направлений периода открытого кризиса, смешением одних направлений с другими, размыванием четких границ между ними, появлением новых психологических концепций: «гуманистическая», психология (К. Роджерс, А. Маслоу Г. Олпорт), когнитивная психология (У. Найсер, Н. Линдсей, Д. Норман) и др. Этот период начинается с середины30-хгг. нашего века и продолжается по настоящее время. Его характерным признаком является отсутствие общей психологической теории и сомнение в возможностикогда-либоее создать.

11 стр., 5145 слов

Психология подростка 2

... смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка ... которой впоследствии развиваются новые интересы. Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, ... работать на завод, отказавшись от поступления в престижный институт. 4. РЕАКЦИЯ КОМПЕНСАЦИИ – стремление скрыть и ...

Презентация на тему: Несмотря на принципиальные различия анализируемых направлений, все они исходили тем не менее из

Несмотря на принципиальные различия анализируемых направлений, все они исходили тем не менее из старого понимания сознания, что и выступало их общей основой, которая, по мнению С.Л. Рубинштейна, состояла «…в отрыве сознания от практической деятельности, в которой преобразуется предметный мир и формируется само сознание в его предметно-смысловомсодержании…

Здесь, в общем узле сходятся нити, связующие психологию сознания и психологию поведения, психологию поведения и психологию духа; у направлений, представляющихся самыми крайними антиподами, здесь обнаруживается общая основа. Здесь средоточие кризиса, и именно отсюда должно начаться его теоретическое преодоление».

Советские психологи выдвинули задачу перестройки своей науки на основе принципов марксизма.

«научная психология ориентируется на марксизм» (П.П. Блонский),

переходя затем к сознательной задаче построения марксистской психологии (К. Н. Корнилов)

и от нее — к конкретной психологической программе «исторической человеческой психологии» на основе принципов марксизма (Л. С. Выготский),

16 стр., 7822 слов

Психология как наука 4

... что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (Бехтерев, Мясищев, Лурия). На стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические ... выдающиеся ученые были деятелями как психологии, так и педагогики (Л.С.Выготский, П.П.Блонский, Л. ... и тем самым определить подход к психологии как науке. Термином «наука» обозначаются также отдельные отрасли научного знания ...

Детерминанты, определяющие специфику развития психологии:

личностная (наличие лидера-организатора,руководителя, учителя, а также его сподвижников, учеников, которые реализуют исследовательскую программу под его началом);предметно-логическая(имеют ли школы свой перемет

исследования, методологию, отличающуюся по своим существенным характеристикам от таковых других школ); социокультурная; пространственно-временная(рассматривается

территориальная привязанность объекта практической деятельности и время его возникновения); оценочная (определяющая динамику результативности

деятельности психологов в науке, образовании, общественной практике).

ШКОЛА ВЫГОТСКОГО — направление в отечественной психологии и педагогике, созданное Выготским. Возникла в середине 20-хгг. в Институте экспериментальной психологии, где помимо Выготского работали несколько ведущих представителей школы (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), как'культурно-историческаяшкола'.

В 30-хгг. школа Выготского разделяется на две группы — Московскую, базировавшуюся в Экспериментальном дефектологич. институте (ЭДИ), Институте психологии, а позднее — в исследовательской лаборатории Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ) — Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Д.А. Эльконин, Л.А. Божович и др.; и Харьковскую — на базе Украин. психоневрологич.ин-та— А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, П.И. Зинченко и др.

Московская психологическая школа

1 период (1924 — 1925)

Л.С. Выготский

А.Н. Леонтьева

А.Р. Лурия

Выготский, Лев Семенович (1896−1934)— русский психолог. Первоначальное образование он получил в домашних условиях и проявил незаурядные способности. В 1913 г. Выготский закончил гимназию с золотой медалью и поступил в Московский государственный университет на юридический факультет. С 1914 г. параллельно обучается наисторико-философскомцикле университета имени Шанявского и в 1917 г. заканчивает оба университета. В начале 1920 гг. Выготский организует при педагогическом училище Гомеля, в котором он преподает психологию, психологическую лабораторию и осуществляет в ней эксперименты. В1928−1932гг. Выготский вместе с Лурией и Леонтьевым участвовал в экспериментальных исследованиях в Академии коммунистического образования. В последние годы жизни Выготский занялся формулировкой теории детского развития. Он намеревался соединитькультурно-историческийподход (желанные остатки реактологии его ранних исследований) с требованиями социализма

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о ... Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Понятия «зона актуального развития», ... Стадии, сферы, механизмы, институты социализации. Социализация в образовательном процессе ... точка зрения, высказанная швейцарским психологом Ж.Пиаже, отрицая ...

Леонтьев, Алексей Николаевич (1903- 1979) — советский психолог, действительный член АПН РСФСР (1950), доктор педагогических наук (1940), профессор (1932).

В 1924 г. окончил факультет общественных наук Московского университета. В 1924−1931гг. вел научную и преподавательскую работу в Москве, в 1935 г. в Харькове, в1936−1952гг. в Институте психологии АПН. В годы Великой Отечественной войны был начальником экспериментального госпиталя восстановления движений. С 1941 г. профессор МГУ, с 1950 г. заведующий кафедры психологии, с 1966 г. декан факультета психологии МГУ.Академик-секретарьотделения психологии(1950−1957)ивице-президент(1959−1961)АПН РСФ .

4 стр., 1773 слов

Психология — наука XXI века

... - задачи сегодняшних психологов по-прежнему нелегки и актуальны. Так, В.В. Знаков доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института психологии РАН говорил, что ... психологическим веком», с сарказмом подмечает В.И. Слободчиков, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, директор Института педагогических инноваций РАО. Конечно, большинство понимает ...

Лурия, Александр Романович (1902−1977)— русский советский психолог. Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967).

Лурия родился в Казани, в семье известного врачатерапевта, окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г., в 1937 г. -1-йМосковский медицинский институт. Начиная с 1940 г. он проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов.

В результате многолетних исследований нарушений психических процессов при различных поражениях мозга Лурия создал новое направление в психологии — нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение. С 1945 г. он преподавал в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета); с 1968 г. по 1977 г. он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Второй период (открытие в 1943 г. на философском факультете МГУ отделения психологии, преобразованного в 1966 г. в факультет психологии).

А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Д.Б.Эльконин, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник, Л.В. Занков, В.В. Давыдов,

П.И.Зинченко и др.

Запорожец Александр Владимирович (1905 — 1981) — советский психолог, ученик Л.С. Выготского. В 30-егг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской деятельностной психологической школе, занимался проблемой возникновения психики в филогенезе (вместе с А.Н. Леонтьевым).

Было показано, что в основе любого познавательного процесса лежат практические действия, в частности, что восприятие и мышление являются системой свернутых «перцептивных действий», в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и, за счет этого, формирование перцептивного или мыслительного образа. В дальнейшем приступил к разработке положения о развитии эмоций как процесса постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где, в частности, обобщил свой опыт восстановления движений у раненых во время Отечественной войны.

Презентация на тему: Божович Людмила Ильинична (1908−1981) — советский (российский) психолог. Училась в Московском университете, первое

Божович Людмила Ильинична (1908−1981)— советский (российский) психолог. Училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания провела под руководством Выготского. В1920−30егг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).

Работала завучем в психоневрологическойшколе-санатории,с 1931 г. — в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Выготский. В дальнейшем работала в отделе психологии Украинской психоневрологической академии (Харьков).

В30-егг., формально работая в Полтаве, входила в Харьковскую школу. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. В годы Великой отечественной войны заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя в г. Кыштыме Челябинской области. Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности. Доктор психологических наук. Профессор.

Даниил Борисович Эльконин (1904−1984)принадлежит к той славной плеяде советских психологов, которая составляет костяк всемирно известной научной школы Л. С. Выготского. Д. Б. Эльконин с гордостью говорил о том, что он является учеником Льва Семеновича и соратником других его учеников и последователей. Родился Д. Б. Эльконин в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С 1929 г. работал в этом институте; несколько лет в сотрудничестве с Л. С. Выготским изучал проблемы детской игры. С 1937 г. и до начала Великой) Отечественной войны он был учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В этот период Д. Б. Эльконин защитил кандидатскую диссертацию, посвященную развитию речи школьников (1940).

Всю Великую Отечественную войну Д. Б. Эльконин находился в действующей армии, был награжден боевыми орденами и медалями. После войны он преподавал психологию в Военно-педагогическоиинституте Советской Армии. С сентября 1946 г. работал по совместительству в Институте психологии АПН РСФСР. Демобилизовавшись из армии в 1953 г. в звании подполковника, Д. Б. Эльконин стал сотрудником Института психологии в той же должности. Он последовательно заведовал лабораториями психологии младших школьников, психологии подростков,диагностики-психическогоразвития школьников. В 1962 г. он защитил докторскую диссертацию, в 1968 г. был избранчленом-корреспондентомАПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии Московского университета.

Гальперин Петр Яковлевич (2.10.1902, г. Тамбов — 25.03.1988, г. Москва).

Выдающийся отечественный психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980).

Доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967).

Окончил Харьковский медицинский институт (1926).

В 1926−1941гг. работал в Харьковской Психоневрологической академии, вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, Л.И.Божович и др.).В1941−1943гг. — в Красной Армии, начальник лечебной части эвакогоспиталя (Свердловская область).

С 1943 г. — в МГУ им. М.В.Ломоносова; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.),профессор-консультант(с 1983 г.).

Зейгарник Блюма Вульфовна (9.11.1900, г. Пренай, Литва — 24.02.1988, Москва).Психолог, доктор психологических наук (1960), профессор (1965).

Окончила психологическое отделение философского факультета Берлинского университета (1927).

З. Начала свою научную деятельность под руководством берлинского психолога Курта Левина. Обнаруженный в дипломной работе З. факт преимущественного запоминания незавершенных действий вошел в мировую литературу под названием «эффект (или феномен) Зейгарник». З. работала в психоневрологической клинике Всес. Института экспериментальной медицины (ВИЭМ) вместе с Л.С.Выготским, применяя идеи культурноисторического подхода к пониманию патологии психики (1931).

В годы Великой Отечественной войны З. занималась восстановлением высших психических функций после черепно-мозговыхранений в восстановительном госпитале г. Кисегач под руководством А.Р.Лурия.

После войны (1943−1967)З. возглавляла лабораторию патопсихологии НИИ Психиатрии МЗ РСФСР одновременно (с 1949 г.) на преподавательской работе в МГУ им. М.В.Ломоносова. З. — организатор системы переподготовки и повышения квалификации практических патопсихологов страны, руководитель Всероссийских патопсихологических семинаров (с 1960 г.), почетный член и член Президиума Общества психологов СССР, председатель секции медицинской психологии. Участвовала в международных психологических конгрессах, на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве и XIX Международном конгрессе в Лондоне была организатором и сопредседателем секций патопсихологии. Выдающийся вклад З. в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983).

Занков Леонид Владимирович (1901 — 27.11.1977) — отечественный психолог. В 1918−1923гг. работал учителем, воспитателем, заведующим сельскохозяйственной детской колонией. Учился у Л.С. Выготского. В 1940 защитил докторскую диссертацию, посвященную психологии воспроизведения. Директор Института дефектологии АПН РСФСР, заместитель директора Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, заведующий лабораторией обучения и развития. Профессор, действительный член АПН ССР. Специалист в области дефектологии. Проводил экспериментальные исследования развития аномальных детей, в которых выявлялись условия эффективного их обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении.

Васиилий Вас льевичии Дав довыи (31 августа 1930 — 19 марта 1998) — советский педагог и психолог. Академик и вице-президентРоссийской академии образования (1992).

Доктор психологических наук (1971), профессор (1973).

С 1953 г. работал в учреждениях АПН СССР(вице-президентс 1989).

Почетный член Национальной академии образования США (1982).

Член редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал». Последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина и П.Я. Гальперина (с которым позднее дружил до конца жизни).

Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития. В современной педагогике существует образовательная система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, учебники для которой рекомендованы для начальной школы и некоторых старших классов общеобразовательных школ.

Зинченко Петр Иванович (1903 — 1969) — советский психолог. В 30-егг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе, разрабатывал проблемы памяти, в частности непроизвольного запоминания. Пришел к заключению, что непроизвольное запоминание имеет прямую зависимость от характера и структуры деятельности человека. Так, лучше запоминается то, что имеет отношение к цели деятельности, а не просто находящееся в поле зрения, но не включенное в деятельность. Исследовал динамику забывания и воспроизведения школьных знаний.

Третий этап развития московской психологической

А.Г. Асмолов, В.П.Зинченко, Н.Н.Нечаев, А.И. Донцов,

Д.И. Фельдштейн, Н.Ф. Талызина, А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков, А.А. Деркач, А.Н. Ждан,

Г. М. Андреева и др.

Презентация на тему: Асмолов Александр Григорьевич. Родился 22 февраля 1949 г. Окончил факультет психологии МГУ в

Асмолов Александр Григорьевич. Родился 22 февраля 1949 г. Окончил факультет психологии МГУ в 1972 г. Кандидат психол. наук (1976), доктор психол. наук (1996), профессор (с 1996 г.).

Работает в МГУ с 1972 г., в должности профессора кафедры общей психологии с 1992 г. Главный психолог Гособразования СССР (19 881 992 гг.); зам. министра образования России (с 1992 г.); вице-президентОбщества психологов СССР при АН

СССР (с 1989 г.); член президиума Российского Общества Психологов (с 1996 г.), член-корреспондентРоссийской Академии Образования (с 1995 г.); член 5- ти редакционных советов и2-хэкспертных советов; награжден почетными значками Гособразования СССР

и Минобразования Российской Федерации; заведующий кафедрой психологии личности.

Зинченко, Владимир Петрович (род.1931) — психолог, академик РАО (1992), доктор

психологических наук (1967), профессор (1968).

Окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1953).

Организатор и первый заведующий кафедрой

психологии труда и инженерной психологии (1970); в 1969−1984гг. зав. отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР, с 1984 г. зав. кафедрой эргономики Московского института радиоэлектроники и автоматики,вице-президентОбщества психологов СССР(1968−1983),зам. председателя Центра наук о человеке при Президиуме Академии Наук СССР (1989), академиксекретарь отделения психологии и возрастной физиологии Российской Академии Образования(1992−1997),почетный член Американской академии искусств и наук (1989).

ФЕЛЬДШТЕЙН ДАВИД ИОСИФОВИЧ

ФЕЛЬДШТЕЙН Давид Иосифович (р. 1929), доктор психологических наук, профессор, член-корреспондентРАО, действительный член АПСН, специалист в области психологии развития.

Его перу принадлежит 257 работ, в том числе 22 монографии, 19 из них изданы за рубежом. Ряд положений его работ по психологическим закономерностям воспитания подростка и юношества стали классическими, вошли в хрестоматии для педагогических институтов.

В числе основных работ Д.И. Фельдштейна: «Трудный подросток» (1972); «Психология воспитания подростка» (1978); «Психологические основы общественно полезной деятельности подростков» (1982); «Психология современного подростка» (1987);" Психология развития личности в онтогенезе «(1989); «Психология развивающейся личности» (1996).

ТАЛЫЗИНА НИНА ФЁДОРОВНА Родилась 28 декабря 1923 г. в с. Лучинском Ярославской

области, закончила Ярославское педучилище (1942 г.), а затем физико-математическийфакультет Ярославского педагогического института (1946), аспирантуру Института Психологии АПН РСФСР (1950), доктор психологических наук (1970), профессор (1971),член-корреспондентАПН

СССР (1971), действительный член АПН СССР (1989), действительный член РАО (1992).

Преподает в МГУ им. М.В.Ломоносова с 1950 г., заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики отделения, а затем факультета психологии МГУ (1963−1995).Руководитель лаборатории педагогической психологии (с 1966 г.) и Центра по переподготовке работников системы образования (с 1989 г.) при факультете психологии МГУ. Председатель специализированного совета по защите докторских диссертаций по специальности «педагогическая и возрастная психология», член специализированного совета по защите кандидатских диссертаций по специальности «теория и история педагогики» при факультете психологии МГУ; была экспертом ЮНЕСКО, в течение7-милет была членом ВАК СССР по психологии.

Журавлёив, Анат лоий Лакти ноивич (род. 1948, с. Новые ключи, Петровского района Куйбышевской области) — российский психолог, специалист в области социальной, организационной и экономической психологии. Ученик Б. Ф. Ломова, В. Ф. Рубахина, Е. В. Шороховой.

Лауреат Премии Президиума РАН в области психологии имени С. Л. Рубинштейна (2005), «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2003).

Окончил Санкт-Петербургскийуниверситет (1972), кандидат психологических наук (1976), доктор психологических наук (1999), профессор (2001),чл.-корр.РАО (2004).

Директор ИП РАН (с 2002).

Член Президиума РПО (с 2002),вице-президентФПО России (с 2004), член Президиума научнометодического совета по психологии УМОун-товРФ (с 2003).

Главный редактор «Психологического журнала» РАН (с 2003).

Работает в Институте психологии (ИПАН СССР, ныне ИП РАН) с 1976 года.

Барабанщиков Владимир Александрович

23.5.1949 г. р.доктор психологических наук, профессор, член-корреспондентРАО. Директор Центра экспериментальной психологии МГППУ, заведующий лабораторией системных исследований психики Института психологии РАН, главный редактор журнала «Экспериментальная психология».

ДЕРКАЧ АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (р. 1944), доктор психологических наук, профессор, действительный член АПСН. Заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской Академии государственной службы при Президенте РФ. Доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, вице-президентМеждународной Академии акмеологических наук, главный редактор журнала «Акмеология», ректор Московского акмеологического института. В 1972 году окончил аспирантуру факультета психологииСанкт-Петербургскогогосуниверситета. В 1992 году Спорткомитетом СССР отмечен Золотой медалью за научные исследования в области профессиональной деятельности и подготовки физкультурных кадров.

Ждан Антонина Николаевна. Родилась 10 мая 1934 в г. Шатура Московской области. В 1952 г. поступила на философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, а в 1957 году окончила отделение психологии данного факультета. С 1958 года работала на отделении психологии философского факультета, а с основания факультета психологии МГУ в 1966 г. по настоящее время — на данном факультете. В 1968 году защитила кандидатскую диссертацию под руководством П.Я.Гальперина, а в 1994 году — докторскую диссертацию. Доцент с 1976, профессор кафедры общей психологии с 1997. Член-корреспондентРАО (2005).

Андреева Галина Михайловна. Родилась 13 июня 1924 в Казани, ведущий специалист в области социальной психологии, окончила философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1950), преподает в МГУ с 1953 г., доктор философских наук (1966), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (с 1993).

Является основательницей кафедры методики конкретных социальных исследований на философском факультете МГУ (1969) и кафедры социальной психологии на факультете психологии МГУ (1972).

Заведующая кафедрой (1972−1989),профессор кафедры (с 1989) социальной психологии факультета психологии. Удостоена званий «Заслуженный деятель науки РФ» (1984), «Заслуженный профессор Московского университета"(1996), «Почетный доктор университета Хельсинки» (2000), лауреат премии им. М.В.Ломоносова за научную работу (1984), лауреат премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую работу (2001).

Донцов Александр Иванович. Родился 15 октября 1949 г. в г. Львове. В 1972 году закончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова; после окончания аспирантуры в 1975 году работал преподавателем МГУ. Доктор психологических наук (1989), профессор (с 1992), заведующий кафедрой социальной психологии (с 1989), член-корреспондентРоссийской Академии Образования (1992), действительный член РАО (1994), председатель специализированного совета при МГУ по защите кандидатских диссертаций по социальной психологии (с 1993), член специализированного совета при Гуманитарной Академии Вооруженных сил (с 1989), член Европейской Ассоциации Экспериментальной Социальной Психологии (с 1990), член экспертного совета ВАК РФ (с 1993), член редколлегии журнала «Вопросы психологии» (с 1997).

Декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова(2000−2006).Заслуженный профессор МГУ (2002).

Презентация на тему: Братусь Борис Сергеевич. Родился 19 апреля.1945, окончил факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова в

Братусь Борис Сергеевич. Родился 19 апреля.1945, окончил факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова в 1968 году. Доктор психологических наук (1989), профессор (1993), заслуженный профессор МГУ (2002), действительный член Академии естественных наук Российской Федерации (1993), член-корреспондентРоссийской Академии Образования (1993), иностранныйчлен-корреспондентОбщества психологов здравоохранения Кубы (1980).

Заведующий кафедрой общей психологии (2001).

Харьковская психологическая школа: 1930 — начало 40-х

Кнач. 1930-хгг. идеологическая атмосфера в Москве начала сгущаться. Относительно безопасней было на периферии. Это стало главным мотивом отъезда (бегства) ученых из Москвы. Первым приютом в

Харькове для Лурия, Леонтьева, Запорожца оказалась Всеукраинская психоневрологическая академия (Харьков в те годы был столицей Украины).

Школа зародилась в 1932 г. когда группа московских психологов, учеников Выготского (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Т. О. Гиневская, Л. И. Божович) переехала в столицу Украины того времени, Харьков, где была дополнена примкнувшими к ней местными психологами (такими как П. И. Зинченко, П. Я. Гальперин, В. И. Аснин, Г. Д. Луков, а затем и К. Е. Хоменко, В. В. Мистюк, Л. И. Котлярова, Д. М. Дубовис-Арановская,Е. В. Гордон, Г. В. Мазуренко, О. М. Концевая, А. И. Розенблюм, Т. И. Титаренко, И. Г. Диманштейн, Н. Н. Соломах[ин?]а и Ф. В. Бассин).

Леонтьев в своей автобиографии указывает, что в1936−37годах Харьковская группа насчитывала 15 сотрудников.

Ленинградская школа психологии

В.М. Бехтерев Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев Б.Ф. Ломов А.А. Бодалев

Бехтерев, Владимир Михайлович (1857−1927)-

российский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог. Получил ученую степень Военномедицинской академии (Санкт-Петербург)в 1881 г. Он учился в Лейпцигском университете у Вундта, прослушал курсы в Берлине и Париже и вернулся в Россию, чтобы вступить на должность профессора кафедры нервных болезней в Казанском университете. Основал первую в Россииэкспериментально-психологическуюлабораторию (1885), а затем Психоневрологический институт (1908)

— первый в мире центр по комплексному изучению человека. Существует мнение, что В.М. Бехтерев был отравлен по приказу Сталина в отместку за страшный диагноз

Ананьев, Борис Герасимович (1907−1972) — советский психолог, основатель психологического факультета Санкт-Петербургского университета. Родился во Владикавказе в обрусевшей армянской семье, там же закончил Горский педагогический институт. Учился в аспирантуре в институте мозга в Санкт-Петербурге. Защитил докторскую диссертацию (1939).

С 1937 г. по 1942.г. заведовал сектором психологии в Институте мозга. С 1944 г. заведовал организованной им кафедрой психологии и психологическим отделением философского факультета ЛГУ, а с 1967 г. руководил факультетом психологии

ЛГУ.

Мясищев, Владимир Николаевич (1892- 1973) — советский психиатр и психолог. После окончания в 1919 г. Психоневрологического института вся его деятельность была связана с СанктПетербургским Психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерева, которым он руководил более 20 лет. Он в течение многих лет заведовал кафедрой СанктПетербургского университета

Крылов Альберт Александрович (род. 1935) — декан факультета психологии СПбГУ (до 2002 года), профессор, доктор психологических наук. Область научных интересов — общая психология, психология личности, инженерная психология.

Бодалев, Алексей Александрович (род. 1923) -

специалист в области общей и социальной психологии. Окончил отделение психологии философского факультета Ленинградского университета (1950), кандидат психологических наук (1953), доктор психологических наук (1966), профессор (1967), зав. кафедрой общей психологии факультета психологии ЛГУ (1969), декан факультета психологии ЛГУ (1972−1976),декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и зав. кафедрой общей психологии(1979−1986),член-корреспондентАПН

СССР (1971), академик АПН СССР (1978), вицепрезидент АПН СССР (1986−1989),академик Российской академии образования (1993), академик Международной академии психологических наук (1993), академик Международной академии акмеологических наук (1993), член Международной ассоциации научной психологии и член ее ассамблеи(1976−1988),академик Международной академии педагогических наук (1994).

Ярославская психологическая школа

Вииктор Вас иильевич Н виковои (родился 18 мая 1935) — российский психолог, известный в России и за рубежом специалист в области социальной психологии, промышленной психологии и психологии коллектива, организатор психологической науки, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Президент Международной академии психологических наук, заведующий кафедрой социальной и политической психологи Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, главный редактор журнала «Человеческий фактор»

Презентация на тему: Шадриков Владимир Дмитриевич родился 18 ноября 1939 г. Один из крупнейших отечественных психологов,

Шадриков Владимир Дмитриевич родился 18 ноября 1939 г. Один из крупнейших отечественных психологов, лидер ярославской психологической школы, выдающийся ученый и педагог, заместитель министра общего и профессионального образования РФ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор.

Он известен в России и за рубежом как руководитель и активный реформатор системы народного образования, много сделавший для ее развития.

Грузинская психологическая школа

Психологическое знание в Грузии имеет глубокие корни и давнюю историю, однако научная психология начинает развиваться только с 1918 г., со времени основания Тбилисского университета, в котором были открыты кафедра психологии и психологическая лаборатория. Университет становится центром развития психологии в Грузии. Организатором научной психологии в Грузии был Д.Н. Узнадзе, один из основателей университета, выдающийся ученый, столетие со дня рождения которого было отмечено в 1986 г.

Узнадзе, Дмитрий Николаевич (1886−1950)— грузинский советский психолог. Один из основателей Тбилисского университета, где сформировал отделение психологии, директор Института психологии АН Грузии.

Иосиф Теймуразович Бжалава (1904−1972)— выдающийся грузинский патопсихолог, доктор медицинских наук (1945), вклад которого в отечественную и мировую патопсихологию и психиатрию трудно переоценить. 29 лет возглавляя отдел патопсихологии Института психологии Грузинской академии наук, с момента его создания, Иосиф Теймуразович исследовал методом фиксированной установки, тщательно разработанным им для использования в клинической практике, широкий круг психических расстройств, что позволило существенно продвинуться в их диагностике и понимании лежащих за ними механизмов разного уровня

Большой вклад в выявление общих закономерностей установки внесли первые сотрудники Д.Н. Узнадзе — Э.К. Абашидзе, Н.Г. Адамашвили, Б.И. Хачапуридзе, З.И. Ходжава и др. Следует отметить, что в дальнейшем грузинские психологи разработали другие способы и методы изучения установки (Н.Л. Элиава, З.И. Ходжава, Р.Г. Натадзе, Ш. Н. Чхартишвили, А.Т. Кинцурашвили, Ш. А. Надирашвили, Д.Ш. Квавилашвили, Д.К. Дзидзигури, М.Д. Читашвили и др.).

В Грузии выполнено большое количество исследований, в

которых с позиций теории установки анализируются и изучаются различные вопросы общей психологии. Изучены вопросы ощущения, восприятия и воображения (Д.Н. Узнадзе, Р.Г. Натадзе, З.И. Ходжава, И.Т. Бжалава, Ш. А. Надирашвили, О.И. Табидзе, Г. В. Кирия, Д.Т. Купрашвили, М.А. Роговская и др.), памяти (А.С. Прангишвили, Д.Ш. Парджанадзе, Л.Д. Квавилашвили и др.), внимания (Д.Н. Узнадзе, Г. С. Бакрадзе, А.Н. Мосиава, Ж.И. Непаридзе и др.), мышления (Д.Н. Узнадзе, Р.Г. Натадзе, Н.Л. Элиава, Д.И. Рамишвили, Ш. А. Надирашвили, М.Г. Колбая, Г. В. Дарахвелидзе, Г. А. Нижарадзе и др.), языка и речи (Д.Н. Узнадзе, А.Т. Бочоришвили, Д.И. Рамишвили, А.Г. Баиндурашвили, З.И. Ходжава, А.М. Авалишвили, Н.В. Чрелашвили, Н.В. Имедадзе, А.А. Алхазишвили, Г. Н. Мчедлишвили, Р.Т. Сакварелидзе, Р.Г. Мшвидобадзе, М.Г. Какиашвили, Т.Г. Заридзе, Р.Г. Джваршеишвили и др.), эмоций (Н.В. Имедадзе), навыка (З.И. Ходжава, Ш. А. Надирашвили, О.И. Табидзе, А.В. Григолава и др.).

Юревич Андрей Владиславович доктор психологических наук, член-корреспондентРАН,

зам. директора Института психологии РАН, Москва.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ В ПСИХОЛОГИИ

В качестве основных симптомов кризиса обычно указываются следующие:

отсутствие единой, общеразделяемой теории;

разобщенность на психологические «империи «, такие

как когнитивизм, психоанализ, бихевиоризм и т. п., каждая из которых живет по своим собственным законам;

отсутствие универсальных критериев добывания,

верификации и адекватности знания;

некумулятивность знания, объявление каждым новым

психологическим направлением всей предшествующей ему психологии набором заблуждений и артефактов;

-расколмежду исследовательской и практической

психологией — ситуация, когда «психологическая практика и психологическая наука живут параллельной жизнью как две субличности диссоциированной личности;

-расчлененностьцелостной личности на ведущие

какое то странное самостоятельное существование память, мышление, восприятие, внимание и другие психические функции;

— существование всевозможных «параллелизмов «: психофизического, психофизиологического, психосоциального, — которые психология осознает как неразрешимые для нее «головоломки «.

Томас Сэмюэл Кун (Thomas Samuel Kuhn; 18 июля 1922, Цинциннати, Огайо — 17 июня 1996, Кембридж, Массачусетс) — американский историк и философ науки, считавший, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция — это смена научным сообществом психологических парадигм.

Видение будущего психологии производно от квалификации ее парадигмального статуса, которая обычно дается в терминах теории Т.Куна. Соответственно, формулируются три основные позиции:

а) психология — это допарадигмальная наука, в которой единая парадигма еще не сложилась (позиция самого Т. Куна), б) психология — это мультипарадигмальная наука, где

сосуществуют несколько парадигм, в) психология — это внепарадигмальная наука.

Презентация на тему: «Методологический либерализм «предписывает, что психологическое объяснение всегда будет разноуровневым, многослойным, построенным по

«Методологический либерализм «предписывает, что психологическое объяснение всегда будет разноуровневым, многослойным, построенным по принципу «слоеного пирога «, каждый слой которого обладает самостоятельной значимостью и принципиально не заменим ни одним другим .

Любой психологический феномен имеет различные уровни детерминации: феноменологический, физический, биологический и социальный, — требует объяснения на каждом из данных, не сводимых друг к другу уровнях, и именно сочетание этих слоев всегда будет придавать психологическому «пирогу «его своеобразный вкус

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector