Лекция №3 Педагогика общения
Общение как психолого-педагогическое понятие.
Коммуникативная компетентность учителя
Формирование педагогически целесообразных взаимоотношений
Общение как психолого-педагогическое понятие.
Педагогическая деятельность – это совместная деятельность, которая строится по законам общения ( Кузьмина)
Начинающие педагоги замечают , что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и умение общаться.
Профессионально-педагогическое общение предполагает:
-знание основ педагогики общения;
-владение умениями организовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием;
-сформированностьопределенных нравственно-личностных качеств педагога.
Особенности педагогического общения
-Педагогическое общение всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Оно ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений
-Педагогическое общение- процесс динамичный— с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога и детей в общении.
-Педагогическое общение проявляется через личность педагога. Именно в общении проявляются его взгляды, отношения к миру, к людям, к себе.
-Педагогическое общение- важное средство решения педагогических задач.. Общаясь с учащимися педагог получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков, изучает индивидуальные особенности школьников.
-Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие.
—Новые технологии обучения и воспитания работают в образовательном учреждении только при педагогически продуманном общении.
-Общение оказывает значительное влияние на формирование познавательных интересов учащихся, обеспечивает создание благоприятного психологического климата
Таким образом, педагогическое общение- это система взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия.
Выделяют три взаимосвязанных функции общения:
1.Коммуникативная ( обмен информацией)
Формирование толерантности у будущих педагогов как психолого-педагогическая ...
... Глава1. Формирование установок толерантного сознания будущего педагога. 1.1 Формирование толерантности у будущих педагогов как психолого-педагогическая проблема. Чтобы выяснить суть проблемы воспитания ... девиантным поведением, представителями асоциальных молодежных движений и группировок; своевременное оказание психолого-педагогической помощи учащимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.[8] В ...
2.Перцептивная ( восприятие и познание людьми друг друга)
3.Интерактивная( организация и регуляция совместной деятельности).
2. Коммуникативная компетентность Коммуникативная компетентность это ядро профессионализма учителя, а сущность педагогической деятельности составляет взаимо-действие с обучающимися. В различных источниках коммуникативная компетентность рассматривается как:[Суханова, 2003];
— способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей,
-дискутировать и защищать свою точку зрения,
-выступать на публике,
-принимать решения,
-устанавливать и поддерживать контакты,
-справляться с разнообразием мнений и конфликтов,
-вести переговоры,
-сотрудничать и работать в команде
Компетенции в общении: [Зимняя, 2004, с. 24];
— устном, письменном,
-диалог, монолог,
— порождение и восприятие текста;
-знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета;
-деловая переписка;
-делопроизводство,
-бизнес-язык;
— иноязычное общение,
— коммуникативные задачи,
Умениевступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться [Селевко, 2004, с. 138];
Способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов [Головко, 2004];
Владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности [Маркова, 1995].
Согласно обозначенным подходам исследователей, коммуникативная компетентность это -способность и готовность вступать в различного рода (невербальные и вербальные, устные и письменные) контакты для решения коммуникативных задач (передачи информации, ведение переговоров, установление и поддерживание контактов и т.п.).
Педагогический такт и авторитет учителя
Педагогический такт – мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся с целью создания благоприятного психологического климата.. Тактика поведения и действий учителя состоит:
— в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке
— в выборе стиля и тона, времени и места педагогического воздействия.
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между учителями и учащимися, зарождается и крепнет дружба. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важна особая внимательность и справедливость. Проявления педагогического такта изо дня в день поднимают авторитет учителя.
1 стр., 378 слов
Опросный лист для экспертной оценки учителя среди учащихся-старшеклассников ...
... коррекции учебного процесса ИПК руководящих и педагогических работников г. Ярославля. 1. Учитель является для тебя авторитетом 5 4 ... 5. Педагог может отстаивать твои интересы перед коллективом учащихся, учителей или перед родителями 5 4 3 2 1 ... подготовке внеклассного мероприятия под руководством учителя 10. Педагог умеет заинтересовать, увлечь внеурочной деятельностью тебя и других ребят 5 ...
Возраст и опыт не гарантирует уважительного отношения к учителю со стороны учащихся. Учитель должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить к себе такое отношение.
Давно подмечено, что если в день знакомства с младшими подростками учитель произвел на них хорошее впечатление, то он вполне может в дальнейшем рассчитывать на их поддержку, даже если и отступит впоследствии от принятой им в тот день линии поведения. Если с первых шагов он вызвал к себе антипатию, то обычно педагогически целесообразные взаимоотношения в дальнейшем не складываются. Дело здесь в том, что сила первого впечатления настолько велика, что все, что соответствует ему, принимается закономерным и естественным, а то, что противоречит, — фальшивым и наигранным. Фальшь же в людях дети особенно не любят.
Опыт показывает, что не стоит в этом возрасте игнорировать и фактор личного примера. Если учитель говорит одно, а делает другое, если он неряшлив, груб и косноязычен, если слабо знает
свой (да и не только свой) предмет, рассчитывать на уважение, а следовательно, ина установление хороших взаимоотношений с учащимися ему трудно.
Существенным моментом, который не может не учитываться при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений, является то, что подростки не терпят никаких запретов (особенно необоснованных).
Но при этом они не уважают учителей, потакающих любой их прихоти. Это расценивается учащимися как проявление слабости, и поэтому они не считают для себя зазорным игнорировать просьбы и распоряжения учителя.
Подростки восприимчивы ко всем промахам и неудачам учителя. Не все они замечаются учащимися, но если что-то привлекло их внимание, то они реагируют тотчас же, стремясь во что бы то ни было нанести ущерб авторитету учителя.
Учащиеся наиболее высоко ценят учителей, предъявляющих к ним строгие требования, настойчивых, но тактичных и справедливых, учителей, умеющих занимательно изложить новый материал, держать класс «на взводе». Таких учителей уважают даже те ученики, которые в авторитете учителя усматривают угрозу своей «свободе». Ему обеспечена поддержка класса, избранная им мера педагогического воздействия, какой бы она строгой ни была, лишь бы в ней не было посягательства на достоинство провинившегося.
Установление педагогически целесообразных отношений во многом зависит от того, какое место педагог занимает в педагогическом коллективе. Характерно, что подростки склонны использовать любое разногласие в педагогическом коллективе не в пользу учителя и во вред педагогическому процессу. Наличие в личности учителя таких качеств, как самомнение, зазнайство, грубость, эгоизм, нетерпимость, завистливость, не может остаться незамеченным. Практика свидетельствует о том, что в тех классах, где классными руководителями, начиная с IV — VI классов, назначаются учителя с такими чертами характера, трудно налаживать отношения и другим педагогам.
Особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными ...
... системы в формировании успешности школьников; 3. Изучить особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа. Теоретической основа: Кулагина, И.Ю., ... и списка использованной литературы. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ, УЧАЩИМИСЯ С РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫМИ СИСТЕМАМИ РАЗНОГО ТИПА 1.1. Репрезентативные системы человека Эффективность ...