Введение
Сложнейшие, трудно прогнозируемые социально-экономические и общественно-нравственные трудности современного этапа в развитии нашего общества привели к значительному увеличению уровня самых различных видов отклоняющегося поведения, обострили проблему воспитания и становления молодежи, так как она оказалась наиболее чувствительна к социальным и психологическим переменам. Особенно в сложном положении в этот период оказались подростки, что отрицательно сказывается на процессах их адаптации и социализации. Исследователи отмечают, что отклоняющееся поведение в той или иной форме присуще пятидесяти процентам учащихся начальной и средней школы.
Особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Рост подростковой преступности, бродяжничества алкоголизма, наркомании, суицида, и т.д. сегодня становится серьезной государственной проблемой. К решению этого вопроса обращаются на разных уровнях: правовом, медицинском, психологическом, социальном. Девиантное поведение детей и подростков является также и актуальной педагогической проблемой, эффективное решение которой на современном этапе позволит повысить уровень педагогической работы с будущими поколениями и, соответственно, нравственную чистоту и стабильность общества.
Проблема девиантного поведения изучалась в различных аспектах как зарубежными, так и отечественными исследователями. Так, в отечественных теориях методологические основы изучения девиантного поведения представлены в: девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева.
Многоплановое педагогическое изучение и понимание проблемы девиантного поведения и идеи социальной обусловленности воспитания и развития детей и подростков нашли отражение в трудах А. Макаренко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, Б.Н. Алмазова, Б.П. Битинаса, И.С. Кона, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика и др.
В настоящее время многие отечественные ученые обращаются к проблеме профилактики девиантного поведения: формируется специальная система первичной, превентивной профилактики с ее содержанием, формами и методами (С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Голивкина и др.); научно обосновывается система коррекционно-развивающей работы в студенческой среде (Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, Т.В. Волкова, Т.С. Бунина, И.Б. Орешникова и др.).
Консультация по проблеме воспитания в неполной семье
... 7. При изучении данной проблемы, мы пришли к выводу Поведение ребенка связано с психическим нарушением и нестабильностью в семейных отношениях. При воспитании ребенка родственниками не ... требовать возмещения вреда. При двух противоречивых стилях воспитания у ребенка нет сформировавшейся модели поведения. Результатом таких стилей воспитания ребенок развивается с доминирующим типом личности и ...
Апробируется система диагностического изучения подростков, склонных к употреблению наркотиков и оказание им психологической помощи (В.Р. Арагонов, В.В. Куликов, О.И. Роик, Ф.Б. Березин, М.П. Мирошникова, Е.Д. Соколова и др.).
Особое внимание уделяется вопросам, связанным с процессами самореализации личности в социуме (Б.Е. Спрангер, Ю.И. Филимоненко, А. Удалова).
Идеи создания и внедрения комплексных систем реабилитации подростков, детей и молодежи с проявлениями девиантного поведения отражаются в трудах К. Бегалиева, М.М. Ведищевой, Б.А. Алмазова, Н.И. Забродина, Г.А. Карповой и др.
Актуальность проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества подростков, имеющих отклонения в поведении.
Анализ девиантного поведения подростка, определение мотива совершения им проступка невозможен без учета характерологических и личностных свойств. Чтобы не допустить возникновения девиаций, необходимо раннее распознавание личностных изменений, ведущих к отклонениям в поведении.
Объект исследования: особенности личности подростков с девиантным поведением.
Предмет исследования: подростки с девиантным поведением.
Гипотеза состоит в том, что подростки, склонные к девиантному поведению, имеют ярко выраженные характерные личностные особенности.
Цель курсовой работы: исследовать особенности личности у подростков с девиантным поведением.
Задачи:
— проанализировать состояние проблемы девиантного поведения подростка в научно-психологической литературе;
— рассмотреть личностные особенности подростка с девиантным поведением;
— выделить проблемы, ведущие к девиантному поведению;
— провести констатирующий эксперимент на выявление личностных особенностей у подростков;
— дать рекомендации по коррекции девиантного поведения.
Методологической основой и теоретической базой исследования послужили труды современных зарубежных и отечественных психологов.
Методы исследования:
— теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;
— эмпирические методы: тестирование, эксперимент;
— методы презентации данных: таблицы, диаграммы.
База эксперимента: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №174» г. Зеленогорска Красноярского края.
В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 14-15 лет в количестве 20 человек (10 человек в экспериментальной и 10 в контрольной группах).
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1 Проблема девиантного поведения
Создание действующих и эффективных инструментов профилактики и коррекции девиантного поведения подростков требует подробного рассмотрения неоднозначных теоретических аспектов проблемы, одним из которых является сущностная характеристика понятия «подростки девиантного поведения». Эта проблема рассматривается различными направлениями исследований в рамках таких базовых понятий, как: «отклоняющееся поведение», «делинквентность», «асоциальное поведение», «агрессивное поведение», «деструктивное поведение», «трудновоспитуемость», «дезадаптив-ность», «педагогическая запущенность», «нравственная запущенность» и т.д.
Социально-педагогическая работа с девиантными подростками в общеобразовательной ...
... СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1 Девиантное поведение подростка как социально- педагогическая проблема Существует большое количество общих и частных концепций отклоняющегося (девиантного) поведения, авторы которых как правило концентрируют ...
Поиски причин, определяющих отклонение в поведении каждого конкретного подростка, возможно организовать для каждого педагога в том случае, если он будет достаточно хорошо знать всю историю решения этой проблемы. Рассмотрение каждого случая будет эффективным, когда будут проанализированы сочетания всех педагогических воздействий с определен-ными условиями и с учетом педагогических ситуаций. В 1920-30х годах интерес к проблеме трудных детей проявил ряд ученых П.Г Вельский, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Грабаров, В.П. Кащенко, В.И. Куфаев, А.Ф. Лазурский, П.И. Люблинский, В.Н. Мясищев, Г.А. Фортунатов, П.О. Эфруси. Эти исследователи подчеркивали различные стороны проблемы трудновоспитуемых детей, и давали различные определения этого понятия.
Термин «отклоняющееся поведение» приводится в работах многих педагогов и психологов. Так, Я.И. Гилинский под отклоняющимся поведением понимает «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)». М.И. Рожков рассматривает отклоняющееся поведение как «отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит». В.В. Ковалёв определяет девиантное поведение как «поведение, отклоняющееся от нравственных норм данного общества» и выделяет несколько основных его вариантов: уклонение от учебной и трудовой деятельности; антиобщественные действия насильственного, корыстного и сексуального характера; злоупотребление алкоголем, употребление наркотических и токсических веществ; бродяжничество и азартные игры.
Ряд авторов в своих классификациях разделяют девиантное (отклоняющееся) и делинквентное (преступное) поведение. Так, Е.В. Змановская определяет делинквентное поведение как «действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей и уголовно наказуемые в своих крайних проявлениях». Н.Н. Савина выделяет следующие факторы возникновения делинквентного поведения: академическая неуспе-ваемость, эмоциональная незрелость, гиперактивность, нарушения комму-никации, одиночество, вредные привычки, социальная некомпетентность.
Таким образом, несмотря на различия в трактовках, практически все авторы главным критерием девиантного (отклоняющегося) поведения считают нарушение социальных норм, принятых в данном обществе. Отличительными особенностями социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей и обладают такими свойствами, как относительность и историческая изменчивость. В современных условиях, когда разрушены одни нормы и еще не сформировались другие, толкование и применение норм значительно усложняется.
Определение понятия «отклоняющееся поведение» предполагает также выделение существенных признаков явления, помогающих отличить его от других феноменов и констатировать наличие и динамику у конкретного человека. В.М. Димов видит границу, отделяющую норму от девианта, в разрушающем воздействии отрицательных явлений, которое являет собой реальную угрозу социальному выживанию человека.
Поведение как психофизиологический феномен
... антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное и др. Массовое поведение — активность масс, не имеющая ... из форм психологического стресса. У сильных личностей с хорошо выраженными волевыми качествами, способностью ... которое четко прописало нормы поведения. Отсюда – нормальное поведение – это поведение, которое не противоречит общепринятым нормам, не нарушает ...
Е.В. Змановская выделяет такие специфические особенности отклоняющегося поведения, как: нарушение не любых, а наиболее важных для данного общества и в данное время норм; негативная оценка со стороны других людей, нанесение реального ущерба личности или окружающим людям; многократная или длительная повторяемость, отсутствие связи с нестандартными, кризисными ситуациями и психической патологией; выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
Как правило, в отечественной педагогической литературе девиантное поведение рассматривается на примере подростков, представляющих группу повышенного социального риска. В науке существует несколько понятий, характеризующих эту группу, — «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «дезадаптивные» и т.д. Поведение таких подростков отличается рядом особенностей: искаженное отношение к окружающей действительности, недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики, импульсивность, возбудимость, отрицательная внушаемость, стремление к престижу в неформальной группе, негативизм и т.д. С.А. Беличева к детям и подросткам группы социального риска относит детей с различными формами дезадаптации, выражающейся в затруднении усвоения социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы).
Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и социально-негативных влияний. В силу этих обстоятельств ряд авторов (Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг и др.) предлагает различать «первичную» и «вторичную» девиации. Первичная девиация — собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины; вторичная — подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение.
В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы подростковой дезадаптации часто воспринимаются педагогами и родителями как трудновоспитуемость. Она предполагает сопротивление подростка педагогическому воздействию, вызванное различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера и темперамента и другие личностные характеристики, затрудняющие социальную и учебную адаптацию. Сопротивление педагогическому воздействию не сводится к девиантному поведению и далеко не всегда проявляется в отклонениях асоциального характера и педагогической запущенности. П.П. Блонский считал, что «трудный ученик — это такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной… и с которым учителю трудно, тягостно заниматься». А.С. Белкин понимает трудновоспитуемость как результат педагогических упущений, за счет которых возникает неблагополучие нравственного развития, но еще в такой его стадии, которая не требует перестройки стереотипа поведения, т.е. перевоспитания личности. По мнению В.Н. Мясищева, трудновоспитуемость выражается в неправильном отношении ребенка к общеобразовательной школе, учителям, стремлении к неорганизованному досугу, ярким впечатлениям улицы, неподчинении школьному режиму и общим правилам, в склонности дезорганизовывать работу, проявлять дерзость, грубость, циничные выходки. Исследователи Г.П. Медведев, И.А. Невский, В.Г. Степанов рассматривают трудновоспитуемость следствием педагогической запущенности и приходят к выводу, что «трудные дети — это всегда педагогически запущенные дети, в отношении которых когда-то кем-то был допущен просчет, педагогическая ошибка». М.А. Алемаскин называл трудновоспитуемость первой ступенью девиантного поведения.
Наркомания как хроническое расстройство личности. Особенности ...
... nbsp; Токсикомания как хроническое расстройство личности. Особенности расстройств личности и поведения. Токсикомания– это злоупотребление различными химическими, ... ощущений. Чтобы получить наркотическое опьянение, подростки применяют легкодоступные, дешевые бытовые химические ... и соматические расстройства и перемена личности. Единую причину развития токсикомании назвать невозможно. Большое значение ...
В целом же в современной педагогической литературе авторы указывают на разность понятий «трудновоспитуемость» и «педагогическая запущенность», характеризуя педагогическую запущенность как деформацию развития и социализации личности, а трудновоспитуемость как специфическое отношение личности к воспитанию и перевоспитанию. Среди педагогических терминов специалистами часто используется понятие «школьная дезадаптация». Встречаются такие описания проявлений школьной дезадаптации, как слабое овладение новой общественной ролью ученика, недоразвитие социальной чувствительности, нарушение общения со сверстниками, эмоциональное отвержение и негативное психологическое состояние и т.д. С.А. Беличева характеризует школьную дезадаптацию как хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротив-ление педагогическому воздействию, негативное отношение к учебе и школе в целом (сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков, осложненные отношения с учителями и одноклассниками).
В зарубежной психолого-педагогической литературе при характеристике подростков с девиантным поведением используется термин «дети с проблемами», являющийся наиболее гуманным, деликатным по отношению к таким детям и их родителям.
Учеными установлено, что в девиантном поведении могут выявляться отклонения корыстной (связанной со стремлением получить материальную выгоду — кражи, мошенничества и т.д.) направленности, агрессивной ориентации (проявляющиеся в действиях, направленных против личности) и отклонения социально-пассивного типа (выражаются в стремлении ухода от общественной жизни — уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, крайняя форма — самоубийство).
Отклоняющееся поведение агрессивной ориентации обнаруживается в действиях, направленных против личности (оскорбления, унижения, хулиганство, побои, а также тяжкие преступления: грабежи, изнасилования и убийства).
Исследователи выделяют также речевые проявления агрессии (сквернословие, хамство и т.д.).
Таким образом, девиантное поведение как по содержанию, так и по общественной опасности может проявляться в различных социальных отклонениях, начиная с нарушения норм морали, незначительных право-нарушений и заканчивая тяжкими преступлениями. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, к развитию девиантного поведения ведет деформация ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений, т.е. деформация системы внутренней регуляции поведения.
Роль семьи в развитии личности подростка
... показывает большое значение вопросов развития подростка, факторов влияющих на развитие личности подростка. Семья является одним из важнейших факторов, который воздействует на развитие личности в течении всей жизни, ... значимых черт, однако существуют семьи с антисоциальным поведением, которые социально негативно воздействуют на личность подростка. Отношения и воспитание в этих семьях кардинально ...
В результате анализа психолого-педагогической литературы мы установили, что подростки девиантного поведения в целом имеют ряд типичных особенностей:
— трудности в обучении, во взаимоотношениях с родителями, друзьями, учителями, одноклассниками, неорганизованность, зависимость от других;
— нарушения самоотношения и самопонимания, формирования жизненных ценностей, ориентиров, идеалов;
— поиск свободы через бегство от правил и норм, испытание себя и других, поиск и расширение границ возможного;
— отсутствие позитивных интересов и целей;
— обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;
— переживание неудачности, проблемности, отсутствие волевого самоконтроля;
— наличие акцентуированных черт характера, неумение находить адекватные средства и способы поведения в трудных ситуациях, отсутствие благополучной семьи и уважения к родителям.
1.2 Особенности личности подростка
девиантный подросток личностный поведение
Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).
Подростковый возраст — период перестройки всего организма. В этот период происходят принципиальные изменения в развитии всех систем организма от детского типа к взрослому. Данный переходный процесс охватывает абсолютно все уровни биологической организации подростка — от изменения строения скелета, системы дыхания, кровообращения, секреции желез, корково-подкорковых отношений до развития новой репродуктивной системы, ее функционального и структурного обеспечения. Подобная тотальная перестройка, особенно остро происходящая на первых стадиях отроческого периода, ослабляет старые сложившиеся устойчивые системы, что обусловливает регрессивные характеристики функционирования подросткового организма. Эта перестройка повышает восприимчивость организма к действию разнообразных факторов среды и снижает его сопротивляемость. Отсюда представления об особой «хрупкости» подростка.
Подростковый период как временный регресс развития определяет и многие психологические особенности подросткового поведения: эмоциональ-ную неустойчивость, раздражительность, утомляемость, ослабление внимания, восприятия, обработки информации, повышенную агрессивность, противоречивость потребностей и желаний. С другой стороны, социальные и культурные особенности могут либо смягчить трудности этого периода, либо, напротив, заострить их.
Известно, что всякое отклонение в поведении учащихся, возможно, проанализировать только по отношению к норме. Для того чтобы выделить те или иные признаки отклонения от нормы, необходимо знать и учитывать признаки, показатели нормального, типичного для большинства подростков, соответствующие возрасту, развитию и поведению. Исследованиями современных педагогов и психологов установлено, что движущими силами развития личности подростка является преодоление диалектических противоречий. К наиболее важным противоречиям исследуемого периода развития подростка ученые относят:
— противоречия между порождаемыми новой деятельностью, новыми потребностями и возможностями их удовлетворения;
Социология личности — историческое развитие и актуальные проблемы
... человек, от сплоченности общности, от форм регламентации поведения членов общества. Социальная общность обусловливает поведение конкретной личности через механизм отбора на ту или иную ... виды взаимодействия людей определяют конфигурацию, характерные черты, противоречия и тенденции развития общественной жизни. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определенность ...
— между уровнем актуального развития возможностей личности (в зоне ближайшего развития) и повышенными требованиями к ней;
— противоречия между мотивами и возможностями подростка (может, но не хочет, т.к. нет желания и интересов за счет их деформации);
— между возможностями подростка и изменением его интересов в сторону их повышения (положительная направленность есть, но нет еще пока достаточного уровня возможностей, в этом случае подросток сам предъявляет к себе повышенные требования и добивается результатов, это и является источником его саморазвития, самовоспитания и нравственного роста);
— между желаниями (мотивационная сторона деятельности) и навыками исполнения деятельности;
— противоречия в самой структуре направленности (хочется, но страшно, трудно и т.д.) личности;
— противоречия в развитии эмоциональной и волевой жизни;
— противоречия между избыточностью интеллектуальной и недостаточностью эмоциональной деятельности (бегут за впечатлениями — напряжение интеллектуальное и бедность чувств);
— противоречия между объективными и субъективными аспектами формирования потребностей;
— между возрастающими физическими, интеллектуальными и нравственными возможностями подростка и старыми, сложившимися раньше формами его взаимоотношений с окружающими, старыми видами и уровнями его деятельности;
— между растущими требованиями к подростку со стороны общества и наличными формами поведения.
В результате разрешения этих противоречий формируется более высокий уровень развития личности подростка, более сложные формы и виды деятельности и ответственности за выполнение значимых ролей в коллективе.
Центральным образованием чувств подростка становится «чувство взрослости». Он хочет быть полноправным членом коллектива взрослых, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением. Самый легкий и опасный путь достижения взрослости заключается в подражании внешним признакам взрослости: курение, игра в карты, употребление спиртных напитков, особый лексикон и т.д. Для подростка характерен «аффект неадекватности», проявляющийся в неадекватных эмоциональных реакциях, переживаниях мнимой несправедливости и неадекватной обиды в ситуации неуспеха, обвинении в неудачах других людей либо обстоятельств. Реакция ребенка зачастую не соответствует по выраженности вызвавшему ее поводу. В основе «аффекта неадекватности» лежит несоответствие самооценки, как правило, низкой для подростков, высокому уровню притязаний.
Для подростка характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. В одних обстоятельствах он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение, но при других обстоятельствах он может проявить большую импульсивность в поведении (конфликт с родителями, учителями, товарищами).
В результате роста самосознания дети придирчиво оценивают свою внешность и душевные свойства, поэтому то невинные замечания могут вызвать у подростка аффективную вспышку. При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспи-тательного процесса в школе и т.д.) в этом возрасте может наблюдаться рост социальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности, которые могут выразиться в агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых к подростку, к его запросам, устремлениям, ко всей личности. Так если ребенок себя переоценивает, то оценка взрослых, даже правильная и объективная, не принимается им, считается несправедливой. Это вызывает неприятное эмоциональное состояние, отрицательное отношение к взрослому, ведет к конфликтам, непослушанию, нежеланию учиться. Такое эмоциональное состояние называется аффектом неадекватности.
Влияние особенностей поведения родителей на проявление агрессивности ...
... поведения родителей на проявление агрессивности у подростков. Теоретико-методологическими основами дипломного исследования служат концептуальные положения современной науки о личности, ... агрессии……………………………………….34 Глава3.Экспериментальное исследование влияния особенностей поведения родителей на проявление агрессивности у подростков……….37 3.1.Общая организация исследования………………………………………37 ...
Подростки стремятся обрести относительную независимость от опеки и контроля родителей, учителей и других взрослых. Именно это встречает наибольшее сопротивление со стороны последних. И в своем стремлении подростки часто нарушают пределы разумности. Во многом это результат неправильного подхода в воспитании самих родителей. Как правило, авторитарный и либеральный методы воспитания могут привести к тому, что у детей не формируется должным образом способность к самоконтролю и саморегуляции. Демократический же стиль воспитания позволяет научиться ребенку постепенно пользоваться свободой, и, как правило, тогда не возникает серьезных конфликтов.
Стремление к взрослости, становление личной идентичности (эмоцио-нально-когнитивного единства представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений) приводят к тому, что у подростка начинает резко и настойчиво проявляться потребность в признании и уважении его как личности. Неудовлетворенная же потребность вызывает чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы. Исследования показали, что низкий уровень самоуважения способствует возникновению агрессивного поведения: потребность защитить свое Я может стать доминирующей над другими мотивами и поведение других людей будет считаться человеком как угрожающее, что толкает его, в конце концов, на превентивные действия.
Важным мотивационным образованием, влияющим на все стороны жизнедеятельности подростка, являются его интересы и увлечения. Среди них телевизор занимает одно из лидирующих мест. Собственные переживания, ощущение неуверенности и пустоты уходят на второй план, т.к. в пору взросления телевидение становится для многих ребят идеальным средством отвлечения от своих проблем, как школьных, так и внутрисемейных, внутриличностных. Именно поэтому подростки смотрят все без разбору — телевизор выступает для них средством бегства от реальности, что часто вызывает дополнительные конфликты между ними и родителями. Это также касается компьютера и Интернета. Компьютеры предлагают все увеличи-вающееся количество самых разнообразных игр, и это приводит к тому, что для отдельных подростков эти увлечения уже приобретают аддиктивный характер.
Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания. Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе, оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных, качеств и поступков. Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Дети с адекватным уровнем самооценки уверенны в себе, самокритичны, настойчивы. Подростки, имеющие крайнюю самооценку, (либо максимально положительную, либо максимально отрицательную) агрессивны, характеризуются повышенной тревожностью, страхами перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций. Обычно они подвержены депрессивным тенденциям. Немаловажная роль в формировании Я-концепции (развивающейся системы представлений человека о самом себе, включающей осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных свойств и субъективного восприятия влияющих на собственную личность внешних факторов) принадлежит родителям. Контроль и поддержка со стороны родителей положительно влияют на самооценку. Жестокое же, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессивность и грубость, и высокий уровень тревожности.
Осознание личностной ценности у подростков определяется, прежде всего, теми ценностями, которые демонстрируют родители в отношениях со своими детьми. Когда родителям удается найти наиболее гармоничный характер отношений в пространстве между гиперопекой и гипоопекой и они правильно оценивают себя, свои возможности, то у подростков создается наиболее позитивная ситуация для развития самосознания и постижения истинных ценностей. Если гармония не достигается, то усиливаются защитные реакции и некоторые из них вскоре становятся спонтанным способом реагирования на реальность. Защитно-психологический механизм проявляется в сведении к минимуму осознания несоответствия внутри Я-концепции или несоответствия между Я-концепцией и актуальным опытом.
Подросткам свойственно использование различных психологических защит. Это проекция, отрицание, рационализм, сублимация. Чаще других дети используют проекцию, психологический смысл которой сводится к ослаблению интенсивности отрицательных эмоций, возникающих во взаимоотношении с окоряющими. Это довольно сложный механизм, включающий два взаимосвязанных, но относительно самостоятельных процесса эмоционально-когнитивной оценки какой-либо конкретной ситуации или определенного события. Один из них — разделение общей оценки на два компонента, положительный и отрицательный. Этот этап переходит в следующий, заключительный: личность приписывает себе положительные характеристики, а отрицательные переносит на персону, с которой имело место взаимодействие в оцениваемой ситуации. Проекция способствует сохранению константности позитивной Я-концепции, но усиливает или формирует негативные чувства к кому-либо из окружающих, тем самым, усиливая конфликтность межличностных отношений. Проекция — одна из самых конфликтогенных психологических защит, так как активное и стабильное ее использование приводит к формированию таких черт личности, как самолюбие и гордость, мстительность и обидчивость, враждебность. Такая личность склонна к оборонительному поведению и деструктивному (неплодотворному, разрушительному) самоутвержданию в силу неадекватной самооценки.
Противопоставить проекции можно сублимацию, когда происходит замещение инстиктивной потребности в соответствии с высшими социальными ценностями или удовлетворение ее в рамках социальных и личностных правил. Такой механизм защиты свойственен наиболее ответственным и позитивно принимающим ограничения. Так способом сублимации может быть творчество.
Например, в рисунках подростков и предпочитаемой ими музыке зачастую проявляются агрессивные тенденции. Это выражается в стиле их графики: интенсивный нажим в изображениях, специфическая штриховка, много заостренных линий, а также рисование монстров, воинов, оружий. Музыка, которой отдают предпочтение подростки, отличается тяжелым ритмом и упрощенной мелодической конструкцией. Таким образом, творчество подростков представляет собой своеобразный катарсис. С точки зрения специалистов, сублимация является наиболее адаптированной формой защиты, так как снижает уровень негативной фиксации, чувство тревоги.
Важно, чтобы подросток адекватно осознавал свое положение в коллективе. Переоценка и недооценка может привести к нежелательным результатам. Если, например, ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, что может вызывать агрессию, если же недооценивает, то у него возникает неуверенность и отчужденность.
В современных исследованиях наиболее значимой характеристикой пограничной личности, определяющей как структуру, является комплекс переживаний, связанный с чувством неполноценности и потери Я. Такая особая структура самосознания называется «расколотой». Расколотое самосознание состоит из двух Я: внешнего — защитно-идеализированного и глубинного — неразвитого, неэффективного. Их сосуществование как абсолютно противоположных Я-концепций оказывается возможным благодаря различным защитным механизмам, главную роль среди которых выполняет механизм разъединения внешнего Я и Я реального. При этом внешнее Я доминирует, а реальное Я представляет собой угнетенную структуру, не сформированную из-за значительной фрустрации в раннем детстве.
Противоречивая двойственность Я проявляется во всех формах психического становления проблемного подростка, начиная с этапа среднего детства. Мотивация успеха или достижения подростка не связана с деятельностью, а чаще ориентирована на удовлетворение честолюбивых намерений, в том числе и связанных с признанием его значительности. Из-за слабости реального Я, инфантильности в самопроявлениях и потребностях у таких личностей возникает стремление «опереться на чью-либо силу и значительность. Порой идентификация с сильным, «могущественным» другим оказывается настолько глубокой, что отказ или нежелание партнера (чьи возможности достоинства эксплуати-руются) принять как должное претензии, воспринимается инфантильным Я в качестве ущемления его законных прав.
При фрустрации таких потребностей стереотипно возникают ярость и ненависть. В том, что касается отрицательного влияния фактора нарушенных внутрисемейных отношений на психическое и нравственное развитие детей, психологи разных направлений едины: проблемы в семье сводят к невозмож-ности формирования и развития у ребенка позитивного самоотношения.
Принимая во внимание глубину личностных деформаций или специфику личностного развития трудного подростка, можно предположить, что даже решение внешних, организационно-поведенческих сложностей в судьбах таких детей не будет достаточной для их социальной и личностной реабилитации. Эти подростки нуждаются в комплексной психологической помощи, в том числе в глубинной психотерапии их личностной структуры.
Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанным является представление о связи самооценки с делинквентным (преступным, правонарушительным) и криминальным поведением подростка.
В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоянно отсутствует реализация одной из фундаментальных потребностей человека — потребности в уважении, у подростка развивается ощущение личностного дискомфорта. Личность не может постоянно пребывать в состоянии острого дискомфорта и дистресса, и подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве.
Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка окружающими его личности адекватна самооценке или превосходит ее. Самооценка, таким образом, получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Однако этот путь снятия противоречия между самооценкой и оценкой может и не приводить к негативным последствиям в том случае, когда подросток включается в неформальную группу, ориентированную на нормативную шкалу ценностей. Концепция пускового механизма делинквенции позволяет объяснить и то, почему терпят провал отчаянные попытки педагогов и родителей вырвать подростка из «нехорошей компании». По существу, такие попытки обречены на неудачу, так как за ними стоит негативное психологическое следствие для личности — подростка снова пытаются лишить социальной опоры, включив в неприемлимую и отторгаемую им группу.
Следовательно, необходимо не просто пытаться вырвать подростка из одной группы, но надо «подставить ему вместо этой асоциальной группы другую — просоциальной ориентации, в которой подросток найдет опору в виде социальной оценки его личности. Такой подход объясняет и те факты, когда подросток держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней очень низкое положение. В таких случаях переход личности в данную группу не помогает ребенку повысить свою самооценку, но это позволяет удовлетворить его потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу, т.е. внутри группы — «шестерка», но для посторонних — авторитет. В крайних вариантах такое удовлетворение достигается путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков — не членов группы.
1.3 Причины, формы проявления девиантного поведения подростков
Девиантным является поведение, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе моральным и правовым нормам и приводящее нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды девиантного поведения преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, сексуальные девиации.
Одним из видов девиантного поведения подростков является агрессивное поведение. Под агрессией обычно понимают осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.
Существует огромное число исследований, которые убедительно показывают зависимость между негативными отношениями в семье «родители — ребенок», эмоциональной депривацией в семье и агрессией. Так, например, если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки и Я-концепции не находят поддержки в оценках родителей или если подросток не ощущает родительской поддержки и опеки, то вероятность делинквентного, противоправного поведения существенно возрастает, ухудшаются взаимо-отношения со сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям.
Определенная зависимость существует и между строгостью наказания и уровнем агрессивности. Она распространяется и на случаи, когда наказание является реакция родителей на агрессивное поведение ребенка. Те дети, которые подвергались со стороны родителей более строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию и характеризовались одноклас-сниками, как агрессивными.
Важнейшим условием для предупреждения агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой у подростка появляется необходимость в интересе, внимании и одобрении окружающих. В качестве вторичного подкрепления привязанность может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам. Важным условием развития агрессии является фрустрация (психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми препятствиями, возникающими на пути к достижению цели), возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны родителей.
По поводу искоренения агрессии существует мнение: полное игнориро-вание, активное наказание, не снисходительное, но и не слишком суровое наказание. Полное игнорирование оказывается несостоятельным, т.к. подросток, в отличии от маленького ребенка найдет подкрепление агрессив-ности со стороны сверстников. При активном наказании агрессия может переместиться на другого человека, атаковать которого менее опасно, даже если он не является источником возникновения агрессии. Таким образом, когда родители слишком сурово или слишком снисходительно относятся к агрес-сивности детей, то они становятся более склонными к проявлению агрессии.
Также одним из типов девиантного поведения является аддиктивное поведение. Аддиктивное поведение — злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного сознания. Оно формирует стремление уйти от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
Отмечается, что несмотря на то, что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Приобщение подростка к одному из видов девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие. Элементы аддиктивности свойственны любому человеку, но проблема начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей.
Как уже говорилось раньше, противоречия между постоянно растущими потребностями и неравными возможностями в их удовлетворении, между самооценкой и оценкой личности, а также явления эмансипации, группирования, характерные для подросткового возраста, способствуют вовлечению молодых людей в группы, где практикуется употребление алкоголя, табака, наркотиков. Это происходит тогда, когда эти группы позволяют удовлетворить какие-либо потребности подростка, которые он не может удовлетворить в других группах.
Одной из форм аддиктивного поведения является табакокурение. Желание стать взрослым, опытным, быть своим, не хуже других в компании заставляют подростка выносить неприятные ощущения при первой пробе табачного дыма. Этому же способствуют такие психологические факторы, как любопытство, потребность в экспериментировании, потребность казаться сильным, взрослым. Приобщению к табакокурению способствуют и окружение, пример родителей, давление старших, пример значимых лиц (преподавателей, актеров…).
Наиболее существенную роль в инициации употребления алкоголя подростками играет уровень образования, отношение к алкоголю в данном обществе: в семье и ближайшем окружении. Доступность является одним из факторов приобщения подростка к алкоголю. Выявлена и генетическая предрасположенность. В развитии алкогольного аддиктивного поведения важную роль играет мотивация:
— стремление к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения;
— нежелание обидеть людей, предлагающих алкоголь, что выражает тенденцию к подчинению и зависимости от мнения окружающих;
— алкоголь как средство для возбуждения, повышение тонуса, сочетающегося с повышением самооценки, а также придается большое значение атрибутивным свойствам алкоголя.
Токсикомания — злоупотребление психоактивными веществами, не отнесенными в данный момент к наркотическим, при регулярном употреблении, сформированном патологическом влечении, в некоторых случаях при наличии патологической зависимости. Подростки используют ингалянты для преднамеренного вдыхания с целью получения состояния эйфории. Этому также способствует низкая стоимость и беспроблемность покупки ингалянтов. Обычно, в дальнейшем такие люди становятся наркоманами, переходя на злоупотребление наркотическими препаратами.
Кроме общих факторов аддиктивного поведения в токсикомании подросткового возраста существенную роль играет слабость «Я», характерная для подростков группы риска. У них наблюдается замедление, сужение, расщепление и изменение потока психической активности. Оно выражается в адинамии уровня притязаний, ригидности и снижении темпа достижения целей, дефиците восприятия эмоций.
Изменение направления потока психической активности проявляется в большей направленности на цели, связанные с приобретением и потреблением психоактивных веществ, а не на социально значимые цели в учебе, работе, при этом поток психической энергии направляется не на других людей, а на себя.
У подростков-токсикоманов отмечается нарцисстическое положительное отношение к себе и недостаток позитивных чувств к другим людям, прежде всего к родителям. Опасная игра с ингалянтами — способ удовлетворения самых разнообразных и невероятных фантазий подростков, за которым стоит неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни.
В медицинской практике называется ряд причин, способствующих началу употребления наркотиков. В психологических исследованиях акцентируются личностные факторы. Это отсутствие социальных интересов, устойчивых и сформированных индивидуальных интересов, какой-либо увлеченности; обособление от взрослых, агрессивность к обществу, солидарность с возрастной группой, поиск чувственных впечатлений, сексуального опыта.
Также выделяется психический инфантилизм, выражающийся в несамостоятельности принятия решений и действий, неспособности противостоять влиянию извне, пониженной критичности к себе, обидчивости, ранимости. Для подростков, употребляющих наркотики характерно повышенное отклонение в поведении, критицизм по отношению к социальным институтам общества, отчужденность от них, в то же время для них характерны пониженность ожидания академических успехов, ценность достижений, уважение к общепринятым нормам поведения, чувство психологического благополучия.
С точки зрения некоторых ученых, молодые люди, не знающие, что они собой представляют, могут найти опыт приема алкоголя и наркотиков весьма привлекательным в «нащупывании» внешних границ своего Я. Они предполагают, что, изменяя свое состояние, сумеют обнаружить такое измерение себя, которое ускользает от них именно тогда, когда они находятся в трезвом, «правильном» мире.
Сам факт употребления психоактивных веществ подростками свидетельствует о наличии у них убеждения в возможности нарушать нормы и правила общества, закон. Это убеждение не могло быть сформировано только в подростковом возрасте. Его источники лежат в опыте ребенка, его оценке и определении своего отношения к выполнению норм и правил, а в дальнейшем и законов. Девиантная социализация является основным механизмом вхождения школьников в наркотизированное пространство и наркотизм. Поэтому любое асоциальное поведение ребенка требует раннего вмешательства, своевременной помощи, которая может рассматриваться как предупреждение развития девиантного, зависимого от психоактивных веществ поведения.
Вывод.
Девиантное поведение — это поведение человека, отклоняющееся от социальной нормы.
Девиантное поведение тесно связано с психологическими особенностями личности, с ее внутренними конфликтами и переживаниями. Чаще всего такое поведение возникает вследствие отклоняющегося процесса социализации. В процессе социализации у человека должно происходить осознание своей ответственности за преодоление социальных и моральных норм.
При нарушенном процессе социализации нормы, правила и предписания воспринимаются неверно или неточно и, следовательно, не выполняются.
При этом важно помнить, что формирование всякого рода привычек находится в тесной связи с периодами созревания человека, точнее с развитием его потребностно-мотивационной сферы. Девиантное поведение в каждом возрасте возникает в силу блокировки (фрустрации) недостаточной мотивации к ведущей деятельности, недоразвитости ведущего психического процесса, и самое важное — влияния взрослого окружения (родителей и учителей) на детей.
Главной причиной отклоняющегося поведения подростков является социальная и физическая незрелость. К основным причинам проявления девиаций в подростковом возрасте также можно отнести: конфликты во внутрисемейных отношениях и других социальных контактах, неуверенность подростка в себе, заниженная самооценка, стремление к независимости и возрастные особенности (кризис подросткового возраста и т.д.).
2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методики исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей №174» г. Зеленогорска Красноярского края.
Цель исследования — изучение наиболее характерных особенностей подростков — девиантов и сравнения с результатами диагностики детей, не входящих в группу девиантов.
В исследовании приняли участие — 20 детей в возрасте 14-15 лет, в т.ч.:
— экспериментальную группу составили 10 человек, из них 6 мальчиков и 4 девочки, имеющих склонность к девиантному поведению;
— контрольную группу составили 10 человек, также 6 мальчиков и 4 девочки, не имеющих склонности к девиантному поведению.
Группы подобраны на основе анкетирования и бесед с учителями.
Анкетирование, которое проводилось среди подростков с девиантным поведением, целью выявления морально-нравственных установок подростка показало следующее (табл. 1):
— отношение подростков к употреблению спиртных напитков: 27,7% опрошенных отмечают, что они не пробовали спиртные напитки; 46,8% употребляют пиво; 10,2% пробовали водку, а 6,5% — спирт. Таким образом, 72,3% — это подростки, употребляющие спиртные напитки. Начинают пробовать приблизительно с 10 лет. Пробовали хотя бы раз в жизни наркотические или токсические вещества — 14,9%. Таким образом, фактически, каждый десятый подросток рискует стать хроническим алкоголиком, нарко- или токсикоманом.
— среди причин употребления человеком вредных веществ, были получены следующие данные: 35,5% ответили — любопытство, 25% — из желания почувствовать себя взрослым, 17,4% подростков и 4,8% старшеклассников — не захотят отстать от друга, 12,9% — попробуют «просто так», 7% ответили, что их заставили, 0,5% — научили взрослые. Это говорит о том, что у детей не сформирована система жизненных ценностей.
Таблица 1 — Выборка исследования
№ |
Имя |
Возраст |
№ |
Имя |
Возраст |
|
Экспериментальная группа (подростки имеющие склонность) |
Контрольная группа (подростки не имеющие склонность) |
|||||
1. |
Алексей Г. |
14 лет |
1. |
Илья В. |
15 |
|
2. |
Анастасия Р. |
15 лет |
2. |
Михаил Б. |
15 |
|
3. |
Анна Г. |
15 лет |
3. |
Александр К. |
15 |
|
4. |
Дмитрий Е. |
15 лет |
4. |
Валерия У. |
14 |
|
5. |
Егор К. |
14 лет |
5. |
Наталья Ж. |
14 |
|
6. |
Ирина Б. |
15 лет |
6. |
Андрей Г. |
14 |
|
7. |
Иван П. |
14 лет |
7. |
Евгений З. |
15 |
|
8. |
Олег И. |
15 лет |
8. |
Дарья Н. |
14 |
|
9. |
Саша П. |
15 лет |
9. |
Сергей Л. |
15 |
|
10. |
София Б. |
15 лет |
10. |
Юля М. |
15 |
|
С целью исследования психологических особенностей личности подростков, склонных к девиантному поведению, мы использовали комплекс методик (табл. 2).
Таблица 2 — Диагностическая программа исследования
Название методики |
Исследуемый критерий |
Цель |
|
Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса — А. Дарки |
Уровень агрессивности, уровень враждебности. |
выявления важных, показателей и форм агрессии. |
|
Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) |
Личностная и ситуативная тревожность |
Выявление уровня тревожности. |
|
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) |
Склонности к аддиктивному (зависимому) поведению |
Выявление склонности к аддиктивному поведению |
|
Методики подобраны в соответствии с возрастом. Описание каждой из диагностических методик, представлено в Приложениях 1-3.
2.2 Результаты исследования
1) Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса — А. Дарки на выявление уровня агрессивности и уровня враждебности.
Проявления агрессии можно разделить на два основных типа: первый — мотивационная агрессия, как самоценность, второй — инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).
Опросник Басса-Дарки, разделяет понятия агрессии и враждебность, определяя последнюю как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий.
Таблица 3 — Показатели уровня агрессивности и враждебности подростков контрольной и экспериментальной групп
Уровень |
Уровень агрессивности |
Уровень враждебности |
|||
контрольная группа |
экспериментальная группа |
контрольная группа |
экспериментальная группа |
||
Высокий |
2 |
5 |
2 |
5 |
|
Средний |
6 |
3 |
6 |
3 |
|
Низкий |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Итак, из таблицы 3 и рисунка 1 видно, что подростки экспериментальной группы имеют:
— уровень агрессивности: 5 детей — высокий, средний — 3 и 2 — низкий;
— уровень враждебности также: высокий имеют — 5 детей, средний 3- и 2 — низкий.
В результате анализа видно, что в данной группе уровень враждебности превышает норму. Это говорит о том, у них часто происходят конфликтные, враждебные ситуации. В то время как в контрольной группе эти показатели значительно отличается и находятся в норме:
— уровень агрессивности: высокий имеют только 2 подростка, средний — 6 детей и низкий — 2;
— уровень враждебности такой же: высокий имеют — 2, средний — 6 и низкий — 2 подростка.
2) Методика «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) исследует личностную и ситуативную тревожность.
Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности).
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.
Таблица 4 — Показатели уровня личностной и ситуативной тревожности подростков контрольной и экспериментальной групп
Уровень |
Уровень личностной тревожности |
Уровень ситуативной тревожности |
|||
контрольная группа |
экспериментальная группа |
контрольная группа |
экспериментальная группа |
||
Высокий |
3 |
6 |
2 |
5 |
|
Средний |
5 |
4 |
5 |
4 |
|
Низкий |
2 |
0 |
3 |
1 |
|
Рисунок 2 — Уровень личностной и ситуационной тревожности
Таким образом, из таблицы 4 и рисунка 2 видно, что уровень личностной тревожности экспериментальной группы: у 6 подростков высокий, у 4 — средний уровень, с низким уровнем тревожности подростков выявлено не было. А уровень ситуативной тревожности — низкий у 1 подростка, высокий у 5 и у 4 — средний. В группе уровень тревожности находится выше нормы.
Показатели уровня личностной и ситуативной тревожности подростков контрольной группы следующие: высокий 3 и 2 соответственно; средний по 5 в каждом; с низким уровнем 2 и 3 соответственно. Это говорит о том, что в данной группе уровень тревожности находится в норме, и они способны адекватно реагировать на разнообразные ситуации.
3) Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).
Данная методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
Таблица 5 — Готовность реализовать зависимое поведение среди подростков контрольной и экспериментальной групп
Критерий |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|
Выражена или есть предрасположенность |
3 |
6 |
|
Нет |
7 |
4 |
|
Рисунок 3 — Готовность реализовать зависимое поведение
Из таблицы 5 и рисунка 3 видно, что у 6 подростков экспериментальной группы выражена готовность или есть предрасположенность к реализации зависимого поведения, в то время как в контрольной группе таких только 3.
Таким образом, из представленных таблиц и диаграмм мы видим, что в экспериментальной группе показатели агрессивности, а также готовность реализовать зависимое поведение значительно выше, чем в контрольной группе. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась и подростки, склонные к девиантному поведению, имеют выраженные характерные личностные особенности.
2.3 Личностные особенности подростков как основа профилактики девиантного поведения
Итак, нами выявлено, что для подростков с девиантным поведением характерны агрессивность, враждебность, личностная и ситуативная тревожность, эмоциональная взрывчатость, неумение управлять собой в конфликтных ситуациях, что и ведет часто к правонарушениям.
Социальная ситуация развития подростков представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Иными словами, подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом уровне, по-иному строятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Дети подросткового возраста занимаются совместной деятельностью, обсуждают жизненно важные темы, а игры остаются в прошлом.
Подростковый возраст как переходный период от детства к взрослости являет собою серию критический изменений (новообразований): появление чувства взрослости, развитие самосознания, склонность к рефлексии, интерес к противоположному полу, половое созревание, повышенная возбудимость, частая смена настроения, особое развитие волевых качеств, потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, самоопределение.
Для подростков характерны следующие личностные особенности:
— появляется образ «Я» — совокупность образов (чувственных ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим;
— самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков;
— самоконтроль — самостоятельное регулирование личностью своего поведения, его мотивов и побуждений, составная часть системы моральных отношений общества, которая включает как различные формы контроля общества над поведением отдельных его членов, так и личный контроль каждого над собой;
— чувство тревожности — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения;
— акцентуации личности — чрезмерно выраженные черты характера, дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях;
— уровень притязаний — понятие, обозначающее стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.
Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами, появляется чувство тревожности и психологического дискомфорта.
Особенностью самооценки подросткового возраста является ее неустойчивость, снижение и подверженность внешним воздействиям. Появляется потребность в самоутверждении и самосовершенствование, формируется система личностных ценностей. К концу подросткового возраста формируется устойчивая система внутренне согласованных представлений о самом себе.
Отличительная черта — их маргинальность, дети подросткового возраста уже не дети, но еще не взрослые. В их поведении отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, стремление освободиться из-под опеки и контроля взрослых. Они могут демонстративно нарушать правила поведения, не вполне корректным образом обсуждать слова или поведение людей, отстаивать свою точку зрения, даже если не совсем уверены в ее правильности. Они стремятся быть принятыми сверстниками, обладающими, по их мнению, более значимыми качествами. Чтобы добиться этого, они подчас приукрашивают свои «подвиги», причем это может относиться как к положительным, так и к отрицательным поступкам. Дети подросткового возраста могут не высказывать свою точку зрения, если она расходится с мнением группы, и болезненно воспринимают потерю авторитета в группе.
Появляется склонность к риску. Так как, подростки отличаются повышенной эмоциональностью, им кажется, что они могут справиться с любой проблемой. Но на деле это не всегда так, потому что они еще не умеют адекватно оценивать свои силы, не думают о собственной безопасности.
Таким образом, дети подросткового возраста представляют собой группу повышенного риска (трудности переходного возраста, неопределенность социального положения, перестройка механизма социального контроля).
Общими для всех детей подросткового возраста является определенная психологическая незрелость. Характерной чертой детей подросткового возраста является повышенная внушаемость, склонность к группированию и подражательным действиям.
Особенности личности детей подросткового возраста, его характера являются одним из факторов риска формирования различных девиаций.
Теоретический анализ литературы и экспериментальное исследование показали, что все подростки имеют свои личностные особенности, но следует отметить, что не у всех из них формируются девиантные формы поведения. Подросток будет иметь психологический иммунитет против различных девиаций, если он способен адекватно выражать свои чувства, поддерживать здоровые отношения с другими, умеет ставить цели и реализовывать их.
Главная задача всех участников воспитательного процесса — вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации, например можно включить:
— консультации со специалистом из ИПДН с целью выделения групп подростков, нуждающихся в специализированной помощи;
— проведение медикаментозного и психотерапевтического лечения подростков с патологическим отклоняющимся поведением;
— проведение разъяснительно-пропагандистской работы среди подростков.
Проводя, таким образом, организованную работу систематически и последовательно, строится планирование и проведение профилактики девиантного поведения школьников.
Заключение
Итак, завершая работу отметим, что девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, алкоголизм и наркомания, преступность, проституция, которые несут реальную угрозу безопасности и устойчивому развитию современного общества.
В настоящей работе была дана характеристика девиантному поведению детей подросткового возраста, описаны мероприятия по профилактике девиантного поведения подростков.
Девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин обуславливающих различные девиации подростков, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, психобиологические факторы. Это могут быть, как внутренние: психический дизонтогенез, так и внешние: школьная дезадаптация, депрессия, бедность, семейная экология.
Предпосылкой возникновения девиантного поведения может стать и подростковый возраст сам по себе, как кризисный возрастной период. При этом большую роль среди указанных причин играют особенности личности подростка. Процессы психического и физического развития вызывают ряд изменений ценностного и эмоционального отношения к себе, в результате которого и возникают недовольства собой и окружающими.
Для практического изучения личностных особенностей девиантных подростков нами использовались следующие методики: опросник Басса — Дарки; методика «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) и опросник «Склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) «СОП».
После обработки результатов было выявлено, что в экспериментальной группе показатели агрессивности, враждебности, личностной и ситуативной тревожностей, а также готовность реализовать зависимое поведение значительно выше, чем в контрольной группе. Следовательно, гипотеза подтверждена и цель достигнута: подростки, склонные к девиантному поведению, имеют выраженные характерные личностные особенности.
Подросткам с девиантным поведением присуще такие личностные особенности: появляется образ «Я» — совокупность образов (чувственных ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим; самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; самоконтроль — самостоятельное регулирование личностью своего поведения, его мотивов и побуждений, составная часть системы моральных отношений общества, которая включает как различные формы контроля общества над поведением отдельных его членов, так и личный контроль каждого над собой; чувство тревожности — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения; акцентуации личности — чрезмерно выраженные черты характера, дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях; уровень притязаний — понятие, обозначающее стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.
Главная задача всех участников воспитательного процесса — вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. Поэтому, на основе полученных данных, предложены мероприятия по профилактике девиантного поведения подростков. Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов школьника также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени школьника за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
Список используемых источников
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. / Под ред. Н.Н. Платоновой. — СПб: Речь, 2004. — 336 с.
2. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
3. Гилинский Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я.И. Гилинский. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — 520 с.
4. Жигинас Н.В. Проблема агрессивности девиантных подростков / Н.В. Жигинас, М.М. Аксёнов // Вестник ТГПУ. — №1. — 2005. — С. 77-82.
5. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения).
Учеб. пособие / Е.В. Змановская. — М.: Академия, 2004. — 288 с.
6. Ивлева Л.В. «Трудные» ребята: в поисках себя / Л.В. Ивлева // Учитель. — 2002. — №4. — С. 59-61.
7. Калитеевская Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте / Е.Р. Калитеевская // Вопросы психологии. — 2006. — №3. — С. 49-55.
8. Капустина Н.Г. Подросток: Период после детства / Н.Г. Капустина // Начальная школа плюс до и после. — 2006. — №3. С. 20-23.
9. Кузубова М. Основные направления работы с учащимися девиантного поведения: Методическое пособие / М. Кузубова, Л. Сидорова, С. Бекмамбетова. — Алматы: ТОО «A. Media Consulting», 2008. — 82 с.
10. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика девиантного поведения у подростков / С.А. Кулаков. — СПб.: Гардарика, 2003. — 470 с.
11. Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко // Саморазрушающее поведение у подростков. — Л.: Мысль, 1989. — 377 с.
12. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению / Н.Ю. Максимова // Вопросы психологии. — №11. — 2001. — С. 14-15.
13. Медведев А.М. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности: монография / А.М. Медведев и др. — Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. — 316 с.
14. Менделевия В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / В.Д. Менделевия. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.
15. Муньягисеньи Э. Влияние неблагоприятных фактов микросреды на формирование аддиктивного поведения у подростков / Э. Муньягисеньи // Психологическая наука и образование. — №4. — 2001. — С. 28.
16. Нефедова Ю.Е. Личностные особенности подростков с девиантным поведением / Ю.Е. Нефедова // Психологические науки. — 2012. — №2. — С. 15.
17. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. / Р.В. Овчарова — М.: СК «Сфера», 2001. — 524 с.
18. Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / Д.Ф. Петрусевич // Вестник ТГПУ, 2010. — №6 (108).
— С. 195-197.
19. Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции / В.А. Пятунин. — М.: РОО «ЦСРУП», 2010. — 282 с.
20. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: учеб. пос. / Под ред. А.Б. Фоминой. — М.: Педобщество России, 2003. — 128 с.
21. Савина Н.Н. Факторы защиты и факторы риска делинквентных подростков / Н.Н. Савина // Вестник ТГПУ. — 2009. — №. 4 (82).
— С. 91-93.
22. Сидоренко Е.В. Варианты психопатологии у подростков при начальных формах клинической зависимости / Е.В. Сидоренко // Школа здоровья. — 2000. — №1. — С. 79-82.
23. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие / И.А. Фурманов. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 351 с.
24. Хилько М.Е. Возрастная психология: учеб. пособие / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. — М.: ЮРАЙТ, 2010. — 193 с.
25. Христофорова М.И. Психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов / М.И. Христофорова, Л.М. Шипицина // Cборник тезисов международной конференции. — М.: Изд. РГУ — 2001. — 220 с.
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. — М.: Трикста, 2005. — 336 с.
Размещено на