Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
1.Основы развития речи детей …………………………………………………..4
2. Лингвистические, психологические и психолингвистические основы развития речи детей………………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………..……..20
Введение
В настоящее время развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства.
Доказательство этому — многолетние исследования, проведенные под руководством Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, Н.Н.Поддъякова.
Речь — сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.
Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Речь возникает первоначально как средство общения в своей межиндивидуальной функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его чувственный опыт.
Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической. Общечеловеческая функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.
Основы развития речи детей
Овладению речью предшествует восприятие и понимание речи окружающих ребенка людей. Затем, посредством использования голосового аппарата, начинает развиваться собственная речь детей, основанная на подражании. М.Р. Львов обращает внимание на то, что подражание (особенно в школе) нельзя считать бессмысленным процессом, т.к. оно накапливает необходимые умения и создает основу для становления самостоятельной речи.
Воспринимая чужую речь (как устную, так и письменную) ребенок усваивает два вида информации: прямую (предмет речи) и косвенную (информацию о закономерностях языка) (Н.И. Жинкин).
Усваиваемая на подсознательном уровне, косвенная информация способствует формированию у ребенка так называемого «чувства языка». Овладение этой второй информацией и является основой для возникновения и развития самостоятельной речи детей.
Развитие основ логического мышления у старших дошкольников на ...
... механизм логических построений и учат их применению. В разработку основ теории развития логического мышления большой вклад внесли П.П.Блонский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, ... Теоретические аспекты изучения проблемы развития логического мышления детей дошкольного возраста 1.1 Психолого-педагогическое исследование особенностей развития мышления детей дошкольного возраста Мышление является ...
Основной функцией речи является коммуникативная. Поэтому и ребенок пользуется, сначала речью как средством общения.
Небольшие высказывания детей, направленные на установление контакта с близкими ему людьми, оформляются первое время в разговорной диалогической форме.
Спустя некоторое время ребенок испытывает потребность в построении более развернутых высказываний, адресованных и посторонним слушателям, для которых содержание должно быть понятным. Это и есть начало развития связной речи. К данному моменту дети уже имеют определенный запас слов, они овладевают в той или иной мере некоторыми закономерностями грамматики языка. Но все эти знания – лишь средства, используемые в связной речи.
Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя.
Поэтому связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственно предметного содержания, то есть для понимания такой речи необязательно учитывать ситуацию ее протекания – достаточно лишь контекста речи. По этой причине такую речь называют контекстной.
Речь маленького ребенка характеризуется обратным свойством: она не образует того связного контекста, на основании которого ее можно было бы полностью понять. Смысловое содержание этой речи будет понятно лишь с учетом ситуации нахождения ребенка или протекания его речи. Такая речь определяется как ситуативная.
Но эти два типа речи не следует противопоставлять: любая речь имеет определенный контекст, а также и связь с некоторой ситуацией.
Контекстная речь начинает развиваться у ребенка вследствие реализации новой цели – изложить сведения о каком-то предмете или явлении, не связанном непосредственно с ситуацией протекания речи. Очевидно, что начало активного развития связной речи детей обусловлено их приходом в школу. Знания, которыми ребенок овладевает в процессе учебной деятельности, не часто связаны с конкретной ситуацией, в которой он их излагает. Поэтому речь здесь перестраивается. Задачей младшего школьника становится такое построение речи, при котором его бы поняли, исходя только из речевого контекста, а не из ситуации.
Дальнейшее развитие связной речи связано с овладением учениками письменной речью.
Овладение письменной речью – очень важный этап в развитии речи (и мышления) детей. Ребенок к этому моменту имеет опыт общения в устной речи и поэтому, разумеется, свободнее владеет именно последней. Кроме того, младшие школьники испытывают определенные трудности в освоении техники письма. Но немаловажными являются и психологические различия этих двух форм речи.
При обучении наблюдается взаимодействие этих двух форм речи. Сначала, естественно, доминирует устная речь. Поэтому в первых сочинениях учащихся сохраняются черты разговорного стиля. Но при правильно организованной работе по развитию связной речи учащихся детские речевые произведения приближаются к книжным стилям (художественному, деловому, научному).
Периоды развития теории управления
... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...
Этому способствует, во-первых, высокая речевая культура учителя; а во-вторых, те высокохудожественные тексты, с которыми дети знакомятся на уроках и в ходе внеклассной работы. Все это приводит к тому, что уже письменная речь со всеми требованиями, предъявляемыми к ней, оказывает влияние на устную.
Условия развития речевой активности: а) общая активность ребенка, его коммуникабельность, общительность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в коллективе; б) умение преодолевать скованность, застенчивость; в) способность переходить от ситуативного диалога к монологу, к обдуманной спланированной речи.
Речевая активность в процессе школьного обучения включается в систему познавательной деятельности, что придает речи целенаправленный характер.
Что новое вносит школа в речевое развитие дошкольника:
1) осознание языка и речи как объекта наблюдения;
2) добавление к двум видам устной речи (говорению и аудированию) двух видов письменной речи (письмо и чтение);
3) переход ситуативной речи дошкольника в сферу волевых действий;
4) становление чтения и пересказа в качестве основного орудия познавательной деятельности;
5) начало формирования школьника как языковой личности (социализация).
Фактор изучения языковой теории. Он имеет следующие влияния на речевое развитие школьников: во-первых, изучение теории и практики на ее основе развивает мышление; во-вторых, изучение языковой теории всегда обращено к языковому анализу образцовых текстов; в-третьих, языковая теория обеспечивает овладение культурой речи.
Лингвистические, психологические и психолингвистические основы развития речи детей
Природа явлений языка и речи сложна и многогранна. Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Она – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности. Наукой доказано, что без речевого общения человеческое существо не может стать полноценным человеком.
«Речь выполняет три функции: общения, познания и регулятора поведения. Различные функции речи совмещаются, переплетаются, в результате возникают их варианты, разновидности. Существуют две формы речи: устная и письменная. Между ними много общего: и та и другая являются средством общения, в основном используется один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений.
По свидетельству лингвистов обе формы речи «связаны тысячами переходов друг в друга». Эту связь психологи объясняют тем, что в основе обеих форм речи лежит внутренняя речь, являющаяся основой формирования мысли».
«Речевое действие начинается с намерения, мотива высказывания, возникающего на фоне потребности в общении. Оно состоит из отдельных операций: выборе слов, способов связи слов в словосочетании, предложения, затем связи предложений в тексте, развернутое высказывание».
Рассматривая особенности развития языковой способности, А.А.Леонтьев разделяет формирование речевых навыков и речевых умений, имея в виду, что навыки – это «складывание речевых механизмов, которые могут быть реализованы по-разному, а умение – это использование этих механизмов для различных целей».
закономерность сенсорных процессов в процессе деятельности и общения.
... сенсорной и двигательной систем. 3. Описать роль сенсорных процессов в общении. 4. Выявить связь общения и деятельности. Глава 1. Общая модель сенсорной и двигательной систем. Сенсорная система ... особенностей стимула. Глава 2. Сенсорные процессы в деятельности и общении Роль сенсорных процессов в общении Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и ...
Система языка не существует для ребенка в виде специально заданного объекта усвоения, а лишь в конкретных речевых актах и как бы «извлекается» ребенком из речи окружающих взрослых.
Исследователь Т.Н.Ушакова подчеркивает, что «развитие общего механизма речи опирается не столько на усвоение воспринятых слов, сколько на продуктивный принцип формирования языка. При этом происходит саморазвитие языковой системы в детской голове, обеспечивающее поразительно быстрое становление речи ребенка».
В своей работе «Психология речи и психолингвистика» Т.Н.Ушакова отмечает, «что касается интенции ребенка к произнесению слов, то она во многом определяется ситуацией общения, — тем, что окружающие ребенка люди постоянно побуждают его к речевому реагированию: скажи «мама», «киска», «ножки, глазки, носик».
Под этими воздействиями в речевом механизме ребенка активно развивается уровень базовых структур в центральном внутреннем речевом звене, и укрепляются переходные процессы от центрального звена к произносительному.
«Содержание детской речи обычно составляют впечатления ребенка об окружающей его действительности, включая его самого. Эти впечатления, согласно принятой в психологии точке зрения, вызывают определенные репрезентации в когнитивной сфере ребенка: объектам соответствуют образы, их отношениям – схемы, событиям – скрипты».
«По мере обогащения уровня базовых структур и развития межсловесных отношений формируется уровень «вербальных сетей». Они представляют собой семантическую организацию лексики, на основе которой возникают грамматические отношения. Теперь при восприятии грамматически оформленных предложений у ребенка вслед за базовым уровнем включаются специализированные процессы вышележащих уровней, что позволяет точнее понимать (а затем и использовать) выражаемые речью отношения между обозначаемыми объектами. Развивается также «интенциональная» составляющая детской речи: в том случае, если общение ребенка с окружающими имеет систематический характер, он приучается к тому, чтобы «вербализировать» свои впечатления и действия. Такого рода вербализации у ребенка обычно поощряются в семье. Ситуация социального одобрения может рассматриваться как форма подкрепления вербальных действий ребенка. Вероятность указанного механизма не отрицает другой возможности: спонтанной тенденции ребенка к говорению, подобной потребности в пении и других формах самовыражения».
Также в ее работе отмечается значение и других факторов окружающей действительности, стимулирующих речь ребенка. Для обеспечения своих жизненных потребностей (питания, игры, общения) ребенок вынужден обращаться к окружающим людям с просьбами, вопросами, давать ответы на вопросы. Ситуации, вызывающие речевые действия ребенка, содержат стимулы развития его речевой активности.
В своем исследовании Т.Н.Ушакова подчеркивает, что «текстовый уровень является наиболее сложно организованным. В результате проведенного анализа было обнаружено, что в текстовом продукте можно выделить такие психологические составляющие:
1. информацию о действительности, мыслительном акте в отношении к ней, выражении суждений, позиций, оценок говорящего;
2. речевые проявления, направленные на выражение отношений между общающимися людьми;
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... творчество есть инстинктивно-интуитивная практическая деятельность человека, направленная либо на порождение внешнего произведения путем подражания, независящее от самого творца , ... способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ...
3. формы построения и развертывания текста.
«Источник тематического содержания текстов моно-, диа- и полилогов можно видеть в познавательной (прежде всего мыслительной) деятельности человека. Люди вербализируют то, что они воспринимают через органы чувств и посредством общения, а также материал мыслительного процесса: условия, гипотезы, результаты решения разнообразных мыслительных задач»
В психолингвистике речь рассматривается как специфически иерархически организованная деятельность (П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, И. Н. Горелов, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов).
Речевая деятельность – это совокупность речевых действий, имеющая мотив, цель, средства, способы выполнения, установки и результаты деятельности.
В структуре речевой деятельности выделяют этапы, фазы и уровни (Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).
Средством или орудием речевой деятельности является язык как система знаков, ориентиров, необходимая для деятельности человека в окружающем его вещном и социальном мире.
Речевая деятельность – это и специализированное употребление речи для общения, в котором кодируется и декодируется содержание, и процесс внутренней саморегуляции социума
Язык и речевая деятельность участвуют в формировании и функционировании психического отражения реальности, опосредовании жизни людей.
Психолингвистическая теория речевой деятельности, концепции о процессах порождения и восприятия речи раскрывают структуру и особенности этих процессов, позволяют определить пути формирования основных компонентов речи и потенциальные возможности речевого развития.
Л. С. Выготский составил схему внутренней психологической организации процесса порождения речи как последовательности взаимосвязанных фаз деятельности, включающей этапы:
1) мотивация, намерение;
2) мысль – речевая интенция;
3) опосредование мысли во внутреннем слове;
4) опосредование мысли в значениях внешних слов – реализация внутренней программы;
5) опосредование мысли в словах – акустико-артикуляционная реализация речи.
Мотивация является первым звеном в процессе порождения речи. От мотивации, от потребностей человека зарождается мысль как единица мышления. Единицей речевого мышления Л. С. Выготский считал значение слова. Он также выделил «внутреннюю речь» – речь «для себя».
Во внутренней речи мысль превращается в слово, состоящее из предикатов, а слова переходят из замысла в значения, возникают словесные обозначения элементов смысла. Внутренняя речь реализуется впоследствии во внешней речи. Движение от мысли к слову, по Л. С. Выготскому, происходит в виде превращения личностного смысла (языка мысли) в общепонятное значение (язык слова).
Н. И. Жинкин, продолжая работу Л. С. Выготского, предположил, что в сознании человека существует универсальный предметный код (УПК), обозначающий действительность в виде схем, чувственных образов. По Н. И. Жинкину, движение от мысли к слову во внутренней речи начинается с перекодировки внутреннего несловесного «предметно-схемного» кода на вербальный язык. Слова и высказывания синтезируются каждый раз по определенным правилам.
Мотивация профессиональной деятельности
... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...
А. Р. Лурия считал, что в процессах порождения и восприятия речи «мысль использует коды языка», а слово представляет собой сложную систему кодирования, реализующую функции обозначения, анализа и обобщения. Речь по А. Р. Лурии – это система синтагм (целых высказываний).
Процесс порождения речи по А. Р. Луриивключает в себя следующие этапы: 1) мотив; 2) замысел; 3) внутренняя речь – «механизм, превращающий внутренние субъективные смыслы в систему внешних развернутых речевых значений»; 4) формирование глубинно – синтаксической структуры; 5) внешнее речевое высказывание, опирающееся на поверхностно – синтаксическую структуру.
Детальный анализ речевой деятельности был осуществлен в 1960-1970 годах Московской психолингвистической школой
. А. А. Леонтьев обобщил фундаментальные положения ученых в концепцию порождения и восприятия речи. Исследователи установили, что в основе теории порождения речевого высказывания лежит эвристический принцип – говорящий может выбирать различные модели порождения речи.
На начальном этапе осуществляется ориентировка в ситуации и формируются коммуникативные намерения. На этапе создания внутренней программы речевые намерения опосредуются кодом личностных смыслов и создается основная концепция высказывания.
Этот процесс обеспечивается диалектическим единством и интеграцией мысле-рече-языковых операций. На следующем этапе замысел преобразуется в программу высказывания на основе смыслового структурирования действительности и ее отражения в знаках языкового кода. Во внутренней речи происходит семантическая и грамматическая реализация высказывания. На заключительном этапе происходит звуковая реализация высказывания.
Под руководством А. М. Шахнаровича проводились исследования по проблеме формирования программы высказывания у детей на этапе однословного предложения. Было установлено, что в этот период ребенок осуществляет предицирование (соотнесение высказываемого в предложении с действительностью).
Исследователи выделили следующие этапы развития предикативности у детей:
1) слово-предложение и ситуация не расчленены, характерно использование жестов;
2) этап смыслового синтаксирования – соединение элементов ситуации без выражения связи между ними;
3) соединение элементов ситуации с помощью интонации;
4) развернутое грамматически структурированное высказывание.
Т. В. Ахутина, изучая афазические расстройства, также разработала модель порождения речевого высказывания и определила уровни порождения речи:
1) мотивация;
2) мысль;
3) внутренняя смысловая программа – смысловое синтаксирование и выбор смыслов во внутренней речи;
4) семантическая структура предложения – семантическое синтаксирование и выбор языковых значений слов;
Формирование речи при подготовке к школе детей с ОНР
... языковой системы - фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи. Для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны: ¦ нарушения логической последовательности повествования; ¦ нарушение связности, ... как проявление субъекта, выражающее отношение человека к другим людям. Другими словами, каждым действием, направленным на тот или иной предмет или общественный ...
5) лексико-грамматическая структура предложения – грамматическое структурирование и выбор слов по форме;
6) моторная программа синтагмы – кинетическое программирование и выбор артикулем;
7) артикуляция. У детей на ранних этапах развития речи структуры высказывания (семантическая и фазическая) не расчленены и организуются смысловым синтаксисом.
Ребенок выделяет словом самый значимый компонент ситуации – предикат (тему), а подлежащее (рема) подразумевается. Исследование Т. В. Ахутиной показало сложность семантизации в процессе речепорождения. Автор делает важный вывод о том, что этапы языковой компетентности ребенка соотносятся с уровнями порождения речи у взрослого.
И. А. Зимняя выделяет 3 уровня речепорождения: 1) мотивационно-побуждающий – содержащий мотив и коммуникационное намерение; 2) процесс формирования и формулирования мысли – смыслообразующая и формулирующая фазы; 3) реализация высказывания во внешней речи.
В работах А. А. Леонтьева, Т. В. Ахутиной, И. А. Зимней прослеживается единство взглядов на природу порождения речи. Процесс речепорождения рассматривается как целенаправленная, мотивированная деятельность, имеющая определенные этапы, уровни. Внутренняя программа высказывания обеспечивается различными кодовыми системами (речедвигательный, слуховой, зрительный, предметно-схемный коды).
В процессе выбора слов выделяют три этапа поиска: ассоциативный по семантическому облику слова; по звуковому облику слова; на основании субъективной вероятности характеристики слова.
Восприятие речи происходит по тем же закономерностям, что и иное восприятие. Существуют две ситуации восприятия – первичное формирование образа восприятия и опознание уже сформированного образа
Звуковой облик слова является единицей смыслового восприятия. Смыслоразличительную роль играют фонемы,признаки звуков речи человека. Л. С. Выготский писал, что единицей речи в звуке является фонема, т. е. далее неразложимая фонологическая единица, которая сохраняет все основные свойства всей звуковой стороны речи в функции обозначения.
Слово является единством звучания и значения. Компонентами семантики слова являются предметная отнесенность, значение и смысл. Слово тесно связано с предметными образами, является их отражением.
Значение слова – это обобщенное и устойчивое отражение предметного содержания, включенного в общественно-практическую деятельность человека. Оно выделяет существенные признаки, обобщает их, и на этой основе относит предмет к определенной категории.
Л. С. Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. Значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие заключается в изменении предметной отнесенности слова, которая приобретает категориальный характер. Системное развитие значения слова связано с тем, что изменяется функциональная система, стоящая за данным словом (на ранних этапах развития ребенка – это аффективный смысл, в дошкольном возрасте – прежний опыт, образы, память, у взрослого человека – система логических связей, включение слова в иерархию понятий).
Механизм смыслового восприятия высказывания по И. А. Зимней состоит из двух фаз:
1) на основе отождествления слова принимается решение о смысловом звене (синтагме, двусловном сочетании) и о связях между смысловыми звеньями;
Копия 2 распр.нарушения у детей
... коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной координации. 2. Развитие навыков самообслуживания. 3. Развитие речи и коммуникативных способностей. На начальных ...
2) фаза смыслоформулирования – обобщение результата перцептивно-мыслительной работы и переводе его на целую единицу понимания – общий смысл сообщения.
Речь в психической сфере человека занимает определенное место и реализует функции, на основе которых осуществляется деятельность общения.
Теоретико-методологические концепции Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева раскрывают глубокую взаимосвязь речи и формирования высших психических функций.
Психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, Г. Л. Розенгарт-Пупко и др.) убедительно показали, что овладение языковой системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка. Слово оказывается мощным фактором, качественно изменяющим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и опосредующим новые формы внимания, памяти, воображения, мышления, а также деятельности. По мере развития речи сознание переводится со ступени непосредственного, чувственного опыта на ступень обобщенного, рационального познания.
Речь принимает участие в практическом, наглядном и абстрактном мышлении, вычленяя существенные признаки воспринимаемых явлений, ситуаций, которые слово обозначает и обобщает. Речь – это способ формирования и реализации мышления, познавательной деятельности, способ хранения общечеловеческого социального опыта. Слово позволяет раскрыть общий и обобщенный смысл или значение вещи, вызвать в воображении образы-представления разной модальности (зрительной, слуховой, тактильной) и оперировать с ними.
Исследования А. Р. Лурии, Б. Г. Ананьева, Г. Л. Розенгарт-Пупко и других также показали, что на ранних этапах формирования речи существенная роль принадлежит процессам восприятия и образам-представлениям. Л. С. Выготский писал, что всякое слово имеет первоначальное представление, или образ, и рост словаря ребенка прямо связан с образованием многочисленных и многообразных связей между образами предметов, явлений и словами, их обозначающими. Н. Х. Швачкиным было исследовано развитие значений первых слов ребенка. Наиболее ранние значения основываются на наглядных обобщениях по ярким внешним признакам предметов.
Следующий тип значений формируется на объединенных в одном представлении сходных и различных признаков предмета. Третий вид значений характеризуется общими и наиболее постоянными признаками предмета. С. Л. Рубинштейн считал, что слово является отражением предмета, и их связь опосредована либо через обобщенное содержание слова, через понятие, либо через образ.
Восприятие под воздействием речи становится более точным и приобретает избирательный и системный характер, становится осмысленным, категориальным
Благодаря речи возникает логическая память, абстрактное мышление; в двигательной сфере на базе элементарных движений и действий формируются предметные действия.
Речь играет существенную роль в формировании личности, произвольных форм регуляции и контроля поведения. И. П. Павлов назвал речь высшим регулятором человеческого поведения, а Л. С. Выготский рассматривал ее как основное средство развития личности, управления поведением человека (сначала внешнее, затем внутреннее).
Тема: Основные виды нарушений речи у детей и подростков
... /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998. 3. Расстройства речи у детей и подростков/ Под. ред.С.С. Ляпидевского. – М., 1969. 4. Филичева ... 1989. 5. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 1996. Вариант 5 Тема: ... М., 1980. Вариант 4 Тема: Основные виды нарушений речи у детей и подростков Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. ...
« «Основным и решающим в развитии речи ребенка является не само по себе овладение обозначающей функцией слова, а то, что ребенок приобретает возможность посредством слова вступить в общение с окружающими»
Ребенок овладевает языком путем добывания его из речи, постоянно анализируя и систематизируя языковые факты. Овладеть языком – значит усвоить совокупность языковых единиц (звуки, морфемы, слова, предложения) и правила их создания и использования в речевой деятельности.
Этот процесс в основном совершается бессознательно и зависит от способности ребенка анализировать речь взрослых. «Существует общая стратегия усвоения языковых правил: сначала постигаются основные, глубинные модели языка и основанные на них языковые правила»
Заключение
Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова.