1. Основные закономерности психического развития ребенка

1.1. «Если бы критические возрасты не были открыты чисто эмпирическим путем, понятие о них следовало бы ввести в схему развития на основании теоретического анализа».

Объясните высказывания Л.С. Выготского (т.4, с.252), опираясь на занятия о закономерностях психического развития детей.

Ответ: критические возрасты относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Л.С. Выготский, Э. Эриксон).

Это значит, что критические возрасты закономерно возникают при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.

К числу кризисов детского возраста принадлежит кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис (11—12 лет).

Для периодов критического возраста характерны процессы перехода к качественно иному типу взаимоотношений детей со взрослыми, учитывающему их новые, возросшие возможности. Изменения в период критического возраста охватывают три ключевых компонента психологического возраста ребенка: его «социальную ситуацию развития», ведущий тип деятельности, всю структуру сознания ребенка. Предпосылки для этих преобразований постепенно и чаще всего незаметно для окружающих формируются и накапливаются на протяжении периода, предшествующего кризису.

1.2. Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей: лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься – предопределены наследственностью.

Какие факторы психического развития влияют на формирование таких черт характера?

Ответ: Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака.

Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г.М. Дульневым и А. Р. Лурия.

Первое важнейшее условие — «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека. Второе условие — «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов». Третье условие — «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром». Четвертое условие — систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

15 стр., 7391 слов

Закономерности психического развития ребенка раннего возраста

... чего они нужны и где их надо использовать. Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Ребенок - ПРЕДМЕТ - взрослый». Как видно из этой триады, важным ... становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ребенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого действия, как образец для подражания. ...

Итак, на формирование таких недостатков детей как лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься влияет не фактор наследственности, а фактор несистематичного и непоследовательного обучения. Эта задача родителей выбрать такой стиль воспитания, при котором ребёнок сможет заниматься развить в себе такие качества как трудолюбие, послушание и любовь к приобретению знаний.

1.3. Представьте себе ситуацию, предложенную французским психологом А.Пьероном.

Вообразим, что нашу планету постигла катастрофа. Остались в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и духовные ценности сохранились.

Как будет происходить психическое развитие детей?

Ответ: дети не смогут воспользоваться материальными и духовными ценностями, перенять их и оценить по достоинству, поскольку необходима активная передача опыта старшего поколения младшему. Передача общественно-исторического опыта должна осуществляться через обучение и воспитание.

2. Психическое развитие ребенка на первом году жизни

2.1. Объясните, почему недоношенные дети опережают по своему развитию доношенных сверстников (если считать по гестационному возрасту исчисленному от момента зачатия).

Почему тем не менее уровень развития недоношенного ребенка в 4 месяца со дня его рождения не соответствует таковому у доношенных сверстников?

Ответ: недоношенным детям свойственны более быстрые темпы физического развития, чем доношенным, причем чем меньше была масса тела при рождении, тем быстрее она увеличивается. Так, если у доношенного ребенка масса тела обычно удваивается по сравнению с первоначальной к 4-5 месяцам, у недоношенного с массой тела 2000-2500 граммов — к 3-3,5 месяцам, с массой тела 1000-1500 — к 2,5-3 месяцам, а с массой тела 800-1000 граммов — к концу 2-го месяца.

Однако нервно-психическое развитие недоношенных детей идет медленнее и запаздывает примерно на 3-4 месяца. Оно зависит и от первоначальной массы тела, и от того, родился ли ребенок только недоношенным, или к тому же еще и больным. Зависимость нервно-психического развития ребенка от степени недоношенности особенно заметна в первые шесть месяцев.

Медленнее догоняют своих сверстников дети, матери которых страдают хроническими заболеваниями или перенесли токсикоз беременности, осложненные роды. В этих случаях снижение темпов роста и развития обусловлено не только незрелостью, но и прямым влиянием на нервную систему ребенка кислородного голодания, интоксикации и других неблагоприятных факторов.

2.2. Мама Наташи (девочке 4 месяца) все время на прогулке и дома говорит и говорит, напевает песенки.

Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ничего не понимает!»

Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

Ответ: Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого развивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя девочка и не говорит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с предметами окружающего ее мира. Чем больше ребенок в первые месяцы жизни слушает и чем чаще мать отвечает на малейший лепет ребенка, тем интенсивнее развиваются его способности к овладению речью.

2.3. Мише (9 месяцев) очень нравиться выбрасывать игрушки из кровати. Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку, а сын достает их и снова бросает на пол.

Как должна вести себя мама в данной ситуации?

Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?

Ответ: с 4 до 7 месяцев младенец активно обнаруживает скрытые свойства объектов, он притягивает и рассматривает предметы, хватает и отбрасывает их, причем в определенное место, например на пол, чтобы услышать звук; в возрасте с 7 до 10 месяцев малыш соотносит предмет с определенным местом в пространстве, части с целым предметом. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает их на определенное место, придает предмету устойчивость, всовывает и нанизывает, перемещает предмет толчками в определенном направлении, отталкивает его для того, чтобы достать знакомый предмет, захлопывает крышку.

Мама может предоставить Мише больше возможностей для развития, дав ему возможность передвигаться самостоятельно и предложив ему для исследования игрушки или объекты, которые соответствуют его этапу развития (пирамидку, например).

В таком случае ребенок сам берет нужные ему предметы, активно познает их свойства и соотносит предмет с определённым местом в пространстве. До года у младенцев развивается наглядно–действенное мышление (первая ступень развития мышления)

3. Психическое развитие детского дошкольного возраста

3.1. В игре каждый ребенок учится вести себя сообразно общей ситуации игры и составу данной группы детей.

Какие новообразования закладываются в игре и получают свое развитие?

Ответ: С точки зрения Эриксона игра формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление.

3.2. В средней группе детского сада Вадик часто обижал других детей и отбирал у них игрушки, конфеты. Ребятам это не нравилось, и они перестали играть с ним. Вадик весь день ходил от одних ребят к другим, никто с ним не играл. Наконец он не выдержал и сказал, что больше не будет так делать.

Какие изменения произошли в системе мотивов ребенка?

Ответ: мотив обладать сменился желанием быть вместе с другими детьми, заслужить их одобрение.

3.3. Многие родители считают, что если ребенок овладел чтением и счетом, значит он готов к школе. Как вы себе представляете готовность ребенка к обучению в школе? Оформите компоненты готовности ребенка к школе в виде схематической таблицы.

Психологическая готовность

Физическая готовность

Интеллектуальная

– радостное ожидание начала обучения в школе;

– принятие позиции школьника;

– умение общаться со взрослыми, сверстниками;

– умение входить в детское общество, действовать совместно с другими;

– желание узнавать новое, любознательность;

– умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем;

– стремление преодолевать трудности обучения;

– стремление к достижению результатов своей деятельности;

– развитие: сенсорное,образных представлений, памяти, мышления, речи;

– способность управлять своим поведением;

– умение сочувствовать, сопереживать и др.

– состояние здоровья, слуха,зрения;

– общее физическое развитие;

– развитие мелких групп мышц;

– умение выполнять основные движения: бег, прыжки и др.

наличие запаса знаний об окружающем мире;

сформированность элементарных учебных навыков;

особое развитие сенсорики, речи, мышления (умение анализировать, сопоставлять, обобщать)

Специальная готовность:

Умение читать, Умение писать, Умение считать,

4. Психическое развитие детей младшего школьного возраста.

4.1. «Кажется, Леня хороший мальчик?» — спросили у первоклассника про его соседа. «Да хороший! – иронически восклицает мальчик – Только двойки получает!»

Как изменяется система отношений («ребенок – учитель», «ребенок – одноклассники», «ребенок – родители») детей, начинающих обучение в школе?

Ответ: поступление в школу, то есть переход к новому образу жизни и к непривычным условиям деятельности, порождает и новые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Совместное участие в обязательной деятельности порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности. Учитель оценивает ученика с точки зрения его успехов в учебе и поведения. Оценками учителя пользуются и сами ученики, и их родители. Ученики оценивают учителя с точки зрения того, хорошо или плохо он оценивает их самих. Учитель не просто взрослый, который вызывает определенное отношение у ребенка. Он является реальным носителем общественных требований, предъявляемых к ребенку.

4.2. При решении арифметических задач младших школьников нисколько не смущает, что они складывают рабочих с домами, которые они построили, или яблоки с рублями, которые выручены при их продаже.

В чем причина подобных ошибок?

В протекании мыслительного процесса выступает наметившийся еще у пяти-, шестилетних детей способ мышления методом «короткого замыкания». Ребенок не анализирует всю задачу в целом (житейскую, орфографическую или математическую) , т. е. не выделяет всех ее условий, всех данных и не видит связи между ними. Он выхватывает какое-то одно условие, а остальные отбрасывает. При решении арифметических задач младшие школьники выделяют в тексте задачи лишь числовые данные и прежде всего пробуют выполнить какие-то арифметические действия с данными в задаче числами, которыми им приходится постоянно оперировать, опуская как менее существенные все остальные условия.

4.3. Почему, зная, что обманывать нехорошо, искренне осуждая людей, обманывающих других, младший школьник, списав решение задачу у соседа, совершенно не видит в своем поступке того же обмана, заявляя что «это совсем другое»?

Ответ: младшему школьнику такая сложная работа — анализ и обобщение эмоционально значимых фактов в поведении личности — еще не по силам.

5. Психологические особенности человека в период зрелости

5.1. Предположите каков был возраст Данте при написании начальных строк «Божественной комедии»: «Земную жизнь пройдя до середины».

Обоснуйте свой ответ.

Ответ: предположительно Данте «очутился в сумрачном лесу» кризиса среднего возраста и ему было от 30 до 40. Кризис среднего возраста — долговременное эмоциональное состояние (депрессия), связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте. У древних греков это возраст пора “акмэ”, что означает вершину, высшую степень чего-нибудь, цвет, цветущую пору. Вероятно те личности, кто переоценивая свою жизнь в середине пути, недовольны результатом, не наслаждаются «цветующей» порой, а попадают в кризис переоценки, который приводит их к изменению жизненной ситуации.

5.2. Некоторые мужчины после 40-45 лет начинают злоупотреблять алкоголем, хотя раньше у них не наблюдалось такой направленности.

Чем можно обосновать это явление?

Ответ: путь развития мужчины к 40 годам зависит от его мотивационной направленности. Считается, что общество вынуждает мужчин следовать единому образцу успеха и мужественности, большинство мужчин действительно пытаются ему соответствовать. Ряд проблем у мужчин в середине жизни возникают как раз из-за того, что они пытаются свыкнуться с мыслью, что они не соответствуют этому стандарту, или из-за того, что они вынуждены отказываться от многих собственных желаний, пытаясь достичь соответствия ему. Удачное достижение зрелости в возрасте 40-45 лет требует значительной «эмоциональной гибкости» — способности изменять эмоциональный вклад в отношения с разными людьми и с разными видами деятельности. Эмоциональная гибкость необходима в любом возрасте, но в период сорокалетия, когда умирают родители и подрастают и покидают дом дети, она особенно необходима. В возрасте 30-40 лет происходит переоценка ценностей и переформулировка жизненных целей, если кризис пройден не удачно, мужчина ищет утешения в алкоголе.

5.3. Молодой человек (25 лет) внезапно и без видимых причин теряет интерес к работе, которая раньше много для него значила. Он ищет себя в новых видах деятельности, отрекаясь от всего старого и привычного.

Чем вы можете это объяснить?

Ответ: к этому времени человек заканчивает обучение и вынужден снова начинать все с нуля. Его прежние заслуги никому неинтересны, молодой специалист оказывается внизу карьерной лестницы. Осознание того, что на ее преодоление понадобиться десяток лет, способно сильно омрачить жизнь. Проявляется кризис амбиций в постоянном чувстве неудовлетворенности работой, становится частым ощущение ущербности, преследует зависть к более успешным сотрудникам, начальство вызывает раздражение и злость. Как следствие – неуживчивость, репутация скандалиста, частая смена работы.

6. Психологические особенности человека в период геронтогенеза.

6.1. «Боюсь выхода на пенсию. Пока есть силы, буду продолжать работать на своем заводе» — делится своими переживаниями № 1. «А я жду – не дождусь, когда мне стукнет 60. Уеду, буду пчел разводить. Я давно об этом мечтал» — отвечал № 2.

В чем разница позиций № 1 и № 2 по отношению к выходу на заслуженный отдых?

Ответ: выход на пенсию кардинально изменяет образ жизни человека, включая потерю важной социальной роли, отделение человека от своей референтной группы, сужение круга общения, ухудшение материального положения. Этот период у большинства стареющих людей вызывает негативные эмоциональные переживания (№1)

Однако переживания зависят от характера труда, его ценности для индивида, от степени психологической подготовленности, личностных особенности и жизненной позиции. Например, расставание с тяжёлой или нелюбимой работой может пройти безболезненно, даже радостно, как освобождение и возможность заняться чем-то другим, тем, о чём всегда мечтал. (№2)

6.2. Одинокая женщина 65 лет активно помогает своей дочери по хозяйству и в воспитании внуков. Всю свою пенсию и сбережения она тратит на внуков, делая им дорогие подарки. Очень часто жалуется на усталость, недомогание.

Чем можно объяснить такое поведение пожилой женщины.

Ответ: в данном случае поведение женщины напоминает поведение «Бабушки-жертвы» (в классификации А.С. Спиваковской).

«Бабушка-жертва» воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта женщина периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение.

6.3. Известно, что основные зрители «мыльных опер» — люди пожилого возраста.

Объясните с чем это связано?

Ответ: у большинства пенсионеров много свободного времени и мало активных занятий, мыльные оперы позволяют пенсионерам «жить» жизнью героев, так как своих «событий» в жизни у таких пенсионеров нет.