1.Основные точки зрения на предмет социальной психологии

Существуют два основных подхода к вопросу о предмете социальной психологии.

Первый понимает социальную психологию как науку о массовых явлениях психики. Второй – главным предметом исследования считает личность. В процессе обсуждений обозначился третий подход, рассматривающий социальную психологию как науку, изучающую как массовые психические процессы, так и положение личности в группе.

Обобщая существующие разнообразные определения, можно сказать следующее: социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей. Из определения вытекает, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности. Сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии.

2.Теоритические основы основных направлений прикладной социальной психологии

Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая  занимается выявлением и описанием психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей. Психология религии — изучает психологию людей, вовлеченных в религиозные общности, а также их религиозную деятельность. Политическая психология —исследует различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей. Психология управления — уделяет главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы людей, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Психология межгруппового и межличностного влияния —занимающается изучением особенностей, закономерностей, форм и методов воздействия на людей и их группы в различных условиях развития общества. Психология общения раскрывает не только своеобразие обмена информацией между людьми и социальными группами, но и показывает, как должны строиться, поддерживаться и развиваться взаимодействие и отношения между ними. Психология семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами первичной звена человеческого общества. Психология конфликтных отношений (конфликтология) отрасль социальной психологии, нацеленная на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявления путей эффективного их предотвращения и разрешения.

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

... необходимо указать на так называемую психологию среды или экологическую психологию. Суть этого подхода в том, что определенные параметры окружающей человека социальной среды (так называемое место поведения, ... объект (разнообразные социально-психологические явления и феномены: личность, общности, их образ жизни и деятельность, с целью качественного и полного решения задач организации); способы ...

3.Сущность и классификация социально-психологических явлений

Люди: Взаимодействие — процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий

их совместные отношения и связи. Социальная перцепция — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы. Взаимоотношения — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей. Общение — это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния.

Большие группы: Классовая психология — это социально-психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия, общения представителей различных классов, а также социально-психологические особенности последних. Национальная психология — это социально-психологические явления, характеризующие взаимодействие, общение и взаимоотношения

представителей различных этносов а также их национально-психологические особенности. Политическая психология — это социально-псих. явления

, характеризующие деятельность и поведение людей в борьбе

за власть.Религиозная психология — это социально-психологические особенности

взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений верующих

в Бога людей.

Малые группы:Психология малой группы — социально- психологические явления и

процессы, возникающие и развивающиеся в малой группе. Психология семейных отношений — социально-психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия, общения и взаимоотношений членов семьи

Личность:Социальная психология личности — социально-психологические особенности человека как личности.

Массы:Масс. соц.-псих. явления — это явления, возникающие

в стихийно возникающих общностях людей. К ним обычно относят панику, психологические особенности массовой коммуникация,поведение людей в толпе, психологию рекламы и распространения слухов.

4.Социально-психологические теории личности

5.Понятие, этапы и механизм социализации

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Механизмы:

1) импринтинг – запечатление человеком на рецеп-торном и подсознательном уровнях особенностей влияющих на него жизненно важных объектов.

2) экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое принятие норм социального поведения, обязательных в процессе общения со значимыми лицами;

2 стр., 685 слов

Создание максимального психологического комфорта в группе

... обстоятельства, о чем гид должен сообщить участникам. Создание максимального психологического комфорта в группе. Мы понимаем, что сборная группа — это объединение совершенно разных и мало знакомых друг другу ... людей с различной степенью физической и психологической подготовкой. И в рамках программы мы ...

3) подражание – следование какому-нибудь образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта;

4) идентификация– процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом;

5) рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности.

Первичная социализация.  Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, это область межличностных отношений, это «та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества.

Вторичная социализация. Это сфера социальных отношений, охватывает вторую половину жизни, когда повзрослевший он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: государством, СМИ, армией, судом, церковью, трудовым коллективом и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

6.Сущность и классификация социальных отношений

По субъекту Индивидуальные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, международные

По объекту Экономические, политические, правовые, управленческие, социокультурные, семейно-бытовые

По модальности Сотрудничество взаимопомощь, соперничество, конкуренция, конфликты субординация

По стандартизации формальные и неформальные, официальные и неофициальные

По времени кратковременные и долговременные, постоянные и случайные

По функциональности: отношения зависимости, отношения власти, отношения господства, отношения подчинения

7.Понятие, виды, функции, средства общения

Обще́ние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Виды: Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Светское общение – его суть в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях

Формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение – это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Т.е. это общение целенаправленное.

Духовное межличностное общение – раскрываются глубинные структуры личности.

Функции:

1)Общение есть способ самовыражения человеческого Я3)Общение есть условие формирования и существования человека4)Общение — основное средство коммуникации5)Общение выступает основным средством управления людьми6)Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья.

Средства: Различают речевые средства общения ( в качестве знаковой системы используется речь ) и неречевые средства (используются различные неречевые знаковые системы 

9 стр., 4152 слов

Семья как малая социальная группа и социальный институт

... Сущность, структура и функции семьи как малой социальной группы и социального института 1.1 Понятия малая социальная группа и социальный институт Что такое семья? Каковые ее ... малой социальной группы, так и социального института. 1.2 Семья как малая социальная группа и социальный институт Семья по своим характеристика является специфическим социальным феноменом. Образуя малую социальную группу ( ...

8.Классификация общностей

Большие группы: Этносы, Классы, Политические и общественные организации, Религиозные конфессии

Малые группы: Коллективы, Семьи, Диффузные Группы, Микрогруппы

Массы:Толпа,Очередь

Личность

Психологические особенности криминальной общности:

1) невозможность дружеских контактов представителей высших и нижних страт;

2) жесткое деление на «своих» (соблюдающих криминальные нормы) и «чужих» (нарушающих криминальные нормы);

3) наличие клеймения (ярлыков, кличек), отражающий социальный статус представителей преступника;

4) ограничение продвижения вверх и легкость «скатывания» вниз;

5) ролевые предписания и субординацией межличностных отношений между представителями различных страт и др.

9.Характеристика коммуникативного, перцептивного и интерактивного компонентов общения

Коммуникативная сторона общения. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей коммуникации выступает достижение социальной общности. Коммуникация выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека.. Перцептивная сторона общения. Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Перцепция — процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя. Социальная перцепция — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. д. Интерактивная сторона.Сущность интеракции в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. Психологическая совместимость — важный фактор успешного общения субъектов взаимодействия (эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость).

10.Малые неформальные группы, их классификация, структура и динамика

Малая группа — такая группа, участники которой лично знают друг друга. Все значимые в жизни человека группы — малые группы. Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель. Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает как референтная, с которой индивид соотносит себя, как с эталоном, определяющим нормы. Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Суть феномена давления группы на индивида состоит в принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Групповая сплоченность — процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам. Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер — в системе неформальных отношений, руководитель — в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство — это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя Процесс принятия группового решения связан с проблемой лидерства и руководства, так как принятие решения — одна из важных функций руководителя. Групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные. Среди различных методов принятия групповых решений велика роль групповой дискуссии.Виды:

3 стр., 1291 слов

Проблемы конфликтологии. Понятие конфликтологии.Типология социальных ...

... в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт. Конфликт связан с осознанием людьми противоречий своих интересов (как членов тех или иных социальных групп) с интересами других ... субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты. Однако хотим мы этого или нет, ...

По порядку возникновения: первичная группа вторичная группа

По общественному статусу: формальная группа  неформальная группа

По непосредственности взаимосвязей: условная группа  реальная группа

По значимости: референтная группа  группы членства

11.Характеристика массовых социально-психологических явлений

Слухи относятся к числу наиболее распространенных массовых явлений в больших группах, хотя они имеют и более широкое распространение, обязательно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в целом. Паника есть стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха. Общественное мнение – это публично выраженное, одобренное обществом и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общества.

Функции общественного мнения:

1) нормативная – выработка определенных общественных норм поведения;

2) аксиологическая – выработка определенных ценностей;

3) регуляторная – регулирование определенного поведения;

4) оценочная – выражает и отражает оценки событий и фактов.

Формы проявления общественного мнения: 1)оценка;2) жалобы;3) советы;4) пожелания;5) одобрения;6) недовольство;7) осуждение;8) неодобрение;9) несогласие;10) протест.

Интересы социальных групп – это социально-психологические явление, которые оказывают значительное влияние на развитие различных социальных институтов общества. Каждый социальный институт представляет интересы конкретной социальной группы и служит их реализации. Интересы одного социального института могут идти в разрез интересам другого, вызывая развитие конфликтов в обществе.

Мода – социально психологическое явление предпочтения, оказываемое массовым, групповым сознанием в определенный период времени каким-либо формам жизнедеятельности.Традиции – это статическое социально-психологическое явление, представляющее собой социально-культурное наследие, способ хранения, передачи и воспроизводства опыта. Традиции направлены на укрепление стабильности общества.

8 стр., 3741 слов

Учет психологии личности в управлении. Учет социального статуса ...

... и производственной информации; социально пассивен, не претендует на лидерство в группах, малообщителен и ... человека, темперамент не определяет ее социальную направленность. Поэтому следует говорить о ... С позиций современного системного подхода личность рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная ... не конфликтен, но беззащитен перед конфликтами, старается их обходить, а не ...

12.Социально психологические измерения стратификации

Для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно неравенство. Стратификация — расчленение людей на социальные слои в иерархическом порядке, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

По сравнению с простыми расслоениями социальная стратификация имеет по крайней мере два существенных отличия. Во-первых, стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие слои находятся в более привилегирированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения), чем низшие слои. Во-вторых, верхние слои значительно меньше по количеству входящих их членов общества. Так, элита — верхние слои — составляет, безусловно, меньшинство по сравнению с низшими слоями общества. Тоже можно сказать и об остальных слоях, если их рассматривать последовательно сверху вниз.

Существуют четыре главных измерения стратификации: доход, власть, образование, престиж.

Доход измеряется в деньгах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени.

Образование измеряется числом лет обучения в государственных или частных школах и других учебных заведениях.

Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение.

Престиж — уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Это объективные показатели принадлежности индивидов к определенной страте. Существуют и субъективные показатели — ощущение причастности к данной группе, идентификация с ней.

13.Понятие, виды, стадии и функции конфликтов

Конфли́кт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии

Виды:

Внутриличностный конфликт

Межличностный конфликт

Внутригрупповой конфликт

Социальный конфликт

Межклассовый конфликт

Внутриорганизационный конфликт

Межнациональный конфликт

Педагогический конфликт

Функции:

По совпадению результатов конфликта с целями различают:

1) явные функции конфликта

2) скрытые (латентные) функции конфликта 

По конструктивности различают:

1) общие конструктивные функции конфликта

2) конструктивные функции конфликта на личностном уровне

Cтадии:

-потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;

-переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

... и принять многомерный подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются популярность и широкая, обширная природа исследования приписывания (Фарр, 1991, ... событие, включающее как позитивное, так и негативное поведение члена внутри группы и вне группы. Всего было шестнадцать параграфов. Это позволило воспринимающему человеку приписать причину ...

-конфликтные действия (инцидент);

-снятие или разрешение конфликта.

-наступление последствий конфликта и их оценка.

15.Исторический очерк развития социальной психологии

Датой зарождения описательной социальной психологии большинство исследователей считает 1895 г., когда немецкие ученые-лингвисты Ж. Штейнталь и М. Лазарус опубликовали статью «Вводные рассуждения о психологии народов», где изложили свой взгляд на развитие новой науки.В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции. Психология народов возникает в Германии в основном в трудах философа М. Лаза-руса и языковеда Х. Штейнталя. Представители этого направления говорили, что существует психика, присущая всему народу в целом. Концепция развита в трудах В. Вундта. Он считал, что психология народов должна изучать продукт культуры: язык, мифы, обычаи, искусство. Сегодня национальная (этническая) психология особенно актуальна на фоне кровавых межнациональных конфликтов.Психология масс. Направление связано с именами Г. Тарда и Г. Лебона. В их работах были обобщены наблюдения за поведением больших человеческих общностей. Сейчас эти исследования не потеряли актуальность, так как перед обществом остро стоит вопрос о психологии неуправляемой толпы. Основатели социальной психологии дали четкую характеристику толпы и человека, как части толпы. Включение личности в массу ведет к обезличиванию. Человек заражается настроением масс, теряется чувство ответственности. Психология инстинктов исходила из того, что человеческая личность действует по инстинктивным биологическим мотивам. Теория была развита в трудах У. Макдугалла. Он полагал, что деятельность сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Выражением инстинктов являются эмоции (например, инстинкту борьбы соответствует гнев и страх).

Из инстинктов выводились и все социальные процессы. Именно это положение сыграло в истории науки отрицательную роль.Большое влияние на развитие социальной психологии оказали работы Ч. Кули. Он первым ввел понятие «Я – концепция» как представление человека о самом себе. Это представление является отражением того, что, по мнению личности, думают о нем другие. Другим важным понятием Ч. Кули было понятие первичной группы. Это семья, неформальные объединения по месту жительства или работы, учебный класс и т. п.

Таким образом, уже первые социально-психологические концепции показали, что проблемы, стоящие перед обществом, невозможно решать лишь с психологической или социологической стороны. Необходим синтез этих наук, что и выразилось в возникновении новой самостоятельной дисциплины – социальной психологии.

16.Сущность и классификация социальных институтов

Как и функции, сами социальные институты можно классифицировать по ряду критериев.

По масштабу деятельности:

главные, которые удовлетворяют основные, базовые потребности общества

не главные — структурные элементы или составные части главных социальных институтов, обеспечивающие их деятельность

По внутренней структуре:

простые — выполнение функций которых не требует системного деления

сложные — сложные социальные системы с внутренней структурой, элементами которой выступают другие социальные институты

6 стр., 2700 слов

Характеристика личности и психология переводчика

Во-первых, знание теории перевода помогает переводчику убедиться в том, что его решение объективно. Во-вторых, любая профессия, даже самая практическая, не терпит «винтиков», которые слепо исполняют свои функции, не понимая, что они делают. Наличие таких «винтиков» наносит вред и всему обществу и индивидуальности каждого такого исполнителя. Поэтому переводчику как представителю современного ...

По сфере деятельности:

политические (государство, парламент, партии)

экономические (промышленность, сельское хозяйство, торговля, банки)

социально-культурные (наука, образование, искусство)

нормативные (право, суд)

семейные (семья, брак)

религиозные (религия, церковь, секта)

17.Характеристика основных концепций конфликтов

Традиционный подходКогда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности, избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу.Подход с точки зрения теории человеческих отношений. С точки зрения распространившейся в те годы теории человеческих отношений, конфликт — это естественный элемент существования и развития любой социальной группы. Однако его должно и можно избежать. Представители школы человеческих отношений признавали возможность появления противоречий между целями отдельной личности и целями организации в целом. Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.Современный подходзаключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д.

18.Психология больших социальных групп и движений

Большая группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическимимеханизмами групповой коммуникации.

Признаки больших социальных групп:

1) имеют структурную и функциональную организацию;

2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;

3) определенный психический склад, групповая психология

4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;

5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.

Виды больших социальных групп:

1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;

б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;

2) по времени существования:

а) длительно существующие группы (классы, нации);

3 стр., 1445 слов

Графические методы в диагностике личности.Проблема исследования ...

... исследования. 1. Проблема исследования личности в психологии Понятие «личность» является одним из центральных в психологии. Личность в психологии означает системное социальное качество человека; это главная ... 20, С. 494]. Социально-когнитивное направление исследования личности, представленное, в частности, социально-когнитивной теорией личности А. Бандуры и теорией социального научения Дж. Роттера, ...

б) временно существующие группы (толпа, аудитория);

3) по организованности-неорганизованности:

а) организованные группы (партии, союзы);

б) неорганизованные (толпа);

4) по возникновению:

а) возникшая стихийно (толпа);

б) организованная сознательно (партии, ассоциации);

5) по контактности членов группы:

а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;

б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);

6) по открытости:

а) открытые;

б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.

Уровни развития больших социальных групп:

1) типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологическойобщности. Такие группы не обладают единством;

2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами;

3) солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.

Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:

1) степень идентификации членов группы;2) степень гетерогенности и гомогенности группы;3) характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественно го мнения, задающего;4) социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую;5) общественно-исторический опыт группы;6) идеология объединения людей.

19.Понятие роль, статус, позиция личности

Социальный статус — это показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Каждый человек обладает несколькими статусами (сын, он же геолог, он же вратарь).

Различаются статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные).Приписанныйстатус получает автоматически — по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи — вне зависимости от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка, аристократка).Достигнутый статус — писатель, студент, супруг, офицер, лауреат, директор, депутат — приобретаются усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп — семьи, бригады, партии.

Роль — это тип поведения личности. обусловленный её статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Исполнение роли связано со стремлением человека соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.

Освоение ролей происходит в процессе социализации, причем число их постоянно увеличивается. В раннем детстве человек выполняет одну роль — ребенка, которому прививают определенные правила игры. Затем к нему добавляется роль воспитанника детсада и члена первичной социальной группы по совместной игре, времяпрепровождению, отдыху и т.д.  В дальнейшем ребенок выполняет роль учащегося, члена молодежной группы, участника общественных действий, члена различных групп по интересам.

20.Социально-психологические подходы к изучению личности в зарубежной психологии

Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности:

1) рассматривает личность одновременно с двух точек зрения: психологическойи социальной;2) объясняет механизмы социализации личности;3) раскрывает социально-психологическую структуру личности;4) позволяет диагностировать и влиять на социально-психологическую структуру личности.

Психоаналитич. теории личности. В структуре личности З. Фрейд выделял три основные компонента:

1) Ид или «Оно»;

2) Эго или «Я»;

3) Сверх-Эго или «Сверх-Я».

По Фрейду человек (личность) и общество обречены на конфронтацию и враждебность, вследствие плохо управляемых влечениях «Оно», которые идут в разрез с принципами морали общества.

Согласно Фрейду, социальные отношения в обществе зависят от отношений ребенка с матерью и отцом.

В основе развития цивилизации, по Фрейду, лежат инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос).

К. Юнг придерживался мнения, что решающую роль асоциальной жизни личности играет коллективное бессознательное, которое существует в мыслях каждого отдельного индивида и одинаково для всех, чем обусловлено объединение людей в народы, нации, человечество.

По мнению А. Адлера, стремление к превосходству и связанное с ним развитие общества, происходит в результате чувства той или иной органической неполноценности, присущей каждому человеку, которая направляет помыслы и действия людей на достижение цели. я

Бихевиористский подход к пониманию личности. Бихевиористы низвели человека до уровня животного, из которого можно сделать все что угодно. Для объяснения поведения используются понятия стимула (S) и реакции (R), сознание и другие субъективные понятия отрицаются. В регуляции и управлении поведением лежат позитивные и негативные подкрепляющие стимулы.

Гуманистический подход А. Маслоу смысл развития человека видит в актуализации его врожденной «основной природой», в который изначально включены не только биологические, но социальные свойства и потребности, например, система ценностей личности. Все потребности личности были выстроены Маслоу в иерархическую структуру. Самоактуализация, по Маслоу, обеспечивается в основном внутренним ростом личности, а не общество, социальные условия играют в этом процессе весьма ограниченную роль.

21.Структура и функции социальной психологии

Теоретическая психология включает:

1) социальную психологию личности и малых групп, которая изучает процессы социализации, социально-психологические механизмы, взаимоотношения, общение и взаимодействие, массовые социально-психологические явления, психологию малых групп, психологию личности в группе, психологию различных видов групп и др.;

2) социальную психологию больших общностей (групп), которая изучает социально-психологические особенности больших групп, социально-гендерную психологию, социально-политическую психологию, психологию общественных движений, этнопсихологию, социально-возрастную психологию, психологию религии и др.;

3) социальную психологию общества, которая изучает психологию социально-экономических систем, власти и общества, правового общества, психологию общественных кризисов и др.

Прикладная психология включает:

1) профессиональную социальную психологию, которая включает социально-психологическую профессиографию, социальную психологию профессиональной деятельности, трудового коллектива, инноваций, социально-психологические особенности деятельности разных специалистов и др.;

2) отраслевую социальную психологию, которая изучает социальную психологию управления, экономики и предпринимательства, международных отношений, законности и правопорядка, образования, культуры, торговли, рекламы, конкуренции, соперничества, конфликтологию и др.;

3) практическую психологию, которая включает систему социально-психологического обеспечения практики, личность и деятельность социального психолога, социально-психологическую диагностику, экспертизу, анализ, консультирование, технологию службы доверия, семьи и др.

22.Социальная напряженность

Социальная напряженность – это особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Это состояние свойственно конфликту и сопровождает. его. Масштабы социальной напряженности большей частью сопоставимы с масштабами конфликта и порождаются ими. Можно вести речь о напряженности межличностной, межгрупповой, межнациональной или о глобальной напряженности в обществе.

Социальная напряженность представляет собой эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны природной или социальной среды, продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени. Напряженность может быть вызвана отнюдь не только стремлением достичь какой-либо цели, но и разного рода ошибками или некомпетентностью лидеров. Кроме того, обычное состояние людей может резко измениться из-за воздействия не подконтрольных че-

ловеку сил природы: изменения климата, истощения ресурсов, землетрясения и т.д.

Наиболее общие предпосылки напряженности – это устойчивая и длительное время неразрешаемая ситуация рассогласования между потребностями, интересами, социальными ожиданиями всей массы или значительной части населения и мерой их фактического удовлетворения, приводящая к накоплению недовольства, усилению агрессивности отдельных групп и категорий людей, нарастанию психической усталости и раздражительности большинства. Другими словами, речь идет о конфликтной ситуации, отражающейся в психологии населения.

23.Социально-психологическая характеристика причин и условий социальных конфликтов

1) Общие причины и предпосылки:

а) неблагоприятные материальные условия жизнедеятельности большинства граждан;

б) отрицательные групповые настроения, состояние беззащитности и т. п.;

в) недостатки внимание к нуждам, запросам и социальным ожиданиям людей;

г) противоречия в общественном мнении и негативные настроения;

д) различные виды дифференциации людей

е) недостатки в организации трудового, образовательного процесса, досуга;

ж) недостатки в руководстве и работе с людьми

з) возникновение отрицательно направленных микрогрупп и негативного лидерства;

и) деформации социализации граждан и увеличение числа людей с негативным отношением к социальной среде

2) Личностные причины:

а) расхождение ценностных ориентаций, целей, мотивов, интересов и потребностей. Ценностные характеристики всегда относительны и индивидуальны: одни гибнут за металл, другие – за идею.

б) несовпадение характеров индивидов – эта причина особенно характерна для групп, находящихся в длительном, локальном и постоянном общении.

в) противоречие между различными установками личности, образующими идеальные типы индивидуальности. Так, чревато конфликтом взаимодействие теоретика и практика в силу их противоположных внутренних жизненных устремлений: теоретик во всем ищет истину, а практик – пользу;

г) неадекватные представления (разрыв между ожидаемым и реальным результатом),

д) различия в манерах поведения, которые уменьшают степень взаимопонимания между людьми и затрудняют их сотрудничество, также могут стать причиной конфликта;

е) различия в этических ценностях людей, когда нравственные нормы поведения одних вступают в противоречие с нормами других.

24.Задачи,стоящие перед современной социальной психологией

1) продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологииво взаимодействии с другими науками;

2) содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

3) исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4) социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

5) анализ возрастания роли социальной психологиив условиях реформирования общества;

6) взаимодействие социальной психологиис прикладной и практической психологией;

7) обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологиис различными направлениями зарубежной социальной психологии.

В социальной психологииразличают теоретическую и практическую части.

25.Речевые и неречевые средства общения

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения– слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;

2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.

Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.

Невербальные средства общения– знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства:

а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. (Мимика поза жест)

б) направление взгляда и визуальный контакт;

в) выражение лица;

г) выражение глаз;

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика)

2) акустические (звуковые):

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);

б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

3) тактильные – связанные с прикосновением:

а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

27.Урегулирование конфликтов

Структурные методы:

› метод разъяснения требований заключается объяснении людям результатов, которые от них требуются. Наиболее эффективно используется при решении конфликтов в организации.

› координационно-интеграционные методы – установление иерархии полномочий, упорядочивающий взаимодействия людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Установление принципа единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять.

› общеорганизационные комплексные цели – направление усилий всех участников на достижение общей цели. Совместное осуществление этих целей приводит к сплочению коллектива, предотвращает конфликты;

›структура системы вознаграждений – используется как метод оказывания влияния на людей для избежания дисфункциональных последствий.

Межличностные методы или стили разрешения конфликтов:

уклонение – метод реагирования на конфликт, выражающийся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта.

сглаживание – удовлетворение интересов другой стороны через приспособление, уступки, соглашение, жертвуя своими интересами в пользу другого человека.

конкуренция – используется активными людьми, предпочитающими идти к разрешению конфликта своим собственным путем.

компромисс – открытое обсуждение мнений и позиций, которые направлены на поиск решений наиболее удобного и приемлимого для обеих сторон.

сотрудничество – форма разрешения конфликта, при котором удовлетворение интересов обоих сторон более важно, чем решение самого вопроса.

28.Современное понимание предмета социальной психологии

Существуют два основных подхода к вопросу о предмете социальной психологии.

Первый понимает социальную психологию как науку о массовых явлениях психики. Второй – главным предметом исследования считает личность. В процессе обсуждений обозначился третий подход, рассматривающий социальную психологию как науку, изучающую как массовые психические процессы, так и положение личности в группе.

Обобщая существующие разнообразные определения, можно сказать следующее: социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей. Из определения вытекает, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности. Сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии