Основные принципы наблюдения

1. Объективность.

2. Систематичность.

3. Точность фиксации данных.

4. Обеспечение естественного поведения испытуемого в ситуации наблюдения.
Основные правила проведения наблюдения

1. Наблюдение предполагает постановку цели. Возможны две ос­новные цели наблюдения: 1) получение общей картины поведен­ческих проявлений животного; обычно это предварительный этап наблюдения, когда фиксируется все поведение животного, ис­следователь привыкает к особенностям данного вида или индиви­да, на основании полученных данных выделяются более конкрет­ные цели дальнейших наблюдений, периодичность и формы их проведения; 2) конкретная цель, предполагающая наблюдение за определенной формой поведения, определенные временные фазы или циклы жизнедеятельности и т.п. Цель наблюдения определяет собой выбор конкретной методики наблюдения.

2. Выбор методики наблюдения, адекватной поставленной цели и условиям наблюдения. Методика наблюдения должна соответ­ствовать поставленной цели, условиям проведения наблюдения (полевой ситуации или особенностям помещения: освещенность, расстояние, наличие преград и т.п.), возможностям применения средств фиксации данных (ручных или технических), особенно­стям подопытных животных.

3. Наблюдение должно проводиться неоднократно. Как указыва­лось выше, это обеспечивает соблюдение принципов объективно­сти и систематичности. Периодичность наблюдения зависит от цели и особенностей наблюдаемой формы поведения. Единичное на­блюдение может иметь статус научного факта, но интерпрети­роваться только как материал для постановки гипотезы и должно проверяться в дальнейших наблюдениях.


Основные принципы наблюдения

 

1. Объективность. Это важнейший принцип наблюдения, он связан с самой сущностью научного подхода к изучению психики животных: мы не можем непосредственно проникнуть в субъек­тивный мир другого живого существа (особенно на дочеловече-ской стадии развития) и судим о содержании этого субъективно-го мира только по поведенческим проявлениям. Объективность в наблюдении означает, что исследователь описывает только то, что он реально видит, т.е. поведенческие проявления животного, а ни в коем случае не свою интерпретацию состояния и пережива­ний наблюдаемого объекта. Все данные наблюдений и являются тем материалом, на основании которого, после проведения тща­тельной обработки и научного анализа, конструируются знания о психике. Из этого следует, что соблюдение этого принципа связа­но с квалификацией наблюдателя, его умением беспристрастно и точно фиксировать наблюдаемые факты. В этом отношении осо­бенности метода наблюдения в зоопсихологии и сравнительной психологии имеют много общего с таковыми в возрастной психо­логии (при изучении детей на довербальной стадии развития) и патопсихологии (при изучении субъектов с измененными состоя­ниями психики).

3 стр., 1415 слов

1.Дородовый патронаж и патронаж новорожденных: сроки, цели проведения ...

... и врачом. От регулярности и квалифицированности наблюдения за новорожденным, подготовки к материнству ... перевода на смешанное или искусственное вскармливание; проведение профилактических прививок. Для выявления возможного ... года составляется заключительный эпикриз с данными о проделанных профилактических прививках и ... с привлечением ряда специалистов с целью выявления имеющихся отклонений в состоянии ...

2. Систематичность. Наблюдение должно проводиться неодно­кратно и систематически. Это позволяет избежать ошибок, свя­занных с ситуативным состоянием животного или ситуативными факторами среды, которые невозможно выделить при однократ­ном наблюдении. Например, атмосферное давление по-разному влияет на активность теплокровных животных с разными индиви­дуальными особенностями нервной системы; гормональный фон разных фаз репродуктивного цикла у самок приматов существен­но влияет на проявление их поведения в группе и т. п. Для зоопси­хологии и сравнительной психологии это еще важно и потому, что мы не так хорошо знаем индивидуальные особенности живот­ных (по сравнению с таковыми знаниями о человеке), и суще­ствует опасность интерпретации общих для данного вида живот­ных закономерностей поведения и психики по данным только об отдельных их представителях.

3. Точность фиксации данных. Сложность наблюдения связана с тем, что исследователь одновременно наблюдает и фиксирует ре­зультаты наблюдения. Это предъявляет высокие требования к его профессиональным навыкам. Ситуацию наблюдения невозмож­но повторить, часто удается увидеть уникальные, неизвестные до этого факты или факты, противоречащие данным других наблю­дений. Поэтому необходима высокая точность регистрации, не допускающая разночтений в интерпретации. Например, при ис­следовании в естественных условиях высших обезьян в последние десятилетия выявлено много таких особенностей их поведения, которые раньше считались невозможными для этих животных и, более того, расценивались как отличительные черты поведения человека. Это касается, в частности, обучения самками шимпанзе своих детенышей разбивать камнем орехи, использовать палки и пробовать новые виды пищи. Даже теперь данные этих наблюде­ний еще не дают возможности понять, имеют ли самки понгидцелью обучить детеныша правильному способу поведения или только предохраняют его от возможности нанести себе вред не­умелыми действиями.

4. Обеспечение естественного поведения испытуемого в ситуации наблюдения. Наблюдение должно быть организовано таким обра­зом, чтобы не повлиять на поведение испытуемого. Это означает, что животное не должно знать о присутствии наблюдателя или воспринимать его как естественный компонент среды, не влияю­щий на данную ситуацию. Последнее возможно, если животные привыкли к исследователю и не изменяют свое поведение в его присутствии.

4 стр., 1845 слов

Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных

... поведенческих признаков. Тема 3. Организация сообществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных Вклад этологии в изучение социального поведения животных. Что такое сообщество? Признаки, по которым ... Какие науки изучают зачатки мышления у животных. Как сочетаются методы наблюдения и эксперимента в изучении психики животных? Какие авторы исследовали орудийную деятельность приматов ...


Виды наблюдения

 

1. Сплошное наблюдение. При сплошном наблюдении фиксиру­ется все поведение животных с возможной точностью и подроб­ностью. При этом получают данные об общей картине поведения, его динамике и наиболее явных индивидуальных особенностях объектов наблюдения. Обычно сплошное наблюдение предваряет другие виды наблюдения; на основании полученных в сплошном наблюдении данных формулируются общие гипотезы и конкрет­ные цели для дальнейшего исследования. Как самостоятельный прием, сплошное наблюдение используется для изучения суточ­ной динамики поведения. Периодически повторяемое наблюде­ние за суточной активностью животных используется при изуче­нии онтогенеза и циклического изменения активности животных (например, в разные фазы репродуктивного цикла).

2. Выборочное наблюдение. При выборочном наблюдении ста­вится конкретная цель. Целью может стать описание определен­ных форм поведения, например наблюдение за манипулятивной активностью, игровой деятельностью или взаимодействием жи­вотных друг с другом и т. п. В этом случае описывается только поведение данной формы, но более подробно, чем при сплош­ном наблюдении. Выделяются фазы суточной активности живот­ного, когда наблюдаемая форма поведения достаточно хорошо выражена. Наблюдение проводится многократно, что позволяет в итоге точно и подробно описать все его особенности. Возмож­но проведение выборочного наблюдения для изучения активно­сти животных в определенное время суток или в определенной ситуации.

3. Включенное наблюдение. Это такой вид наблюдения, при кото­ром наблюдатель включен во взаимодействие с наблюдаемым или участвует в общей ситуации, в которой осуществляется наблюде­ние (например, сам проводит эксперимент, дрессировку, осуще­ствляет уход за животным и т. п.).

Включенное наблюдение позво­ляет получить очень точные данные, поскольку с большой досто­верностью выявляются цели и мотивы поведения животных, что далеко не всегда возможно даже в эксперименте. Включенное на­блюдение требует большого опыта и умения исследователя, поскольку велик риск направленного воздействия на животное для получения желаемых результатов, а кроме того, затруднена фиксация данных. Основное приходится фиксировать по памяти после окончания наблюдения. Последний недостаток может быть устранен с помощью технических средств фиксации, однако не всегда имеется возможность их применения.

Основные принципы метода эксперимента

1. Контролируемость условий и поведения испытуемого. При про­ведении эксперимента необходимо учитывать все особенности си­туации и возможности животного. Это не всегда легко сделать, так как животным нельзя, в отличие от человека, дать инструкцию и полагаться на ее сознательное выполнение. Поэтому эксперимен­тальная ситуация должна быть организована так, чтобы свести к минимуму непредвиденные реакции животных. Во всех случаях та­кие реакции фиксируются в протоколе наблюдения и используют­ся для интерпретации полученных данных. В зоопсихологии неред­ки случаи, когда животное, особенно обладающее высоко разви­той психикой, реагирует на экспериментальную ситуацию не так, как предполагал исследователь. Например, в экспериментах В.Кё-лера шимпанзе предлагалось достать высоко подвешенную приманку при помощи палки, которую, как предполагал исследователь, обе­зьяна будет держать в руке. Однако в некоторых случаях шимпанзе использовали палку как шест для прыжка или быстро вскарабкива­лись на нее, поставив вертикально под приманкой. Оказалось, что манипулировать длинной палкой стоя на ногах обезьяне иногда труднее, чем использовать ее как приспособление для локомоций. В экспериментах с применением палки для выкатывания приманки из простого лабиринта (В.Кёлер, Э.Г.Вацуро, Г.Г.Филиппова) шимпанзе и орангутаны последовательно применяли ряд не учтен­ных учеными способов, которые для проверки поставленной гипо­тезы приходилось последовательно устранять. Обезьяны, вместо того чтобы выкатывать приманку по проходам лабиринта при помощи палки, перебрасывали приманку за бортик лабиринта, поддевая ее палкой, перетаскивали, прижимая палкой к бортику, и даже мет­ко ударяли по экспериментальному столу снизу, в результате чего приманка подпрыгивала и попадала за бортик лабиринта. Сходным образом вели себя орангутаны, когда им предлагалось выталкивать приманку палкой из трубки (Г.Г.Филиппова).

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

Они вытряхивали приманку, стуча трубкой об пол, и даже выдували ее ртом, раска­тывали и разминали трубку на полу и т. п. Таким образом сам про­цесс деятельности животного изменялся: ему приходилось не до­бывать приманку единственно возможным способом, следующим из самой ситуации, а находить тот способ, который разрешал и подкреплял экспериментатор. Исследования практически всех уче­ных, изучавших и изучающих психику высших животных, и осо­бенно обезьян, свидетельствуют о том, что в ряде случаев мы име­ем дело именно с такой ситуацией, т. е. исследуем не возможности животного действовать в предложенной объективной ситуации, а его способность выявить задачу, исходящую от человека, и найти соответствующее решение. Поэтому требование к контролю усло­вий эксперимента и поведения животного является одним из наи­более важных и в то же время трудно выполнимых принципов про­ведения эксперимента.

2. Наличие специально разработанной процедуры проведения экс­перимента и фиксации получаемых данных. Этот принцип отражает суть экспериментального метода. Для каждого эксперимента спе­циально разрабатывается процедура, в которую входит последо­вательность всех событий и действий экспериментатора и испыту­емого, описание фиксируемых форм поведения животного и спо­соб такой фиксации. Полученные данные обрабатываются специ­ально разработанным способом. Это позволяет сравнивать данные, полученные в разных сериях эксперимента и разными исследова­телями, что обеспечивает их достоверность и объективность.

3. Возможность повторения эксперимента с этим же и другими животными, а также другими исследователями. При проведении эксперимента и представлении полученных данных обязательным является предъявление методики и результатов в таком виде, что­бы их могли оценить и при необходимости повторить другие ис­следователи. Именно это позволяет в конце концов понять причи­ны и механизмы поведения животного. Нередко исследователи, применяя одну и ту же методику, получают разные результаты, сравнение которых позволяет выявить подлинные особенности психики изучаемых животных.

3 стр., 1177 слов

Родительское поведение животных.Родительское поведение животных ...

... Введение в теорию эволюции, Издательство МГУ,1981 7. Тимберген Н. Социальное поведение животных 8. Хайнд Р. Поведение животных, под редакцией Зориной А. и Полетаевой И.И., Москва, 1975 ... опасности, грозящей гибелью потомству. 1. Родительское поведение животных Родительское поведение животных (animal parental behavior) включает в себя все типы поведения, направленные на заботу и выращивание своих ...

4. Объективность. Этот принцип предполагает точную фикса­цию и непредвзятую интерпретацию поведения животных вне за­висимости от того, соответствует ли оно гипотезе исследователя. Зоопсихология, как и любая наука вообще, к сожалению, не сво­бодна ни от идеологических, ни от личностных особенностей ис­следователя. Поэтому объективная фиксация данных, подробное представление методики, наличие и сохранность протоколов на­блюдения и проведения эксперимента являются обязательными и необходимыми в зоопсихологических исследованиях.

Основные правила проведения эксперимента

1. Обязательное использование наблюдения и данных наблюдения при анализе полученных в эксперименте результатов. Применение наблюдения в эксперименте и использование данных наблюдения для качественного анализа результатов являются отличительными особенностями зоопсихологических исследований. Еще в самом начале развития зоопсихологии ученые поняли, что понять пси­хические особенности животных, используя данные только ре­зультатов поведения (количество проб и ошибок, скорость реак­ций и т. п.), невозможно. Главным для зоопсихолога является про­цесс поведения животного, который отражает внутрен­ние психические процессы восприятия, анализа условий ситуа­ции и принятия решения. Психология отвечает на вопрос о том, как поведение животного обусловлено тем, что оно воспринима­ет, чувствует и переживает. Именно для этого и необходимы тща­тельная фиксация всех поведенческих проявлений. Еще в 1902 г. американский ученый А. Киннеман писал о том, что для понима­ния психики животных недостаточно данных «аппаратурных» ла­бораторных исследований, необходимы тщательное наблюдение поведения животных в более естественной для них обстановке и анализ всех особенностей их активности. В.Кёлер в своих экспе­риментах также использовал подробное описание и анализ всех поведенческих реакций животных. Большое внимание он уделял не только «правильным» (соответствующим предполагаемой экс­периментатором задаче) действиям испытуемых, но и тем «ошиб­кам», которые совершали его шимпанзе, усматривая в этих «ошиб­ках» свидетельство о внутреннем процессе интеллектуальных опе­раций. Например, при использовании ящика для доставання под­вешенной приманки шимпанзе, подойдя с ящиком в руках под приманку, поставил его себе на голову. Таким образом было най­дено «ядро решения» (что надо делать — увеличить свой рост), а затем обезьяна нашла и способ решения (как делать — поставить ящик и забраться на него).

Подобные наблюдения позволили В. Кёллеру выявить структуру интеллектуальных операций высших жи­вотных. В отечественной психологии необходимость применения наблюдения в зоопсихологическом эксперименте была обоснова­на в работах Н.Н.Ладыгиной-Котс, которая также рассматривала наблюдение как необходимый компонент экспериментального ис­следования, без которого невозможно правильно понять психи­ческие особенности животного.

2. Обеспечение мотивации испытуемого, адекватной гипотезе ис­следования. Для правильного понимания и интерпретации резуль­татов эксперимента необходимо, чтобы животное имело соответ­ствующую мотивацию (т.е. действительно хотело делать то, что предполагается в эксперименте).

7 стр., 3103 слов

Поведение человека как объект наблюдения. Единицы наблюдения

... особенностями, которых характерны для данной культуры и невозможны без предварительного научения. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. К ... годы XX столетия отечественный психолог С.Л. Рубинштейн подчеркнул основные особенности невербального поведения человека. Познакомимся с ними подробнее. Рубинштейн полагал, что природное и социальное, ...

Чаще всего для этого использу­ется либо частичная депривация потребностей (в пище или питье, сенсорной стимуляции и т.п.), либо предъявление такого стиму­ла, который автоматически вызывает у животного необходимую мотивацию (избегание пугающего или болевого воздействия, стремление к половому партнеру и т.п.).

Однако мотивация животных не всегда может быть ясна. Живое существо — это не запрограммированная стимул-реактивная ма­шина. Оно способно выбирать между своими различными потреб-ностными состояниями. В психологии проблема мотивации счита­ется одной из самых сложных. Тем более сложно определить моти­вацию животного, которое проявляет свое состояние только в поведении и не может помочь выявлению истинных причин своих действий словами. Чем выше эволюционный уровень развития животного, тем сложнее и богаче соотношение мотиваций и шире способности к выбору направленности поведения в конкретной ситуации. Неучет этих обстоятельств может вести к некритичной интерпретации результатов эксперимента, что неоднократно про­исходило в зоопсихологии.

При экспериментальных исследованиях животные содержат­ся в условиях неволи. Общение с человеком и само участие в экспериментах становятся для них зачастую не просто средством повышения сенсорной стимуляции и разнообразия в жизни, но и настоящей деятельностью, выгодно отличающейся от всех ос­тальных (например, пищевой или любой другой, направленной на удовлетворение биологических потребностей) тем, что в ней требуются проявление активности, самостоятельный анализ си­туации, выбор, а часто и формирование способов действия с объектами и т. п. Таким образом, участие в экспериментах стано­вится эмоционально насыщенным, приобретает совсем другой смысл по сравнению с тем, который предполагает эксперимен­татор (чаще всего — конкретная биологическая мотивация или в лучшем случае ориентировочно-исследовательская).

В результате поведение животного может оказаться направленным не на по­иск самого быстрого и легкого способа решения предлагаемой задачи, а на выяснение предполагаемого экспериментатором способа действия или на реализацию мотивов взаимодействия с человеком и т. п.

В качестве примера можно привести известный в отечествен­ной зоопсихологии и физиологии высшей нервной деятельности эксперимент с заливанием огня шимпанзе Рафаэлем, осуществ­ленный Э.Г.Вацуро и М. П. Штодиным в 40-е гг. XX в. с целью демонстрации не «разумных», а условно-рефлекторных механиз­мов поведения высших животных. В процессе обучения последова­тельно отсекались все успешные попытки животного решить си­туацию «по-своему» (не набирая воду из бака в кружку и заливая ею огонь, а задувая его, забивая тряпкой и даже заливая соб­ственной мочой).

В результате шимпанзе выбрал единственный способ, который подкреплялся экспериментатором, и впослед­ствии использовал только его даже в том случае, когда оказывал­ся на плоту, окруженный водой со всех сторон. На основании этого эксперимента был сделан вывод о том, что шимпанзе не способен обнаружить функциональные свойства воды и его пове­дение осуществляется только по механизму условных рефлексов. Был даже создан учебный фильм (с Рафаэлем в «главной роли»), который показывали студентам биологических и психологических факультетов в курсе «Физиология высшей нервной деятельности» вплоть до конца 70-х гг., несмотря на то что методические ошиб­ки этого эксперимента критиковались как современниками1, так и последующими учеными2.

2 стр., 625 слов

Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению ...

... помощью теста Томаса мы попробуем оценить наших кандидатов на поведения в конфликтных ситуациях. Согласно методике теста Томаса, полученные после проведения результаты отражают возможности индивида ... Конфликтология Томаса основана на методике определения факторов конфликта и их исправления. Сам Томас причислял к стилям поведения следующие виды реакции: - соревнование или соперничество — в ...

3. Выбор экспериментальных методик, адекватных выдвигаемой гипотезе и психическим особенностям испытуемого. Зоопсихология и сравнительная психология по самой своей сути являются наука­ми сравнительными и имеют дело с представителями разных эво­люционных уровней. Кроме того, психика животных нам известна гораздо хуже, чем психика нашего собственного, к тому же един­ственного, подвида Homo Sapiens sapiens. Поэтому важной про­блемой является разработка таких методик, которые, с одной сто­роны, позволяют сравнивать между собой психические особенно­сти животных разных эволюционных уровней развития, а с дру­гой стороны, будут адекватны видовым, возрастным и индивиду­альным особенностям испытуемых. Как уже указывалось выше, у животных, приближающихся к человеку по уровню своего разви­тия, индивидуальные особенности и изменение поведения в не­привычных условиях могут быть выражены весьма значительно. Результаты первых экспериментов с высшими антропоидами были получены всего на нескольких особях, так как эти животные были редкими, дорогостоящими и содержать их в неволе еще умели недостаточно хорошо (по сравнению с современной ситуацией, когда орангутаны и шимпанзе не только размножаются в неволе, но и доживают до 60 и более лет).

Впоследствии многие результа­ты и выводы были пересмотрены на основе новых многочислен­ных данных.

Неоднократны были и попытки конструирования таких экспе­риментальных методик, которые позволяли оценить какие-либо психические особенности животных разных уровней развития. В XX в. наиболее популярной была проблема оценки интеллекту­альных способностей высших животных и их ранжирования по уровню развития интеллекта. Р. М. Йеркс для сравнения интел­лекта понгид (горилла, орангутан, шимпанзе) использовал более 20 параметров. Г. Харлоу предлагал оценивать скорость образова­ния «установки на научение» (образование алгоритма переделки навыка различения символов), Д. Румбо — способность к изоб­ретению новых способов использования объектов, Л.В.Крушин-ский — способность к экстраполяции (предвидению траектории и скорости передвижения объекта).

Однако позже стало ясно, что интеллект оценить тем же способом, что и отдельные психиче­ские процессы, невозможно, поскольку он является интегрирую­щей функцией, объединяющей все психические процессы для регуляции поведения в новой ситуации без предварительного об­разования навыка (такой подход к объяснению интеллекта предло­жен Л. М. Веккером).

Поэтому каждый раз будут иметь значение раз- ; витие всех психических процессов, их способ интеграции и видо- ; типичные особенности приспособительного поведения животных.