Организация взаимодействия субъектов системы профилактики по предупреждению фактов жестокого обращения с детьми

Насилие в семье является одной из самых острых и распространенных социальных проблем. Однако отсутствие четких определений, исчерпывающей информации о масштабах и причинах применения силы создают препятствия для усилий, направленных на разрешение этой проблемы.

В России женщины и дети составляют 70% всех жертв уголовных посягательств. По данным статистики, 75% мужей хотя бы раз ударили свою жену, причем четверо из пяти на этом не останавливаются.

Мотивы бытовой преступности часто обусловлены неспособностью государства и общества решить те или иные социальные и экономические проблемы, что отражается на росте конфликтов в семье. В России до сих пор не принят отдельный закон о насилии в семье. Уголовный кодекс РФ не выделяет домашнее насилие в отдельную статью. До сих пор у нас нет официальной статистики по проблемам насилия в семье, что не дает возможности объективно оценивать масштабы этого явления. Насилие в семье наносит вред обществу и человеческой личности, подрывает принципы семейного воспитания, основанного на гуманизме и уважении. В норму у подрастающего поколения входят жестокость, безнравственность; насилие провоцирует безнадзорность, бродяжничество, преступность детей.

Как известно, психотравмирующее влияние насилия на детей, подростков и взрослых имеет психологический, социальный, юридический и медицинский аспекты. Это означает, что системный подход при вмешательстве и предотвращении насилия в семье может быть обеспечен специалистами этих четырех секторов, сотрудничающих в одном социальном пространстве.

Усилия общества должны быть направлены на повышение осведомленности его членов о проблеме домашнего насилия, на предотвращение данного явления и необходимое для этого просвещение людей. Важно сделать акцент на первичной профилактике домашнего насилия, что позволит разрешить и многие другие социальные и психологические проблемы в обществе (например, снизить уровень депрессии и самоубийств и т. д.).

Общество должно противостоять насилию. Для результативной системной борьбы с насилием в семье необходимы новые социальные технологии на основе партнерства государственных и неправительственных структур.

Формы жестокого обращения с детьми в семьях

Удовлетворение потребности ребенка в любви и привязанности настолько же важно для нормального роста и развития, как и для удовлетворения его физических потребностей. В некоторых семьях о детях хорошо заботятся физически, но при этом они страдают от эмоционального пренебрежения. Между тем эмоциональное пренебрежение трудно определить и задокументировать.

5 стр., 2149 слов

Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий ...

... и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня ор- ганизации. Социально-терапевтическая деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников может быть успешно организована ... решения, как предусмотрено Законом о юридической дееспособности и попечительстве. Членам семьи, заинтересованным в назначении попечителя, следует обратиться в суд по семейным ...

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемое родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:

— внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.);

— повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных случаев.

Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического состояния и поведения ребенка:

— боязнь физического контакта со взрослыми;

— стремление скрыть причину травм;

— плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

— негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

— суицидальные попытки.

Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:

— повреждения областей половых органов;

— заболевания, передающиеся половым путем;

— беременность.

Сексуальное насилие позволяют распознать особенности состояния и поведения ребенка:

— ночные кошмары, страхи;

— несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

10 стр., 4647 слов

26 Основные принципы диагностики и психокоррекции детей с психическим ...

... волевой сфер, нарушением адаптации личности в обществе. Дисгармоничность, неуравновешенность личности определяет особенности психической деятельности. Интеллект существенно не страдает.     Паранойяльный тип. Основная черта - склонность ... передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Ребенок использует контакт глаз с родителями и другими людьми для эмоциональной ...

— стремление полностью закрыть свое тело;

— депрессия, низкая самооценка;

— проституция, беспорядочные половые связи.

Психическое (эмоциональное) насилие — это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

— угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;

— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

— ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Психическое насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

— задержка физического и умственного развития ребенка;

— нервный тик, энурез;

— постоянно печальный вид;

— различные соматические заболевания.

Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием:

— беспокойство, тревожность, нарушения сна;

— длительно сохраняющееся подавленное состояние;

— агрессивность;

— склонность к уединению, неумение общаться;

— плохая успеваемость.

Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

— отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощь;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.

Заброшенными могут оказаться и дети, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Признаки, по которым можно заподозрить “заброшенность” ребенка:

— утомленный, сонный вид;

— санитарно-гигиеническая запущенность;

— отставание в физическом развитии;

— частая вялотекущая заболеваемость;

— задержка речевого и моторного развития.

Заброшенность ребенка можно заподозрить при следующем состоянии и поведении ребенка:

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

... безучастности. Встречается в рамках шизофренического дефекта. Апатия – безразличие, полное отсутствие чувств, при котором не возникают желания и побуждения. Чаще наблюдается ... стойкость эмоций Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного аффекта (гнева), не ...

— постоянный голод;

— кража пищи;

— требования ласки и внимания;

— низкая самооценка, низкая успеваемость

— агрессивность и импульсивность;

— антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.

Заброшенность детей. В отличие от насилия над детьми, пренебрежение родительскими обязанностями это, скорее, проблема упущений. Специфические типы пренебрежения к детям включают следующее:

1) отказ от детей;

2) отсутствие внимания к детям, даже если они живут в грязи, без необходимой одежды и пищи, предоставлены сами себе;

3) пренебрежительное отношение к образованию, когда ребенок часто отсутствует на школьных занятиях;

4) отсутствие заботы о здоровье ребенка, лишение ребенка медицинского обслуживания.

Заброшенным детям уделяется гораздо меньше внимания со стороны общества, чем детям, подвергающимся насилию. Часто родителями заброшенных детей бывают люди с отклонениями в психике или образе жизни, социально изолированные, представители бедных слоев населения или маргиналы.

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми

Факторами риска для семьи являются:

— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

— безработица, постоянные финансовые трудности;

— постоянные супружеские конфликты;

— статус беженцев, вынужденных переселенцев;

— низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции.

— нежеланный ребенок;

— умственные или физические недостатки ребенка;

— “трудный” ребенок.

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.

Последствия жестокого обращения

Ребенку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению ко взрослым.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также острые психические нарушения. Они проявляются как головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. К ближайшим последствиям относятся острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальное насилие. Эти реакции могут проявляться либо в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева.

21 стр., 10378 слов

Насилия над детьми. Консультирование детей жертв насилия. Физическое ...

... поначалу иметь точные определения жестокого обращения и его видов. Жестокое обращение с детьми (насилие)- это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое ... c.120]. Выделяют 6 форм поведения родителей, приводящих к эмоциональному насилию: 1. Отказ родителей от детей. 2. Изоляция детей: а) эмоциональная, б) физическая. 3. Запугивание. 4. Постоянные оскорбления. ...

У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности, вины.

К отдаленным последствиям жестокого обращения с детьми относятся нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и психоэмоциональные нарушения.

У большинства детей в семьях, где тяжелое физическое наказание и брань в адрес ребенка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла и внимания (например, у родителей-алкоголиков), наблюдается задержка физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей «неспособностью к процветанию». Такие дети часто отстают в росте, массе тела от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки.

Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего их развитие сопровождается далее определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Они сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей и на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из таких детей, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. В обоих случаях нарушается социальный контакт, общение со сверстниками и другими людьми.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием.

Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда.

Для таких детей характерна постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что они «хуже всех». Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться суицид или его попытки. Уже во взрослом состоянии среди этих людей отмечается депрессия. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, нарушениях сна.

Внутрисемейное насилие и детские суициды

Подростки так часто совершают суицидальные попытки, что многие исследователи давно уже называют суицидальное поведение типично подростковой девиацией. Психический склад подростка имеет ряд особенностей, которые по факту своего существования предрасполагают его к самоубийству: импульсивность, эмоциональную и аффективную неустойчивость, нестабильную самооценку, коммуникативную несостоятельность и пр.

Статистические данные свидетельствуют, что пик суицидальной активности определяется на протяжении человеческой жизни дважды: в подростковом возрасте и в период инволюции. Число покушений на самоубийство подростков неуклонно растет во всем мире, темп роста этих показателей заметно выше, чем у взрослых. Иное дело покушения на самоубийства маленьких детей, то есть тех, кому еще не исполнилось 8 лет. По всеобщему мнению такие случаи встречаются весьма и весьма редко.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Дети, предпринимая суицидальную попытку, действительно предполагают умереть. Впрочем, нельзя не сказать, что представление о смерти у детей этого возраста, значительно отличается от такового у взрослых. Дети убеждены, что смерть имеет начало и конец, они представляют себе смерть как иное существование, длительное отсутствие или даже тяжелую болезнь. Они твердо верят, что, совершив суицидальную попытку, они умрут, но умрут «не до конца», то есть посредством «смерти» они сумеют на время избежать невыносимой жизненной ситуации или избавится от страха и ужаса от надвигающегося наказания (причем нередко за пустячный, с точки зрения взрослого, проступок).

После окончания «смерти» дети предполагают зажить без былых конфликтов с теми, кому они адресовали свой суицид как последний аргумент, как крик о помощи. Чаще всего это родители. Дети, совершая попытку к самоубийству, надеются, что вынудят тем самым родителей перемениться, что она, «смерть», будет способствовать воцарению в семье мира и любви и, когда эта самая «смерть» закончится, можно будет продолжать жить в своей родной семье по-настоящему счастливо. Семилетний мальчик, после тяжелой попытки самоповешения, говорил, что принял решение умереть, так как мать угрожала сдать его в приют за непослушание. Он исчерпал все аргументы: кричал, плакал, просил прощения не помогало — после всякого проступка мать все более непреклонно грозила ему этим наказанием. Тогда он решил повеситься. «Буду висеть и смотреть, как она убивается, а потом все у нас будет все хорошо!»

Очень важно, знать, что дети, как правило, выбирают наиболее травматичные способы совершения суицида: падения с высоты, самоудушение и самоповешение, самоутопление и т.п. Дети, в отличие от подростков, совсем не боятся боли и нисколько не озабочены сохранением своей привлекательности после смерти, поэтому они не часто прибегают к наиболее распространенному у подростков способу самоубийства: самоотравлению лекарствами.

Практически в каждом случае детского суицида было обнаружено насилие в семье:

а) Психическое насилие — это главная характеристика семейной атмосферы маленького суицидента.

б) Более чем в половине случаев имеет место проявления жестокости, то есть физическое насилие. Дети, в буквальном смысле слова, были доведены до суицида побоями и устрашающими наказаниями (изоляция в темной комнате, лишение пищи и питья).

в) Среди причин детского суицида почти нет сексуального насилия в семье, и это притом, что в подростковом возрасте переживания, связанные с инцестом, создают риск суицидальной попытки весьма часто. Можно предположить, что маленький ребенок совершает суицид, потому что чувствует себя никому не нужным и нелюбимым. Становясь объектом сексуального домогательства кого-то из родственников, он чувствует себя очень важной персоной: взрослый делит с ним секрет и явно в нем нуждается. Его растлевают, он же думает, что его любят.

8 стр., 3528 слов

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу

... , 2004 . 6. ДороноваТ.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. Под ред. Т.Н. ... сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями. Разные подходы к проблеме ...

г) Ключевой фигурой в суицидальной коллизии как ребенка, так и подростка всегда является мать. Дисгармония или даже разрушение связи мать-дитя — это главная суицидальная опасность в семье. Мать маленького суицидента — это, как правило, или очень плохая или очень хорошая мать. Очень плохая мать — это женщина с выраженным эмоционально-волевым дефектом. Сама она не истязает своего ребенка, но не препятствует в этом другим. Она не защищает, не поддерживает, не заботится о нем, она о нем не помнит, он ей не нужен, она его отвергает.

Очень хорошая мать — высоконормативная, соблюдающая все правила, нередко, а в России — как правило, истово верующая, склонная к тотальному контролю и гиперопеке, требовательная и холодная, хотя внешне соблюдающая все каноны материнского поведения («поцелуй на ночь», «задушевная беседа за обедом» и т.д.) Она наказывает любой проступок, жалуется на своего трудного ребенка подругам и отвергает его.

Нетрудно заметить: будучи столь непохожими, эти женщины одинаковы в одном — они делают жизнь своих детей абсолютно невыносимой.

Социальные последствия жестокого обращения с детьми

Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий – вред для ребенка и вред для общества.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации. У них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиции, чтобы завоевать авторитет в школе и т. п. Решение своих проблем такие дети часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, воровству и другим уголовно наказуемым поступкам. Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Для общества последствия насилия над детьми проявляются, прежде всего, в потере человеческих жизней в результате убийств детей или их самоубийств; кроме того, это потеря полноценных работоспособных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, их низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это и потеря потенциальных родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости и насилия в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с действующим законодательством

Право родителей на воспитание детей является наиболее важным среди родительских обязанностей. Родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... 3 человека. При этом желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, ... деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее людям физический ущерб, отрицательные переживания, ...

Административная ответственность.

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35 КоАП РФ).

Вовлечение родителями несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ влечет административное наказание в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 6.10 КоАП РФ).

Рассмотрение дел по указанным статьям относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которого возложены обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, предусмотрена уголовная ответственность.

Кроме того родители могут быть привлечены к уголовной ответственности за деяния, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства) ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 115УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 УК РФ (побои), ст. 117УК РФ (истязание), ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), ст. 131 УК РФ (изнасилование); ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера); ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135 УК РФ (развратные действия) ст. 125 УК РФ (оставление в опасности); ст.124 УК РФ (неоказание помощи больному);  ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), ст. 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий), ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).

3 стр., 1213 слов

Возмещение морального вреда при страховании ответственности

... ГК), а не только за вред, причиненный его жизни или здоровью. Например, существует ответственность за причинение морального вреда (ст.ст.1099 - 1101 ГК), ответственность за незаконное осуждение, незаконные арест ... г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» / Собрание законодательства Российской Федерации. 2002 г. № 18. [3] См.: Фогельсон Ю.Б. ...

Гражданско-правовая ответственность.

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

Установление факта осуществления родительских прав в ущерб правам и интересам детей может при различных обстоятельствах повлечь негативные последствия для родителей в виде: лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность родителей и организаций, в которые был помещен несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, за вред, причиненный несовершеннолетним (ст. 1073-1075 ГК РФ).

К дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты  должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми, в соответствии с административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

9