ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

________________ Н. А. Лебедев

(подпись) (И.О.Фамилия)

____________________ 2011 г.

(дата утверждения)

Регистрационный № ______

 

 

ПРОГРАММА

Педагогическая практика в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда) специальных дошкольных учреждений (групп) для детей с тяжелыми нарушениями речи

 

 

для специальности:

1-03 03 05-03 Логопедия. Специальная психология

(код специальности) (наименование специальности)

 

2011 г.

 

Составители:

Е. Н. Михайлова, ассистент кафедры практической психологии и дефектологии

(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

 

Кафедрой практической психологии и дефектологии

(название кафедры — разработчика программы)

(протокол № 7 от 24.03.2011)

 

Заведующий кафедрой

_____________ Л. Н. Иванова

(подпись) (И.О.Фамилия)

 

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета__дошкольного и начального образования УО МГПУ им. И. П. Шамякина

(название учреждения высшего образования)

(протокол № 8 от 15.04.2011)

 

Председатель

Совета факультета

__________ _____________

(подпись) (И.О.Фамилия)

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Педагогическая практика в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда) специальных дошкольных учреждений (групп) для детей с тяжелыми нарушениями речи» разработана с учетом требований образовательного стандарта, предъявляемых к данному виду деятельности студентов педагогического вуза.

Педагогическую практику в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда) специальных дошкольных учреждений (групп) для детей с тяжелыми нарушениями речи проходят студенты, получающие специальность «Логопедия. Специальная психология» факультета дошкольного и начального образования дневной формы обучения. Выполняя функции учителя-дефектолога (учителя-логопеда), студенты овладевают системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, методическую, просветительскую работу, планировать и проводить логопедические занятия с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи. Студенты получают необходимые сведения о психофизиологических особенностях детей с речевыми нарушениями, специфике их поведения, деятельности, познавательной и эмоционально-волевой сфер.

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

... стойкость эмоций Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного аффекта (гнева), не ... скованное или неадекватное эмоциональное и социальное поведение; беспорядочное мышление; расстройство речи Антисоциальное расстройство личности - Импульсивное черствое поведение, основанное на ...

Целью практики является овладение системой профессионально-педагогических умений и навыков учителя-логопеда, работающего в специальном дошкольном учреждении (группе) для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи практики:

— закрепление и углубление теоретических знаний студентов по различным разделам медико-педагогических и психолого-педагогических дисциплин;

— закрепление умений студентов осуществлять профилактическую, диагностическую, коррекционную работу в отношении детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;

— формирование необходимых для учителя-логопеда личностных качеств;

— анализ и реализация преемственности в работе специалистов разного профиля в условиях специального дошкольного учреждения;

— развитие интереса студентов к научно-исследовательской работе;

— формирование навыков анализа и обобщения педагогического опыта;

— воспитание творческого подхода к педагогической деятельности.

В результате прохождения практики студенты приобретают умения:

— педагогически грамотно обследовать и адекватно корригировать различные речевые нарушения детей дошкольного возраста;

— планировать коррекционно-педагогическую работу и реализовывать коррекционные задачи в различных видах деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи;

— устанавливать позитивные отношения с детьми с недоразвитием речи, с заиканием и их родителями, владеть техникой их консультирования;

— взаимодействовать со специалистами, работающими с детьми с тяжелыми нарушениями речи;

— осуществлять отбор, дидактическую переработку и адаптацию учебного материала с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с нарушениями речи;

— использовать достоверные научные сведения, инновационные подходы и достижения в области коррекционной педагогики в целях психолого-педагогического просвещения родителей и педагогических работников;

— осуществлять профилактическую работу в отношении осложнений, вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи, заиканием;

— владеть навыками ведения документации учителя-логопеда дошкольного учреждения образования;

— работать с учебно-методической литературой, нормативными документами, регламентирующими деятельность специального дошкольного учреждения, системы специального образования.

Сформированные в период практики специальные педагогические умения и навыки составляют важный компонент профессиональной подготовки будущих специалистов-дефектологов.

Для прохождения практики студенты распределяются в специальное дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи или группу для детей с тяжелыми нарушениями речи на базе массового общеобразовательного дошкольного учреждения в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда).

Руководство и контроль над работой студентов в период практики осуществляют групповой руководитель практики от кафедры практической психологии и дефектологии, методист вуза, учитель-дефектолог специального учреждения образования.

17 стр., 8264 слов

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

... развитие речи дошкольников с нарушениями слуха .1 Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, ...

Данный вид практики студенты проходят на V курсе в 9 семестре в течение четырёх недель. Общее количество часов – 216 ч.

Форма контроля – дифференцированный зачёт.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Студенты во время прохождения практики реализуют следующие направления профессиональной деятельности учителя-логопеда:

· осуществление логопедического и психолого-педагогического обследования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи;

· проведение дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи у детей на основе анализа материалов обследования;

· текущее и перспективное планирование педагогической деятельности (перспективный план, планы индивидуальных и подгрупповых занятий);

· организация и проведение логопедических занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), заикание;

· консультирование родителей детей с тяжелыми нарушениями речи, а также специалистов дошкольного учреждения, работающих с данной категорией детей;

· осуществление информационно-просветительской деятельности, пропаганда логопедических знаний;

· налаживание профессионального взаимодействия, осуществление преемственности в работе специалистов из смежных областей в условиях дошкольного учреждения;

· проведение исследовательской деятельности (например, с целью получения эмпирических материалов для курсового проекта, для подготовки публикаций к студенческой конференции);

· самообразование и самоподготовка.

Осуществление студентами названных направлений деятельности в условиях учреждения дошкольного образования обеспечивает закрепление теоретических знаний, овладение практическими умениями и навыками, подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

· Для прохождения педагогической практики студенты распределяются в специальные дошкольные учреждения (группы) для детей с тяжелыми нарушениями речи по 2-3 человека в группу.

· Руководство и контроль над работой студентов в период практики осуществляет групповой руководитель педпрактики и логопеды детского сада.

· Студенты работают в детском саду в соответствии с расписанием рабочего дня логопеда и индивидуальными планами. Рабочий день студента составляет 6 часов, 2 из которых отводится на самоподготовку к занятиям.

· Студенты проводят психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей, подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми с ТНР.

· Студенты посещают занятия логопеда и своих однокурсников, активно участвуют в их анализе. Анализ занятий, консультации логопедов и методиста практики проводятся в зависимости от расписания занятий и режима дня данной группы детей.

· За время практики каждому студенту необходимо принять участие в обсуждении 20-25 подгрупповых и индивидуальных занятий.

· Студенты самостоятельно проводят подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми с ТНР, осуществляют самоанализ.

· За время практики каждый студент проводит не менее 4 зачётных занятий (2 подгрупповых и 2 индивидуальных), которые оцениваются логопедом и руководителем практики.

· Студенты могут принять участие в работе педагогических советов учреждения, в заседаниях методического объединения логопедов (по согласованию с методистом, логопедами, администрацией сада).

22 стр., 10968 слов

Идивидуальный подход к детям в процессе занятий по развитию речи

... уровня эффективности развития речи дошкольников. Гипотеза: индивидуальный подход на занятиях будет способствовать активизации речевой деятельности детей при выполнении ... практике; - определить критерии уровня развития речи детей; - выявить особенности усвоения родного языка; - разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методику индивидуального подхода на занятиях по развитию речи. ...

· Студенты, имеющие музыкальное образование, могут проводить логоритмические занятия с детьми (по согласованию с методистом, логопедами, администрацией сада).

· Педагогическая практика в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда) специальных дошкольных учреждений (групп) для детей с тяжелыми нарушениями речи состоит из четырех этапов: установочного, организационно-ознакомительного, основного, заключительного.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

 

I ЭТАП практикиустановочный.

Содержание деятельности на установочном этапе практики:

— участие в установочной конференции, ознакомление с задачами, организацией, этапами практики, отчетной документацией, закрепление за руководителями (методистами) и распределение по дошкольным учреждениям;

— групповые руководители беседуют со студентами своей группы, сообщают о конкретных требованиях, предъявляемых к студентам при выполнении программы практики; рекомендуют наглядный и дидактический материал для обследования детей, предлагают список специальной и методической литературы;

— прибытие на базу практики, закрепление студентов за учителями-логопедами, оформление документации.

II ЭТАП практикиорганизационно-ознакомительный.

Основным содержанием практики на данном этапе является формирование у студентов умений проводить психолого-педагогическое обследование детей с ОНР, ФФН, заиканием; анализировать результаты обследования, а также участие в психолого-педагогическом консультировании детей с тяжелыми нарушениями речи.

После проведенного обследования детей студенты составляют перспективный план логопедической работы, изучают программные документы по обучению и воспитанию, методические пособия, которые будут использоваться при проведении коррекционной работы.

Виды деятельности на организационно-ознакомительном этапе практики:

— знакомство с администрацией, логопедом, другими специалистами дошкольного учреждения, а также с режимом работы учреждения образования;

— изучение нормативной документации, регламентирующей работу учреждения, на базе которого организована практика; изучение документации учителя-дефектолога детского сада:

Ø протоколы обследования ребенка на МППК (в ЦКРОиР);

Ø речевые карты детей;

Ø журнал учета продвижения детей;

Ø перспективный план работы;

Ø календарные планы подгрупповых и индивидуальных занятий;

Ø журнал учета посещения детьми занятий;

Ø график работы логопеда, заверенный заведующей;

Ø тетрадь преемственности работы логопеда, воспитателя и музыкального работника;

Ø индивидуальные тетради домашних заданий;

— изучение конкретных условий работы специалистов разного профиля дошкольного учреждения образования;

13 стр., 6170 слов

Работа логопеда по формированию лексико-грамматического строя ...

... логопедов, которые смогут своевременно выявить минимальные расстройства слуха у детей с логопедическими проблемами, направить их к отоларингологу для лечения и эффективно организовать свою коррекционную работу ... строя речи у слабослышащих детей дошкольного возраста. 2.3. Анализ экспериментальной работы по лексико-грамматическому строю речи у слабослышащих детей дошкольного возраста. Выводы Заключение ...

— анализ преемственности в работе логопеда, воспитателей, врачей, музыкальных работников, психолога;

— наблюдение за проведением логопедического и психолого-педагогического обследования детей учителем-логопедом;

— изучение порядка приема детей и комплектования групп для детей с тяжелыми нарушениями речи;

— наблюдение за консультативной работой учителя-логопеда с родителями и педагогами;

— самостоятельное логопедическое обследование детей и диагностика речевых нарушений на основе анализа материалов обследования;

— текущее и перспективное планирование педагогической деятельности (перспективный план, планы индивидуальных и подгрупповых занятий, составление графика проведения зачетных занятий).

III ЭТАП практикиосновной.

В этот период студенты активно проводят индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Обращается внимание студентов на особенности познавательной деятельности, речевого поведения детей дошкольного возраста в различных ситуациях и общении со сверстниками и взрослыми, необходимость их учета в коррекционной работе. Студенты составляют подробную психолого-педагогическую характеристику на детей с ТНР на основе проведенного обследования и динамического наблюдения в процессе индивидуальных логопедических занятий, игр, режимных моментов.

Рекомендуется систематически проводить разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук. При работе с заикающимися детьми акцентируется внимание на использование различных методик коррекции заикания (использование усложняющих форм речи, коррекция заикания в процессе игровой и трудовой деятельности, логоритмических занятий и т.д.).

Студенты овладевают практическими навыками психотерапевтического воздействия не только на ребенка, но и на окружающих его людей с целью нормализации микросреды заикающегося ребенка. Обращается внимание студентов на важность профилактической работы с целью предупреждения появления и усиления заикания.

Работа с родителями детей ведется студентами по разным направлениям. Выясняются условия воспитания в семье, особенности различных видов деятельности и поведения детей дома, анализируются трудности обучения, проводятся беседы и консультации с родителями. Родители приглашаются на индивидуальные занятия, студенты обучают родителей приемам закрепления навыков, полученных ребенком на логопедических занятиях.

Виды деятельности на основном этапе практики:

— участие в диагностической работе логопеда, самостоятельное обследование детей;

— наблюдение и анализ хода и результатов индивидуальных и подгрупповых занятий, проводимых учителем-логопедом;

— анализ взаимодействия и преемственности в работе логопеда, воспитателя группы детей с тяжелыми нарушениями речи и других специалистов;

— просмотр и анализ занятий, проводимых студентами-однокурсниками (наблюдение и анализ занятий фиксируются в дневнике практики);

— методически правильный подбор, изготовление речевого и наглядного дидактического материала для самостоятельного проведения занятий;

2 стр., 717 слов

Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического ...

... логоритмической работы при устранении дизартрии у детей. // Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. -Л., 1991. 6. Основные направления формирования музыкального мышления на логоритмических занятиях ... -психомоторных и речевых функций, но и на включении в интегративную деятельность мозга пораженных и недеятельных структур путем их целенаправленной коррекции и ...

— самостоятельное проведение занятий, самоанализ занятий;

— логопедическая пропаганда среди педагогов и родителей детей с речевыми нарушениями (лекции, беседы, составление памяток, выступление с сообщениями по материалам своих научно-исследовательских работ и др.);

— консультативная работа с родителями;

— изучение нормативной документации, методических пособий и литературы по вопросам коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

IV ЭТАП практики – заключительный.

Содержание деятельности на заключительном этапе практики:

— выводы по основным результатам практики;

— предложения по совершенствованию организации и содержания практики.

Подведение итогов практики в условиях учреждения, на базе которого она организована.

На конференции, проводимой на факультете, студенты выступают с научно-практическими докладами по итогам практики, отчитываются по проделанной работе, демонстрируют лучшие наглядные пособия и дидактический материал, обсуждают возможности оптимизации организации данного вида практики.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ И ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1. Дневник по практике, в котором отражаются:

– расписание работы логопеда;

– картотека логопеда;

– перспективный план логопедической работы на период прохождения практики;

– список детей, их речевой диагноз;

– индивидуальный план работы студента; график проведения студентами индивидуальных и подгрупповых занятий;

– конспекты занятий, проведённых логопедом и студентами группы, анализ занятий;

– конспекты собственных занятий с записью замечаний и рекомендаций логопеда и руководителя практики;

– список литературы, рекомендованной логопедом и руководителями практики для проведения коррекционной работы с детьми.

2. Две речевые карты на детей с различной речевой патологией.

3. Конспекты 4-х зачётных логопедических занятий с самоанализом (два подгрупповых и два индивидуальных занятия).

4. Тексты двух бесед (консультаций) для родителей и воспитателей по проблемам воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (ОНР, ФФН, заикание).

5. Психолого-педагогическая характеристика на двух детей с тяжелыми нарушениями речи.

6. Два наглядных пособия для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

7. Отчёт о прохождении логопедической практики.

 

СХЕМА ОТЧЕТА СТУДЕНТА О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Отчет о педагогической практике в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда) специального дошкольного учреждения (группы) для детей с тяжелыми нарушениями речи

студента (-ки) ______ группы дневной формы получения высшего образования специальности «Логопедия. Специальная психология» факультета ДиНО УО МГПУ им. И. П. Шамякина ___________________________(Ф.И.О.) в (название учреждения)_______________ в период с ______ по ______ 20… г.

 

I. Краткая характеристика основных этапов практики.

7 стр., 3320 слов

Индивидуальные занятия для детей с нарушениями опорно двигательного аппарата 2

... ссостоянием и деятельностью всех систем своего организма. На этой ступени своегоразвития ребенок отражает мир ... методика коррекций ОДА.          Гипотеза:индивидуальные занятия для детей с нарушениями ОДА позволяют достичь наиболеелучших ... позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплениюздоровья детей должны находиться, во- ...

II. Объем и содержание педагогической работы, выполненной за период практики:

1. Количество проведенных подгрупповых и индивидуальных занятий. Трудности, возникшие при проведении занятий, их причины. Использование в работе специальной литературы, дидактического материала и наглядных пособий. Характер и степень помощи учителя-логопеда и руководителя практики.

2. Количество посещенных и проанализированных занятий, степень сформированности собственных навыков оценки занятий (трудности, возникшие при анализе и оценке посещенных занятий).

3. Краткая характеристика детей, с которыми студент-практикант проводил индивидуальные логопедические занятия, результаты этих занятий, их самооценка (что удалось, не удалось, причины неудач).

4. Участие в процессе анализа и обсуждения логопедических заключений на детей группы.

5. Данные о содержании и результатах научно-исследовательской работы, выполненной в период практики.

6. Содержание и основные результаты работы студента-практиканта с учителем-логопедом, с другими специалистами, с родителями. Количество открытых занятий, бесед, консультаций, проведенных для родителей.

7. Количество и название изготовленных наглядных пособий и дидактического материала.

8. Название, количество документов, подготовленных к окончанию практики, сроки их оформления.

9. Выводы и предложения по совершенствованию организации и содержания педагогической практики студентов.

_________________

(дата)

 

(подписи) И. О. Фамилия руководителя учреждения

И. О. Фамилия учителя-логопеда

И. О. Фамилия студента

М.П. (заверяется печатью)

ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Титульный лист

Дневник педагогической практики

 

студента (-ки) курса группы факультета ДиНО

УО МГПУ имени И. П. Шамякина

 

Педагогическая практика в ДУ № ____

группе (для детей с нарушениями речи)

района, г.

спо 20…. г.

1страница__

Методист (Ф.И.О.)

Учитель-логопед (Ф.И.О.)

Воспитатели групп (Ф.И.О.)

Руководитель учреждения (Ф.И.О.)

Адрес учреждения _______________________Телефон_______________

 

2 страница Расписание работы логопеда.

3 страница Индивидуальный план работы на период педагогической практики.

4 страница (и далее) Фиксируется ежедневная работа. Записи ведутся в свободной форме.

СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ

Титульный лист

Конспект логопедического занятия,

проведенного студентом ___ курса __ группы факультета ДиНО

УО МГПУ им. И.П.Шамякина

в группе ___________________________

дата проведения _______ время проведения _____________

Учитель-дефектолог _______________________

19 стр., 9473 слов

Развитие межфункциональных корковых связей как основа коррекционной ...

... эмоционально-личностной сферы ребенка. Речь организовывает все психические функции, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение. Она ... (17 занятий), каждое занятие длилось 20 минут. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ РЕЧИ 1.1 СВЯЗЬ РЕЧИ С ДРУГИМИ ВПФ Речь является одной ... 4.3 Результаты исследования Глава 5. Коррекционная работа для детей с нарушением речи на основе построения межфункциональных связей ...

подпись

Групповой руководитель практики ______________________

подпись

 

Конспект

1. Тема и цель занятия.

2. Основные задачи занятия.

3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки).

4. Речевой материал.

5. Этапы занятия.

6. Содержание этапов занятия (с указанием инструкций учителя-дефектолога, предполагаемых ответов детей, основных методических приемов).

7. Используемая литература.

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Выбор темы занятия, его место в общей системе занятий по преодолению того или иного речевого нарушения. Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей. Объем материала и его доступность.

2. Правильность постановки цели и задач занятия, их соответствие теме и содержанию занятия. Комплексность коррекционно-образователъных, коррекционно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Адекватность выбора речевого материала задачам занятия.

3. Организация занятия: умение регулировать поведение; эсте­тическое оформление, используемое оборудование, качество нагляд­ных пособий и дидактического материала.

4. Структура занятия: основные этапы, их логическая последовательность, композиционная стройность, четкость перехода от одного этапа к другому, связь между отдельными частями занятий, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на групповую и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени).

Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.

5. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация общедидактических и специальных принципов обучения. Правильность отбора разнообразных приемов и методов, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Знание учебного материала, владение методами и приемами работы на занятии, осуществление коррекционных приемов обучения, умение использовать методические пособия, ТСО. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, активизации познавательной деятельности и др.), способов поддержания интереса, коммуникативной активности детей. Дифференцированный и индивидуальный подход в процессе занятий для активизации познавательной деятельности. Сочетание индивидуальных и групповых форм работы. Контроль над речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и четкость инструкций и вопросов учителя-логопеда. Включение элементов логопедического массажа, психогимнастики, рациональной психотерапии, логоритмики на занятии.

Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей. Содержание и методика домашнего задания. Инструктаж о его выполнении. Дополнительные и индивидуальные задания.

6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии: активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивости внимания в начале занятия и на определен­ных этапах, возможности переключения внимания от одного задания к другому, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.

8 стр., 3712 слов

Игра на занятиях изобразительной деятельности как средство развития ...

... способности дошкольников посредством игры на занятиях изобразительной деятельности? Объект: развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности. Предмет: значение игровых методов и ... знакомят с книжными иллюстрациями, народной игрушкой. В содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста входит обучение их рисованию, лепке, аппликации, ...

7. Характеристика деятельности логопеда. Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы, владение приемами повышения активности, интереса и внимания детей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь логопеда (доступность, логичность, интонационная выразительность и эмоциональность).

8. Результаты занятия. Достижение цели и задач, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приемов.

9. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия. При анализе логопедического занятия необходимо руководствоваться следующими положениями педагогической этики:

— доброжелательный тон анализа;

— объективность, принципиальность в оценке позитивных и негативных моментов занятия;

— аргументация замечаний.

СХЕМА-ПАМЯТКА САМОАНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

(занятие по развитию речи, звукопроизношению, грамоте)

1.Тема, цель.

2.Реализация коррекционных задач (обоснование актуальности поставленных коррекционно-развивающих задач для конкретных детей и возможностей их реализации на данном занятии; оценка формулировок задач с позиций направленности на ребенка, конкретности и конструктивности; степень реализации поставленных задач).

3.Построение занятия (структура, этапы).

4.Организация деятельности детей (фронтальная, групповая, индивидуальная работа; инструктирование, организация внимания и деятельности детей, контроль).

Оценка руководства работой детей.

5.Направления логопедической работы (развитие артикуляционного аппарата; работа по развитию речевого слуха; работа по развитию фонематического слуха; речевое дыхание; воспитание голоса; звуковой анализ слова; характеристика звуков, букв; состав речи; подготовка к письму (создание условий); письмо (качество, постановки руки ребенка, координация и т.д.).

6.Средства обучения (методы и способы, приемы), используемые педагогом. Опора на наглядные средства.

7.Степень активности детей на занятии.

8.Логическая связь между частями занятия.

9.Дифференцированный подход в учебно-воспитательной деятельности. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

10.Типичные речевые затруднения и ошибки детей, коррекция их педагогом.

11.Результаты занятия. Итоги деятельности детей (качество выполнения работы, что приобрели нового, что повторяли и т.д.).

Самооценка логопеда.

СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

1. Общие сведения о ребёнке.

2. Характеристика условий воспитания.

3. Состояние представлений об окружающем.

4. Особенности развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

5. Особенности личности и межличностных отношений.

6. Особенности развития моторики.

7. Особенности характера и поведения ребёнка.

8. Заключение.

9. Рекомендации.

Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики на ребенка

1. В процессе психолого-педагогического изучения ребенка студенту необходимо использовать весь комплекс диагностических методов и приемов выявления особенностей его поведения и деятельности, а также уровня развития познавательных процессов и некоторых особенностей личности (средства: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением в процессе учебных занятий и внеурочной работы; изучение психолого-педагогической документации и продуктов деятельности ребёнка; индивидуальные диагностические беседы; проведение диагностических методик).

2. Все особенности развития ребенка следует аргументировать конкретным материалом, который накапливался в процессе практики и который зафиксирован в протоколах обследования и в регистрационных бланках по каждой методике. Безналичия такого фактического материала характеристика не может быть признана состоятельной.

3. Характеристика должна быть написана за 2- 3 дня до окончания практики, просмотрена и завизирована методистом, учителем-дефектологом и сдана для проверки групповому руководителю практики.

4. Психолого-педагогическая характеристика пишется на отдельных листах формата А4. Титульный лист оформляется следующим образом:

 

Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника ДУ №____

(указывается имя, первая буква фамилии, возраст ребёнка, группа, год обучения в специальном учреждении (группе)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ЗА ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Студенты защищают отчёты по педагогической практике индивидуально. Групповой руководитель практики выставляет итоговую отметку по производственной педагогической практике.

Отметку «десять» получает студент:

Ø показавший глубокие знания теоретического материала, творческое использование знаний в процессе планирования и подготовки к выполнению программы практики; творческую самостоятельность и инициативность;

Ø способный методически верно организовать обследование, проведение логопедических занятий и осуществить их анализ (самоанализ); проявивший самостоятельность и инициативность в подготовке к занятиям с детьми, составлении конспектов занятий;

Ø имеющий отличные отметки (десять) за зачётные занятия;

Ø продемонстрировавший высокий уровень организации взаимодействия в педагогической деятельности со специалистами учреждения, имеющий их положительные отзывы;

Ø предоставивший отчётную документацию в указанные сроки и оформивший её в точном соответствии ко всем требованиям.

Отметку «девять» получает студент:

Ø продемонстрировавший свободное владение теоретическим материалом при организации практической деятельности в учреждении образования;

Ø проявивший самостоятельность в планировании и проведении педагогической работы: организации обследования, проведении логопедических занятий, составлении конспектов занятий, их анализа (самоанализа);

Ø имеющий преимущественно отметки «девять» за зачётные занятия;

Ø получивший положительные отзывы специалистов учреждения образования о его практической деятельности;

Ø предоставивший отчётную документацию в указанные сроки и оформивший её в точном соответствии ко всем требованиям.

Отметку «восемь» получает студент:

Ø продемонстрировавший знание теоретического материала, представляющего основу практической деятельности;

Ø показавший самостоятельность в подготовке к логопедическим занятиям, проведении обследования; недостаточную организованность при составлении конспектов к занятиям и их анализе (самоанализе);

Ø владеющий навыками организации сотрудничества со специалистами учреждения образования и имеющий положительные отзывы;

Ø получивший преимущественно отметки «восемь» за зачётные занятия;

Ø предоставивший отчётную документацию в указанные сроки и оформивший её в точном соответствии ко всем требованиям.

Отметку «семь» получает студент:

Ø показавший достаточный уровень знаний теоретического материала при организации практической деятельности;

Ø организовавший методически верно с незначительными недостатками проведение обследования и логопедических занятий, допустивший некоторые погрешности при составлении конспектов занятий и анализа (самоанализа) к ним;

Ø имеющий положительные отзывы специалистов учреждения образования, владеющий навыками организации взаимосотрудничества;

Ø получивший преимущественно отметки «семь» за зачётные занятия;

Ø предоставивший отчётную документацию в указанные сроки и оформивший её в соответствии с основными требованиями.

Отметку «шесть» получает студент:

Ø показавший недостаточный уровень теоретических знаний для организации практической деятельности;

Ø допустивший неточности в планировании и организации логопедической работы, проявивший относительную самостоятельность при проведении обследования, логопедических занятий, составлении конспектов занятий, анализа и самоанализа к ним;

Ø продемонстрировавший недостаточный уровень активности в процессе взаимодействия с педагогическим коллективом учреждения образования и получивший от него нейтральные отзывы;

Ø имеющий за зачётные занятия в основном отметку «шесть»;

Ø предоставивший отчётную документацию в указанные сроки и оформивший её в соответствии с основными требованиями.

Отметку «пять» получает студент:

Ø показавший недостаточный уровень знаний теоретического материала и практических умений;

Ø допустивший ошибки в планировании и организации логопедической работы, проявивший низкий уровень самостоятельности при проведении обследования, логопедических занятий, составлении конспектов занятий, анализа и самоанализа к ним;

Ø продемонстрировавший низкий уровень активности в процессе взаимодействия с педагогическим коллективом учреждения образования и получивший от него нейтральные отзывы;

Ø имеющий за зачётные занятия в основном отметку «пять»;

Ø предоставивший с опозданием отчётную документацию частично соответствующей требованиям программы практики.

Отметку «четыре» получает студент:

Ø показавший низкий уровень теоретических знаний и практических умений, несамостоятельность и безынициативность в практической деятельности;

Ø частично владеющий навыками планирования и организации

Ø логопедической работы, испытывающий трудности при проведении обследования, логопедических занятий, составлении конспектов занятий, анализа и самоанализа к ним;

Ø продемонстрировавший низкий уровень активности в процессе взаимодействия с педагогическим коллективом учреждения образования и получивший от него нейтральные отзывы;

Ø имеющий за зачётные занятия в основном отметку «четыре»;

Ø предоставивший с опозданием отчётную документацию частично соответствующей требованиям программы практики.

Отметку «три» получает студент:

Ø показавший низкий уровень теоретических знаний и практических умений;

Ø не владеющий навыками планирования и организации логопедической работы, испытывающий значительные трудности при проведении обследования, логопедических занятий, составлении конспектов занятий, анализа и самоанализа к ним;

Ø получивший отрицательные отзывы о проделанной работе от специалистов учреждения образования;

Ø имеющий за зачётные занятия в основном отметку «три»;

Ø предоставивший с опозданием отчётную документацию не соответствующую требованиям программы практики.

Отметку «два» получает студент:

Ø показавший низкий уровень практических умений и навыков; несамостоятельность и безынициативность в практической деятельности;

Ø не владеющий методами и приёмами организации и проведении коррекционно-педагогической работы;

Ø получивший отрицательные отзывы от специалистов учреждения образования;

Ø предоставивший с опозданием отчётную документацию не соответствующую требованиям программы практики.

Отметку «один» получает студент:

Ø не выполнивший программу практики.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

 

1. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с детьми с тяжелыми нарушениями речи: учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошкольных учреждений / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 151 с.

2. Белякова, Л.И. Логопедия. Заикание: Учеб. пособие./ Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. — М., 2001.

3. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. / Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Р. Шишкова. — М., 2004.

4. Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972.

5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.

6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. — СПб., 2003.

7. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

8. Ефименкова Л.Н, Формирование речи у дошкольников. – 2-е изд., перераб. – М., 1985.

9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – 2-е изд., перераб. – М., 1990.

10. Зайцева Л.А. Метадычныя матэрыялы па карэкцыі маўленчай i пазнавальнай дзейнасці вучня з цяжкім парушэннямі маўлення. – Мн., 1996.

11. Зайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией: Метод. рекомендации. – Мн., 1994.

12. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

13. Крылова Н.В. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1991. – №1.

14. Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефектология. – 1985. – №2.

15. Методика обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина.- М., 1982.

16. Методические рекомендации к планированию работы логопедов специализированных дошкольных учреждений и групп при детских садах общего типа для детей с общим недоразвитием речи / Сост. Л.Н. Мороз. – Мн., 1987.

17. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.

18. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М., 1993.

19. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

20. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Н.В. Нищева. — СПб., 2003.

21. Организация работы дошкольного логопедического пункта при массовых детских садах: Методические рекомендации / Под ред. Г.И.Селиверстова. – М., 1988.

22. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 200с.

23. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.

24. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.-метод. пособие / Сост.: Н.Н. Баль, Н.И. Логинова. – Мн.: БГПУ, 2004. – 29 с.

25. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.

26. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Учеб. пособие. Ч.1-2. – М., 1993.

 

Дополнительная

1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – Спб., 1994. – 208 с.

2. Гладкая, В.В. Я и мир: учеб. пос. для подгот. кл. спец. общеобразов. шк. для детей с ЗПР и спец. общеобразов. шк. для детей с ТНР с рус. яз. об. / В.В. Гладкая. – Мн.: «Народная асвета», 1999. – 187 с.

3. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей: словарный запас. – М.: АРКТИ, 2001.

4. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей: звуковая сторона. Альбом 1. – М.: АРКТИ, 2001.

5. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Універсітэцкае, 1997. – 237 с.

6. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М., 2002.

7. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогической комиссиях. – 2-е изд. – М., 1984.

8. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: Пособие для психол.-пед. комис. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 32 с.; 115 карт.

9. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия “Школа для всех”. – М.: Новая школа, 2000. – 160 с.

10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

11. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Мы учимся и развиваемся. – Мн.: Народная асвета, 2000. – 214 с.

12. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

13. Лукина, Н.А. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста (3-4 года): метод. пос. / Н.А. Лукина, И.Ф. Сарычева. – Санкт-Петербург: Паритет, 2008. – 107 с.

14. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002.

15. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

16. Психолого-педагогическое сопровождение и развитие ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л.М. Шипициной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 528 с.

17. Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. – М., 1994.

18. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

19. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб. речевого материала для логопедических занятий с детьми. – 2-е изд., испр. и доп. – Кызыл, 1993.

20. Филичева Т.Б., Думанова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.

21. Филичева Т.Б.Думанова Т.В. Совершенствование связной речи. – М., 1994.

22. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – 56 с.