Организация государственного экзамена

ПОРЯДОК

организации И ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО Профессиональному модулю «ПЕДАГОГИЧЕСКая деятельность»

СпециальностьНародное художественное творчество (по видам)

ВидХореографическое творчество (народное, эстрадное, бальное)

КвалификацияРуководитель любительского творческого коллектива, преподаватель

1. Цели экзамена:

Проверка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций, профессиональной активности выпускника и его самостоятельности.

Государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» является основанием для присвоения квалификации преподаватель.

2. Требования ФГОС СПО к минимуму содержания по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность»

Общие компетенции Показатели оценки результата
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. — проявление активности и интереса к осуществлению профессиональной деятельности; — проявление активности к участию в конкурсной, выставочной деятельности; — положительные отзывы по результатам прохождения практики.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. — осуществление планирования деятельности — своевременность сдачи заданий, отчетов по практике; — обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения по педагогике психологии и методике; — адекватность самооценки.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. — планирование и осуществление деятельности по педагогической деятельности; — полнота и адекватность учета рисков; — аргументированность и адекватность принятия решений в нестандартных ситуациях.
ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

— аргументированность и адекватность отбора и качество анализа информации, необходимой для решения профессиональных задач и для дальнейшего применения в процессе профессионального саморазвития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. — демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; — владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; — аргументированность применения ТСО в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством. — владение методами убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, коллегами по работе, руководством, родителями (лицами, их заменяющими); — определение причин возникновения конфликтов и нахождение способов их решения.
ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

— обоснованность постановки цели и задач занятия, культурно-досугового мероприятия; — аргументированный отбор методов, средств, форм организации занятия, культурно-досугового мероприятия.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. — определение задач личностного развития на основе самопознания; — обоснованность целей и этапов профессионального развития и самосовершенствования; — определение путей достижения поставленных целей.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. — проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности; — применение в образовательном процессе современных образовательных технологий с учетом вида учреждения и возможностей обучающихся.
ОК10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности. -обоснованность применения умений и знаний базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
ОК11.Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.   -актуальность применения умений и знаний профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции Показатели оценки результата
ПК 2.1. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности. — воспроизведение основных понятий и терминов в области педагогики; психологии, специальных дисциплин — учет возрастных и индивидуальных особенностей психического развития обучающихся, — использование методов психолого-педагогического исследования для правильного построения педагогического процесса; — осуществление педагогической деятельности в соответствии с нормативными документами, защищающими права ребенка; — ясность, аргументированность и доступность изложения основных теоретических положений педагогической науки
ПК 2.2. Использовать базовые теоретические знания и навыки, полученные в процессе профессиональной практики, для педагогической работы. — осуществление организационной работы с творческим коллективом в процессе профессиональной практики в соответствии с требованиями; — обоснованный выбор методов, форм и средств учебно-воспитательной работы; — владение приемами подготовки к учебному занятию; — разработка плана-конспекта урока на основе предложенного алгоритма; — обоснованность отбора методов и средств обучения; — ясность, аргументированность анализа учебного занятия.
ПК 2.3. Планировать, организовывать и методически обеспечивать учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования детей, общеобразовательной организации. — разработка перспективных и календарных планов работы по программам дополнительного образования детей в области хореографии в соответствии с требованиями; — использование различных способов организации и планирования учебно-воспитательного процесса; — подготовка материально-технического и дидактического обеспечения занятий; — проведение занятий согласно разработанному и утвержденному плану-конспекту; — целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий; — установление педагогически целесообразных взаимоотношений с обучающимися.
ПК 2.4. Пользоваться учебно-методической литературой, формировать, критически оценивать и грамотно обосновывать собственные приемы и методы преподавания — отбор учебно-методической литературы для осуществления учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательной школе и творческом коллективе; — использование методической литературы и других источников информации, необходимых для подготовки к урокам и репетициям; — осуществление анализа и самоанализа приемов и методов преподавания.
ПК 2.5. Применять разнообразные формы учебной и методической деятельности, разрабатывать необходимые методические материалы — использование разнообразных методических приемов в педагогической работе с творческим коллективом; — осуществление анализа и объективного оценивания образовательных технологий, используемых в деятельности руководителя творческого коллектива; — соответствие учебно-планирующей документации, возрастным особенностям обучающихся и предъявляемым требованиям; — отбор методической литературы и других источников информации, необходимых для подготовки к художественно-творческой работе в коллективе и с отдельными его участниками, с учетом возрастных и личностных особенностей.

Выпускник должен:

иметь практический опыт:

— работы с творческим коллективом в качестве руководителя и преподавателя;

— работы с учебно-методической документацией;

— использования в педагогической работе действующих примерных учебных планов, образовательных стандартов;

уметь:

— использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;

— организовывать и проводить художественно-творческую работу в коллективе и с отдельными его участниками с учетом возрастных и личностных особенностей;

— пользоваться специальной литературой, делать педагогический анализ используемых произведений;

— общаться и работать с людьми разного возраста;

— правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению;

— организовывать и вести учебно-образовательный процесс в творческом коллективе;

— анализировать и применять действующие образовательные программы, пользоваться учебно-методическими материалами;

— подбирать репертуар, соответствующий возрасту и интересам участников творческого коллектива;

— использовать разнообразные методические приемы в педагогической и творческой работе с коллективом;

знать:

— основные понятия психологии (психику, сознание, личность, индивида, потребности, мотива, интереса, вкуса, ценностных ориентаций личности, мышления, эмоций, чувств);

— закономерности психического развития человека, его возрастные и индивидуальные особенности;

— методы психологической диагностики личности;

— понятия: этнопсихология, национальный характер;

— особенности детской и подростковой психологии;

— особенности психологии художественного творчества, связь интуиции и творчества;

— основные понятия педагогики (воспитание, образование, развитие учащихся);

— этапы истории педагогики;

— роль семьи и социума в формировании и развитии личности ребенка;

— понятия о дидактике и методике преподавания, цели, задачи, содержание и формы педагогического процесса, средства обучения;

— требования к личности педагога;

— закономерности межличностных и внутригрупповых отношений, нормы делового общения, профессиональной этики и этикета работника культуры и педагога;

— методические основы организации и планирования учебно-образовательного процесса;

— принципы формирования репертуара;

— методы работы с творческим коллективом;

— методики проведения групповых и индивидуальных занятий с участниками творческого коллектива, репетиционной работы;

— порядок ведения учебно-методической документации.

Организация государственного экзамена

Государственный экзамен включает представление портфолио студента по педагогическому модулю и анализ видео фрагмента занятия по хореографии.

Задание для подготовки к государственному экзамену, требования и критерии оценки портфолио студента и видео фрагмента занятия выдаются обучающимся не позднее, чем за шесть месяцев до начала проведения государственной итоговой аттестации.

Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) выставляет студенту общую оценку на основе представленных материалов портфолио и анализа видео фрагмента занятия по хореографии.

Место проведения: специально подготовленная учебная аудитория, оснащенная компьютером, мультимедийным проектором, экраном, звуковыми колонками.

Время на подготовку к ответу – 0,5 часа.

Время для ответа студента – не более 0,5 часа.

3.1. Целевое назначение портфолио студента по педагогическому модулю заключается в комплексном информационном, организационно-методическом сопровождении студента для самостоятельного решения целого ряда важных и сложных педагогических задач, связанных с профессиональным и личностным развитием, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения, общие и профессиональные компетенции, соответствующие основному виду профессиональной деятельности – педагогическая деятельность.

3.1.1. Сдача портфолио студента по педагогическому модулю на проверку и оценку осуществляется не позднее, чем за неделю до проведения государственного экзамена по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность».

3.1.2. Члены ГЭК отсматривают представленные портфолио студентов по педагогическому модулю и оценивают их в соответствии с критериями. В ходе проведения государственного экзамена члены ГЭК задают вопросы по содержанию портфолио.

3.1.3. Содержание портфолио студента по педагогическому модулю состоит из инвариантной (обязательной) и вариативной (по выбору студентов) частей.

Инвариантная часть включает в себя:

1. Представление баз преддипломной практики.

2. Психолого-педагогическая характеристика группы (коллектива, ученика).

3. План учебно-воспитательной работы коллектива (на период прохождения преддипломной практики).

4. Репертуарный план коллектива.

5. Образцы рабочих программ по хореографическим дисциплинам.

6. Развернутый конспект проведенного урока по хореографии.

7. Самоанализ представленного урока.

8. Конспекты посещенных уроков (не менее 3 по разным направлениям хореографии).

9. Сценарий и анализ внеклассного мероприятия.

10. Видео фрагменты занятий и репетиций по хореографии (по 3).

11. Аттестационные листы по педагогической и преддипломной практике с характеристикой руководителей практик.

Вариативная часть содержит дополнительные материалы, представленные тематическим планированием, конспектами уроков, сценариями внеклассных мероприятий, дидактическими разработками, аудио или видео приложениями, анкетами и так далее по желанию студента.

Портфолио оформляется в индивидуальной папке с файлами. Папка и находящиеся в ней материалы в соответствии с принятой структурой, должны иметь эстетичный вид, сквозную нумерацию, а каждый документ датироваться.

Порядок расположения материалов в портфолио:

— Титульный лист;

— характеристика базы практики;

— учебно-планирующая документация, отражающая деятельность образовательного учреждения;

— методические материалы студента-практиканта;

— материалы для проведения внеклассной воспитательной работы с детьми, работы с родителями;

— диагностические материалы для проведения психолого-педагогического исследования, результаты исследований;

— официальные документы по итогам практики: аттестационные листы, благодарственные письма и др.

3.1.4. Критерии оценки портфолио:

Оценка «отлично» ставится в том случае, если портфолио характеризуется полнотой содержания всего комплекта документов обеспечивающих образовательный процесс. Наличие положительных аттестационных листов с баз практики о выполненных видах работ, где представлен педагогически обоснованный выбор и реализация форм, методов, приемов обучения и воспитания с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей обучающихся. Представлено разнообразие видов дидактических, методических, дополнительных материалов. Проявляется использование различных источников информации. Содержание портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и творческом отношении к содержанию портфолио. Прослеживается стремление к самообразованию и повышению квалификации. Различные виды документации заполнены с соблюдением требований к ее оформлению. В оформлении портфолио проявляется высокий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями.

Оценка «хорошо» ставится в том случае, если портфолио демонстрирует большую часть от содержания всего комплекта требуемых документов, обеспечивающих образовательный процесс. Наличие положительных аттестационных листов с баз практики о выполненных видах работ, где представлен педагогически обоснованный выбор и реализация форм, методов, приемов обучения и воспитания обучающихся с учетом их возрастных, индивидуальных и личностных особенностей. Используются основные источники информации. Не в соответствии с требованиями заполнена часть документации. Проявляется средний уровень владения информационно-коммуникационными технологиями.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если портфолио демонстрирует половину материалов от содержания всего комплекта документов, обеспечивающих образовательный процесс. Аттестационные листы с баз практики содержат замечания и рекомендации по совершенствованию профессиональных умений и навыков. Источники информации представлены фрагментарно. Не в соответствии с требованиями заполнена большая часть документации. Проявляется низкий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если по содержанию портфолио трудно сформировать общее представление о качестве прохождения практики студентом. В портфолио представлено отрывочное выполнение заданий производственной практики. Отсутствуют аттестационные листы с баз практики о выполненных видах работ. Нет возможности определить прогресс в обучении и уровень сформированности профессиональных компетенций. Документация заполнена не в соответствии с требованиями. Проявляется низкий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями.

3.2. Второе заданиеанализ видео фрагмента занятия по хореографии.

3.2.1. Вопросы для анализа фрагмента видеозаписи занятия по хореографии:

1. Сформулируйте тему урока.

2. Определите этап урока. В чем особенность данного этапа урока?

3. Сформулируйте задачи данного этапа урока.

4. Дайте краткую характеристику возрастных особенностей детей. Как учитывались педагогом особенности группы и отдельных учащихся?

5. Обоснуйте целесообразность используемых методов обучения на данном этапе урока.

6. Назовите приемы обучения, используемые на этапе урока для активизации познавательной деятельности учащихся, предложите свои варианты.

7. Использование каких приемов обеспечивает благоприятную психологическую атмосферу урока для решения его задач? Насколько полно используются педагогические возможности личности педагога, его примера?

8. Соответствует ли содержание фрагмента урока принципам научности, доступности, последовательности, наглядности, связи с жизненным опытом обучающихся?

9. В соответствии с логикой фрагмента урока предложите формы контроля полученных знаний и умений обучающихся.

10. Как осуществлялась комплексная реализация образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.

3.2.2. Критерии оценки анализа видео фрагмента занятия по хореографии

Оценка «отлично»студент показал всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала по разделам профессионального модуля, свободно оперирует терминами, умеет анализировать содержание предложенного фрагмента урока, четко определена профессиональная позиция в анализе урока, ответ логичный, последовательный, отражает опыт практической педагогической деятельности.

Оценка «хорошо»студент показал знание программного материала по разделам профессионального модуля, владеет профессиональной терминологией, при анализе предложенного фрагмента урока допускает неточности, которые исправляет самостоятельно при ответе на наводящие вопросы, ответ логичный, последовательный, отражает опыт практической педагогической деятельности.

Оценка «удовлетворительно» — студент показал неполное знание программного материала по разделам профессионального модуля, испытывает затруднения в использовании профессиональной терминологии, при анализе предложенного фрагмента урока допускает ошибки, которые исправляет при ответе на наводящие вопросы, в ответе использует опыт практической педагогической деятельности.

Оценка «неудовлетворительно»студент показал незнание программного материала по разделам профессионального модуля, допускает принципиальные и существенные ошибки при анализе фрагмента урока, которые искажают смысл изученного, в ответе содержатся житейские обобщения вместо научных терминов, не опирается на опыт практической педагогической деятельности.