Основные понятия. 1

Основные понятия. 1

Клинико-психологические вмешательства 2

Характеристики: 2

Метод. 3

Интердисциплинарный характер психотерапии. 4

Личностный подход в психотерапии. 4

Общие факторы психотерапии. 4

Показания к психотерапии. 4

Неврозы 5

Диагностика: 5

Основные направления психотерапии и их варианты 6

Характеристики трех основных направлений психотерапии. 8

Основные лечебные факторы трех направлений психотерапии 9

Психодинамическое направление (динамическое).

10

Концепция невроза. 13

Психотерапия. 13

Психодинамическая психотерапия (по Мясищеву).

Лично-ориентировання психотерапия. 15

Поведенческое направление в психотерапии 15

Классическое обусловливание 15

Оперантное научение 15

Научение по модели (социальное научение, моделирование) 15

Концепция патологии. 15

Психотерапия. 17

Опытное направление психотерапии. 19

Гуманистическая психология. 19

Групповая психотерапия. 21

Основные понятия.

Определения:

  • Медицинские — это система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека.
  • Психологические — это сознательное и целенаправленное использование клинико-психологических методов и межличностных отношений, основанных на определенных психологических принципах и ориентированных на помощь человеку в изменении когниций, эмоций, поведения и (или) других личностных характеристик в том направлении, которое представляется участникам психотерапии наиболее желательным.

П. — это целенаправленное упорядочивание нарушенной деятельности организма психологическими средствами (Кратохвилл).

(Психо)терапия.

Медицинские — психо — объект терапии

Психологические — психо — средство воздействия.

Медицинские вмешательства:

  • Хирургические
  • Фармакологические
  • Физикальные
  • Психологические

Психологические вмешательства:

  • Педагого-психологические
  • Организационно-психологические
  • Клинико-психологические

Клинико-психологические вмешательства Характеристики:

  1. Средства /методы — вербальные/невербальные, ориентированы на когнитивные процессы /эмоциональные процессы/поведение человека. Всегда реализуются в контексте отношенийК-К. Типичные методы:
    1. Беседа
    2. Тренировка/тренинг
    3. Взаимоотношения как фактор влияния
  2. Цели — достижение неких позитивных изменений.
  3. Функции:
    1. Профилактика (к)
    2. лечение (п/т)
    3. реабилитация (п/т)
    4. развитие (к)
  4. Теоретическая обоснованность — обоснованность с т.з. психологической теории (научной психологии).

    3 стр., 1357 слов

    Психотерапия, основные методы

    ... Р е ф е р а т Тема: Психотерапия, основные методы Реферат подготовил       ... деятельности, клинико-экспериментальномметоде исследования. Различают общую и частную, или специальную, П. Под общей П.понимают комплекс психологических воздействий, ... применяемыми при том или иномзаболевании. Как особый метод психотерапии существует самовнушение; онолежит также в основе некоторых других ...

    Теория личности:

    1. Структура
    2. Динамика (= мотивация):
      1. гедонистические — редукционистская, приобретение компетентности;
      2. мотивации роста;
      3. когнитивные мотивации — получение информации);
    3. Развитие
    4. Понятие психического здоровья/благополучия
    5. Представление о личностном нарушении
    6. Возможность изменения
  5. Эмпирическая проверка — изучение эффективности
  6. Профессиональные действия — вмешательство должно осуществляться профессионалами и в профессиональных рамках.

4−6 отличают от бытовых психологических вмешательств.

Врачи и психологи — место в психотерапии???

Психологическое консультирование- помощь человеку или группе людей в решении ситуаций проблемного характера.

Типы:

  • Проблемно-ориентированное — внешние причины возникновения проблемы и поиски ее разрешения.
  • Личностно-ориентированное — личностные причины возникновения проблемы и поиски способов предотвращения таких ситуаций.
  • Ресурсно-ориентированное — нахождение ресурсов для решения проблемы

Характеристики

Психотерапия

Психологическое консультирование

Средства /методы

Используется самый широкий диапазон методов

Преимущественно информирование

Цели

Достижение глубинных личностных изменений

Помощь человеку в лучшем использовании его собственных ресурсов и улучшение качества жизни

Функции

Лечение и частично реабилитация

Профилактика и развитие

Теоретическая обоснованность

Общие

Эмпирическая проверка

Профессиональные действия

Продолжительность

Более 20 сеансов

1−5 сеансов

Интенсивность

1−5 сеансов в неделю

Единичные сеансы

Место, где происходят изменения

Изменения непосредственно в процессе психотерапии и являются ее сутью

Изменения происходят после, по окончанию консультирования

Степень самостоятельности клиента

В сопровождении психотерапевта

Осуществляются самостоятельно клиентом

Психологическая коррекция = Психологическое вмешательство

Метод.

Е. Александрович — уровни:

  1. методы как конкретные технические приемы
  2. методы как условия, в которых протекает психотерапия
  3. методы в значении основных инструментов воздействия
  4. методы в значении вмешательств

Интердисциплинарный характер психотерапии. Личностный подход в психотерапии

  • Изучение личности больного в процессе психотерапии
  • Учет личностных особенностей в психотерапии
  • Направленность на личные изменения

Общие факторы психотерапии.

  • Что общего происходит с пациентом при использовании самых разнообразных психотерапевтических подходов:
    • Обращение к сфере эмоциональных отношений
    • Формируется самопонимание, разделяемое и пациентом, и психотерапевтом
    • Предоставление и получение информации
    • Укрепление веры больного в выздоровление
    • Накопление положительного опыта
    • Облегчение выхода эмоций
  • Что объединяет поведение психотерапевтов вне зависимости от их теоретической ориентации
    • Целевая ориентация психотерапевта направлена на достижение позитивных изменений
    • Внимание к взаимоотношениям психотерапевт-пациент
    • Сочетание процессов здесь-и-теперь с процессами там-и-тогда
  • Какие общие этапы характерны для любой психотерапии в плане процесса
    • Установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации к психотерапии
    • Прояснение причин и механизмов возникновения симптомов эмоциональных и психических нарушений
    • Определение психотерапевтических мишеней
    • Применение конкретных методов и техник, направленных на достижение позитивных изменений
    • Закрепление достигнутых результатов
    • Окончание курса психотерапии

Показания к психотерапии.

  • Большой удельный все психологического фактора в этиопатогенезе заболевания
  1. Неврозы
  2. Психосоматические заболевания
  3. Зависимости
  4. Расстройства личности
  5. Собственно психические заболевания
  6. Соматические и нервноорганические заболевания
  • Психологические последствия заболеваний
  • Профилактическое вмешательство

Неврозы

Невроз — психогенное нервно-психическое заболевание, возникающее под действием факторов психологической природы (в результате нарушений особо значимых отношений личности) и проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

Диагностика:

  • Негативная — исключение органической основы
  • Позитивная — выявление признаков, специфичных именно для невроза; вскрытие психогенной природы заболевания. Психогенное заболевание, где обнаруживается психологически понятная содержательная связь между ситуацией, личностью и болезнью.

Психогении:

  • Неврозы — симптоматика невротического регистра
  • Реактивные состояния — симптоматика психотического регистра

Признаки психогенного заболевания:

  • Возникновение психогенного заболевания связано с психотравмирующей ситуацией и ее субъективной неразрешимостью, т. е. неспособностью данной конкретной личности эту ситуацию разрешить.
  • Динамика клинического состояния в определенной степени соответствует динамике психотравмирующей ситуации.
  • Симптомы психогенного заболевания представляют собой по сути патологическую фиксацию аффективной реакции, в которой находят выражения основные потребности и стремления личности.
  • Больше эффективность психотерапии

Синдромы:

  • Основные психопатологические:
    • Астенический — нарушения сна, головные боли, проблемы с памятью и вниманием.
      • Гиперстеническая форма
      • Раздражительная слабость
      • Гипостеническая форма
    • Обсессивный — внезапно возникающие мысли, чувства, побуждения, которые развиваются на фоне ясного сознания, но противоречат содержанию сознания, поэтому воспринимаются человеком болезненно
      • Интеллектуальные — собственно обсессии; контрастные навязчивости — мысли и чувства, которые противоречат истинным ценностям и установкам человека.
      • Импульсии — навязчивости в моторной сфере; Цепочки — ритуалы всегда носят защитный характер, являются прямой защитой.
      • Фобии — эмоциональные навязчивости
    • Фобический
      • Нозофобии
      • Страх пространств и передвижений
      • Социофобии
      • Прочие
    • Ипохондрический —
    • Депрессивный:
      • Аффект ограничен проблемной зоной
      • Сниженный фон, не тоска
      • Суицидальные тенденции амбивалентны
    • Нарушения пищевого поведения:
      • Нервная анорексия
      • Нервная булимия
  • Нейросоматические и нейровегетативные

Идеи:

  • Фиксированные — нр
  • Доминирующая — нр, нв
  • Навязчивая — нв,
  • Сверхценная — пси
  • Паранойяльная — пси
  • Бредовая — пси

Невротическое состояние — критика и борьба.

Основные направления психотерапии и их варианты

Психодинамическая

Поведенческая

Опытная

школа

представитель

школа

представитель

школа

представитель

Классический психоанализ

Фрейд

Систематическая десенсибилизация

Вольпе

Экзистенциальный анализ

Бинсвангер

Аналитическая психология

Юнг

Имплозивная терапия

Штампфл

Анализ бытия

Босс

Индивидуальная психология

Адлер

Кондициональная рефлекс-терапия

Солтер

Логтерапия

Франкл

Терапия желаний

Ранк

Теория научения

Доллард

Клиентоцентрированная

Роджерс

Активная аналитическая терапия

Штеккель

Теория социального научения

Роттер

Психоимаготерапия

Шорр

Активная техника психоанализа

Ференци

Моделирующая терапия

Бандура

Опытная терапия

Витакер

Интерперсональная психиатрия

Салливан

Директивная психотерапия

Торне

Терапия первичного крика

Янов

Интенсивная психотерапия

Фромм-Райхман

Конфронтационная проблемная терапия

Гарнер

Биоэнергетический анализ

Ловен (Lowen)

Характерологический анализ

Хорни

Ассертивный структурный тренинг

Филипс

Структуральный анализ

Рольф

Культуральная школа

Фромм

Личносто-конструктивная терапия

Келли

Аутогенный тренинг

Лутхе

Эго-анализ

Кляйн

РЭТ

Эллис

Трансцендентальная медитация

Чикагская школа

Александер

Интергративная терапия

Дрейкфорд

Дзен-психотерапия

Ватс (Wats)

Объективная психотерапия

Карпман

Реальная терапия

Глассер

Психоделическая терапия

Осмонд

Краткосрочная аналитическая терапия

Малан

Философская психотерапия

Сахакиан (Sahakian)

Директивный анализ

Розен

Тренинг био-обратной связи

Грин

Психобиологическая терапия

Майер

Когнитивная психотерапия

Бек

Биодинамическая терапия

Массерман

Адаптивная психодинамика

Радо

Гипноанализ

Вольберг

Анализ характера/ вегетотерапия

Райх

Структуральный анализ (французская школа)

Лакан

Характеристики трех основных направлений психотерапии.

Характеристики

Психодинамическое

Поведенческое

Опытное

Основные жалобы

Вытеснение, первичные потребности и влечения, вытесненные в бессознательное

Беспокойство, тревога, страх

Раздражение, отчуждение (от себя)

Концепция патологии

Конфликт между бессознательным и сознанием, между первичными потребностями и влечениями и моральными нормами, правилами, требованиями, запретами

Неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения

Невозможность самоактулизации, нарушение личной целостности, некогруэнтность Я-концепции и опыта

Концепция здоровья

Выявление и осознание внутренних конфликтов, победа ЭГО над ИД, усиление ЭГО

Отсутствие симптома, редукция беспокойства

Актуализация потенциального: самораскрытия, самореализация, осознание собственной личности, спонтанность

Вид изменения

Глубокие внутренние изменения: понимание прошлого,

то есть интеллектуально-эмоциональное знание

Прямое изучение: поведение в настоящем,

то есть действие или представление

Немедленный (сиюминутный) опыт: ощущения и чувства данного момента,

то есть спонтанное выражения опыта

Временной подход и фокусировка

Исторический: относящийся к прошлому

Неисторический: объективное настоящее

Антиисторический: момент явления

Вид лечения

Долгое и интенсивное

Короткое и неинтенсивное

Короткое, но интенсивное

Задачи терапевта

Понять содержание бессознательных процессов, их историческое и скрытое значение

Выработать специфические поведенческие ответы на стимулы, вызывающие беспокойство, тревогу, страх

Взаимодействовать в атмосфере взаимного принятия с целью вызвать самовыражение (психологическое, соматическое, духовное)

Основные приемы

Интерпретация: связанные ассоциации, символические проявления бессознательного, анализ сопротивления и перекоса

Научение: классическое и оперантное обусловливание, научение по моделям (моделирование, социальное научение)

Встреча, Столкновение (Encounter)

Модель лечения

Медицинская: врач — пациент или родитель-взрослый-ребенок,

то есть терапевтический союз

Образовательная (воспитательная): учитель-ученик или родитель-маленький ребенок,

то есть обучающий союз

Экзистенциальная: человек-человек или взрослый-взрослый,

то есть эголитарный союз (союз людей)

Природа отношений при лечении

Трансферентные (отношения переноса) и основные для лечения: нереальные отношения

Реальные, но второстепенные для лечения: нет отношений

Реальные и первостепенные для лечения: реальные отношения

Роль и позиция терапевта

Интерпретатор-отображатель: непрямой, бесстрастный, ничего не решающий, часто фрустрирующий

Советчик: прямой, решающий проблемы, практический.

Фасилитатор (инициатор взаимодействия, помощник): взаимнорешающий

Основные лечебные факторы трех направлений психотерапии

Факторы

Концепция лечения

Дополнительные роли и функции

Эмоциональное переживание.

«Для психических заболеваний вообще полезно все то, что здорово возбуждает дух» Авл-Корнелий Цельс

  • Повышение уровня возбуждения и ответной реакции на воздействие.
  • Размораживание эмоций.
  • Выражение чувств.
  • Устанавливает необходимый эмоциональный уровень для восприимчивости к воздействиям и изменениям.
  • Способствует восприимчивости пациентов, понижение сопротивления и защиты.
  • Упрощает катарктический выход подавляемого материала.
  • Может оказывать глубокий эффект за короткий период времени

Познание (овладение познанием)

«Душа вылечивается определенными магическими формулами и этими формулами являются прекрасные доводы» Платон

  • Приобретение и интеграция новой информации, новых представлений, убеждений, знаний.
  • Стимулирование к самопознанию, пониманию себя и других.
  • Предоставляет информацию о психотерапевтическом процессе
  • Позволяет понять и осознать задачи психотерапии, собственную роль и участие.
  • Предоставляет необходимые знания для организации изменений и их интеграции.
  • Устанавливает / восстанавливает эмоциональный баланс и регулирующую функцию ЭГО.

Регуляция поведения

«Чтобы что-то сделать привычкой — делай это; чтобы не делать что-нибудь привычкой — не делай этого; чтобы избавиться от привычки — делай что-нибудь другое вместо этого» Эпиктет.

  • Изменение и модификация поведенческих реакций.
  • Управление и контроль действий и привычного поведения.
  • Дает практическое и ощутимое применение достигнутым изменения.
  • Позволяет практически, целенаправленно овладеть специфическими проблемами.
  • Усиливает терапевтическое обучение посредством повторений и продолжительной практики нового поведения.

Психодинамическое направление (динамическое).

  • Психоанализ
  • Психоаналитическая психотерапия
    • Инсайт-ориентированная
    • Суппортивная психотерапия

Глубинная психология — бессознательное в жизни человека.

Психологическая концепция.

Психодинамический: человеческая психика — это результат конфликтов, борьбы и столкновений и различных составляющих психики и различных инстанций личности.

Центральное понятие: бессознательные психические процессы — детерминанта поведения и развития человеческой личности.

Содержание бессознательного: влечения — психический репрезентант биологической потребности организма; побудительные силы.

Дифицитарные состояния, требующие удовлетворения рождают энергию психических процессов.

Группы инстинктов:

  • Эрос — энергия инстинктов жизни — либидо
  • Танатос — энергия инстинктов смерти — мортидо

Теория личности.

Концепции:

  • Топографическая
    • Сознание
    • Предсознательное
    • Бессознательное — определяет большую часть нашего поведения и активности
  • Структурная
    • Ид — действует в бессознательном, может переходить в сознание. Наиболее старая и исходная часть психики. Источник энергии. Принцип удовольствия — немедленная разрядка напряжения и удовлетворение потребности — поиск наслаждения и избегание боли. Не различает реальность и фантазию. Механизмы:
      • Рефлекторные действия
      • Первичные процессы мышления — образы
    • Эго — действует во всех трех частях. Разум — направляет и контролирует инстинкты. Цель Эго — удовлетворение потребностей Ид, с учетом ограничений. Принцип реальности. В эго формируются вторичные процессы мышления.
    • Супер-эго — действует во всех трех частях. Родительская версия общественных норм и правил. Действует на уровне морально-этических принципов. Состоит:
      • Совесть — за что наказывали
      • Эго-идеал — что поощряли

Развитие личности.

Личность развивает на основании 4 источников напряжения:

  1. Процессы физиологического роста
  2. Фрустрации
  3. Конфликты
  4. Угрозы

Развитие связано с овладеванием новыми способами редукции напряжения.

Механизмы обучения разрешению фрустрации:

  • Идентификация — перебор людей
  • Смещение — перебор объектов

Тревога — если эго слишком слабое, а давление на него Супер-Эго, Ид и окружающей среды слишком велико.

Типы:

  • Реальная
  • Моральная
  • Невротическая

Тревога вызывает к жизни механизмы психологической защиты — определенные механизмы,

используемые Эго для снижения напряжения.

Механизмы психологической защиты

Копинги

Неосознаваемые

Осознанные

В значительной степени искажают реальность

Достаточно адекватно отражают реальность

Пассивные

Активные

Направлены вовнутрь на снижение тревоги

Направлены преимущественно вовне на преобразование ситуации

  • Вытеснение — неприемлемые импульсы становятся бессознательными
  • Проекция — внутренние объекты локализуются вовне. Приписывается тому человеку, который вызывает эти эмоции
  • Отрицание — событие не становится частью опыта
  • Рационализация — поведению дается объяснение, которое вуалирует истинную причину события, хотя логика не выдерживает никакой критики.
  • Идентификация — отождествление себя с значимым лицом, которое может справиться с ситуацией
    • Идентификация с агрессором
    • Интроективная идентификация /интроекция — проецирование вовнутрь
  • Изоляция — аэмоциональность
  • Реактивная образование — заменяет неприемлемые импульсы на противоположные и гиперболизирует
  • Регрессия — возврат к более ранним этапам своей жизни, когда он чувствовал себя безопасно
  • Фантазирование
  • Замещение — в случае неприемлемого импульса, направленного на объект, он замещается на более безопасный
  • Сублимация — трансформация энергии вытесненных влечений в социально приемлемые виды деятельности

Концепция невроза

Конфликт — столкновение двух несовместимых тенденций. Конфликт между бессознательным и сознанием.

Избыточная подавленная энергия, если она не находит разрядки в приемлемой деятельности, то она направляется на орган и бьет по нему.

Классификация неврозов:

  • Психоневроз обусловлен причинами, относящимися к прошлому и объясним только в терминах личности и истории жизни человека.
    • Истерическая конверсия
    • Истерический страх или фобия
    • Невроз навязчивых состояний
  • Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к настоящему и объясним в терминах сексуального поведения человека
    • Неврастения как результат половых излишеств
    • Невроз страха/тревоги как результат недостаточной разрядки сексуального напряжения
  • Невроз характера выражается в симптомах, которые относятся непосредственно к чертам характера
  • Травматический невроз — ПТСР
  • Невроз органа — психосоматика
  • Детский невроз
  • Невроз тревоги
  • Нарцистический невроз — неспособность пациента к формировании переноса
  • Невроз переноса

Психотерапия.

Ключевые понятия:

  • Свободные ассоциации
  • Символические проявления бессознательного
  • Перенос
  • Сопротивление
  • Интерпретация

Основные положения:

  1. Интерес к многообразию инстинктивных импульсов человека, их выражению, трансформации и вытеснению
  2. Уверенность в том, что подобное вытеснение главным образом сексуальное, т. е. вытесняются преимущественно сексуальные импульсы, корни болезни состоят в неверном психосексуальном развитии
  3. Представление о том, что неверное психосексуальное развитие связано с конфликтами и травмами прошлого, детства, в частности с Эдиповым комплексом
  4. Уверенность в сопротивлении выявлению этих тенденций
  5. Представление о том, что мы в основном имеем дело с психической борьбой и переживаниями биологических внутренних импульсов и инстинктов человека.
  6. Представление о защитной роли Эго в отношении Супер-Эго
  7. Приверженность концепции психического детерминизма или каузальности, согласно которой все наши мысли, чувства, формы поведения не являются случайными, а связаны с событиями, которые им предшествовали, были ранее. И пока эти события не станут осознанными, они помимо воли будут проявляться и определять мысли, чувства и поведение человека.

Основная задача психотерапии: сделать бессознательное сознательным.

  • Свободные ассоциации — фундаментальное правило психоанализа
  • Символические проявления бессознательного
    • Сновидения, фантазии, мечты
    • Ошибочные действия
  • Сопротивление — противодействие осознанию, выступает индикатором значимости
  • Перенос — это отношения, возникающие между психоаналитиком и пациентом, возникающие в процессе психоанализа; это проекция на психоаналитика тех чувств и отношений, которые были у пациента в отношении значимого лица. Перенос может быть положительным (положительные чувства) и отрицательным (отрицательные чувства).

    Чаще он амбивалентен (при сочетании положительного и отрицательного возникает угроза).

    Во избежание переноса психотерапевт должен быть нейтральным, индеферентным.

  • Контрперенос — проекция психоаналитика на пациента своих мыслей, чувств, отношений. В классическом психоанализе — негативное явление. В современном анализе он допустим при условии рефлексии его с супервизором, при условии его парциальности.

Основные процедуры:

  • Конфронтация — пациенту необходимо понимать, что он чего-то избегает; человек сталкивается с аспектами своей личности; в психоанализе — поставить человка лицом к лицу с событиями, которые он не осознает
  • Прояснение или фокусировка — помещение значимых деталей в фокус.
  • Интерпретация — центральная процедура анализа (предыдущие его подготавливают).

    Ее задача — сделать неосознаваемое — осознанным. Психоаналитик строит гипотезы в отношении причин и значений событий.

  • Преодоление или тщательная проработка — интерпретация может быть фрустрирующей, может обостряться сопротивление и перенос

Суть психоанализа — осознание бессознательного с помощью определенных процедур

Психодинамическая психотерапия (по Мясищеву).

Лично-ориентировання психотерапия

Мясищев — ученик Бехтерева и Лазурского.

Создал:

  1. Психологию отношений
  2. Патогенетическую концепцию неврозов
  3. Патогенетическую психотерапию

Личноориентированная (реконструктивная) психотерапия является современным этапом развития патогенетической психотерапии Мясищева.

Психология отношений.

Здесь пропущена лекция.

Поведенческое направление в психотерапии

Классическое обусловливание

Оперантное научение

Научение по модели (социальное научение, моделирование)

Человек обучается новому поведению не только на основании собственного опыта. На основании наблюдения за другим человеком, имитации моделей поведения. Наблюдатель видит новое поведение модели может усиливать или ослаблять поведение, может воспроизводиться.

S->O->R (когнитивная формула)

Концепция патологии.

Невротический симптом рассматривается как неадаптивное поведение, сформировавшееся в результате неправильного научения.

Классическая модель: Sб/усл -> Sусл->R

Оперантная модель: + R->S —; - R->S +

Научение по моделям: S->O->R —

Бек- одни делают правильные выводы и правильно отбирают факты, другие наоборот. Формируются автоматические мысли — неадаптивные когниции, не всегда развернуты. Дисфункциональные отношения. Основные автоматические мысли по Беку:

  • Фильтрование — усиление, увеличение негативных аспектов чего-либо и отбрасывание позитивных
  • Поляризованность — все оценивается в крайних вариантах
  • Чрезмерная генерализация — общие выводы делаются на основании одного события
  • Чтение мыслей — предполагаем, что знаем, как другие люди чувствуют, думают, без проверки
  • Паникерство —
  • Персонализация — представление, что все, что другие люди говорят и делают, связанно лично с нами. Сравнение с собой.
  • Ошибочное восприятие контроля — ощущении, что мы контролируемся другими или мы сами можем кого-то полностью контролировать.
  • Ошибочное восприятие справедливости — жизнь должна быть справедлива.
  • Обвинение кого-либо или себя в случае негативных событий — поиски виноватого, когда винить некого.
  • Моральный императив — оценка всех мыслей и чувств с т.з. морали, даже тогда, когда никакой моральной подоплеки нет.
  • Эмоциональные рассуждения — мнение о том, что-то, что мы чувствуем должно быть правильным
  • Ошибочные представления об изменениях — мнение, что другие люди должны измениться, потому что я этого хочу
  • Глобальные выводы — глобальные негативные суждения о человеке или самом себе
  • Правота — мнение, что мы все время должны доказывать свою правоту себе и окружающим. Быть неправым непереносимо.
  • Ложное представление о божественном вознаграждении — если я делаю все правильно, то я должен быть совершенно счастлив и иметь все, что захочу.

Эллис.Типы когниций:

  • Описательные (дискриптивные) когниции — чистая информация о реальности
  • Оценочные когниции

Они в определенной степени связаны между собой. Связи могут быть гибкими и жесткими: при гибких связях формируется рациональная система убеждений (установок); при жестких связях формируется иррациональная система убеждений. Иррациональная установка — основной термин Эллиса.

Рациональной системе соответствует не слишком интенсивный (или непродолжительный) эмоциональный поток.

Иррациональная система сталкивает большое количество когниций и реальности, если они не реализуются, возникает длительный интенсивный эмоциональный поток, отсюда — эмоциональное расстройство. Типы ИУ:

  • Катастрофические установки — представления о том, что есть такие события, которые будут оценены как катастрофические в любой системе координат.
  • Установки долженствования в отношении других — есть такие долженствования, которые должны быть реализованы в любых ситуациях.
  • Установки обязательной реализации собственных потребностей или долженствования в отношении себя.
  • Оценочные установки — суждение о том, что мы можем на основании отдельного отрезка или проявления можем делать выводы о человеке в целом или себе.

Иррациональные идеи:

  1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих
  2. Есть поступки порочные, скверные и повинных в них стоит строго наказывать
  3. Это катастрофа, когда все идет не так как хотелось бы
  4. Все беды навязаны нам извне людьми или обстоятельствами
  5. Если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку.
  6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.
  7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем-то, что он ощущает в себе.
  8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным.
  9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.
  10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
  11. Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.
  12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

Психотерапия

Методы, основанные на классическом обусловливании: S->R.Надо сочетать стимул с другим фактором, заменить страх релаксацией.

Классическая систематическая десенсибилизация (через воображение) по Вольпе.

Этапы:

  1. Выяснение реакции, которую нужно изменить
  2. Выявлении ситуаций, вызывающих страх, ситуации описываются очень подробно (12−15)
  3. Иерархия ситуаций, вызывающих страх
  4. Обучение прогрессивной мышечной релаксации (по Джекобсону)
    1. Задачи:
      1. С помощью концентрации внимания выработка способности улавливать чувство мышечного напряжения и расслабления
      2. Снижения порога восприятия этих двух противоположных состояний
      3. Обучение произвольному расслаблению напряженны мышечных групп, даже если напряжение в них незначительно
    2. Группы мышц (на напряжение):
      1. Доминантная кисть и предплечье: максимально сожмите кулак
      2. Доминантное плечо: максимально надавите локтем на подлокотник, вызовите напряжение в двуглавой мышце плеча
      3. Недоминантная кисть и предплечье: максимально сожмите кулак
      4. Недоминантное плечо: максимально надавите локтем на подлокотник, вызовите напряжение в двуглавой мышце плеча
      5. Мышцы верхней трети лица: поднимите брови как можно выше
      6. Мышцы средней трети лица: сведите как можно сильнее глаза кнутри и максимально наморщите нос
      7. Мышцы нижней трети лица: максимально сожмите челюсти и отведите углы рта назад
      8. Мышцы шеи: наклоняйте подбородок к груди в тоже самое время препятствуйте этому, напрягая задние мышцы шеи
      9. Грудь, мышцы надплечий и спины: максимально сведите лопатки вниз и к середине.
      10. Мышцы живота: напрягите максимально все мышцы брюшного пресса, как будто вас сейчас ударят в живот.
      11. Доминантное бедро: максимально напрягите передние и задние мышцы бедра.
      12. Доминантная голень: максимально подтяните на себя ступню и разогните большой палец ступни.
      13. Доминантная ступня: согните ступню внутрь, одновременно согните пальцы ступни.
      14. Недоминантное бедро: максимально напрягите передние и задние мышцы бедра.
      15. Недоминантная голень: максимально подтяните на себя ступню и разогните большой палец.
      16. Недоминантная ступня: согните ступню внутрь, одновременно согните пальцы ступни.

Фиксация на напряжении 5−7 секунд, фиксация на расслаблении 30−45 секунд.

    1. Инструкция на расслабление: теперь расслабьтесь, почувствуйте тяжесть в конечности, тепло.
  1. Собственно систематическая десенсибилизация через воображение — психотерапевт поэтапно погружает пациента в ситуацию. Пациент расслабляется.

Методы, основанные на оперантном обусловливании: R->S

Жетонная/талонная система.

Тренинг уверенного поведения (ассертивный).

Методы, основанные на обучении по модели S->O->R.

Когнитивная психотерапия использует достаточно широкий спектр методов для того чтобы изменить мышление, и через мышление изменить поведение.

Основные методические приемы:

  • предоставление информации пациенту
  • самонаблюдение
  • осознание ошибок мышления и собственных ресурсов мышления

Основные черты:

  • активный диалог между пациентом и психотерапевтом
  • лечение ориентировано на цель и решение проблемы; переформулирование симптома в проблему научения, которую можно решить
  • основное внимание удаляется распознаванию скрытых моделей мышления и поведения

Этапы:

  1. Идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины
  2. Вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности — разница между воспринимаемой реальностью и ее оценкой. «Коллекционирование» иррациональных мыслей, заполнение пустот.
  3. Процесс объективного рассмотрения неадаптивных когниций — отдаление. Разница между «я считаю» и «я знаю».
  4. Изменение правил поведения, правил регуляции за счет изменений когниций

Методы:

  • Сократовский диалог
  • Идентификация когнитивных ошибок

Ситуация-реакция

мысль

критика

  • Реатрибутирование — за чувства, которые испытываю я, ответственность несу тоже я.
  • Переопределение проблемы. Конкретизация и переформулирование с учетом поставленных задач
  • Декатастрофизация
  • Децентрализация — помогают избавиться от представлений, что все сконцентрировано на нем
  • Рациональные реакции — вести внутренний диалог и рационально реагировать на свои мысли
  • Ежедневная регистрация реакций

Опытное направление психотерапии

Восстановление целостности и интеграции человеческой личности, что достигается за счет нового опыта.

Гуманистическая психология.

Возникла в 50-е годы. В основе экзистенциальная философия и феноменологический подход — интерес к субъективной реальности. + восточная философия. Предметом является личность, как уникальная целостная система, не являющаяся чем-то заданным, открытая к развитию.

Концепция личности:

Личность — уникальное целостное образование, которое невозможно понять путем анализа отдельных проявлений.

Детерминанта личности — потребность в самоактуализации.

Личность постоянно развивается и стремится к своему полному функционированию.

Основные принципы в отношении природы человека:

  1. Признание целостного характера природы человека
  2. Признание роли сознательного опыта и свободы воли
  3. Признание спонтанности и творческих возможностей человека
  4. Признание способности к росту

Основные понятия. Самоактуализация — процесс развития, раскрытия и реализации всех способностей и возможностей человека, его внутреннего личностного потенциала. Вступает в силу, если удовлетворены другие, ниже лежащие потребности. Главный мотивирующий фактор.

Опыт — внутренний мир переживаний человека, то, что проживается и переживается в данный момент. Символизированный и несимволизируемый опыт. Опыт прошлого имеет значение, но актуальное поведение определяется актуальным опытом.

Организм = индивидуальность.

Я-концепция — более или менее осознанная и устойчивая система представлений человека о самом себе. Я-реальное, Я-идеальное.

  • Относительная конгруэнтность между Я-реальным и Я-идеальным.
  • Конгруэнтность между внутренним и внешним опытом
  • Конгруэнтность между Я-концепцией и опытом

Механизмы защиты — отрицание и искажение. Противоположное понятие — открытость опыту.

Сильное расхождение между Я-концепцией и опытом вызывает тревогу, что может включить механизмы защиты.

Концепция невроза.

Невроз — невозможность самоактуализации, как отчуждение человека от самого себя.

Воспитание — две формулы:

  • Я тебя люблю, но мне не нравится то, что ты делаешь
  • Я тебя не люблю, потому что ты себя плохо ведешь — при таком воспитании растут невротики — человек отвергает себя и заполняет пустоты чужими целями и требованиями.

Психотерапия.

Основная цель интеграция личности. Чтобы человек начал принимать весь свой опыт. В процессе терапии человек должен пережить новый опыт.

Encounter- Встреча миров двух людей.

  • С другим человеком или другими людьми — философская/психологическая — 100% гуманистическая психотерапия — Чтобы произошла встреча, психотерапевт должен:
    • Эмпатия
    • Безусловное положительное отношение к клиенту — отношение как к безусловной ценности, независимо от того, болен он или здоров, независимо от его качеств
    • Собственная конгруэнтность/аутентичность — понятность его для пациента, не роль, истинная включенность в терапевтический процесс

Это приводит к тому, что человек начинает чувствовать себя безопасно, перестает чувствовать сопротивление и начинает говорить открыто и интегрировать опыт. Разговорная психотерапия -Gesprachtspsychotherapie — немецкое название (немецкий вариант) клиенто-центрированной терапии Роджерса.

  • С самим собой (соматическая) — концентрация внимания на своих переживаниях, телесных ощущениях, телесно-ориентированные техники
  • С высшим началом (духовный)

Групповая психотерапия

ГП — психотерапевтический метод, основанный на использовании групповой динамики в лечебных психотерапевтических целях.

Групповая динамика.

ГД — учение о силах, структуре и процессах, которые действуют в группе. Группа при этом рассматривается как общность людей с ограниченным числом участников, непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, определенной взаимозависимостью участников, общими нормами, целями, ценностями и постоянным составом участников.

ГД — совокупность всех взаимоотношений и взаимодействий между участниками группы, включая и группового психотерапевта.

Процессы (элементы) групповой динамики:

  • Цели и задачи группы — психотерапевт прямо не информирует участников группы о целях и задачах.
  • Групповые нормы — правила, по которым живет группа. Их терапевт тоже не формулирует. У невротиков — ригидные.
  • Структура группы, групповые роли, проблема лидерства (У невротиков — ригидные):
    • Шиндлер
      • Альфа — лидер, побуждает к активности, направляет, придает уверенность
      • Бета — эксперт, анализирует, обладает знаниями и навыками
      • Гамма — конформисты
      • Омега
  • Групповая сплоченность — привлекательность группы для ее участников — аналог отношений пациент-психотерапевт в индивидуальной психотерапии. ГС коррелирует с эффективностью терапии.
  • Групповое напряжение
  • Актуализация прежнего эмоционального опыта
  • Формирование подгрупп
  • Главные виды вербальной коммуникации в группе
  • Фазы развития психотерапевтической группы

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector