ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения отношения к жизни, наделение ее смыслом является одной из важнейших в современной психологии. Большинство исследований, посвященных смыслу жизни и смысложизненным ориентациям, рассматривают их как специфически присущие человеку внутренние восприятия психических взаимосвязей, происходящие благодаря определенной внутренней работе, как чувственные проживания некоторой ценности Д.А.Леонтьев, В. Франкл, Р. Мэй, К. Ясперс.
В соответствии с теорией деятельности А.Н. Леонтьева, смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте">смысложизненные ориентации (как цели) формируются на базе высших мотивов и, в свою очередь, порождают определенный способ действий и операций, направленных на достижение целей.
Наряду с неоднозначностью и многоаспектностью толкования смысла и смысложизненных ориентаций, исследования смысла жизни в различных возрастных периодах вносят неоценимый вклад в понимание источников, причин человеческого поведения, деятельности, саморазвития.
Глобальная модернизация общества, системы духовных ориентиров и изменения положения женщин естественно повлияли на появление изменения в психическом мире «слабого пола». Дело в том, что ценности человека будут управлять его потребностями, целями, суждениями и, наконец, действиями. Тем более, что изменения в общем положении «слабого пола», которые, естественно, отразились на духовном содержании, являются одним из важнейших исторических явлений последнего времени.
Указанные изменения связаны, в первую очередь, с расширяющимся включением женщин в образование, науку, промышленность, бизнес, политику и т.д., с повышением их собственной социальной активности. Это создает, по сути дела, новую реальность, с которой все более и более нужно будет считаться, но общество в целом недостаточно готово к принятию этих изменений. С другой стороны, расширение сфер социальной активности женщин обостряет проблему взаимной адаптации мужчин и женщин в тех сферах деятельности, где ранее происходило взаимодействие только между мужчинами. Мужчины должны будут приспосабливаться к особенностям женского поведения, и, противоположное требование возникнет перед женщинами, идущими учиться и работать. Иными словами, данная социальная тенденция может привести к появлению в обществе и в различных сегментах противоречий, которые ранее не были для него характерны. В частности, она не может не затронуть семейные отношения, их стабильность и устойчивость.
Изменение познавательной деятельности у соматически больных
... занимаемого им в жизни. В связи с этим наблюдается снижение волевой активности, ограничение круга интересов, вялость, апатичность, нарушения целенаправленной деятельности с падением работоспособности, ... следует расценивать как менее тяжелое по сравнению со случаями, когда изменения барометрического давления сопровождаются возникновением новых свойственных астеническому состоянию расстройств. Астения ...
Это подтверждает актуальность изучения проблемы смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом.
Цель исследования: изучить смысложизненные ориентации студенток с различным семейным статусом.
Объект исследования: смысложизненные ориентации студенток.
Предмет исследования: смысложизненные ориентации студенток с различным семейным статусом.
Гипотеза 1: предполагается, что существуют различия в смысложизненных ориентациях у студенток с различным семейным статусом.
Гипотеза 2: предполагается,что разработанная нами коррекционно-развивающая программа эффективна для оптимизации смысложизненных ориентаций студенток.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы нами решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы смысложизненных ориентаций у студенток с различным семейным статусом.
2. Подобрать психодиагностический инструментарий,адекватный методологии исследования.
3. Выявить смысложизненные ориентации у студенток.
4. Сравнить смысложизненные ориентации у студенток с различным семейным статусом.
5. Разработать коррекционно-развивающую программу по оптимизации смысложизненных ориентаций у студенток и оценить ее эффективность.
Методологичекую основу исследования составили основные общенаучные и психологические принципы и подходы: принцип системности К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, А.А. Деркач, Б.Ф. Ломов, Ю.А. Цагарелли и др.; принцип активности субъекта К.А. Абульханова, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский и др.; принцип единства сознания и деятельности А.Н. Леонтьев; принцип детерминизма С.Л. Рубинштейн; ценностно-смысловой подход к исследованию личности Б.С. Братусь, С.Л. Братченко, А.В. Серый, М.С. Яницкий и др.
Теоретическую основу исследования составили теории ценностей, смысла и смысла жизни А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В. Франкл, В.Э. Чудновский, А. Маслоу, C.Л. Рубинштейн, Э. Толмен, Ю. Б. Гиппенрейтер, Д. Рисмен, У. Томас и Ф. Знанецкий, Э. Шпрангер, А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич, Б. С. Братусь, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.; подходы к развитию личности в зрелости Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Э. Эриксон и др., теории индивидуальности.
При проведении исследования использовался комплекс методов: теоретико-методологический анализ литературных источников; методы математической статистики: критерий Манна-Уитни, критерий Вилкоксона; методика «Тест смысложизненых ориентаций » Д.А.Леонтьева.
Исследование проводилось на базе МГУ им. А.А. Кулешова, на факультете педагогики и психологии детства, выборка составила 40 студенток с различным семейным статусом, из них 20 замужних, 20 не замужних.
Исследование самооценки женщин с различным семейным статусом
Цель нашей работы, выявить взаимосвязь самооценки и семейного статуса женщины. Объектомисследования являются женщины от 22-26 лет. Предметом исследования является уровень ... человека, образ «Я» и способны скорректировать завышенную или заниженную самооценку личности. Самооценка, Самоотношение активно защищается личностью. Защита себя от антипатии является наиболее важным аспектом защиты самооценки. ...
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОК С РАЗЛИЧНЫМ СЕМЕЙНЫМ СТАТУСОМ
1.1 Основные подходы к изучению смысложизненных ориентаций
Существует множество определений понятия «ценность», как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели.[1,c.353]
В более общих определениях понятию «ценность» может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
а) Ценность — как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.
б) Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков.
в) Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей.[2,c.259]
Типология социальных характеров американского социолога психоаналитического направления Д. Рисмена построена на внешнем или внутреннем происхождении ценностных ориентаций личности. Социальный характер он определяет как «более или менее постоянную, социально и исторически обусловленную организацию стремлений индивидуума и его возможностей их удовлетворить».
По его мнению, источником ориентации личности на определенную систему ценностей может являться собственное мировоззрение человека или социальная среда, признающая, одобряющая или отвергающая те или иные ценности. Д. Рисмен, как основные описывает исторически обусловленные «ориентированный изнутри» и «ориентированный извне» типы социального характера.[ 3,c.298]
Шпрангер считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию. По Шпрангеру, ценностная ориентация личности — продукт общей ценностной ориентации человечества. Это чисто духовное начало, определяющее у каждого человека понятие мира и являющееся производной частью общего человеческого духа. Исходя из этого, Шпрангер выделяет шесть типов личности:
Цвет в жизни и деятельности человека.
... ландшафтная полихромия (цветокомпозиционная роль и функции). Цвет в жизни и деятельности человека. Цвет в жизни и деятельности человека. Цветовой дизайн малых форм (цветокомпозиционная роль и ... групп с помощью гармонизатора «Цветовой квадрат». Закономерности воздействия цвета на человека. Оптическое и эмоциональное воздействие цвета. Психологические особенности цветового воздействия. Закономерности ...
1) теоретический человек — основная ценность — это поиск истины;
2) экономический человек — основной акцент делается на полезных и практических ценностях;
3) эстетический человек — наивысшей ценностью считаются стиль и гармония, окружающая действительность оценивается и воспринимается с точки зрения изящества или соответствия ситуации.
4) социальный человек — главная ценность это любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству;
5) политический человек — основная ценностная направленность — личная власть, влияние, известность, не ограниченные сферой политики.
6) религиозный человек — ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы.
Выделенные типы не представляют собой некую классификацию людей, они лишь показывают их различия не по психофизиологическим параметрам, а по ценностным ориентациям человека. Эти типы трактуются Шпрангером как универсалии человеческой природы, независимые от места и времени, без учета конкретных исторических и социальных условий, т.е. абстрактно-метафизически [4,c.154].
О.Г. Дробиницкий выделяет два полюса ценностного отношения к миру – предметные ценности, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания или ценности-представления. Первые есть объекты наших оценок, а вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок.Предметные ценности выражают деятельную потребность человека, они являются «знаками», опредмеченными во внешних объектах человеческих способностей и возможностей, символизирующих последние в виде «значения» предметов, получивших социальную санкцию [5,c.44].
А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич под предметными ценностями понимают «любые материальные или идеальные явления ради получения, сохранения и обладания которыми индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, то есть ценности — это то, ради чего люди живут». Они выделяют две категории ценностей:
1. Сквозные ценности, являющиеся основными в любой сфере деятельности (трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, вера, милосердие и др.).
2. Фундаментальные ценности, не зависящие от сферы и обстоятельств
жизнедеятельности.
Субъективные ценности служат нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности, такой формой, которая, еще не раскрывая индивиду предметного содержания объектов и законов его деятельности, «кодирует» это содержание в виде готовых регулятивов и оценок, позволяет ему мыслить и действовать в социальной действительности, следуя сложившимся стереотипам и установкам [6,c.25].
Анализ связей между ценностями личности и общества осуществлялся также при исследованиях социальной установки. У. Томас и Ф. Знанецкий понимали под социальной установкой состояние сознания индивида относительно некоторой ценности. Поведение личности в обществе оценивалось ими с точки зрения «социальной ситуации», включающей в себя социальные нормы и ценности, социальную установку индивида, и определение им ситуации. Определение ситуации индивидом, исходя из собственных установок или групповых норм, позволяет судить о его степени приспособляемости к социальному окружению, конформности[7,c.75].
Ценность и смысл труда
... становится местом затворничества одиноких, постоянно открытых чужому взгляду людей. Этим определяется главный эффект Паноптикума; цель его — ... которая никому не выдает тайну своей внутренней жизни и потому успешно сосредоточивает в себе все ... людей вокруг, то все равно именно к башне заключенный обращается за разъяснением того, как это частное связано с общим и что наделяет его дополнительным смыслом. ...
Центральным звеном теории личности А. Маслоу является самоактуализация – стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которое является высшей ступенью в иерархии потребностей. По Маслоу, все самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации «бытийных» ценностей. Для них эти ценности выступают как жизненно важные потребности. Маслоу полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому человеку. «Высшие ценности существуют в самой человеческой природе и могут быть там найдены»
Он выделяет две группы ценностей:
а) Б-ценности (ценности бытия) — высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота,богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность);
б) Д-ценности (дефициентные ценности) — низшие ценности, поскольку, они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности, которая неудовлетворена или фрустрирована.
Таким образом, ценности у Маслоу являются частью мотивационно-потребностной сферы, однако они рассматриваются без учета определяющей роли социальных исторических факторов развития личности[8,c.112].
Проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных, так как смысл жизни является одной из традиционных проблем философии и теологии, художественной литературы, в которых он анализируется преимущественно с содержательной стороны: в чем состоит смысл жизни, какой смысл жизни можно считать истинным, добрым, достойным. В психологической литературе также подчеркивается огромная значимость для человека психологического феномена смысла жизни.
Как указывает Д. А. Леонтьев, в сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности [9,c.325].
Смысл жизни психологами определяется как «более или менее адекватное переживание интенциональной направленности собственной жизни», «концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого», «генеральная линия жизни, задающая высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогающая ему не сломаться на крутых виражах судьбы, максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности». Ю. Б. Гиппенрейтер рассматривает смысл жизни «как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности» [10,c.214].
Теории личности и их значение в жизни человека
... СУПЕРЭГО – последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых ... Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к людям, увлечение чужими идеями. Стимул представляет собой количество ... психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными ...
Для С. Л. Рубинштейна смысл человеческой жизни — быть источником света и тепла для других людей, быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь[11].
Б. С. Братусь размышляет о смысле жизни как о насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью (смертностью) индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека[12,c.3].
В теории В. Франкла понятие смысла жизни занимает центральное место. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических «ноогенных неврозов», и разных видов отклоняющегося поведения. Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии — ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы.
По В. Франклу, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. В. Франкл считает, что человек может обрести смысл жизни тремя путями:
1) в деле, направленном на достижение социально-значимых целей;
2) в переживании гуманистических ценностей;
3) заняв определенную позицию по отношению к обстоятельствам своей жизни [13,c.224].
Несомненно, смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной действительности, но реализация объективно существующего онтологического смысла всегда личностна. Как указывает Д. А. Леонтьев, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни).
Вместе с тем это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий.
Таким образом, характеризуя смысл жизни, исследователи выделяют его позитивное влияние на жизнь человека и становление его личности.
В. Э. Чудновский определяет два значения смысла жизни как психологического феномена: 1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении; 2) личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного. Феномен смысла жизни включает в себя оба эти значения, причем суть, главное доминирует над не главным, второстепенным. Но определение смысложизненной «доминанты» — лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик.
В связи с этим В. Э. Чудновским выделены два признака адекватности смысла жизни:
«реалистичность» смысла жизни, т.е. соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой — индивидуальным возможностям человека;
Кризисы в жизни человека
... 35-45 лет. Он связан с утратой смысла жизни, когда меняются работа, друзья, личная жизнь. Идет обесценение того, что человек достиг. Заедает быт, когда часть своей энергии и ... более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого - общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии. Половые различия в поведении ...
«конструктивность» смысла жизни, т.е. степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека[14, с. 5].
В. Франкл дает очень подробную характеристику данной потребности человека. По его мнению, поиск цели своего существования свойственен думающим людям, обеспечившим к тому же все свои базовые потребности. Смысложизненные ориентации каждого человека — это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. Особенность данной потребности заключается в уникальности её понимания каждым человеком, а, следовательно, невозможно определить готовые клише наиболее успешных целей существования, что и создаёт трудности их изучения и развития. В. Франкл указывал на тот факт, что экзистенциальная фрустрация — феномен потери смысла жизни и развития в этой связи особого вида депрессивного состояния — свойственен в основном «думающей» молодёжи [15,c.113].
Об актуальности проблемы поиска смысла жизни в раннем юношеском возрасте говорят и многие отечественные психологи. Например, Л. И. Божович утверждает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для старшеклассников тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающим[16,c.30].
Смысложизненные ориентации, или жизненные стратегии, – один из наиболее влиятельных компонентов интегральной индивидуальности, формирующих социогенез личности. Соотнесение с индивидуальными потребностями с целью адекватной самореализации является важнейшим условием формирования у человека постоянно действующей установки на решение имеющей и общественное, и личное значение задачи, содержательный характер которой по мере продвижения человека по жизненному пути постоянно претерпевает изменения. Кроме того, оно способствует формированию у человека отношения к себе как к ценности и убежденности в том, что важнейшим способом утверждения ценностного начала в себе выступает постоянное свершение поступков и деяний. Жизненные стратегии играют важную роль в направлении, ориентации и регулировании отношений людей и общества.
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев указывают на то, что система смысловых отношений представляет собой ансамбль индивидуализированных отношений человека к условиям своей жизнедеятельности. В психологии смыслом называют внутренне мотивированное, индивидуальное значение для человека того или иного действия, поступка, события. Определить смысл действия или поступка для человека – это значит ответить на вопрос: ради чего он осуществил это действие. В аспекте индивидуальности как самобытности человека смысл – это осознание абсолютной ценности события и поступка и одновременно субъективное переживание этой ценности человеком. Смысловое отношение – это ценностное отношение человека к миру, истории, обществу, другим людям, самому себе[17,c.145].
Глубокую работу в изучении смысловой сферы личности провел Д.А. Леонтьев. Природа смысловых структур, по его мнению, изменчива и динамична.
Говоря о смысле с позиции Д.А. Леонтьева, невозможно обойти проблему временной локализации смысложизненных ориентаций:
— цели в жизни (осмысленное будущее);
РОЛЬ МАТЕРИНСТВА В ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ
... человека. Образ Матери - доминанта коллективного опыта, чрезвычайно древнего (матриархат) и актуального (реальная мать) одновременно. С образом Матери ассоциируются как положительные значения (доброта, тепло, пища, жизнь, ... ее связь с развитием личности. Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько этапов, в процессе которых происходит естественная адаптация женщины к материнской роли. А. ...
— насыщенность жизни (осмысленной настоящее);
-удовлетворенность самореализацией (осмысленное прошлое).
А.В. Серый указывает, что субъектную временную перспективу определяет смысловое отношение: значение (смысл) прошлого опыта, осмысленность настоящего (реальности здесь и теперь) и осмысленность будущего (значение цели).
Временные локусы смысла явлений человеческой жизни опосредуют субъективную смысловую реальность индивида – ее границы, ценностные компоненты и собственно направленность личностного смысла (к ситуации, к себе, к другим, к жизни).
Процесс осмысления какого либо явления или объекта действительности осуществляется посредством синхронизации различных временных локусов. Смыслы одного локуса перетекают в другие и генерализуются в смысл более высокого уровня. Данный процесс сопровождается определенным психическом состоянием, связанном с переживанием смыслов различных временных локусов[10, с. 81].
Данное состояние есть переживание актуальных в данный момент событий или ситуации, т.е. это актуализация в сознании смыслов прошлого, настоящего, будущего или их совокупности. А.В. Серый определяет этот процесс как актуальное смысловое состояние. Актуальное смысловое состояние (АСС) представляет собой совокупность актуализированных, генерализованных смыслов, размещенных во временной перспективе: значение (смысл) прошлого опыта, осмысленность настоящего (реальности здесь и теперь) и осмысленность будущего (значение цели).
Это, своего рода, переживание ситуации, выполняющее функцию перевода смыслов индивидуальной системы с более низкого уровня на качественно новый уровень функционирования системы.
Поскольку смысл – это нечто, что скорее нужно найти, обнаружить, а не придать или придумать, то результат актуализации будет определять степень общего напряжения и уровень внутренней свободы, а, следовательно, и способность индивида принять на себя ответственность за решение в ситуации выбора. Адекватное осмысление реальности в настоящем возможно при критическом осмыслении прошлого опыта и относительно индивидуальной цели (т.е. будущего).
Посредством синхронизации смысловых локусов происходит расширение границ субъективной реальности, т.е. интеграция личности в новые условия жизни. Необходимым условием эффективной индивидуальной жизни является синхронизация временных локусов смысла. Фиксация индивида на одном временном локусе смысла может объясняться жесткостью и непроницаемостью границ с соседним локусом, что также ведет к невозможности адекватного осознания (осмысливания) объективной реальности [19,c.44].
Таким образом, объекты восприятия и осознавания становятся односторонними (бесперспективными), а сами процессы более узкими и ригидными. Личностные смыслы в данном случае носят адаптационный характер. Человек, осознанно или нет, прибегает к различным формам психологической защиты и воспринимает действительность сквозь призму либо прошлого опыта, либо своих представлений относительно будущего, либо его поведение становится респондентным (ситуативным).
1.2 Система жизненных ориентаций современных женщин
Система ценностей – это динамичная и устойчивая система, формирующаяся в процессе всего периода воспитания, жизнедеятельности и социализации. Она играет основное значение в ситуации принятия базовых решений, позволяющая решать, что значимо и важно для человека в жизни.
Роль семьи и карьеры в жизни женщины
... Значение семьи и карьеры для личностного роста женщины Начать изучение вопроса о значении семьи и карьеры в жизни женщины ... личностных новообразований, росту личности. Профессиональная деятельность - одна из сфер самореализации личности, её персонализации. ... способ профессионального самоутверждения» Щербич Л.И. Карьера женщины: её смысл и значение // Социальная феминология: Межвузовский сборник научных ...
Необходимость изучения жизненных ориентаций достаточно велика, поскольку они становятся своеобразными ориентирами во всей дальнейшей жизнедеятельности человека, определяя устойчивое отношение человека ко всем базовым сферам жизни – к другим людям, к миру и самому себе. Именно, благодаря данной иерархии, выделяемой самой личностью, будут выстраиваться определенные цели и задачи, которые имеют для нее базовое значение. Помимо этого, она влияет также на выбор определенных способов их достижения.
Поскольку особенности в целеполагании в деятельности и расчет основной стратегии в поведении – это задачи, с которыми человек столкнется, вступая во взрослую жизнь, то необходимо уделить внимание проблеме изучения ценностных ориентаций граждан[20,c.124].
В последние десятилетия произошли изменения в восприятии имеющихся установок по отношению к той роли, которую должен играть «слабый пол» в современном мире. В результате значительно уменьшилась доля женщин, которые отдают предпочтение роли домохозяйки. Это, естественно, отразилось на их поведении. Именно с этим связано то, что увеличилось количество женщин, которые не стремятся связывать себя узами брака, предпочитая престижную работу, карьеру и гражданские браки.
В настоящее время является распространенным особый взгляд, что домашний труд и выполнение роли «хранительницы семьи и домашнего очага» являются непрестижными. Основная причина этого заключается в том, что она тогда находится в стороне от важнейших событий, чувствуя себя часто неполноценным человеком. Семья, дети и дом – это хорошо, но существует же и окружающий социальный мир [21,c.157].
В современном обществе достаточно быстро укрепилось женское представление о том, что замуж необходимо выходить только после того, как будет достигнута карьера и финансовое благополучие. Именно поэтому сроки вступления в брак значительно сдвинулись. Помимо этого, растет количество одиноких бизнес-леди, которые сознательно делают данный выбор.
Для получения эмпирически обоснованной картины жизненных ценностей современных женщин коллективом кафедры прикладной социологии Уральского госуниверситета проведено социологическое исследование в Екатеринбурге(1996 г.).
Выборочная совокупность формировалась способом систематической вероятностной выборки. Было опрошено 600 женщин в возрасте от 20 до 55 лет.
Жизненные ценности женщин анализировались в исследовании при помощи переменных, в частности, выяснения предпочтения профессиональной и
семейной деятельности. По мнению респонденток, образу нашей современницы должны быть присущи следующие качества: успешное
ОГЛАВЛЕНИЕ — Стр 2
сочетание профессиональных и семейных обязанностей; умение общаться с людьми; успешное ведение дома и воспитание детей; экономическая самостоятельность; высокий уровень культуры и интеллекта; профессиональная грамотность и стремление сделать карьеру; забота о внешности. [22,c.8].
В настоящее время считается, что работающая женщина обладает рядом преимуществ. Причем, не столько даже материальных, но также и психологических.
Во-первых, речь идет о социальной поддержке, получаемой женщиной на своем рабочем месте. Она имеет возможность обращаться к коллегам за советом, получая от них эмоциональную помощь поддержку, найти в них друзей.
Во-вторых, работа становится одним из источников повышения самооценки и самоуважения. Особенно, если у женщины имеются успехи в данной области.
В-третьих, работа и карьера является «отдушиной» в том случае, если имеются неудачи при осуществлении многих ролей, которые она играет в своей жизни. Особенно, когда речь идет о личной жизни.
Основным же пусковым механизмом, который постоянно способствует интенсивному распространению данной тенденции, является следующее. В связи с тем, что в настоящее время имеется равноправие между мужчиной и женщиной, в худшем положении оказывается работающая супруга, особенно если есть малолетние дети. Очень сложно бывает достигнуть равновесия между профессиональной деятельностью и семьей, поскольку женщины находятся постоянно в конфликтной, сложной ситуации, разрываясь между домом и своей работой. Поэтому у них достаточно формируется особая разновидность невралгии, которая получила наименование «синдрома деловой женщины»[23,c.25].
Для достижения же комфорта, психического и физического, современной леди делается единственно возможный выбор – это одиночество.
На основании последних исследований, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом, ценностные ориентации замужних и незамужних женщин распределились следующим образом.
Незамужние больше стремятся к одобрению, признанию, уважению со стороны. Помимо этого, для них более значимыми являются мнения окружающих, необходимость в социальном одобрении.
Требования к материальному положению у обеих категорий женщин, замужних и незамужних, приблизительно одинаковые. Они являются завышенными. Человек с таким показателем убежден в том, что это является основным условием жизненного благополучия. Повышенный уровень материального благосостояния часто считается основанием для формирования чувства собственного достоинства и значимости, а также повышенной самооценки.
Замужним больше хочется реализовать свой творческий потенциал, внеся изменения во все сферы семейной жизни.
У замужних женщин большое стремление к установлению социальных контактов с другими людьми. Такие женщины в большей степени направлены на большое количество социальных контактов.
Развитие себя важнее для незамужних женщин, поскольку их, видимо, важна информация об особенностях характера, своих способностях и иных характеристиках личности.
Достижения значимы для обеих групп, но у незамужних женщин несколько выше. Но, нужно отметить, что у обеих групп баллы являются высокими, что характеризует о стремлении личности достигать постоянно конкретных и ощутимых результатов на различных периодах жизни.
Духовное удовлетворение значимо для обеих групп. Это говорит о том, что обе группы женщин будут одинаково стремиться к получению удовлетворения и удовольствия в каждой сфере своей жизнедеятельности.
Сохранение собственной индивидуальности более значимо для незамужних женщин. Видимо, они больше, нежели замужние, стремятся сохранить свою независимость от других людей. Для них важнее сохранять свою неповторимость и своеобразие. Это же касается взглядов, убеждений, стиля жизни, избегая влияния массовых тенденций.
Профессиональная жизнь показатель важна обеих групп испытуемых. Высокое значение может говорить о большой значимости для человека его работы и карьеры.
Образования и обучения более важно для незамужних женщин. Этот выбор способен отражать желание личности повышать уровень своей образованности и расширять кругозор. Замужняя женщина, как правило, не может уделять этому большое количество внимания.
Сфера семейной жизни у замужних женщин более значима. Это свидетельствует о высокой значимости для них всего того, что касается жизни их семьи. Но и у незамужних женщин она является весомой, поэтому она рассматривается, как будущее.
Сфера общественной жизни более значима для незамужних. Это говорит об особой значимости для личности проблем, происходящих в обществе, а также желание активно в них участвовать.
Сфера увлечений значима для обеих групп, но данный показатель выше у замужних женщин. Высокое значение свидетельствует о том, что хобби и увлечения занимают далеко не последнее место в жизни каждого человека.
Следовательно, ценностные ориентации незамужних и замужних женщин имеют разную иерархическую представленность и выраженность в ценностно-мотивационной сфере лишь частично. Это смогло доказать проведенное исследование [24,c.146].
Таким образом, смысл жизни может выступать, с одной стороны, как ценность для индивида, а с другой, смысл может обуславливать выбор ценностей, которыми руководствуется индивид в своей жизни. Жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком до самой смерти. И главным здесь является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Вместе с тем жизненные ситуации могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни — значит оценить свою жизнь целиком.
Но, необходимо учитывать, что ценностные ориентации достаточно тесно взаимосвязаны с мотивационно-потребностной сферой личности. Поэтому, с одной стороны, ценностные ориентации будут формироваться уже на основе сложившихся и закрепленных потребностей личности. Но, с другой позиции, усвоение тех или иных ориентиров в социальной среде становится уже базисом для «конструирования» новых.