Исследование самооценки женщин с различным семейным статусом

Курсовая работа

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ СЕМЕЙНЫМ СТАТУСОМ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. САМООЦЕНКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИНЫ

.1 «Я-концепция» женщины

.2 Индивидуальная свобода женщины

. СЕМЬЯ. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА САМООЦЕНКУ

.1 Понятия «семья» и «брак». Их основные особенности

.2 Реализация индивидуальных потребностей в браке

.3 Одиночество как следствие боязни семейных отношений

. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ СЕМЕЙНЫМ СТАТУСОМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В своей курсовой работе мы затронули актуальную, по нашему мнению, тему, самооценка женщин с различным семейным статусом. Цель нашей работы, выявить взаимосвязь самооценки и семейного статуса женщины. Объектомисследования являются женщины от 22−26 лет.

Предметом исследования является уровень самооценки испытуемых.

Люди часто испытывают чувство одиночества. Мужчины и женщины, которые довольны своей семейной жизнью, обычно легче адаптируются к проблемам, неудачам и промахам.

Брак создает почву для счастья, по крайней мере, по двум причинам:

. люди, состоящие в браке, более склонны получать удовольствие от длительных, тесных взаимоотношений и менее склонны страдать в одиночку. Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовника, друга.

-ая причина, более прозаическая причина того, что брак способствует счастью или, по крайней мере, служит буфером в болезненных ситуациях, — то, что предлагаемая браком роль супруга и родителя обеспечивает нам дополнительный источник самоуважения. Правда, новые роли ведут к новым стрессам, и мы можем оказаться и оказываемся на грани перегрузки. Тем не менее, удачно исполненная роль подразумевает так же и вознаграждения, способствует укреплению нашего личностного статуса, делает нас богаче, помогает избежать стрессов, с которыми мы встречаемся в других сферах нашей жизни.

17 стр., 8342 слов

Социально-психологические проблемы женщин, подвергшихся семейному насилию

... женщин, подвергшихся семейному насилию. Объект - проблемы женщин, подвергшихся семейному насилию. Предмет - социально-психологические проблемы женщин, подвергшихся семейному ... высокий уровень тревожности, снижение уровня самооценки, страхи (партнера, темноты, мужчин ... Как мы видим, существуют различные формы насилия в семье: физическое ... практика, как принудительные браки или браки в детском возрасте, ...

Все это позволило нам сформулировать следующую гипотезу — самооценка у женщин, которые, находятся замужем выше и они в большей степени довольны своей жизнью, чем свободные незамужние женщины.

1. САМООЦЕНКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Самооценка — это одно из центральных образований личности, часть ядра. Личностное суждение о собственной ценности, которое вынуждается в собственных установках, свойственных индивиду. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет на поведение. Самооценка не дана нам изначально. Очень большую роль здесь играет общество. Потребность занимать уважаемое положение среди товарищей вызывает анализ и самооценку собственной личности как условие успешных взаимоотношений. Особое внимание человек уделяет своим недостаткам и способам их устранения. Размышления о себе становятся самостоятельным внутренним процессом; наблюдается недовольство собой и попытки самовоспитания.

Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает прерывистый характер; оно проявляется как одобрение и неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Приблизительно также определяет самооценку и Розенберг; для него — это позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я. Таким образом самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает непринятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... свойств и качеств, всецело характеризующая психологическую специфику личности (индивида, человека). Психические процессы, в полном составе, происходят в личности, однако не каждый выступает как ее ... видоизменение внутреннего человеческого мира и решительные изменения отношений человека с окружающими. В конечном итоге человек как личность приобретает что-то новое, свойственное только для ...

Есть три момента, существенных для понимания самооценки:

Во-первых, важную роль в ее формировании сопоставления реального Я с образом идеального, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции Джеймса представление об актуализации идеального Я положено в основу самооценки, которое определяется как математическое отношение- реальных достижений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если е человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности будет низкой.

Во-вторых, фактор важный для формирования самооценки, связан с тем что человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Кули и Мида.

Наконец, еще один взгляд на формирование самооценки заключается в том, что индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества. Индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носят субъективный характер. [3]

Оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других является, регулятором его поведения. От самооценки во многом зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Обычно выделяют три типа самооценки: адекватную, заниженную, завышенную. Заниженная самооценка, как правило, уменьшает социальную активность человека, его индивидуальность, готовность к конкуренции. Реальные успехи и положительное отношение окружающих воспринимаются при этом как нечто случайное, временное. Завышение самооценки приводит к тому, что человек самонадеянно борется за работу, не проанализировав реально поставленных целей и условий их достижений. В том и другом случае возникает неуверенность в себе, повышенная впечатлительность, конфликтность [2].

8 стр., 3766 слов

«Я-концепция» как система психологических особенностей отношения человека к себе

... - концепция как система психологических особенностей отношения человека к себе.   Цель исследования - рассмотреть особенности Я - концепции как системы отношения человека к ... и характера, как боязнь негативной самооценки, ожидание негативного отношения от других, неспособность к поступкам, ... с связанной с этой ролью стереотипов (мужчина - женщина).   Список использованной литературы   1 ...

Самоотношение, самооценка, в свою очередь, является структурно-сложным образованием, включающим как общее, глобальное чувство «за» или «против» самого себя, так и более специфические измерения: самоуважение, внутреннюю симпатию, самоинтерес или близость к самому себе, ожидаемое отношение к себе других. Очень часто отношение других к личности, их симпатии и антипатии, положительные или негативные оценки влияют на самооценку человека, образ «Я» и способны скорректировать завышенную или заниженную самооценку личности.

Самооценка, Самоотношение активно защищается личностью. Защита себя от антипатии является наиболее важным аспектом защиты самооценки. Человек может действовать по принципу: «Да, я не хорош, потому что слаб, но я не плох». Поэтому поддержание стабильного самоотношения, адекватной самооценки обеспечивает возможность выработки постоянной стратегии в отношении к самому себе, собственному развитию, выражающейся как во внешней предметной деятельности, так и во внутриличностной активности.

Самооценка, т. е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. По мнению автора Краткого психологического словаря именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Будучи ядерным качествам, самооценка человека зависит от множества факторов. Вместе с тем психологи давно уже пользуются так называемой «формулой Джеймса», где

3 стр., 1451 слов

Влияния страхов на процесс формирования личности дошкольника

... трёх – пяти лет. 4. Провести эмпирическое исследование влияния страхов на процесс формирования личности дошкольника. 5. Сформулировать итоговые выводы и рекомендации действий психолога ... психологии: М.:,1999. 23. Гарбузов В. И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом.— М., 2000 24. Гарбузов В ...

Самооценка = Успех / Притязания

Из этой упрощенной, но весьма наглядной формулы следует, что повысить самооценку можно, либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи, ведь расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажению самооценки и, как следствие, к неадекватному, чреватому эмоциональными срывами поведению.

2. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИНЫ

.1 «Я-концепция» женщины

«Я-концепция» женщины детерминируется социальным опытом, и в дальнейшем выступает предпосылкой и следствием социального взаимодействия.

Компонентами «Я-концепции» индивида женского пола должны являться: «реальное-Я» — представление о себе в данный момент существования во времени, отражение телесных и духовных атрибутов, поведенческой реализации; «идеальное Я» — то, каким, исследуемый субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы социума; «динамическое-Я» — это то, какой женщина твердо намерена стать в конкретной реальности; «фантастическое Я» — то, каким женский индивид желал бы стать в виртуальной реальности, подразумевая производные иррационального воображения. Становление «Я-концепции» женщины, будучи обусловлено социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах идентификации и интеракции, в процессе которых, исследуемый субъект смотрится как в зеркало в другого индивида и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего «Я». Идентичность представляет тождественной «Другому». Формирование адекватной «Я-концепции», и, прежде всего, самоосознания, один их непременных атрибутов феномена становления личности женщины. Смоделированное, при помощи «Я-концепции», актуальное «Я» является уникальным, витальным личностным центром, способствующим индивидуальной эволюции субъекта. Актуальное «Я» концентрирует все сущностные силы, исследуемого субъекта, и приближается по своему значению к понятию «самость». Как полагал А. Маслоу, «идентификация высшего „Я“ с высшими ценностными внешнего мира означает, по крайней мере, в определенной степени, слияние с „Не-Я“. Однако последние относится не только к миру природы, но охватывает и других людей. Другими словами, наиболее ценная часть „Я“ такой женщины будет подобна наиболее ценностной части „Я“ других самоактулизующихся людей. Такие „Я“ частично совпадают».

23 стр., 11415 слов

Исследование степени удовлетворенности браком в молодых семьях

... по отношению к работе. На женщину возлагается ответственность за дом, семью, детей, профессиональная деятельность допускается, ... становятся более значимыми, приближение старости порождает страх одиночества, человек начинает больше ориентироваться на своего ... Эмоционально - терапевтическая согласованность Внешняя привлекательность супругов Удовлетворенность браком Корреляция Пирсона 1 -,006 ,451 -,053 , ...

Сконструировав «Я-концепцию», и начав принимать решения для актуализации «Я», женщина постепенно обретает цельность, независимость, и тогда для ощущения полноты бытия и самодостаточности уже необязателен «Другой», отпадает навязчивая потребность искать в толпе «Ты» — того, кто может заполнить ее индивидуальное бытие, придать ему смысл. Она научается ценить свои собственные способности, таланты, потребности, интеллект, красоту, женственность; отличать любовь, как жажду кому-то принадлежать, от любви, которая есть духовное взаимовыражение и взаимосозидание; понимать, что причастность «Я» к «Ты» — это такие отношения, в которых самость раскрывается в отношении к другому и к миру [5].

.2 Индивидуальная свобода женщины

В большинстве случаев, говоря о женской свободе, упоминают: правовую, экономическую, политическую, религиозную свободы, свободу слова и собраний, но желанными в повседневной реальности подавляющего большинства женщин является именно: эмоциональная свобода и свобода проявления своей специфической индивидуальности и ментальности, избавленной от прессинга мужских авторитетов

10 стр., 4822 слов

Мотивы вступления в брак у мужчин и женщин

... древней и изначальной функцией. Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами, регулирующими отношения ... на организацию семьи сильнее выражена у женщин, чем у мужчин. Мотивы вступления в брак существенно зависят ... страх одиночества и т.д. Готовность к браку. Удачный брак Современное супружество представляет более сложные требования к личностному взаимодействию членов семьи ...

Каждодневная действительность женщин во многих странах мира отягощена страхом. Это страх — не иметь достаточно пищи и денег для себя и своих близких, страх потерять работу, дающую не только источник существования, но и обеспечивающую социальный успех и престиж, страх перед мнением о себе и своем бытии субъектов малого социума (соседей, сослуживцев), страх перед презрением, болью, старением, страх никогда не узнать любви, не быть возлюбленной, страх незапланированных беременностей, страх потери мужа и желанных детей, страх перед государственной и криминальной властью и ее произволом, и, наконец, страх смерти как Ничто.

Страх — это боязнь утраты какой-либо привязанности: к объектам, субъектам, к самому бытию, а имея привязанности, женщина, несвободна.

Поскольку женский ум, подверженный постоянному страху, пребывает в смятении, то индивид состоит в конфликте с самим собою, и потому его разум становится извращенным, склонным к хитрости или агрессивности. Предрасположенная к страхам женщина не в состоянии отойти от механических шаблонов мышления, привитых определенной социальной средой, стратой, а потому пытается обезопасить себя, изворотливо манипулируя иными индивидами, нередко прибегая к насилию. И ее механический ум не может вдруг прийти к осознанию необходимости индивидуальной свободы и осмыслению путей, ведущих к ней.

Для того чтобы избавиться от страха женщина должна решить: действительно ли она хочет стать свободной и что для нее означает: «быть свободной». Чаще всего здесь может подразумеваться свобода от чего-то конкретно неудобного, неприятного и нежелательного, сохраняя при этом, привычные очертания бытия, дающего удовлетворение и удовольствие. Но в реальном мире существует связь между страхом и удовольствием. Одно без другого невозможно. Но женский индивид может вступить на путь свободы, если начнет с того, что избавится от страха быть и умереть. Разум, избавленный от страха способен на великие дела

В настоящей действительности женщина должна постоянно утверждать и отстаивать себя для того, чтобы ощущать свою реальность, которая как бы противостоит миру как своей «негативности», как отрицанию ее индивидуальной свободы, а, следовательно, исследуемый субъект может существовать, только непрерывно отвоевывая свое свободное существование у чего-то или кого-то, налагающего на него запрет.

Как известно, часть женщин перестала удовлетворяться семейной жизнью, ее заботами; они не желают больше быть разнорабочими только в приватной сфере. В жажде новых впечатлений, иных возможностей, социальной деятельности они обращаются ко всему, что представляется им социально престижным, имеющим перспективу индивидуального роста, но которое порой может уводить далеко от истинного призвания бытия, обернувшись экзистенциальной фикцией. Хотя, однако, вступив на путь поиска ценностей и их выбора, женщина создает себя как личность.

Индивидуальную свободу женщины можно рассматривать, как свободу от ограничивающей женщину действительности. Это возможно и мешает большинству современных женщин вступать в брак и заводить семью.

3. СЕМЬЯ. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА САМООЦЕНКУ

.1 Понятия «семья» и «брак». Их основные особенности

Семья — важнейший из феноменов, сопровождающих человека в течение всей его жизни.

Семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающим за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. А.И. Антонов определяет семью «как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанными узами супружества — родительства — родства…» Традиционно «ядром» семьи считают супружескую пару с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов[9].

Семья выполняет такие функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособилась в определенных исторических обстоятельствах. Специфические функции семьи, которые сохраняются при всех изменениях общества:

1.рождение детей (репродуктивная функция)

2.содержание (экзистенциальная функция)

.воспитание детей (функция социализации).

К неспецифическим функциям семьи относят:

1.накопление и передачу собственности, статуса;

2.организацию производства и потребления;

.домохозяйство;

.отдых и досуг;

.заботу о здоровье и благополучии семьи;

.создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранения Я каждого и др. [7].

Для того чтобы семейные функции успешно реализовались в процессе взаимодействия, члены семьи должны выполнять определенные роли, такие как роль матери, отца, ребенка, бабушки, дедушки и т. д.

Семью создает отношение родителей — дети, а брак оказывается легитимным признанием отношений между мужчиной и женщиной, который подтверждает форму сожительства или сексуального партнерства между ними.

Брак- принятие супружеских социальных ролей.

Известный психолог А.Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит:

2.общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ;

.уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой ценой, стимулирует азарт и жажду по

.беды через обладание «непокорным»;

.ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации

.«последнего шанса»;

.интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;

.взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;

.жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринимается как «собственная доблесть» и позволяет играть на

.сцене жизни весьма благородную роль;

.порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним; выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие;

.месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло обидчику»;

.боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в

.роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха

.будущей жизни.

Данные мотивационные модификации могут быть осознанны, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения их серьезны, а ответственность за семейную жизнь, принимается в полном объеме, есть шанс, что брак, который начал с таких позиций, может оказаться успешным[8].

Благоприятные качества для вступления в брак (для мужчин и для женщин):

1.оптимизм и эмоциональная живость;

2.старательность;

.способность исполнять подчиненные роли при сохранении собственных суждений;

.доброжелательность и участливость;

.умение обращаться с деньгами.

Так же можно выделить отдельно — качества мужчин, благоприятные для вступления в брак:

1.умение брать на себя ответственность;

2.способность получать удовольствие, ведя за собой других;

.уверенность в себе;

.забота о поддержании равенства в общении;

.умение подмечать детали.

Качества женщин, благоприятные для вступления в брак:

1.способность к эмоциональной поддержке;

2.способность получать удовольствие о помощи другим;

.спокойное отношение к советам (мужа, свекрови);

.отсутствие тенденции к соперничеству;

.отсутствие излишней романтичности.

По Юнгу брак имеет ряд особенностей:

  1. цель и содержание брака выступают как осознание бессознательных мотивов и влияний;
  2. неизбежность создания счастливого брака через превращение бессознательных мотивов в осознаваемые;
  3. возможность установления психологических отношений
  4. в браке только во второй половине жизни;
  5. взгляд на конфликтную атмосферу как непременное предусловие осознавания.

За рамками аналитической психологии исследователи выделяют три большие группы брачных мотивов. В первую группу входят эмоционально-этические мотивы, во вторую — мотивы самореализации, в третью — мотивы долга и обязанности. Вероятно, принятие решения о вступлении в брак определяется всей совокупностью брачных мотивов, просто один из них становиться ведущим. Таким мотивом чаще всего становиться любовь[7].

.2 Реализация индивидуальных потребностей в браке

самооценка женщина семейный статус

Сфера жизнедеятельности семьи, тесно связана с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Обсуждая функции семьи, можно согласиться с мнением Н. Я. Соловьева, полагающего, что «функций семьи столько, сколько видов потребности в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет».

По мнению Г. Навайтиса, можно обозначить следующие группы семейных потребностей:

1.Создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи;

2.потребности в любви и опеке, связанные с материнством;

.потребность в психологической и физической близости;

.потребность в семейном общении [9].

Исходя, из такого деления четко обозначаются основные сферы семейного влияния: быт, дети, интимность и семейное общение. Потребности, которые удовлетворяются в семье, могут быть реализованы вне семьи, но только семья может все эти потребности объединить и удовлетворить. Взгляд на то, что дает семья, по данным Л. А. Коростылевой, у женщин практически такой же как и у мужчин.

1.Служит опорой в трудную минуту.

2.Избавляет от одиночества.

.Приносит счастье от освоения новой роли родителя.

.Упорядочивает интимную жизнь.

.Налаживает быт, режим питания.

Несколько иные данные были получены У. Харли (1992), который выделил по пять основных потребностей для мужей и жен, исполнение которых супруги ожидают друг от друга. У мужчин это: 1) половое удовлетворение, 2) спутник по отдыху, 3) привлекательность жены, 4) ведение домашнего хозяйства, 5) моральная поддержка женой. У женщин основными потребностями являются: 1) романтическая атмосфера в семье, нежность, проявляемая мужем, 2) потребность в общении (возможность поговорить с мужем обо всем, что случилось за день), 3) честность и открытость в отношениях с мужем, 4) финансовая поддержка отца семейства, 5) посвященность семье (роль отца).

Неудачи мужчин и женщин в строительстве семьи как считает У. Харли, незнанием потребностей друг друга, а постоянная неудовлетворенность хотя бы одной из потребностей приводит к внебрачным связям.

Поскольку мужчины вступают в брак в среднем на 2,5 года позже, чем женщины, за эти годы образуется достаточно большой «дефицит женихов» и если для 18−19летних девушек выйти, замуж проблем нет, то для женщин 20−25 лет создается определенная нехватка женихов. Правда, они ее компенсируют тем, что выходят замуж за 25−29летних мужчин. Зато женщине 25−29 лет создавать свою семью становится еще труднее. Не случайно среди этих женщин около одной пятой оказывается не замужем, так как их потенциальных мужей перехватили женщины более младшего возраста.[8]

При выборе партнера женщины проявляют себя более разборчивыми чем мужчины. Женщины воспринимают мужчину как зрелую личность, ценят их ум, культуру, интеллигентность, доброту, порядочность.

Вообще женщины относятся к браку более серьезно, чем мужчины. По данным 6 Всесоюзной переписи населения СССР, в стране оказалось на 2,5 миллиона больше замужних женщин, чем женатых мужчин, следовательно, 2,5 миллиона мужчин, соединившись с женщинами, семейными себя не считали.

.3 Одиночество как следствие боязни семейных отношений

Одиночество.Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т. е. существующие в моноварианте.

В настоящее время у молодых людей в целом установка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет. Меньшинство, скептически относящееся к институту брака, численно растет во всех странах цивилизованного мира. По данным Р. Зидера, проведенный в 1978 г. в ФРГ опрос показал, что примерно 18% всех неженатых лиц кажется привлекательным остаться «в принципе самостоятельными и независимыми». В 1981 г. в рамках одного из исследований молодежи 13% молодых респондентов ответили, что не хотят жениться, а 7% не хотели иметь детей. С тех пор, по-видимому, скепсис вырос еще больше. 57% российских девушек и лишь 5% шведских считают, что замужество необходимо для женщины. Возможность никогда не выйти замуж беспокоит только 3% шведских девушек и только 28% россиянок, а возможность никогда не иметь детей — 38% российских девушек и только 1% шведских (О. Здравомыслова).

Предположительно, главным образом скепсис порожден опытом молодых, вынесенным из родных семей, отношений к ним родителей и наблюдений за супружескими проблемами и конфликтами на протяжении всего детства.

Из дневниковой записи: «Она всегда пугает меня будущим: „Как ты будешь жить?! Первый же мужчина сделает с тобой, что захочет, злые люди посмеются, начальство на работе помыкать станет, муж прибьет просто или бросит тебя, дуру такую…“ Она навязывает мне свои страхи».

Такие установки повышают готовность молодых людей в своей собственной жизни искать альтернативные формы ее устройства.

Жить одному — это исторически новый феномен. Произошедшая резкая перемена проявляется особенно ярко в больших городах. Все больше мужчин и женщин в «подходящем для брака» возрасте решаются жить одиноко. С точки зрения социальной инфраструктуры это становится возможным благодаря развитой сети услуг и технической помощи в больших городах. Одинокие люди решили жить в моноварианте по различным причинам, среди которых выделяют:

1.Рост образования женщины, что порой резко меняет ее взгляды на представления о самореализации, она жаждет и ищет возможности состояться в профессиональной сфере, в сфере духовных исканий, в области серьезных увлечений — эти установки «уводят» современную женщину от обременяющих, по ее мнению, семейных уз. Кроме того, получение образования, иногда весьма солидно требует времени, при этом женщина пропускает период рождения ребенка. Аргументы о предназначении в этом случае не работают.

2.Преобладающее число женщин в брачном возрасте (одна из причин- высокая смертность мужского населения, в том числе в результате аварий, убийств, военных действий), т. е. неминуемо какое-то количество женщин все равно останется в безбрачном состоянии, следствием этого является рост числа женщин, которые изначально отказываются участвовать «в погоне» за брачными партнерами и потенциальными супругами.

3.Распространенная в некоторых слоях населения и соответствующая некоторому аспекту реальности точка зрения, что легче прожить одному. Одна из причин экономическая: рост безработицы, задержка с выплатой зарплаты, отсутствие (или ее недостаточность) государственной поддержки семье, неопределенность и нестабильность будущего, высокая криминогенность нынешней российской ситуации. Выгоды от психологического комфорта проживания в семье перекрываются издержками социально-экономического положения дел в семейной политике.

Еще одна точка зрения, на то, почему люди не торопятся вступать в брак у Дэвида Берне, он приводит причины отрицательного отношения к себе и жизни, которые являются «разрушителями» эмоциональных отношений. Наиболее распространенные среди них:

  1. мышление категориями черно-белых крайностей;
  2. склонность к высокому уровню обобщений («так происходит всегда»,«вечноты пристаешь», «никогдая этого не смогу»);
  3. применение отрицательного фильтра, концентрация на неудачах, ошибках и промахах, постоянная критика;
  4. преуменьшение положительных факторов, отбрасывание любого позитива;
  5. привычка делать поспешные выводы, отрицательно толковать события и явления на основании «чтения мыслей» («он определенно хотел этим сказать, что я ни к чему не пригодна…») и «отрицательного ясновидения» («наверное, из этого ничего не получится и будет еще хуже»);
  6. применение метода «перевернутого телескопа»: близкое и доступное преуменьшается, а недостижимое и отдаленное преувеличивается;
  7. восприятие мира исключительно через эмоции;
  8. излишнееувлечение словами «я должен» и «я должна», которые полностью вытесняют «я хочу», «мне нужно», «мне нравится»;
  9. развешивание «ярлыков» в качестве обобщенных оценок собственного или чьего-либо поведения, личных качеств, способностей и т. п.;
  10. привычкабрать на себя вину за события и ситуации (особенно касающиеся близких людей), которые являются неподвластными.

Известно, что установка на одиночество, жизнь в моноварианте может и не быть пожизненной. Замечено, что у женщин она может измениться в 30−35 лет, а у мужчин 40−45 лет, когда предпринимаются лихорадочные попытки найти партнера и обрести спутника жизни. А вообще проблема одиночества остается одной из малоизученных тем в отечественной психологии.

Следует добавить, что по итогам исследования было установлено, что женщины легче переносят одиночество, чем мужчины.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ СЕМЕЙНЫМ СТАТУСОМ

Цель нашей работы- выявить взаимосвязь самооценки и семейного статуса женщины.

Объектомисследования являются женщины от 22−26 лет

Предметом исследования является уровень самооценки испытуемых

Задачи исследования:

. Проанализировать литературные источники по психологии самосознания, психологии семейных отношений;

. Провести сравнительный анализ самооценки женщин с различным семейным статусом;

. Проанализировать результаты исследования;

1.Описание выборки

Всего в исследовании участвовало 20человек, это женщины в возрасте от 22−26 лет, из них 10 женщин, которые находятся в официальном браке и довольны своим семейным положением, и 10 незамужних женщин, у которых на данный момент нет серьезных отношений с мужчинами.

2.Описание диагностического материала

МЕТОДИКА «ШКАЛА САМООЦЕНКИ»

Для того чтобы определить у какой группы испытуемых (у женщин находящихся в браке или незамужних) выше самооценка, мы использовали тест — опросник. В нем представлены 32 суждения (Приложение1), по поводу которых возможны, пять вариантов ответов каждый из которых кодируется баллами (очень часто — 4 балла; часто — 3 балла; иногда — 2 балла; редко — 1 балл; никогда — 0 баллов).

Для того чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.

Интерпретация результатов

Сумма баллов от 0 до 43 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

Сумма баллов от 43 до 86свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается подстроиться под мнение других.

Сумма баллов от 86 до 128указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с мнением других и часто страдает от «комплекса неполноценности».

Исследование проводилось индивидуально, каждому испытуемому выдавался бланк, и он сам отмечал на бланке подходящий вариант ответа.

После проведения данной методики, были получены следующие результаты, представленные в таблице (Таблица 1):

Таблиц 1

№ испытуемогоЗамужние женщиныНезамужние женщины1 2 3 4 5 6 7 8 9 1033 36 35 36 29 55 50 27 49 6262 71 55 57 55 67 46 59 43 39

По данным Таблицы 1 были получены следующие результаты:

В группе замужних женщин:

У 60% испытуемых завышенная самооценка, это говорит о том, что большая часть группы не страдает «комплексом неполноценности» правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях

У 40% испытуемых наблюдается, средний уровень самооценки это свидетельствует о том, что редко страдают от «комплекса неполноценности»,

В группе замужних женщин:

У 80% испытуемых средний уровень самооценки, это говорит о том, что подавляющее большинство незамужних женщин при определенных обстоятельствах могут испытывать «комплекс неполноценности».

У 20% испытуемых завышена самооценка.

Вследствие полученных данных можно предположить, что в группе замужних женщин средний уровень самооценки выше, чем в группе незамужних женщин.

Для подтверждения достоверности полученных в результате диагностических данных, мы применили критерий Манна-Уитни, так как он определяет, достаточно ли мала зона прекращения значений между 2 рядами.

Чем меньше область определения, тем эмпирические значения критерия Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны.

Критерий определяет, достаточно ли мала зона перекрещивания значений между 2рядами. Чем меньше область, тем различия более достоверны.

Чем меньше эмпирическое значение критерия Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны.

Применим критерий Манна-Уитни-10−10

Конечные данные приведены в таблице (Таблица 2):

Таблица 2

№ испытуемогоЗамужние женщиныНезамужние женщиныбаллырангибаллыранга1 2 3 4 5 6 7 8 9 1033 36 35 36 29 55 50 27 49 623 5,5 4 5,5 2 13 11 1 10 17,562 71 55 57 55 67 46 59 43 3917,5 20 13 15 13 19 9 16 8 7Сумма72,5137,5

Общая сумма рангов: 72,5 + 137,5 = 210

Равенство реальной расчетной суммы соблюдено.

Далее проведем статистические гипотезы, которые мы будем проверять в ходе математической обработки.: В группе незамужних женщин уровень самооценки не выше, чем в группе замужних

Н1: Уровень самооценки в группе замужних женщин выше, чем в группе незамужних.

В соответствии со следующим шагом алгоритма определяем эмпирическую величину U:

эмп = n1n2 + nx(nx+1)\2- Txэмп=10 10 + 10 11\ 2 — 137,5= 100+55−137,5 = 17,5

Где n1- количество испытуемых в выборке 1- количество испытуемых в выборке 2большая из ранговых суммколичество испытуемых в группе с большей суммой рангов

По таблицекрит = 27(p ≤ 0,05)

(p ≤ 0,01)

Ответ: Н1 — принимается

По итогом математического анализа были получены следующие результаты, подтвердилась гипотеза Н1- Уровень самооценки в группе замужних женщин выше, чем в группе незамужних.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сказать, что после проведения исследования, наша гипотеза о том, что у женщин находящихся в браке самооценка выше, чем у незамужних, одиноких женщин подтвердилась.

По природе своей большинство женщин задают себе такие вопросы, как «С кем связать свою жизнь? Какие взаимоотношения являются для меня оптимальными? Хочу ли я иметь детей, и если хочу, то сколько?». А также: «Что именно приносит мне чувство удовлетворенности?"[4].

В этот период мы оказываемся подверженными максималистским настроениям, крайне упрощая реальность, идеализируя будущее. И только некоторые из нас задумываются и ставят первой целью добиться успехов в карьере. Мы не имеем в виду что женщины, которые хотят прежде семейного счастья, ничего в своей жизни не добились. Просто для них создание семьи выходит на первый план. Даже многие успешные женщины телеведущие, бизнес-леди, певицы, актрисы, часто в своих интервью говорят, что стали настоящими женщинами только когда создали семью. Ведь освоенные в связи с этим новые роли являются чем-то интересным, с какой- то стороны непонятным, но очень приятным новообразованием, в этот момент женщина все силы направляет на решение проблем насущных и ей просто не остается времени на самокопание, мы сейчас имеем в виду женщин, которые довольны своей семейно жизнью. Да, можно вполне предположить, что женщины которые одиноки, но достаточно успешны тоже мало занимаются самокритикой, но это, по нашему мнению ошибочно, женщина своей непреодолимой тягой к работе скрывает подчистую страх возвращаться к той мысли что она одинока.

Это актуальная тема на сегодняшний день, ведь все больше и больше женщины говорят, что им не нужны мужчины для жизни, что они могут со всем справится сами. Но по природе своей женщина, прежде всего хранительница очага, жена, мать, по нашему мнению рано или поздно женщина понимает, что счастлива по настоящему когда у нее появляется семья, любимый муж и дети, тогда ее переполняет чувство гордости и ее самооценка повышается.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Возрастные кризисы взрослости. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.-416с. — (справочник практ. психолога Малкина-Пых).

2.Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие.- Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2003 г, 253−254с.

.Психология самосознания. Хрестоматия — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003 г.

.Под общей редакцией Александра Либина — Психология современной женщины и умения и красота и счастье — М.: Издательство ЭКСМО, 2003 г.

.Специфика женского начала в аспектах индивидуального развития.- Иркутск, изд. ИрГТУ, 2003 г. Никитина Н. Я. стр122−134

.Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии // Время и бытие. Сборник статей. М.: Республика, 1993, с.379

.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-пресс, 2000. — 512 с

.Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.- СПб.: Питер, 2003.-544с

.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебн. Пос. для студ. Высш. Уч. заведений/ Е. Ию Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяновой. — М.: Изд. Центр «Академия», 2002.-192.

10.Алешина Ю.Э. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. // Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1987. № 2. с 60−72.

11.Витек К. Проблема супружеского благополучия. М., 1988.

.Ковалев С.В. Семейных отношений. М., 1987.

.Антонов А., Медков Д. Социология семьи. М., 1996.

.Алешина Ю. Е. Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель отношений супругов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология.-1989.-№ 2.- 44−45.

.Андреева Т. В., Толстова А.В. Темперамент супругов и совместимость в браке // Ананьевские чтения — 2001: Тезисы научно-практ. Конф. — СПб., 2001. — с.201−208

ПРИЛОЖЕНИЕ

№ СУЖДЕНИЯОчень частоЧастоИногдаРедкоНикогда1. Мне хочется чтобы мои друзья подбадривали меня2. Постоянно чувствую ответственность по работе3. Я беспокоюсь о своем будущем4. Многие меня ненавидят5. Я обладаю меньшей интуицией, нежели другие6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние7. Я боюсь выглядеть глупцом 8. Внешний вид других куда лучше, чем мой9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми10. Я часто допускаю ошибки11. Жаль, что я не умею говорить так как следует разговаривать с людьми 12. Жаль, что мне не хватает уверенности в себе13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими14. Я слишком скромен15. Моя жизнь бесполезна16. Многие неправильного мнения обо мне17. Мне не с кем поделиться своими мыслями 18. Люди ждут от меня очень много 19. Люди не особенно интересуются моими достижениями20. Я легко смущаюсь21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня22. Я не чувствую себя в безопасности23. Я часто волнуюсь и понапрасну24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди25. Я чувствую себя скованным26. Я чувствую, что люди говорят за моей спиной27. Я уверен, что люди почти все принимают легче чем я28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то неприятность29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне30. Жаль, что я не так общителен31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте32. Я думаю о том чего ждет от меня общественность

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector