Глава 1. Организация и проведение тематиче

Введение …………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Организация и проведение тематиче

СКОГО ВЕЧЕРА……………………………………………………………… 6

1.1. Понятие тематической культурно — досуговой программы…………… 6

1.2. Особенности проведения тематического вечера, как вида культурно -досуговой программы……………………………………………………… 9

Глава 2. Технология организации и проведения

ТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММЫ……… 36

2.1. Технология организации

тематической культурно — досуговой программы……………………… 36

2.2. Проведение тематической культурно — досуговой

программы, посвященной Дню защитника Отечества………………….. 40

Заключение …………………………………………………………………. 47

Список литературы…………………………………………………………. 49

Приложение …………………………………………………………………. 54

Введение

Любая культурно — досуговая программа требует, чтобы в ее основе лежала социально важная и близкая аудитории тема. Выбирая тему мероприятия, нужно руководствоваться возможностью раскрыть ее через образ человека, через мир его мыслей и поступков. Тематическая программа вечер не может оставаться лишь на уровне общей постановки темы, а должна раскрыть ее на конкретном жизненном материале. Режиссеру-постановщику необходимо умение найти интересный документальный материал и организовать его в сценарий.

Актуальность темы обусловлена тем, что культурно -досуговых программам присуща оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в сценарии фактов, документов, событий, как с проблемами мирового, глобального характера, так и с местным материалом.

Свойственные культурно — досуговым программам яркая образность, зрелищность стимулируют эмоции, эстетические переживания, способствуют возникновению коллективных эмоций, организуют общение зрителей между собой и участниками программы. Организация общения людей, разных по возрасту, образованию, интересам является важным инструментом воспитательного воздействия на аудиторию.

14 стр., 6828 слов

Рабочая программа дисциплины 6

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ивановский государственный университет СОЦИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Утверждаю: Декан социолого-психологического факультета доц. Кареев Д.В. «_____»___________________2010 г. ПРАВОВЕДЕНИЕ Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» Профиль подготовки Психология образования Квалификация (степень) выпускника ...

Изученность проблемы. Специфические особенности клубной драматургии рассматривал такие авторы, как В. Гагин, Д. Геникн, А. Жарков, О. Марков, А. Чечетин.

Проблема проектирования сценария культурно — досуговой программы достаточно широко исследована в специальной литературе такими авторами, как Д. Аль, А. Жарков, В. Еременко, М. Маршак, О. Марков, Е. Руденский, И. Шубина, А. Чечетин.

Театрализация и иллюстрирование как методы культурно-досуговых программ рассматриваются в работах Д. Аля, Д. Генкина, Ю. Красильникова, И. Коновича.

Вместе с тем, в основном названные работы рассматривают особенности драматургии массовых представлений и праздников. В существующем массиве исследований практически отсутствуют работы, специально посвященные целостному исследованию особенностей технологии организации и проведения культурно — досуговой программы. Таким образом, оценивая разработанность исследуемой проблемы, можно отметить, что несмотря на широкий круг научной и методической литературы по общей методике культурно — досуговой деятельности, вопросы, касающиеся непосредственно специфики драматургии культурно — досуговых программ изучены недостаточно.

Поэтому, актуальность темы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность обусловили необходимость выполнения данной курсовой работы.

Объект исследования – тематическая культурно-досуговая программа.

Предмет – процесс организации тематической культурно-досуговой программы.

Цель исследования: выявление специфических особенностей тематических культурно -досуговых программ и технологии ее организации.

11 стр., 5379 слов

Рабочая программа дисциплины 32

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Биологический факультет УТВЕРЖДАЮ Декан биологического факультета ___________________________ «____»______________2012 г. Б.3.ДВ11 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Направление ...

Данная цель определила постановку следующих задач:

1. Изучить специальную литературу по данной теме.

2. Выявить специфические особенности сценарной драматургии тематических культурно -досуговых программ (КДП).

3. Рассмотреть технологию каждого этапа подготовки и проведения тематической культурно — досуговой программы.

4. Определить значение личностных и профессиональных качества ведущего в проведении тематических культурно -досуговых программ.

Методы исследования:

— анализ специальной литературы по теме исследования,

— синтез,

— обобщение полученных результатов.

Структура исследования: Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень её разработанности, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, методы исследования.

В заключении формулируются основные итоги исследования.

Глава 1. Организация и проведение тематического вечера

1.1. Понятие тематической культурно — досуговой программы

Тематический вечер — Это – культурно — досуговая программа предполагающая сценарно-драматическую разработку темы, основана на документальном материале с включением реальных героев. В подготовке программы такого рода в ЦНК используется разнообразный комплекс выразительных средств: художественные образы, конкретизированные документы, техническое оборудование, общение и другие средства.

Виды тематических вечеров: вечер- портрет, вечер- встреча, вечер вопросов и ответов, жанровые вечера (литературные, музыкальные, театральные, этнографические и др.).

9 стр., 4109 слов

Рабочая программа 17

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 VIII вида» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на заседании МС протокол № ___ Председатель Директор МКОУ «Школа-интернат № 3» ____________ Н.А. Ивашинова __________________ Н.Н.Яркиева «______» ...

У каждого вида вечеров свое назначение, своя специфическая методика подготовки и проведения в контексте общей методики подготовки вечера. Программа вечера- портрета полностью посвящена человеку (или группе людей со схожей судьбой.) О нем рассказывают, рассматривая его личность с различных углов зрения: как хорошего специалиста, как семьянина, как патриота своего народа, талантливого человека и т.п. Для участия в такой программе приглашаются коллеги по работе, члены семьи, ученики, участники творческого коллектива и просто хорошо знающие героя программы люди. Цель данной программы «изобразить» человека (написать его портрет) рассмотрев с разных сторон жизнедеятельности. В практике центров немецкой культуры данная форма работы очень популярна, так как у российских немцев множество достойных для подражания примеров в общественной жизни, литературе, искусстве; участников интересных событий и рядовых жителей, уважаемых и почитаемых односельчанами.(51, 145с.)

Вечер — встреча – это программа, на которую приглашается интересный гость для участия и общения с аудиторией. Этот человек рассказывает о себе, о своих достижениях в творчестве, науке, деятельности; дает информацию, интересующую присутствующих; отвечает на заданные вопросы, возможно, задает свои для поддержания беседы. Ведущий, на вечере, помогает приглашенному гостю в организации информации, которой он пришел поделиться.

В основе вечера вопросов и ответов лежит получение информации по интересующим вопросам. После определения тематики и круга, интересующих аудиторию вопросов, для участия в вечере приглашаются специалисты, владеющие данной информацией.

Литературные, музыкальные, театральные гостиные, как культурно-досуговые программы камерного характера предполагают обилие выразительных средств (жанров литературы, музыкального, театрального) и непринужденное общение в аудитории.

Методика подготовки тематических вечеров включает в себя следующие элементы:

— выбор социально-значимой темы, определение цели программы, работа над идейно-художественным замыслом;

14 стр., 6854 слов

Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации

Часть 1. Вы никогда не обращали внимания на то, что одних людей то и дело обманывают? В то время как другим удается избежать подобных ситуаций достаточно легко? Почему? В чем причина некоего "фатализма судьбы"? Если проанализировать, почему некоторые люди снова и снова попадаются на удочку обмана, то получатся интересные результаты. Для того чтобы понять, что же происходит с людьми в ситуациях ...

— подбор материала (документального, художественного,

публицистического);

— драматургическая организация материала (разработка сюжетного хода, композиционное построение, составление сценарного плана или написание сценария);

— репетиционная работа: с ведущими, выступающими (по необходимости), с исполнителями художественных номеров, отбор художественных фрагментов и наглядных средств;

— подготовка музыкального и светового оформления, проверка технического оснащения;

— подготовка художественного оформления: аудитории, в которой планируется проведение программы, костюмы, бутафория, подготовка выставки, плакаты и газеты и др.;

— информирование о проведении вечера: изготовление афиши; пригласительных билетов, сообщение по местному радио и т.п.;

— решение организационных вопросов: обеспечение порядка; организация встречи гостей; приобретение призов и подарков, работа гардероба и другие вопросы.

1.2. Особенности проведения тематического вечера, как вида культурно — досуговой программы

Особенности драматургии вечеров общения.

Драматургия вечеров общения – это драматургия самой жизни. Вечера не тиражируются, поэтому замысел, как правило, может быть реализован только однажды ( предполагая одну площадку проведения).

Действие вечера будет развиваться от экспозиции и завязки к кульминации и развязке не по законам и канонам драмы: будут возникать непредвиденные противоречия, которые нужно использовать или устранить, действующие лица, которые могут помочь и помешать развитию вечера, обстоятельства, которые так или иначе, повлияют на ход событий.

Такая драматургия в большей степени рассчитана на импровизацию, а значит, её предварительные намётки чаще всего похожи на его оперативные планы, чем на сценарии. В отличие от драматургии театрализованных представлений она не рассчитана на предварительные репетиции, заучивание ролей. Задача этой драматургии – направлять естественный ход событий в планируемое русло, придать им желаемое содержание. Разработка вечеров общения требует вариативности, умения не только создавать условие, но и чаще использовать реальные обстоятельства, создать общую направленность, правила игры или поведения людей. Разрабатывая драматургию подобных событий, приходится предварительно изучать будущие места действия, подбирать возможный состав участников, учитывать психологические факторы, возможность управляемости событием, взаимодействие сил, предвидеть тематическое развитие, результат взаимодействия содержания мероприятия на участников.

2 стр., 526 слов

Решение индивидуальных ситуаций участников в процессе семинара

Дарья Никитченко Проводит в г. Мелитополь 20, 21, 22 апреля Хдневный психологический тренинг-семинар «Успешный процесс управления своей жизнью»   Никитченко Дарья Юрьевна o Дипломированный специалист по практической психологии и биологии МГПУ имени Богдана Хмельницкого. o Магистр практической психологии. o Член Международной Академии культуры безопасности, экологии и здоровья. o Член- ...

В драматургии любого вечера общения можно различать два вида ситуаций: условную и реальную. Условная ситуация создаётся необходимостью развития тематического замысла вечера, в неё можно вовлекать собравшихся, заставляя их сопереживать и анализировать. Если в её пределах автор вечера добьётся повышения активности участников, он может быть удовлетворён результатом. Но на самих вечерах общения, как правило, параллельно развивается и другая ситуация – безусловная. Вот в ней-то и заключается особенность драматургии клубного общения. Возникают реальные коллизии, реальные противоречия, реальные конфликты. Эти конфликты социального, нравственного, психологического порядка тоже могут иметь не только своё развитие, свою кульминацию, но и своё психологическое и эмоциональное разрешение. Иногда реальная ситуация поворачивает развитие вечера в свою сторону, поэтому уже в его замысле желательно использовать реальную жизненную ситуацию, в которой могла бы реализоваться задача вечера и раскрылись возможности участников.

Ситуация знакомства – даёт возможность автору вечера представить друг другу незнакомых участников, побудить их интерес друг к другу, создать круг внимания к общей теме и проблеме.

Ситуация спора. Задача – выяснение мнений, суждений участников по какому-либо вопросу. Здесь возможно определение позиции. Если позиции, отношение к предмету спора не совпадают или не противоречат друг другу, спор может не возникнуть и всё сведётся к обмену информацией, а то и уходу от обсуждаемой темы и проблемы.

5 стр., 2028 слов

Основная образовательная программа 14

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный педагогический университет им. а. и. герцена» ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Педагогическая практика ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА по направлению 030300.68 Психология Магистерская программа Психологическое консультирование ...

Ситуация принятия решения. Эта ситуация может возникнуть, если в теме заложены альтернативные варианты решения какой-либо жизненной проблемы. В этом случае в качестве экспозиции предлагаются предварительные условия, возможные пути решений. Участники выдвигают свои предложения, аргументируют их. Идёт отбор наиболее рациональных предложений и т.д.

Ситуация совместной деятельности. В процессе совместной деятельности проявляются и формируются характеры, личности. Драматургия будет строиться на проявлении деловых и нравственных качеств участников, оценки их общественной деятельности. Как правило, здесь тоже возникают и противоположные мнения, и конфликты…

Совместная деятельность и на самих вечерах, где собравшимся ясна и интересна цель, задача, условия затеи, средства её осуществления. В этом случае возникает коллективная творческая деятельность.

Ситуация соревнования – во многом зависит от заранее выработанных условий, которые соблюдают все. В основе её – реальные и возможности участников. Цель каждого из них – добиться наиболее высоких результатов по сравнению с другими. Соревнование – средство активизации участников вечера. Автор сценария вечера – специалист в области смысловой информации. Он извлекает из жизненного материала – из фактов, явлений, характеров, предметов их возможное значение и их многообразные связи друг с другом. Сценарий лишь «черновик» вечера. Это стадия понимания материала, стадия его первого, пока ещё словесного оформления.

Для того чтобы подготовить интересный вечер, нужно научиться, увлекательно рассказывать. Это относится не только к выступающим и ведущим, но и прежде всего к авторам сценария, к умению распределить на вечере имеющийся материал.

Новую информацию, новые сведения лучше расходовать на вечере экономно. Не следует злоупотреблять информацией, рассчитанной на слух, лучше искать наглядный материал и максимально насыщать зрительную часть вечера. Другая крайность – недостаток информации. Недостаток значимой для посетителя информации приводит к так называемому « информационному голоду», ослабления внимания, аудитории.

Еще на стадии подготовки сценария автор должен предварительно рассчитать все нагрузки: психологическое и информационное напряжение, разрядку этого напряжения, степень оригинальности формы их содержания, построить композицию вечера с расчетом, чтобы он воспринимался с возрастающим интересом. Нельзя допускать однообразия информации, чередовать материал, различный по характеру, создавая непрерывную смену информации.

Общий план вечера представляет схему последовательного рассказа или развития сюжета, порядковую запись названий эпизодов. Для этого можно предварительно, в соответствии с сюжетным или сценарным ходом, распределить отобранный материал и обозначить границы эпизодов. Необходимо подумать о том, как ввести собравшихся в основную тему, познакомить друг с другом, то есть продумать часть сценария, которая называется экспозицией. Желательно найти исходную ситуацию, с которой начинается развитие вечера (завязку действия), продумать движение действия к высшей точке напряжения (кульминации).

Развязку и финал лучше не затягивать: они должна следовать вскоре за кульминацией.(52, 236с.)

Глава 2. Технология организации и проведения тематической культурно-досуговой программы

2.1. Технология организации тематической культурно-досуговой программы

Термин «технология» происходит от двух древнегреческих слов: «техне» – искусство, мастерство и «логос» – наука, знание, закон. Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта [16, с. 15].

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в термино­логию социально-культурной сферы.

Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употребле­нии этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характер­ных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология — это совокупность приемов, применяю­щихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».

В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодей­ствия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

В учебном пособии «Основы социально-культурной дея­тельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология — это механизм реализации теории в практику соци­ально-педагогической деятельности [15, с. 26].

Технология – это средства, формы и методы социально-культурной деятель­ности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания [15, с. 23].

Как отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «формируются или проектируются технологии, как правило, ситуативно, в зависимости отряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, ис­кусства, спорта на данной территории, характера общественных, досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических «этнических и других ситуаций в регионе», и далее «… известен, например, сложный процесс разработки и внедрения социальной технологии исполь­зования хозрасчетных механизмов в культурно-досуговых цент­рах. Конкретным результатом реализации этой технологии стало создание разнообразных предпринимательских, коммерческих структур, территориальных фондов культуры и искусства на уровне республик, области, края, района, города» [15, с. 21].

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

  1. общие технологии ориентируют на наиболее харак­терные процессы, происходящие в культурно-досуговой дея­тельности (например, процесс внедрения хозрасчетных меха­низмов в практику учреждений культуры и досуга);

  1. функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализа­ции определенного содержания сферы культуры и досуга (при­мером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);
  1. дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными катего­риями населения и различными возрастными группами [15, с. 23].

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:

  • концептуальность. т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологи­ческое и социально-педагогическое обоснование дости­жения поставленных целей;
  • системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;
  • управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации, разработку и реализацию проектов и программ, диагностику на определенных этапах раз­вития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;
  • эффективность современных технологий должна заклю­чаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;
  • и еще важный элемент разработанной технологии — это ее воспроизводимость в других однотипных учреждениях и другими субъектами [18, с. 21].

Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержа­тельная техника реализации теории в практику.

Н.К. Фоменко, разрабатывая программу курса «Технология ведения культурно-досуговых программ» для специализации «Организация и ведение культурно-досуговых программ», в организации тематической культурно-досуговой программы предлагает рассматриватьтри периода (фазы): докоммуникативная; коммуникативная; посткоммуникативная.

I. Докоммуникативная фаза

1. Коммуникативно-диагностическая функция ведущего.

На подготовительном этапе работы ведущему необходимо подвергнуть анализу условия будущей коммуникативной деятельности, выявить возможные социально-психологические и другие противоречия, с которыми предстоит ему столкнуться во время ведения программы. Важно ознакомиться с составом потенциальной аудитории, ее отношением к теме и жанру предстоящей программы, степени заинтересованности в предстоящей встрече.

Программы, в которых ведущим и организатором игнорируется этот этап подготовительной работы, преподносят часто много нежелательных проблем.

2. Коммуникативно-прогностическая функция.

Ее реализация связана с оценкой положительных и отрицательных сторон ситуации предстоящего общения.

3. Коммуникативно-программирующая функция.

Суть ее определяется задачами подготовки программы общения, разработкой текстов ведения с учетом особенностей аудитории.

4. Коммуникативно-организационная функция.

В подготовительный период ведущему приходится часто выступать в роли организатора встреч с героями будущей программы, выезжать на места их работы, встречаться с их коллегами, учениками (если это учителя) и т.д.

В том случае, когда постановку программы осуществляет режиссер, ведущий должен присутствовать на всех репетициях, «вживаться» в программу, при необходимости выполнять функции со-режиссера.

II. Коммуникативная фаза.

В коммуникативной фазе культурно-досуговой программы в зависимости от жанра программы ведущий выполняет часто те функции, которые были определены для ведущих эстрадного концерта, интеллектуальной игры и театрализованного представления. Но проблема заключается в том, что в каждом жанре культурно-досуговой программы (конкурсно-игровой, тематическом вечере, фестивале, дискуссии, шоу, танцевально-развлекательной и т.п.) эти функции вступают в особые отношения и ведущему необходимо знать доминантные, самые важные именно для этой программы, и овладевать ими.

III. Посткоммуникативная фаза.

  1. Функция аналитическая

  2. Функция корректирующая
  3. Функция редактора

В этой фазе ведущие подвергают анализу ведение программы по уже отработанным критериям. Пытаются откорректировать выявленные просчеты в индивидуальной самостоятельной работе или с педагогом, режиссером (если позволяет время).

Хорошо бы, чтобы этот период работы ведущего фиксировался на видеопленку, чтобы можно было видеть результаты в сравнении и сопоставлении с первым (премьерным) показом.

Редакторская работа ведущего заключается в доработке (правке) своих текстов для окончательного варианта сценария и его публикации.

Закончить систематизацию рабочих функций ведущего культурно-досуговых программ следует кратким комментарием к функции организатора на всех этапах его работы.

2.2. Проведение тематической – культурно — досуговой программы, посвященной Дню защитника Отечества

В Доме культуры Кемеровского района, с.Березово численный штат сотрудников 9 человек. В структуре предприятия:

— кружок – хор ветеранов «Березонька» — руководитель Сорокин Вениамин Иванович (хору ветеранов -25 лет)

— кружок – детский хор «Капельки» — руководитель Метелев Александр Аркадьевич (заслуженный работник культуры РФ)

— студия эстрадного вокала «Начало» — руководитель Наумов Сергей Анатольевич (студия «начало» являются дипломантами всероссийского эстрадного исполнительства, и лауреатами международного конкурса эстрадного исполнительства в Чехии).

— детская театральная студия «Ю-АРТ» — руководитель Наумов Петр Николаевич (заслуженный работник культуры РФ).

Детская театральная студия «Ю-АРТ» является участниками фестиваля детских театральных коллективов «Планета детства» и победителями районного конкурса детских театральных коллективов «Театральные подмостки».

Основными задачами Дома культуры являются:

— организация культурного досуга населения (детей, подростков, молодежи, взрослого населения и людей старшего поколения);

— подготовка и проведение мероприятий, посвященных важнейшим историческим событиям России, города и т.д.;

— культурно-воспитательная работа среди детей, подростков и иных категорий населения;

— развитие самодеятельного художественного творчества, ремесел;

— организация и развитие любительских объединений, клубов по интересам и т.д.;

— возрождение и пропаганда традиций, обрядов, культурного наследия населения.

Для удовлетворения культурных потребностей населения в Доме культуры предусматриваются следующие функции:

  • развивать клубы, секции и кружки в соответствии с запросами населения;
  • ликвидировать неперспективные направления клубной деятельности;
  • проводить позиционирование клубов, кружков и секций;
  • разрабатывать концепции развития клубов, кружков и секций;
  • выстраивать систему отношений секций, кружков и клубов с бизнесом, общественными организациями, широкой общественностью;
  • создавать равные условия для творческого самовыражения многонационального населения города, развития всех видов и жанров самодеятельного творчества;
  • проводить мероприятия по повышению квалификации клубных работников, городские, краевые и региональные смотры, конкурсы и фестивали самодеятельных творческих коллективов;
  • совершенствовать деятельность клубов по нравственному, эстетическому, патриотическому, экологическому воспитанию, организации досуга для различных категорий населения;
  • обеспечивать клубные учреждения современным оборудованием, звукоусилительной и осветительной аппаратурой, музыкальными инструментами, сценическими костюмами и инвентарем.

План подготовки культурно-досуговой программы

Дата:

Наименование мероприятия

8.02.12.

Знакомство с д/к п. Берёзово. и его руководством. Ознакомление с планами задач на практику. Обсуждение планируемых программ.

9.02.12.

Работа с коллективом детской театральной студии « Ю. — Арт.».

12.02.12.

Помощь в подготовке организации программы.

13.02.12.

Генеральная репетиция к 14 февраля.

14.02.12.

Отмена конкурсной программы в связи с низкой температурой в д/к.

15.02.12.

Разработка сценарного плана для проведения концертной программы ко «Дню защитника отечества».

16.02.12.

Работа над сценарием.

17.02.12.

Работа над сценарием. Работа с детьми театральной студии.

22.02.12.

Генеральная репетиция концертной программы. Подбор звукового оформления.

23.02.12.

Проведение концертной программы, посвященной «Дню защитника отечества».

Автором курсового исследования на базе Дома культуры была проведена тематическая культурно-досуговая программа, посвященная Дню защитника Отечества. Культурно-досуговая программа, посвященная Дню защитника Отечества, является плановым мероприятием годового плана работы Дома культуры. Данное мероприятие рассчитано на разновозрастную аудиторию.

План проведения мероприятий

Дата проведения мероприятия: 23 февраля 2012 года.

Время проведения: 13.00.

Место проведения: Дом культуры.

В организации тематической культурно-досуговой программы выделяется три периода (фазы):

— докоммуникативная;

— коммуникативная;

— посткоммуникативная.

1. Докоммуникативный период

Докоммуникативная фаза является подготовительным этапом создания тематической культурно-досуговой программы.

В нее входят следующие компоненты:

— выбор темы, вида (жанра) культурно-досуговой программы;

— выбор адресата (аудитории);

— выбор места и проведения мероприятия;

— создание административной и творческой (постановочной) сценарной группы;

— сценарно-драматическая обработка культурно-досуговой программы, которая в свою очередь состоит из следующих составляющих:

а) сбор материала;

б) изучение литературы по теме;

в) составление примерного (сценарно-режиссерского) плана;

г) подбор музыкального материала;

д) определение главных и вторичных героев, персонажей культурно-досуговой программы;

е) определение основной идеи, сверхзадачи и сквозного действия;

ж) архитектоника построения;

з) подготовка и обеспечение гостевого ряда.

— составление полного и подробного сценария культурно-досуговой программы.

Административная группа во главе с директором и администратором отвечает за материально-техническое оснащение, размещает заказы на изготовление, оформление костюмов, реквизиты, бутафории, рекламы, пригласительные билеты и др.

В постановочную группу входят: главный художник, которому подчиняется вся техническая постановочная часть (костюмеры, гримеры, художник), художник по свету, музыкальный руководитель (звукорежиссер), ассистент режиссера (первый помощник по всем режиссерским, творческим вопросам, помощник режиссера, обеспечивающий своевременную явку выступающих, помощники режиссера (на занавесе, на кулисах).

Программу подготовили и провели Анна Ляшенко и Павел Бондарев.

Работа над культурно-досуговой программой начинается с периода, который в теории называется организационным. Проводились ежедневные репетиции и подбор и подготовка костюмов.

Сценарный замысел

тематической культурно-досуговой программы

«День защитника Отечества»

Тема: «День защитника»

Идея: поздравление мужчин с профессиональным праздником.

Жанр: тематический праздничный концерт.

Выразительные средства: музыкальное и световое сопровождение, концертные номера.

Сценарий праздничного концерта Посвященного 23 Февраля.

Пролог:

Для поздравительного слова на сцену приглашается глава Березовского сельского поселения Эдуард Юрьевич Кытманов (заместитель главы Березовского сельского поселения Анна Анатольевна Проценко).

Экспозиция – открытие культурно-досуговой программы.

Поёт хор ветеранов «Берёзонька».

Завязка: Дорогие друзья, нам бы хотелось, с благодарностью вспомнить воинов, отдавших свою жизнь в локальных военных конфликтах и «горячих точках».

Тех, кто служил и служит, рискуя ценой своей жизни, сохраняя мирное небо над нашей большой и необъятной родиной.

Низкий вам поклон, за наше светлое будущее.

Кульминация: Для поздравительного слова на сцену приглашается директор дома культуры, Петр Николаевич Кузнецов.

Развязка: В этот день поздравляют также и женщин — ветеранов Великой Отечественной войны, женщин — военнослужащих.

Финал: Кульминация всего праздника.

Итак, встречайте театральный коллектив студии «Ю — Арт», с миниатюрой, «Мы играем в театр».

Вот и подошёл к завершению наш сегодняшний концерт.

Ещё раз поздравляем всех мужчин с праздником.

Общее время мероприятия – 1 час.

2. Коммуникативный период.

В коммуникативный период входит:

— оформление помещения;

— встреча и размещение гостей;

— фото- и видеообеспечение;

— пролог, ведение культурно-досуговой программы, финал.

Коммуникативный период начинается с момента встречи зрителей. За музыкальное и световое оформление отвечали звукорежиссер и светооператор. За дисциплину за кулисами, за тем, чтобы выступающие вовремя и в нужной последовательности выходили на сцену, отвечал.

С самого начала тематической культурно-досуговой программы звучит военная музыка, задавая тон культурно-досуговой программе.

3. Посткоммуникативный период

В посткоммуникативный период входит анализ (аналитическое собрание оргкомитета).

Посткоммуникативный период является важной фазой, здесь необходимо уделять внимание, детально изучать, обсуждать, анализировать положительные и отрицательные моменты. Мы решили, что в целом, программа прошла удачно, несмотря на недоработанный ход сценария и периодические неполадки музыкального оборудования. После программы была проведена конкурсная дискотечная программа в честь «Дня защитника отечества».

Выводы ко второй главе

Работа над тематической культурно-досуговой программой начинается с периода, который в теории называется организационным.

Следующим этапом организации программы является выбор темы, жанра, места и времени ее проведения.

Коммуникативный период начинается с момента встречи гостей.

Посткоммуникативный период является важной фазой, хотя очень часто в учреждениях культуры остается незамеченной, т.е. очень мало изученной, вследствие чего из года в год допускаются одни и те же ошибки в последующих культурно-досуговых программах.

Поэтому необходимо уделять внимание, детально изучать, обсуждать, анализировать положительные и отрицательные моменты.

Заключение

В процессе работы над замыслом тематической культурно-досуговой программы можно проследить и вычленить следующие этапы:

1. Отклик на «социальный заказ» общества, сбор и поиск материала.

2. План творческой деятельности. Определение тематической основы будущего сценария, изучение предполагаемой аудитории, постановка педагогических задач.

3. Кристаллизация плана, обрастание содержательным материалом, поиск дополнительных фактов, уточнение событий, явлений, поиск реальных героев и работа с ними и над документами.

4. Творческие импровизации и вариации при отборе художественного материала.

5. Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сюжета или сюжетного хода, образной выразительности.

6. Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов.

7. Доработка и реализация замысла в одной из форм сценарной записи. Окончательный отбор выразительных и изобразительных средств для воплощения замысла.

В организации тематической культурно-досуговой программы выделяется три периода (фазы): докоммуникативная; коммуникативная; посткоммуникативная.

Докоммуникативная фаза является подготовительным этапом создания тематической культурно-досуговой программы. В нее входят следующие компоненты:

— выбор темы, вида (жанра) культурно-досуговой программы;

— выбор адресата (аудитории);

— выбор места и проведения мероприятия;

— создание административной и творческой (постановочной) сценарной группы;

— сценарно-драматическая обработка культурно-досуговой программы, которая в свою очередь состоит из следующих составляющих: сбор материала; изучение литературы по теме; составление примерного (сценарно-режиссерского) плана; подбор музыкального материала;) определение главных и вторичных героев, персонажей культурно-досуговой программы; определение основной идеи, сверхзадачи и сквозного действия; архитектоника построения; подготовка и обеспечение гостевого ряда.

— составление полного и подробного сценария культурно-досуговой программы.

Коммуникативный период начинается с момента встречи гостей. Во время тематической культурно-досуговой программы необходимо, чтобы каждый был на своем месте и выполнял работу, но нет никакой гарантии, что все сработает правильно, вовремя, поэтому нужно проявлять профессионализм, суметь переключить внимание зрителя, чтобы у них не сложилось негативное впечатление от программы.

Посткоммуникативный период начинается в конце коммуникативного, когда зрители подходят к артистам и организаторам тематической культурно-досуговой программы, благодарят их или высказывают пожелания на будущее.

Необходимо еще раз собраться на обсуждение тем, кто готовил программу, чтобы вместе проанализировать успешные моменты для использования их в других театрализованных культурно-досуговых программах. А также важно рассмотреть отрицательные стороны, ведь зачастую происходит различные накладки, невидимые глазу зрителя.

На основании всего вышеизложенного считаем возможным предложить следующие методические рекомендации. Прежде, чем приступить к работе над сценарным замыслом, необходимо внимательно изучить все специфические особенности драматургии театрализованных культурно-досуговых программ и учитывать их в работе. Для того, чтобы тематическая культурно-досуговая программа была содержательной, прошла интересно и во время ее проведения не возникло трудностей, нужно еще в докоммуникативный период обязательно пройти все этапы работы над сценарным замыслом.

Список литературы

  1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации [Текст]: учеб. пособие для студентов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.

  2. Актер на эстраде [Текст] / Сост. А.В. Викторов. — М.: Высшая школа, 2002. -72 с.
  3. Алексеев, А.Г. Серьезное и смешное [Текст] / А.Г. Алексеев. — М.: Искусство, 2001. — 357 с.
  4. Анастасьев, А.И. Русская советская эстрада 1917 – 1929 [Текст] / А.И. Анастасьев. – М.: Высшая школа, 2003. — 290 с.
  5. Ардов, В. Е. Разговорные жанры эстрады и цирка [Текст] / В.Е. Ардов. – М.: Высшая школа, 2002. – 183 с.
  6. Ардов, В.Е. Как вести концерт. В помощь начинающему конферансье [Текст] / В.Е. Ардов. — М.: Высшая школа, 2006. – 302 с.
  7. Белянская, Л.Б. Хочу на сцену! [Текст] / Л.Б. Белянская. — Д.: Сталкер. — 2007. — 448 с.
  8. Беспалько, В.П. Социально-культурная деятельность: сущность, новые подходы [Текст] / В.П. Беспалько, И.И. Беспалько // Культурологические проблемы развития региона: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999.- 169 с.
  9. Большая советская энциклопедия: В 30 т. [Текст] / Гл. ред. А.М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия. — Т. 18, 2005. — 640 с.
  10. Борев, Ю. Эстетика [Текст] / Ю. Борев.- М.: Политлитература. — 2003. — 579 с.
  11. Вершковский, Э.В. Режиссура массовых представлений [Текст] / Э.В. Вершковский. – М.: Высшая школа, 2004. – 165 с.
  12. Викторов, А.В. Начинаем эстрадный концерт [Текст] / А.В. Викторов. — М.: Знание, 2004. – 155 с.
  13. Воскресенский С. Эстрадные жанры [Текст] / С. Воскресенский.- М.: Искусство. — 2000. — 178 с.
  14. Генкин, Д.М. и др. Организация и методика художественно – массовой работы [Текст] / Д.М. Генкин. – М.: Просвещение, 1997. – 128 с.
  15. Генкин, Д.М. Массовые праздники. Учебное пособие для студентов институтов культуры [Текст] / Д.М. Генкин. – М.: Просвещение, 1991. – 140 с.
  16. Германова, М.Г. Эстрадный жанр: (Разговорные жанры эстрады) [Текст] / М.Г. Германова. — М.: Высшая школа, 2005. – 96 с.
  17. Гершуни, Е.П. Заметки о музыкальной эстраде [Текст] / Е.П. Гершуни. — М.: Искусство, 2002. — 231 с.
  18. Гершуни, Е.П. Рассказываю об эстраде [Текст] / Е.Гершуни. – М.: Искусство, 2003. — 254 с.
  19. Гончарова, Н.П. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа [Текст] / Н.П. Гончарова. – М.: Высшая школа, 2006. – 302 с.
  20. Грин, М.Я. Ведущий на эстраде: Заметки великих ведущих [Текст] / М.Я. Грин. – М.: Искусство, 2001. — 157 с.
  21. Давыдов, М.К. Твой дебют [Текст] / М.К. Давыдов. — М.: Высшая школа, 2004. – 387 с.
  22. Детский концерт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www://wikipedia.ru
  23. Дмитриев Ю.А. Эстрада и цирк глазами влюбленного / Ю.А. Дмитриев.- М.: Искусство. — 1971. – 207 с.
  24. Дмитриев, С.С. Очерки истории русской культуры XX в. [Текст] / С.С. Дмитриев. — М.: Высшая школа, 2000. – 386 с.
  25. Долгожанский, А. Н. Краткий музыкальный словарь [Текст] / А.Н. Долгожанский. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – 518 с.
  26. Донская М.Г. Тайна загадочного жанра (150 лет на эстраде) [Текст] / М.Г. Донская.- М.: Высшая школа, 2005. – 158 с.
  27. Досуг: Вопросы теории и социальной технологии [Текст]: сборник статей. — Кемерово, 1992. – 106 с.
  28. Дуков, Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. — М.: Высшая школа, 2003. – 202 с.
  29. Дуков, Е.В. У истоков публичного концерта Нового времени [Текст] / Дуков Е.В. // Концерт в истории западноевропейской культуры. — М.: Высшая школа, 2003. – 203 с.
  30. Еремеев, А.Ф. Происхождение искусства [Текст] / А.Ф. Еремеев. – СПб.: Питер, 2003. – 435 с.
  31. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема [Текст] / А.Д. Жарков // Образование и общество. – 2007. – №2. – С. 17-19.
  32. Жарков, А.Д. Организация культурно–просветительской работы [Текст] / А.Д. Жарков. – М.: Высшая школа, 2003. – 239 с.
  33. Жарков, А.Д. Технология культурно–досуговой деятельности: учеб. пособие [Текст] / А.Д. Жарков. – М.: МГУК, 1998. – 246 с.
  34. Жаркова, А.С. Деятельность учреждений культуры [Текст] / А.С. Жаркова. – М.: Высшая школа, 2000. – 432 с.
  35. Жаркова, А.С. Культурно–досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований [Текст] / А.С. Жаркова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. – М.: Высшая школа, 2004. – 122 с.
  36. Конников, А. Мир эстрады [Текст] / А. Конников. — М.: Искусство, 2002. — 272 с.
  37. Коновалов, В.М. Концертное творчество [Текст] / В.М. Коновалов. – М.: Высшая школа, 2002. – 304 с.
  38. Концерт [Электронный ресурс]: www://wikipedia.ru
  39. Концертное исполнительство: Практика. История. Эстетика [Текст] / под ред. А.Н. Серафимовой. — М.: Искусство, 2005. – 340 с.
  40. Крунтяева, Т., Молокова, Н. Словарь иностранных музыкальных терминов [Текст] / Т. Крунтяева и др. – СПб.: Питер, 2007. – 411 с.
  41. Культурно-досуговая деятельность [Текст] / Под ред. Т.Г. Васильевой, Ю.Г. Волкова. – М.: Высшая школа, 2001. – 324 с.
  42. Курбатова, Н.В. Сценарные технологии [Текст]: учеб. программа / Н.В. Курбатова. – Кемерово: КГИИК, 1998. – 24 с.
  43. Новаторов, В.Е. Культурно-досуговая деятельность [Текст] / В.Е. Новаторов. – М.: Высшая школа, 2001. – 308 с.
  44. Рубб А.А. 30 бесед об эстрадных концертах [Текст] / А.А. Рубб. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2004. – 224 с.
  45. Савкова, З.В. Выразительные средства речевого взаимодействия в массовом представлении: учеб. пособие [Текст] / З.В. Савкова. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 201 с.
  46. Современные технологии социально-культурной деятельности [Текст]: учеб. пособие. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. – 504 с.
  47. Тараканов М.Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке [Текст] / М.Е. Тараканов. — М.: Просвещение, 1999. – 301 с.
  48. маски эстрады [Текст] / Э.Б. Шапировский. — М.: Искусство, 2001. – 135 с.
  49. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. Учебник для студентов высших театральных учебных заведений [Текст] / И.Г. Шароев. – М.: Высшая школа, 2002. – 463 с.
  50. Шубин, С.В. Словарь специальных терминов по театрализованным праздникам и представлениям [Текст] / С.В. Шубин. – Омск, 2001. – 176 с.
  51. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие. Страница 145
  52. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие. 236с.
  53. Щербакова, Г.А. Концерт и его ведущий [Текст] / Г.А. Щербакова. — М.: Высшая школа, 2004. — 80 с.

Приложение Сценарий праздничного концерта, посвященного 23 Февраля

П.— Добрый день дорогие друзья!

А.— Мы рады видеть вас сегодня на нашем праздничном концерте!

П.— Посвященном «Дню защитника отечества»!

А.— Для поздравительного слова на сцену приглашается глава Березовского сельского поселения Эдуард Юрьевич Кытманов (заместитель главы Березовского сельского поселения Анна Анатольевна Проценко).

П.-23 февраля — это праздник всех, кто верой и правдой служит России, кто готов в любую секунду встать на защиту интересов Родины.

А.-В этот день мы чествуем сильных и мужественных людей, которые хранят мир и благополучие на родной земле.

П.-В далёкие годы ВОВ, эта не лёгкая ответственность упала на наших земляков. Среди которых есть наш односельчанин, он так же является участником хора ветеранов, с момента его основания.

П.— Владимир Маркович, разрешите поздравить вас и в вашем лице всех участников ВОВ с днём защитника отечества.

А.— Для вас поёт хор ветеранов «Берёзонька».

П.— Дорогие друзья, нам бы хотелось, с благодарностью вспомнить воинов, отдавших свою жизнь в локальных военных конфликтах и «горячих точках».

А.— Тех, кто служил и служит, рискуя ценой своей жизни, сохраняя мирное небо над нашей большой и необъятной родиной.

П.— Низкий вам поклон, за наше светлое будущее.

А.— Встречайте! Андрей Барахоев.

П.-Для некоторых людей праздник 23 февраля остался днем мужчин, которые служат в армии или в каких-либо силовых структурах.

А.— Тем не менее, большинство граждан России и стран бывшего СССР склонны рассматривать День защитника Отечества не столько, как годовщину великой победы или День Рождения Красной Армии, сколько, как День настоящих мужчин.

П.-А точнее, защитников, в самом широком смысле этого слова.

А.— Для поздравительного слова на сцену приглашается директор дома культуры, Петр Николаевич Кузнецов.

П.: -Мне бы хотелось сказать несколько слов о женщинах.

А.: -Паш, ведь женский день ещё не скоро, я думаю, не стоит торопить события.

П.: -Анют, я хочу отметить-то, что женщины оказывают большую поддержку своим защитникам. Мамы пишут письма, которые ребята с нетерпением читают, а девушки ждут своих любимых, пока они отдают честь Родине.

А.: — В этот день поздравляют также и женщин — ветеранов Великой Отечественной войны, женщин — военнослужащих.

-Для вас поёт Ольга Платонова.

-Дорогие друзья, 25февраля состоится фестиваль детских театральных коллективов, в котором будут принимать участие наши юные театралы.

-Давайте поддержим их горячими аплодисментами и пожелаем творческих побед.

-И так, встречайте театральный коллектив студии «Ю — Арт», с миниатюрой, «Мы играем в театр».

-Вот и подошёл к завершению наш сегодняшний концерт.

-Ещё раз поздравляем всех мужчин с праздником.

-Для вас на сцене Петр Николаевич Кузнецов!!!

32