Т.л.
Введение 2
Глоссарий 4
Основные цели, задачи, принципы, формы и методы организации социальной работы в школе 5
Основные функции, документация, права и обязанности школьного социального педагога 10
10
Деятельность социального педагога 14
Проблемы в процессе обучения и их решение 18
Заключение 20
Библиографический список 22
Введение
Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране недавно, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь на Руси существовала всегда.
Но далеко не каждый человек, не каждый студент готов к столь специфической работе. Недаром в ряде зарубежных стран социальным педагогом можно стать лишь по достижении двадцати семи лет, когда человек делает свой выбор уже осознанно, со знанием дела. Главные качества, необходимые социальному педагогу, — любовь и преданность детям, мастерство и знания, такт и порядочность, умение не злоупотреблять властью над людьми. Необходимо постоянно изучать своих подопечных, их быт, традиции, национальные особенности, культуру.
Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими) , специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации.
Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции. Социальные педагоги делают рейды в семьи учащихся. Это неотделимая часть работы школьного социального педагога.
Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни у детей ...
... жизни у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – содержание работы педагога по формированию здорового образа жизни у детей ... физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться ... детей. Это и несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической службы ...
Глоссарий
Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Социальная работа как вид деятельности — деятельность, направленная на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию.
Социальная работа — это интегрированный, междисциплинарный вид профессиональной деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей различных и, прежде всего, социально уязвимых групп населения. [3].
Социальный работник — человек, в силу своих должностных и профессиональных обязанностей, оказывающий все (или отдельные) виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой (слоем) возникших у них проблем.
Социальный педагог — специалист по воспитательной работе с детьми, подростками, молодежью, взрослыми, призванный создавать благоприятные социальные, учебно-воспитательные условия для развития и социализации личности. [8].
Шко́ла — это
1) учебно-воспитательное заведение.
2) Система образования, выучка, приобретённый опыт.
3) Направление в науке, литературе, искусстве и т.п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.[9].
Основные цели, задачи, принципы, формы и методы организации социальной работы в школе
Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание, в основном, на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению.[7,c.204]. На основе теоретических разработок и обобщения практики современной социальной работы в общеобразовательной школе в работе М.В.Фирсов и Е.Г. Студеновой определяют следующие ее цели: — способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества; — развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив; — способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии; — участвовать в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов. [7,c.204].
Психолого-социальная работа с детьми и подростками, находящимися ...
... деятельностью. Принято различать исторические, социокультурные и жизненные ситуации, в зависимости от их внешних, объективных проявлений в определенной цивилизации, культуре, микросреде. В теории социальной работы ... резервы, и характер, и большинство моральных принципов. Одним из направлений социальной работы является помощь детям и подросткам, находящимися в трудной жизненной ситуации. ...
Социальная работа не связана последовательно с профессиональной деятельностью и концентрируется на педагогической деятельности только в узком смысле слова, что и создает опасность для размытия ее границы потери профилирующей основы, но с другой стороны дает возможность оставаться многогранной и свободной от догматических норм деятельности. Для достижения данных целей способствует решение следующих задач: — контроль динамики посещаемости школы учащимися, их успеваемости, материального и социального положения, их отношений со сверстниками, учителями и родителями; — выявление и содействие устранению причин бедности, девиантного или деликвентного поведения учеников, а так же других симптомов их социального неблагополучия; — посещение семей учащихся, диагностика положения ребенка в школе и классе, выявление его нужд и проблем; — поощрение родителей максимально использовать образовательные возможности школы и возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности; — забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; — оказание помощи родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором больше соответствующего особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствии одного из родителей ит.д.; — защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами и переселенцами; — выявление детей, незаконно занятых на работе в учебное время, решение вопроса об их обучении; -поддержка детей, получающих образование вне школы; — пресечение случаев жестокого обращения с детьми; — содействие детям в реализации их прав в сфере образования и родителям в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам; — организация социальной учебы школьников во внеурочное время (например, эффективным методам решения индивидуальных и групповых проблем), а также различных массовых мероприятий – благотворительных ярмарок, аукционах, акциях милосердия и другие. — развитие в детях и подростках способности принимать решения, а также готовности принять на себя ответственность за поступки, а также за продолжение собственного образования; — расширение возможности развития творческой личности, стимулирование ответственности за происходящее, в том числе за смысл собственного существование, приведение ее в состояние субъекта деятельности, принимающего решения, действующего в соответствии с выработанными ценностями.
Основными принципами социальной работы в общеобразовательной школе в целом и деятельности социальной службы, в частности, в исследования Фирсова М.В и Студенову Е.Г.[7,c.206-207], определены следующие: многофункциональность − выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности школьника и педагога; объективность − учет как можно большего числа факторов существования и развития школьного коллектива и отдельной личности; выработку непредвзятых рекомендаций; учет возрастных особенностей и наклонностей каждой личности, ее нравственную и моральную позицию; коммуникативность − организация системы взаимосвязи с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами, местными и федеральными властями и т.д. для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, его отдельных частей и личностей с целью свободной ориентации во всех школьных делах и процессах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи; интеграция − полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов; оперативность − быстрое разрешение или профилактика социальных проблем и противоречий в данном школьном коллективе, у данной личности; репрезентативность − представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов; адаптация − ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива; автономность − социальная служба должна быть независимой от администрации школы, органов управления образованием и других властных структур;
Социально-психологические механизмы формирования правосознания личности
... человека, который вступает во взаимодействие с правовой системой, достаточно широк: социальные, социально-психологические, индивидуальные, вплоть до особенностей психофизиологического строения человека, факторы и ... сложной деятельности правосознания, связанной с определением потребности и осознанием интереса, личность вырабатывает цель, которой подчиняется ее деятельность. Связующим звеном между ...
репрезентативность − представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов; адаптация − ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Для успешного решения задач по социальной работе в общеобразовательной школе в работах Фирсова М.В.,[7] Курбатова В.И.[5] и других, рассматривается ряд методов. Коррекцию системы ценностей, ориентаций, представлений, предпочтений, совершенствование психологических возможностей, оказание соответствующей поддержки и оказания своевременной помощи авторы предполагают использовать социально-психологические методы. К данной группе методов относится, в частности, психодиагностика. Понятие «психодиагностики» буквально трактуется как «постановка психологического диагноза», или «принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве».[6]. Значителен по своей эффективности и такой метод, как психокоррекция, т.е. деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по определенным критериям не соответствуют принятой модели поведения человека в обществе.[4]. Методы психокоррекции многообразны и связаны с необходимостью формирования оптимальных поведенческих навыков. Так, экзистально-гуманистические методы психокоррекции основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающего значимость решения проблемы человеческого становления и формирования ответственности человека за свое личностное становление. Психологическое консультирование как метод направлено на оказание своевременной помощи ребенку и другим участникам процесса обучения и воспитания как носителям своей социальной роли (педагог, родитель, близкий, сверстник, одноклассник).
Социально-педагогические ресурсы социальных отношений
... социальных отношений......................46 2.3. Программа организационной деятельности социального педагога по коррекции социальных отношений….………………………………………..…53 3. Социально-педагогические условия повышения эффективности реализации социально-педагогических ресурсов социальных отношений 3.1. Диагностика социальных ... значимых для ребенка социальных отношений. Система социальных отношений ...
Чаще всего в обычной практике при решении не глубоких и психологических проблем, возникающих в жизни ребенка и его семьи используется такая распространенная форма, как диалог. Повысить образовательный уровень школьника, сформировать адекватную систему личностно-ориентированных ценностей и представлений помогут социально- педагогические методы. К этим методам относится социально-педагогическая профилактика и коррекция, которая способствует своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения, формированию у учащихся потребностей в ведении здорового образа жизни. Проводя грамотно профилактическую работу с детьми, состоящими на учете в школе, в детской комнате милиции, повышается культурно- правовой уровень учащихся и родителей. Социально-педагогическое консультирование предполагает организацию и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, консультирование и специализированную помощь учащимся в профессиональном определении, а так же консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем. Для оказания своевременной и необходимой медицинской помощи учащимся применяются социально медицинские методы, которые включают в се6я медицинскую реабилитацию и адаптации. Приведению в приемлемое для нормальной жизни соответствие организации жизнедеятельности ребенка с существующими нормами закона и права способствуют социально-правовые методы, включающие в себя конкретные правовые процедуры и операции. К ним относятся: юридическая и правовая защита интересов ребенка, правовой контроль, правовые санкции, правовое просвещение. Правовое просвещение включает в себя процесс и организацию действий, основанных на идее права системы воспитательных и обучающих мер, направленных на создание условий для формирования у детей уважения к законности и правопорядку, юридическому праву, собственных гражданских представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества, конкретных умениях и навыках в социальной сфере и другое. Для полноценной жизни и развития экономических условий существуют социально- экономические методы, направленные на решение проблем материального благосостояния ребенка, к ним относятся: материальная поддержка и помощь, расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей. Вести социальную работу с социальным окружением ребенка позволяют социально-групповые методы. Семейное консультирование поможет решить проблему трудных межличностных отношений в семье, например, наладить детско-родительские отношения. К данной группе методов относится организация самих детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность, совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.д.
Основные функции, документация, права и обязанности школьного социального педагога
Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции: 1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации. 2. Диагностическая, т.е. постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем. 3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ. 4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе. 5. Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями. 6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отнощении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога. 7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка. Сюда можно дополнить еще одну функцию — самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. При работе с клиентами в обязанности школьного социального педагога входит: — обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы; — изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность, его интересы, потребности; — организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей и взрослых; — содействие детям и взрослым в решении личных и социальных проблем; предотвращение правонарушений; реабилитация клиентов; — представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... активно воздействовать на развитие воображения, которое составляет основу творческой способности. Педагоги оценивают проявление творческих способностей в пении, ритмике, игре на ... способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к ...
с различными общественными инстанциями и структурами оказывает содействие в повышении социального статуса семьи. Наряду с обязанностями школьный социальный педагог имеет следующие права: — представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти; — вести государственную и частную социальную практику по сертификату или диплому; — собирать информацию, связанную с нуждами клиентов; проводить социальные опросы, диагностические обследования; — делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов; — информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности; — вносить предложения в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры о поощрении родителей за социальные инициативы и активность; — вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации; — возглавлять общественные, инициативные движения, направленные на решение конкретных социальных проблем по месту жительства, учебы или работы; — способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами.
Курсовая работа. Дети из неблагополучных семей
... семей пьяниц. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем. Если из-за пьяниц - отцов ... в свою очередь может еще больше усугублять психическое состояние ребенка. 5). Что должны - предпринять педагоги, чтобы помочь ребенку, - ведь он не виноват, что живет в неблагополучной ...
Правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту. Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия. Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми. Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство. Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать, как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д. Социальный педагог, работающий в школе, в своей деятельности должен руководствоваться следующей документацией: 1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе. Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка; 2. Должностная инструкция; 3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю; 4. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения; 5. График тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций для отдельных групп населения; 6. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы; 7. Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; 8. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах; 9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем; 10. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как субъектов образовательного процесса; 11.Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей; 12.Методические рекомендации для родителей; 13.Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях; 14.Систематизированная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.
Структура психологической готовности педагога к работе с одаренными детьми
... качеств, составляющих психологическую готовность учителя и способствующих успешной деятельности педагога в работе с детьми с высокой умственной одаренностью. К сожалению, в контексте современных ... значимо влияют на успешность работы учителя с одаренными детьми? Объектом нашего исследования является психологическая готовность педагогов к работе с одаренными детьми. Предметом исследования — комплекс ...
Деятельность социального педагога
Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации. Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции. Социальный педагог в организации своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности [6, c.181]. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности. Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию. Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как первостепенное, воспитание ребёнка, формирование личности, изменяет своё содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, — это школа, и его работа в школе – особый вопрос. Социальный педагог помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача он узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице. Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одарённые. Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае – научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность. Сегодня актуальна нехватка различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов. То есть в настоящее время мало занято в организационном плане внеучебное время школьника. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы. Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом: изучает семью; помогает семьям в кризисных ситуациях; помогает в оздоровлении среды; помогает в улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды; защищает интересы ребёнка; налаживает контакты. Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов — психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррекции, патронаже, обеспечении жильем, пособиями, пенсиями и других видах социальной помощи. Социальный педагог оформляет сберегательные вклады, решает вопросы по использованию имущества и ценных бумаг обучающихся — сирот и оставшихся без попечения родителей, выступает представителем образовательного учреждения и того или иного обучающегося или сотрудника в судебных и административных инстанциях, обеспечивает экстренную помощь попавшим в трудную ситуацию. При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, меры социальной защиты и социальной помощи, реализации прав и свобод граждан [2, c. 64]. Педагогическая поддержка социальных инициатив детей и взрослых, создание условий для их самостоятельного выбора, его стимулирования, развития готовности и способности действовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из ситуации выбора без стресса в современных условиях являются насущной задачей в воспитательной работе образовательных учреждений, испытывающих дефицит новых форм и методик. Это тем более важно, что «во весь рост» встала проблема эффективности воспитания, соответствия основных направлений и приоритетов воспитательной работы природе детства, семейным, национальным и российским социокультурным традициям.
Работа социального педагога с детьми, подвергавшимися насилию в семье
... изучить проблему насилия в семье; 2. выявить детей, подвергавшихся жестокому обращению в семье; 3. разработать рекомендации для социальных педагогов по работе с детьми, подвергавшимися ... семье. Предмет исследования: работа социального педагога с детьми, подвергавшимися насилию в семье. Методы исследования: - изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме; - наблюдение. База ...
Проблемы в процессе обучения и их решение
Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе: — проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб – детей инвалидов, детей- сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем; — проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем.
Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет. Многообразные школьные трудности имеют различные причины. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).
К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. Так же к внешним факторам, отрицательно влияющим на развитие ребенка относятся: экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д. К числу эндогенных факторов относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья. Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ. Устранять данные проблемы можно посредством форм и методов социальной работы в школе: — групповая работа со школьниками вне занятий; — предложения по организации занятий (игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий); — соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях); — работа с родителями, представление интересов родителей; — профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии; — консультирование; — работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики; — научное обоснование, сопровождение и оценивание.
Заключение
Человек, избравший профессию социального педагога, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной культурой, деликатностью, уметь анализировать социальные явления и процессы.
Социального педагога надо выращивать, создавая базу для допрофессиональной подготовки — школу помощников социальных педагогов, включающую три основных блока: общеобразовательный, психолого-педагогический, специализированный.
Одно из направлений развития профессии социального педагога мы видим в том, чтобы ее представители взяли на себя заботу об организации внеурочного времени школьников. Вместе с родителями социальные педагоги смогут придумать много интересного для ребят после уроков. Жизнь детей, их занятия во внешкольное время должны стать заботой социальных педагогов.
Роль социальных педагогов в системе дополнительного образования тем важнее, чем ощутимее расслоение нашего общества.
Есть определенный набор знаний, без которых человек не сможет быть профессионалом в социальной работе. Это знание психологии, навыки коммуникации, умение разговаривать с людьми (детьми, чиновниками, администраторами), педагогические навыки, знание работы в детских коллективах. Кроме того, успех деятельности социального педагога зависит от качеств его личности, духовности и душевности.
Социальный педагог должен знать: Закон Российской Федерации «Об образовании». Конвенцию о правах ребенка, основные закономерности развития личности, специфику формирования отношений в социуме; экономическую, демографическую, социально — педагогическую характеристику различных сфер микросреды; формы и методы социальной работы с семьей, с различными группами и категориями населения; основы социальной политики, трудового законодательства, семейного права; методику и технологию диагностики личности и ее микросреды; навыки анализа и программирования социально — педагогической работы, педагогическую этику.
Библиографический список
1. Аверин А.Н.Проблемы социальной работы в общеобразовательной школе// Образование и социальная работа: проблемы и тенденции развития: сборник научных трудов преподавателей кафедры «Социальная работа» //Под ред.Г.Е.Соловьева, О.В.Солодянкиной.- Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2009.-С. 39-40
2. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998,- 240с.
3. Медведева Е.С. Словарь терминов по теории социальной работы [Электронный ресурс]:
4. Пискунова М.Рефлексия на профессиональную деятельность [Электронный ресурс]/М.Пискунова.-Электрон.ст.-[М].-URL: http://rl-online.ru/articles/3-02/136.html,свободный. — Загл. с экрана.-Яз. рус.-Аналог печат.изд.(Развитие личности.-2002№3).-(Дата обращения: 18.05.2010).
5. Социальная работа / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. Серия «Ученики, учебные пособия». – г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 576
6. Теория и методика социальной работы. Уч.пособие. М.: Изд-во «Союз», 1994. – С. 199.
7. Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие/Фирсов М.В., Студенова Е.Г. — М. : Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.- С. 432с.
8.
9. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/173698/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0
10. http://www.socrab.ru/content/sotsialnaya-pedagogika-i-sotsialnyi-pedagog-v-shkole