Методологическая база исследования

Методологическая база исследования. Онтология жизненного мира (Л. Бинсвангер, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), субъектно-деятельностный и деятельностный подходы (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), категория образа мира и психосемантический подход (А.Н. Леонтьев, Е.Ю. Артемьева, А.М. Лобок, В.Ф. Петренко, В.В. Петухов, С.Д. Смирнов), качественно-феноменологический и гуманитарный подходы (Л. Бинсвангер, М.М. Бахтин, Б.С. Братусь, Г. А. Ковалев, А.А. Пузырей, В.М. Розин и др.).

В качестве общенаучных подходов использовались системно — деятельностный подход (Л.С. Выготский, В.Г. Зазыкин, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.) и акмеологический (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач Н.В. Кузьмина, Н.А. Рыбников и др.).

В качестве конкретно — научного подхода использовался субъектно-деятельностный подход (Г.И. Аксенова, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, П.Е. Решетников, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.).

Методологической основой диссертационного исследования являются принципы единства аффекта и интеллекта (Л.С.Выготский), детерминизма (С.Л.Рубинштейн), единства сознания и деятельности (А.Н.Леонтьев).

Опорой данной работы послужили теоретические положения психологии эмоциональных явлений (Л.М.Аболин, В.К.Вилюнас, Б.X.Варданян, П.Б.Зильберман, К.Е.Изард, А.Е.Ольшанникова, А.М.Прихожан, Я. Рейковский).

Важнейшими методологическими ориентирами послужили: субъектно-акмеологический подход к изучению психического и профессионального развития (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, М.Р.Битянова, И.В.Вачков, А.А.Деркач, Ю.М.Забродин, Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, А.К.Маркова, Е.А.Милерян, Л.М.Митина, В.Д.Шадриков, Л.Б.Шнейдер), системный подход, позволяющий исследовать феномен эмоциональной устойчивости в его целостности (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), личностный подход, раскрывающий взаимосвязь и взаимовлияние эмоциональных, интеллектуальных, мотивационных и волевых особенностей личности (Л.И.Анцыферова, К.К.Платонов, А.А.Реан).

Методологическим основанием исследования являются общенаучные принципы познания, основные общепсихологические принципы: принципы развития, детерминизма, системного подхода к изучению психических явлений, антропологический и исторический подходы к изучению человека. Теоретическую основу исследования образует совокупность положений, содержащихся в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, концепциях критических возрастов К.Н. Поливановой, концепциях эго-идентичности Э. Эриксона и Дж. Марсиа, в трудах отечественных исследователей личности: Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, А.Н.Леонтьева, Д.А. Леонтьева, А.А.Реана и др.

11 стр., 5148 слов

Личность как предмет психологического исследования Леонтьева А. Н

Личность как предмет психологического исследования Леонтьева А. Н. Курсовая работа Студентки І курса специальности «Психология» дневного отделения - 2 - ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3 ГЛАВА Ι 1.1. «Жизненный путь Алексея Николаевича Леонтьева»…………………..5 1.2. «Научный вклад Алексея Николаевича Леонтьева в Психологическую науку»……………………………………………………………………..11 ГЛАВА ΙΙ 2.1. «Личность ...

методологическая парадигмальная модель образования, ставящая в центр внимания обучающегося, как саморазвивающуюся личность, и порождающая поиск новых фундаментальных основ в качестве обновления системы образования (Е.В. Бондаревская, А.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, С.В. Кульневич, и др.); компетентностный подход (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.С. Ермаков, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский, А.М. Новиков, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.); культурологический подход (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский, А.Д. Король, А.М. Кушнир, В.И. Слободчиков, Н.Е. Щуркова и др.); личностно-ориентированный подход (Б.Г. Ананьев, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, Е.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская и др.); аксиологический подход (О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, М. Лурье и др.) и рефлексивный подход (А.С. Арсеньев, А.П. Гуреев, И.А. Мушкина, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, В.И. Харькин и др.).

Методологическую базу исследования составляют положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте деятельности и отношений, об общечеловеческих ценностях как основе формирования личности. В анализе исследуемого предмета мы исходим из понимания личности как субъекта общественной жизни и профессионально-трудовой деятельности; природной и социокультурной обусловленности развития человека и его взаимоотношений с окружающим миром; идей гуманизации и гуманитаризации образования. Методологическим ориентиром исследования выступают системный, личностный и субъектно-деятельностный подходы к пониманию закономерностей развития и воспитания личности. В анализе исследуемого предмета мы руководствуемся общенаучными принципами достоверности и объективности фактов, диалектики общего, особенного и единичного, системного подхода к анализу явлений воспитания и образования, выявлению их прогностического значения.

16 стр., 7763 слов

Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения

... учении, содействие их обретению и развитию. Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые ... .Н., Колесникова И.А. И др.) По мнению Бондаревской Е.В. дифференцированный подход в образовании — это образование, ориентированное на ребёнка, ищущее пути, как наилучшим ...

Основными методологическими ориентирами исследования служат идеи и подходы к пониманию сущности образования и воспитания (Е.П. Белозерцев, Б.М. Бим-Бад, А.П. Валицкая, Б.З. Вульфов, О.В. Долженко, Б.С. Гершунский, В.И. Гинецинский, Э.Н. Гусинский, В.Д. Иванов, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, И.С. Кон, В.М. Коротов, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, А.Г. Пашков, В.А. Разумный, В.М. Розин, В.А. Сластенин, Г. Н. Филонов); аксиологический подход к изучению педагогической реальности (А.М. Булынин, М.А. Верб, И.Ф. Гончаров, В.И. Додонов, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, Л.Н. Столович); личностно-деятельностный подход к воспитанию (Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, А.В. Петровский, И.И. Резвицкий, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов и др.); философия воспитания и теория воспитательных систем (В.С. Библер, Б.З. Вульфов, С.И. Гессен, О.В. Долженко, Э.В. Ильенков, В.А. Караковский, А.Т. Куракин, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, А.Г. Пашков, В.М. Розин, Н.Л. Селиванова, В.Д. Семенов, А.М. Сидоркин, Е.Н. Степанов и др.).

МОИ явились философские положения теории познания, теории деятельности, теории формирования и развития личности; идеи развития личности в деятельности и общении (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), концепции гуманизации и личностно ориентированного образования (С.В. Алексеев, Е.В. Бондаревская, М.В. Богуславский, О.Е. Лебедев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); достижения в области валеологии и педагогической валеологии (Р.И. Айзман, Г. Л. Апанасенко, И.И. Брехман, Г. К. Зайцев, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, В.П. Петленко, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева и др.); дидактические и методические основы содержания и процесса обучения биологии (Н.Д. Андреева, Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, И.Д. Зверев, Б.Д. Комиссаров, В.М. Корсунская, В.В. Пасечник, Б.Е. Райков, Д.И. Трайтак и др.).

4 стр., 1572 слов

Развитие личностных качеств.

Требования профстандарта педагога В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи: Установить чёткие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности. Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций. Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны ...

МОИ явились: идеи диалектического единства общего, особенного и единичного; учение о сущности и движущих силах развития, ведущей роли деятельности в формировании личности, гуманизации учебно-воспитательного процесса. В качестве специальной методологии выступают системный, личностно-деятельностный, компетентностный и технологические подходы.

Теоретической основой исследования послужили:

— концепции высшей профессиональной школы как ведущего звена общей системы непрерывного образования (О.А. Абдуллина, С.И. Архангельский, Б.С. Гершунский, В.М. Монахов, В.А. Сластенин, И.Д. Чечель и др.);

— идеи личностно ориентированного педагогического процесса (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Г. И. Железовская, М.В. Кларин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

— теория профилизации обучения (Е.В. Воронина, Ю.В. Громыко, П.С. Лернер, А.Г. Каспржак, В.А. Орлов, А.А. Пинский, Н.П. Пищулин, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистякова и др.);

— теория компетентностного подхода (Э.Ф. Зеер, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, Ю.Г. Татур, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Е.В. Бондаревская, Т.Е. Исаева, М.А. Чошанов и др.);

— теория ценностно-ориентационного подхода к изучению формирования профессиональной позиции (З.И. Васильева, С.Г. Вершловский, Т.Г. Галактио-нова, А.Г. Гогобидзе, Л.А. Григорьева, А.В. Гуторова, В.А. Сластенин и др.).

8 стр., 3521 слов

Теория подходы

В течение многих лет психологи и социологи высказывали свои суждения об одиночестве. В дидактических целях мы классифицируем их рассуждения на восемь групп: психодинамические, феноменологические, экзистенциально-гуманистические, социологические, интеракционистские, когнитивные, интимные и теоретико-системные. Цель данной статьи - раскрыть, сравнить и оценить эти теоретические подходы. Естественно, ...

  • идеи, выработанные в философии и педагогике гуманизма, дающие представления о человеке как высшей ценности, о механизмах его развития (Н.А. Бердяев, М.Н. Берулава, М.В. Богуславский, В.П. Зинченко, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский);
  • концептуальные положения о роли гуманистически ориентированной образовательной деятельности в развитии личности (Н.Б. Крылова, С.В. Кульневич, Г. К. Селевко, В.А. Сластенин);
  • психолого-педагогические концепции профессиональной подготовки будущих учителей (О.А. Абдуллина, К.А. Абульханова-Славская, С.Б. Елканов, И.А. Зязюн, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, П.Е. Решетников);
  • идеи гуманистической философии, педагогики и психологии о педагогическом общении как свободном, духовном, культурном и межличностном взаимодействии (Г.С. Батищев, А.А. Бодалев, М.С. Каган, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина, А.В. Мудрик, И.И. Рыданова);
  • личностно-ориентированный, аксиологический подходы к решению проблемы развития у будущих учителей коммуникативной компетентности (Ш.А. Амонашвили, Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Е.О. Галицких, М.Г. Казакина, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская);
  • современные исследования, раскрывающие сущность, структуру, функции общения и отношений межличностного взаимодействия (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, В.С. Грехнев, В.Н. Куницына, А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, В.А. Петровский);
  • теоретическое обоснование контекстного подхода (А.А. Вербицкий) в развитии коммуникативной компетентности у студентов.