1.Психология как наука, задачи, особенности. Место психологии системе наук. Основные разделы отрасли психологии.
Псих-я как наука обладает особым- качествами, которые отличают ее с т др. дисциплин. В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 в. первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучение так называемых душевных, или психических явлений, т.е. таких, которые каждый чел-к легко обнаруживает е собственном сознания в результате самонаблюдения. Позднее сфере исследований значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и д-ть чел-ка.
С 19 в. психология становится самостоятельной и экспериментальной-областью научных знаний. Предметом изучения психологии яв-ся психика чел-ка и животных, вкл-ая в сеоя субъективные явления. С помощью одних (ощущение, восприятие, внимание, память) чел-к познает мир — познавательные процессы. Др. явления регулирует его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими св-ми и состояниями личности (потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства, эмоций, склонности, способности, знания, сознание).
Психология изучает человеческое общение и поведение , их зависимость от психических явлений, зависимость формирования и развитие психических явлений от них. Общение и д-ть также составляют предмет современных психических исследований. Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснения, с одной стороны, в биологической природе чел-ка, с др.- в его индивидуальном опыте, с третьей- в законах, на основе которых строится по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведем» челка от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системе, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающиеся данного чел-ка с окр. людьми, от той соц-ой роли которую он играет в обществе, от видов д-ти, в которых непосредственно участвует.
Процессы состояния св-ва :-индивидуальные , — групповые
— внутренние(психические), — внешние (поведенческие)
Существуют различные точки зрения на стр-ру псих-х явлений. Мы будем разделять псих-е явления на три основных класса: псих-е процессы, состояния и св-ва.
восприятие человека как высший психический познавательный процесс.
... Свойства восприятия Понятие восприятия в психологии употребляется в разных значении-ях. Прежде всего, восприятие определяют как психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы ...
Псих-е процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения чел-ка. Они обладают динамичными характеристиками (параметры определяющие длительность и устойчивость псих-х проц-в).на основе псих-х проц-в формируются определенные состояния, происходит формирование ЗУН. Психические процессы: Познавательные: поих-е процессы, связанные с восприятием и переработкой инфо: ощущение, восприятие, представление, память, воображение, речь, мышление. внимание,
Эмоциональные аффекты, эмоции, чувства, настроение, эмоциональный стресс,
Волевые принятие решений. преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу псих-х процессов — неосознаваемые процессы (протекающие вне контроля со стороны сознания).
Психические состояния характеризуют состояния психики в целом. Они имеют также свою динамику, которая , характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. К псих-м сост-м относятся: угнетенность, страх, бодрость, уныние Псих-е св-ва хар-ся большей устойчивостью и большим постоянством.
Под псих-ми св-ми личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень д-ти и поведения чел-ка. К псих-м св-м относятся направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих св-в а также особенности развития псих-х процессов и преобладающеие (наиболее хар-ые для чел-ка) псих-е состояния определяют неповторимость человека его индивидуальность. Псих-е явления связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, также м/б разделены на псих-е процессы, псих-е состояния и псих-е св-ва. К коллективным псих-м процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относятся общение, межличностное восприятие межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др.
К псих-м состоянием- конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость закрытость группы. : паника и. др.
К псих-м св-м — организоваяшстъ, стиль руководства. эффективность д-ти. Т.о. предметом психологии яв-ся психические явления, поведение человека">психика и психические явления, как одного конкретного чел-ка, так я психические явления, наблюдаемые э группах и коллективах.
Задачей психологии яв-ся исследование психических явлений. Особенности психологии как науки: 1).
Психология наука о самом сложном-о психике. Психика — это «свойство» высокоорганизованной материи.
2).
Псих-я находится в особом положении, потому что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.
Объект — реальность . которую изучают человек; субъект — тот кто изучает эту реальность. Если раньше мысль чел-ка направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя.
Чел-к с помощью мышления начал исследовать само мышление. Только в псих-ии научное сознание чел-ка становится его научным самосознанием.
3) особенность псих-ии заключается в ее уникальных практических следствиях. Познавая себя, чел-к будет себя изменять. Можно сказать, что псих-я — наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая чел-ка. Псих-я — учение о душе (греч. «психе-душа).
II. Психология наука о сознании
... состояние, что в конечном итоге позволит избежать синдрома эмоционального выгорания или профессиональных деформаций. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Этапы развития психологии как науки I. Психология- наука о душе Психология ... который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формированиясамосознания человека. III. Третья характеристика сознания -обеспечение ...
Наука о закономерности развития и функция психики как особой формы жизнедеятельности. Наука о психическом отражении действительности в процессе д,еят-ти чел-ка и поведении животных. Термин «психология» ввел а 1590г.. Гокленнус. В 18в Вольф ввел этот термин в психологию. Место психологии в системе наук. Кедров в 1965г. предложил треугольник наук. Естест-е науки Обществ-е ,фил-ие
Психология вышла из философии, связана с общественными и естественными науками. Все науки что-то черпают из психологии. Соколова предложила пирамиду наук
Филос, матем,.. естеств.н..технич.н..общественные н.
Психология занимает промежуточное положение м/у филосиф-ми науками, с одной стороны, естественные — с др., социальными с Зей. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета, Основные разделы и отрасли психологии.
Псих-я — разветвленная наука, имеющая много отраслей. Возникновение отраслей связано с широким внедрение псих-ии во все сферы научной и практичесадш д-ти, с появлением новых психологических знаний.
Разделы общей псих-ии: 1).
Общий теоретический раздел: познавательные процессы, регулятивные процессы (эмоции, мотивы, воля), псих-я личности 2). Фундаментальные спец-ые отрасли псих-ии: нейро, пато, возрастная, дифференциальная, социальная, этно, зоо, психосемантика.
- Междисциплинарная спец-ая отрасль псих-ии: психофармокология, психолингвистика , психосоматика , историческая псих-я.
- Прикладные отрасли психологии: псих-я спорта, психодиагностика, психотерапия, псих-я семьи, псих-я религии, псих-я труда, юрид. псих-я и